Добрые вести Православия:
Первая половина декабря 2007 года

"Церковь
Церковь св. Климента, папы Римского (Спаса Преображения), Москва. Фото: Олег Гусаров / sobory.ru
Новости этого выпуска касаются России, Австралии, ЮАР, Израиля, США, Бельгии и стран Ближнего Востока. Некоторые из них впервые публикуются на русском языке. Общую их тематику можно выразить словами: торжество правды Божией.

Новый православный приход открылся в Австралии

Новый приход Австралийско-Новозеландской епархии Сербской Православной Церкви образован в городе Рокингем, расположенном южнее крупного города Перт, в котором есть две православных церкви. Основанием послужило обращение к епископу Иринею о необходимости открытия прихода и в Рокингеме, подписанное шестью сотнями членов местной сербской общины. И вот совсем недавно в бывшем англиканском храме святителя Николая была совершена первая архиерейская литургия. Окормляться новый приход первое время будет священниками из храмов г. Перта[1].

В Южной Африке появится православная школа

В Йоханнесбурге (ЮАР) есть несколько больших пригородов, населенных исключительно чернокожим населением. Из-за высокого уровня преступности в этих районах "белые» жители предпочитают не появляться там ни при каких обстоятельствах. Один из таких пригородов называется Тембиса, и там имеется христианская школа.

Владелица и управляющая школой госпожа Берта Моцвана, уже познакомившаяся с Православием, пригласила на ежегодное торжество по случаю окончания учебного года представителей Сербской Православной Церкви в ЮАР – иеромонаха Пантелеимона, настоятеля храма апостола Фомы в Йоханнесбурге, и диакона Стефана Хейса. Они совершили водосвятный молебен, а также вручали дипломы выпускникам.

После молебна госпожа Моцвана известила родителей, что со следующего учебного года, то есть с января 2008 года, это учебное заведение, которое посещает около 150 учеников, станет "Православной школой святого Афанасия» и что здесь начнется преподавание православного вероучения в обычное учебное время, поэтому все ученики смогут на этих занятиях присутствовать. Предмет дважды в неделю будет вести отец Пантелеимон.

На торжестве присутствовал и представитель государственного департамента христианских школ ЮАР.

В настоящее время готовятся учебники и новая вывеска для школы. Икона святителя Саввы Сербского уже украсила стены учебного заведения[2].

Это удивительное событие стало плодом миссионерских трудов сербских священников. Дважды в месяц в Тембисе совершается православное богослужение. Во многом благодаря знакомству со священнослужителями, а также с митрополитом Йоханнесбургским и Преторийским Серафимом, владелица школы и учителя пришли к решению сделать школу православной. Более двух лет клирики сербского храма апостола Фомы регулярно общались с учителями и учениками школы в Тембиса, и завоевали их искреннюю любовь.

Израиль признал Феофила III Патриархом Иерусалимским

Закончился трехлетний спор между Иерусалимским Патриархатом и израильским кабинетом в вопросе признания Патриарха Иерусалимского Феофила. Три года назад патриарх Ириней I был обвинен в продаже церковной земли в Восточном Иерусалиме израильским поселенцам и по решению Собора, низложен. Вместо него был избран патриарх Феофил III[3].

По принятому закону, избрание нового главы Иерусалимского Патриархата должно быть согласовано с правительствами стран, на которые распространяется его юрисдикция, – Израиля, Иордании и Палестинской автономии. Но если Иордания и Палестина почти сразу официально признали нового патриарха, то Израиль на протяжении трех лет отказывался признать легитимность избрания Его Святейшества Феофила III, признавая как "законного» патриарха смещенного Церковью Иринея. Тем самым блокировалась в Израиле любая деятельность законного патриарха. Абсурдная ситуация, положить конец которой призывали израильское правительство и главы других Православных Поместных Церквей, и правительство Греции, наконец, по милости Божией, разрешилась.

Начал работу первый христианский телеканал для арабских детей

10 декабря христианская телекомпания SAT-7 запустила первый канал на арабском языке для детей, проживающих на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В декабре новый канал будет транслировать для детей большое число мультфильмов христианского содержания и фильмы о Господе Иисусе Христе.

До сих пор на арабском языке на мусульманских каналах выходило в эфир не менее шести детских программ антихристианского содержания. В противоположность этому новый христианский детский канал будет распространять послание любви и прощения.

