Диспут со «Свидетелями Иеговы» (Окончание)

О праздниках. О почитании святых. О почитании Девы Марии

    

Окончание. Часть 1. Часть 2. Часть 3.

О праздниках

Свидетель Иеговы:

– Насколько я знаю, у православных слишком много так называемых религиозных праздников. Но первые христиане не отмечали дни рождения[1] и Рождество Иисуса. Из Библии видно, что дни своего рождения отмечали или язычники, или неистинные поклонники Иеговы: На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих (Быт. 40, 20); Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду (Мф. 14, 6). Как мы видим, день рождения праздновался только нечестивыми людьми. И более того: единственный день, который следует отмечать (а правильнее сказать – «вспоминать»), – это день смерти Иисуса: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается (Лк. 22, 19–20); и еще: Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11, 25–26). Мы совершаем (отмечаем) данное событие – смерть Иисуса; и именно в тот день, когда это событие и произошло, – 14 нисана. Все другие разгульные праздники неуместны: Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (Рим. 13, 13). Обобщающее отношение к т. н. праздничным дням со стороны Слова Божия известно: Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их (Ис. 1, 14). Иными словами: Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума (Рим. 14, 5).

Православный:

Праздники учреждались Самим Богом, чему есть много подтверждений из Священного Писания

– Я понимаю вашу озабоченность по поводу безнравственного поведения во время праздников. Такая проблема действительно существует. Но и о самом Причастии сказано: Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 29). Но подобная опасность не перечеркивает значение и значимость таинства Евхаристии, напротив, научает бережному отношению к нему. Как и сказано: Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть (Тит. 1, 15).

С другой стороны, праздники учреждались Самим Богом или его святыми, чему есть много подтверждений из Священного Писания. Праздничный день – есть день выделенный и даже освященный. О святости субботнего дня в Писании сказано: Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2, 1–3). Как мы видим, Бог выделяет определенные дни и Сам освящает их. Причем о чествовании субботнего дня сказано: Это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное (Лев. 16, 31). «Вечное» – означает неизменяемое.

Свидетель Иеговы:

– Но разве православные выделяют именно субботний день из других дней недели?

Православный:

– Вы перепутали православных с католиками. Мы именно богослужебно выделяем субботний день из других дней седмицы, конечно, отдавая преимущество воскресному дню. Об этом мы можем прочитать в «Пространном Катехизисе», который был одобрен и издан Святейшим Синодом «для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан». Здесь в 533 ответе сказано о субботе: «Суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста». Также и в книге «Кормчая» (в 1 правиле первоверховных апостолов Петра и Павла) сказано: «Аз Петр и Павел заповедаема людем, делати (работать) пять дней в недели. В субботу же и в неделю (воскресение) да упражняются (учатся) в церковь, поучения ради еже на благоверие. Суббота бо бытия всея твари образ имать (суббота – начало всего творения символизирует), неделя же воскресения» (Правило 1-е).

Жены-мироносицы ради святости субботы оставались в покое и не помазали тело своего Учителя. Сказано: Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди (Лк. 23, 55 – 56). Как мы видим, они пребывали в покое не «ради страха иудейского», а «по заповеди». Сами свв. апостолы имели обыкновение именно в этот день пребывать в «общении слова». Сказано: Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний (Деян. 17, 2). Кстати, православные всегда и вменяли католикам в вину их неправильное отношение к субботнему дню.

Свидетель Иеговы:

– Хорошо. Я понял вашу позицию по данному вопросу. Но откуда вы научились почитать «первый день недели» (воскресение)?

Православный:

– Почитание этого дня осуществляется на основании Священного Писания. Значение Воскресного дня (в Библии первый день недели – Лев. 23, 15–16; Мк. 16, 9) велико и значимо. В этот день первые христиане собирались для служения евхаристий и агап (вечерь любви): В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел… беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников (Деян. 20, 7–8). Уточнение, сделанное евангелистом и ап. Лукой: в горнице, где мы собрались, было довольно светильников – имеет особый смысл…

Впрочем, ни одна йота или ни одна черта (Мф. 5, 18) из Слова Божия не теряет своего смысла и назидательного, именно религиозного значения.

