Хорошо оплаченная ненависть

Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 27 октября – 3 ноября. – Оружие массового поражения. – Кадры для терактов. – Рецидивы прошлого. – Легализованный шпионаж. – Фондовые рекруты. – Без креста. – Католическая разведка. –  Урок беснования. – Сила молитвы.

На прошлой неделе темой, вызвавшей активный интерес журналистов, стала проблема сектантства на территории России. «Российская газета» публикует интервью Екатерины Берновской с профессором Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, психиатром-экспертом и заслуженным врачом РФ Федором Кондратьевым «Промывание мозгов за ваш счет». Он отмечает, что впервые столкнулся с этой проблемой при проведении экспертиз по уголовным делам: «В этих делах фигурировали сектанты, совершившие ритуальные убийства». Врач подробно описывает действия сектантов при вербовке новых агентов.

Также он отмечает, что проблема сектантства – не только и не столько медицинская: «Она общественная, поскольку приводит к разводам и как следствие к росту числа социальных сирот. Она и государственная, поскольку интересы сект противопоставлены интересам государства. Реально какой-либо службы противостояния деятельности сект и помощи их жертвам на государственном уровне у нас нет. Новоявленные культы – часто мощные финансовые центры. Ежедневные доходы некоторых из них достигают 1-1,5 миллиона долларов». Видимо, именно на такие вот средства, будет построен, например, ведический культурный Центр в Москве на Ходынском поле, которое является символом одного из самых трагических моментов русской истории. И в то время как врачи озабочены распространением сектантства в России, мэрия Москвы под молчаливое согласие общественных организаций, в том числе и православных (кроме Союза православных граждан), выделяет дорогостоящую землю под строительство кришнаитского храма. И будущее сооружение рассчитано явно на большее, чем есть сейчас, количество кришнаитов, – с учетом тех, кого они собираются «завербовать» в будущем.

О необходимости создания единой государственной программы «разоружения» тоталитарных сект заявили участники круглого стола «Тоталитарные секты – оружие массового поражения», который состоялся 28 октября в московском Доме журналиста, сообщает «Благовест-инфо». По утверждению участников круглого стола, сейчас наблюдается активизация как «традиционных», так и сравнительно «молодых» тоталитарных сект, таких, как Церковь саентологии, Церковь объединения (Муна), Общество сознания Кришны, Свидетели Иеговы, «Белое братство» и прочих. «Психиатр Юрий Полищук заявил, что он видит в «нашествии» этих сект в России «спланированную и скоординированную акцию, направленную на подрыв духовного воздействия Русской Православной Церкви». Он также констатировал, что при нынешнем состоянии законодательства «обезоружить» секты юридически невозможно, поэтому единственным «оружием» на данный момент является просвещение. Именно с этой целью предложено создать государственный информационно-консультативный центра по вопросам деятельности тоталитарных сект и реабилитации их жертв.

Агентство РИА «Новости», рассказывая о прошедшем заседании круглого стола, отмечает, что «тоталитарные секты угрожают национальной безопасности». При этом, однако, цитируя слова психиатра Юрия Полищука, приведенные выше, автор сообщения как-то теряет тот фрагмент, где упоминается Русская Православная Церковь, и, видимо, в целях политкорректности, цитирует его слова следующим образом: Юрий Полищук считает, «что нашествие сектантства в России – «это тщательно спланированная и скоординированная акция, продолжающаяся до сих пор и имеющая огромную финансовую подпитку из-за рубежа и влиятельных покровителей».

В другом сообщении этого же агентства отмечено, что «тоталитарные секты в России стали «поставщиками кадров» для террористических актов – выводы экспертов». А также приводятся статистические данные о том, что «около миллиона россиян вовлечены в различные секты», причем 70 процентов из них – это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет. «По данным экспертов, секты активно скупают недвижимость, сколачивают лобби во властных структурах, инициируют судебные процессы по якобы нарушенным законам свободы совести, стремясь основательнее закрепиться в российском обществе». «Отчет» с заседания «круглого стола» по проблеме сектантства в России публикует сайт «Время.Ru» в статье «Уголовно наказуемая проповедь».

