Ветхозаветный поп

Обычное дело — принимать исповедь. Если прикинуться немым, всё может пройти очень быстро.

«Делом, словом, мшелоимством» — если человек «воцерковлённый», ну, то есть, всё у него хорошо. Уплачена десятина с мяты, вечерние молитвы прочитаны батюшкой на канале «Спас», воскресные службы и причастие раз в месяц. Ну, ещё во время службы отвлекался и временами осуждал всяких экуменистов и прочих обнагленцев.

«Да ничем особо не согрешил» – если человек последний раз был в храме, когда его крестили, а тут внезапно заболел, лёг в больницу, и завтра операция. А чтоб операция прошла успешно, надо исповедоваться и причаститься. Все это знают! «Ну, разве что в юности был грех — яблоки воровал в соседнем саду».

Я спрашиваю на исповеди:

— Вы Библию читаете?

Ответы бывают самые разные...

Нет, конечно, бывают и нормальные исповеди, вдумчивые, не формальности для. И всякий раз, выслушав человека или прочитав его записку, я задаю первый вопрос:

— Вы Библию читаете?

Ответы бывают самые разные. Например:

— Молюсь, да, у меня есть молитвенник.

Или:

— Это Евангелие, что ли?

Чаще бывает:

— Нет, я там ничего не понимаю.

Но самый распространённый всё же ответ — это:

— Да, читаю.

Но я уточняю:

— Ветхий и Новый Заветы?

И вот тут, как правило, наступает загвоздка. В подавляющем большинстве случаев православные не читают Ветхий Завет. Да и апостольские послания — не особо. Это если уточнить, какие из книг Нового Завета читает пришедший на исповедь человек.

— А что же не так с Ветхим Заветом? Почему не читаете?

И тогда выясняется, что Завет Ветхий — для ветхих же людей, вроде меня, а вокруг сплошь люди новые, которым уже не приличествует питаться материнским молоком, когда уже и зубы мудрости давно удалили. Впрочем, всяко бывает, и вполне возможно, что исповедник действительно вырос из Пятикнижия, овладел премудростью Соломона и даже Иисуса, сына Сирахова. А детоводитель ко Христу, как его называет апостол Павел, уже не нужен, ибо человек, выйдя из купели Крещения, сразу оказался в Галилее, на склоне горы, среди апостолов. Золотое правило наверняка уже вписано в самое сердце человека. К чему тогда частности и комментарии?

Превысил меру мести, значит, ты не новый человек. И даже не ветхий, а допотопный

Однако червь недоверия грызёт мою ветхую душу, и я, исполненный всяческих сомнений, спрашиваю, а не случалось ли кающемуся превысить меру мести? Ну, к примеру, коллега на работе подставил, а ты его за это постарался выжить из коллектива. Или, допустим, кто-то тебе сказал, что ты дурак, а ты ему в ответ не сказал всего лишь: «Сам дурак», но и ещё пару ласковых добавил. Действовал ли ты, исходя из принципа «Око за око» или «Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне»? Превысил меру мести, значит, ты не новый человек. И даже не ветхий, а допотопный, живущий по закону Ламеха. Тебе еще только предстоит познать закон Моисеев, иначе слова Нагорной проповеди пройдут мимо сердца. И мне хочется воскликнуть, что даже Ярослав Гашек знал Ветхий Завет, ибо, описывая пуговицы попавшего в армию редактора, сказал о них, что они были рыжие, как Исав. Ну почему же верующие во Христа не желают знать то, что знал чешский атеист?

— Как же вы поймёте, что такое интегралы и логарифмы, не изучив арифметику? — спрашиваю я, вредный и докучливый ветхозаветный поп. — Берите пример с апостола Павла, он Ветхий Завет как минимум близко к тексту знал, неужели среди нас есть те, кто превзошёл апостола в духовной зрелости?

И очень радуюсь, когда исповедник обещает пересмотреть свои взгляды на Священное Писание и начать читать его целиком. Тогда мы договариваемся, что всякий раз, когда человек встретит в библейском тексте нечто неудобовразумительное, то обязательно пометит и придёт за разъяснением ко мне или к любым другим священникам (да простят они меня!).

Но случается и такое, что мои ветхозаветные призывы остаются безответными. Ведь достаточно читать Евангелие и святых отцов, а ещё лучше время от времени ездить к старцу в монастырь (и монастырь этот непременно должен быть в другой епархии, там старцы духоноснее), а уж он-то и так сообщит, в чём Божья воля заключается. В такие моменты лучше и не уточнять, о чтении каких святых отцов идёт речь, ведь это никогда не бывают Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. И уж точно не Симеон Новый Богослов. Всякий раз неуспех в пропаганде чтения всей Библии я отношу к своему косноязычию и греховности. Будь я праведен, вокруг спасались бы сотнями.

На это я однажды пожаловался нашей певчей, сидя в трапезной после службы. Певчая задумалась и предположила возможность изучения сперва Евангелия, а уж потом, когда человек созреет, приступать к чтению всей Библии. Я угрюмо посмотрел на неё и спросил:

— То есть о том, что вначале Бог сотворил небо и землю, можно сообщить человеку напоследок?

— Ну да, вы правы, как-то не очень получается,— ответила она.

Но самый ошеломляющий ответ на исповеди звучит так:

— Мне батюшка не благословил читать Ветхий Завет.

Некий батюшка не благословил читать Ветхий Завет — и тут моё буйное воображение рисует живописную картину...

Всё! Умолкните, певчие и псаломщики, отец диакон, разоблачайся, бабушки, гасите свечи, расходимся все! Некий батюшка не благословил православному читать Ветхий Завет.

Моё буйное воображение махом рисует живописную картину — вот Господь в субботний день говорит иудеям:

— Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

Иудеи слушают, косясь время от времени то на исцелённого у Овчей купели, что нарушил святость покоя тем, что носил свою постель, то на Виновника его исцеления. И тут, растолкав всех — фарисеев и мытарей, первосвященников и блудниц, волхвов и апостолов, — вперёд выходит простой русский поп и, держась двумя руками за наперсный крест, возвышает свой глас:

— А я говорю вам: не исследуйте Писаний!

И на этом все расходятся, оставив Храм пустовать. Опускаются руки и у меня, и я забываю, о чём ещё хотел спросить у желающего причаститься богомольца, прежде чем возложить на него епитрахиль.

