«Значит, вы не бес»

Рассказ

В Покровский храм отец Андрей получил назначение сразу же после рукоположения. С настоятелем отцом Геннадием у него установились теплые и даже дружеские отношения. Тот ценил в молодом священнике усердие, исполнительность и умение быть любезным и предупредительным со всеми. Отец Андрей не только взял на себя занятия с детьми в воскресной школе, но и организовал курсы, где регулярно проводил катехизацию взрослых. Он часто оставался после службы, беседуя с людьми, отвечал на всевозможные вопросы: и вероучительные, и житейские. Прихожане очень скоро полюбили отца Андрея.

Прихожане очень скоро полюбили отца Андрея

Часто обращались к нему за советом, старались попасть к нему на Исповедь. Даже многие духовные чада отца Геннадия стали часто исповедоваться у него. Настоятель отнесся к этому спокойно, не стал ревновать к молодому священнику. Он даже был рад тому, что у него появился хороший помощник, на которого можно было во всем и всегда положиться.

Но не то происходило в душе регента Зинаиды Дмитриевны. «Как же так! – возмущалась она. – Без году неделя в храме, и уже переманил батюшкиных чад». Она видела достоинства отца Андрея. Втайне от него читала его талантливые стихи, изданные небольшим тиражом его друзьями. Но, несмотря на то, что и стихи ей нравились, и воспитанность, не часто встречающаяся у современных молодых людей, и полное отсутствие гордости при обладании множеством несомненных достоинств, сильно невзлюбила его. Была у нее вполне понятная причина для нелюбви. Отец Андрей как-то сказал, что предпочитает знаменный распев. Ей же, воспитанной на партесе, слышать похвалу унисонному пению было невмоготу. Много лет руководимый ею хор исполнял обиход со своеобразными включениями ее собственного сочинения. Она считала себя умеренным реформатором и очень гордилась тем, что в некоторых кругах слыла церковным композитором. И вдруг – критика того, чем она жила всю жизнь. И от кого? От человека, который был на три года моложе ее внука! Правда, среди критиков партеса были и ее сверстники. Она – кавалер Ордена Святой равноапостольной Ольги, ставшая на путь служения Православной Церкви в годы, когда нынешние ее критиканы отсиживались на партийных собраниях и утверждали, что «Бога нет» (а некоторых вообще на свете не было)! Этим критиканам нельзя давать волю. Нужно что-то делать…

Критика того, чем она жила всю жизнь. И от кого? От человека, который был моложе ее внука!

И она стала действовать. Каждый день приходила к настоятелю с жалобами на отца Андрея. Поводы были пустячные, а некоторые – просто нелепые. Отцу Геннадию очень скоро надоели эти визиты. В прошлом он изрядно пострадал от стукачей и доносчиков не мог терпеть. Но пожилую женщину – старейшего регента епархии – не мог отправить туда, откуда она являлась. Он и сам с большим трудом выносил сольные номера в ее исполнении, которыми она изобильно «украшала» праздничные службы. Нередко в шутливой форме говорил, что церковь и оперный театр – заведения разные. Зинаида Дмитриевна делала вид, что не слышит или что это к ней не относится, и продолжала оглашать своды Покровского храма, забираясь в такие верхи, что прихожане замирали от страха: то ли петуха даст, то ли душа отлетит от чрезмерного вокального усердия.

Отец Андрей знал о том, что регент постоянно жалуется на него. Он не представлял, как с ней помириться и чем можно успокоить невзлюбившую его женщину. Однажды после воскресной службы он принес ей букет хризантем. И когда стал говорить о том, как уважает ее труды, и что во всей епархии не сыскать человека, столь славно потрудившегося на ниве Христовой, Зинаида Дмитриевна вдруг разрыдалась:

– Я знаю язык цветов. Вы хотите, чтобы я убралась из храма. Отцвели уж давно хризантемы в саду... Не получится.

Успокоили ее с большим трудом. Отец Андрей решил, что любые его действия по примирению будут истолкованы как желание обидеть бедную хозяйку хора, и стал избегать ее. Не входил в трапезную, когда там она обедала. Завидев издали, останавливался и шел в противоположную сторону. Это не осталось незамеченным и было воспринято чуть ли не как объявление войны.