Как известно, светильники, тем более довольное их количество, зажигали именно во время религиозных праздников. В Храме они горели постоянно: На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда (Лев. 24, 4). Вывод очевиден: именно первый день недели (воскресный) почитался как праздничный. О воскресении Сына Божия не сказано, что Он воскрес такого-то нисана, но сказано: Воскреснув рано в первый день недели (Мк. 16, 9). Подобное библейское уточнение имеет, без сомнения, определенный смысл. В этот же день, день христианского собрания, осуществлялся сбор необходимых пожертвований. Ап. Павел писал: При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду (1 Kop. 16, 1–2). Еще и в ветхозаветные времена был составлен гимн на чествование воскресного дня: «Псалом Давида. [В первый день недели]» (Пс. 23, 0). Хотя слова «в первый день недели» в данном стихе присутствуют только в Септуагинте (III век до Р.Х., на греческом), само содержание псалма не оставляет сомнения, что иудеи, составившие греческий перевод ветхозаветных книг, вставив это уточнение (о первом дне), имели в виду день, в который Господь Бог и сотворил небо и землю… и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 1–2); сравните: ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее (Пс. 23, 2). О почитании воскресного дня христианами в римской империи было известно из древности. Так, например, св. Иустин Философ (принял мученическую смерть в 166 г.) писал в своей апологии, поданной на имя императора Антонина: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещевание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом – аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров». Как мы видим из данного исторического свидетельства, христиане первых веков имели собрание в воскресный день; этот день был днем общения со Словом Божиим, днем Причастия, днем сбора и раздачи милостыни (благотворительности). Ранее мы убедились, что подобная практика имела место и во дни свв. апостолов.

Почитали первые христиане и день Пятидесятницы. Сказано: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе (Деян. 2, 1). Само слово «единодушно» свидетельствует о согласии всех отмечать этот важный праздник. В целом, христиане не запрещали никаких праздников, естественно, кроме языческих: Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу (Кол. 2, 6).

Свидетель Иеговы:

– Но вы не прочитали этот текст до конца. Здесь сказано далее: Это есть тень будущего, а тело – во Христе (Кол. 2, 17). Как видите, смысл несколько меняется.

Православный:

– Не совсем. Любой религиозный праздник продолжает выполнять символическое значение (назначение). И, следовательно, остается как «тень будущего». Например, о непреходящем значении праздничных дней и в вечности сказано: Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь… Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь (Ис. 66, 22–23). Кстати, под словами «из субботы в субботу» в Писании имеется в виду не только седьмой день недели, но и любой другой, на который выпадает тот или иной великий праздник (праздничный день покоя). Например, сказано: Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий (то есть особая пасхальная суббота), – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их (Ин. 19, 31). О необходимости соблюдать именно все великие религиозные праздники говорил и ап. Павел: Посему для народа Божия еще остается субботство (Евр. 4, 9). Итак, как сказано в Слове Божием: Вот праздники Господни, священные собрания, которые вы должны созывать в свое время (Лев. 23, 4).

Свидетель Иеговы:

– Насколько я знаю, у вас есть культ почитания Вифлеемской звезды. Но Библия ясно говорит о том, что сатана, диавол, который хотел убить Иисуса, использовал звезду для осуществления своего намерения.

Православный:

– Я бы не стал говорить о некоем культе почитания этой Звезды, если только в том смысле, что мы почитаем и Божиих Ангелов. Дело в том, что, по истолкованию православных отцов, Вифлеемская звезда – это был Ангел, который под видом звезды путешествовал по небу, то останавливаясь, то пропадая, то меняя направление. Такое истолкование мы можем найти, в частности, у Феофилакта Болгарского (на Мф. 2, 9). И эта Звезда не была звездою смерти, напротив, из Писания видно, что в момент приближения угрозы она исчезала и появлялась только тогда, когда опасность пропадала. В Пятикнижии Моисея она называется звездою Иакова. Сказано: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Чис. 24, 17).