Протоиерей Сергий Адодин

27 февраля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Сладость и горечь слова Божьего Сладость и горечь слова Божьего
Сергей Комаров
Сладость и горечь слова Божьего Сладость и горечь слова Божьего
Сергей Комаров
Случившееся с Иезекиилем и Иоанном показывает, как действует семя Божественного слова в нас, какие этапы проходит человек, регулярно изучающий Писание и что он ощущает, когда желает передать эти слова другим.
Почему мы чтим Священное Предание? Почему мы чтим Священное Предание?
Прот. Олег Стеняев
Почему мы чтим Священное Предание? Почему мы чтим Священное Предание? (+ВИДЕО)
Протоиерей Олег Стеняев
Как соотносится Священное Предание со Священным Писанием? Возможно ли правильное понимание Писания вне Предания? И что собственно первично: Предание или Писание?
Как не читать Библию. Вредные советы Как не читать Библию. Вредные советы
Свящ. Леонид Кудрячов
Как не читать Библию. Вредные советы Как не читать Библию
Вредные советы
Священник Леонид Кудрячов
Ниже собраны актуальные советы, надежные, подтвержденные опытом множества крещеных, но непросвещенных людей, они не подведут!
Неизвестные праотцы Неизвестные праотцы
Свящ. Сергий Бегиян
Неизвестные праотцы Неизвестные праотцы
Священник Сергий Бегиян
Праотцы – предки Иисуса Христа. Мы читали о них и вроде их знаем – но в то же время и не знаем.
Как читаешь и читаешь ли вообще? Как читаешь и читаешь ли вообще?
Прот. Андрей Ткачев
Как читаешь и читаешь ли вообще? Как читаешь и читаешь ли вообще?
Протоиерей Андрей Ткачев
Привычная для христианского уха и глаза двойная заповедь о любви к Богу и ближнему человеку не прописана в законе черным по белому. Ее предстояло найти, открыть в процессе многолетнего труда всей общины, всего народа.
Как не согрешить при изучении Писания Как не согрешить при изучении Писания
Диак. Георгий Максимов
Как не согрешить при изучении Писания Как не согрешить при изучении Писания
Диакон Георгий Максимов
Грешно учить людей воспринимать Священное Писание как сырье для «творческого самовыражения». Но именно такой подход практикуют «евангельские кружки», методику которых защищает С. Пучкова в статье «Запрещает ли 19-е правило Трулльского собора евангельские кружки?».
Комментарии
Настя11 июля 2017, 00:35
Еще пишите, пожалуйста. Спасибо.
Сергей21 апреля 2017, 13:59
Христос Воскресе!!

