Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении

(† 25 июля 373 года)

Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении
Святитель Нерсес родился ок. 329 года в семье Афиногена – сына католикоса Иусика[1]. Согласно обычаю того времени Нерсес рано женился и вместе со своей супругой Сандухт был направлен в Кесарию Каппадокийскую для получения подобающего образования. В 348 году после рождения сына Саака[2] юная Сандухт скончалась, и Нерсесу пришлось одному продолжить учебу. В Кесарии его сотоварищами по учебе были, по всей вероятности, великие каппадокийцы – святитель Василий Великий (ок. 330–379), его брат Григорий Нисский (ок. 335–394) и Григорий Назианзин (ок. 325–389).

В 350 году на царский трон Великой Армении сел Аршак II (350–367), приходившийся сродником Нерсесу. Царь вызвал к себе Нерсеса из Кесарии и назначил его управляющим делами двора. Так добродетельный и образованнейший Нерсес стал подлинным украшением царского двора, сияя как душевной, так и телесной красотой. Через три года, когда кафедра католикоса – предстоятеля Армянской Церкви, овдовела, взоры всех устремились на Нерсеса как единственного достойного кандидата. Сам Нерсес, человек смиренный и кроткий, напрочь отказывался от такой чести и ответственности, однако царь Аршак, духовенство и народ настояли на своем. С великими почестями в сопровождении множества вельмож и священнослужителей молодой сановник был отправлен в Кесарию Каппадокийскую, где и был рукоположен в архипастыря земли Армянской.

Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении
Имея горячую веру и светлый ум, новорукоположенный архипастырь ревностно взялся за благоустройство Церкви и за дело духовно-нравственного просвещения народа. В том же 353 году святитель Нерсес в древнем поселении Аштишат[3] созвал первый Поместный Собор Армянской Церкви. Прежде всего Аштишатский Собор постановил учредить по всей стране благотворительные учреждения – больницы, лепрозории, богадельни, странноприимные дома – по примеру подобных учреждений в Константинополе и Кесарии. По решению отцов Собора в Армении стали также строиться монашеские обители и келлии. Ученики святителя Нерсеса преподобные Гинд, Епифаний Грек, Шалита и Ефрем Сирийцы стали предводителями монашеского движения в Армении. Кроме того, положено было открывать по всей стране начальные школы, где из- за отсутствия армянского алфавита обучение велось на греческом и сирийском языках. Собор также строго осудил и запретил такие остатки языческих нравов, как чрезмерная скорбь по усопшим и браки между близкими родственниками.

Святитель Нерсес обходил больницы, сам ухаживал за страждущими, омывал их раны, утешал

Благодаря заботе и личному примеру своего архипастыря народ стал духовно преображаться. Святитель Нерсес лично обходил больницы, собственноручно ухаживал за страждущими, омывал их раны, кормил, поучал и утешал. В истории и памяти народа святитель Нерсес остался «просветителем сердец армян».

В мире и благоденствии прошли первые шесть лет архипастырства католикоса Нерсеса. Однако вскоре наступили суровые времена испытаний и страданий.

Пламя междоусобицы и нестроения вспыхнуло в царской семье, но охватило всю страну. В 359 году царь Аршак, вняв клевете своего завистливого племянника Тирита на другого племянника – благородного Гнэла, изгнал последнего из царской области Айрарат. Престарелый Тиран – отец Аршака – заступился за своего оболганного внука, однако обозлившийся Аршак приказал тайно убить своего отца. Страшный грех отцеубийства открыл дверь и для других злодеяний. Немного спустя Аршак приказал во время охоты тайно убить и ненавистного ему Гнэла. Молодая супруга Гнэла прекрасная княгиня Панадзем, узнав о готовящемся убийстве, побежала в храм, где святитель Нерсес совершал утреню. Припав к ногам первосвятителя, она умоляла его не допустить трагедии. Бесстрашный и добрый пастырь стада Христова незамедлительно отправился в шатер царя, однако Аршак так и остался глух к словам святителя. После убийства неповинного Гнэла злохитрый Тирит попросил царя Аршака выдать за него безутешную вдову его жертвы, однако Аршак предал смерти и клеветника, так как сам хотел жениться на Парандзем. Но для этого следовало избавиться от собственной супруги – царицы Олимпиады, по происхождению греческой княжны. Некий недостойный иерей подсыпал яд в потир, и царица, причастившись Святых Христовых Таин, умерла. Беззаконный Аршак, убив отца, двух племянников и супругу, в 360 году женился на Парандзем.

