Добрые вести Православия:
первая половина февраля 2008 г.

Хорошие события начала месяца касаются богословия, социального служения Церкви, укрепления Православия в неправославных странах, строительства храмов и православного кинематографа. Новости об этом поступили из России, Румынии, Норвегии, Коста-Рики и Мадагаскара.

 
Телепремьера фильма «Гибель империи. Византийский урок» вызвала широкий резонанс

""Фильм, созданный архимандритом Тихоном (Шевкуновым) совместно с телеканалом «Россия», дважды был показан по центральному телевидению, успел собрать множество откликов и вызвал широчайший общественный резонанс.

Сам факт, что фильм, снятый православным священником и передающий православный взгляд на то, что правильно, а что неправильно в жизни общества, смог вызвать такой живой отклик у самых разных людей – уже хорошая новость, признак точного попадания с выбором темы разговора и способа ее подачи.

Особую актуальность фильму придали легко читаемые параллели между событиями истории Византии и современными российскими реалиями. Опираясь на исторический материал, автор делится своим видением того, что правильно, а что ошибочно в религиозной, культурной, экономической и политической жизни общества.

Можно сказать, что, по большому счету, фильм «Гибель империи. Византийский урок» – об ответственности. Он напоминает, что ответственность за наши поступки реальна, и плоды нашего выбора мы начинаем пожинать еще при земной жизни. Такие вещи, как вероотступничество или «банальный» эгоизм, могут привести к краху даже великие государства и народы.

Фильм «Гибель империи. Византийский урок» демонстрирует, что православным есть что сказать обществу, а полемика вокруг него – что обществу далеко не безразлично то, что могут ему сказать люди Церкви.

 
На официальном сайте Синодальной богословской комиссии опубликован текст заключения о Совместном заявлении православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви»

Упомянутое заявление православно-лютеранской комиссии, принятое на встрече в Братиславе, проходившей со 2 по 6 ноября 2006 года, вызвало большие недоумения в среде православных. В связи с чем Синод Русской Православной Церкви поручил богословской комиссии подготовить экспертное заключение о нем. По запросу богословской комиссии свои отзывы на спорный документ подготовили ведущие учебные и научные учреждения Русской Православной Церкви: Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Издательский совет и Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».

На основании их отзывов и было составлено заключение синодальной богословской комиссии, в котором дана четкая недвусмысленная оценка рассматриваемому документу: «Изложение православной позиции, представленное в Совместном заявлении православно-лютеранской комиссии “Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви”, по ряду важнейших вопросов богословия Евхаристии не соответствует традиционному учению Православной Церкви».

А именно: «в документе православная сторона отрицает сущностное изменение Евхаристических хлеба и вина… В таком изложении православное учение о Евхаристии представляется очень близким к лютеранскому… Документ также содержит целый ряд богословских положений, близких древним евхаристологическим заблуждениям… многие другие положения документа выражены весьма расплывчато и допускают взаимоисключающие толкования разными участниками диалога… Документ выдержан в духе конвергенции и компромисса, он создает иллюзию единства и согласия за счет игнорирования и замалчивания реальных различий, выяснение которых является не менее важной задачей диалога, чем поиск сходных вероучительных положений»[1].

Ценность этого заключения богословской комиссии состоит не только в том, что в нем дана ясная, взвешенная, прекрасно аргументированная оценка сомнительного документа экуменических собеседований. Конечно, и это хорошо, поскольку показывает, что Русская Православная Церковь ответственно относится к диалогам с инославными, дорожит чистотой веры, на деле отвергает компромиссы с ересью и всегда готова указать и исправить ошибку, если она была допущена во время таких собеседований.

Однако данное заявление касается также и того спора о таинстве Евхаристии, который шел в последние годы и среди некоторых православных богословов. Поэтому особая ценность этого заявления именно в том, что оно вносит ясность и в эту, «внутреннюю» дискуссию.

Документ отличают ясность изложения, точность формулировок, но главное достоинство – серьезная аргументация, вся построенная на обращении к церковному Преданию – постановлениям Соборов, творениям святых отцов, литургическим текстам. В частности, сказано: «Для выражения своей веры в действительное тождество Евхаристических даров и Тела и Крови Христовых… святые отцы использовали разные термины и разные аналогии. Наиболее известный из этих терминов – преложение… В период полемики с протестантизмом Православной Церковью было соборно принято употребление термина пресуществление. Это произошло на Иерусалимском Соборе 1672 году и Константинопольском Соборе 1691 года… В Евхаристии хлеб и вино прелагаются, пресуществляются в Тело и Кровь Христовы – то есть меняют свою сущность, перестают быть хлебом и вином, сохраняя все свои внешние признаки».

На последнем заседании Священный Синод Русской Православной Церкви счел необходимым довести данное заключение до сведения членов православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу. Теперь же оно опубликовано и доступно всем, кому вопросы богословия небезразличны.

