О бусах и зеркальцах для ученых аборигенов

Неделя о Фоме отсылает нас к уже слегка потрепанным разговорам о соотношении веры и знаний в нашей жизни. Тема хоть и не новая, но, работая уже много лет в сфере науки, я постоянно встречаю в своей жизни упертую твердолобую каменную веру людей, имеющих высокие ученые степени и звания, в объективность эмпирических знаний и фантастичность любых форм веры. Вообще, я понял, что ученый мир – это дикий народ, который требует к себе очень трепетного подхода в области катехизации. Если их спугнуть, то они убегут в лес экспериментальной логики, и найти их там будет очень сложно. Прятаться в этом лесу они научились не хуже туземцев в джунглях.

    

Выманивать этих дикарей из леса нужно так же, как и обычных диких туземцев, – бусами и зеркальцами. Им они нравятся, для них эти игрушки приятны, вожделенны и представляют невероятный интерес. Нужно позвенеть возле леса колокольчиком вопросов по поводу источника эмпирических знаний, и они гуськом потянутся к этому звону, начнут щупать колокольчик, слушать, как он звенит.

Звоню: как ни крути, а вся ваша эмпирика упирается только в одну вещь, с помощью которой вы с ней играете, – это наши мозги. Именно в них проходят процессы логистики, выводов, сравнений, доводов, экспериментов, и прочее, и прочее.

Но нет и не может быть ответа на вопрос, а можем ли мы доверять всему тому, что моделирует наш мозг? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны посмотреть на мир с принципиально иной позиции, с помощью чего-то такого, что никак не связано с жизнедеятельностью нашего мозга. А такого не может быть в принципе. Что бы мы ни делали, мы все равно вернемся к нашей мыслительной рефлексии. Потому что человек ничем другим, как своими мозгами, думать не может.

Проще говоря, мы похожи на червей, которые никогда не выползали на поверхность земли, которые имеют два органа чувств и свою модель мира, соотносимую с их возможностями его видения, в которой они на сто процентов уверены. Да, у нас на несколько органов чувств больше, и живем мы не под, а над Землей, но неужели этого достаточно, чтобы считать, что мы знаем о мире все, только потому, что мы чуть-чуть лучше по своему устроению, чем земляные червяки. А если бы у нас было не пять, а сто пять органов чувств? Казался ли бы нам этот мир таким же, каким мы его видим теперь?

Сама наука уже захлопнула ловушку для эмпирических знаний, доказав, что мы не можем иметь хоть сколько-нибудь объективных знаний о внешней действительности в силу того, что она нам недоступна в принципе.

Профессор Карл Прибрам, известный нейрохирург экспериментально доказал, что мы «видим», «слышим», «чувствует», «осязаем», «обоняем» совершенно не то, что есть на самом деле. Все импульсы, получаемые от органов чувств, наш мозг моделирует так, что они подвергаются радикальной модификации еще до того, как достичь нашего сознания. Мы слышим, видим не органами чувств, а мозгом, и вся картина внешнего мира – это не что иное, как музыка, сыгранная нашим мозгом на нотах, которые он сам же и сочинил. Наш мир – это ассоциированный комплекс, который состоит из множества компонентов, смоделированных уже внутри нашего мозга. То, что наши ученые аборигены называют «объективной реальностью», имеет к этой реальности лишь косвенное отношение.

Дэвид Бом, автор работ по теории относительности и квантовой механики, вообще считает, что мир – некая однородная целостность, которую наш мозг разворачивает и моделирует внутри себя в «реальность» благодаря сложнейшей системе работы нервных волокон. Этот вывод подтвердили работы Алана Аспекта и других выдающихся ученых.

Я уже не говорю о том, что сам наш мозг читает информацию выборочно, и только ту, которая имеет прямое отношение к нашей системе выживания. Большая часть информации о том, что находится по ту сторону мозга, он вообще отказывается читать за ненадобностью.

Вообще, в пору бы науке смириться и вернуться к сократовской формуле «я знаю, что ничего не знаю». По крайней мере, это было бы честно. Даже то, что мы якобы знаем, уже не лезет ни в какие ворота. Есть множество самых противоречивых моделей Вселенной, куда входят все знания, которые мы о ней имеем. Какая же из них верная? Правильный ответ – никакая. Потому что «истина в науке – это полезная ложь» (академик Берг).

