«Высший пилотаж» паломника

Беседа с игуменией Митрофанией (Миколко)

Настоятельница обители во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в архангельском селе Суре – на родине Всероссийского пастыря – игумения Митрофания (Миколко) о «духовном туризме» и о том, как настроить себя на паломничество и как прожить путь к святыням, чтобы это принесло наибольшую духовную пользу.

    

«Им овладело беспокойство, / Охота к перемене мест / (Весьма мучительное свойство, / Немногих добровольный крест)», – вспомнились слова из «Евгения Онегина», в этом случае довольно язвительные, когда в храме было объявлено об очередной поездке к святым местам в этом году, третьем, отмеченном экономическим кризисом. Израиль уже был, Кипр тоже, святыням Бари также успела поклониться на удивление сплоченная и немногочисленная группа православных путешественников, имеющих какое-то отношение к приходу. Кажется, «спонсорское», как стало принято называть этот род деятельности в некоторых епархиях. Рассказы участников группы о своих путешествиях были скупы и касались по большей части описания уровня сервиса в гостиницах, ассортимента миланских бутиков, то есть ни интереса, ни почтения к такому паломническому подвигу не вызывали…

Часовня над могилой родителей святого Иоанна Кронштадского Часовня над могилой родителей святого Иоанна Кронштадского
В Суре нет пятизвездочных отелей, нет аквапарков и супермаркетов. Нет даже горных курортов. Нечем похвастаться, не «привлечь среднестатистического туриста». Тем не менее люди сюда едут. По признанию и опыту многих – «за теплом и добротой, с которыми к тебе относятся здесь». «Не чувствуешь себя чужаком, понимаешь? Ты здесь свой, тут о тебе молятся не “по запискам”, а по велению сердца. Один раз побудешь здесь, помолишься по-настоящему – и потихоньку начнешь понимать, что такое христианская любовь. Я говорю коряво… но вот ко мне, простому электрику, который приехал сюда вроде бы по делам, в монастыре относятся так, что я, похоже, начал понимать, в Кого они верят. И этот Кто-то, похоже, очень меня любит, да и нас всех», – говорил мне пожилой мужик, командированный в Суру из Карпогор, когда мы с ним растапливали печь в монастырском домике для паломников в морозный вечер.

Печь мы растопили, но чай пить пошли в трапезную обители: уж там-то он настоящий, с травами, не пакетики какие-нибудь. Еще и варенье предлагают – как, спрашивается, отказаться? Матушка Митрофания вгляделась в нас и пригласила сесть поближе: «Похоже, вы о чем-то хотите спросить. Как раз есть немного времени – давайте побеседуем!» Конечно, я хочу спросить!

***

– Матушка, есть паломничество, а есть «духовный туризм». Последнее явление как вы опишете?

– Духовный туризм – это явление, которое, на мой взгляд, имеет место как в среде людей, еще не пришедших к вере, так и в среде тех, которые уже воцерковлены и живут церковной жизнью. Выражается он, похоже, в том, что люди – воцерковленные или нет – посещают святые места под действием рекламы, предлагаемой туристическими агентствами, из интереса, где-то даже из любопытства.

– А это представляет собой какую-то проблему, трудность?

– Скорее еще одну возможность для проповеди Христа.

Игумения Митрофания с прихожанкой монастыря Игумения Митрофания с прихожанкой монастыря
– Вот как? Но, согласитесь, миряне – воцерковленные или нет – все-таки нарушают привычный спокойный строй монастырской жизни.

– Чтобы посещение монастырей такими группами было без лишних искушений и неприятных ситуаций, нужно, чтобы и гости обители, и обитель были готовы к встрече друг с другом. Чтобы посетители не нарушали течение монастырской жизни, должен быть выделен человек или несколько людей, скорее всего даже из среды мирских людей, прихожан монастыря, которые бы рассказали гостям о святом месте.

Дело в том, что обители, которым Господь Своей милостью вверил дар и послушание быть хранительницами святыни, не имеют духовного права закрывать двери храма для посещения его людьми. Конечно, принимать человека, не ведущего духовную жизнь и далекого от нее, всегда непросто. Порой и хочешь ему что-то рассказать, но как будто уста сомкнуты и слова не произнести. Но мы не знаем путей Господних, не знаем, для чего человек попал в эту поездку, и может, Господь Сам скажет ему гораздо больше, и скажет то, что развернет его жизнь на 180 градусов.

Большая задача по подготовке туристов к посещению монастыря лежит на человеке, который сопровождает группу. Быть руководителем группы – очень ответственная задача. В его власти настроить людей на нужный лад уже во время дороги. Донести до них, что называется, «правила поведения».

Постарайтесь в паломничестве забыть себя! Отправляйтесь в паломничество не чтобы получить, а чтобы отдать

– Хорошо, предположим, правила поведения донесены и восприняты. Что это даст?