Вы хотите, чтобы я убралась из храма. Отцвели уж давно хризантемы в саду... Не получится

Тогда «мадам регент» (как про себя называл ее отец Андрей) решила добить его за, как ей казалось, явное преступление. Отец Андрей время от времени во время чтения Евангелия делал неверные ударения в церковнославянских словах. Он, как правило, тут же исправлялся, но иногда не замечал ошибки и продолжал чтение.

Это всякий раз служило поводом для очередной кляузы. Отец настоятель выслушивал регента, не выражая никаких эмоций, и говорил, что набравшись опыта, образованный священник перестанет делать ошибки.

В храмовый праздник, после литургии и молебна, прихожане собрались в трапезной. Все были в радостном расположении духа. Ждали настоятеля, чтобы тот благословил «ястие и питие». А в это время Зинаида Дмитриевна ворвалась в кабинет отца Геннадия, разбиравшего подаренные по случаю праздника цветы:

– Батюшка, ну что нам делать с отцом Андреем?! Он даже в престольный праздник сделал две ошибки. Вы ведь знаете, что когда во время чтения Евангелия делают ошибки, бесы радуются. Я не могу больше этого терпеть. Я всякий раз расстраиваюсь и плачу. Что же нам делать?!

Отец Геннадий поставил букет красных роз в хрустальную вазу, вздохнул, ласково посмотрел на плачущую женщину:

– Давайте порассуждаем.

– Давайте, – всхлипнула Зинаида Дмитриевна.

– Вы говорите, что бесы радуются, когда при чтении Евангелия делают ошибки?

– Да, радуются.

– А вы расстраиваетесь и плачете?

– Да, плачу.

– Ну, что вам сказать?.. Значит, вы – не бес!

Двери кабинета, в котором происходила эта беседа, были приоткрыты, и отец Андрей вместе с желавшими поздравить отца настоятеля его духовными чадами все слышали. Несколько человек громко рассмеялись. Отец Андрей подумал, что Зинаида Дмитриевна обижена, и решил утешить ее. Но, войдя в кабинет, к своему удивлению, увидел ее смеющуюся. А она, продолжая смеяться, подошла к нему, поклонилась и впервые попросила его благословения:

– Вот ведь как враг настроил меня против вас, – сказала она, вытирая слезы. – Простите меня. Да… вразумил меня отец Геннадий. Надеюсь, вы не сомневаетесь в том, что я не бес?

В тот же вечер отец Андрей подарил ей диски с записями византийских песнопений в исполнении греческих псалтисов и афонских монахов.

А уже на Рождественских службах хор под руководством Зинаиды Дмитриевны некоторые песнопения исполнял знаменным распевом.

