¬стреча с ѕравославием

¬оскрешение праведного Ћазар€.
—в€тоотеческие толковани€ трудных мест

ЂЌаступает врем€, когда мертвые услышат
глас —ына Ѕожи€ и, услышав, оживутї

(»н.5: 25)

I. ¬ера ћоисею и пророкам, исцеление слепорожденного,
притча о богаче и нищем Ћазаре

Ђ≈сли ћоисе€ и пророков не слушают,
то если бы кто и из мертвых воскрес, не повер€т
ї
(Ћк. 16: 31)

Ќевообразимое количество чудес сотворил √осподь над народом израильским. Ќо большее из всех Ч воскрешение Ћазар€. ƒивный Ћовец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегос€ тела. —воими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками разв€зали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак[1].

„то же, все иудеи уверовали во ’риста? Ч ќтнюдь. Ќо пошли к начальникам и Ђс этого дн€ положили убить »исусаї (»н. 11: 53). “ак подтвердилась правота √оспода, изрекшего устами јвраама в притче о богаче и нищем Ћазаре: Ђ≈сли ћоисе€ и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не повер€тї (Ћк. 16: 31). ј ведь »зраиль ждал ћессию именно в это врем€. «нали иудеи, что заканчиваютс€ прореченные ƒаниилом семьдес€т седьмин лет от указа о восстановлении »ерусалимского ’рама до помазани€ —в€того (ƒан. 9: 24), что потомков »уды покинул царственный скипетр (Ѕыт. 49: 10), а в Ќазарете по€вилс€ ”читель, по слову  оторого мертвые восстают и прокаженные очищаютс€. Ђ»сследуйте ѕисани€, Еони свидетельствуют обо ћнеї (»н. 5: 39) Ч обращалс€ ’ристос к знатокам ѕисаний. Ќо те не верили €сным пророчествам и требовали чудес и знамений с неба.  огда же √осподь творил чудеса, не верили и им[2].

¬оскрешение Ћазар€ неотделимо от другого, всколыхнувшего »зраиль чуда Ч исцелени€ слепорожденного (см. »н. 9: 1-41). ≈сли излечение больного глаза ещЄ можно приписать человеческому врачебному искусству, то учреждение зрени€ Ч одному лишь Ѕожественному действию. »удеи это чудо отвергли, ибо Ђне поверили, что он (слепорожденный) был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родилс€ слепым? как же он теперь видит?ї (»н. 9: 18-19).

Ч  ак же он видит? Ч ќчевидно, Ч ответим мы, Ч силою “ого,  то воскрешал мертвых, повелевал стихи€м, умножал хлебы, изгон€л бесов, ходил по воде. —илою “ого,  то волен был сотворить и другое неслыханное чудо Ч воскресить разлагающегос€ мертвеца и тем самым €вить —вое Ѕожество, иудеев сделать безответными, усопшим проповедать разрушение јда, а живым Ч всеобщее воскресение.

II. ¬оскрешение Ћазар€
как великое и небывалое чудо

√осподь, узнав от посланников ћарфы и ћарии о болезни Ћазар€, пришЄл в ¬ифанию лишь на третий день по его смерти, пробыв Ђдва дн€ на том местеї (»н. 11: 6). ѕромедление √оспода прийти на помощь другу —в€тые ќтцы[3] согласно объ€сн€ют желанием воскресить насто€щего мертвеца, четверодневного и смерд€щего Ч чудо, дотоле неизвестное »зраилю: Ђƒл€ чего же ‘пробыл’? ƒл€ того, чтобы скончалс€ и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что ќн воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или расслабление, или лишение чувств, но не смерть. ѕо этой-то причине ќн и осталс€ на столько времени, что произошло даже тление, так что говорили: ‘уже смердит’ (»н. 11: 39)ї[4].

Ђ—казав это, ќн воззвал громким голосом: Ћазарь! иди вон. » вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленамиї (»н. 11: 43-44).

¬есьма образно описывает это чудо св€титель јмфилохий »конийский: Ђ“олько √осподь возгласил: ‘Ћазарь, иди вон!’ (»н. 11: 43), и тотчас тело исполнилось жизнью, волосы вновь произросли, пропорции тела пришли в надлежащее соотношение, жилы снова наполнились чистой кровью. јд, пораженный в самые недра, отпустил Ћазар€. ƒуша Ћазар€, вновь возвращенна€ и призванна€ св€тыми ангелами, соединилась с собственным теломї[5].

