Изъяны отчетности

Записки катехизатора

Году в 2015-м на Рождественских чтениях чинный ход докладов секции катехизации был прерван незапланированной репликой с места. До этого момента все шло своим чередом. Доклады следовали один за другим, выступающие делились своими наработками в сфере подготовки ко Крещению. Несколько утрируя, содержание некоторых докладов можно передать следующим образом:

– На первой беседе мы говорим о том, что идея Бога присуща человеческому разуму, на второй – что она близка человеческой душе… на пятой беседе мы приступаем к толкованию Символа веры… после двенадцатой беседы с остатками оглашенных беседу проводит священник...

Воспользовавшись секундной паузой, один из участников конференции обратился к присутствующим с краткой речью:

– Прошу прощения за отступление, но хочу сказать, что часть катехизаторов чувствует себя здесь как бы на чужой свадьбе. Докладчики ведут речь, о чем говорить на пятой и седьмой беседах, между тем есть приходы и епархии, где обязательные беседы отсутствуют или проводится только одна беседа, непосредственно перед Крещением.

По залу прокатилась волна оживления:

– Да, да, и у нас нет обязательных бесед перед Крещением… и у нас… – зазвучало с разных сторон энергичным шепотом.

У нас, по отчетам, во всех епархиях проводятся обязательные беседы перед Крещением

В президиуме в это время сидели: один архиерей, викарный епископ Санкт-Петербургской митрополии, и двое мирян, сотрудники синодального Отдела религиозного образования и катехизации. Реакция сотрудников была быстрой и однозначной:

– У нас, по отчетам, во всех епархиях проводятся обязательные беседы перед Крещением.

– Значит, надо разобраться, – не сдавался возмутитель спокойствия, – может быть, с отчетами что-то не так…

Главные катехизаторы страны оставались непоколебимы:

– Нет, у нас, по отчетам, во всех епархиях беседы проводятся.

Диалог явно не складывался, но здесь в разговор включился председательствующий архиерей:

– Вы знаете, это вопрос довольно сложный, – обратился владыка ко все еще стоящему немым укором посреди зала катехизатору, – я знаком с приходской жизнью, поскольку достаточно долго служил настоятелем на приходе. Вот, например, у меня был один священник, который учил своих прихожан откровенному оккультизму. Я ему говорю: «Отче, чему же ты людей учишь? Это ведь просто магия!» – Бесполезно. Ничего нельзя было сделать. Ну как, скажите, такому священнику можно доверить подготовку людей ко Крещению?

– Направить к катехизатору.

– Но в сельской местности обычно нет возможности содержать на приходе катехизатора.

– Значит, нужно направить в центр, где есть катехизатор.

– Это не всегда практически исполнимо.

Здесь в беседу вновь вступили сотрудники синодального отдела:

– У нас есть решение Архиерейского Собора от 2011 года, по которому перед Крещением должны проводиться как минимум две огласительные беседы и одна — исповедальная.

– Это понятно, но я несколько о другом… – пытался оправдаться нарушитель регламента.

– Давайте не будем задерживать конференцию, – прозвучал последний и решающий аргумент одного из сопредседателей секции по катехизации.

Справедливости ради, надо сказать, что действительно существует документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»[1], в котором мы находим слова о необходимости проведения перед Крещением «не менее двух огласительных бесед». Кроме того, «после второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу»[2].

Но, к сожалению, как мы можем убедиться на практике, не во всех епархиях и не на всех приходах это постановление исполняется.

Не во всех епархиях и не на всех приходах это постановление исполняется

Бывает, что некоторые архиереи не решаются ввести в своих епархиях повсеместные огласительные беседы – из опасения, что народ поедет совершать Крещение в ближние епархии, в которых не требуют обязательной подготовки перед Крещением.

Беседы могут проводиться в центральных храмах областных и районных центров. Но как они проводятся – это также требует отдельного рассмотрения. К примеру, один священник, делясь со мной своим опытом оглашения, рассказывал:

– У нас в соборе после бесед даются справки, с которыми родители и будущие крестные приносят младенца на само таинство Крещения. Поначалу я беседовал со всеми, но потом увидел, что большинство слушателей совершенно равнодушно к вопросам веры. Тогда я стал делать так. Говорю пришедшим: «Кому нужны справки? Вот, пожалуйста, возьмите! А кто хочет послушать беседу, те оставайтесь».

