Православные богословы об исламе

"«Православные
«Православные богословы об исламе», М.: «Имперская традиция», 2006
В настоящий момент совершенно очевидно, что богословская полемика Православной Церкви с исламом с каждым днем приобретает все большую актуальность и  значимость. Вступая в полемику по данному вопросу, современный христианский апологет, как правило, в первую очередь обращается к трудам древних отцов Церкви, что представляется правильным и понятным. Но при этом чаще всего в полной мере не используются ресурсы, накопленные и применявшиеся Русской Православной Церковью в близких условиях в XIX и XX вв. Тем самым мы нередко вынуждаем себя вторично проходить один и тот же путь, заново изобретая забытые полемические ходы.

Это практически исключает возможность действовать на опережение, тогда как именно в этом видится залог нашей миссионерской победы. Поэтому одной из первостепенных задач является освоение подзабытого опыта ближайших предшественников в деле полемики с исламом.

В этом контексте настоящим событием стало появление сборника «Православные богословы об исламе», выпущенного московским издательством «Имперская традиция» в 2006 году. Книга включает в себя несколько работ современных и дореволюционных русских богословов и историков, всесторонне рассматривающих ислам как мировую общность, претендующую на мировое господство в религиозной и политической сферах.

Основная трудность, с которой сталкиваются многие критики ислама, это неизбежная личная дистанцированность, внешняя позиция по отношению к тому сложному и многоплановому явлению культуры, которое представляет собой мусульманская религия, неготовность правильно оценивать ценности и доминанты мусульманского сообщества. Нередко критика не достигает реального ислама и ограничивается полемикой с собственными представлениями о нем.

В виду этого, особая ценность изданных материалов заключается в том, что их авторы являлись прекрасными специалистами и знатоками востока, национальных традиций народов исповедующих ислам, их истории и культуры. Они либо непосредственно опираются на апологетические труды бывших мусульман, принявших христианство, либо разумно ограничиваются выстраиванием скептической позиции в отношении частностей мусульманства (см., например, критический разбор о «сказании мухаммедан о ночном путешествии Мухаммеда на небо» Я.Д. Коблова). Такая позиция представляется очень эффективной в миссионерском отношении и практически неуязвимой для ответной критики.

Ценен этот сборник также и тем, что вновь вводит в оборот  и возвращает из забвения имена целого ряда замечательных русских исследователей и ученых, чьи труды так дороги нам. Не секрет, что имена многих из них практически неизвестны не только широкому кругу читателей, но даже специалистам, занимающимся близким кругом проблем. Спустя почти столетие с момента написания этих работ они приобретают новую, а возможно и еще большую актуальность и востребованность.

Открывает сборник – и одновременно первый раздел «История мусульманства» - «Исторический очерк взаимных отношений между христианством и мусульманством», принадлежащий перу Николая Петровича Остроумова (1846 – после 1915), магистра богословия, востоковеда, педагога и переводчика. Работа наглядно, на исторических фактах, показывает изначально агрессивную в военно-политическом отношении интенцию ислама. Далее описывается распространение мусульманства последователями Мухаммада, а также анализируется опыт встречной миссии западного христианства и, отдельно, русское имперское строительство в мусульманских областях. Современный миссионер найдет в этом труде немало интересных и довольно глубоких стратегических замечаний.

Будучи выпускником Казанской духовной академии Н.П.Остроумов состоял доцентом истории и вероучения ислама в этом учебном заведении. Позднее он служил директором Туркестанской учительской семинарии, а потом управлял Ташкентской мужской гимназией. Перу этого даровитого ученого принадлежит огромное количество работ по истории, этнографии и религиоведению, в числе которых можно назвать книги «Критический разбор мохаммеданского учения о пророках» (Казань, 1874), «Исторический очерк взаимных отношений между христианством и мусульманством» (С-Пб., 1888), «Историческое и современное значение христианских миссий среди мусульман» (Казань, 1894), «Аравия и Коран (Происхождение и характер ислама)» (Казань. 1894), Татарско-русский словарь (Казань. 1892), «Историческое и современное значение христианских миссий среди мусульман» (Казань, 1894), «Вероучение Корана» (М,1915) и многие другие. Эти работы по праву можно отнести к лучшим образцам русской академической дореволюционной школы.