На сайте «Религия в светском обществе» опубликована статья Александра Журавского «Религиозный экстремизм в конфликте интерпретаций». Автор пытается разобраться в том, «что такое религиозный экстремизм и существует ли он в природе». Отмечая разность подходов к понятию «экстремизм» и, следовательно, существование «прямо противоположных экспертных (и научных) суждений об одном и том же феномене», автор высказывает убежденность в том, «что не только явление существует, но и термин в качестве экспертной категории вполне корректен. Однако это справедливо в определенной системе координат, а именно – при политологическом подходе к описанию и уяснению феномена религиозного экстремизма».

Он отмечает, что «если для других конфессий (или внутри самой конфессии – если это форма внутриконфессионального радикализма одного из конфессиональных течений) экстремизм не опознается как экстремизм, а воспринимается как инорелигиозный вызов, миссия, прозелитизм, религиозная война (или – если внутри конфессии – секта), то для государства и общества – подобные деструкции внутри религиозного социума или агрессивная (с точки зрения общества и государства) религиозная активность, направленная за пределы религиозного сообщества, нарушающая общественную и государственную стабильность, воспринимаются как радикалистские или экстремистские».

«При этом следует также отметить, что радикализм и экстремизм могут являться таковыми по причине своей инокультурности. Можно привести пример в религиозной сфере. Ваххабизм – абсолютно легитимен в Саудовской Аравии или Египте, но преследуется в Турции и законодательно запрещен в Дагестане как раз в силу того, что в Саудовской Аравии и Египте он традиционен, а в Турции и Дагестане – инновационен, вступает в конфликт с доминирующими религиозными традициями и претендует на переустройство социума (и даже государства)». В завершение материала автор отмечает, что «поднятая тема, очевидно, не может быть исчерпана одной статьей».

Тема взаимоотношения религии и государства постоянно отражается в другой – родственной проблеме – религия в школе. Об этом – одноименная статья Александра Кырлежева на том же сайте. Автор считает, что причина нынешнего отношения к преподаванию основ религиозной культуры в школе кроется «в нынешней конкретно-исторической ситуации, как говорили в недавнем прошлом, в которой это недавнее – советское – прошлое все еще властно присутствует». «Преодолеть давление этой «ментальной ситуации» можно только одним способом: вернуться к прозаическому, прагматическому существу Конституции, к «сухому» содержанию принципов демократии, правового государства и гражданского общества», – считает Александр Кырлежев. «И тогда нет никакой особой проблемы преподавания предметов религиозного содержания в общеобразовательной школе. Это преподавание может быть двух видов. Первый: преподавание религии в качестве факультатива в особо выделенное время внутри общей учебной сетки (в содержательном плане такое преподавание обеспечивают представители конфессий). Второй: преподавание сведений о религиях в комплексе гуманитарных дисциплин с религиоведческой и культурологической точки зрения... Если эти два способа преподавания сведений о религиях будут дополнять друг друга в рамках общеобразовательного процесса, тогда и в этой сфере будет реализована религиозная свобода граждан, с одной стороны, и учтены религиозные реалии – причем как с конфессиональной, так и со светской, научной точек зрения – с другой».

Автор отмечает, что сегодня стоит вопрос в том, «кто будет принимать эти решения»: «очевидно, что их должны принимать все участники социального процесса». «Сведения о религиях должны преподаваться в школе, причем и с конфессиональной, и с культурологической точки зрения. Для этого есть все законные основания, но, в то же время, скажем прямо, не хватает «оснований» научно-педагогических. И формированием этих оснований должны заняться все участники социального процесса во взаимодействии друг с другом». Вывод из рассуждений автор делает следующий: «В общем, не надо бояться религии – надо ее, так сказать, осваивать, причем именно с разных сторон. То есть надо … прагматически вводить религию в общественную и культурную жизнь с целью ее социализации, следствием которой будет освобождение самой религии от давления внутренних экстремистов и агрессивных маргиналов, а также минимизация активности агрессивных антиклерикалов».