Большое спасибо, батюшка, за умную и остроумно написанную статью! Наверное, есть только пара мест, которые могут вызвать дискуссию: это апелляция к Св.Апостолу Павлу: конечно, он просто обязан был знать Ветхий Завет, это предполагало образование и деятельность его до обращения ко Христу. И потом, он проповедовал тогда, когда собственно Евангелия еще не были написаны. То есть другого Писания еще не существовало. И нельзя не согласиться с другими комментаторами: многое из Ветхого Завета (даже тексты, перешедшие в наши православные Богослужения) совершенно не соответствуют духу учения Христа. Потому и Ветхий. "Да приидет же смерть на ны и да снидут во ад живы.." например.
Татиана16 апреля 2017, 13:33
Прочитав статью, я вдруг почувствовала, что я "теплохладная", "ни то, ни се"... Равнодушие наше - вот главная причина неподвижности нашего ума и сердца, нежелание думать, рассуждать,узнавать, развиваться, двигаться. Спасибо, отец Сергий! Что-то подвинулось во мне. Я не думаю, что ситуация безнадежна. Хорошо, что кто-то прочитает вашу статью и задумается, может быть...
Матвей 8 апреля 2017, 22:18
ситуация странная: священник, видящий мирянина , судя по тексту, в первый раз, осуждает мнение другого священника, который, видимо, постоянно общается с человеком....
Антон 5 апреля 2017, 17:07
Ну как то в духе статьи и отвечу...... нормально отец Сергий, нормально!!!!!!!! Ну а без шуток...надо читать, надо. Но может и не для всякого (по развитию человека), и тут я согласен с батюшкой, который не рекомендовал уже пожилой женщине Ветхий Завет, дабы не искушать ее. Его читать нужно только с наставником, а то можно улететь совсем в другую сторону. Не смотря, на то, что Вы протоиерей --- суждение опасная вещь, а добродетель без разумности--- ее противоположность ( это я про Ветхий Завет, другого батюшку, и пожилую старушку). !!!!!!!!!!! Пишите, вроде не плохо!
Нина Сухова 4 апреля 2017, 13:50
Я знаю одну бабушку. У нее сын погиб на войне. Она каждый день перечитывает его письма, хотя знает их наизусть. А те, кому Бог - не любимый Отец, могут не читать и не перечитывать Ветхий Завет.
Ignotis Uomo 3 апреля 2017, 10:10
В школе и ВУЗе тоже не все понятно. Но для того и существуют учителя и преподаватели, чтоб помогать тянущимся к знаниям. Ну а если кто не тянется, всегда найдет причину не читать.
Мария 2 апреля 2017, 22:08
Улыбнуло). Отличное чувство юмора у батюшки! ✌️
Юлия21 марта 2017, 18:53
Для тех, кому тяжело и непонятно - можно изучить Ветхий Завет по курсу Закона Божьего - учебника для детской воскресной школы, который есть в библиотеке любого храма. Там изложены ключевые моменты и они же истолкованы. И это не будет скучно, поверьте! Потому что материал дан сжато, ясно, ну одним словом, для детей. А исходя из общей картины, которую человек уже увидит - можно разбираться с частностями. Слушайте лекции о. Олега Стеняева. У него подробнейшие толкования, начиная с Бытия. Ну о-о-очень интересно!
Мария-Марфа20 марта 2017, 18:33
Спасибо Отец Сергий за статью!Рада появлению на православии.ру нового талантливого автора.У Вас талант и писательский и человеколюбческий - интересно и легко подать важную тему и заставить задуматься...И даже стиль Ваш :"Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно"..., все таки оставляет след положительный.Потому что , если человек задумался,то есть надежда на исправление.Ведь в успешном лечении- главное правильно поставленый диагноз.
Сергий10 марта 2017, 22:58
спасибо,пошел читать!
Новозаветный поп10 марта 2017, 22:33
Спаси Вас Господь за журналистские труды!За труды на исповеди не благодарю т.к.это наша пастырская обязанность. Как Библия делиться на две конкретные части,так и Таинство(исповедь в данном случае)должно разделяться с духовной беседой.Редко священникам за храмовыми и житейскими хлопотами удается уделить время своей пастве как раз для духовных бесед.Вот и приходиться совмещать таинство(где ты только свидетель покаяния)с духовной беседой(на которой ты чаще всего критик и советчик).Так что в этом вопросе многое в наших пастырских руках,не без помощи Божией!
Павел З. 8 марта 2017, 17:55
Если читать Писание по принципу, который рекомендовал при мне один монах на Афонском подворье в Москве - раскрывать, где придется, и искать ответы на насущные вопросы - то, скажу из опыта, волей Божией вполне может раскрыться именно Ветхий Завет. Так что если какой-нибудь батюшка действительно запрещает читать Ветхий Завет своим духовным чадам, то он просто нарушает волю Господа. Впрочем, я думаю, что прямого запрета чаще всего нет, "не благословил" может означать то, что этого просто не рекомендовали, а запрет является домыслом исповедующегося.
Елена 6 марта 2017, 14:43
Конечно все правильно . надо знать. Но я когда начала читать Ветхий завет то с многочисленными войнами описанными в нем и вопросами которые появились началось уныние.
Мне кажется было бы не плохо если например после Литургии читался текст из Ветхого завета и пояснялся .
Алла 5 марта 2017, 18:19
Ветхий Завет - прекрасен. Как же он может не нравиться? Даже просто с литературной точки зрения - это монументальнейшее, эпическое произведение. А с христианской точки зрения это ещё намного более того - это Священная История. Жестоко, говорите? А вы о человеческой истории вообще имеете представление, хоть в школе-то учили? Мало ли было жестокостей? Таков человек. Не Бог виноват, что в Священной Истории есть множество жестоких эпизодов, а только мы, люди. Мы всегда сеем смерть и разрушение. "Свою погибель он в себе несет, и стольких губит за свой краткий век, слепой и безрассудный человек!"
Николай 5 марта 2017, 12:27
Хорошо пишешь отец Сергий! Особенно понравилось: Всякий раз неуспех в пропаганде чтения всей Библии я отношу к своему косноязычию и греховности. Будь я праведен, вокруг спасались бы сотнями. И про гасим свечи и расходимся :)
Елена Кузнецова 4 марта 2017, 22:31
вся библия-это чудо! в первый раз взяла библию в руки и вот: сотворил Бог небо и землю!Слава тебе Боже наш!а дальше целый мир может и не понятный, но мир который нужно понять. уразуметь. Опыт целого человечества. и вот тут с разбегу-то и не понять. И вот Бог будет вразумлять непонятливое человечество постепенно книгой за книгу. ничего интереснее не читала. история Иакова- бестселлер! об Илие пророке - бестселлер!удивительные истории, нигде такого не прочитаешь, так что читайте и наполняйтесь мудростью, верой нелицемерной, силой и добром.
Мирянин 3 марта 2017, 20:03