Флавий Клавдий Иовиан Флавий Клавдий Иовиан
В это горестное время святитель Нерсес из-за конфликта со двором удалился из столицы и посвятил себя служению пастве, обходя окраины Армении и утверждая веру в народе. Между тем царство Великой Армении оказалось перед серьезной угрозой: в 363 году римский император Иовиан (363–364) заключил перемирие с Персией, обязавшись не содействовать Армении. Встревоженный царь Аршак и армянские князья поспешили в Аштишат, к святителю Нерсесу, прося его вернуться на свою кафедру и стать посредником между императором и царским двором Армении. Католикос во главе армянской делегации отправился в Константинополь, однако застал на троне ярого арианина Валента (364–378). Император с честью принял православного архипастыря, но ничем существенно не помог, и армяне через девять месяцев вернулись восвояси.

Прибывший в город католикос остановил резню и стал собирать под свой кров сирот

Новое столкновение католикоса с царем не заставило себя долго ждать: царь Аршак, желая ослабить центробежные устремления местных нахараров (князей), начал строительство нового города Аршакавана, для заселения которого пригласил беглых рабов и крестьян. Святитель Нерсес уговаривал царя заселить город тружениками, но Аршак и на сей раз не внял совету католикоса. Действия царя вызвали недовольство нахараров, которые напали на новый город и стали беспощадно уничтожать его жителей. Прибывший в город католикос остановил резню и стал собирать под свой кров сирот. Вскоре разразилась чума, и оставшиеся в живых аршакаванцы умерли от страшной эпидемии. Между тем Аршак напал на своих противников, стремясь погубить их. Ближайший помощник католикоса и начальник благотворительных учреждений святитель Хад, епископ Багревандский, безбоязненно обличил царя за его жестокость, за что был побит камнями.

Голова Шапура II. Скульптура IV века Голова Шапура II. Скульптура IV века
Ярый гонитель христиан персидский царь Шапур II (309–379), пристально следивший за событиями в Армении, воспользовался смутой в стране и вторгся в нее, достигнув крепости Ани. Шапуру удалось хитрыми обещаниями заманить царя Аршака в смертельную западню. Аршак по вероломному приказу Шапура был заключен в страшную крепость Анхуш (Забвенье), где трагически погиб в 369 году. Весть об убийстве царя потрясла страну. Царица Парандзем затворилась в крепости Артагерс, а святитель Нерсес и военачальник Армении Мушег Мамиконян обратились к императору Валенту с просьбой посадить на царский престол сына Аршака – молодого царевича Папа (353–374). Император ромеев исполнил их просьбу, вызвав тем самым ярость Шапура. Назначив двух вероотступников – Меружана Арцруни и Ваана Мамиконяна – правителями Армении, Шапур отправил их туда с персидским войском. Обложив осадой крепость Артагерс, персы принялись опустошать страну. Через 14 месяцев сопротивления крепость пала. Огнепоклонники-персы по всей стране начали массовые гонения на Церковь: они арестовывали, ссылали и убивали духовенство, уничтожали церковную литературу на греческом языке, запрещали всякие сношения армян с греческим миром. Христиан, не соглашавшихся стать огнепоклонниками, Шапур предавал ужасной смерти, мужчин отдавая на топтание пьяным слонам, а женщин и детей сажая на кол. Кровь многих тысяч мучеников обильно обагрила землю Армении. Среди этих мучеников следует упомянуть святого Звиту – иерея христиан-евреев г. Арташата и святую мученицу княгиню Амазаспуи. Унизительной публичной смерти была предана и царица Парандзем.

Святитель Нерсес на горе Нпат молился до заката солнца, пока персы не были разбиты

Между тем на помощь христианам Армении приспело войско василевса ромеев, которое вместе с армянским войском готовилось к решающей схватке с врагами Христовой веры. Весной 370 года на поле Дзирав произошла знаменательная битва между христианами и огнепоклонниками. Святитель Нерсес, поднявшись на вершину близлежащей горы Нпат, как некогда Моисей Боговидец, с распростертыми крестообразно руками молился до заката солнца, пока персы не были разбиты и изгнаны.