Проблемы преподавания религии в школе также коснулся в своем интервью «Интерфаксу» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. В частности, он сказал: «Еще в 1997 году в Законе «О свободе совести и религиозных объединениях» было закреплено положение о том, что в государственных и муниципальных школах преподавать религию можно, но факультативно, вне рамок образовательной программы… Во многих регионах России сложилась иная практика, инициатива которой принадлежала светским педагогам и ученым. Изучение религиозной культуры было введено в образовательную программу в рамках регионального компонента. Светскими же авторами были написаны программы и учебники по предмету «Основы православной культуры». Имеются первые неплохие результаты такого преподавания, и ни в одном регионе оно не привело к межрелигиозным конфликтам в школах. Убежден, что преподавание знаний о религии должно оставаться добровольным. Но очень важно, чтобы дети имели реальную возможность получения таких знаний… Пока в подавляющем большинстве школ безальтернативно предлагают образование, основанное на материалистическом мировоззрении, исключающем религию. Надеюсь, что вскоре такому подходу будет предложена альтернатива, и православные родители и их дети смогут осуществить свое право на образование, которое соответствовало бы их убеждениям».

Однако неугомонные псевдоправозащитники упорно продолжают свой истерический поход против учебника Аллы Бородиной «Основы православной культуры». Об этом статья Ирины Лангуевой-Репьевой «Новый трехлетний поход правозащитников», опубликованная на сайте «Радонежа». Автор объясняет, что 19 сентября Московская Хельсинкская группа – в содружестве с несколькими правозащитными организациями (в частности, Московским Бюро по правам человека и Комитетом в защиту евреев бывшего СССР) – «объявила в средствах массовой информации о начале своего нового трехлетнего похода против проявления в России фактов «расизма, ксенофобии, антисемитизма и этнической дискриминацией». …Этот поход направлен, по сути, против нас всех».

Далее Ирина Лангуева-Рептева рассказывает о том, что собственно представляет из себя, так называемая, Хельсинская группа и чем она занимается: «По сути, это легализованный шпионаж. Трудно подобрать другое слово для характеристики этой международной деятельности. … Информацию же Группе поставляют сегодня её 200 региональных организации и ещё 500 иных общественных, с которыми она, якобы, контактирует. В общем, это целая легальная сеть информаторов… Московская же Хельсинская группа имеет «доноров» и не скрывает их. Безбоязненно и довольно цинично указывает их на своём сайте в Интернете. Это: DFID, European Commission, Ford Foundation (USA), MacArthur’s Foundation (USA), MATRA (Netherlands), National Endowment for Democracy (USA), Open Society Institute/Budapest, UK Foreing Ministry, USAID. … и Европейская комиссия не скрывает, что относит этот проект к группе «крупных» и, следовательно, субсидирует его суммой от 300 тысяч до полутора миллионов евро. Не плохо живут «правозащитники»! Не черствой корочкой восполняют они затраченные на борьбу силы! Кстати сказать, Лев Пономарев, по инициативе которого была сделана попытка – завести уголовное дело на Аллу Валентиновну Бородину, тоже является членом МХГ. Сидит внутри этой «матрешки» и, по всей видимости, «питается её грудью, намазанной черной икрой».

Подробный материал «На кого работают «правозащитники» в России» генерала Николая Леонова опубликован на том же сайте. Он отмечает, что с крушением Советского строя на территории нашей страны количество «правозащитников» неуклонно растет – сегодня уже около 1800 «правозащитных» организаций пекутся о жителях России: «Все они вроде бы самостоятельны и автономны, но их работа эффективно координируется в общероссийском и региональном масштабах». Изучая «политическую» специфику этого явления, генерал отмечает, что «все они придерживаются правых политических взглядов и примыкают к Союзу правых сил или на худой конец к «Яблоку»… Они последовательно поддерживают все внешнеполитические акции США и их союзников по НАТО, какими бы антигуманными они ни были: будь то бомбардировки Югославии или вторжение в Ирак… они критически, часто переступая черту враждебности, относятся к российскому государству… Они стараются стать в позу адвоката-арбитра между гражданином и государством в России. Поразительно и удивительно, что правозащитников совершенно не интересуют социально-экономические условия жизни населения, нищета, в которой живет треть россиян... Весьма примечательно, что ни одна «правозащитная» организация никогда и нигде не выступит в защиту русского народа, какие бы беды и лишения ни выпадали на долю русских людей. Геноцид русских в той же Чечне в 1991-2000, когда было убито и изгнано из родных домов более четверти миллиона русских, прошел незамеченным для «правозащитников». Это в полной мере касается и русских, оставшихся за пределами России в бывших республиках СССР».

