Духовная жизнь и чувства христианина

Кто такой христианин? Это человек, исповедующий Христа как Бога, ведущий духовную жизнь во Христе. Что такое духовная жизнь? Само словосочетание дает мысль, что духовная жизнь есть общение духа человеческого с Духом Божиим.

    

Христос проповедовал: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин.7,38). Евангелист Иоанн, приводя эти слова, замечает: Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин.7,38-39). Приближаясь к концу Своей земной жизни, Иисус напоминал ученикам: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин.14,26). Когда через чудо Пятидесятницы Святой Дух сошел на Церковь, апостол Петр произнес свою первую проповедь: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян.2,38). С этого момента всякий уверовавший человек, вступающий в Церковь, через таинства Крещения и Миропомазания получает дар Духа Божьего. Об этом пишет и апостол Павел: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2Кор.1,22).

Очевидно, дар Духа не может не проявляться в жизни христианина, мы должны ощущать этот залог. Однако в разговоре о духовных ощущениях Православие проявляет чрезвычайную сдержанность, даже суровость. И это очень понятно, так как в области тех или иных переживаний человек часто сталкивается с опасностью обмана, ошибки. Всегда существует риск принять душевное за духовное и перепутать небожественное с божественным, потому что сам сатана принимает вид Ангела света (2Кор.11,14).

Отцы Церкви вообще запрещали искать каких-то особых духовных переживаний и призывали к строжайшему контролю своих чувств и эмоций в духовной жизни. Так же советуют поступать и современные авторитетные духовники. Например, подобным образом на эту тему как-то высказался Блаженнейший Митрополит Киевский Онуфрий. На вопрос «Как почувствовать, что ты идешь путем спасения?» владыка ответил: «Не пытайтесь этого делать, не надо. Чувства – это вообще такие вещи, которым нельзя доверяться. Но правильнее себя даже не то, что с чувством оценивать, но сколько знать и помнить, что я осужденный перед Богом и надеюсь в своем спасении не на свои дела, не на свои подвиги, а только на милость Божию». Когда вопрос повторился, уже немного в другой форме, «Какое место чувствам в духовной жизни?», митрополит сказал: «Когда человек начинает верить чувствам, легко такого человека сбить с толку. Он идет на поводу у чувств, а у нас природа испорченная и чувства у нас искаженные. Они не воспринимают реальность, особенно духовную, такой, какая она есть. Он как слепой, он видит какие-то очертания, а толком ничего не видит. Поэтому доверять своим чувствам не надо, особенно в молитве, может услаждение какое-то быть, так что не верить этому чувству и сказать: “Мне не надо сладости”».[1]

Несомненно, позиция Блаженнейшего твердо стоит на аскетическом предании Церкви, она выверенная и беспроигрышная. Однако в истории христианства все же были некоторые отцы, которые говорили о необходимости явного переживания христианином действия Духа Святого. Из древних святых об этом много писали преподобные Макарий Великий и Симеон Новый Богослов, а из ближайших к нам по времени – святитель Феофан Затворник. Замечательно, что его книги предназначены для всех христиан, не только для монахов. Некоторые места из произведений святителя хотелось бы вспомнить в связи с нашей темой.

Например, епископ Феофан утверждал, что все обетования, изображенные у пророков Ветхого Завета, исполнились во Христе и должны осуществиться в жизни христиан как ясно ощущаемая ими реальность. Для святителя было и нормальным и необходимым, что все верующие, раз они считают себя христианами, «испытывают отпущение грехов, в чем свидетель им облегченная совесть; испытывают обновление, в чем свидетель им сознание новой жизни, восприемлемой в купели; испытывают наитие благодати Святого Духа, в чем свидетель им ощущаемая ими нравственная сила на преодоление всякой страсти и всякого греха; испытывают всыновление, в чем свидетель им внутреннее чувство сыновства Богу, Духом возгреваемое, вследствие коего вопиют: Авва, Отче».[2]

Толкуя слова апостола Павла: молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве (Флп.1,9), святитель пишет: «Внешние чувства испытывают вещи и дают знать об их качествах. Также и духовное чувство в своем кругу испытывает духовные вещи и определяет их качества. Как там, так и здесь отличительное свойство чувства есть осязание и вкушение. Размножение испытаний внешними чувствами дает опытность внешнюю; размножение осязаний и вкушений духовных вещей дает опытность духовную».[3] Как можно видеть, Затворник строго разграничивает внешние и духовные чувства. По сути, это главный момент в разговоре о чувствах в духовной жизни – не перепутать душевное с духовным и не впасть в самообман, который на языке аскетики называется прелестью.