Александр Богатырев

17 декабря 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Владимир (другой)26 января 2024, 17:40
Смысл рассказа в том, что петь надо знаменным распевом? А патриарх Никон просто так, по-вашему, его отменил?
Евгений 8 марта 2020, 18:47
Хороший рассказ. Ведь такое же может произойти и происходит повсеместно. К сожалению, люди редко придают таким ситуациям значение и порой, обостряют их до крайности.
Андрей24 декабря 2019, 21:33
Старая как мир история, но финал на редкость счастливый. Остаётся только порадоваться мудрости настоятеля.
Наталия23 декабря 2019, 12:01
Владимир."женские распри(в статье источник этого - героиня с клироса),непокрытые головы, скорочтение, являются плохим фоном для БОГОСЛУЖЕНИЙ.И этим ставится преграда воцерквления для мужей,сесте и детей.Разве нет?" Абсолютно нет.По крайней мере,для меня.От других подобных жалоб на проблемы с воцерковлением из-за перечисленного не слышала.Про непокрытые головы-совсем несерьёзно.В православных храмах других стран они никому не мешают воцерковляться, думаю.Главное, чтобы эти головы были не пустыми.) Вообще,не видела,чтобы кто-то демонстративно посещал храм без платка. У нас мужской монастырь, читают парни.Тоже,бывает,получают замечания за возню и разговоры,и скорочтение бывает.Но это не мешает.
Иеромонах Аверкий ( Белов)23 декабря 2019, 11:08
Благодарю, Александр Владимирович! Когда-нибудь наша эпоха станет историей и вашими историями будут пользоваться историки, доказывая свои теории о жизни христиан начала первого столетия третьей тысячи лет от Рождества Христова! Благодарю Вас за посещение нашей далёкой от Петербурга и от совершенства деревни! Ждём нового писательского визита в Казахстан! Прототипам героев рассказа и всем читателям сайта желаю быстрого и искреннего исправления ошибок.
Светлана22 декабря 2019, 15:42
Эх,как же редко мы думаем о нашем прошлом, и как мало желаем в нем каяться! В советское время процветал матриархат, ещё и аномальный. Это научный факт, который как результат любого добросовестно труда не особо интересует современное псевдо и около научное общество. Сейчас очень медленно возвращается мужчина на свое должное место, прежде всего в семье. Я уверенна, что все современные женщины, осознают они это или нет, в большей или меньшей степени несут в себе остатки прежнего строя. Я уверенна, что во многих сферах нашей жизни, к сожалению, все осталось неизменным с эпохи матриархата. И я каждый раз радуюсь, когда есть у мужчин женская поддержка и послушание
Владимир Степанов20 декабря 2019, 21:40
Наталья, я не огорчаюсь нисклько. Я не переводил нашу беседу на тему кто чего делает. Храмы стоят - это отцы и братья, храмы ухожены - это сестры. Хочу ещё раз отметить, что женские распри (в статье источник этого - героиня с клироса), непокрытые головы, скорочтение, являются плохим фоном для БОГОСЛУЖЕНИЙ, как лепка пельменей на грязном столе грязными руками. И этим ставится преграда воцерквления для мужей, сестер и детей. Разве нет? Вам не страшно за это? Или заслуги по лепке оправдывают грязный стол?
р.Б.Алла20 декабря 2019, 19:28
Спаси Господь за прекрасный,вразумительный рассказ!Очень люблю творчество Александра Богатырева.На полках в книжных лавках,всегда ищу новинки этого автора.
Сергей20 декабря 2019, 18:26
Отличный рассказ, весьма жизненный. Как и все остальные у Александра Владимировича. Спасибо! Ждем новых!
Наталия20 декабря 2019, 01:04
Владимир, по вашему вопросу "что не так?" понятно, что, видимо, я вас обидела. Простите. Дело не в равноправии, а в уважении к человеку. Тем более, взрослому. На которого, если ты уважаешь его, шикать как на провинившегося ребенка, не станешь. Но это ваши отношения, так что ещё раз прошу прощения. Вы ничего не делаете в храме, но замечания трудящимся там женщинам делаете. Это я тоже поняла. Ваша жена и вы молодцы, что воспитываете сына, также помогающего в храме, дай Бог. В нашем храме просфоры пекли женщины. Носить тяжести и делать сложный ремонт - всегда было мужской работой. Но это делают не каждый день, в отличие от работы на клиросе, мытья полов и чистки подсвечников. Бог в помощь.
Старушка19 декабря 2019, 22:18
Дорогие сестры, давайте не поддаваться на провокации того самого, который "радуется", и не будем выяснять, кто больше делает в храме. Пусть каждый и каждая из нас делает то, что ему по силам, главное - с любовью! Всех с праздником Святителя Николая, который, как известно, был не только великим чудотворцем, но и великим миротворцем! С Рождественским постом!