Естественно, что подобное «усердие» хорошо оплачивается США и Советом Европы, а также разные неправительственные зарубежные фонды. «Наблюдая в течение многих лет политическую деятельность российских «правозащитников» я не мог не придти к выводу, что эта деятельность не имеет ничего общего с борьбой за права человека, его достоинство. Во всяком случае никакого толку российскому гражданину от суеты «правозащитников» не было замечено. За исключением тех многочисленных проходимцев, которые просто паразитируют на западных грантах, остальные являются почти неприкрытыми проводниками чужой политики, ориентированной, как правило, на ослабление российского государства, на ущемление прав русского народа, на раскол Руссой Православной Церкви», – пишет Николай Леонов.

Об этом явлении свидетельствуют и комментарии некоторых СМИ к принятому Государственной Думой 17 октября Федеральному закону, который дополнил Налоговый кодекс главой «Налог на имущество организаций». В этой главе речь идет, в частности, о новом порядке налогообложения религиозных организаций России.

Газета «Известия» разместила материал Владимира Перекреста «Запели Лазаря», в котором утверждается, что изменения в налогообложении – это «первый за постперестроечные годы удар по экономике церкви». Автор бездоказательно заявляет о том, что-де Русская Православная Церковь «является мощнейшей и наиболее закрытой предпринимательской структурой», ссылаясь при этом на слова директора Центра по изучению нелегальной экономической деятельности Льва Тимофеева. Вышеуказанный Тимофеев является автором брошюры «Экономическая деятельность Русской православной церкви и ее теневая составляющая», которая была написана на средства американских фонда «К. и Д. Макартуров». У нас же до сих пор большинство людей уверено, что все эти фонды – Макартура, Сороса, Форда, Наумана – занимаются бескорыстной благотворительностью.

На самом деле, фонды действуют в тесной координации с западными спецслужбами и с недавно созданным «Агентством стратегического влияния». Главная задача их деятельности – это поиск и финансирование «пятой колонны» в других странах. А на территории России одной из важнейших задач стало разрушение Церкви как оплота национального самосознания. В связи с этим можно припомнить курьезный случай, произошедший с Дж. Соросом во время поездки по России в 1999 году: губернатор Свердловской области Эдуард Россель, наивно веривший в благотворительную деятельность Сороса, предложил пожертвовать ему средства на восстановление Верхотурского монастыря, где покоятся мощи прав. Симеона Верхотурского. В ответ губернатор получил гневную отповедь и услышал заявление о том, что для экономического процветания России не нужны никакие исторические корни, а нужно побольше денег вкладывать в научные исследования. О том, о какого рода научных исследованиях идет речь, понимаешь, когда видишь «научные исследования» Тимофеева, которые не добавляют никаких знаний и ничего не дают науке. Они ставят одну цель – унизить и уничтожить Церковь, разрушить русскую государственность. А чтобы уж совсем было понятно «откуда торчат уши», отметим, что г-н Тимофеев год назад, 18 октября 2002 года, участвовал в пресс-конференции на тему: «Инициативы Транснациональной Радикальной партии и российских радикалов за легализацию наркотиков», о чем сообщается на одном из сатанинских сайтов.

Тема нового порядка налогообложения рассматривается в «Газете». Авторы Надежда Кеворкова, Мария Селиванова и Арина Шарипова обсуждают существующую проблему в статье «Приюты, школы и даже туалеты придется теперь оплачивать Церкви». В статье снова озвучмвается навязчивая идея о «невиданных богатствах» как собственно Церкви, так и ее прихожан. Также этой теме посвящен другой материал на том же сайте – это статья Марии Селивановой «Льготе молитвой не поможешь».

Между тем, Запад сейчас переживает уже не просто период секуляризации – здесь все более активными становятся антихристианские течения. Так, в Италии судья запретил по просьбе мусульман вешать в школах распятия, – сообщает «BBC». «В центре скандала оказался детский сад и начальная школа под городком Акила в 100 километрах к северу от Рима… Судья постановил, что распятие свидетельствует «о недвусмысленном намерении государства – когда речь идет о публичном образовании – поместить католическую религию в центр вселенной», не считаясь при этом с другими религиями». Автор «Le Temps» Эрик Жозеф отмечает, что «запретив вешать распятие в школе, итальянский судья вызвал бурю негодования». Как сообщает «Седмица.Ru», «мусульмане Милана воскликнули «Христос акбар!» и осудили директора школы, убравшего из нее Распятие». Далее уточняется, что «27 октября лидеры исламской общины Милана обрушили свой гнев на мусульманина-директора начальной школы в городе Аквила за то, что он распорядился убрать из классов ранее обязательное для местных учебных заведений Распятие. «Мы отказываемся считать его членом мусульманского сообщества. Он – провокатор, который пытается втянуть нас в неправое дело», – заявил директор исламского центра Милана.