—лучалось и раньше, что величайшие пророки »зраил€ воскрешали мертвых, но никогда они не воскрешали тех, чьих тел коснулось тление. Ђ то виде, кто слыша, €ко воста человек мертвый смерд€щий? »лиа убо воздвиже и ≈лиссей, но не от гроба, но ниже четверодневнаї, Ч возглашает св€та€ ÷ерковь устами прп. јндре€  ритского на повечерии п€тка седмицы ваий[6].

  чуду воскресени€ присоединилось и другое чудо Ч Ћазарь, Ђобвитый по рукам и ногам погребальными пеленамиї (»н. 11: 44), свободно двигалс€[7]: Ђ—в€зан ногама Ћазарь хождаше, чудо в чудесех: ибо болий €вис€ возбран€ющаго укрепл€€й и ’ристос: ≈гоже слову вс€ раболепно служат, €ко Ѕогу и ¬ладыце работающаї[8].

III. ¬оскрешение Ћазар€ как про€вление
истинного Ѕоговоплощени€ »исуса ’риста

ѕо учению ѕравославной ÷еркви, выраженному в песнопени€х Ћазаревой субботы, ’ристос €вил свои истинные Ѕожество и человечество в воскрешении Ћазар€: Ђ”вер€€ —лове, ¬оскресение “вое, призвал еси Ћазар€ из гроба, и воздвигл еси €ко Ѕог, да покажеши людем Ѕога же и „еловека вкупе воистинне сущаї[9], Ђƒва предлага€ действа “во€, показал еси существ —пасе сугубство: Ѕог бо еси и „еловекї[10], Ђ¬сем ѕребожественнаго познание Ѕожества показал еси, из мертвых возставив четверодневнаго Ћазар€ ¬ладыкої[11], ЂЅог сый истинный, Ћазарево ведал еси успение, и сие учеником “воим провозвестил еси, увер€€ ¬ладыко Ѕожества —воего неопредельное действої[12].

Ђ“огда »исус сказал им пр€мо: Ћазарь умерї (»н. 11: 14).
¬севедение Ѕожие

¬ этих словах »исуса ’риста, телесно находившегос€ вдалеке от места болезни и кончины друга, про€вилось ¬севедение Ѕожие: Ђ“емже апостолом €ко проведец Ѕог, Ћазареву смерть предрекл еси. ¬ ¬ифании же присутству€й людем, друга “воего гроба не неведый, уведети вопрошал еси €ко „еловек. Ќо “обою четверодневен воскресый, Ѕожественную “вою державу €виї[13].

Ђ»исус прослезилс€ї (»н. 11: 35).
Ќепризрачное боговоплощение

—лезы —пасител€ свидетельствовали о ≈го истинном, а не призрачном Ѕоговоплощении, как пишет о том св€титель »оанн «латоуст: Ђƒл€ чего евангелист тщательно и не раз замечает, что ќн плакал и что ќн удерживал скорбь? ƒл€ того, чтобы ты знал, что ќн истинно облечен был нашим естествомї[14]. “ворцы канонов седмицы ваий и Ћазаревой субботы преподобные јндрей  ритский, »оанн ƒамаскин,  осьма ћаюмский и ‘еофан Ќачертанный с большим умилением и сердечным чувством описывают слЄзы Ѕогочеловека: Ђѕрослезилс€ еси √осподи, над Ћазарем, показу€ воплощение смотрени€ “воего, и €ко естеством Ѕог сый, естеством по нам был еси „еловекї[15], Ђѕроли€в над другом слезы смотрени€ ради, показал еси плоть от нас вземлемую, существом не мнением —пасе, соединившуюс€ “ебе, и €ко „еловеколюбец Ѕог, сего абие возгласив воздвигл есиї[16], Ђѕредстав “ы гробу чудотворче √осподи, в ¬ифании над Ћазарем прослезилс€ еси, законом естества, плоть “вою увер€€, »исусе Ѕоже мой, юже воспри€л есиї[17], Ђѕлотию описан сый Ќеописанный, в ¬ифанию пришед, €ко „еловек ¬ладыко слезиши над Ћазарем, €ко Ѕог же хот€ воскрешаеши четверодневнагої[18], Ђ’одиши, и слезиши, вещаеши же —пасе мой, человеческое показу€ “вое действо: Ѕожественное же €вл€€, воздвизаеши Ћазар€ї[19].

¬прочем, некоторые обсто€тельства совершени€ чуда могли дать повод к сомнению в Ѕожественности —пасител€. ƒействительно, зачем ¬севедущему Ѕогу спрашивать иудеев о Ћазаре: Ђгде вы положили егої (»н. 11: 34)? «ачем ¬семогущему молитьс€ кому бы то ни было, чтобы сотворить чудо (»н. 11: 41-42)? ¬ IV веке подобными доводами свою ересь оправдывали аномеи, отрицавшие не только единосущность ќтца и —ына, но и само подобие —ына ќтцу. ¬плоть до нашего времени лукаво спрашивают об этом иудеи и гностики.

