Кого можно считать умным с христианской точки зрения?

Мнения пастырей

Философы древности считали умными тех, кто стремится к мудрости, отличая ее от многознания. В современном мире умным называют человека финансово успешного, такого, который может извлечь выгоду из любой ситуации. А кого следует считать умным с христианской точки зрения? Насколько тут важны культурные и научные знания, начитанность, богатая эрудиция?

«Библиотекарь». Художник: Джузеппе Арчимбольдо «Библиотекарь». Художник: Джузеппе Арчимбольдо

Умение различать добро от зла
и есть самое главное знание в жизни

Священник Валерий Духанин:

– Еще со студенческих лет мне запомнилась мысль, высказанная античным философом Гераклитом: «Многознание уму не научает». Осведомленность, насыщенность различными знаниями хотя и, несомненно, нужна, но еще не делает человека умным. Кто-то может сыпать информацией из самых разных сфер, рассуждает о науке, политике, проблемах общества и т.д., но в собственной жизни поступает крайне неразумно.

Разве назовешь умным человека, который с легкостью разрушил свою семью? Ему не помогло его образование. Разумен ли тот, кто соглашается на сомнительную сделку, идет на компромисс с совестью, поступает подло в отношении других людей? Такое поведение – крайне неразумно, и подобного человека, даже если он эрудит, вряд ли назовешь умным.

Вот царь Соломон просил у Бога: Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы… различать, что добро и что зло (3 Цар. 3: 9). Это умение различать добро от зла и есть самое главное знание в жизни. Оно помогло бы избежать очень многих ошибок. Но такое умение не приходит само по себе, оно – Божий дар и подается лишь тем, кто терпеливо проходит путь духовной жизни, кто становится близок Богу.

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин

По мере очищения сердца проясняется взгляд на смысл происходящего

По мере очищения сердца проясняется взгляд на смысл происходящих в жизни событий. И вот объяснение, почему, например, к преподобному Паисию Святогорцу обращались за советом многие высокообразованные люди. Они были многоучеными, но не могли понять сути своих жизненных проблем, не знали, как их разрешить. Преподобный старец Паисий, хотя в свое время учился лишь в начальной школе, обладал самым главным знанием – духовной рассудительностью.

Умный человек – это не просто человек с развитым рассудком, не тот, кто сыплет информацией и всюду выскажет свое мнение, а человек с цельной душой. В такой душе неразрывны друг от друга знание, нравственные ценности, культура поведения и много еще чего. Но прежде всего, умный человек – это человек рассудительный, который мыслит трезво и здраво, на пользу душе и не в угоду страстям. Рассудительность не приходит сама по себе. Она – дар Божий. Поэтому быть человеком умным возможно лишь в общности с Тем, от Кого нам и дан ум, в Ком сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2: 3).

Надо сигналы отличать от шумов

Протоиерей Владимир Вигилянский:

– Я думаю, что это не надо противопоставлять. Есть такие святые люди, которым достаточно посмотреть в глаза, чтобы понять, что за ними истина и большое знание. Обычно таких людей называют старцами. И я их видел и встречал в своей жизни.

Есть притча о том, как встречались два великих подвижника. Они просто садились рядом друг с другом и молчали. Им даже не нужно было ничего обсуждать, достаточно просто было посидеть рядом.

А что касается наших знаний, то чем больше знаний человек может соотнести с евангельскими истинами, тем он более мудр. Иногда и посреди знающих людей очень нелегко найти такого человека. Люди могут быть хорошими историками, источниковедами, точно и много что-то цитировать, но если их знания нельзя соотнести с Евангелием, то они могут оказаться пустыми.

Протоиерей Владимир Вигилянский Протоиерей Владимир Вигилянский

Чем больше знаний человек может соотнести с евангельскими истинами, тем он более мудр

Я когда-то прочитал поразившие меня слова Бориса Раушенбаха. Он сказал, что количество дураков среди академиков примерно такое же, что и среди дворников. Он имел в виду именно это: разум, или ум, есть понимание и трансляция Божественных истин. Если академик свои знания употребляет не для этого, то значит, что он неразумен, что ему свойственен недостаток ума. И тут дело не в знании и понимании богословия, а в жизни, которую следует соотносить с Евангелием.

Ведь мы это знаем по себе. Каждый из нас может сказать о себе, что он много знает, но очень часто это знание – лишнее. Как-то патриарх рассказал одну историю про себя, как его, еще молодого, учил один старый протоиерей, что надо шумы отличать от сигналов. Есть сигналы, и есть шумы. И если мы будем подпитываться шумами, то мы можем сказать, что мы очень знающие люди. Но если мы не можем отделять сигналы от шумов, то это значит, что у нас нет ума для этого отбора.

Важнейшие знания – это знания о том, как спастись

Священник Димитрий Шишкин:

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин

– Мы знаем множество святых простецов, порою вовсе неграмотных, но знаем и образованнейших людей своего времени, достигших святости.