Не справляющиеся с мусульманизацией западных стран католики, упорно продолжают направлять свои устремления на восток, в Россию. На прошлой неделе в СМИ вновь промелькнуло сообщение о том, что «Папа по-прежнему готов вернуть России икону Казанской Божией Матери». Напомним, что тема эта активно развивалась около полугода назад и была «запущена» на информационное поле с целью проверить реакции как Церкви, так и общества. Видимо, Ватикан через некоторое время запуская следующий «пробный шар» с намерением выяснить, какие изменения произошли за последнее время в общественном сознании. Возможно, они рассчитывают на «потепление» общественного мнения в сторону католицизма после массированных публикаций, посвященных юбилею Римского понтифика. Не случайно нынешняя волна приурочена и к визиту Владимира Путина в Италию.

В то же время, на прошлой неделе в интервью «Интерфаксу» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что «о существенных положительных сдвигах в официальных отношениях между Русской Православной Церковью и Ватиканом говорить пока не приходится. К сожалению, события этого года – учреждение новых католических епархий в Казахстане и создание Одесско-Крымского экзархата греко-католиков на Украине – свидетельствуют об обратном. Ватикан продолжает осуществлять экспансию на пространстве бывшего Советского Союза, где крупнейшей христианской Церковью является Православная, и это не может не вызывать у нас серьезной озабоченности. Для кардинального улучшения отношений между двумя Церквами требуется воля и решимость реально исправить существующее положение. За словами о необходимости примирения неизбежно должны следовать дела. Однако католические миссионеры продолжают действовать в регионах, где католиков ничтожное меньшинство. На Западной Украине положение православных верующих, пострадавших от притеснений со стороны греко-католиков, так и не улучшилось. Вот проблемы, которые требуют срочного разрешения. Поскольку это трудности межцерковных отношений, то и преодолеваться они должны самими Церквами. Усилия, предпринимаемые в данной сфере светскими политиками, пока никак не повлияли на ситуацию, поскольку ни на йоту не изменили позицию Ватикана».

Однако самой «горячей» темой недели – как по количеству публикаций, так и по накалу страстей, – стала тема празднования абсолютно чуждого России праздника – Хэллоуина. Сначала журналисты сокрушались о том, что «бедные дети будут лишены такого (!) удовольствия». Тему запрета празднования Хэллоуина затронули: «Вести» – публикация «В московских школах запретили Хэллоуин», «Газета.Ru» – материал Ивана Афанасьева «Москва запретила детям Halloween», «Интерфакс» – «В московских государственных школах не будут праздновать Хэллоуин», «Известия» – статья Юлии Игнатьевой «Чем их ведьмы хуже нашей бабы-яги?», «Лента. Ru» – «В московских школах запретили вредный праздник Хеллоуин», «Страна.Ru» – «В столичных школах запрещено праздновать Хэллоуин», «Время.Ru» – «Без Фреди Крюгера не выжить», где сообщается, что «московские школьники будут отмечать Хеллоуин втайне от учителей».

Надо отметить, что публикации в светских СМИ варьировались от чисто информационных (хотя, повторимся, информационный повод – распоряжение московского управления образования – приходится на начало февраля этого года) до агрессивно безграмотных. Большое количество публикаций свидетельствует о спланированной кампании, ставящей своей целью не столько «привить» нам чужеродные традиции, сколько легализовать «нечисть», сделать поведение во время Хэллоуина, больше похоже на беснование, нормальным, приемлемым.

Однако, «не случайно в течение уже долгого времени православные верующие и многие священнослужители говорят, что этот праздник носит более чем странный характер», – отметил замглавы Отдела внешних связей Русской Православной Церкви протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя по просьбе «Интерфакса» намерение части россиян отметить Хеллоуин, – «Когда как бы в шутку обращаются к злой силе, прославляют ее, заигрывают с ней, это отражается на судьбе человека, потому что приучает его к мысли о допустимости зла, о нормальности греха, о том, что нечистая сила – это нечто приятное, веселое или по крайней мере неопасное».