SAT-7 – христианская спутниковая телекомпания, основанная в 1996 году христианами различных конфессий, проживающими на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Канал призван донести христианское послание в каждый дом на Ближнем Востоке. Центр SAT-7 находится на Кипре, редакция – в Египте, а телестудии, помимо других стран, – в Ливане[4].

У российского читателя может возникнуть вопрос: насколько спутниковый канал может быть действительно эффективен для провозглашаемой цели "донести христианское послание в каждый дом на Ближнем Востоке»? Однако здесь нужно иметь в виду, что, в отличие от наших реалий, когда спутниковое телевидение – выбор весьма и весьма немногих, – в арабском мире оно распространено несоизмеримо шире, и его имеют даже бедные семьи. Половина из всех арабских детей имеет возможность смотреть спутниковые каналы. И многие из них теперь получат возможность услышать и христианский голос на родном языке. При этом, что важно, участие в создании передач принимают и православные христиане.

Одна из улиц в городе Джерси-Сити (США) будет носить имя священномученика Александра Хотовицкого

2 декабря православная общественность собралась на торжественную установку дорожного указателя, увековечивающего память священномученика Александра. От имени администрации Джерси-Сити к собравшимся обратился член городского совета Стивен Фьюлоп. 6 мая 2007 года приходу апостолов Петра и Павла в Джерси-Сити, основанному священномучеником Александром в годы его служения в США, исполнилось 100 лет.

Протопресвитер Александр Хотовицкий родился в 1872 году на Волыни. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии он был направлен в Алеутскую и Северо-Американскую епархию, где был рукоположен во пресвитера и трудился 18 лет. Он успешно занимался миссией среди униатов – выходцев из Галиции и Карпатской Руси. Трудами отца Александра были созданы православные приходы в Филадельфии, Юнкерсе, Панайке и других больших и малых городах Северной Америки. Под его редакцией издавался "Американский православный вестник» на английском и русском языках.

В 1914 года он был переведен в Финляндию, а в августе 1917 года – в Москву, где его назначили ключарем храма Христа Спасителя. В годы гражданской войны отец Александр был одним из ближайших помощников святителя Тихона по управлению Московской епархией.

Кратковременным арестам отец Александр подвергался уже в мае 1920-го и в ноябре 1921 года, в 1922 году был приговорен к 10 годам лишения свободы, но освобожден через год по амнистии. Но в 1924 году сослан в Туруханский край на три года. По возвращении из ссылки протоиерей Александр был возведен в сан протопресвитера. В 1930 году отец Александр был назначен настоятелем Ризоположенского храма на Донской улице в Москве. Осенью 1937 года он был вновь арестован и принял мученическую кончину за Христа. Прославлен в лике святых на Архиерейском Соборе в Москве в 1994 году[5].

Удивительный случай: в США одну из городских улиц называют в честь православного святого, русского новомученика. Воистину, Бог прославляет своих святых! Поучительный пример и для современной России, где во многих городах до сих пор не возвращены исконные, благочестивые названия улиц, замененные богоборцами-большевиками на имена террористов и революционеров.

Первое архиерейское богослужение состоялось в московском храме свяшенномученика Климента, папы Римского

8 декабря, в день престольного праздника, архиепископом Истринским Арсением было совершено первое архиерейское богослужение в Климентовском храме столицы. Оно прошло в Знаменском приделе – единственном, полностью освобожденном от библиотечных фондов. Эта литургия совпала с окончательным подписанием документов о передаче храма Церкви.

Благодаря тому, что в храме святителя Климента находились фондохранилища Ленинской библиотеки, росписи, иконы и иконостасы храма сохранились в хорошем состоянии.

Однако, несмотря на это, общине храма совместно с Российской государственной библиотекой предстоит сделать еще очень многое для того, чтобы основной объем храма смог быть открыт для богослужения, поскольку здесь все еще остается часть книжных фондов, а также потому, что фактически весь храм, включая хоры и алтари, занимают многоэтажные книжные стеллажи, демонтаж которых – сложная задача. В ближайшем будущем братия Киево-Печерской обители передаст часть мощей святителя Климента в посвященный ему московский храм[6].

