Разочарованный десакрализованный мир

Священник Стивен (Стефан) Фриман служит настоятелем православного прихода во имя святой Анны города Окридж (штат Теннесси, США), относящегося к юрисдикции Православной Церкви Америки. Он является автором книги «Вездесущий: христианство в одноэтажной вселенной» и многочисленных статей, пользующихся большой популярностью среди православных жителей США и других стран. Отец Стивен – создатель любимого многими англоязычными христианами православного блога «Glory to God for All Things» («Слава Богу за все»). Ниже предлагаем одну из недавних статей этого автора.

Зеркало. Художник: Владимир Киреев Зеркало. Художник: Владимир Киреев

Миру, в котором мы живем, весьма подходит определение разочарованного и десакрализованного (автор употребляет слово disenchanted, которое, в зависимости от контекста, можно перевести как «разочарованный», «десакрализованный», «расколдованный», «утративший чувство волшебства и сказочности», – Прим. Перев.). Впервые оно было использовано немецким социологом Максом Вебером, чтобы описать определенную сторону современного мира – отсутствие священного. Если люди, жившие в более ранние эпохи и принадлежавшие другим культурам, воспринимали (каждый народ – по-своему) окружавший их мир как наполненный Божественной силой, то для нас окружающий мир инертен. В нем ничего нет.

Несомненно, «десакрализованный мир» во многом породил современный атеизм. Когда люди говорят, что не веруют в Бога, они, скорее всего, имеют в виду свое восприятие окружающего мира как мира, лишенного волшебства. То же самое описывает и Джон Р.Р. Толкиен, говоря о конце существования «Средиземья» – центрального континента его вымышленной вселенной. Эльфы «уходят на Запад», оставляя мир Средиземья. Эпоха эльфов подходит к концу, и начинается эра людей. Здесь есть некий намек на то, что с уходом эльфов уходит и мир чудес и волшебства. Опасность теперь будет исходить от воли и деяний людей, а не от «больших темных сил».

Конечно, это всего лишь волшебная сказка Толкиена, но в ней слышится эхо того мира, которым было окружено его поколение. Как и Клайв С. Льюис, Толкиен был ветераном Первой мировой, во время которой солдаты впервые столкнулись с кошмарами и ужасами современной войны. На полях сражений той войны гибли сотни тысяч солдат, иногда число погибших переваливало за миллион, что поражало даже генералов. И с наступлением этих страшных событий вся та невинность, сохранявшаяся у многих до войны, просто исчезла.

Процесс десакрализации мира продолжается до сих пор. И если для Толкиена уход эльфов все еще имеет мифическую форму, то для нас любые мифические образы уже давно исчезли вместе с волшебством. Вспоминаю, как однажды я гулял по лесу со своими маленькими детьми. Мы набрели на небольшую поляну, по периметру заросшую грибами. Стоило мне назвать ее «поляной фей», как моя дочка-третьеклассница быстро перебила меня: «Но ведь феи не существуют!» Я упал духом, поняв, что в свои девять лет моя дочь уже утратила сказочное восприятие мира.

Как разочарованные христиане, утратившие чувство священного, будут относиться к миру, который сам по себе есть таинство? Для большинства протестантов таинства Церкви уже давно потеряли силу, умалились до формальных упоминаний о христианских теологуменах. Протестанты вкушают хлеб и вспоминают Тайную вечерю, крестят в знак послушания – но ничего не происходит. Мир не только утратил свою таинственную силу, но для некоторых из них он и должен быть таковым – десакрализованным.

К несчастью, в демократию сегодня верит каждый – вот только в Бога поверить не может

Даже в Католической церкви в наше время было предпринято множество попыток сделать таинства более «уместными» и «понятными», т.е. менее сакрализованными. Латинская месса как средоточие демократичности, лишенная «чуждых» Таинств и «сложных» обрядов, хоть и утверждает демократию, но преуспевает лишь в уничтожении самой себя. К несчастью, в демократию сегодня верит каждый – вот только в Бога поверить не может. Очевидно, многие опечалены таким развитием событий и считают предпринимаемые попытки катастрофой. Но вред, похоже, уже нанесен. Может ли мир, однажды десакрализованный, вновь стать исполненным чудес?

Я думаю над этим подолгу и напряженно, гораздо чаще, чем хотелось бы. Будучи православным священником, я нахожусь в «сказочном» алтаре посреди красоты православной литургической жизни. Но эльфы покинули мой мир много лет назад. И хотя я нахожусь здесь, мое мировосприятие сильно повреждено десакрализованностью эпохи. Но, как и многие другие, я продолжаю стоять и смотреть, ловя мимолетное видение эльфийского следа.