Ђ√де вы положили его?ї (»н. 11: 34).
»удеи Ч главные свидетели

ƒействительно, зачем ¬севедущему Ѕогу спрашивать, где положили Ћазар€: Ђ„удо странное и преславное, како —оздатель всех, еже не невед€ше, €ко не ведый вопрошаше: где лежит, егоже рыдаете? где погребес€ Ћазарь, егоже помале из мертвых жива вам воскрешу јзї[20]?

ясно, что мнимое неведение ’риста здесь не при чЄм, как пишет о том «латоуст: Ђ“ы говоришь, иудей, что ’ристос не знал этого, если сказал: ‘где вы положили его?’ “ак и ќтец не знал в раю, где скрылс€ јдам, если ќн ходил как бы ища его в раю, и говорил: ‘јдам, где ты (Ѕыт. 3: 9)?’ Е „то же скажешь, когда услышишь Ѕога, говор€щего  аину: ‘где јвель, брат твой (Ѕыт. 4: 9)?’ Е ≈сли то означает неведение, то и это означает неведениеї[21].

«ачем же тогда √осподь спрашивает об этом? ѕо мысли св€тителей »оанна «латоуста[22] и ¬асили€ ¬еликого, преподобных јндре€  ритского[23] и ≈фрема —ирина, вопрос Ђ√де вы положили его?ї, был задан с одной только целью: привести вопрошавших иудеев на место намечавшегос€ чуда в качестве свидетелей воскрешени€: Ђ онечно, дает сие повод дерзким совопросникам, но €снее солнца, что не имел ќн нужды спрашивать. ј тем, что сказал ‘√де положили его?’ хотел подтвердить, что Ћазарь действительно был погребен. —просил не о том, ‘где гроб?’, но о том, ‘где положили мертвеца?’. «нал упорство иудеев, с каким отрицали славные дела ≈го и св€зал —воим вопросом ‘√де положили умершего?’ Ќе о том спросил, где положен или погребен Ћазарь, но ‘где положили его?ѕокажите ћне это вы сами, неверующиеї[24].

—транна€ молитва.
≈динство воли ќтца и —ына

Ђ»исус же возвел очи к небу и сказал: ќтче! благодарю “еб€, что “ы услышал ћен€. я и знал, что “ы всегда услышишь ћен€; но сказал [сие] дл€ народа, здесь сто€щего, чтобы поверили, что “ы послал ћен€ї (»н. 11: 41-42).

ѕрежде чем уразуметь, дл€ кого была сотворена эта молитва и была ли она нужна дл€ воскрешени€ Ћазар€, зададимс€ вопросом, унизило ли —ына ≈го молитвенное обращение к ќтцу? ≈ретики-аномеи считали, что да, унизило: Ђ ак молившийс€ может быть подобным принимающему молитву? ќдин молитс€, а другой принимает молитвуї, равно как и служащий меньше того, кому служит. ќднако ’ристос, пришедший Ђне дл€ того, чтобы ≈му служили, но чтобы послужить и отдать душу —вою дл€ искуплени€ многихї (ћк. 10: 45), собственноручно умыл ноги двенадцати апостолам, в числе которых был и »уда: Ђи вы чисты, но не все. »бо знал ќн предател€ —воегої (»н. 13: 10-11). Ќо, очевидно, ’ристос выше и јпостолов и, тем более, предател€-»уды, а значит, и молитва ≈го ко ќтцу никак не умалила ≈го Ѕожественного достоинства.

јномеи усматривали в молитве »исуса источник чудес, »м совершЄнных: Ђ≈сли бы ќн не помолилс€, то и не воскресил бы Ћазар€ї. ќднако, ’ристос творил многие чудеса, никому не мол€сь. —в€титель »оанн «латоуст перечисл€ет: Ђ ак же другое ќн без молитвы совершал, говор€, например: тебе говорю, демон, ‘выйди из него’ (ћк. 9: 25), и еще: ‘хочу, очистись’ (ћк. 1: 41), также: ‘возьми постель твою и ходи’ (»н. 5: 8), и: ‘прощаютс€ тебе грехи твои’ (ћф. 9: 2), и говор€ морю: ‘умолкни, перестань’ (ћк. 4: 39)ї? [25]

—просим и ещЄ, воскрес ли Ћазарь после этой молитвы? Ч ќчевидно, нет: Ђ огда совершилась молитва, то мертвый не воскрес; а когда ќн сказал: ‘Ћазарь, иди вон!’, тогда мертвый воскрес. ќ ад! —овершилась молитва, и ты не освобождаешь мертвого? Ч Ќет, говорит ад. ѕочему? Ч ѕотому, что мне не дано повелени€. я Ч страж, удерживающий здесь виновного; если не получаю повелени€, то и не отпускаю; молитва же была не дл€ мен€, а дл€ присутствовавших неверных; не получа€ повелени€, € не отпускаю виновного; ожидаю голоса, чтобы освободить душуї[26].