 
Александрийский Патриарх посетил православных Мадагаскара

14 февраля начался архипастырский визит Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора ІІ на остров Мадагаскар. Визит продлится две недели. За это время Патриарх встретится с верующими, совершит торжественное освящение новой церкви в г. Толяра, посетит наиболее крупные православные общины. В столице для патриаршего богослужения арендован спортзал, который может вместить всех желающих[2].

Православие на Мадагаскаре возникло совсем недавно, трудами греческих миссионеров. Местные жители необычайно живо откликнулись на их проповедь, и за несколько лет обратились в православную веру многие тысячи людей, были построены храмы, обучены и рукоположены священники из аборигенов, а недавно здесь появился даже свой епископ. Конечно, патриаршее внимание будет хорошей поддержкой для юной Мадагаскарской Церкви.

 
Первый православный храм будет построен в Коста-Рике

Первый в Коста-Рике православный храм заложили представители Русской Православной Церкви Заграницей во главе с епископом Манхэттенским Гавриилом. Храм будет построен в городе Коронадо на участке, который принадлежит местному православному приходу, и получит освящение в честь Владимирской иконы Божией Матери. В основание храма была помещена капсула с частицей мощей святого князя Андрея Боголюбского, чье имя неразрывно связано с этой иконой, окруженной на Руси особым почитанием. В 1156 году князь Андрей вывез ее из Вышгорода на Киевщине во Владимир.

В богослужении приняли участие окормляющий приход в Коста-Рике священник Даниил Мак-Кензи, представитель Московской Патриархии священник Александр Горбунов и более 60 прихожан из числа проживающих в этой стране российских граждан, костариканцев и православных верующих других национальностей[3].

 
В норвежском городе Нарвик впервые совершена православная литургия

10 февраля 2008 года в городе Нарвике (Северная Норвегия), в здании католической церкви, была впервые совершена православная Божественная литургия священником из Тронхейма иереем Александром Волоханем, на которую собрались многочисленные православные верующие не только из числа местных жителей, но и из окрестных городов региона[4].

 
Больница имени святителя Алексия полностью переходит на бесплатное обслуживание

""В Центральной клинической больнице Московской Патриархии имени святителя Алексия с февраля этого года все желающие могут получить бесплатную помощь. Нововведение касается не только людей, проживающих в приписанных к больнице районах, пациентов, доставленных «скорой помощью», священнослужителей и прихожан Русской Православной Церкви, но и всех желающих. Задача бесплатного обслуживания была поставлена давно, однако для ее решения пришлось преодолеть многие трудности[5].

 
Церковь в Румынии заботится о детях, чьи родители работают за границей

В Румынии будет построен первый в своем роде центр по работе с детьми родителей, работающих на чужбине. Проект подготовлен священниками города Харлу, наибеднейшего в стране. Здесь почти в каждой семье один или два родителя работают за границей. Дети обычно воспитываются бабушками и дедушками либо другими родственниками.

С помощью Церкви, властей и добровольцев такие дети смогут получить заботу и внимание, с пользой провести время после школы. Они смогут пообщаться в центре со священниками, психологами и учителями. Центр будет опекать более ста детей младшего школьного возраста. Со временем планируется взять под опеку более старших детей[6].

 
В Орле будет построен храмовый комплекс

Возведение большого храмового комплекса начато в Северном районе Орла по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Паисия. На площади в один гектар поместится не только храм с колокольней, но и воскресная школа, спортплощадка, а также многоквартирный жилой дом для священнослужителей.

Здесь же будет действовать иконописное отделение одной из художественных школ города. Наружные работы по строительству храма планируется завершить уже к сентябрю. После этого специалисты приступят к внутренней отделке здания, возведению и росписи иконостаса. Тогда же, еще до полного завершения работ, в храме начнут совершаться богослужения[7].

 
Студенты московских вузов приняли участие в строительстве православного храма

8 февраля студенты Российского университета инноваций, Московской финансово-юридической академии и Международного гуманитарно-лингвистического института приняли участие в строительстве храма во имя преподобной Евфросинии Московской на Нахимовском проспекте. Акция получила название «Именной кирпич». Учащиеся вузов на заработанные ими деньги приобрели две машины кирпича для строительства храма. Это третья подобная акция, но только последняя собрала такое количество студентов – более трех тысяч. Площадка перед строящимся храмом не смогла вместить всех желающих.

Со стороны Русской Православной Церкви Епархиальной комиссией г. Москвы по делам молодежи по благословению епископа Бронницкого Амвросия были переданы православные календари для студентов, принявших участие в акции[8].


[1] Текст документа на сайте Синодальной богословской комиссии: http://theolcom.ru/doc/071225/zbr.pdf
[2] Православие.Бг (http://pravoslavie.bg/)
[3] Официальный сайт РПЦЗ (http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/index.html)
[4] «Северный благовест» (http://se-blago.org)
[5] «Интерфакс» (http://www.interfax-religion.ru)
[6] Православие.Бг (http://pravoslavie.bg/)
[7] Regions.ru (http://www.regions.ru)
[8] Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/)

Юрий Максимов

18 февраля 2008 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×