Тяжесть от Ветхого Завета наваливается, когда читаешь масоретский перевод (он же синодальный).
Читайте церковнославянский вариант, он сделан с Септуагинты и сильно отличается по смыслу.
И обязательно толкования святых Отцов.
Макаров 3 марта 2017, 06:20
раиса28 , а Вас не смущает, что Вы противоречите Христу -- он сказал, что нет пути к Отцу кроме через Сына, а Вы утверждаете, что нет пути к Христу кроме Ветхого Завета ?
Вот Вам и иллюстрация притчи про бревно в своём глазу -- прежде чем рассуждать о чужом богохульстве, разберитесь со своими предубеждениями.
А предложение поверять всю "остальную" (как уничижительно) духовную литературу на соответствие Ветхому завету просто нелепо. Труды Святых Отцов -- Священное Предание церкви, и не нужно проверять их работы как учитель проверяет домашние задания троечников, они УЖЕ проверены и одобрены Церковью. Им можно и нужно доверять -- их, а не Вашему, толкованию Писания. Их можно и нужно изучать.
Людмила 2 марта 2017, 21:09
Читаю коменты и думаю,как мне повезло,что я их не читала,конда была неофитом(уже крешенной).Я начала именно с В.З.И мой "ветхий человек" настолько проникся,что(поверьте!)плакала,читая про "жертвоприношение" Исаака,про Ноя,когда спаслось все человечество в ковчеге,а царь Давид сразу вошел в мое сердце.Думаю,что это помогло мне принять Господа сердцем.Пути познания Господа,это сердечное таинство,настолько индивидуально,что обшего "рецепта" ,наверное,нет.Зато мудрый совет всегда полезен.
Сергий 2 марта 2017, 17:11
Ветхий Завет читать необходимо; другое дело - кому, когда и как. В смысле, что здесь не может быть общего правила для недавно воцерковлённого или только собирающегося стать таковым, и человека, уже имеющего некоторый опыт церковной жизни.Очевидно, нужен индивидуальный подход священника к каждому из духовных детей: батюшка благословит, когда начинать изучение Ветхого Завета, на какие главы обратить особое внимание, растолкует непонятные места. А вообще, думается, было бы хорошо, если бы - пусть не при каждом храме, но, по крайней мере, в каждом благочинии, действовали бы воскресные школы для взрослых (или Огласительные курсы),где проводилось бы изучение и Ветхого, и Нового заветов.
Алексей Захаров 2 марта 2017, 14:24
А что если "некий батюшка" - архимандрит? И именно этому чаду, именно на жанном этапе становления чтение повредило бы, а вот спустя 5 лет жизни по Христу - можно было бы и разобрать части Ветхого Завета.
Моё мнение, что неправильно всех считать одинаковыми и проявлять ко всем одинаковый подход.
Сначала надо научить человека жить по новой Заповеди (От Иоанна 13:34-35). А уж потом, тем у кого вопросы останутся, то и разбирать совместно Ветхий Завет.
НН 2 марта 2017, 14:13
Макаров: /речь в статье идёт о том,. чтобы сместить акцент изучения Писания у православных с Нового Завета и Священного Предания к Ветхому Завету, и таким образом приблизить их мировоззрение к сектантству/- Эка загнул! Ну, тогда все приходы РПЦ, где служится Всенощное бдение,построенное на Ветхом Завете, и прихожане их - сектанты. А кто отменил эту службу или считают необязательным посещение её - ПОЛНЫЕ члены Церкви. Знакомая песня! Следующий шаг - частое причащение без исповеди, отрицание старчества и "женское священство". Статья очень понравилась. С тех пор, как читаю ВЗ (увы, не так часто), вопросы о семейной жизни, воспитании детей, о необходимости ПОСЛУШАНИЯ - отпали сами собой.
раиса 2 марта 2017, 11:44
Дорогие мои, как мы вольно обращаемся со Святым Писанием, какие уничижительные слова находим и это просто ужасно, ведь приступать к чтению Библии необходимо с благоговением, памятуя, что каждое слово ее исходит из уст Божиих, передаваемых нам через века пророками и апостолами Божиими. Священное Писание Ветхого и Нового Завета- это одна книга. Все книги Библии настолько связаны между собой ,что ни одну из них нельзя исключить. Вы никогда правильно не поймете Новый завет без Ветхого и Ветхий Завет без Нового. Преподаватели семинарий и академий должны учить богословию и ни в коем случае не привносить в учебный процесс свои собственные ошибочные измышления.
Елена 2 марта 2017, 00:37
Отличнейшая статья, просто ГЕНИАЛЬНАЯ! Так все узнаваемо!!! Очень понравилась!!!
Наталия 1 марта 2017, 22:43
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим.). И Ветхий завет хорошо читать, а про некоторые места приходится говорить себе, что хотя, да, пока это вот не вмещаю, но тем не менее, все Писание богодухновенно. Евангелие от Матфея и от Луки не даром приводят родословие Иисуса Христа от ветхозаветных праотцев.
Людмила Н 1 марта 2017, 18:22
Ого! Какая битва развернулась! Мне думается, что такое разногласие в мнениях - поле не паханное для Пастырей Овец Православных! Что же, жатвы много, а делателей? Видимо мало библейских курсов, лекций и бесед... А изучать Ветхий Завет лучше под руководством и с толкованиями, а то не только каша в голове, но и искушения с соблазнами.
Вениамин 1 марта 2017, 18:17
С Великим Постом всех!
В статье, по-моему, смешиваются разные понятия. Сознательное неприятие, отрицание богодухновенности Ветхого Завета, разумеется, неправильно. В то же время нельзя отрицать то, что ВЗ - трудное чтение. По сравнению с Новым Заветом - значительно сложнее. Поэтому я не вижу ничего удивительного в том, что кого-то священник (с другого прихода, ближнего или дальнего монастыря - не важно) не благословил читать ВЗ. Приравнивать это к "не исследуйте писаний" - большая натяжка. ВЗ был детоводителем ко Христу для иудеев, но остается ли таковым сейчас? Можно и нужно и читать и изучать ВЗ, но, думаю- с разумением. Т.е.,не всё и не сразу. Так же, как читать Симеона Нового Богослова.
Наталия 1 марта 2017, 16:04
Ветхий Завет - это хруст костей и реки крови. Но только прочитав его и не один раз, становится понятен ход Истории. И тогда нет претензий к Грозному, Сталину и т.п. Ну, а если и вовсе проникнишься, тогда и с Новым Заветом будет легче, тогда всё встанет на свои места.
Александр Д. 1 марта 2017, 13:19
Приведенный пример с Гашеком по моему нелогичен,я бы даже сказал так,начитался Гашек Ветхого Завета, не вникнув в Новый Завет,оттого и стал атеистом.
Анна 1 марта 2017, 10:18
Спасибо большое за статью.
Она про меня. Ветхий Завет полностью читала только в пересказе для детей и теперь, при чтении Канона Андрея Критского испытываю затруднения, чувствую себя невеждой.