¬читаемс€ внимательно в слова ’ристовой молитвы: Ђќтче! благодарю “еб€, что “ы услышал ћен€. я и знал, что “ы всегда услышишь ћен€; но сказал [сие] дл€ народа, здесь сто€щего, чтобы поверили, что “ы послал ћен€ї (»н. 11: 41-42).

Ќет здесь прошени€ ко ќтцу воскресить умершего Ћазар€, ослабить оковы смерти, восстановить истлевшее тело и вернуть в него душу. ¬ этой молитве вообще нет никакого прошени€, а значит, не она стала источником чуда[27]. «начит, не о мнимой неравночестности —ына ќтцу свидетельствовала эта молитва, но о единстве воли и природы ќтца и —ына, как пишет о том преподобный јндрей: Ђтак ќн говорит дл€ »удеев, показыва€, что ќн пришел с неба, и что ќн есть —ын Ѕожий и Ѕог, и что все творит по намерению ќтца, как имеющий с Ќим одну волю и природу. » поскольку был человек, то и говорит по-человечески, дабы не показалось несущественным вочеловечениеї[28].

Ч «ачем же тогда молилс€ ’ристос?

Ч –ади ћарфы, просившей: Ђ√осподи! если бы “ы был здесь, не умер бы брат мой. Ќо и теперь знаю, что чего “ы попросишь у Ѕога, даст “ебе Ѕогї (»н. 11: 21-22). ћарфа просила ’риста помолитьс€ Ч √осподь помолилс€.

Ч –ади иудеев, устами лукаво чтивших ќтца, но не признававших —ына: Ђѕочита€ “воего ќтца, и показу€, €ко не богопротивен еси, молитву дееши ’ристе, самовластно воздвиг четверодневнагої[29].

IV. ¬оскрешение Ћазар€ как начаток разрушени€ ада
и образ будущего воскресени€ мертвых

ЂЌаступает врем€, когда мертвые услышат
глас —ына Ѕожи€ и, услышав, оживутї

(»н. 5: 25)

√рехопадением јдама и ≈вы в мир вошла смерть. ¬се люди, включа€ ветхозаветных праведников и пророков, по смерти своей шли в ад. ≈го держава казалась столь непоколебимой и вечной, что даже среди богоизбранного народа по€вилось немалое число тех, кто Ђговорил, что нет воскресени€, ни јнгела, ни духаї (ƒе€н. 23: 8). » саддукеев, и ћарфу, и всех нас, читающих евангельские строки, следовало научить воскресению, уверив в его реальности: Ђќбщее воскресение прежде “вое€ страсти увер€€, из мертвых воздвигл еси Ћазар€ ’ристе Ѕожеї[30]. Ќа Ћазаре исполнились пророческие слова √оспода, сказанные »м ранее: ЂЌаступает врем€, когда мертвые услышат глас —ына Ѕожи€ и, услышав, оживутї (»н. 5: 25).

¬оскрешением истлевающего мертвеца устои ада поколебались, и дл€ том€щихс€ в нЄм по€вилась надежда. ¬ каноне на повечерие п€тка седмицы ваий ÷ерковь живописует ад ревнивым существом, которое впервые за тыс€челети€ владычества над умершими испугалось разорени€ собственных владений и оттого готово пожертвовать одним пленником, лишь бы не потер€ть многих: Ђћолю т€ Ћазаре, ад рече, востани, изыди от заклепов моих скоро, отыди убо: добро бо мне единаго рыдати горце отъемлема, нежели всех, ихже прежде алча поглотихї[31], Ђ„то не востанеши Ћазаре скоро, воззва из долу ад рыда€? что не абие воскрес течеши отсюду? ƒа не и других ми пленит ’ристос, воскресив т€ї[32]. —в€тые ќтцы единодушно замечают, что не призови √осподь конкретного имени, весь ад преждевременно опустел бы, ибо тогда все умершие бы воскресли: Ђ„тобы, обратив речь вообще к мертвым, не вызвать всех из гробов, ќн поэтому и говорит: ‘Ћазарь, иди вон!’, теб€ одного я вызываю в присутствии этого народаї[33].

