Разговор с батюшкой Серафимом

О преодолении скуки и уныния

Каждый из нас, приходя в храм и обращаясь к особо близким нам святым, ведет с ними личный диалог: делится самым сокровенным, рассказывает о своих переживаниях, просит помощи, совета и молитв.

Сегодня, в день памяти нашего любимого батюшки – преподобного Серафима Саровского, – давайте представим, что мы с ним ведем такой личный разговор. Сразу предупредим, что все ответы святого взяты из его жития.

Центральная тема нашей беседы – скука и уныние. Дух печали, уныния, скуки действовал на преподобного особенно сильно, до изнеможения его души. С помощью Божией, он его преодолел и наполнил свою душу особой радостью, которой делился со всеми приходящими к нему, которой делится и со всеми нами.

Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Художник: Светлана Ивлева Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. Художник: Светлана Ивлева

«Скучают только те, у кого дела не в порядке»

– Здравствуй, радость моя, я тебя ожидал.

– Здравствуй, дорогой батюшка. Прости, что редко заглядываю к тебе на поклон. Много дел, сплошная беготня и суета. На храм и молитву почти не остается времени. Но в последние дни стало особенно тяжело, поэтому и пришел к тебе. На меня напали печаль и скука…

– Да, это так, с духом печали всегда неразлучно действует и скука.

– Батюшка Серафим, помоги мне в этой напасти, подскажи, что со мной происходит?

– Царица Небесная да утешит тебя. Скука, радость моя, по замечанию отцов, производит такое страшное беспокойство в нас, что несносны нам становятся и место жительства, и живущие с нами люди. Возбуждается отвращение к занятиям, появляется сильная жажда чего-то, чего мы и сами понять не можем.

– Батюшка, я часто брожу без дела, не могу найти себе покоя. Потом созваниваюсь со знакомыми, ищу ненужных с ними встреч и разговоров. Становится вроде как легче…

– Человек, одолеваемый скукой, подобен пустынному хворосту, который то немного остановится, то опять несется по ветру. Демон скуки внушает нам помыслы о праздных прогулках и разговорах, представляя, что не иначе можно избавиться от скуки, как непрестанно беседуя с другими.

– Мне не хочется молиться и ходить в храм, потому что никак не могу сосредоточиться и просто спокойно постоять.

– Сей демон особенно мешает нам во время молитвы и чтения. Это, говорит ему помысел, лежит не так, а это не тут; надобно привести в порядок; и это все делает для того, чтобы ум сделать праздным и бесплодным.

Должно предупреждать скуку посредством строгого исполнения обязанностей

– А как бороться со скукой и печалью? Как вновь приобрести силы что-то делать?

– Болезнь сия врачуется молитвою, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением. Должно предупреждать скуку посредством строгого и беспрекословного исполнения всех возлагаемых на нас обязанностей. Когда занятия твои придут в настоящий порядок, тогда скука не найдет места в сердце твоем. Скучают только те, у кого дела не в порядке.

– Батюшка, признаюсь честно, что когда стараюсь все ответственно исполнять, содержать дела в порядке, то часто делаю это на автомате. Это, к сожалению, не вызывает радости, а часто, наоборот, ропот, что вот, мол, я стараюсь, а другие не замечают, принимают все как само собой разумеющееся. А от этого скука порой только усиливается. Как с собой справиться?

– Все правильно, радость моя! Ведь скука рождается от малодушия и празднословия. Какой же ты у меня неверующий. Не смущайся. Когда одолевает тебя скука, то говори себе, по наставлению преподобного Исаака Сирина: ты опять желаешь нечистоты и постыдной жизни. И если помысел скажет тебе: великий грех убивать себя, – ты скажи ему: убиваю себя потому, что не могу жить нечисто. Умру здесь, чтобы не увидеть истинной смерти души моей в отношении к Богу. Лучше мне здесь умереть за чистоту, нежели жить в мире жизнью злою. Я предпочел смерть сию грехам моим. Озлобления сии стерплю, чтобы не лишиться небесной надежды.

– Батюшка, прошу твоих молитв, предстательства пред Богом, чтобы Он послал мне сил положить начало такой жизни.

– Бог да поможет тебе, чадо!

«Блюдись от духа уныния, ибо от него рождается всякое зло»

– Батюшка, помоги мне разобраться и с унынием. Знаю, что ты был сильно подвержен этому недугу, но смог, с помощью Божией, преодолеть его. Расскажи, пожалуйста, об этом подробнее, чтобы и мне не угодить в сети этой страсти.

– Ну, что ж, радость моя! Уныние бывает от двух родов: естественное и от злых духов. Иное скука, иное томление духа, называемое унынием. Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется, легче бы ему было уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно мучительном состоянии. Надобно спешить выйти из него.

