Святая новомученица Босилька Пасьянская

Память 13 /26 октября

В издательстве «Вольный Странник» вышла книга, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви. «Святые сербские жены» — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок из сербского рода, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Одной из недавно прославленных на общецерковном уровне святых стала святая мученица Босилька, скромная и верная Христу девушка из косовского села, несогласившаяся изменить своей вере и терять свою чистоту. Два столетия она была особо почиталай сербами на Косово в родном селе Пасьяне. Память святой празднуется 13 /26 октября.

    

***

В XVIII веке в старинном сербском селе Пасьяне на окраине Гнилане жила благочестивая семья Райичич. В скромном родительском доме с братьями и сестрами росла набожная и прекрасная девушка Босилька, отличавшаяся кротким нравом, смирением, трудолюбием и послушанием. С малых лет она привыкла помогать матери по хозяйству, ходить за домашней скотиной. С отцом и братьями она работала в поле и саду на сборе урожая, заготовке корма для скота и дров на зиму.

По праздникам вся семья посещала богослужения в сельском храме, а по вечерам Босилька сама усердно молилась перед иконами, древним образом Божией Матери и покровительницы семьи святой Параскевы, хранившимися в отчем доме. Особо ее сердце согревалось верой в период рождественских и пасхальных праздников, когда она вместе с родными и детьми односельчан причащалась Святых Христовых Таин.

Когда ей исполнилось семнадцать лет, родители повели ее первый раз в сосед-

нее село Гнилане на Иваньдан — праздник Рождества Иоанна Предтечи, где собирался сербский народ из всех окрестных сел Поморавья. Однажды она побывала и в монастыре Драганац на празднике Собора святых Архангелов.

Девушка была наделена особой красотой, которая не осталась незамеченной не только со стороны родственников и знакомых, но и со стороны соседей-безбожников. Демонская похоть к молодой девушке овладела одним местным албанцем. Он стал ждать удобного момента, чтобы ее похитить. Подобные случаи в те времена были обычным делом, и сербам приходилось все время следить за тем, чтобы сохранить своих родных и детей от похищения и насилия.

Вместе со своими сподручными долго следил арнаут за Босилькой, дожидаясь, когда она по какому-нибудь делу выйдет из села. Удачный момент для осуществления этого преступного замысла выпал осенью, когда девушка вместе с отцом и братом отправилась в лес за дровами, в место под названием Белый Камень. Трое албанцев с закрытыми лицами, словно звери, напали на них из засады и похитили девушку. Они стреляли в отца и брата, а несчастную пленницу уволокли в сторону Карадака.

Несколько дней родственники вместе со священником из Пасьяне добивались

от турецких властей помощи и признания самого факта, что молодую сербку похитили и увели в албанский дом. Колеблющиеся и терпимые к арнаутам турки затягивали с расследованием происшествия и судом.

Они надеялись, что это дело решится само собой, как бывало уже не раз, будучи уверенными в том, что из-за позора перед родными девушка сама смирится со своей участью.

Арнаутские злодеи и турецкие угнетатели не учли только твердую веру молодой сербки. Все это время Босилька в чуждом иноплеменном окружении претерпевала сильные искушения, оскорбления, унижения и угрозы, опасаясь того, что придется принять ислам и выйти замуж за насильника. Решительно и непоколебимо она отвергала все нападения, надеясь на милосердие Божие и не теряя надежду на спасение. Ее морили жаждой и бессонницей, избивали и оскорбляли, пытались уговорить сдаться.

С Господом в сердце и молитвой на устах девушка преодолевала все испытания. Теряя терпение, похититель-арнаут с дьявольской жестокостью мучил Босильку, выдирая ей волосы, прижигая ступни раскаленным железом и ударяя по лицу.

    

Чтобы сломить девушку, арнауты привели к ней взрослую сербку-потурченку с мусульманским именем, которая тоже убеждала ее принять «турецкую веру», дабы спасти себя и пощадить своих родителей. Но Босилька оставалась непоколебима. «У меня своя вера, — твердо отвечала она. — Лучшей мне не надо, потому что лучше ее нет. А что касается замужества, то я уже обручена, — тихо с неземным светом в очах отвечала она. — У меня есть жених…»

На упорное требование сказать, кто ее избранник, она отвечала потурченке: «Христос — мой избранник. Я принадлежу только Ему и никому другому. Я не отрекусь от моего Бога и моей святой веры, как это сделала ты, которую мне жаль».

— Не превозносись, несчастная, спасай душу, — убеждала потурченка.

— Так душа не спасается, — ответила молодая христианка, — а теряется.

