Был ли святитель Иоанн Шанхайский… раскольником?

(По поводу высказываний митрополита Галльского Эммануила)

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

Много было уже сказано о несчастных событиях в церковной жизни многострадального православного народа на Украине, причем казалось, что Константинопольская Патриархия уже исчерпала все свои аргументы, чтобы оправдать неоправданное. Однако представители Константинополя стремятся теперь доказать, что и «русские», мол, делали в прошлом то же самое, что они делают сегодня.

В чем же дело? По случаю престольного праздника греческого кафедрального собора в Париже представитель Константинопольского Патриархата в столице Франции митрополит Галльский Эммануил заявил:

«Благословенное соединение РПЦЗ с Московским Патриархатом привело к восстановлению этой Церкви и ее многочисленных душ в лоне канонической Церкви. В течение почти столетия эта Церковь была в расколе. Епископы-раскольники рукополагали других епископов в течение трех-четырех поколений. Но настало время, когда Московский Патриархат простой подписью, не ставя под сомнение апостольскую преемственность этих архиереев, вступил с ними без колебаний в полное общение в 2007 году. Действительно, такая святая личность, как Иоанн (Максимович), который родился раскольником, был рукоположен во епископа раскольниками и умер раскольником, был признан Московским Патриархатом святым и сегодня почитается всеми нами».

Так как пишущий эти строки составил, с Божией помощью, биографию святителя Иоанна и кроме того участвовал в IV Всезарубежном Соборе 2006 года, который положил основание Евхаристическому общению между РПЦЗ и МП, то считаю своим долгом сказать правду о святителе и о восстановлении Евхаристического общения между Русской Зарубежной Церковью и Русской Православной Церковью в 2007 году.

Подписание Акта о воссоединении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата 17 мая 2007 г. Фото: С. Власов, В. Ходаков / patriarchia.ru Подписание Акта о воссоединении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата 17 мая 2007 г. Фото: С. Власов, В. Ходаков / patriarchia.ru

Утверждать, что святитель Иоанн (1896–1966) «родился в расколе», просто нелепо!

1. Прежде всего утверждение, что раскольник может быть причислен к лику святых, является по крайней мере странным, так как, согласно святым отцам, грех раскола не смывается даже мученической кровью.

2. Что касается святителя Иоанна (Максимовича), то будущий архиерей родился в Адамовке, в Харьковской губернии Российской империи, на территории современной Украины. В то время существовала одна Всероссийская Церковь: не было ни РПЦЗ, ни даже Патриархата Москвы, который был восстановлен, как известно, в 1917 году. Утверждать, что святитель Иоанн «родился в расколе», просто нелепо.

3. Но если святитель Иоанн не «родился в расколе», то был ли он «рукоположен во епископа раскольниками»? Как известно, митрополит Антоний (Храповицкий), бывший Киевский и Галицкий, Первоиерарх РПЦЗ, возглавил хиротонию святителя Иоанна в Белграде. Поэтому нам надо уточнить, была ли РПЦЗ какой-то организацией вроде «Киевского патриархата» или «Украинской автокефальной православной церкви», ныне объединенных, вернее – наполовину объединенных в «ПЦУ».

