Письма к мирянам. К разным лицам

Из книги преподобного Нила Синайского "Путь к добродетели", изданной в серии «Письма о духовной жизни», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

"Рукопись
Рукопись творений преподобного Нила Синайского XII в. Афон
Будем обучать ум благочестию, если уже телесное обучение с успехом кончено. Ибо телесное упражнение мало полезно, как подобное учению детскому, а благочестие на все полезно (1 Тим. 4, 8), доставляя душевное здравие желающим приобрести победу над противоборными страстями.
***

Ибо как для борцов, обучающихся детским еще играм, прилично упражнять тело и часто приводить в движение члены, а борцам возмужавшим свойственно прилагать попечение о подвижнической крепости и умащать себя на великие подвиги, так и в рассуждении добродетели — приступающим только к богочестию хорошо прилагать попечение о том, чтобы остановить действенность удовольствий, в которых они выросли, и страстей, которыми, так сказать, непроизвольно увлекаются, и преодолеть их; а сделавшиеся способными к деятельной добродетели да употребят все усердие позаботиться о движениях мысли и охранить помысл, чтобы, придя в беспорядочное движение, не увлекся он к чему-либо бесполезному.

***

И короче сказать, одни стараются о том, чтобы управлять телесными движениями, а другие о том, чтобы дать правильное направление стремлениям помысла, так, чтобы стремился он только к любомудренному образу жизни, и никакое мирское представление не отвлекало его от Божественных помышлений. Ибо вожделение богочестивого человека должно быть всецело направлено к возлюбленному им, так чтобы человеческие помыслы вовсе не находили времени приводить в действие свои страсти. И если каждая страсть, когда она приведена в движение, держит помысл обладаемого ею в связанном состоянии, то почему же и ревности о добродетели не удерживать мысль свободною от всего прочего?

***

Ибо ощущает ли что-либо человек огорченный, борясь мысленно с представлением огорчившего лица? Человек непотребный, нередко сидя с кем-нибудь в обществе, не владеет своими чувствами и, представляя любимый им образ, беседует с ним, забыв о присутствующих, и сидит, как столп безгласный, не знает, что делают или говорят у него перед глазами, но, погрузившись в себя, весь занят представлением любимого лица. Если же это в такой мере овладевает помыслом по пристрастию к сатанинской любви и делает чувства недеятельными, то гораздо более любовь к духовному любомудрию заставляет ум отрешаться и от чувственного, и от чувств, восхищая его в высочайшее, и, заняв созерцанием представляемого уму, приводит его в нерасторгаемое единение с Богом.

***

В миру при военных наборах выбирают только мужей и юношей, а старцев презирают, детей оставляют, рабов не одобряют и жен, по немощи естества, гонят прочь. Для подвига же по Богу, при наборе воинов благочестия, и старцы призываются, и юноши стекаются, и дети прибегают, и рабы усердно и с дерзновением предстают, и жены оказываются не нестоящими выбора, но с горячностью и мужественно устремляются на диавола и, подвизаясь, побеждают врага, борют его, воздвигают победные памятники, каждый день увенчиваются за одоление сопротивников.

***

В собственном смысле и по естеству премудр Единый Господь, Ангелы же и люди имеют мудрость по причастию. Поэтому Владыка, как премудрый, знает, кого услышать скорее и чье прошение исполнить медленнее. Ибо сами себя не знаем мы так, как знает сотворивший нас Бог, и нам на пользу подает Он нами просимое медленнее или скорее. Поэтому нимало не станем малодушествовать и унывать, но пребудем твердыми и непоколебимыми, благодаря, прося, ожидая и надеясь получить. Всякий просящий получает, и ищущий лучшего находит, и стучащему отворят дверь правды (Мф. 7, 8).

***

В точности обязана знать твоя малоученость, что, если и апостольские чудеса будет совершать человек, делающий все напоказ, мятежный и гневливый, то мерзок он пред Богом и пред людьми. Да не будет же неизвестным тебе и то, что многие из епископов наследуют пещь огненную.

***

Владыка наш знает, в чем имеем нужду, и иногда, пред самым исшествием востав, отверзает двери ударяющему в них молитвою и упованием и исполняет духовное прошение сердца.

***

Возлюбив уединение, будем избегать связей с людьми бесполезными, потому что вредно и тлетворно для мирного состояния сожительство с нашими ближними. Как пребывающие в заразительном воздухе подвергаются всяким болезням, так и вступающие в связи с различными людьми, без сомнения, делаются причастными их порока.

***

Душевному спасению по Богу ничего не предпочитай в настоящем видимом мире.

