Слово в Неделю шестнадцатую по Пятидесятнице

Мф. 25,14-30
Ибо [Он] [поступит,] как человек, который, отправляясь в чу­жую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каж­дому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел,употребил их в дело и при­обрел другие пять талантов;
точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость госпо­дина твоего.
Подошел также и получивший два таланта и сказал: госпо­дин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приоб­рел на них.
Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость госпо­дина твоего.
Подошел и получивший один талант и сказал: господин!я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять та­лантов,
ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимею­щего отнимется и то, что имеет;
а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Нынешнее Евангелие в высшей степени поучительно. Оно содер­жит в себе проповедь Господа нашего Иисуса Христа о необхо­димости всем трудиться, ибо всем нам от природы даны таланты, т.е. способности, силы и дарования. Все мы должны трудиться не для себя, а для других, на том основании, что другие трудятся для нас.

Христос перед своими страданиями молился, чтобы все Его учени­ки и последователи объединились друг с другом взаимной любовью. Эту заповедь о взаимной любви в особенности уяснил и преподал ве­рующим св. апостол Павел. Он, обращаясь к христианам, говорил: "Вы составляете члены одного и того же тела: «едино тело есмы о Хри­сте, а по единому друг друга уди»" (Рим. 12, 5). Как члены в теле, не­смотря на разность назначения, помогают и поддерживают друг друга, так и на свете люди всякого состояния и всех сословий одни для дру­гих необходимы. В Божьем мире лишних, безненужных людей нет. Каж­дый из нас обязан восполнять недостатки и нужды другого. Такое на­значение дано Господом человеческому роду; для этой цели и даны Им таланты, каждому по силе.

И всем нам должно быть понятно, каким бесчестием покрывает человека праздность или леность. В книгах, написанных св. отцами и учителями церковными, люди праздные приравниваются к уродливо­му наросту на теле, бесполезно потребляющему его соки; "люди без­дельные, — говорит св. Димитрий Ростовский, — это шмели, похищающие мед у трудолюбивых пчел, — это чужеядное растение, отнимаю­щее у дерева питательные его соки; это — тяжелые камни, разбросан­ные по плодородной ниве, занимающие место и не дающие растить полезные произведения".

Более всех пороков Слово Божие внушает бояться безделья и праз­дности. Они губят нашу душу и лишают вечного спасения. Приметьте, — праздный человек всегда почти лжец; он же хранитель всяких неле­пых слухов, сплетен, злых толков и перетолков. У рабочего человека время рассчитано; оно для него дороже денежного капитала. Если бы все матери повнимательнее были к воспитанию детей, если бы все до­мохозяйки усерднее были к своим обязанностям, то пересудов на све­те было бы меньше, следовательно, и наше общество более подходило бы к заповеданному Иисусом Христом уставу. Кто любит труд и при­вык занятия считать уроком своей жизни, того не коснется скука, не повлечет она его к невоздержанности. У трудолюбивого человека все­гда есть дело, всегда есть полезное занятие. Его место или дома за ра­ботой, если же он вне дома, — то вызван работой. У человека же праз­дного всегда досужно время на час, называемый безвременным отды­хом, и на многочасовое гостевание. На этом-то безделье являются раз­нообразные искушения и соблазны, готовые отнять невинность и честь у беспорочного юноши, у невинной девицы, готовые из души взрос­лых мужчин и женщин сделать вертеп разбойничьих помыслов и рас­путных желаний.

Истинный христианин вполне должен быть тружеником с утра до вечера. Только "трудящийся да ест", — говорит св. ап. Павел. Честный труд — это плотная дверь, которой человек закрывает вход к себе не­примиримому нашему супостату — диаволу! Труд — это оброк и ис­тинная подать за грехи наши, за грехи родителей и детей наших! Над нами благодать Божья: она даст нам силы приумножать таланты, кото­рыми нас наградил без нашей заслуги Господь, каждого по силе и спо­собностям. Аминь.

17 сентября 2004 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×