Свидетель Иеговы:

– И все же вы не ответили на вопрос о праздновании дней рождения и так называемых именин.

О почитании святых

Православный:

– У православных не принято отмечать день рождения[2]. Я в день рождения молюсь о своих родителях, и не более того. А именины – это не день рождения, а день памяти святого, имя которого мы носим. В Писании о почитании именно умерших святых сказано: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7).

Свидетель Иеговы:

– Культ святых и поклонение умершим предкам – все это неугодно Иегове. Прежде всего надо отметить, что все умершие лишены сознания: Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению… Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (Еккл. 9, 5, 10).

Поклонение можно оказывать только Иегове Богу: «Ибо не должен ты поклоняться богу иному, кроме Иеговы; имя Его ревнитель; Он Бог ревнитель» (ПНМ[3] Исх. 34, 14). Так же важно понять, что не может быть никаких посредников в виде человеков, ангелов и Марии: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5). Сын Божий есть единственный посредник и ходатай за весь род человеческий. Так называемые святые не могут спасти никого, разве только себя. Написано: Или если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее, – живу Я, говорит Господь Бог, – не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души (Иез. 14, 19–20).

Православный:

– Я согласен с вами, что дело нашего спасения зависит только от Бога и осуществляется в Истинном Человечестве Христа Иисуса, о чем мы и прочитали в Послании к Тимофею. Но православные никогда не согласятся с вами, что мы не имеем предстоятелей и посредников во Христе…

Свидетель Иеговы:

– Вы соглашаетесь или не соглашаетесь не со мною, а со словом Иеговы.

Православный:

Уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости

– Вы опять меня перебили. Но неважно. Главное – это понять действительный смысл библейского Откровения.

В Книге Песнь песней сказано: Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец (Песн. 1, 7). Одно из известных истолкований этого текста следующее: «Ступай по стопам своих предков; возьми в пример пророка Моисея; вспомни, как он пас стадо на земле чуждой и, однако, не тужил он и там, был верен»[4]. Ап. Павел, например, в категорической форме заявлял: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16). Действительно, уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости (Богу). Сам Бог, говоря о Себе Самом, свидетельствовал о святых: Я Бог… Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 6). Псалмопевец Давид стремился к святости, а значит – и ко святым. Он восклицал: К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое (Пс. 15, 3).

Свидетель Иеговы:

– Мы почитаем святых. Но наше поклонение принадлежит только Богу. Старших, особенно пожилых, мы стараемся чтить (то есть уважать): Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою (1 Тим. 5, 1–2). Так же мы почитаем своих родителей и учим этому младших: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. ‟Почитай отца твоего и мать” – это первая заповедь с обетованием: “да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле” (Ефс. 6, 1–3). Но что общее доброе отношение к святым и старшим может иметь с вашим верованием в посредничество и ходатайство человеков, одних за других?

Православный:

– Писание много говорит о ходатайстве одних людей за других. Например, о Моисее сказано, что когда Господь принял решение истребить израильтян, он (Моисей) ходатайствовал за них (при этом поминая усопших святых, явно прибегая и к их заступничеству). Сказано: Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою… вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ свой (Исх. 32, 11, 13–14).

Свидетель Иеговы:

– Я не понимаю, как можно прийти к выводу, что есть ходатайство каких-то мертвецов за живых людей? И как они, неживые, могут слышать живых? Даже если принять во внимание ваше заблуждение о том, что они и по смерти живы, то ведь это никак не делает их вездесущими. Как же они могут одновременно слышать молитвы, произносимые разными людьми и в разных местах? Это просто невозможно. Ведь вездесущ только Бог, и только Он всевидящ.