В пору бы науке смириться и вернуться к сократовской формуле «я знаю, что ничего не знаю»

Все то, что является нашим «миром», находится в небольшой массе серого вещества, которое мы носим сверху на своей шее. Но эта штука является самой удивительной и загадочной вещью во Вселенной. И если кто-то скажет, что она могла появиться вот так просто, сама по себе, без автора этого проекта, без ее разработчика, тот поистине должен быть глубоко верующим в свою глупость человеком.

Вы только вдумайтесь в эти цифры: двадцать восемь миллиардов нейронов только в коре головного мозга. Это три миллиона километров нейронной сети. У зародыша человека нейроны образуются со скоростью 500 000 в минуту (30 млн в час). Это огромная скорость и огромные энергозатраты. У младенца мозг съедает 50% всей энергии, вырабатываемой организмом, а у взрослого человека – где-то 25%.

Работа мозга дорогого стоит для нашего организма. Если бы ту работу, которую делает мозг, перенести на внешний источник, то понадобилась бы энергетическая мощность не одного десятка коллайдеров, но наш мог потребляет энергии всего лишь как одна 10-ваттная лампочка. Как это возможно? Этого не знает никто!

У одного нейрона в нашем мозгу порядка 40 000 соединений с другими нейронами. Если мы все это умножим на количество нейронов, то получим потрясающую цифру – количество нейронных связей в мозгу больше, чем звезд во всей Вселенной.

И самое интересное то, что во всем этом нет ни капли сознания. Голландская группа ученых под управлением Пим Ван Ломмеля опубликовала в журнале «Lancet» результаты десятилетних исследований в области изучения функций мозга. К этим же выводам пришли и английские ученые из клиники в Саутгемптоне. И те, и другие однозначно заявили: «Мозг не есть мыслящая материя». Путем множества экспериментов было доказано, что человек обладает способностью мыслить даже тогда, когда его мозг умер.

В медицину вошел специальный термин – NDE (near death experience – почти смертельный опыт). Ученые определили, что NDE-видения происходят в момент приостановки работы мозга. Их нельзя объяснить физиологическими причинами, такими, например, как кислородное голодание клеток мозга или действие лекарств. Визуальные видения слепых пациентов не отличаются от впечатлений зрячих.

Косвенным доказательством этого являются также выводы другой группы ученых, говорящих о том, что у человека есть память своего дородового и околородового опыта. Что в принципе невозможно, потому что «помнить» человек начинает тогда, когда закончился процесс "обертывания" нервных волокон миелином, который дает возможность распространять нервный импульс. А это происходит уже в более зрелом возрасте.

Нужно ли еще продолжать ловить бусами ученых аборигенов, есть ли смысл? Имеющий уши слышать, тот услышит. А кто не имеет, то эти разговоры можно вести до бесконечности.

Вера разворачивает перед человеком более точную и более детальную картину мира. Это как если бы мы смотрели на полотно художника и видели только двухмерный холст, обмазанный маслянистым веществом. Но мы видим там дома, деревья, людей, живущих в трехмерном мире. Наш мозг дорисовывает то, что не в состоянии изобразить художник на двухмерном холсте. Так и вера «дорисовывает» нам ту реальность, которую не способны регистрировать наши органы чувств. Это не есть наша фантазия, это недостающее восполнение картины сущего. Святые Отцы и Учителя Церкви учат нас о том, что на самом деле не существует противоречий между верой и знанием.

Вот что об этом пишет великий старец современности Иосиф Исихаст. «Когда укоренится вера, то совершенно упраздняется то знание, которое рождает сомнение во всем и уменьшает веру. Однако, когда после многих испытаний победит вера, тогда знание преображается и ему дается дар знания духовного, которое не противостоит вере, а на ее крыльях летит и исследует глубины таинств. И тогда вера и знание становятся неразлучными сестрами».