Ранее были попытки чтения Ветхого Завета, но столкнулась с трудностями понимания. Особенно трудно понять сцены, описывающие жестокости, всех этих "300 жен и наложниц" и т.п. Обратилась с советом к священнику, и он мне посоветовал не изучать Ветхий Завет самостоятельно, только под руководством наставника. Но так и не получилось у меня ходить на беседы в храме. Хотя я читала немного пророков, притчи Соломоновы, Бытие, но и только. Попрошу благословение и все-таки попробую осилить Ветхий Завет.
Макаров 1 марта 2017, 06:04
Эй, СВЕТЛАНА КК, праздник Обрезания Господня -- он же Старый Новый Год -- не говорит об уважении к Ветхому Завету (кстати, по-русски там "об" , а не "о" , как у Вас) , поскольку не входит в число двунадесятых. О смысле праздника читайте на православных сайтах, и не скатитесь в протестантизм -- отмечается эта дата не из "уважения к Ветхому завету" .
Что касается паремий, то отдельные цитаты из ВЗ никто не отменял -- речь в статье идёт о том (и Вы об этом прекрасно понимаете, судя по агрессивному тону) , чтобы сместить акцент изучения Писания у православных с Нового Завета и Священного Предания к Ветхому Завету, и таким образом приблизить их мировоззрение к сектантскому.
Ованес 1 марта 2017, 02:41
Как возможно понять Ветхий завет без истолкования святых отцов или современных специалистов? Например, протоиерея Олега Стеняева
Ованес 1 марта 2017, 02:39
Полностью согласен с Натальей: "Я не совсем согласна с батюшкой. Читать Ветхий Завет неподготовленному человеку действительно нельзя. Там много устаревших законов, против которых как раз был Иисус. Если невоцерковленый христианин начинает свой путь к Богу с Ветхого Завета, то когда он начнёт изучение Нового Завета, у него будет полная каша в голове. Сплошные противоречия. Читать Ветхий Завет нужно, когда Иисусово учение освоено, жизнь стала христианской, во всем упование только на Бога, страх не перед людьми, а только перед Всевышним - тогда и приступайте к изучению Ветхого Завета, медленно с толкованием."
Елена28 февраля 2017, 22:38
А вот мне тоже батюшка посоветовал не читать Ветхий Завет (кстати, батюшка служит в Сретенском монастыре).
И я ему за это очень благодарна. Я тогда готовилась к крещению, очень много было сомнений и колебаний,
и если я прочитала бы все эти кровавые сцены, то была бы ужасная каша в голове, и я бы наверное, до сих пор еще не крестилась.
Феоктист28 февраля 2017, 22:28
"Ветхий Завет отстоит от Нового Завета, как небо отстоит от земли" - кажется, так говорил Иоанн Златоуст. Или вот мнение проф. Осипова: "Ветхий Завет - это только "прихожая" в "дом" (Новый Завет). Вот как-то так)
vladimir furcev28 февраля 2017, 21:46
Апостол Павел говорит о назидании в Страхе Божием, ибо назидать может только Его страх. Слово Божие говорит пророки ветхие на Иоанне закончились. Дух Святой прославился, о Том о Ком пророчествовали, и сыновья их уже не наследуют тления. Хорошо ли делаем когда обращаемся к вернейшему слову Пётра. Насиловать сознание это точно неправильно. А когда откроется НЗ, то необходимость прочесть ВЗ будет востребована и непросто востребована, ибо каждая буква будет отпечатана в твоём сердце. И ни одно пророчество не разрешается само собою, и требовать читать то, что не вмещается, это точно насилие, над сознанием, неудобоносимые Бремена. Одно дело варить жертвы, другое дело назидать.А Путеводитель Один.
Марина Анатольевна28 февраля 2017, 20:32
Добрый батюшка! Ведь Вы и отец и пастырь - значит должны разуметь с кого и что можно спросить: ино с овцы, ино с барана, ино с "малого дитяти", ино с лентяя, ино с глупенького....Кому и молитвослов в великую честь, а кому Божий глагол дороже "паче злата и жемчуга".
Андрей28 февраля 2017, 18:46
Отец Сергий. То что люди приходя на исповедь (а это человеки, как минимум, посещающие Церковь), не читали Библию и ничего не могут сказать, так это ваша вина (я имею ввиду не только конкретно Вас). Вы как пастыри должны быть миссионерами, нести слово Божие. А "ваше" общение с прихожанами сводится всегда к одной фразе - "когда последний раз Исповедовался и причащался"? Нет ни каких возражений, что это необходимо, но вы сами не выходите за эти рамки и не даете выйти из них, так с чего прихожане начнут читать Библию, если с него требуется только причастие и "мзда"? Вот они честно и выполняют, что от них требуется. И вопрос - "почему прихожане не читают ВЗ" адресуйте прежде всего к себе.
дмитрий воронцов28 февраля 2017, 18:45
Этот вопрос я для себя уже решил.Лично для меня Танах необходимо изучать каждому христианину.Отец Сергий все правильно говорит.
СВЕТЛАНА КК28 февраля 2017, 18:30
Эй, не любители Ветхого Завета. А как же паремии? Может их надо заменить цитатами Игнатия Брянчанинова? Разве праздник Обрезания Господа не говорит о уважении , да и о изучении Ветхого Завета?
Светлана28 февраля 2017, 18:11
При всем уважении к батюшке, соглашусь с мнениями Натальи и Елены. "Закон Божий" дает достаточно на первых шагах к воцерковлению и при этом не пугает таким количеством жестокости. Сразу можно увидеть человека, начинающего с Ветхого Завета свой путь к Богу: для такого христианина страх Божий- это страх наказания, а не страх расстроить любимого Отца...
Глеб28 февраля 2017, 14:48
Не зная ВЗ трудно воспринимать евангелие от Матфея,послание к евреям, великий покаянный канон Андрея (там постоянные отсылки к ВЗ). У святых отцов (Иоанн Златоуст в частности) полно цитат из ВЗ. Могу сказать, что целостная картина христианского мировоззрения складывается из этих двух крыльев: ветхого и нового заветов. Не следует ни одного из них каким-то образом уничижать перед другим.
Олег28 февраля 2017, 14:24
Очень глубоко и верно. Одно дело рекомендовать чтение Ветхого завета уже прошедшему некий путь познания человеку, а другое неофиту, коими несомненно является большинство. Не случайно, всё-таки священники рекомендуют начинать с Евангелия и Апостолов... Уж очень на многие камни преткновения неопытный человек может попасть. А вот начав как бы от обратного ("как бы" потому что только в смысле хронологии) можно попытаться лучше понять то скрывавшее полноту истины "покрывало" и молодость человечества, каковые являются в Ветхом завете.
А вот познать Ветхий завет, взяв попросту учебник для семьи "Закон Божий", сверяясь с ссылкам
Антоний28 февраля 2017, 13:55
Отец Сергий, являясь регулярным посетителем портала все-никак не сподобился на комментарий, но тут удержаться не могу: БРАВО!
а.с.28 февраля 2017, 13:52