Православный:

– Об умерших праведных, имена которых вспоминал и Моисей, сказано: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). То есть они по-прежнему живы. Умерев в этом мире, они оказались в мире вечном. С другой стороны, если говорить о возможности святых общаться одновременно с разными группами людей, отделенных от них пространством, то известно, что некоторые святые обладали подобным даром еще и во дни своей земной жизни. Так, например, ап. Павел свидетельствовал о себе самом: …Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа (Кол. 2, 5).

Вы говорите, что Сын Божий «есть единственный посредник и ходатай за весь род человеческий». Но как тогда вы истолкуете следующие стихи: Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергается Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими (Лк. 12, 8–9). Смысл этих слов более чем очевиден. Ангелы принимают активное участие в деле нашего спасения, и даже Сам Сын Божий придает этому определенное значение. Они ходатайствуют за нас пред лицом Божиим, защищая нас и даже мстя за нас. Сказано: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10).

С другой стороны, если говорить о ходатайстве святых и Ангелов, учитывая текст из Первого Послания Тимофея 2, 5 – Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, – то здесь возникает необходимость более внимательно рассмотреть данный стих. Да, Христос – един посредник между Богом и человеками. Потому что между Сыном Божиим и Его Отцом присутствует только Дух Святой. И эти взаимоотношения не нуждаются в других посредниках. Но между нами и Христом Иисусом – огромное духовное пространство. И здесь были и есть ходатаи и посредники.

Если вас, например, попросят помолиться за другого человека, разве вы откажетесь выступить в роли ходатая? Ваша молитва будет совершаться во имя Христово. И здесь вы будете предполагать, что Сам Христос вознесет ваше прошение к престолу Отца Своего Небесного. Разве я не прав? Сказано: Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас (1 Фес. 5, 12).

Свидетель Иеговы:

– В нашем переводе этот стих переведен иначе: «Просим же вас, братья, уважать тех, кто усердно трудится у вас, и руководит вами в Господе, и увещает вас». Как вы видите, здесь нет речи о предстоятелях, но говорится о руководителях.

Православный:

– Русское слово «предстоятель» происходит от двух слов: «пред» (то есть – впереди) и «стоящий». Что полностью соответствует соответственному греческому слову, употребленному в данном тексте, – проистоменос, которое дословно переводится как «стоящий впереди».

Об Аароне и его служении посредника и заступника пред Господом Богом сказано: И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу, и положи в нее огня с жертвенника, и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось (Чис. 16, 46–48). Причем сам Моисей был посредником между Богом и фараоном (наделенный всеми соответствующими правами). Сказано: Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком (Исх. 7, 1). Здесь мы видим, что Аарон был посредником между Моисеем и народом израильским, совершая служение пророка, говорящего от лица самого Моисея.

О значимости молитвы умерших святых за живых верующих свидетельствует и следующий стих: И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом (Откр. 8, 3).

Свидетель Иеговы:

– А что, если здесь имеются в виду только живые святые?

Православный:

Смерть не отлучает человека ни от Бога и ни от Церкви Его

– Давайте сравним этот стих из Книги Откровения с другим текстом из этой же Книги: И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? (Откр. 6, 9–10). Здесь мы видим, что убиенные мученики в молитве обращались к Богу по поводу живых своих гонителей. Разумно предположить, что, находясь у престола Божия, они молятся и о живых собратьях своих по вере.

Смерть не отлучает человека ни от Бога и ни от Церкви Его, и тем более – от возможности в молитве обращаться ко своему Господу. И если во дни своей земной жизни человек может молиться за своих собратьев, то наивно предполагать, что по смерти он забывает о них. Ведь все мы во Христе, и живые и мертвые христиане, составляем одно Тело, о Котором и сказано: Посему, страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 26–27). Мы страдаем на земле, они славятся на небесах. Посему в православной традиции Церковь земная называется воинствующей и странствующей, а небесная называется торжествующей, но все мы составляем одно Тело под одною Главою. Как и сказано: И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток… (Кол. 1, 18). А мертвые мы или живые – мы продолжаем оставаться членами Единого Тела: Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни (Рим. 14, 7–8). В Книге Варуха сказано: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою… (Вар. 3, 4).