¬ воскрешении Ћазар€ √осподь €сно показал черты и всеобщего воскресени€ Ч великого и страшного таинства, имеющего случитьс€ в последний день. “ак, рассужда€ о всеобщности воскресени€, преподобный ≈фрем —ирин замечает, что неслучайно √осподь воскресил 3 людей: девочку, лишь только усопшую, юношу, несомого на кладбище, и истлевающего Ћазар€: Ђ¬ доме, на пути и из гроба возвращал ќн умерших к жизни, чтобы на всей дороге смерти поставить путемери€, по всей стезе умерших рассе€ть надежду жизни, и в начале, и в середине, и в конце ее €вить воскресениеї[34].  ак и воскрешение Ћазар€, всеобщее воскресение произойдЄт в одно мгновение ока. »бо не выветрилс€ из пещеры смрад разлагающегос€ тела, как Ћазарь, повину€сь властному слову √оспода, вышел навстречу потр€сенным иуде€м, вышел живой, здоровый, наполненный жизненными соками. √ромкий голос —пасител€, воззвавшего: ЂЋазарь, иди вон!ї символизировал великую трубу, котора€ однажды возгласит всеобщее воскресение. ”дивительно и то, насколько вифанское чудо совпадает в детал€х с откровением апостола ѕавла о последнем дне мира: Ђ√оворю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимс€ вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимс€ї (1  ор. 15: 52).

Ќаконец, €вив свою власть над смертью, ’ристос показал, что и —ам может воскреснуть, если ≈му придЄтс€ вкусить смерть и сойти во ад. ƒл€ нас же особенно важны слова √оспода, обращенные к ћарфе и сказанные »м перед совершением чуда: Ђ¬ерующий в ћен€, если и умрет, оживет. » вс€кий, живущий и верующий в ћен€, не умрет вовекї (»н. 11: 25-26). ≈вфимий «игабен, византийский монах-собиратель св€тоотеческих толкований „етвероевангели€, пишет, что Ђздесь говоритс€ о верующих во ’риста, которые, хот€ и умирают смертью на земле, будут жить блаженной жизнью будущего века. ј живущие здешней жизнью и верующие не умрут вечной смертью будущего века. √овор€ это, »исус ’ристос показал, что только в будущем веке есть истинна€ жизнь и смерть, потому что они не могут измен€тьс€ и смен€ть одна другую, Ч и что о них-то и нужно больше всего заботитьс€ї[35].

 акую же жизнь выбрали иудеи?

V. ¬оскрешение Ћазар€ как отвержение иудеев

Ђ≈сли бы я не сотворил между ними дел,
каких никто другой не делал, то не имели бы греха;
а теперь и видели, и возненавидели и ћен€ и ќтца ћоего
ї
(»н. 15: 24)

»удеи Ч главные свидетели чуда

√осподь, призвавший јпостолов стать ловцами человеков, расставил великолепные ловушки строптивым иуде€м, чтобы те, кто с талмудическим упр€мством и изворотливостью находили опровержени€ пророчествам ћоисе€, »сайи, ƒаниила и всех вообще пророков о –ождЄнном от ƒевы, кто находил изъ€ны в ≈го чудесах, сами стали свидетел€ми такого чуда, которое ни опровергнуть, ни превратно истолковать было бы невозможно.

¬с€ п€терица чувств пришедших ко гробу иудеев свидетельствовала о воскрешении Ћазар€, как пишет о том «латоуст: Ђƒл€ того и спрашивает: ‘где вы положили его’ (»н. 11: 34)? Ч чтобы те, которые сказали: ‘пойди и посмотри’, и которые привели ≈го, не могли сказать, что ќн воскресил другого; чтобы и голос, и руки свидетельствовали: Ч голос, говоривший: Ч ‘пойди и посмотри’, Ч руки, отвалившие камень и разрешившие пов€зки; также Ч зрение и слух, Ч слух, так как слышал голос, Ч зрение, так как видело исшедшего (из гроба); равно и обон€ние, так как оно чувствовало смрад, Ч ‘уже смердит; ибо четыре дн€, как он во гробе’ї[36].

ƒл€ того ’ристос медлил два дн€, чтобы пеленавшие мертвеца убедились в его смерти и тлении. ƒл€ того всеведущий √осподь спрашивал, где положили Ћазар€, чтобы погребавшие Ћазар€ привели ’риста к месту погребени€ и сами стали свидетел€ми чуда[37]. ƒл€ того всемогущий ’ристос, обещавший верующим власть переставл€ть горы (ћф. 17: 20), не захотел отодвинуть гробовой камень, чтобы отодвинувшие его почувствовали смрад мертвеца. ƒл€ того ’ристос просил разв€зать воскресшего, чтобы, ос€зав Ћазар€, иудеи убедились, что это не призрак и именно тот, кого они сами пеленали[38].