«И только со временем, – добавил он, – выросший человек начинает видеть, что любой грех, духовный и телесный, разрушителен, что общение с силами зла может принести временную удачу, временный успех, но потом делает человека несчастным», – цитирует слова о. Всеволода сайт «Вести». Далее он заметил, что «в наше время люди часто окружают себя изображениями нечистой силы и приучают себя к мысли, что общение с ней весело и интересно», но «идя с бесом по жизни, можно прийти только к трагедии, к несчастью и к саморазрушению… Если кто-то решит всерьез испытать это на себе, пусть попробует, но умные люди учатся на чужих или хотя бы на своих ошибках», – пояснил протоиерей Всеволод Чаплин.

Об этом же статья священника Андрея Канева из Екатеринбурга, опубликованная на сайте «Православной газеты». «Разрушительное действие этого дня видно совершенно объективно, это отмечает не только Православная Церковь, но и католики, и представители других христианских конфессий Европы и Америки. Странная получается ситуация: сатанисты признали Хэллоуин своим, католики и протестанты с ним борются, наиболее чуткие к добру люди Запада его не празднуют, а по России … в школах, дошкольных учреждениях, в клубах, на телевидении этот бесовский день почитают и приветствуют», – пишет автор. И ставит в пример Москву, где власти попытались побороться с чужим праздником.

Однако, под напором своевременно глупеющих журналистов, «Москва пошла на попятную», – сообщает сайт Globalrus.ru. «Оказывается, департамент образования Москвы не запрещал праздновать Хэллоуин в школах», – сообщила зампред департамента г-жа Лариса Курнешова, та самая, которая ранее заявляла, что департамент образования не рекомендует проводить этот праздник, поскольку он не «является традиционным для московской школы, что это – не традиционный российский праздник». Сегодня Курнешова пошла на попятную со словами: «Никакого запрета не было никогда – ни приказов, ни распоряжений». Такой шаг департамент образования Москвы сделал, скорее всего, под давлением общественности, которая развернула в прессе беспрецедентную кампанию в защиту Хэллоуина». Можно понять журналистов, желающих не только заработать деньги на заказных материалах, но и потом весело их потратить, но как понять учителей? Преступно навязывать подобные «праздники» детям, преступно, думая о себе, копать глубокую яму своим уже подрастающим или еще не рожденным детям и внукам.

Еще обиднее и печальнее становится от того, что именно в этот день, – вечером в пятницу – Православная Церковь поминала всех усопших родных и близких. Потому что именно на 1 ноября в этом году пришлась Дмитриевская родительская суббота. И в то время как наряженные в вампиров, бесов, ведьм и мертвецов дети под руководством своих «педагогов» бездумно скакали под дикие ритмы и мелькание цветомузыки, в православных храмах поминали всех православных христиан.

На сайте «Православной газеты» в материале «1 ноября – Дмитриевская родительская суббота» можно узнать, почему именно молитва, а не беснование и карнавал, так нужна умершим: «Молитва церковная есть такая всемогущая сила, которая проходит небеса, восходит к самому престолу Вседержителя, нисходит даже до бездны ада и изводит оттуда узников в свободу. Ибо она приносится Отцу небесному во имя возлюбленного единородного Сына Его, пред безмерно великою жертвою, принесенною Им за грехи всего мира, пред предлежащим на престоле пречистым Телом Его, за нас ломимым во оставление грехов, и Его божественною Кровью, за нас изливаемою во оставление грехов. Она сопутствуется и подкрепляется молитвами всех святых Божиих, паче всех всемощной молитвой честнейшей херувимов Матери Божией. С каким притрепетным желанием душа твоего сродника, может быть, ожидает, пока пойдешь ты в храм Божий поручить священнодействующему помянуть ее при сем великом и страшном священнодействии и сам помолишься о ней купно со всею Церковью!... Будем же, возлюбленные, сохранять свято молитвенное общение наше с умершими и благотворить в память их. Пребудем во истинной любви к ним, да обрящем и мы их духовную помощь и в жизни, и по смерти, да вспомянут и они нас с любовью там, как мы с любовью поминаем их здесь».

Анна Гальперина

4 ноября 2003 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×