Свидетель Иеговы:

– Но этой книги нет в «Еврейских» Писаниях…

Православный:

– Эта древняя библейская Книга написана в пятом году от разрушения Иерусалима, т.е. около 583 года до Р. X.

В 1902 году известный гебраист архимандрит Антонин (Грановский) опубликовал еврейскую реконструкцию текста этой Книги, неоспоримо доказав ее еврейское происхождение. Что и подтвердилось во время обнаружения кумранских текстов, среди которых и были найдены еврейские фрагменты этой Книги. Собственно говоря, в древности у евреев только Тора (Пятикнижие Моисея) является абсолютно каноническим текстом (по поводу других текстов полемика велась до II‒III века от Р. Х.).

С другой стороны, Канон всех книг Библии – это дело Вселенской Церкви. Ни Поместная Церковь (та или иная), ни синагога, ни Лютер, тем более ни корпорация «Сторожевая Башня» не могут определять Канон книг Ветхого и Нового Завета. Есть решения Поместных и Вселенских Соборов по данному вопросу, и только они имеют для нас значение. А если вы не признаете решения этих Соборов по вопросу о Каноне книг Библии, то тогда ставьте под сомнение и Канон новозаветных книг. По крайней мере это будет для вас и последовательно, и «логично». Правда, с чем вы тогда останетесь?.. Впрочем, с чем бы вы ни остались, как я уже наглядно показал, вы общаетесь не с Библией, а со своим собственным, а следовательно и субъективным, пониманием Писания…

Свидетель Иеговы[5]:

– И все же я не очень понимаю, как усопшие святые, в вашем понимании, могут слышать молитвы находящихся на земле? Вы же не наделяете их свойствами Бога, Который один и Всеведущ и Вездесущ?

Православный:

– Они (святые) могут принимать участие в наших проблемах и молитвенных нуждах опосредованно и всегда чрез Духа Божия. Как и древние пророки в Духе Святом проницали и будущее, и настоящее, и прошлое (проницая пространство и время). Например: Царь Сирийский пошел войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан. И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли. И посылал царь Израильский на то место, о котором говорил ему человек Божий и предостерегал его; и сберег себя там не раз и не два. И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей (4 Цар. 6, 8–12).

Свидетель Иеговы:

– А… вот… ваше поклонение Марии. Чем вы его можете объяснить или оправдать?

О почитании Девы Марии

Православный:

– Я ждал и этого вопроса и постараюсь, насколько это возможно, точнее ответить и на него.

Прежде всего, из новозаветных писаний мы видим, что Ее можно и нужно называть Богородицею. Сказано: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? (Лк. 1, 43).

Свидетель Иеговы:

– Слово «Господь» не всегда означает «Бог» и в еврейском, и греческом языках. Хотя они и похожи, например, в еврейском языке – Адонай (Господь), адоним (господин). Впрочем, как и в греческом…

Православный:

– В том тексте, о котором мы говорим (Лк. 1, 43), в греческом оригинале стоит слово Kurivou (Господь), то же самое слово, которое в «Греческих» Писаниях используется и по отношению к Единому Богу. Так, например, в известном стихе от Марка – 12, 29 (Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый) – это слово Кириос означает здесь то же, что и слово Феос – Бог;

Изначальный смысл слова Кириос происходит от слова, которое означает – быть господином, владеть; и даже, в другой форме, – царь. Использование этого слова в Новом Завете не оставляет для нас сомнения, что оно означало для первых христиан, – именно «Господь», а не «господин». Для уяснения данной позиции достаточно обратить внимание на следующий стих: Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12, 3). Слова «Господь Иисус» не могут в данном контексте означать «господин Иисус», иначе они бы не произносились как результат работы Духа Святаго в сердце человека (а являлись проявлением обычной человеческой учтивости). Хотя в некоторых греческих текстах это слово так и понимается – господин, владыка, но только не в тех новозаветных текстах, где говорится о Христе. И здесь ваше учение об именах-титулах ничего не объясняет, а, напротив, вносит целый ряд неточностей, вопросов и недоумений.