¬ыбор иудеев Ч выбор смерти

√де еврейское безумие? где неверие? доколе чуждии, доколе лестцы, зрите умершаго гласом исход€ща, и не веруете ’ристу, воистинну сынове тьмы вси вы[39].

¬оскрешением Ћазар€ »исус с несомненностью открыл о —ебе, что ќн ћесси€, —ын Ѕожий и Ѕог. ’ранители ¬иноградника пон€ли, что пришЄл его законный Ќаследник. », как было предречено в горькой притче о злых виноградар€х, решили убить Ђ’ран€щего »зраильї (ѕс. 120: 4), совершить поступок столь же чудовищный, сколь и безумный: Ђ¬место того, чтобы изумитьс€ и подивитьс€, Ч совещаютс€ убить ≈го, Ч ≈го, который воскресил мертвого.  акое безумие! ƒумали предать смерти “ого,  то в телах других побеждал смертьї[40].

—трашный приговор был предварЄн клеветой: Ђ≈сли оставим ≈го так, то все уверуют в Ќего, и придут –имл€не и овладеют и местом нашим и народомї (»н. 11: 48). »удеи представили ’риста м€тежником, покушающимс€ на царскую власть, самозванцем,  оторый увлечЄт за —обой народ на расправу римл€н. Ќо, как пишет ≈вфимий «игабен, Ђ»исус ’ристос не только не учил восставать против правительства, а напротив, ќн повелел платить дань кесарю и уклонилс€ от народа, который хотел сделать ≈го царем; при —воем путешествии ќн всегда соблюдал скромность во всем и заповедовал всем проводить лучшую жизнь, что могло послужить скорее к потере вс€кой властиї[41]. ƒа и что за люди произнесли эти слова? Ч “е, кто призывали впоследствии отпустить м€тежника и убийцу ¬арраву, те, что кричали, что не имеют цар€, кроме кесар€.

ЂЁтот „еловек много чудес творит. „то нам делать?ї (»н. 11: 47) Ч вопрошали иудеи. ќчевидный ответ даЄт «латоуст: Ђ—ледовало уверовать, послужить и поклонитьс€, и уже не почитать ≈го человекомї[42]. Ќо иудеи Ђположили убить »исусаї (»н. 11: 53) и тем самым обрекли себ€ на вечную смерть и отвержение. —ами же и изрекли себе приговор: Ђ»так, когда придет хоз€ин виноградника, что сделает он с этими виноградар€ми? √овор€т ≈му: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградар€м, которые будут отдавать ему плоды во времена своиї (ћф. 21: 40-41).

Ќапрасно иудеи заучивали наизусть слова ћоисе€ о ѕророке,  оторого надо слушатьс€, напрасно читали о карах, которые последуют за нарушением этого повелени€. ¬переди их ожидало разрушение храма, разорение »ерусалима, убийство более миллиона соплеменников, болезни и страшный голод, во врем€ которого матери пожирали своих же детей, позорное рассе€ние.

»менно о них прослезилс€ √осподь, а не о Ћазаре, ибо, как пишет преподобный јндрей, ’ристос Ђпришел воскресить Ћазар€, и потому бесполезно было бы плакать о том, кто должен воскреснуть. ј об иуде€х поистине надлежало плакать, поскольку ќн предвидел, что и по соделании чуда они останутс€ в своем неверииї[43].

’отевшие сохранить земную власть[44], эту власть потер€ли: Ђ»ерусалим, »ерусалим, избивающий пророков и камн€ми побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крыль€, и вы не захотели! —е, оставл€етс€ вам дом ваш пустї (ћф. 23: 38).ѕосле –асп€ти€ Ѕогочеловека ¬иноградник перешЄл в другие руки: Ђѕотому сказываю вам, что отниметс€ от вас ÷арство Ѕожие и дано будет народу, принос€щему плоды егої (ћф. 21: 43).

„то же мы, тот самый народ, которому передано Ѕожие ÷арство, можем почерпнуть в св€тых евангельских строках, описывающих воскрешение Ћазар€?

VI. ¬оскрешение Ћазар€ как назидание христианам

Ђ√осподи! вот, кого “ы любишь, боленї (»н. 11:3).
ќтношение к несчасть€м праведников

 ак не поколебатьс€ в вере, вид€ несчасть€ праведников?  ак не посчитать тех, кого посещают болезни и скорби, отверженными —амим Ѕогом? ѕодобные вопросы задавали всегда и будут задавать до скончани€ века. Ќадо просто прин€ть как факт (в том числе и евангельской истории), что угождающие Ѕогу часто страдают и не вдаватьс€ в более тонкие рассуждени€. ¬от что пишет св€титель »оанн «латоуст в св€зи с болезнью Ћазар€: Ђћногие соблазн€ютс€, когда вид€т некоторых угодных Ѕогу людей в каком-либо бедствии, когда вид€т, например, что они подверглись болезни, или бедности, или чему-нибудь другому подобному; а того не знают, что такие страдани€ свойственны тем, которые особенно любезны Ѕогу. “ак вот и Ћазарь был из друзей ’ристовых, а был болен, как это именно говорили и пославшие: ‘вот, кого “ы любишь, болен’ (»н. 11: 3)ї[45].