— Ты еще раскаешься, — едко напоследок сказала ей потурченка, посоветовав: — Возьми хотя бы еду и воду, посмотри, на что ты похожа, — остались кожа да кости…

— Меня Бог кормит и поит, — тихо ответила ей Босилька и предалась молитве.

Изображение святой в храме в Пасьяне. Изображение святой в храме в Пасьяне. Последовали новые и еще более жестокие мучения. На девушку пытались надеть костюм местных женщин-мусульманок, но она рвала эти одежды и сопротивлялась.

«Убейте меня, убейте! — кричала она. — Не дамся, я — православная христианка! Не дам мою веру, мои сербские одежды… не дам девственность! Только мертвой меня возьмете!» — останавливала она мучителей. Так, хранимая своей смелостью и силою свыше, Босилька осталась чистой, неоскверненной и непоколебимой в вере.

Разгневанный, оскорбленный и разочарованный арнаут в бессильной ярости решил убить непокорную христианку. Для этого черного дела он позвал на помощь двух родственников. Связанную, изнемогшую Босильку оттащили на коне через реку Лапушницу, и на поляне у дороги злодеи закололи девушку ножами, яростно выкрикивая при этом: «Смерть шкинье***, смерть шкинье!» В этот момент мученица ощутила прилив сил и, не обращая внимания на удары, тихо помолившись Богу, воскликнула: «Это не смерть для меня, но жизнь, вы в руках смерти навсегда, поганое ваше племя!»

Ковчег с мощами святой. Ковчег с мощами святой.     

Разъяренные еще больше такими смелыми и пророческими словами злодеи начали кромсать ее тело ножами. Мужественная Босилька предала свою душу в руки Творцу и переселилась в райские обители Господни.

Только после ее кончины турки позволили родственникам и жителям Пасьяне собрать останки святой мученицы и с почестями похоронить около старой церквушки. Позднее во время обновления храма они были погребены в его стенах.

    

Предание о христианском подвиге и мученической кончине святой девушки Босильки и сегодня живет в Пасьяне и всем Косовском Поморавье, о чем сви-детельствуют рассказы местных старожилов Василия-Васы Стояновича и Божидара Джорджевича, путевые заметки духовников и хронистов, писателей и путешественников, среди которых патриарх Сербский Павел, Тома Попович, Григорий Божович и другие. О ее почитании говорят также замечательные фрески неизвестных мастеров с изображением святой на стенах церкви в Пасьяне.

    

В мае 2018 года Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви причислил к лику святых троих мучеников Христовых, пострадавших в период турецкого ига в Косово и Метохии: Григория Печского, Василия Пекаря, Босильку из Пасьяне. Торжественное прославление новых святых состоялось в храме святого Саввы 10 мая 2018 года за Божественной литургией в День сожжения мощей святого Саввы.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Новомученик Василий, пекарь из Печа Новомученик Василий, пекарь из Печа
Иером. Игнатий (Шестаков)
Новомученик Василий, пекарь из Печа Новомученик Василий, пекарь из Печа
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Святой Василий, как человек глубоко укорененный в отеческой вере, не мог мириться с таким беззаконием, а тем более с тем, что его дочь могли обратить в ислам.
Святой преподобномученик Григорий, монах Печский Святой преподобномученик Григорий, монах Печский
Иером. Игнатий (Шестаков)
Святой преподобномученик Григорий, монах Печский Святой преподобномученик Григорий, монах Печский
Память 7 февраля/25 января
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Святой Григорий начал открыто и громко изобличать ложную веру Магомета и турецкое беззаконие. Это привело турок в ярость, и они стали избивать и мучить его.
Cвятой великомученик Лазарь, царь Сербский Cвятой великомученик Лазарь, царь Сербский
Иером. Игнатий (Шестаков)
Cвятой великомученик Лазарь, царь Сербский Cвятой великомученик Лазарь, царь Сербский
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
«Святосавский всенародный идеал «Все за Христа – Христа ни за что», – пишет преподобный Иустин Попович, – никто не осуществил в такой полноте, как святой великомученик царь Лазарь. Он воплотил этот всенародный идеал, избрав Царство Небесное и принеся себя в жертву на Косово, а с собой и весь сербский народ».
Комментарии
Светлана25 октября 2020, 19:01
Мученица Босилька моли Бога о нас!
Ольга 8 июля 2018, 00:55
Многострадальный и терпеливый сербский народ! Сколько Вам достается на протяжениее веков за твердую верность Иисусу Христу...
Святая новомученица Босилька, моли Богс о земле Сербской!
вячеслав 7 июля 2018, 20:19
Святая Новомученица Басилька моли Бога о нас!
Роман 7 июля 2018, 19:25
За что ты так страдаешь от безбожников, любимый Сербский народ....
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×