Но вернемся к вопросу о Пресвятой Деве Марии, Богородице. Я хочу задать вам несколько вопросов, если, конечно, вы согласны.

Свидетель Иеговы:

– Да…

Православный:

– Хорошо. Вы знаете, какое значение Библия придает любви к Богу?

Свидетель Иеговы:

– Да. Конечно, знаю.

Православный:

– Скажите, Кто может любить Сына Божия родительскою любовью?

Свидетель Иеговы:

– Только Бог.

Православный:

– А Пресвятая Дева Мария?

Свидетель Иеговы:

– Только в том смысле, что Христос не только Сын Божий, но и Сын Человеческий.

Православный:

– Ответьте на вопрос: Кто может называть Иисуса Христа Сыном Своим возлюбленным?

Свидетель Иеговы:

– Я понимаю, что вы имеете в виду. И соглашусь с вами. Называть Иисуса Христа Сыном могут и Бог, и Мария.

Православный:

– Правильно. Вот почему, говоря о Деве Марии, мы почитаем Ее выше Херувимов, выше Серафимов и выше других Ангелов, Архангелов и всех человеков. Сразу после Бога оказывается Она, вознесенная Своей особой любовью к Творцу мира на необычайную высоту. Высоту сродства с Безначальным.

Ни Ангел, ни Архангел, никакая другая тварь не может любить Иисуса Христа родительской любовью. Никакая тварь не может назвать Его Своим Сыном. Только Дева Мария и безначальный Бог Отец имеют такую Любовь и причастны к такому сродству.

Я хочу задать вам еще один вопрос: вы почитаете Деву Марию?

Свидетель Иеговы:

– Мы не считаем Марию, мать Иисуса, «богородицею». Бог не имеет начала: Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог (Пс. 89, 3). И еще: «Царю же вечности, нетленному, невидимому, единственному Богу да будет честь и слава во веки веков. Аминь» (ПНМ 1 Тим. 1, 17). Я не очень понимаю суть вашего вопроса: что значит «почитать» Марию? Какой смысл вы вкладываете в это слово?

Православный:

– Давайте определим, какой смысл этого слова – «почитание» – по отношению к Деве Марии мы можем обнаружить в самом Писании.

Прежде всего я хочу предложить вашему вниманию следующий текст: Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение. Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его (Лк. 1, 41–49). Здесь говорится о том, что когда Мария пришла к сроднице своей Елизавете, та исполнилась Духа Святого, и ее еще не рожденный младенец взыграл от радости. Само по себе это великое чудо. Далее мы видим, что Елизавета называет Марию Матерью Господа и называет Ее блаженной. Сама же Мария пророчествует о Себе, говоря: отныне будут ублажать Меня все роды. И так как это пророчество записано в Священном Писании, оно является частью всего Божественного Откровения, предложенного роду человеческому в Духе Святом. Мы именно ублажаем Деву Марию. И все христиане, которые последуют библейскому Откровению, должны это делать. Эти слова – и пророчество о начале всенародного почитания Девы Марии, и Господень призыв к действию…

Свидетель Иеговы:

– Наш перевод того стиха, на который вы указываете, несколько иной: «потому что он обратил внимание на незначительность своей рабы. Ибо вот, отныне все поколения будут называть меня счастливой» (ПНМ Лк. 1: 48). Как вы видите, при таком переводе смысл несколько меняется.