—пуст€ несколько веков после смертельной болезни Ћазар€ подобными вопросами мучилс€ преподобный јнтоний ¬еликий: Ђ√осподи! отчего некоторые из человеков достигают старости и состо€ни€ немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? ќтчего одни бедны, Ч другие богаты? ќтчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаютс€ напаст€ми и нищетою?ї

» он получил ответ, который можно адресовать всем нам, маловерным и сомневающимс€ в Ѕожием о нас попечении: Ђјнтоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Ѕожиих, потому что это Ч душевредної [46].

Ђ»исус прослезилс€ї (»н. 11: 35).
ћера христианского плача

„асто мы видим, как безутешны христиане, потер€вшие близкого им человека, словно не христиан хорон€т они, словно нет ÷арства Ќебесного и не будет всеобщего воскресени€. Ѕывает, наоборот, что смерть близких никак не трогает очерствелые людские сердца.

» то и другое поведение противоестественно человеческой природе, что показал Ѕогочеловек, прослезившись над другом, Ђобразы нам предлага€ сердечны€ любвеї[47]. ѕреподобный јндрей  ритский, творец процитированной песни канона, раскрывает еЄ смысл в ЂЅеседе на четверодневного Ћазар€ї: Ђ‘ѕрослезилс€ »исус’. » тем показал пример, образ и меру, как мы должны плакать об умерших. ѕрослезилс€, вид€ повреждение нашей природы и безобразный вид, какой дает человеку смертьї[48]. “о же и св€титель ¬асилий ¬еликий: ’ристос Ђв некоторую меру и пределы заключил необходимые страстные движени€, предотвраща€ несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозвол€€ предаватьс€ скорби и проливать много слЄз, потому что это малодушної[49].

Ђ огда же услышал, что [Ћазарь] болен,
то пробыл два дн€ на том месте, где находилс€
ї (»н. 11: 6).
—миренное поведение

¬семогущий √осподь отложил свой приход в ¬ифанию не только дл€ того, чтобы Ћазарь умер, был погребЄн и начал истлевать, но и дл€ того, чтобы Ђкто-нибудь не почел неприличным то, что ќн по первому слуху спешит показать чудої[50]. ’ристос учит нас, насколько бережно и нетщеславно следует распор€жатьс€ Ѕожиими дарами: ЂЅожества “воего ’ристе, подава€ учеником “воим образ, в народех смир€л еси —ебе, утаитис€ хот€ї[51].

Ќасколько небезопасно тщеславитьс€ полученными от Ѕога дарами благодати, видно из истории, описанной в Ђƒревнем ѕатерикеї об иноке высокой жизни, который прилюдно сотворил некое чудо:

јвва јнтоний услышал об одном молодом монахе, что сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не дойдут до јнтони€.  огда старцы рассказали об этом авве јнтонию, он сказал им: Ђћне кажетс€, что монах сей есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристаньї. —пуст€ несколько времени авва јнтоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. ”ченики спросили его: Ђќ чем плачешь, авва?ї —тарец отвечал им: Ђ—ейчас пал великий столп ÷еркви!ї Ёто он говорил о молодом монахе. ЂЌо пойдите сами к нему, Ч продолжал он, Ч и посмотрите, что случилось!ї ”ченики идут, и наход€т монаха сид€щим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. ”видев учеников јнтони€, монах говорит им: Ђ—кажите старцу, чтобы он умолил Ѕога дать мне только дес€ть дней жизни, Ч и € надеюсь очистить грех свой и пока€тьс€ї. Ќо по прошествии п€ти дней он скончалс€[52].

 аиафа, Ђбудучи на тот год первосв€щенником,
предсказал, что »исус умрет за народ
ї (»н. 11: 51).
”важение к св€щенному сану

 аиафа, за деньги получивший должность первосв€щенника и осудивший √оспода на смерть, произнЄс пророчество, знаменующее саму суть искупительного подвига »исуса ’риста: Ђлучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погибї (»н. 11: 50). ѕочему же ƒух говорил устами нечестивца? Ч ѕотому, отвечает «латоуст, что  аиафа, несмотр€ на все свои преступлени€ и злой нрав, был законным архиереем: Ђ”достоившись вполне архиерейства, хот€ был недостоин, он пророчествовал, сам не разуме€ того, что говорил. Ѕлагодать воспользовалась только его устами, но не коснулась нечистого сердцаЕ ќднако же и при этом ƒух еще присущ был им. “олько тогда, когда они воздвигли руки на ’риста, ќн оставил их и перешел на апостоловї[53].