После изгнания персов в Армении на малое время воцарился мир, и святитель Нерсес стал восстанавливать церковный строй страны. Новый царь Пап, энергичный и волевой, вел неблагонравный образ жизни, из-за чего его не раз обличал святитель Нерсес. Однажды царь Пап пригласил католикоса на обед, во время которого святителю стало дурно. Блаженный, вернувшись в келью и предвидя скорую кончину, отказался принять какие-либо меры для восстановления своего здоровья и уснул сном праведника 25 июля 373 года[4].

Сразу после успения католикоса его ученики Епифаний Грек и Шалита Сирин, подвизавшиеся на разных горах, увидели, как полки ангелов Божиих возносят на небеса святую душу их наставника, и, спустившись с гор, прибыли на погребение. Тело святителя Нерсеса Великого, ставшее еще при жизни храмом Святого Духа, с почестями и скорбью погребли в церкви поселения Тил области Екегяц, где уже покоились останки святого Аристакеса[5] и супруги святителя Нерсеса Сандухт. Небесный свет, сошедший на гробницу святителя, пребывал над ней в продолжение 40 дней, а от мощей его произошло множество исцелений страждущих[6].

Геворг Казарян

25 июля 2018 г.

[1] Святой католикос Иусик (295–347) – внук священномученика Григория, Просветителя Армении (302–326).

[2] Святитель Саак (Исаак) Великий – последний из рода священномученика Григория Просветителя на кафедре Армянского первосвятителя (387–439).

[3] Аштишат – поселение в исторической провинции Тарон и один из древнейших христианских центров Армении.

[4] Средневековые летописцы и агиологи считали, что царь Пап отравил своего обличителя, однако все современные историки единогласны в том, что на самом деле святитель Нерсес скончался от легочного или сердечного кровоизлияния.

[5] Святой Аристакес I – католикос (325–333); младший сын и преемник Григория Просветителя, один из 318 святых отцев I Вселенского Собора (Никея, 325 г.).

[6] Чудесное обретение нетленных мощей святителя Нерсеса Великого произошло в 1272 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Домостроительство Сына Домостроительство Сына
Святитель Фотий Великий
Домостроительство Сына Домостроительство Сына
Из послания к Армянскому католикосу Захарии I
Святитель Фотий Великий
Христос был побит камнями, но не схвачен. Был продан за тридцать сребреников, но честною кровью Своей выкупил мир от греха. Он молился, чтоб научить меня молитвой избежать искушения. Преклонил колена на землю, чтоб соединить небесных с земными.
Житие и страдание сщмч. Григория, просветителя Армении Житие и страдание сщмч. Григория, просветителя Армении
Свт. Димитрий Ростовский
Житие и страдание сщмч. Григория, просветителя Армении Житие и страдание святого священномученика Григория, епископа великой Армении, и с ним тридцати семи дев
Святитель Димитрий Ростовский
Брошенный в ров со змеями и скорпионами, святой Григорий пробыл там четырнадцать лет, оставаясь невредим от гадов.
Церковь в эпоху от гонений Деция до начала гонений Диоклетиана. Часть 3 Церковь в эпоху от гонений Деция до начала гонений Диоклетиана. Часть 3
Протоиерей Владислав Цыпин
Церковь в эпоху от гонений Деция до начала гонений Диоклетиана. Часть 3 Церковь в эпоху от гонений Деция до начала гонений Диоклетиана. Часть 3
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Лукиан и Дорофей стоят у истоков антиохийской богословской школы, которая сложилась во второй половине III столетия, представляя собой своего рода альтернативу александрийской школе. Главное различие этих двух направлений богословской мысли коренится в методе библейской экзегезы. Антиохийцы скептически относились к аллегорическому толкованию Священного Писания, к которому охотно прибегал Ориген.
Комментарии
Рита 6 августа 2018, 12:42
Благодарю за статью!
Борис26 июля 2018, 22:19
Спасибо Геворгу за интересную работу
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×