В 90-х годах я ненасытно читала Новый Завет: от корки до корки, потом снова сначала, каждый день утром. В 98 г. я должна была получить за одну работу гонорар и сказала себе: куплю хорошее издание Библии. Получила - и забыла, и денег стало жалко. И вдруг - я потеряла способность читать НЗ. Уж я и так и сяк прилаживалась, читала на выбор, но дальше одной страницы прочитать не могла. Пришлось вспомнить свой обет. А потом как я читала Ветхий Завет! Всё Писание было - о Господе, и я это видела воочию! Я была готова полюбить каждую букву Ветхого Завета. И полюбила. Я была подготовлена к этому благодаря чтению НЗ.
Гость28 февраля 2017, 13:24
Спасибо о.Сергию.Самое обидное что священники почти не говорят своим
прихожанам,что надо читать Писание,трудится в его изучении.
Ольга28 февраля 2017, 13:13
С Великим постом, братия и сестры!
Читать или не читать Ветхий Завет? Открываем любой церковный календарь, например , день сегодняшний 28 февраля. И что же написано в чтениях на этот день? На 6-м часе: книга пророка Исаии гл.1 ст.19- гл." ст. 3; на вечери: Бытие гл.1 ст.14-23, Притчи гл. 1 ст.20-33. И так весь Пост: Исаия, Бытие, Притчи. Наверное, не зря Церковь установила именно эти чтения в Великий пост? А Псалтирь - не одна ли из книг Ветхого завета? А как можно понять зачем надо было воплощаться Христу, распинаться на Кресте, если не знать мессианские пророчества, разбросанные по всему Ветхому завету.А если что и не понятно в Ветхом завете, так и Христос и апостолы говорили: "Исследуйте Писание", понимаете, ИССЛЕДУЙТЕ, а не просто читайте.Слава Богу, сейчас для этого столько возможностей: можно слушать, можно читать, толкования, беседы, те же просветительские курсы на этом сайте (1год обучение), было бы желание.
Иерей-Вячеслав Гудков28 февраля 2017, 13:01
Абсолютно солидарен с автором. В нашем монастыре мы изучаем Ветхий Завет в толковании святых отцов.Многие даже конспектируют.
Виктор Миняшев28 февраля 2017, 12:29
Христос сам говорил, я пришел не нарушить Закон и пророки, но исполнить. Новый Завет может быть только в контексте Ветхого понят. Никак иначе. Если не знать контекста очень легко уйти в крайние формы протестантизма, а то и того хуже в толстовство. Послания апостолов, изобилуют примерами из Ветхого Завета. Как их понять не зная его? наконец у первых христиан книг Нового Завета не было в принципе. Они довольствовались только Ветхим, а тексты Нового тогда только возникали. Они знали учение Христа в устной проповеди, в виде Предания.
Виктор Миняшев28 февраля 2017, 12:24
Спасибо за замечательную статью, отче. Проблема поднята очень важная. И на мой взгляд Вы правы абсолютно. По-моему без Ветхого Завета как раз достаточно не понятен Новый завет. Само собой, что для неофита, который только что воцерковляется, сначала нужно изучить Закон Божий, чтобы знать основы христианского вероучения и ту же Библию в кратком пересказе. Ведь источник вероучения Церкви не ограничивается Священным Писанием. Священное Писание - это часть Священного Предания. Да Христос внес коррективы в ветхозаветные заповеди. Но читать Новый Завет без Ветхого, все равно, что читать дополнение к закону, пусть и существенные, не зная основного текста. Ведь 10 заповедей не отменены.
Константин Новиков28 февраля 2017, 11:25
Хоть Апостол Павел и пишет, что Ветхий Завет - педагог ко Христу, но он же и пишет, что Ветхий завет лишь ТЕНЬ будущих благ, т.е. Нового Завета, Царства Божьего, которое внутрь Вас есть. А по тени сказать что-то определенное о предмете, его отбрасывающем, трудно. Поэтому не все так однозначно.
Свт.Афанасий Великий предписывает читать не весь ВЗ перед Крещением, а УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ (Соломоновы книги, Премудрость Сирахову, Псалтирь, Иова) - в них первоначальная житейская мудрость, детоводственная к Христовой.
*ВЗ часто распространялся в виде цитатников ПРОРОЧЕСТВ о ХРИСТЕ
**некоторым действительно вредно читать весь ВЗ
***Под угрозой анафемы Писание можно читать только с толкованием свв.ОТЦОВ!
раиса28 февраля 2017, 09:54
Макаров, вас не смущает, что книги Ветхого Завета читаются за богослужением, вам это о чем-то говорит? Святое Писание все богодухновенно и начинается Оно с книг Ветхого Завета. Каждое слово Святого Писания исходит от Бога, в том числе и устройство скинии и ваша ирония просто богохульна. Ветхий Завет - детоводитель ко Христу, а вы нашли другой путь ко Христу? Поймите, не туда вы идете, нет у вас страха Божия, если вы так пренебрежительно говорите о книгах Святого Писания. Для верующего человека самая главная книга в жизни - Библия, через нее с нами говорит Бог и только ей можно доверять. Вся остальная духовная литература должна быть нами подвергнута анализу на соответствие Святому Писанию.
Дана28 февраля 2017, 09:40
Люди добрые, ну не демонстрируйте вы так явно свое невежество и неуважение к священнику. Батюшка пишет статью, можно же хотя бы предположить, что раз он сюда написал и его статья принята к публикации, то его слова соответствуют учению Церкви о необходимости изучать Ветхий завет для христианина. А вы начинаете, - "хотелось бы напомнить автору..." Да автор то, о чем говорит, знает намного лучше вас. Как минимум, он закончил семинарию и изучал все необходимые дисциплины о сакральных текстах.
Автор и слова Христа привел в статье о необходимости исследовать Св.Писание (это о Ветхом завете говорилось), и мнение Апостола. А вам все нипочем, вы все лучше, чем Христос, апостолы и священники знаете.
Татьяна Константиновна28 февраля 2017, 08:56
Без Ветхого Завета никак. Это как родиться без папы и мамы. Я читаю, но сравнительно недавно, и ползу очень медленно. Но насколько это Великая Книга - БИБЛИЯ - без Ветхого Завета никак не понять. Спаси Господи Вас, отче Сергие, за поднятый вопрос. А атеист Гашек знал Библию, потому что, я думаю, его учили в школе. Вот бы в наших лицеях-колледжах-гимназиях учили бы Библию, это была бы большая польза для всех.Простите меня, грешную
олег28 февраля 2017, 07:53
очень впечатлила Ваша теплота и любовь к людям и сердечная трепетность за Бога! Здоровья Вам и сил!
Макар Михайлов28 февраля 2017, 06:08
У меня вопрос к автору статьи: что полезнее для духовного самообразования -- чтение Ветхого Завета или Отцов Церкви, например святителя Игнатия Брянчанинова ?
И спрашивает ли автор статьи своих прихожан, читали ли они Брянчанинова или игуменью Арсению Себрякову ?
Макаров28 февраля 2017, 06:01
Хочется напомнить автору, что в русской православной церкви книга премудрости Иисуса сына Сирахова считается неканонической. В отличие от Нового Завета.
Макаров28 февраля 2017, 05:57