– Когда обе стороны подготовлены, остальное остается предать только в руки Божии и действию благодати. Только благодать способна преобразить человека. И даже сделать из туриста, торопливого и рассеянного, паломника, мирного и глубокого.

– Боюсь, среди людей, называющих себя паломниками, многовато «духовных туристов», для которых понятие «духовность» не вмещает понятие «христианская».

– Духовный туризм в среде верующих христиан – это недуг, который требует внимательности от «зараженного» им, чтобы осознать его и пересмотреть взгляды на некоторые вещи.

В монастырской трапезной В монастырской трапезной
– И что это за вещи, на ваш взгляд?

– Зачастую верующие начинают «охотиться» за духовными впечатлениями и пускаются в путешествия от монастыря к монастырю. Таким людям стоит понять, что Господь всегда рядом с нами и слышит нас везде. Что главная святыня дана нам во святом Причастии. И причаститься Господу Иисусу Христу мы можем за Литургией в своем городе в том храме, прихожанами которого мы являемся, и для этого не нужно далеко ехать. Все ответы, решение всех вопросов – здесь.

– Что вы пожелаете людям, готовящимся к паломничеству?

– Я лучше попрошу: если ваша душа чувствует острую потребность вырваться из круга повседневности и совершить паломничество, то наши пожелания потенциальным паломникам таковы: постараться в паломнической поездке забыть себя. Забыть себя и тот вопрос, который подвиг тебя на поездку, – нужно отдать себя Богу, хотя бы на это время. Жить теми ситуациями, которые тебе открываются в этой поездке, и отдавать себя им. Заболел ли кто-то из твоей группы – послужи этому человеку и не угнетай себя мыслью, что, сидя с ним, ты не посетишь часовню твоего любимого святого. Попросили тебя помочь в монастыре – потрудись и не думай, что пропустишь вечернюю исповедь, а утром не будет времени в полном объеме изложить священнику свою проблему. Господь ведает твои нужды. Доверься Богу!

Надо сказать, что высший пилотаж – ехать в паломническую поездку не чтобы получить, а чтобы отдать. Тогда Небо пошлет тебе «мешок благодати», как сказала одна из наших паломниц. Выражение бесхитростное, но, по-моему, точное. «Не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3: 34).

С игуменией Митрофанией (Миколко)
беседовал Петр Давыдов

20 октября 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Отсюда прямо в рай» «Отсюда прямо в рай»
Милостиво-Богородицкий женский монастырь Касимовской епархии
«Отсюда прямо в рай» «Отсюда прямо в рай»
Милостиво-Богородицкий женский монастырь Касимовской епархии
Леонид Виноградов
Святыми не рождаются, святыми становятся, преодолевая страсти, искушения, падая и поднимаясь.
Дорогами русской истории: Владимир–Суздаль–Боголюбово Дорогами русской истории: Владимир–Суздаль–Боголюбово
Наталья Брусенцова
Дорогами русской истории: Владимир–Суздаль–Боголюбово Дорогами русской истории: Владимир–Суздаль–Боголюбово
Записки путешественника
Наталья Брусенцова
О том, как во Владимире почувствовать историю и понять открытость русской души, в Суздале – погоревать в соборе, превращенном в концертный зал, и в монастырской тюрьме, а в храме Покрова на Нерли – помолиться.
В Выбутах у княгини Ольги В Выбутах у княгини Ольги
Станислав Минаков
В Выбутах у княгини Ольги В Выбутах у княгини Ольги
Станислав Минаков
Крестьяне считали это место святым и не распахивали его, хотя развалины находились посреди поля. А в Ольгенце до сих пор пользуются колодцем с водой из Ольгина ключа: здесь брала воду княгиня.
Комментарии
22 октября 2017, 16:48
Галина, 22 октября.

Возвращаясь из паломничества в Дивеево, мы подвезли в нашем автобусе схимницу из Дивеевского скита. Мне посчастливилось с ней много беседовать, я не только узнала ответы на многие вопросы, но видела, как она истинно по-православному ведет себя в разных ситуациях. Например, увидев на Серафимовском источнике девушку в открытом купальнике, матушка буквально вперила свой взгляд себе под ноги - чтобы не видеть того, что её может смутить. А когда я спросила её, куда ещё хорошо бы съездить, она мягко, осторожно сказала: "Да вы и эту благодать расплескаете на обратном пути". Я поняла, что много суеты и мало внутреннего осмысления.
Светлана20 октября 2017, 12:33
Благодарю матушку Митрофанию за мудрые советы! Дай Бог ей многая и благая лета!
Александр20 октября 2017, 06:33
Опять Петр. Спасибо. Сказано кратко и точно. Еще бы такого
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×