Продолжает сборник работа Н.Я. Ильина «Значение религии Мухаммеда в истории», публиковавшаяся в журнале Казанской духовной академии «Православный собеседник» (1876). Перу этого же автора принадлежат книги «Доказательство неповрежденности книг Св. Писания Ветхого и Нового Завета, против мухаммедан» (Казань, 1874), «Происхождение и характер ислама» (Казань, 1876).

Далее следует обстоятельный труд епископа Александра (Светлакова) «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана». Эта книга была издана в 1875 г. как восьмой выпуск «Миссионерского противомусульманского сборника», а в 1894 г. защищена как магистерская диссертация. Епископ Александр (Светлаков), в миру Светлаков Андрей Иванович (1839-1895) окончил курс Казанской духовной академии. Первоначально служил священником в Нижнем Новгороде. В 1883 г. принял монашество и стал ректором Вифанской духовной семинарии. Два года спустя – в 1885 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, с 1892 г. состоял епископом Дмитровским, а с 1894 г. епископ Калужский и Боровский.  Одной из интересующих его тем было отношение иудейства и ислама, чему посвящены два фундаментальных исследования: один из них упомянут выше, второй называется «Влияние иудейства на учение Корана» (Православный собеседник. 1881.Ч.III).

Продолжает тему влияния иудейства на ислам статья Н.А. Бутми «Магомет и тайные общества ислама». Несмотря на некоторую бросающуюся в глаза пристрастность комментариев, автор дает немало полезных справочных сведений о таких исламских сообществах, как измаилиты, фатимиды и «Союз ассасинов».

Второй раздел «Личность Мухаммеда» начинается с работы «Правда о Мухаммеде (Краткая история жизни Мухаммеда)», принадлежащей кандидату богословия Якову Дмитриевичу Коблову, выпускнику Казанской духовной академии и миссионеру Казанской епархии. Коблов также относится к числу одаренных и очень плодовитых авторов. Ему принадлежат такие книги, как «Мухаммеданская сотериология и ее недостатки в сравнении с христианским учением о спасении человека» (Оренбург, 1902), «Ответ мухаммеданам на их возражения против христианского догмата о Пресвятой Троице» (Казань, 1903), «Первобытная райская жизнь человека по учению Корана и его толковников» (Казань, 1903), «Прародительский грех по учению Корана и его толковников и по учению Библии (Оренбург, 1903), «Мусульманское учение о происхождении человека» (Оренбург, 1904), «Мухаммеданское учение о происхождении человеческой души» (Оренбург, 1904), «Антропология Корана в сравнении с христианским учением о человеке. Исследование» (Казань, 1905), «О неоходимости инородческих миссионеров (ответ Н.А. Бобровникову)» (Казань, 1905), «Народные представления мусульман о рае и аде» (Казань, 1906), «О магометанских муллах. Религиозно-бытовой очерк» (Казань, 1907), «О татарских магометанских праздниках» (Казань, 1907).

Продолжает раздел, посвященный исследованию личности Мухаммеда, богословско-полемическое исследование «Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухаммеда», выходившее в свое время (1893 г.) как девятнадцатый выпуск «Миссионерского противомусульманского сборника». Федор Антонович Смирнов (1865 – после 1917), богослов, педагог и историк, окончил  Казанскую Духовную академию. Служил инспектором татарского отделения Закавказской учительской семинарии в г. Гори Тифлисской губернии, а затем директором народных училищ Эриванской губернии и директором Закавказской учительской семинарии в г. Гори. Его перу принадлежат книги: «Мухаммед в фактах жизни и словах Корана» (Казань, 1891), «Краткая история Кавказа» (С-Пб., 1901), «Иллюстрированная русская история» (С-Пб., 1905), «Беседы по родиноведению» (Тифлис, 1908), «Иллюстрированная география Кавказа с отделом родиноведения» (С-Пб., 1912), «Записки по истории педагогики» (Тифлис, 1913) и др.