Конечно нужно больше времени проводить за изучением Ветхого завета, особенно деталей устройства скинии, какие и сколько колец, шестов, тканей и т.п. , сколько положено отдавать "от тука" , правила всесожжения жертвенных животных , да про обрезание не забыть -- согласно автору статьи, для православных эти сведения должны быть базисом, без которых учение Христа не ляжет в душу.
Людмила27 февраля 2017, 23:52
Как во время затронули эту тему о.Сергий!Сейчас читается канон прп.Андрея Критского.Советуйте читать его также и дома.Получится двойная польза:И покаянныя молитвы прочтут и Ветхим заветом наверняка заинтересуются.Например,понедельник,песнь 4:"Жены ми две разумей,деяние и разум в зрении,Лию убо деяние,яко многочадную,Рахиль же разум,яко многотрудную;ибо кроме трудов ни деяние,ни зрение,душе, исправится." А на счет Соломона,наложниц держали не только для развлечения,но и для чадородия.В притчах много можно подчерпнуть полезного для души,напр."сердце человека обдумывает свой путь,но Господь управляет шествием его." Иисус Христос часто ссылался на Ветхмй завет,знанием писаний удивлял фарисеев.
Ольга27 февраля 2017, 23:10
Здравствуйте, статья , как раз обо мне. Не читаю Библию, читала пару раз Евангелие и Послание Апостолов. А Ветхий Завет не читала. Давно читала, детскую Библию. Каждый раз подхожу и каюсь, но читать не получаеться. Надо купить Старый Завет. Но, как себя заставить читать. Я , как собака все понимаю, а сказать( сделать) не могу. Единственное , что могу почитать , это сайты, ваш и правмир, хотя по поводу правмира, вроде узнала, что он не очень полезен. Может в пост постораюсь начать читать, так как поститься тоже тяжело. Вот такие современные , немощные, подходим на исповедь. Простите нас Батюшки, дай Бог вам терпения!
Александр27 февраля 2017, 23:00
С постом Вас православные. Книги Ветхого завета не просто исторические или канонические,они имеют глубокий смысл,это слово Божие к народу Израильскому,ведь мы относимся с Благоговением к Новому Завету,а ветхий чем хуже,апостол Павел говорит пророчества не уничижайте.А то что вас смущает многоженство царя Давида,так в жизни многих Святых были не очень святые поступки,вспомните жизнь Марии египетской какой она была и кем стала поэтому да не смущается сердце ваше,ведь чистому всё чисто,простите Христа ради за тон учительства.
Наталья27 февраля 2017, 22:57
Я не совсем согласна с батюшкой. Читать Ветхий Завет неподготовленному человеку действительно нельзя. Там много устаревших законов, против которых как раз был Иисус. Если невоцерковленый христианин начинает свой путь к Богу с Ветхого Завета, то когда он начнёт изучение Нового Завета, у него будет полная каша в голове. Сплошные противоречия. Читать Ветхий Завет нужно, когда Иисусово учение освоено, жизнь стала христианской, во всем упование только на Бога, страх не перед людьми, а только перед Всевышним - тогда и приступайте к изучению Ветхого Завета, медленно с толкованием.
СВЕТЛАНА КК27 февраля 2017, 22:53
Если человек не знает толком Ветхий Завет то, простите, как он читает Великий канон Андрея Критского? Ведь оценить все величие и силу этого творения можно лишь в том случае, если знаешь Ветхий Завет.
Наталья Богоявленская27 февраля 2017, 22:31
Евангелие от Матфея начинается словами: "Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова". И дальше следует целый ряд имён -- аж семьдесят два имени. То же и в Евангелии от Луки (3-я глава), только в обратном порядке. И если не понимать, что это за имена, что за люди стоят за ними, то можно ли говорить о себе "я знаю Евангелие"? А имена эти -- ветхозаветные и имеют самое непосредственное отношение к Христу. А в Евангелии от Иоанна -- "глас вопиющего в пустыне", "исправьте путь перед Господом" -- это же пророк Исайя! Но это только начало -- многие вещи в Евангелиях без Ветхого Завета просто понять невозможно, не говоря о том, что сам Христос очень много цитирует Ветхий Завет.
Алла27 февраля 2017, 22:20
Раиса, я сравнивала не "веру православную и веру иудейскую", я сравнивала реальную жизнь христиан и иудеев. Вы можете сказать, что в массе своей православные ведут более праведную жизнь, чем иудеи? Я такого что-то не замечаю. О том и речь: планка это одно, а вот дотягиваемся ли мы до нее - это совсем другое. Что касается распятия Христа, то не забывайте, что на тот момент еврейская вера была единственно истинной на всей Земле, что не помешало Распятию. О чем это говорит? Что даже ЗНАНИЕ истинной веры не помешало предать Бога. Значит дело не только в знании. Исайя обличал иудеев, а христиан что ли никто не обличал? Или христианские святые только и нахваливают христиан, по-вашему?
Алевтина Викторовна27 февраля 2017, 22:17
Я люблю читать Ветхий Завет. Становится многое понятно мне и в современной жизни. Особенно мне нравятся книги и лекции отца Олега Стеняева. Я полюбила праотца нашего Авраама, как будто с ним лично знакома, полюбила Руфь Маовитянку, прабабку царя Давида, самого царя Давида и сына его несчастного Авессалома. А Иосиф Прекрасный! Его история это что-то чудесное и радостное. Читайте Ветхий Завет - учебник жизни. Там все и обо всем. Спасибо за статью, отец Сергий. Помоги Вам Господи и нам грешным.
Лидия27 февраля 2017, 22:17
Спасибо за статью ! Я тоже раньше думала что Ветхий Завет читать не обязательно , но потом заставила себя все таки начать читать , и поняла что как я ошибалась ! Правильно понимать Евангелие можно только после прочтения Ветхого Завета, начинаешь многое понимать по другому , все события и слова обретают новый глубокий смысл ! Читайте , это действительно важно , и Господь тоже велел изучать Священное Писание . Спаси Господи!
27 февраля 2017, 21:21
всем доброго времени.может я неправ думаю ветхий завет нам дал 10 заповедей которые все знают они как бы запрещающего характера.а вот читая новый завет не все понимают что в нем даются заповеди как бы духовного роста духовного счастья.что первые заповеди и что вторые это как две ступени на вторую не встать не пройдя первую
Елена27 февраля 2017, 21:18
А что так,только Ветхий Завет нам обязателен? Будьте тогда уж последовательными в своих рекомендациях или требованиях,требуйте от прихожан чтения обязательного так же Талмуда и изучения Каббалы,они ведь также являются учебными пособиями наравне с Ветхим Заветом,так сказать для полноты картины,ведь не зря же люди жалуются,что Ветхий Завет мутен и непонятен и не сьедобен,для этого две эти книги и существовали для его пояснения,а еще хочу спросить,и как это разбойник попал сразу Царствие Христово,явно ведь не изучал Священные Писания,однако ж все получилось
Елена27 февраля 2017, 21:10