Православный:

– Означает – «смотрю с намерением», с намерением сделать что-либо лучше; здесь этот глагол означает, что Бог хочет изменить смиренное положение Марии. Слова, переведенные у нас как «отныне», дословно переводятся как «отныне и всегда» (в славянской традиции: «ныне и присно»), «впредь». Смысл их очевиден, они свидетельствуют о том, что возникает во времени непрерывная отныне традиция почитания Девы Марии. Здесь слово «называть» означает и «признавать». Дословный перевод всего стиха будет следующий: «потому что Он обратил взгляд на – ничтожность – рабы Его. Вот ведь отныне будут прославлять как блаженную Меня все поколения». Здесь мы видим и глубину смирения Пресвятой Девы, и высоту Ее Божественного призвания.

Как в ваших поколениях почитают или ублажают Деву Марию?

Свидетель Иеговы:

– Я могу сказать, что с признательностью отношусь к Марии.

Православный:

– Ваш ответ напомнил мне заявление одного высокопоставленного коммуниста (сделанное им на ТВ). На вопрос, как он относится ко Христу, этот коммунистический лидер как-то странно крякнул и ответил: «Я Его уважаю». Только можно догадываться, что он имел в виду…

Есть ветхозаветные пророчества о том, что Мария и в рождестве, и по рождестве оставалась Девою. По первому вопросу: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис. 7, 14). По второму…

Свидетель Иеговы:

– По первому вопросу мы с вами согласны. Она была Девою в момент рождения ее сына…

Православный:

– По второму вопросу: И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44, 2).

Свидетель Иеговы:

– Но как же, Сам Христос называл Марию женою: «Иисус же сказал ей: “Что тебе до меня, женщина? Мой час еще не пришел”» (ПНМ Ин. 2, 4). Подобное и в вашем переводе – что Мне и Тебе, Жено?.. Да, когда рожала, была Девою, потом стала женщиною и имела детей.

Православный:

Само Евангелие произошло из сердца Девы Марии

– Это ваше истолкование, которое не подтверждается ни новозаветным повествованием, ни ветхозаветными пророчествами. Выражение «братья Господни» – есть свидетельство о детях праведного Иосифа, которому Пречистая Дева была только обручена. А то, что Она действительно называлась женою, свидетельствовало об исполнении пророчества, изреченного о Ней и Ее семени в Раю: …И вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ее (Быт. 3, 15).

Само Евангелие произошло из сердца Девы Марии…

Свидетель Иеговы:

– Никогда пророчества не произносились по произволению человеков, тем более Евангелие.

Православный:

– И здесь вы неправы. Сказано: И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем (Лк. 2, 51). Христос пребывал, как мы прочитали, в повиновении у Пресвятой Девы и праведного Иосифа. Но и в предсмертную минуту заботился о Матери Своей: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19, 26–27). Здесь в лице ап. Иоанна Он (Христос) всех нас усыновил Пресвятой Деве. Разве вы ослепли?

Почитали Деву Марию не только человеки, но и Ангелы. Сказано: Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк. 1, 28).

Свидетель Иеговы:

– Вы говорите о Марии с таким почитанием, я даже смущен… Вы что, верите в то, что она вас спасает? Я слышал, как в храме молились, обращаясь к ней: «Спаси нас».

Православный:

– Спаситель Христос, Она – виновница нашего спасения. Нечто подобное сказал однажды, уже о себе, и ап. Павел: Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (1 Кор. 9, 22). Впрочем, любой христианин призывается к тому же: Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16).

Свидетель Иеговы:

– Вы с такою значимостью произнесли этот стих… это ваш любимый стих?

Православный:

– Да… Ведь сказано: Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10, 17).

Протоиерей Олег Стеняев

12 октября 2017 г.

[1] Данная точка зрения взята «свидетелями Иеговы» у Блаженного Иеронима (без ссылки на последнего).

[2] Блаженный Иероним: «Мы не знаем, чтобы кто-либо другой праздновал день рождения своего, кроме Ирода и фараона, так что одинаковые по своему нечестию одинаково совершают празднества» (Толкование на Матфея 14, 6).