РПЦЗ была всегда в общении с Вселенской Церковью

  • РПЦЗ была основана в 1920 году на основе указа № 362 Святейшего Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви – то есть самого высшего авторитета Русской Православной Церкви. Тут и первое различие между РПЦЗ и украинским расколом: все зарубежные архиереи получили законную хиротонию и создали свой церковный организм по благословению церковной власти, тогда как Филарет Денисенко и Макарий Малетич не подчинялись церковной иерархии и создали раскол. Кроме того, Макарий и иже с ним ведут свое «преемство» от самозванца Викентия Чекалина, так что они, а не архиереи РПЦЗ не обладают апостольской преемственностью. Вот первое и главное различие.
  • Правда, позже, в 1934 году, Местоблюститель Московского Патриаршего Престола Сергий (Страгородский) под огромным давлением богоборческой власти запретил в служении митрополита Антония (Храповицкого) и 7 зарубежных архиереев, причем, как писал тогда известный канонист С.В. Троицкий, «ни одна Православная Церковь не обратила внимания на его (митрополита Сергия) запрещение и не прекратила общения с заграничными русскими иерархами», исходя из той точки зрения, что данное запрещение не было выражением свободной воли митрополита Сергия.
    Интересно и то, как относились и сам Московский, и Константинопольский Патриархаты к данному запрещению. Относительно МП достаточно напомнить, что сам патриарх Алексий I совершил в 1957 году панихиду на могиле митрополита Антония (Храповицкого) в Белграде. Отслужил ли бы патриарх панихиду по «раскольнику»?
    А какое было отношение Константинополя к заграничным «раскольникам» до недавнего времени? Приведем только два примера, хотя есть и много других.
    В 1964 году епископ Константинопольского Патриархата в Австралии Дионисий (Псиахас) участвовал в чине наречения во епископа Брисбенского архимандрита Филарета (Вознесенского), будущего первоиерарха РПЦЗ. А в 1960-е годы будущий Вселенский патриарх Варфоломей, тогда молодой диакон и студент Папского Восточного института, сослужил зарубежному архиерею на приходе РПЦЗ в Риме.
    И самое важное: с начала пребывания Зарубежного Синода в Югославии в 1921 году и до канонического акта РПЦЗ находилась в Евхаристическом общении с Сербской Православной Церковью, о чем свидетельствует тот факт, что митрополит Черногорский Амфилохий, с благословения патриарха Алексия II, участвовал в IV Всезарубежном Соборе и сослужил приснопамятному митрополиту Лавру в Сан-Франциско, и это за год до канонического акта 2007 года. Это значит, что РПЦЗ была всегда в общении с Вселенской Церковью. Было ли что-то подобное у украинских раскольников? Это второе различие.
  • А вот и третье различие: даже если запрещение в служении было бы законным, архиерей останется архиереем; при лишении же сана – как в случае бывшего митрополита Филарета Денисенко – архиерей лишается Божественной благодати, как и все его «рукоположения».
  • Есть и четвертое различие, не менее значительное. Митрополит Эммануил, как и Вселенский патриарх, повторяют бесконечно, что их намерением было возвратить украинских раскольников к общению со Вселенской Церковью, и это было бы похвально. Но вопрос вот в чем: по святым отцам, даже добро, сделанное недобрым образом, не добро. К этому прибавил преподобный Иустин (Попович): «не как у иезуитов, у которых цель оправдывает средства». В этом отношении интересно рассмотреть, как, с одной стороны, произошло воссоединение MП и РПЦЗ в 2007 году, а с другой – как произошел так называемый «объединительный собор» в Киеве в 2018 году.
    Первым важным шагом на пути воссоединения MП и РПЦЗ был созыв IV Всезарубежного Собора в Сан-Франциско в 2006 году. По настоянию приснопамятного Первосвятителя РПЦЗ Митрополита Лавра, на нем должны были быть представлены все «cтороны», включая и противников воссоединения, которых было немало. Поэтому после долгих прений на Соборе стороны так и не могли прийти к согласному решению. И вдруг священники – члены редколлегии обращения Собора вспомнили о чуде святой великомученицы Евфимии: тогда православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и положили их в гробницу святой великомученицы Евфимии. Через три дня патриарх открыли ковчег с мощами: свиток с православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног… Так и на Всезарубежном Соборе: священники положили на святые мощи святителя Иоанна проект обращения Собора с просьбой к иерархии PПЦЗ войти в Евхаристическое общение с МП и отслужили молебен пред мощами с поминовением по именам всех участников Собора. На следующий день, к всеобщему удивлению, обращение было принято единогласно всеми.
    Не человеческими усилиями и соображениями, а благодатью Божиею достигается единство Церкви, когда оно разрушено исконным врагом спасения человеческого рода. Единство совершает Сам Святой Дух, а не мы. Плодом канонического акта 2007 года было не только воссоединение самой Русской Православной Церкви, а радость всего православного мира и единомыслие святых Божиих Церквей по этом поводу.
    В отличие от Всезарубежного Собора «объединительный собор в Киеве» собрал только двух канонических архиереев и всех раскольников, и его окончательный результат – просто фиаско: до сих пор печальная ситуация продолжается на Украине. Мало того, «почетный патриарх» Филарет восстановил свой «Киевский патриархат» с несколькими «архиереями». Ясно, что во всей этой истории Святой Дух отсутствует, ибо Он «весь собирает собор церковный», а не расточает. В отличие от канонического акта 2007 года, «томос» посеял cмущение, раздор, раскол во всем православном мiрe, в том числе и внутри Элладской и Александрийской Церквей, которые – несоборно – признали «ПЦУ». «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?» (Мф. 7: 16).
  • Еще одно различие: РПЦЗ не преследовала «огнем и мечем» те малочисленные общины, которые не приняли канонического акта, хотя она могла подать иск в гражданский суд, чтобы храмы, которые были отобраны ими у нее, были возвращены. А на Украине всем известны почти каждодневные захваты храмов канонической Церкви (при полном молчании Константинополя и западных «демократов»). Tак что и методы разные.