Комментарии, что называется, излишни.

Другой катехизатор так описывал ситуацию с оглашением:

– У нас на приходе проводится беседа непосредственно перед Крещением. Но длительность беседы зависит от того, есть ли в этот день в храме покойник. Если покойник есть, то священник занят отпеванием, и у меня есть от 30 до 50 минут на беседу. В противном случае беседа может быть сокращена до 5–10 минут. Поэтому я вроде того Арлекина из популярной песни: «Для них играет туш, горят глаза, а мною заполняют перерыв».

В любом случае мы видим, что, несмотря на замечательное постановление, принятое Архиерейским Собором и утвержденное Священным Синодом Русской Православной Церкви, и прекрасную отчетность, введение обязательных огласительных бесед на местах сталкивается с серьезными трудностями.

Андрей Горбачев

6 ноября 2019 г.

[1]Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года. – http://www.patriarchia.ru/db/text/1909451

[2] Там же.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Спокойствие, только спокойствие!», <br>или Главная проблема катехизации «Спокойствие, только спокойствие!»,
или Главная проблема катехизации

Андрей Горбачев
«Спокойствие, только спокойствие!», <br>или Главная проблема катехизации «Спокойствие, только спокойствие!»,
или Главная проблема катехизации

Записки катехизатора
Андрей Горбачев
Батюшка с энтузиазмом обличал собравшихся – и в ответ люди стали выкрикивать: «Это насилие!», «Почему именно Православие?!» «Мои предки вообще были атеистами!»
Для чего мы крестим детей? Для чего мы крестим детей?
Андрей Горбачев
Для чего мы крестим детей? Для чего мы крестим детей?
Записки катехизатора
Андрей Горбачев
Современный человек не любит богословия. Догмат в его представлении – это такая архаика, о которой сегодня странно и упоминать.
«Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют» «Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют»
Андрей Горбачев
«Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют» «Я точно знаю: попы на Крещенье серебряный крест в воду суют»
Записки катехизатора
Андрей Горбачев
Катехизация современников – дело не только сверхтрудное, но порой и с удивительными поворотами. Вера и атеизм, большевизм и Православие, астрология и православные обряды… – вот тот хаос, с которым сталкиваешься. Поделюсь историями на эту тему.
Комментарии
Катя12 ноября 2019, 00:09
Катехизаторы разные бывают. Есть и такие, кто своими воззрениями и требованиями скорее может оттолкнуть. Мне кажется, не нужны эти 15 лекций. Нужно сначала выяснить, что человек уже знает о Боге и вере, зачем хочет креститься, как будет вести жизнь в христианском духе. Если человек может ответить в духе веры, то этого и достаточно для начала. Если нет, то тогда объяснить основы применительно к его жизни. А тех, кто верой не интересуется и ему всё равно, куда идти - вообще не крестить, пока не свои взгляды не изменят.
Геннадий Ядренцев 8 ноября 2019, 20:57
Для Наталии (коммент. от 06.11.19 12ч.10мин) По поводу затруднений с поиском крестного отца напишите мне. У меня аналогичная ситуация с поиском крестной для дочки. Написать можно мне "в личку" сообщением в "Вконтакте". Сейчас времена не св. Иоанна Златоуста,все же трудно воцерковлять некрещеных детей.
Геннадий Ядренцев 8 ноября 2019, 19:52
Оглашение и катехизация нужны, но самое главное- это наличие живой веры. Человек должен поставить Христа на первое место,т.е.он должен принять решение жить по заповедям Божиим. Это главное. Нынешний формализм порождает следующее: людей после посещения огласительных бесед (или даже без таковых), фактически, всех подряд крестят, и не берут в расчет главное- а человек, вообще, согласен или нет жить по заповедям Христовым? В итоге имеем наибольшее колличество в мире разводов и детоубийств (абортов) совершают теперь уже крещеные люди (Россия многолетний лидер).Одного крестят, другого абортируют, разводятся и так воспитывают крещаемых детей.Нельзя.Этим дискредитируется Церковь, как перед 17 годом.