– От чего происходит естественное уныние?

– Уныние естественное, – учит святой Варсонофий, – происходит от бессилия, когда человек устал и ему нужно просто отдохнуть. Поспит немного и снова станет весел.

– А как происходит уныние от злых духов?

Уныние естественное происходит от бессилия, когда человек устал и ему нужно отдохнуть. Поспит и снова станет весел

– Когда Богу угодно, – говорит Исаак Сирин, – повергнуть человека в большие скорби, попускает ему впасть в руки малодушия. Оно рождает в нем крепкую силу уныния, в котором он испытывает душевную тесноту, и это есть предвкушение геенны; вследствие же сего находит дух исступления, от которого происходят тысячи искушений: смущение, ярость, хула, жалоба на свою участь, развращенные помыслы, переселение из места в место и тому подобное.

– А по какой причине это происходит?

– По причине нерадения! Потому что человек не позаботился поискать уврачевания его. Ибо врачевание этого одно, при помощи которого человек скоро находит утешение в душе своей.

– И что это за врачевство?

– Смиренномудрие сердца. Ничем, кроме него, человек не может разрушить оплот сего порока, а, напротив того, находит, что он превозмогает над ним.

– А как достигнуть смиренномудрия сердца?

– Долговременным самоотвержением себя и непрестанным принуждением себя. О всем мы должны благодарить Господа и предавать себя Его воле; должны также представлять Ему все свои мысли, слова и деяния и стараться, чтобы все служило только к Его благоугождению.

– Но ведь это великий подвиг – так жить!

– Правильно, радость моя! Подвижничество требует терпения и великодушия, ибо миролюбие искореняется только долговременным трудолюбием.

– С чего же начать?

– Молитва, чтение и труд телесный. Уединение, молитва, любовь и воздержание суть четырехсоставная колесница, возносящая дух на небо.

– А что нужно читать?

– Святое Евангелие, Послания апостольские, Псалтирь, творения святых отцов, жития святых. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостью, но исполнит его дара разумения.

– Да, жития святых что-то мы совсем запустили… Если Евангелие хоть изредка да открываем или слышим отрывки на богослужениях, то житийную литературу почти совсем оставили. Видимо, от этого многие наши беды и происходят, ведь не имеем примеров перед собой, не подражаем подвигу христиан. Оттого и не знаем, как себя вести, как бороться с напастями, как преодолевать трудности на жизненном пути, как отстаивать свою веру православную…

– Все святые, которых прославляет Церковь Христова, оставили нам, по своем успении, жизнь свою как пример для подражания, все они были нам подобострастны, но исполнением в точности, от всей души, заповедей Христовых достигли совершенства и спасения, обрели благодать, сподобились разнообразных даров Духа Святого и наследовали Царство Небесное, а пред ним вся слава мира сего как ничто, все наслаждения мирские и тени не имеют того, что уготовано любящим Бога в небесных обителях; там вечная радость и торжество.

– А вот мы привязываемся ко всему земному, к людям, делам, богатству, славе, а в жизнь будущего века почти не верим. Оттого-то и впадаем в уныние.

– Радость моя! Блюдись от духа уныния, ибо от него рождается всякое зло. Молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя.

– Да, батюшка, я часто слышал эту твою заповедь. Но как это сделать, опять же – с чего начать?

– Паче всего должно украшать себя молчанием, ибо, говорит святой Амвросий Медиоланский, молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же – ни единого. И паки некто из отцов говорит: молчание есть таинство будущего века, словеса же орудия суть мира сего.

Кто нас оскорбит словом или делом, и если мы переносим обиды по-евангельски – вот и вериги наши, вот и власяница! Эти духовные вериги и власяница – выше железных, которые надевают на себя люди. Это приносит в нашу душу мир.

Если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидают душу праведного на небеси, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением. Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Там сладость и радость неизглаголанные.

– Почему мы, батюшка, не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники благочестия?

– Потому что не имеем к тому решимости. Если бы решимость имели, то и жили бы так, как отцы, древле просиявшие подвигами и благочестием, потому что благодать и помощь Божия к верным и всем сердцем ищущим Господа ныне та же, какая была и прежде, ибо, по слову Божию, Иисус Христос вчера и днесь Той же, и во веки (ср. Евр. 13, 8).

«Нет нам дороги унывать, потому что Христос все победил, Адама воскресил, Еву свободил, смерть умертвил»

– Батюшка Серафим, прошу тебя, дай, пожалуйста, нам несколько твоих советов, чтобы, руководствуясь ими, идти нам по жизни и не унывать.