Я смотрю на этот утративший волшебство тварный мир (а теперь нам приходится бороться за то, чтобы называть его тварным!) и напоминаю себе о его истинном существовании. Этот сотворенный Богом мир отнюдь не случаен. Он имеет порядок и смысл, структуру и слаженность. Наш мир, которому я дивлюсь, базируется на таких тонких параметрах, что малейшее их изменение превратило бы всё в не более чем кипящую глыбу или вообще в ничто. Всё продолжает существовать только потому, что существует в точности таким образом! И этот факт содержит в себе отблеск чуда – если, конечно, у вас не десакрализованный ум современного ребенка.

Христианское же свидетельство состоит в том, что Сам «антропный принцип» мироздания стал Человеком и говорил с нами. Само чудо мира вочеловечилось. И Этот Человек преломил хлеб и сказал: «Сие есть Тело Мое».

Я часто думаю, что десакрализованное восприятие современного человека не связано с тем, что он видит, но целиком и полностью связано с мифом о десакрализации. Современный человек видит Евхаристический хлеб так же, как его видели «не разочарованные» апостолы. Разница состоит в том, что апостолам было сказано, что этот хлеб – небесный, и они уверовали. Нынешний человек видит тот же самый небесный хлеб и сомневается, полагая, что истинный «чудесный» хлеб должен выглядеть как-то иначе. Но в реальности он выглядит, как обычный.

Как же должен выглядеть таинственный хлеб Евхаристии – Тело Христово? Должен ли он парить в воздухе или мерцать и искриться неземным светом? Должно ли его вкушение немедленно приносить тепло Божественной силы, разливающееся по всем клеткам разочарованного тела?

Святитель Филарет Московский хорошо описал истинное чудо:

«Творческое слово (Божие) есть как адамантовый мост, на котором поставлены и стоят твари, под бездной Божией бесконечности, над бездной собственного своего ничтожества».

Каждый существующий элемент творения мерцает своим бытием, являя истинное чудо одним лишь своим существованием. И если Единственный истинно Сущий возглашает, что этот Хлеб «есть Тело Мое», то иначе быть просто не может. Десакрализация мира, утрата ощущения его чудесности, есть духовная неспособность увидеть истинность бытия. Чудо разменяли на скуку, а мистическое превратили в земное.

Современное поле битвы – не в наших глазах, а в наших сердцах. Неприятие чуда очерствляет наши сердца, разрушая способность к благодарению. Как говорил отец Александр Шмеман: «Всякий, кто способен благодарить, достоин спастись». Очевидно, обратное утверждение тоже верно. Благодарность, Евхаристия (само слово «евхаристия» означает «благодарение») ежесекундно является истинным осмыслением вселенной и ее связи с Богом. Основой же всякого благодарения является дивная укрепляющая благодать Божия. Духовенство выполняет свое предназначение, когда громко возглашает: «Возблагодарим Господа Бога нашего!»