М 8 ноября 2019, 14:30
Наталия, Киевская обл - а если они неверующие, то зачем крестятся?.. или по-другому - зачем таких крестить?
Иоанна_ 8 ноября 2019, 12:14
Надо всех, кто пришёл, радушно встретить, как своих, как блудных чад, вернувшихся в дом нашего общего Отца Небесного, и без долгой волокиты покрестить и повенчать (зарегистрировавших брак). Крещенье не награда, а начало пути - вот об этом и надо говорить в первую очередь. Всех покрестить, поздравить, может, ещё и чаем напоить и расстаться со словами: Ждём вас в храме на позднее ближайшего воскресенья!
Наталия, Киевская обл. 8 ноября 2019, 09:35
Как много прихожан остается в храме после службы, чтобы помочь поубирать, почистить подсвечники и др.? Единицы, обычно одни и те же люди. А в данной статье говорится о том, что далекий от церкви человек должен посетить 15 (!) катехизаторских бесед. Это нереально, Вы требуете от человека неверуещего больше, чем от себя. Это подход формальный, фарисейский. Младенцу нужны молоко и перетертая пища. Кто-то ниже написал, что если в храме нет катезитатора, то нужно ездить в районный центр. Ого-го, как мы строги к сельским жителям. А если автобус в районный центр не ходит уже год, а до трассы идти 5 км?
M 7 ноября 2019, 22:12
обязательные обязательные беседы вроде отменили... или я чего то не понимаю?
Светлана Николаева 7 ноября 2019, 17:53
Алексей Р., апостолы отказали в крещении волхву, который не собирался оставлять свое волхвование. Всем остальным не отказывали ни в крещении, ни в исцелении. Ни разу ни один апостол не упрекнул тех, кто стремился к ним ради исцеления. Говорили только:"Если веруешь, то все возможно верующему". И люди исцелялись по вере своей, а не по знаниям о вере. И крестили апостолы после первой и единственной проповеди, а не после 12 бесед. Так что Ваше сравнение несколько не в пользу нынешних катехизаторов, "возлагающих бремена, которые сами понести не могут".
(тоже) Наталия 7 ноября 2019, 15:04
Многие критикуют формализм. Но справедливости ради стоит сказать, что определенные общие правила и отчетность какая-то тоже нужны. Иначе и дисциплины не будет, да и катехизации толком не будет. А по поводу бесед. Здесь приводились примеры искренно желавших крещения людей, которым трудно было на них ходить. Но есть (и очень много в наше время) других. Которые ничего не знают о христианстве, идут креститься по разного рода "бытовым" причинам и не собираются воцерковляться. Если таких крестить "по конвейру" без всякой катехизации, разве не взыщет Господь за такое отношение к Его Святой Церкви и Таинствам?
(тоже) Наталия 7 ноября 2019, 14:52
Наталия 6 ноября 2019, 14:00 Наталия, простите меня, это очень печально, что Ваша подруга крестила ребенка у униатов, а Вы еще и согласились быть крестной! Этим Вы обе уже отреклись от Святого Православия! А то, что униатский священник был вполне согласен, так это и понятно - они ведь как раз заинтересованы к перетаскиванию к себе православных. Пожалуйста, поговорите об этом с батюшкой в Вашем храме!
Андрей 7 ноября 2019, 11:19
"Кто не будет веровать - осуждён будет". Если человек, восприняв Крещение не придёт потом к Богу то не послужит ли оно ему в осуждение в будущей вечной смерти? И как ответит за это та женщина, которая, не желая идти трудным путём катехизации, понесла крестить своего ребёнка к раскольникам или униатам потому что этот путь широк и пространен?
Алексей Р. 7 ноября 2019, 09:49