***

Если дивишься, взирая на красоту настоящих тварей, то гораздо более подивись будущему. Если прекрасны создания, то гораздо более и в бесконечное число крат прекраснее сотворивший их Господь. Если таково временное, то каково же вечное? Поэтому от видимого возводи ум к невидимому.

***

Если желаешь войти в Небесное Царствие, то желай себе скорбей; ибо, кто не имеет скорбей, тот никак не войдет в него, потому что тесны врата (Мф. 7, 14).

***

Если и не скоро получаешь просимое тобою, если и вовсе не получаешь (может быть, исполнение прошения твоего и не полезно для души твоей), то только одно это — стоять на молитве и беседовать с создавшим все Богом — скажи мне, чего достойно?

***

Исповедуй Богу немощь свою, чтобы воссияла для тебя возможность благодати и Владычнее изволение совершило чудо превысшее естества.

***

Не забывает Бог памятующих о Нем; напротив же того, весьма помнит о человеке, в котором пребывают словеса Господни. Ибо говорит устами Иеремии: как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем (Иер. 31, 20).

***

Не отказывайся иметь телесный недуг и переносить различные страдания и не ниспровергай суд Мой, как говорит Господь Иову (Иов. 40, 3), лучше же сказать, с благодарностью терпи скорби, чтобы ими загладились все твои грехопадения.

***

Нечестивые, безбожные, лукавые и беззаконные сатанинские помыслы да не смущают и не изумляют тебя, да не приводят в уныние и расслабление добрую душу твою, украшенную верою и огражденную Крестом Христовым.

***

О постигших тебя бедствиях и невзгодах не рассказывай без меры широко и обильно всякому встречному. Ибо, если тебе самому приятно воспоминать о том, что было с тобою, то слушателям не покажется столько же приятным слышать о чужих бедах.

***

Познавшим присущую им немощь, когда приметят, что демоны нападают на них с большею наглостью, должно всю надежду возложить на Бога и Его призывать, чтобы сделался их защитником.

***

Поскольку желаешь быть наставником большего числа братий, то сперва испытай себя, можешь ли, более делом, нежели словом, научать тому, что должно им делать, собственную свою жизнь предложив учащимся в образец всякой добродетели, чтобы списывающие с него безобразием недостатка не умалили красоту добродетели. Ибо знай, что обязан ты не меньше страшиться за подначальных, чем и за себя самого, потому что как за себя, так и за них дашь ответ, однажды приняв на себя дело спасения их.

***

И у святых все старание было о том, чтобы учащихся не оставить недостигшими собственной их добродетели. Так апостол Онисима из беглеца сделал мучеником. Пророк Илия Елисея из пахаря сделал пророком. Моисей Иисуса, сына Навина, возвел к совершенству. А священник Илий сделал Самуила даже большим себя. Ибо, хотя и рачительность учеников содействовала им к приобретению добродетели, но вся причина успеха состояла для них в том, что имели учителей, которые возгоревшуюся в них искру усердия могли воспламенить в большей мере.

***

Прежде нежели откроется оное страшное судилище, где не только в делах и словах, но и в помышлениях дадим отчет Видящему сокровенное, надлежит нам предварить лице Его во исповедании (Пс. 94, 2) и призвать в помощь Владычнее милосердие трудолюбивым попечением об исправлении жизни, подражая великому пророку и царю.

***

Смело приступи со слезами к небесному Первоврачу Иисусу и обнажи все твои душевные язвы. Ибо нет такой немощи, которую бы уврачевать не в силах был человеколюбивейший Христос.

***

Спишь ты, а время идет; бодрствуешь ты, а сердце твое увлекается суетным; между тем жизнь твоя сокращается, хотя сам ты и не чувствуешь и не разумеешь того.

***

Ублажение гонимых (см. Мф. 5, 10) дает видеть, что не должно непременно разуметь гонимых за правду только злонамеренными людьми, потому что есть и враги невидимые, которые гонят людей от боговедения и делания добра преступлением малых заповедей. Поэтому не должно склонять слуха пред суесловами, готовыми оклеветать почти всякого, и злоречивыми. Да и смешного касаться не полезно для души. Ибо вообще это показывает низость, падение духа и служит знаком внутреннего нестроения и расслабления. Вместо того, чтобы смеяться, должно более песнословить и прославлять Божество. Ибо имеющим уста, день и ночь отверстые на песнословие Божие, с готовностью отверзается сокровище небесных благ.

Продолжение следует...

 

Купить эту книгу можно
 

 

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×