Иерей Стивен Фриман
Перевел с английского Дмитрий Лапа

Pravoslavie.ru

16 января 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Роман11 июля 2023, 11:55
СпасиБо! Так как сам думал над этой фразой митрополита Московского Филарета, то более точно вроде как цитата звучит "Творческое слово есть адамантовый мост, перекинутый над двумя безднами — над бездной непостижимости Бога и над бездной нашего собственного ничтожества. На сем мосту мы, как твари, и пребываем."
Мария23 сентября 2018, 18:43
Да, понятно что про эльфов и Средиземье это для примера, но как точно сказано. И дело не в поиске чудес и ( ни в коем случае) требовании их от Бога. А в том что черствеет душа, поглощается миром, обманывается, и Бог для нее далек становится . Как там говорилось во Властелине? " И многое было забыто, чего забывать не следовало. История стала легендой, легенда превратилась в миф..." И уходит по нашей вине та связь с Богом , как те эльфы из Средеземья.
Василий23 января 2017, 22:35
Зачем искать эльфов? То, что мы открыв утром глаза видим перед ними Им сотворенный мир - уже чудо. Не стоит искать чудес, их просто надо увидеть. В каждом Божьем творении. Мне, право, трудно это объяснить, но стоит только со вниманием сердца приглядеться к любой травинке или камню, не говоря уже о животном или человеке, и раскроется чудо Творения.
Благодарю о.Стивена за такое проникновенное и искреннее слово о чуде в котором мы живем и которое так расточительно не замечаем и не ценим. Пусть у него получится вынести чудо православного алтаря, чудо Евхаристии в мир людей - его прихожан и всех прочих, в его стране проживающих.
валентина лазуткина22 января 2017, 19:05
Читаю,думаю.да хочется волшебства,эльфов.но где мне их увидеть.грешница.Господи,прости меня грешную!
Alexej Anan'in21 января 2017, 23:27
Почему-то к чудесам приплетают науку. Мол, если не по науке, то уже чудо. Забывают, что наука-то ничего объяснить не может. Она лишь фиксирует повторяющиеся факты, которые стали привычными. И если что-то не по науке, то, мол, это уже чудо. Может наука объяснить, почему человек притягивается к земле? Нет. Откуда берётся эта сила? Нет. Да эти чудеса окружают нас сплошь и рядом. Мы привыкли. Мало кто знает, что Мария Египетская перешла реку как по суше тоже по науке. Квантовая механика называется. Математически всё это описывается. Но наука не может объяснить, как это. Она лишь фиксирует событие. Во всём что нас окружает "виноват" Бог. Но говорить, что это чудо - безрассудно. Это ЖИЗНЬ.
Alexej Anan'in21 января 2017, 23:12
Мне кажется, не существует никакого чуда. Бог не потрясает своей десницей. У Него всё имеет цель.Чудеса требовали фарисеи, мертвецы. Зачем?.. Потешиться. Вот представьте себе слепого, который прозрел. Для него это чудо? Он будет бегать и восторгаться, что видел чудо? Сомневаюсь. Это жизнь. Для меня, если я не поговорю с Богом, со святыми, с Ангелом-хранителем, то мне чего-то не хватает. Почему-то не считаю это чудом. Чудеса нужны тем, кому не нужен Бог, живым мертвецам.
Geen Karpenko21 января 2017, 16:03
Это -- выбор каждого: допустить ли в свою душу идиотизм обыденности и мир, лишённый сакрального. А это -- погибель души заживо, едва ли может быть что либо более ужасное, даже одновременная смерть многих тысяч людей в чудовищных бойнях мировых войн не так страшна, как жизнь в десакрализованном мире
безымянный чел по поводу бреда десакрализаторов19 января 2017, 20:19
Думаю, что человек - это чудо. Природа - это чудо. К сожалению, грешен, и... - не могу быть счастлив, даже зная это.(((
Elena18 января 2017, 11:11
"Иван17 января 2017, 16:00
Складывается такое ощущение, что в США уже все оголодали по чуду и ждут его с жаждою, а, как известно, придет этот самый чудесник и без труда людей над собой даст великие знамения и чудеса как потребителям. Слава Богу у нас в России за молитвы новомучеников еще сохраняется чудеса Божии, "

Вы даже представить не можете сколько в Сша, чудес Божиих происходит, Хотябы мироточивая икона Иверская Гавайская, она мироточит и мироточит. Сколько Божиих чудес в греческих приходах в США происходит, вы даже представить не можете. Потому что об этом не кричат на каждом углу, а знают верующие проживающие там. На могиле Брата Иосифа постоянно чудеса Божии происходят.
Лариса Ром18 января 2017, 08:29
Сама замечала , а потом подумала, почему такое происходит? При таком потоке информации на все есть научное объяснение. Везде-то мы слетали, ныряли, бурили. Все-то мы знаем. Кстати, мы теряем элементарное чувство чуда из-за коммертизации абсолютно всего, от Рождества Христова, до праздника Любви.И в Рождество уже не поздравляю нас с Рождением Христа, а с счастливыми выходными, всех гуртом.
Татьяна17 января 2017, 18:02
Чудесно! Очень точно. Именно этого и не хватает людям - веры в чудо, волшебство. Хотелось бы почитать другие статьи этого автора.
Иван17 января 2017, 16:35
Складывается такое ощущение, что в США уже все оголодали по чуду и ждут его с жаждою, а, как известно, придет этот самый чудесник и без труда людей над собой даст великие знамения и чудеса как потребителям. Слава Богу у нас в России за молитвы новомучеников еще сохраняется чудеса Божии, надо лишь только внимательно наблюдать за своей жизни, как она складывается и молиться: епископ Василий (Родзянко) говорил, что молится, и по молитве Господь посылает удивительные чудеса. Кто-то ему возразил: это, мол, не чудеса, а простые совпадения. На что владыка Василий ответил: «Очень может быть, что и совпадения. Вот только, когда я перестаю молиться, эти “совпадения” тоже исчезают из моей жизни».
ТАМАРА17 января 2017, 14:08
Отец Стивен,благодарим Вас за такое разъяснение..Божией помощи Вам и Димитрию....
Анна17 января 2017, 13:48
Замечательно! Когда-то меня "зацепили" эльфы, и сильно смущало, что увлечение так и не прошло. Теперь всё сложилось :)
Марина17 января 2017, 13:41
Спасибо за статью! С радостью прочту новые переводы! Про неверие в волшебство все правильно замечено. Мир десакрализован, оттого враждебен каждому из нас.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×