"Если человек пришел в Церковь и просит о Крещении, он уже встретил Бога в сердце своем и нельзя ему отказывать." Светлана Николаева, истинные причины желания креститься зачастую могут быть сформулированы так: потому что я русский, потому что все крестятся, чтобы дети не болели, чтобы удача была в жизни/бизнесе, потому что это наша культура/традиция и т.п. А есть и вопиющие случаи, когда человек обращается к колдуну, а тот его отправляет в церковь покреститься прежде своих магических обрядов. Таким можно и нужно отказывать, как и апостол отказал. Хорошо, если человек сам поймет, что крестятся не за этим, и либо покается и примет крещение сознательно и с верой, либо отложит свое намерение.
Наталия Ростова 7 ноября 2019, 09:44
Хотя, конечно, согласна, что 12 бесед для современного, вечно занятого человека, это многовато будет...Вот молодая соседка у меня, собирается крестить ребёнка. Одна без мужа, пашет с утра до ночи. Её просто с работы не отпустят на эти беседы. Ну взяла, какие-то книжки православные почитала...Говорит - " Ничего не понимаю". Сложно для её восприятия. И я, в принципе, могу понять свою соседку! Её тоже никто не просвещал. А с другой стороны, очень печально, когда к Крещению подходят формально. А потом и вовсе не ходят в Храм и детей не водят. Одна надежда, что Бог всё управит и когда-нибудь крещёный человек всё таки придёт к Нему...
Наталия Ростова 7 ноября 2019, 09:26
Недавно крестили мою внучку. Я под впечатлением! С нами крестили ещё одного ребёнка, мальчика 4-х лет. Во-первых, все наши - это верующие люди, все участвуют в Таинствах Церкви. Естественно просвещены в этих вопросах. Вторая семья, к приятному удивлению, тоже все оказались воцерковлены. Когда батюшка произнёс чин отречения от сатаны, все мы, а не только крестные (!), повернулись и отреклись от лукавого. Далее, молитву "Символ Веры" читали тоже все, хором. И это было непередаваемое чувство единения и солидарности! У меня как будто душа воспарила! Вот, что значит, когда семья обстоятельно и с Верой подходит к Крещению.Здесь нет никакого мистического обряда. А есть настоящее соединение с Богом.
Катерина 7 ноября 2019, 09:23
Светлана Николаева 6 ноября 2019, 23:12 - призванные рыбаки знали азы, поскольку посещали скажем так начальную школу, где беднота изучала необходимый иудею религиозный минимум. А наши и минимума не знают
Светлана Николаева 6 ноября 2019, 23:30
Р.Б.Тамара, Вы очень верно сказали! Почему обучение ставят обязательным условием Крещения? Почему забывают, что учить догматам можно и ПОСЛЕ Крещения? И в Евангелии сказано:"научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа". Научите, крестя, а не прежде научите, а потом крестите! И благодать Крещения поможет понять то, чему учат, гораздо более действенно, чем любые пояснения катехизаторов!
Светлана Николаева 6 ноября 2019, 23:12
Наталия Стоян, Православные интернет-курсы - это замечательно, но справку о том, что ты прошел эти курсы и подготовлен к Крещению, они разве выдают? А если нет подтверждения о прохождении огласительных бесед, могут и отказать в Крещении. От священника, конечно, многое зависит. Но и с него обязанности провести не менее двух огласительных бесед никто не снимает. И особо бдительные прихожане могут сообщить епархиальному начальству, что "батюшка всех подряд крестит". А что касается "современных людей, незнающих азов"... Фарисеи все знали, а толку? А рыбаков Господь Апостолами избрал. Если человек пришел в Церковь и просит о Крещении, он уже встретил Бога в сердце своем и нельзя ему отказывать.
Катерина 6 ноября 2019, 22:58
Мое любимое сравнение - футбольный клуб. Прежде чем вступить туда, я ознакомлюсь с его правилами. Я не иду просто так сдавать на водительские права - я сначала ознакомлюсь с правилами. А тут речь о душе и её вечной жизни. 2-3 огласительные беседы вполне по силам любому кандидату. А нет - значит нет.
Катерина 6 ноября 2019, 22:51
Олег 6 ноября 2019, 12:57 - никогда не поверю, чтоб Господь вложил в руку ищущего чистосердечно верующего змею вместо рыбы.
Юлия 6 ноября 2019, 19:05