Украинский «томос» привел не к единению, но посеял cмущение, раздор, раскол во всем православном мiрe

4. Вернемся теперь к «почитаемому всеми нами», по словам митрополита Эммануила, святителя Иоанну. Каков был его взгляд на политику Вселенского престола? В своем докладе на II Всезарубежном Соборе в 1938 году святитель Иоанн решительно протестовал против неопапистских действий Константинополя, в том числе в России, и сказал следующие как бы пророческие слова:

«…рукоположенному, с разрешения Вселенского патриарха, викарию митрополита ​Евлогия​ в Париже присваивается титул епископа ​Херсонесского​, словно Херсонес, находящийся ныне на территории России, подчинен Вселенскому патриарху. Следующим последовательным шагом Вселенской Патриархии было бы объявление всей России под юрисдикцией Константинополя…»

К глубокому огорчению всех любящих Церковь, эти слова сбылись.

5. Из вышеизложенного ясно, что Московский Патриархат вступил с архиереями РПЦЗ в общение в 2007 году с сознанием того, что последние законно рукоположены и не являются раскольниками, a не «с простой подписью», как, к сожалению, действовал Константинополь в отношении самопосвященных – то есть без апостольской преемственности – и законно лишенных сана «архиереев» на Украине.

Вместо всяческих оправданий «первенствующая из Православных Церквей», по выражению святителя Иоанна (Максимовича), во главе с ее патриархом, «умаление которого никоим образом не может быть допущено», как говорил о нем митрополит Антоний (Храповицкий), могла бы услышать голос многочисленных архипастырей, пастырей и мирян почти всех Поместных Церквей и созвать настоящий Вселенский Собор со всеми каноническими архиереями Церкви Христовой. Данный Собор, как это выразил в свое время иерарх Константинопольской Церкви архиепископ Евдокиадский Георгий (Вагнер), мог бы стать вторым «Трулльским Собором», который унифицировал и дополнил церковные нормы. В данном случае такой Собор мог бы в Духе Святом не только решить украинский вопрос, но и соборно выяснить спорный смысл 28-го правила Вселенского Собора и таким образом определить, какими правами обладает Константинопольская кафедра, а какими нет. Тогда, как еще говорил святитель Иоанн, «такое внешнее унижение [турками] иерарха града святого Константина, некогда бывшего столицей Вселенной, не поколебало бы к нему почтения в среде православных, благоговеющих перед кафедрой святых Златоуста и Григория Богослова». В противном случае, если нынешняя ситуация продолжится, мы попадем под осуждение слов святого апостола Павла: «Ради вас имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2: 24).

Бернард Ле Каро,
Женева, январь 2020 г.