[3] Толкование на Книгу Песнь песней Соломона. Протоиерей Геннадий Фаст. Енисейский благовест, 2000 г., стр. 140.

[4] Там же.

[5] Данный вопрос и последующий ответ взяты из другого диспута.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Диспут со «Свидетелями Иеговы» (Продолжение) Диспут со «Свидетелями Иеговы» (Продолжение)
Протоиерей Олег Стеняев
Диспут со «Свидетелями Иеговы» (Продолжение) Диспут со «Свидетелями Иеговы» (Продолжение)
О рукоположении. Об исповеди. Об иконопочитании
Протоиерей Олег Стеняев
История Церкви Божией не кончается на апостолах. Чудеса совершались до них и после них. Идол ничто, потому что никакая реальность не стоит за ним. А образ всегда предполагает первообраз.
«Свидетели Иеговы», или Как братья Стругацкие изобрели велосипед «Свидетели Иеговы», или Как братья Стругацкие изобрели велосипед
Диакон Павел Сержантов
«Свидетели Иеговы», или Как братья Стругацкие изобрели велосипед «Свидетели Иеговы»,
или Как братья Стругацкие изобрели велосипед

Диакон Павел Сержантов
Сто человек вокруг меня открыли последний выпуск «Сторожевой башни» на одной и той же странице. Ведущий неторопливо читал вслух текст журнальной статьи, а люди следили глазами за текстом, читая его про себя.
«Свидетелям Иеговы поиск истины не нужен» (+ВИДЕО) «Свидетелям Иеговы поиск истины не нужен» (+ВИДЕО)
Беседа с бывшим «СИ» Артемом Григоряном
«Свидетелям Иеговы поиск истины не нужен» (+ВИДЕО) «Свидетелям Иеговы поиск истины не нужен»
Беседа с Артемом Григоряном, бывшим долгое время «свидетелем» Иеговы (+ВИДЕО)
Священник Георгий Максимов
Артем Григорян долгое время был «свидетелем» Иеговы. Как и почему он начал свой путь к Православию? С какими сложностями столкнулся, идя по нему, и как их преодолевал?
Комментарии
Владимир15 октября 2017, 18:48
Мне кажется, что дискуссии на библейские темы со всякими раскольниками излишни. Всякое разделение - это от сатаны, и все, кто приносит какое либо разделение служит сатане и является сатанистом. Всё это от гордыни и тщеславия. В эти сети попадают определенные люди. Они ругают истинную веру Христову, не имея о ней никакого представления и не осознавая своего заблуждения становятся слугами антихриста и пособниками темных сил. Всё это делается на деньги зарубежных "инвесторов", которым мешает православие. Безусловно таких "проповедников" нужно обличать и рассказывать о сущности их подрывных деяний. На законодательном уровне должна быть запрещена деятельность таких организаций.
Anssi Ruf14 октября 2017, 20:00
спасибо Бог
Александр Б12 октября 2017, 19:21
Спаси Господи о.Олег
Поминаю вас, слушаю, и радуюсь. Держитесь батюшка, Храни вас Бог.
Павел12 октября 2017, 10:36
Спасибо, о.Олег. Жаль, что это окончание. В этой части уже есть полемика, было интересно. Видно, вопросы затронутые здесь, более "проработаны" у свидетелей Иеговы, и являются теми скрепами, которыми они держаться своего, и теми крючками, которыми они ловят в свои "сети". Но в Ваших аргументах есть и глубина, и широта, за которыми стоит многовековое богословие, если так можно выразиться. А их "богословие" больше похоже на политические лозунги. Но это мое мнение, и оно естественно предвзятое, т.к. я православный.
р.Б. Сергий12 октября 2017, 07:56
Спасибо, о.Олег.Цикл Ваших статей на эту тему помогает не только в спорах со свидетелями Иеговы, но и в дискуссиях с представителями пятидесятников, адвентистов и других ответвлений подобных конфессий.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×