Главный момент в разговоре о чувствах в духовной жизни – не перепутать душевное с духовным и не впасть в самообман, который на языке аскетики называется прелестью

Если говорить о переживании христианином церковных таинств, для Феофана не существует «треб», то есть какого-то внешнего священнодействия, так, чтобы над человеком совершили какой-то чин и он ничего не почувствовал. Нет! Верующему надлежит пережить таинство и измениться после него! Например, в отношении Причащения святитель отмечает, что после принятия Тела и Крови христианин должен пережить целый ряд духовных чувств. Это и великая ревность о Господе, и внутренний покой, и сердечная теплота, и срастворение «с существом духа нашего»[4] тех знаний о Боге, которые мы имели раньше как внешнее рассудочное ведение. Причем святой епископ делает радикальный вывод: «Что ж, если кто не видит в себе таких свидетельств, в том нет Господа? Не буду ложно успокаивать вас; да, в том нет Господа. И еще далее проведу это слово: что как нет в том Господа, то нет и спасения тому».[5]

И на многих других страницах своих творений святитель Феофан утверждает необходимость опытного переживания реалий духовной жизни. Что же получается? Как сопоставить советы святителя с принятой в Церкви осторожностью в плане «чувствований»? Нужно принять во внимание и то, и другое, ибо здесь одно другого не исключает. С одной стороны, нам никогда нельзя забывать, что святые отцы запрещают искать каких-то особенных переживаний и ощущений. Но, с другой стороны, согласно учению святителя Феофана, мы должны постоянно проверять себя: жив ли я духовно? Я к Чаше подхожу, потому что «надо бы причаститься», или я понимаю умом и чувствую сердцем, что без таинства я умру? Я на Исповедь иду, потому что «пора бы исповедаться», или я чувствую и понимаю, что ржавчина греха умножается и разъедает меня изнутри? Я действительно живу в Церкви или просто выполняю какие-то общецерковные нормы, внешне имитируя христианство?

Подобно тому, как свою жизнь телесную мы вполне ощущаем и через это ощущение можем доказать свое земное бытие, так и жизнь духовная должна быть действительно переживаема нами. Но в оценке своих ощущений нужно быть чрезвычайно осторожным, помня о том, что мы, новоначальные христиане, всегда рискуем спутать душевные чувства с духовными. Впрочем, второй тезис не должен исключать первого, как и первый второго. Пожалуй, такие установки можно вывести из нашего размышления о том, должны ли мы чувствовать свою духовную жизнь и какие переживания могут быть согласны с опытом Православной Церкви.


[1] Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Интервью Свято-Елисаветинскому монастырю в городе Минске. Эл. ресурс: http://www.hram.ks.ua/articles/1398--4-.html

[2] Феофан Затворник, святитель. Созерцание и размышление. Верность обетований Божиих. Эл. ресурс: http://pagez.ru/olb/feofan/index.php?id=137

[3] Феофан Затворник, святитель. Толкование на послание апостола Павла к Филиппийцам. Глава 1, стих 9. Эл. ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/tolkovanie-na-poslanie-k-filippijcam/2_2

[4] Феофан Затворник, святитель. Двери покаяния. Слово в Первую Неделю Великого Поста. Эл. ресурс: http://www.odinblago.ru/feofan_dveri_pokayania/25