По отчётам у нас всегда все хорошо было. Кому надо-тому надо, а кто за бумажкой пришёл - тому все равно, бесполезно мурыжить его беседами, правильно священник сказал. Церковь любовью христианской наполните, тогда люди сами идти начнут. "Не в букве Бог, а в Духе". Никогда не понимала смысла всех этих докладом.
раба Божия тамара 6 ноября 2019, 19:03
Согласна с Светланой Николаевой и Марией - учить на катехизаторских беседах догматику, 12 бесед - это очень сурово! До сих пор говорю:- Слава Богу! что крестилась без катахезаторских бесед, так как пришла к вере и необходимости Крещения в 50 лет, и как решилась - пошли такие напасти...пол-года не могла дойти до церкви, да еще на работе - ушла помощница, а время отчетности...Наконец - просто бросила всё и пошла в церковь, батюшка благословил через неделю...а посещать 12 бесед - не смогла бы!! Сейчас - читаю на этом сайте Православие, лекции слушаю, воцерковляюсь, посещаю, причащаюсь, еще и муж покрестился! Вера - это главное, наши бабушки как жили: веришь- молись, постись, в церковь ходи...
Светлана Николаева 6 ноября 2019, 19:01
Наталия, я живу в Латвии. Недавно в ЛР зарегистрирована православная церковь Константинопольского патриархата. Епископом от Константинополя назначен священник, когда-то запрещенный в служении Московским патриархатом. Теперь молимся и с тревогой ожидаем дальнейших событий. Так вот, я уверена, что когда священники Московской Патриархии будут настаивать на нескольких беседах перед Крещением, многие люди пойдут креститься в церковь Константинопольского Патриархата. И там их примут. И новокрещеные будут уверены, что они теперь православные. А кто ответит за гибель душ, попавших к раскольникам? Может те, кто ставил им препятствия и не допускал к Крещению, пока не выполнят все формальности?
Владимир Степанов 6 ноября 2019, 18:32
Когда Церковь идет в мир, тогда мир вторгается в Церковь, всегда так было, и всегда будет. Это наблюдаем в сокращении и в умалении служб, в послаблениях на посты, в формализме соборности приходов и так далее. Эти неизбежности грехопадения стали причиной появления монашества, способом ухода от мiра в поиска Христа. Нужно пытаться всё сделать по уставу, но если не получается, то не унывать, а каяться, вникая в свою испорченность.
Наталия Стоян 6 ноября 2019, 16:04
Для меня хорошей альтернативой прохождению бесед в храме (я бы с удовольствием ходила, но с маленьким ребенком на руках невозможно было) было прохождение курса катехизации он-лайн (Православный интернет-курс). Очень важным было возможность задать вопрос, получить обратную связь от более сведущих в вере кураторов, ощущение поддержки и заботы. Может быть, стоит в Церкви развивать это направление, тем более, что сейчас интернет-курсы становятся популярными и это действительно очень удобно.
Наталия Стоян 6 ноября 2019, 16:01
Светлана Николаева 6 ноября 2019, 12:18 12 бесед может и много, но были в истории Церкви периоды, когда оглашение длилось год - потому что Крещение это очень серьезно, это перемена жизни, а не просто покрестились и дальше живем. Если человек действительно встретил Христа - он найдет способ узнать все необходимое о том, как жить по Его воле. Апостол Павел, как раз был очень наставлен в Св. Писании. А современные люди не знают даже азов.
Наталия Стоян 6 ноября 2019, 15:58
Наталия 6 ноября 2019, 14:00 Вопрос, конечно, сложный. Но если людям настолько все равно, Церковь Христова или раскол - может, это все не просто так происходит? Если человеку сложно даже 1 беседу пройти - будет ли он потом ребенка приносить на Причастие, не говоря о том, чтобы воспитывать его в вере?
Наталия 6 ноября 2019, 15:30
Извините, ошиблась ранее, ксендз у католиков. У меня двое крестников. Но если бы мне пришлось общаться с такими строгими катехизаторами, то не факт, что крестины бы вообще состоялись
Наталия 6 ноября 2019, 14:00