– Вот что делай: укоряют – не укоряй; гонят – терпи; хулят – хвали; осуждай сам себя, так Бог не осудит, покоряй волю свою воле Господней; никогда не льсти; познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего.

Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь; а если по Божиему, то обоих спасешь.

Кто поистине хочет быть учеником Христовым, тот никакой не имеет власти над собой, чтобы делать что-нибудь самому по себе. Ибо что делается по своему помыслу, то не угодно Богу, хотя бы казалось и хорошо.

Призовем имя Господа и спасемся. Когда у нас имя Божие будет на устах, – мы спасены. Открой ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит (ср. Пс. 26, 5).

Смирение и послушание суть искоренитель всех страстей и насадитель всех добродетелей.

Терпя уничижения, оскорбления, поношения, мы очищаемся и делаемся как серебро чистое, блестящее, огнем разжженное.

Добродетель не груша, ее вдруг не съешь

Помните слова апостольские: всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите (ср. 1 Фес. 5, 16–18).

Нет нам дороги унывать, потому что Христос все победил, Адама воскресил, Еву свободил, смерть умертвил.

У нас вера православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и в броню правды: сих врата адова не одолеют (ср. Мф. 16, 18).

Досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу.

Каждодневно выметай свою избу, да имей хороший веник.

Все делай потихонечку, полегоньку и не вдруг; добродетель не груша, ее вдруг не съешь.

Надобно любить всех, а больше всего Бога.

Не воструби, а где нужно, не промолчи.

Не забывай дары посылать обидевшим тебя.

Господь терпит, и ты так делай.

Бог прощает, и ты прощай.

– Спасибо, дорогой батюшка! Прошу благословения.

– Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и Причастие Святого Духа буди с вами во всю жизнь вашу, во время кончины и после успения вашего. Христос воскресе!

– Воистину воскресе!

– Грядите с миром. Ваш убогий Серафим.

Подготовил Егор Андреев

15 января 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Серафимова эпоха Серафимова эпоха
Протоиерей Андрей Ткачев
Серафимова эпоха Серафимова эпоха
Протоиерей Андрей Ткачев
Трудно найти человека, способного подружить внутри своей души Земное и Небесное, светское знание и благочестие.
Встреча 2. Опыт духовной жизни преподобного Серафима Саровского Встреча 2. Опыт духовной жизни преподобного Серафима Саровского
Иером. Андроник (Пантак)
Встреча 2. Опыт духовной жизни преподобного Серафима Саровского Встреча вторая. Опыт духовной жизни преподобного Серафима Саровского
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Иеромонах Андроник (Пантак)
Подвиг жизни преподобного Серафима Саровского. Наставления о молитве. О стяжании Святого Духа – «Спасись сам и тысячи спасутся вокруг тебя». О чтении Евангелия.
«Мужик в белом холщовом халате до пят и в лаптях» «Мужик в белом холщовом халате до пят и в лаптях»
О явлениях и помощи прп. Серафима Саровского в наши дни
«Мужик в белом холщовом халате до пят и в лаптях» «Мужик в белом холщовом халате до пят и в лаптях»
О явлениях и помощи преподобного Серафима Саровского в наши дни
И вот вижу: вышел преподобный Серафим на солею левого придела в Елоховском соборе – там еще ниша такая… И обращается прямо ко мне: «Это мои мощи. Верь, не сомневайся. Молись мне».
Комментарии
Вера28 декабря 2020, 05:57
Здравствуйте. Замечательная статья. Но вот только не совсем понятно, как собеседник батюшки Серафима мог сказать "созваниваюсь со знакомыми", если батюшка приставился в 1833 году, а телефон изобрели в 1876?
Антонина19 января 2020, 22:34
Чудесные слова батюшки Серафима и как нельзя кстати. Спаси Господи. Немного мешали реплики воображаемого собеседника. Стала их пропускать и без них всё понятно и внимание не рассеивается.
Людмила. Екатеринбург17 января 2020, 13:25
Спаси Господи автора за благодатную статью. Очень своевременна. Отче Серафиме, моли Бога о нас грешных.
р..Б. Елена.16 января 2020, 22:19
О пречудный Отче Серафима,Великий, Саровский чудотворче!!! Всем прибегающим к Тебе, скоропослушный помошниче! Моли Бога о нас грешных!!!
Љубинка16 января 2020, 17:05
Много поштовани, Молим за превод на српски језик овог разговора. Хвала унапред Љубинка
Стефан16 января 2020, 12:43
Отче Серафиме, моли Бога о нас грешных
Natalie15 января 2020, 13:08
С Праздником!!! Спаси Господи за очень полезную статью! Любви и доброты всем побольше!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×