[5] Там же

Сергей Комаров

19 апреля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Вся сила в деятельном христианстве» «Вся сила в деятельном христианстве»
Свт. Иннокентий Херсонский
«Вся сила в деятельном христианстве» «Вся сила в деятельном христианстве»
Святитель Иннокентий Херсонский о духовной жизни
Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический
Благо тому, кто живет так, что всегда готов окончить жизнь и предстать на Суд Божий! Но горе тому, кто потерял из виду последнюю цель бытия своего.
«Главная победа – это победа над собой» (+ВИДЕО) «Главная победа – это победа над собой» (+ВИДЕО)
Архим. Мелхиседек (Артюхин)
«Главная победа – это победа над собой» (+ВИДЕО) «Главная победа – это победа над собой» (+ВИДЕО)
Беседа о подвиге с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)
Никита Филатов
Так что такое подвиг с христианской точки зрения? Когда обычная жизнь становится подвижничеством? Как совместить духовную жизнь и житейские заботы?
50 советов и изречений 50 советов и изречений
Свт. Феофан Затворник
50 советов и изречений 50 советов и изречений святителя Феофана
Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе.
Комментарии
Владимир12 декабря 2020, 12:12
У меня вопрос был в другом.Меня тревожит отсутствие живого общения со священником на исповеди из за вируса. И как боязно теперь идти ко Причастию. Конечно то что пишут Святые отцы важно. Вот только я мирской. И не все книги ими , написанные, читать могу. Боюсь остыть.
Людмила 2 июля 2017, 15:41
Любовь - это НЕ чувства, а исполнение Заповедей Божиих, их 19! Так сказал Христос: "Кто любит Меня, тот соблюдет заповеди Мои".....
Алла20 апреля 2017, 17:39
Что плохого в том, чтобы ощущать к Богу чувство любви? Я не такая дура, чтобы считать, что чувства вменятся мне в заслугу, или тем более в праведность, но если я воспринимаю Бога, как личность, то и люблю Его, как личность. Это естественно. Если бы мы верили в некоего далекого и холодного Абсолюта, то он вызывал бы только страх и благоговение, но если мы верим в "личного Бога", в Иисуса Христа, то как же мы можем Его не любить? Говорят, что любовь - это поступки. Да, но следуют поступки из чувств. Они - проявления любви, но не сама любовь.
раиса20 апреля 2017, 09:03
Статья затрагивает самые важные стороны нашей веры. Очень опасно принимать на себя советы святого, который ощущал свои индивидуальные чувства после причастия и советует это делать всем. Я еще вначале своей церковной жизни, поняла ,что не хочу ощущать никаких чудесных явлений, дабы не впасть в искушения, потому что не могу определить от кого на самом деле эти явления исходят. По грехам нашим ,которых множество, наше состояние должно быть постоянно покаянным. Плоть наша кается не хочет, поэтому заставляешь себя это делать, так как ощущаешь себя как бы испачканной. После причастия в себе не копаюсь, потому что всю тебя заполняет чувство благодарности Господу за все со слезами и тихой радостью.
тамара19 апреля 2017, 17:07
Спаси всех,Господи...Христос Воскресе,православные!!!!...
Алла19 апреля 2017, 14:13
А что плохого в сладости? Мне это никогда не было понятно, да и не хочу понимать. Почему бы просто не испытывать чувство любви к Богу, не мудрствуя лукаво? Все мы знаем, что такое любовь.
Сергей19 апреля 2017, 13:46
Первое и самое главное. Надо доверять Богу. Он не мог,создавая человека,сделать процесс спасения сложным и гадательным. Слова Свт.Феофана нуждаются в некоторой интерпретации. Он имел в виду "удовлетворение формализацией", без чувственного наполнения. Теплохладность, а фактически "потеря интереса" к спасению может выражаться в формальном соблюдении всех форм христианской жизни. Чувства сигнализируют человеку:"Ты погибаешь!" А мы им отвечаем:"Всё нормально! Мне святые отцы не велели вам верить."Мы не можем родить сами в себе чувства, тем более духовные. Но не испытывая радости и мира после Причастия, мы должны скорбеть осозновая свой диагноз.А удовлетворение их отсутствием и есть смерть души.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×