когда-то я тоже пыталась начинать Библию с Ветхого Завета. Не смогла.Многое вообще в голове не укладывалось, а это там было как норма.(Блудных и кровожадных моментов там действительно предостаточно, да ещё каких!).
Батюшка мне посоветовал сначала читать Закон Божий. Так и сделала. Затем Новый Завет. И только после - Ветхий. Ничего необычного в этом нет. Именно так у людей невоцерковленных и складывается постепенно полный образ Библии и её понимание.
Людмила Н.27 февраля 2017, 20:16
Часто и я читая Ветхий Завет смущалась обилием кровавых и блудных сцен. Чего стоит только история исчезновения колена Вениаминова... А вот ежедневная кафизма, да.
раиса27 февраля 2017, 19:10
Благодарю Вас за откровенный разговор о священническом благословении.Дело доходит до абсурда, когда некоторые священники без их благословения не разрешают читать молитвы из молитвослова на всякую потребу с благословением архиереев РПЦ. Прочитав комментарии, я просто опешила от этих рассуждений. Как можно веру православных сравнивать с верой правоверных иудеев, вы случайно не забыли, что эти иудеи распяли Господа нашего Иисуса Христа. Вы не читаете Ветхий Завет. Почитайте Пророка Исаию через него Бог говорит о правоверности иудеев. Сомневаться в праведности царя Соломона, как и его отца царя Давида грешно. Не читая Ветхий Завет, что можно понять в Псалтири, в Великом Каноне Андрея Критского.
Любовь Н.27 февраля 2017, 17:48
Спасибо, отец Сергий. Ваш аргумент о Христе и попе очень убедителен. Я почти 20 лет периодически читала Новый Завет. очень люблю "Послания апостола Павла". Тоже думала, что в Новом Завете ничего интересного для себя не найду (Господи, прости меня!). Полгода назад стала читать Ветхий Завет и поняла, как я ошибалась, и устыдилась. Читать, конечно, трудно, потому что надо знать историю того времени. Но помогает интернет, так же очень помогли лекции из Сретенской семинарии на этом сайте. Уже дошла до Книги царств. С Божией помощью осилю все, как смогу понять.
Олег Вячеславович27 февраля 2017, 16:57
Ветхий Завет открывает Бога Отца. Заботливого, строгого.
o. Igor27 февраля 2017, 16:47
Great article! Fr. Sergey amazing style and story. Please write more like that! Greatings from Orthodox Poland!
Алексей27 февраля 2017, 15:57
Конечно, и Бытие, и Екклизиаста, и книги Премудрости, и Псалтирь... знать не плохо... Не говоря уж о Деяниях, Посланиях и Евангелиях... И св. Отцов... Но разве не задача священства расставить преоритеты и рекомендовать алгоритмы чтения для людей разных уровней подготовки?
Хотя дело даже не в этом... Тут и мера чтения значение имеет; и его качество - седцем в чувстве Бога или ... просто почитать...
* Но и это - половина проблемы, простите... Кому как, но если даже на ежедневную искреннюю, внимательную, ОДНОСЛОВНУЮ молитву душой в области сердца в ощущении присутствия Божиего... и ежедневное сердечное чтение 2-3 гл. Евангелия не способен - стоит ли замахиваться на большее? Не уверен...
Алла27 февраля 2017, 15:44
Некоторые говорят, что Ветхий Завет читать трудно. Мне кажется это связано с тем, что многие люди имеют искаженный образ Господа. То есть, они видят только новозаветного Христа, и не хотят понять, что ветхозаветный Бог - это тот же самый Христос. Многие убаюкивают себя мыслью об эдаком "сладком Иисусе", не понимая, что Он также и карающий Бог, который уничтожил почти все человечество во время Потопа, санкционировал уничтожение целых народов, и насылал суровые кары на отдельных людей и целые рода. После смерти он отправляет грешников в ад, а после Страшного Суда отправит в геенну. Чтение Ветхого Завета очень полезно для воспитания страха Божьего.
Любовь27 февраля 2017, 14:19
А если тебя подставил коллега что будет мерой мести?Ветхий завет это азбука христианства.Простой русский поп на многое способее, че уж вы себя как?
Алла27 февраля 2017, 14:14
Большинству христиан, включая меня, очень далеко даже до ветхозаветной праведности. Я бы не сказала, что современные верующие иудеи, например, в чем-то сильно отстают от христиан в следовании библейской морали. То есть, вроде бы у нас куда выше планка, чем у них, но по большей части мы не дотягиваемся даже до той планки, что была установлена законом Моисеевым...
Владимир Степанов27 февраля 2017, 13:53
Ну конечно, Ветхий Завет без знания Нового не внять. Поэтому сначала Новый, потом Ветхий. Из Ветхого для новичков нужно знать 10 заповедей и Книгу Бытия. Но когда смысл Евангелия понятен, притчи известны, идеи посланий понятны, суть таинств ясна, тогда Ветхий Завет станет лучшим православным пособием по стяжанию любви, смирения и всей мысли Бога о человеке
Татьяна27 февраля 2017, 13:45
Как находят отклик в душе слова из Нового Завета и какая тяжесть наваливает, когда читаешь Ветхий Завет. Бывало, что откладывала книгу в сторону, не осилив и страницы. Наваливаются вопросы, на которые нет ответа, сомнения. Пробовала читать с толкованиями профессора Лопухина А.П., задавала вопросы батюшке. Он посоветовал не прилепляться душой к Ветхому Завету, а отнестись к нему как к исторической книге.А живем мы сейчас по Новому Завету и читать ежедневно нужно его. Попробую снова вернуться к чтению Ветхого Завета во время Великого Поста.
Марина27 февраля 2017, 13:22
Спасибо за откровенный рассказ! В нашем храме есть курсы, на которых священник рассказывает прихожанам про Ветхий Завет. Честно говоря, посетив подобные курсы преподавателя-историка в другом храме, поняла, что иногда священнику не хватает знания истории древнего мира, чтобы интересно рассказать о событиях того времени. Зачастую, наверняка, священнику не хватает времени, чтобы подготовить наглядный материал, например, фото фресок и скульптур в виде презентации. А это делает лекцию интересной и наглядной. Кроме того, жаль, что не все наши батюшки великие ораторы. Но, что делать. Есть такие, каких мы достойны. Спасибо ещё раз!
Irina Konstantinova27 февраля 2017, 12:50
Благодарю Вас, отче Сергие ! Благодарю Вас ! Только у меня вопрос - личный.Мы с мамой(83 Г.) слушаем курс лекций Сретенской семинарии. После ознакомления с жизнью царя Соломона, мама в полном недоумении : Начинается Великий Пост, нужно читать Соломона . Но как совместить блудную жизнь (300 жен) ,непомерные налоги ( а ведь это и безжалостность к собственному народу) и Святое писание ? Короче, автор не внушает доверия. По принципу : говорю одно, делаю другое. Честно говоря и я тоже задумалась над этим. Если у вас будет время, разъясните ,пожалуйста.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×