Протоиерей Игорь Рябко

21 апреля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
25 апреля 2017, 19:12
При всём уважении к отцу протоиерею, у него немного странное представление о "людях науки". Ничего не скажу о гуманитариях, но среди естественников множество религиозных людей, в том числе и православных..А все эти "противоречия"-либеральные выдумки позапрошлого века, которые усиленно пестовались в советский период...
Андрей25 апреля 2017, 17:15
<Илья, 24 апреля 2017, 10:00>, функциональное назначение мозга в теле человека можно сравнить, пожалуй, со встроенной компьютерной системой (ВКС) современного транспортного средства. Иначе сказать, это инструмент для обработки поступающей из разных источников информации, в том числе команд управления, подаваемых разумным субъектом обладающим властью принимать решения. В автомобиле таковым субъектом является шофёр, в самолёте пилот, на корабле капитан, а в собственно человеке – душа. Обратите внимание, человек может управлять транспортным средством и без ВКС, хотя это экстрим. Так и душа иногда может некоторое время управлять телом без головы, чему есть много примеров в истории войн.
Сергей П.24 апреля 2017, 21:31
Хорошая статья. Кажется немного резковатой по отношению ученой братии. Думаю, что автор использовал это сравнение для пробуждения их к гибкому мышлению. Упертость в отношении познания мира только научным путем через мозг есть элемент фанатизма, о котором они не задумываются и не догадываются. Но при этом верующих в Бога людей и называют догматиками, ортодоксами, а то и больше, людьми с нарушенной психикой. Автор статьи не ставит целью посмеяться над учеными, которые своими открытиями во многом помогли человечеству. Но вопрос в том, что этим ученым даются открытия только те? которые позволены на данном этапе развития. Приписывать их к своим достижениям,имея такую загадочность мозга, наивно.
Георгий24 апреля 2017, 11:49
Ну и наконец, отрицая Бога, такие учёные отрицают разум, ибо отрицая Бога, отрицают само существование Истины. Свой, и вообще человечески, разум они превращают в калькулятор выгоды. Ну не дикари?
Георгий24 апреля 2017, 11:43
Да, самолёты летают, а ракеты очень точно попадают в цель. Но поскольку Истина, как воля Творца, принципиально недоступна таким (диким) учёным, для них единственным критерием выбора при реализации свободной воли человека остаётся выгода. В лучшем случае - общественная выгода. В таком мире нет ни добра, ни зла, мораль относительна.