Очевидно, что с христианской, православной точки зрения умным и знающим человеком мы можем назвать того, кто ясно осознаёт предназначение своей земной жизни и всеми силами старается это предназначение исполнить. А предназначение наше заключается в том, чтобы научиться жить по-Божески, то есть, употребляя свободную волю и прилагая усилия, строить свою внутреннюю и внешнюю жизнь по заповедям Божиим. Искать единства с Богом в Духе Святом. И в этом смысле важнейшие знания для человека – это знания о том, что нам делать, чтобы спастись, чтобы достичь Царствия Небесного. Об этом повествует Священное Писание, этому учит Церковь, это составляет главную ценность и опыт жизни всех святых.

Внешние же, академические знания, образованность и эрудиция – всё это хорошо и важно, но только в том случае, если помогает человеку в деле служения Богу и людям. В обратном случае мудрость человеческая превращается в безумие.

Подготовил Юрий Пущаев

19 сентября 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Вера и разум Вера и разум
Виктор Лега
Вера и разум Вера и разум
Цикл «Защита веры». Беседа 5-я
Виктор Лега
Могут ли чайник и шоколадный петух опровергнуть веру в Бога? Что имел в виду Тертуллиан, говоря: «Верую, ибо абсурдно»? Всегда ли мы убеждены в видимом и не верим в невидимое? И что для человека естественнее – верить в Бога или не верить?
Игры ума Игры ума
Архим. Андрей (Конанос)
Игры ума Игры ума
Архимандрит Андрей (Конанос)
Ум – это зрительный орган нашей души. Христос приходит, чтобы дать нам новый ум, чтобы мы научились думать так, как того желает Бог. Ум нуждается в перемене.
Любовь и рассудительность Любовь и рассудительность
Митр. Афанасий Лимассольский
Любовь и рассудительность Любовь и рассудительность
Митрополит Лимассольский Афанасий
Христианин отличается рассудительностью, и самой великой из всех добродетелей считается рассудительность. Она даже больше любви, поскольку безрассудная любовь может причинить зло, да и не просто может, а делает это.
Комментарии
Христина 20 сентября 2019, 11:31
Прекрасная статья! СпасиБО!
Андрей20 сентября 2019, 06:35
Благое распоряжение имеющимися знаниями и навыками особенно важно в наш век быстро растущей интенсивности потока данных. Фильтрация трафика необходима, но и тут нужна разумная мера ибо не каждый человек знает чем будет заниматься завтра. Если угодно, одно дело проплыть по Ладожскому озеру со скоростью 20 километров в час и совсем другое если в 7 и более раз быстрее. То есть лодка может потребоваться не моторная и не подводная, а летающая или даже какой ни будь экраноплан.
Андрей20 сентября 2019, 05:25
Когда я "пришёл" в Церковь,- я постепенно понял слова моей бабушки: "...академия ума не прибавляет...".
Ольга19 сентября 2019, 18:28
Не зря говорят , что когда Господь хочет наказать кого-то , то лишает разума. Не интеллекта , а разума. Христиане всегда различали разум от интеллекта , свойство души от свойства мозга.
Михалыч19 сентября 2019, 16:40
В современном мире умным называют человека финансово успешного, такого, который может извлечь выгоду из любой ситуации. Просто страшно становится, когда читаешь такие сентенции. Расчётливость провозглашается равнозначной уму. Ещё забыли добавить умение пользоваться современными "гаджетами".
Natalia Kuchinskaya19 сентября 2019, 15:01
Святая Троица показывает нам идеал: только Любовь, непостижимая и не достигаемая для человека -мудрость, и счастье и смысл жизни. И Знания, соотнесенные с Евангелием, вовсе не помеха в стремлении к вечной жизни.".... так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно"(Евангелие от Матфея). С Божьей помощью, с молитвой к Божией Матери "о прибавлении ума", с памятью о Евангелии стоит искать знания, а мудрость это будет или нет, решится на Суде. Спасибо за статью, останавливает на бегу по житейским делам и заставляет задуматься. Спаси вас, Господи, батюшки, да благословит вас Господь здоровьем и многими летами.
Катя19 сентября 2019, 12:53
Да, различение добра и зла! Вот в чем разумность! А про глупцов очень точно сказано: "Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность. Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его."(Книга Иова) Не понимала раньше эти слова. Теперь яснеее стало. Спасибо!
Катя19 сентября 2019, 12:24
Очень хорошая статья, спасибо! Грешным делом подумала, что, возможно, иконы в Церкви не только для поклонения Господу, Богородице и Святым, но и как визуальная подсказка для пока еще не очень разумных: Господь благословляет, а для благословения следует подойти к Нему (т.е.следовать ко Христу). А для женщин сугубо: Богородица с Богомладенцем как визуализация первоочередного женского предназначения, детей, а не для учеб, карьер, заработка и престижа, и даже не семьи, если вдруг речь зайдет о выборе между мужем, требующим аборт,и ребенком. Очень редко Богородица одна, но тогда Она с мечами, пронзающими сердце,как образ самопожертвования ради Господа и служения людям. Простите, если заблуждаюсь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×