Многие москвичи, как и автор этого обзора, на протяжении многих лет наблюдали беспримерную духовную борьбу общины храма за возвращение его здания. И в дождь и в снег, и в жару и в холод настоятель невозвращаемого храма служил молебны перед зданием, куда его с прихожанами не пускали. И вот случилось по русской пословице: терпенье и труд (в данном случае – молитвенный) все перетрут. Даже, казалось бы, непреодолимые бюрократические препоны. И слава Богу, что так разрешилось. Прежде всего, это полезнее для душ тех работников библиотеки, которые, наконец, освободили помещение храма, занимаемое ими незаконно. То, что было построено людьми Церкви и для Церкви, наконец вернулось к своим законным хозяевам.

Перешедший в ислам иеромонах перед смертью покаялся и вернулся в Православие

Бывший иеромонах Михаил (Киселев), в 2006 году принявший ислам, накануне своей смерти с покаянием вернулся в христианство и был погребен по православному обряду. М. Киселев скончался 7 ноября 2007 года в Таганроге от долгой и тяжелой болезни. По словам его близких, Киселев еще в 2004 году начал лечиться от своего недуга у народного целителя и на этой почве повздорил с правящим архиереем. "Знакомые мусульмане предложили ему помощь в обмен на использование его имени. Конечно, не исполнили своих обещаний. Он рассказывал, что от него требовали публичной борьбы с христианством, но он, как мог, уклонялся». В результате, "близко узнав современный ислам, бывший батюшка… принес покаяние. Он был воссоединен со Христом как мирянин. Он хотел публично покаяться, но побоялся мести магометан», – говорится в письме его родственников.

Многие, наверное, помнят, как чуть более года назад мусульманские СМИ провели рекламную кампанию, предъявив публике сразу троих бывших православных священников, принявших ислам: сначала Владислава Сохина, затем Сергея Тимухина и Михаила Киселева. Интервью с последним было опубликовано на многих сайтах, и на еще большем количестве форумов мусульманские участники с радостью на него ссылались.

Теперь стала лучше известна трагическая судьба бывшего священника. Мусульманские пропагандисты умолчали о том, что Михаил Киселев не являлся клириком Русской Православной Церкви. Он был рукоположен в ней, но в 1998 году ушел в раскол – в "Украинскую автокефальную православную церковь» – и уехал на Западную Украину. Именно будучи клириком УАПЦ, Михаил и принял ислам в прошлом году.

Тяжко видеть основные вехи судьбы Михаила Киселева: детство в Сергиевом Посаде, воспитание в религиозной семье, служба в армии, желание служить Богу, принятие монашества, получение священного сана, отступничество в раскол, тяжелая болезнь, обращение к "народному целителю», ухудшение болезни, отпадение в ислам, запоздалое раскаяние, смерть.

Близкие Михаила пишут, что "покаяние за уклонение в ересь магомедову» он принес перед архиереем УАПЦ. Следовательно, насколько можно судить, скончался он вне канонической Церкви, в расколе, если только не произошло еще одного акта покаяния непосредственно перед смертью, о чем может быть известно лишь Богу.

В одном из интервью на вопрос корреспондента о пожеланиях своим бывшим единоверцам Михаил отвечает: "Я желаю им искать истину, не останавливаясь; тем, кто продолжает искать – ее найти; а тем, кто никогда не думал о том, что нужно искать и знать истину, – быстрее пробудиться и начать искать».

Это подавалось как слова бывшего христианского священника, принявшего ислам. Теперь это стало словами бывшего мусульманина, вернувшегося в христианство[7].

При православном храме в Антверпене открываются курсы иконописи

С начала декабря 2007 года при храме Рождества Христова в Антверпене действуют иконописные курсы. Основы православной канонической иконописи преподает Светлана Евгеньевна Гущина, выпускница регентского отделения Санкт-Петербургской духовной семинарии и талантливый иконописец, хорошо знакомый с уходящей корнями в глубину веков русской иконописной традицией. Занятия будут проходить каждое воскресенье по окончании Божественной литургии с 12:30 до 15:30 в помещении часовни храма Рождества Христова[8].

 


[1] Сайт Сербской Православной Церкви (http:// www.spc.yu/)

[2] Сайт Сербской Православной Церкви (http:// www.spc.yu/)

[3] "Благовест-инфо» (http://www.blagovest-info.ru/)

[4] Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/)

[5] Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/)

[6] Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/)

[7] "Радонеж» (http://www.radonezh.ru/)

[8] Сайт Брюссельской епархии (http://www.archiepiskopia.be/)

 

Юрий Максимов

18 декабря 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×