31 января 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Встреча 15. Опыт духовной жизни свт. Иоанна Шанхайского Встреча 15. Опыт духовной жизни свт. Иоанна Шанхайского
Протоиерей Андрей Ткачев
Встреча 15. Опыт духовной жизни свт. Иоанна Шанхайского Встреча 15. Опыт духовной жизни святителя Иоанна Шанхайского
Православные просветительские курсы. Цикл «Практический опыт жизни выдающихся пастырей XIX–XX века»
Протоиерей Андрей Ткачев
Личный аскетический опыт, миссионерское служение, советы по борьбе со страстями...
Признать «церковь» с иерархией без Апостольского преемства – серьезнейший вызов Признать «церковь» с иерархией без Апостольского преемства – серьезнейший вызов
Протопресвитер Анастасий Готсопулос
Признать «церковь» с иерархией без Апостольского преемства – серьезнейший вызов Признать «церковь» с иерархией без Апостольского преемства – серьезнейший вызов
Протопресвитер Анастасий Готсопулос
«Иерархия» УАПЦ восходит к «рукоположениям», совершенным саморукоположенным шарлатаном Викентием Чекалиным. Между тем 15 из 50 иерархов «автокефальной» церкви Украины – из УАПЦ.
«Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского» «Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского»
Прот. Петр Перекрестов
«Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского» «Я знаю силу молитвы владыки Иоанна Шанхайского»
Протоиерей Петр Перекрестов
Он стоит у Престола Божия и ходатайствует за всех, кто обращается к нему за молитвенной помощью.
Комментарии
Елена П. 6 февраля 2020, 22:11
Благодарю автора за такие нужные разъяснения! Потому что, к стыду моему, не знала этих исторических фактов из жизни нашей Церкви. Спаси, Господи, Церковь нашу Православную!
Прот. Георгий Ларин 5 февраля 2020, 00:21
Спаси Господи за истинное разъяснение этого исторического события !
Наталья 2 февраля 2020, 18:43
А в чем спорный смысл 28-го правила Вселенского Собора? Разве не бесспорно, что патриарх Варфоломей с его "первым без равных" нарушает каноны? И для чего нужно спасать его кафедру любой ценой?
Наталья 2 февраля 2020, 18:39
Никогда русские не делали то. что представители Константинополя делают сегодня!Многие любят и почитают Святителя Иоанна Шанхайского в России! "Попечение твое о пастве в странствии ея, се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых:тако веруем. познав любовь твою. святителю и чудотворче Иоанне!..."(Тропарь, глас 5)
Natalie 1 февраля 2020, 22:46
Полностью согласна с Верой! Святитель Иоанн Шанхайский и С.Ф.-величайший святой! Мы его очень любим и благодарим за помощь! Святителю и чудотворче Иоанне, моли Бога о нас!
Елена 1 февраля 2020, 21:06
Спасибо огромное! Так все ясно стало в этом сложном для мирян вопросе.
Елена 1 февраля 2020, 00:30
Низкий поклон автору! Надеюсь, статья доступна во Франции!
Вера31 января 2020, 21:37
Святитель Иоанн Шанхайский-величайший святой нашего времени! Тысячи чудес видала и испытала на себе по его молитвам! Помогает сразу, ни в чём не отказывает, даже в самом невозможном для человека! Если, конечно, просишь с верой и любовью к святому.
Дмитрий 31 января 2020, 19:07
Спасибо автору за разъяснение и опровержение клеветы на нашу Церковь и на имя св. Иоанна.
Петр Д.31 января 2020, 18:57
Глубокая благодарность автору за обстоятельный ответ на очередную фанарскую ложь. Случай с молебном у мощей свт. Иоанна потрясающий. Об этом надо бы рассказать отдельно и развернуто в особой статье.
Иван31 января 2020, 12:11
Спасибо автору, Бернарду Ле Каро, за убедительный и подробный ответ м. Галльскому Эммануилу. Видно как на Фанаре нанизывают ложь на ложь, лишь бы обелить свое украинское злодеяние. Статья Бернара показывает абсолютно очевидным, что РПЦЗ и РПЦ находились во внутрицерковном разделении, а не в расколе, как это пытается извернуть Эммануил, вынужденный выкручиваться перед справедливами упреками православных христиан.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×