Наталия С.19 декабря 2019, 20:01
Владимир Степанов, Ваш первый комментарий очень даже по теме. По моим наблюдениям, если приходская жизнь налажена в чем-то одном, то она будет налажена и в другом. То есть когда мужчины и тяжести носят, и ремонты делают, и просфоры пекут, скорее всего, и женское пение на клиросе благотворно влияет на окружающих. Если же регент и хор привычно проявляют невоспитанность, то, скорее всего в храме некому бывает тяжести перенести и с ремонтами туго. А рассказ понравился! Спаси Бог автора!
Владимир Степанов19 декабря 2019, 12:13
Наталья, я ничего не делаю для храма, но сын мой в алтаре полы и окна моет. Другие мужчины в храме у нас занимаются мужскими делами - тяжести носят, ремонты делают под куполом, просфиры пекут. Или у вас это тоже женщины делают? Шикать, как муж и глава в домашнем храме, имею право на жену и на младших, что и делаю по ситуации. Равноправия между м.и ж. в Церкви никогда не было. Что не так?
Александр и Нина19 декабря 2019, 11:48
Спаси Господи за рассказ, Александр Владимирович! Очень хороший пример как мирно жить, по - христиански.
Наталия18 декабря 2019, 23:17
Ольга, вполне возможно, что и делают: какая-то помощь с ремонтом, перевозкой и т.д. Видимо, это просто не на виду.
Ольга18 декабря 2019, 14:56
Наталия, я знаю многие мужчины делают много чего для храма, но как правило, молчат об этом.
Наталия18 декабря 2019, 10:58
Владимир, а мужчины много делают для храма? Я ни разу не видела в храме мужчин-прихожан, остающихся помыть полы, почистить подсвечники, всю грязную работу делают женщины. Не первосортный мужской уровень такое делать? И до сих пор женщин в храмах больше. Простите, не мое дело, но как можно "шикать" на взрослого, вменяемого, самостоятельного человека только потому, что это женщина,пусть и супруга?
Елена18 декабря 2019, 07:12
Какой замечательный рассказ! Однако поразила реакции Катерины, как бесстыдно может отчитывать человек на котором "шапка горит", раз ее это задело, да ещё и в "эфире". В наше время это просто бедствие - глупость и бестактность, зато какая "смелость"!
Иоанна_ 17 декабря 2019, 23:35
Владимир Степанов, миряне к клиру подойти МОГУТ. Ещё миряне могут подойти к приходскому старосте, который существует в том числе для решения таких вопросов. Конкретно, адресно, на месте. Вы заблуждаетесь: любые нестроения на приходе батюшки, настоятель в особенности, не только могут, но и должны ликвидировать, это их прямая обязанность. К осуждению это никакого отношения не имеет.
Владимир Степанов17 декабря 2019, 20:52
Катерина, я не батюшка, и шикать могу только на свою жену и на тех кто младше. Если Вы не поёте и ноты не ищите в гневе, не бывали на клиросе, полы не мыли после службы, то и хорошо. Потому и говорю обезличенно, что проблему вижу реально. Или Вы считаете, что проблем женских разборок в храмах нет?
Татьяна 17 декабря 2019, 18:42
Спасибо Александр Владимирович. Своим рассказом помогли ещё раз посмотреть на себя со стороны.
Катерина17 декабря 2019, 16:08
Владимир Степанов17 декабря 2019, 09:31 - Вы это мне? а я не пою на клиросе и не ссорюсь из-за нот. Так может, Наталии 17 декабря 2019, 08:30? А если и она тоже не поет на клиросе и являет собой образец благочестия? Так кому конкретно Вы пишите здесь, вместо того, чтобы сказать конкретно там, так и в тот момент, который Вы находите несосответствующим Божьему Дому? Здесь-то на сайте-то Вы смелый... обращаясь с трибуны сразу ко всем скопом, а значит и ни к кому конкретно.
Владимир Степанов17 декабря 2019, 09:31
Поучительно. Женщинам в храме нужно очень внимательно относится к своим эмоциям и чувствам. Батюшки их не могут останавливать по боязни внутреннего осуждения, а миряне к клиру подойти не могут. Очень прошу наших мам, жен и дочерей, убирайте эмоции, вспоминайте, что в храме находитесь в Его присутствии. Суета распрей, непокрытые головы на клиросе, ссоры относительно "куда она дела мои ноты?", ломает обстановку благочиния. Ваше клиросное исполнение на таком фоне, это как пельмени слепленные на грязном столе - незаметно, но безобразно для вкушающих. Вы же понимете, что отнимаете этим благодать служб, себе в Суд!? А значит снижаете шанс для вашего мужа, внука и сына придти в Церковь.
Наталия17 декабря 2019, 08:30
Молодец настоятель: деликатно и с юмором разрешил конфликт. И, прежде всего, помог и самой регенту очнуться.)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×