Я живу в Киевской обл. Если священник будет к такому вопросу подходить очень строго, то люди пойдут на крестины не в другую епархию, а в ПЦУ или Киевский патриархат или даже к греко-католикам. Это хорошо? Очень строгие батюшки с возрастом и опытом становятся менее строгие. Моя сестра православная и подружка попросила ее покрестить своего ребенка у греко-католиков. Я ей говорю, что это запрещено. А она спросила там на месте у ксенза, и он ответил: "Конечно, можно!".
Мария 6 ноября 2019, 13:56
inna, все это хорошо, пока Вы не бабушка/тетя/дядя/дед/и тп ребенка, чьи родители согласны крестить, но не согласны воцерковлять и воцерковляться сами и не согласны делать крестными вас, но согласны давать Вам ребенка водить в храм и говорить о вере. Поставьте такой заслон, и ребенок останется без крещения и церковной молитвы. Без хотя бы детского опыта веры и Таинств. Это икономия в действии. А катехизаторы бывают такие сухие и скучные, что непонятно, что Церковь это Тело Того Бога, к Которому люди пришли. Мало кто начинает верить с чтения/слушания догматических дискуссий. Лучше от практики к теории. А у нас от теории к практике.
Олег 6 ноября 2019, 12:57
К сожалению это не о изъянах отчетности. Эта статья говорит о "комбинате по оказанию религиозных услуг". Свечечно-записочное православие. Крещение, венчание, отпевание. То, чему учат на вашем портале, на приходах не приживается. На приходах нужен терпеливый, молчаливый, смиренный прихожанин, а если задает лишние вопросы, такому место в приисподней и от таких надо избавляться. Не в этом ли причина пустых храмов? У каждого священника свой катехизис. То что позволяется у одного, у другого вызывает раздражение. Это даже в статье можно увидеть.
Светлана Николаева 6 ноября 2019, 12:18
Читаю и плохо делается от рьяности катехизаторов. 12 бесед! Ну кто и когда сказал, что наличие информационных знаний определяет веру? Апостол Павел знал все предсказания о Мессии, но уверовал только явно ощутив присутствие Христа. А сейчас приди человек креститься на том основании, что он видел Христа и уверовал - ему выстроят гору препятствий и "популярно объяснят", что его искренней веры для Крещения мало, пока не пройдет все беседы и не сдаст экзамен - справку для Крещения не получит. А история со священником, учившем магии, вообще в шок ввела. Епископ знает и допускает такое в своей епархии?! Почему его не запретили в служении, почему он продолжает проповедовать?! Ведь живые души гибнут!
Наталья 6 ноября 2019, 12:10
Крестный - это очень серьезно. Это тот, кто сможет наставлять ребенка на пути к Богу, это тот, кто сможет взять ребенка в свою семью, если ребенок останется сиротой. Таких людей в принципе очень мало. А в твоем окружении может и вообще не быть. Я честно сказала священнику: у меня нет крестного отца для сына, есть только мать (бабушка ребенка, которая за него молится). Священник сказал: ну, может Вы еще поищите? Я ответила: если за 35 лет не нашла, то где я его возьму? И на кого я повешу такую ответственность? Я могу обратиться к дяде ребенка, но он очень далек от церкви.... Окрестили без крестного отца. И мне кажется, так лучше, чем брать человека не понимающего всей ответственности.
Андрей-12 6 ноября 2019, 11:45
Очковтирательство и липовые отчёты - это ложь. Отец лжи - дьявол. Если ничего не поменяется у нас в Церкви, то будет очередное вразумление от Господа. Да, помилует нас милосердный Господь!
inna 6 ноября 2019, 08:26
Отчеты нас еще в советское время научили хорошо делать. Проблема действительно очень серьезная. Нельзя без основ веры у крестных и родителей крестить детей. Хотя бы 3 беседы, но все должны придти на катехизаторские беседы. Пусть первое время не будет много желающих, но Бог все восполнит. Может тогда общество изменит свои взгляды на священников, на Церковь. А так, отчет для галочки и дело в шляпе, никуда не годится. Наша молодежь растет на отрицании идеалов своих родителей.Весьма опасно. Ситуация складывается революционная.Таково мое мнение.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×