В указанной работе Смирнов приводит интересные фрагменты богословской полемики внутри ислама, в частности, спор мутазилитов и ханифитов о сотворенности или несотворенности Корана: «Модар прямо заявлял, что кто считает Коран несотворенным и вечным, тот богохульник и даже еретик. Он доказывал это аргументом несколько софистическим, но трудно опровержимым для мусульманина. "В самом деле, - говорит он, если Коран вечен, то, следовательно, существует два вечных начала: Бог и Коран; но это противоречит ортодоксальному учению"»[1].

Завершает раздел работа П.К. Жузе «Мухаммед мекканский и Мухаммед Мединский», издававшаяся в 1906 г. в Казани отдельной брошюрой. Пантелеймон Крестович Жузе (1871-1942) – магистр богословия, переводчик, сиро-араб по происхождению – учился в Московской и Казанской духовных академиях. До революции преподавал в Казанской академии (лектор французского и арабского языков). После революции преподавал в Бакинском государственном университете, а затем Азербайджанской государственном научно-исследовательском институте. Помимо выше названной он написал и издал еще несколько книг: «Положение христиан в мусульманских государствах» (Казань, 1897), «Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама» (Казань, 1899), «Ислам и просвещение» (Казань, 1899), «Полный русско-арабский словарь» (Ч.1-2. Казань, 1903), «Из истории Иерусалимской Церкви» (Казань, 1910), «Мусульманская печать в России» (С-Пб., 1911), «Очерк истории Церкви на Востоке» (Казань, 1912).

 Третий раздел сборника  - «Христианство и ислам» - открывают две работы уже упоминавшегося нами Н.П. Остроумова «Разбор мухаммеданского учения о лице Господа нашего Иисуса Христа» и «Мухаммеданское учение о загробной жизни человека в связи с учением о кончине мира». Обе статьи были напечатаны в журнале Казанской духовной академии «Православный собеседник» в 1871 г.

Здесь же помещены статьи современных авторов: иеромонаха Кирилла (Зинковского) «Увлечение исламом или "Эпоха эгоизма"», иерея Даниила Сысоева «Современные течения ислама – православная оценка», В.Ю. Максимова «Мученическое исламоведение» и Н.Ю. Колчуринского «Свидетельствует ли Библия в пользу ислама?», ранее опубликованные в журнале «Имперское возрождение» в 2005-2006 гг.

Раздел «Политика и ислам» открывает серьезная работа М.А. Машанова «Верховная власть в исламе», публиковавшаяся в 1878 г. в журнале Казанской духовной академии «Православный собеседник». Михаил Александрович Машанов (1852 - после 1912) – еще один почти забытый православный богослов и талантливый ученый. Окончив учебный курс Казанской духовной академии (1872-1876), он стал профессором этого учебного заведения по кафедре противомусульманских миссионерских предметов. Ему принадлежит целый ряд замечательных работ и исследований, среди которых необходимо назвать: «Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека» (Казань, 1876), «Личность Мухаммеда в физическом, умственном и нравственном отношении» (Казань, 1878), «Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение в изучение ислама. Ч.1.Очерк религиозного быта арабов-язычников в эпоху Мухаммеда» (Казань, 1885), «Европейские христиане на мусульманском Востоке» (Казань, 1889), «В защиту крещенных инородцев» (Православный собеседник, 1904), «Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим инородцам» (Казань, 1910).

Завершают последний раздел сборника две статьи современного публициста, главного редактора журнала «Имперское возрождение» М.Б. Смолина «Ислам – религия земного господства» и «Алжирские сны и французская болезнь», в которых автор обращает особое внимание на опасность игнорирования мусульманской угрозы в нынешних условиях. Это переводит проблему из богословской плоскости в политическую и дает представление о высокой ценности тех средств православной миссии и апологетики, которые, собственно, и собраны в представленной книге «Православные богословы об исламе».

Будем надеяться, что эти средства будут не только сохранены, но и использованы по назначению. Ведь так подобает распорядиться всяким наследством.



[1] Смирнов Ф.А. Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухаммеда. Православные богословы об исламе. М. 2006. С. 249.

Андрей Баширов

17 ноября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×