Без веры принципиально невозможно познание сущности человека, в том числе и научными методами. Но если "учёный" не понимает, что такое человек, что такое разум и свобода воли, о какой науке может идти речь? Чему он учился и научился? Но высокомерно судит о Христе. Разве он не дикарь?
Георгий24 апреля 2017, 11:12
Прекрасная статья. Учёные сравниваются с дикарями, когда те с высокомерием дикаря отрицают Иисуса Христа, утверждая, что истина постигается исключительно научным опытом, т. е, когда результат опыта не зависит от личности испытателя. Ну и поскольку они не в состоянии ни повторить духовный опыт пророков и святых, ни верить им, то ограничивают своё знание о мире исключительно научными моделями, которые, кстати, то и дело изменяются или противоречат друг другу. Это тем более нелепо, что наука же доказала отсутствие понимания соответствия между внешней реальностью, нашими пятью органами чувств, физиологическими процессами в мозгу и нашими представлениями в нашем сознании.
Пётр Тюрин-Кузьмин24 апреля 2017, 10:08
Спасибо за сравнение нас, людей науки, с дикарями! Это похоже на правду! :-)
Отец Игорь, а где можно посмотреть ссылки на процитированные работы? Просто сейчас много "научно"-популярной литературы, где люди ссылаются на "великие открытия" ученых. На поверку оказывается, что часть статей они перевирают, а часть оказывается статьями в нерецензируемых журналах или книжках.
Спаси Господи!
Илья24 апреля 2017, 10:02
У меня простой вопрос: почему у человека есть мозг, если "мозг не есть мыслящая материя", а человек может мыслить и помнить и без него?
Андрей24 апреля 2017, 09:59
<Андрей Юрьевич 24 апреля 2017, 04:00>, зачем же столь резко реагировать, даже если действительно входите в научное сообщество? Обратите внимание на банальную вещь: учёный муж осваивает определённую область естествознания и математический аппарат, но оказывается не в силах осуществить общую постановку задачи. Ну не его это дело, расставлять силы, особенно разумные да свободные. А сколь питательна научная среда для тщеславия и гордости? Имейте мужество признать очевидное - сравнение весьма точное.
Иоанна_24 апреля 2017, 08:41
Андрей Юрьевич, если земная жизнь - это и есть "наше всё", тогда вы безусловно правы. И так думают, наверное, 90% людей. Это видно хотя бы из того, чему учат в школе наших детей: ты мне вынь да положь математику, физику, химию и всё такое прочее, а всякие там "боги" - это блажь родителей и это в свободное от основной учёбы время. Вот и вырастают детки в убеждении, что человек - это типа "двуногое и без перьев", как ещё в античности рассуждали, и цели в жизни - соответствующие. Разве мало дров наломали такие вот ""богоугодные"" атеисты от науки??? "АЩЕ НЕ ГОСПОДЬ СОЗИЖДЕТ ДОМ, ВСУЕ ТРУДИШАСЯ ЗИЖДУЩИЙ" (Пс.126).
Андрей Юрьевич24 апреля 2017, 04:34
Не надо сравнивать ученых мужей с дикарями! Посмеяться над людьми, благодаря которым в нашей жизни всё работает, летает и не взрывается. Ученые открыли и научились использовать Божии законы физики, математики и пр. И значимость таких атеистов куда больше, чем некоторых катехизаторов. Никакой богослов не сможет заменить естествоиспытателя, если только сам не был таковым. И стоит уважать тех, чьи Божии таланты помогают продолжению рода человеческого, даже если они не хотят спасать свои собственные души. Такие богоугодные атеисты входят в число подавляющего большинства не православных. Это мы для них - дикари с бусами. И слава Богу! Значит, таков Промысл.
Читательница (Подмосковье)24 апреля 2017, 00:15
Во-первых, непонятно, как эта статья увязывается с признанием теологии как науки (ВАКом уже утвержден паспорт этой научной специальности). Теологи - теперь тоже ученые. ) Во-вторых, согласно христианской антропологии разум – часть души, её мыслительная сила, поэтому мозг и не может быть «мыслящей материей». В-третьих, наука не утверждает, что она «все знает». Любой ученый понимает, что процесс научного познания бесконечен. И, наконец, в защиту эмпиризма: опыт, «сын ошибок трудных» - метод не только научного познания, богопознание тоже бывает эмпирическим. А об отсутствии противоречия между наукой и религией давно и много написано, в частности, и у упомянутого в комментариях свт. Луки.
Павел23 апреля 2017, 18:12
Всего наука познать конечно никогда не сможет (и это понимают все трезво мыслящие ученые), но конкретные знания о природе она на определенном этапе получает. В XIX веке философ Конт утверждал, что мы никогда не узнаем, из чего состоят звезды. Сейчас это известно. Когда-то существовало множество гипотез, что такое кометы, сейчас никакой загадки в этом нет. и т.п. И многие нынешние "загадки природы" когда-нибудь найдут объяснение. С приведенной цитатой Берга не согласен. Христиане - не буддисты, которые считают, что мир - это иллюзия.
Фома23 апреля 2017, 15:25
Про пример с холстом по простому скажу, без привлечения "мозга с дорисовыванием им реальности" и типа того: Пока мы, как букашки, ползаем по двумерному полотну, мы видим только отдельные разные краски под собой. Когда взлетаем, ну, то бишь, как бы типа открываем для себя "третье измерение", - начинаем видеть все прекрасное полотно./// Но как "взлететь", если рожден ползать? Как научиться радоваться и любить? Может, это с рождения либо дается, либо не дается?
23 апреля 2017, 07:28
Зачем весь учёный мир косить под одну гребёнку? Это узкое мировоззрение. Вполне себе, множество учёных знают Бога. Приведу лишь несколько изречений из самых знаменитых.
Михаил Ломоносов. Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, а в другой – Свою волю. Первая – видимый мир. Вторая – Священное Писание.
Исаак Ньютон. Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего Существа. Вот — мое первое и последнее слово.
Ганс Шерстед. Всякое основательное исследование природы кончается признанием существования Бога.
Места нет написать другие. Наберите в поиске "Великие учёные о Боге".
Наталья23 апреля 2017, 02:36
Да, чем дольше живешь, тем все больше убеждаешься в непозноваемости, завораживающей глубине окружающего мира. И невозможности постичь его здесь и сейчас. Как будто стоит некая граница, не пускающая туда, в эту таинственную необьятность.
АлександрГ. 22 апреля 2017, 20:32
Замечательно. Все это действительно так, Вера является ведущим инструментом постижения реальности. Но это имеет несколько следствий. Одно из которых признание неверности нашего взгляда на окружающую действительность, основанного на материализме. А если это так, то наши представления о человеке, обществе, общественных отношениях и как производных от них экономических отношениях, в корне неверны. Равно, как и неверна методология множества общественных наук, включая историю.
Иоанна_22 апреля 2017, 10:51
Замечательная статья! И хороша в том числе своей краткостью и чётким, отточенным слогом.
Светлана22 апреля 2017, 05:25
Дело в том, что они не хотят верить и бесполезно что либо говорить. Веру может найти только тот, кто ищет.
р.Б.Сергий21 апреля 2017, 18:27
В дополнение к этому материалу можно порекомендовать ещё раз прочесть известную книгу святителя Луки ( Войно-Ясенецкого) " Дух,Душа и Тело".
Дмитрий21 апреля 2017, 18:15
Коротко,просто,доступно и правильно.Браво!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×