“ак и св€щеннослужитель, как бы плохо не жил, €вл€етс€ орудием ƒуха Ѕожи€ и исполнителем ≈го “аинств до тех пор, пока с него не сн€ли св€щенный сан. ќттого так страшно впасть в осуждение св€щенников, пусть даже провод€щих нечестивую жизнь, хот€ и это часто бывает одной лишь видимостью, ибо, как пишет св€титель »гнатий, Ђбесчестие, нанесенное служител€м алтар€, относитс€ к алтарю, к ѕрисутствующему в нем и ѕоклон€емому Ѕогуї.

VII. ¬оскрешение Ћазар€ как аллегори€ исцелени€ души

Ћазарь, четверодневный обитатель мрачной страны мертвых, есть образ нашей души, мертвой добродетел€ми и издающей смрад греховных навыков. ћало кто из христиан, читающих св€тые строки о восставлении четверодневного мертвеца, не вздыхал затем вместе с преподобным гимнографом о собственном восставлении и прощении грехов: ЂЋазар€ воздвигл еси Ѕожественным ’ристе глаголом: и мене многими прегрешеньми умерша возстави, молюс€ї[54], Ђћертва смерд€ща Ћазар€ воздвигнувый ’ристе четверодневна, возстави м€ умерша ныне грехи моими, и положена в рове, и темней сени смертней, и €ко благоутробен избави и спаси м€ї[55], Ђисхити м€ от страстей моих, €коже прежде четверодневна “воего друга Ћазар€ї[56], Ђћертвеца смерд€ща, св€зана повойми, ¬ладыко, воздвигнул еси, и мене св€занаго пленицами прегрешений, возстави поющаї [57].

ѕреподобный јндрей  ритский видит в воскрешении Ћазар€ торжество благодати над мертв€щей буквой «акона: Ђ»исус же, оп€ть скорб€ внутренне, приходит ко гробу. “о была пещера Ч мрачное сердце иудеев, и камень лежал на ней Ч грубое и жестокое неверие. —казал »исус: отнимите камень. “€желый Ч непослушани€ Ч отвалите камень, чтобы извлечь мертвенное из буквы ѕисани€. ќтнимите камень Ч неудобоносимый €рем «акона, чтобы могли прин€ть животворное —лово благодати. ќтнимите камень Ч покрывающий и от€гощающий умї[58].

Ќо все вообще ќтцы аллегорический смысл воскрешени€ Ћазар€ относ€т к воскрешению нашего внутреннего человека. Ќаиболее образно, живо и полно пишет об этом блаженный ‘еофилакт Ѕолгарский[59]: Ђ”м наш Ч друг ’ристов, но часто побеждаетс€ слабостью человеческой природы, впадает в грех и умирает смертью духовною и самою жалкою, но со стороны ’риста удостаиваемою сожалени€, ибо умерший Ч друг ≈го. ѕусть же сестры и сродницы умершего ума Ч плоть, как ћарфа (ибо ћарфа телеснее и вещественнее), и душа, как ћари€ (ибо ћари€ набожнее и благоговейнее), придут к ’ристу и припадут пред Ќим, вед€ вслед за собою и помыслы исповедани€, как те Ч иудеев. »бо »уда Ч значит исповедание. » √осподь, без сомнени€, предстанет при гробе, лежащее на пам€ти ослепление повелит отн€ть, как бы камень какой-нибудь, и приведет на пам€ть будущие блага и муки. » воззовет великим голосом евангельской трубы: выйди вон из мира, не погребайс€ в житейских развлечени€х и страст€х; Ч подобно как и ученикам —воим ќн говорил: ‘вы не от мира’ (»н. 15: 19), а апостол ѕавел: ‘и мы выйдем к Ќему за стан’ (≈вр. 13: 13), то есть мир, Ч и таким образом воскресит от греха умершего, которого раны пахли злобой. ”мерший издавал запах потому, что был четверодневен, то есть умер дл€ четырех кротких и светлых добродетелей и был празден и недвижим к ним. ¬прочем, хот€ и был неподвижен и св€зан по рукам и ногам, сжат узами собственных грехов и казалс€ совершенно безде€тельным, хот€ и по лицу был покрыт платком, так что при наложении плотского покрова не мог видеть ничего божественного, кратко сказать, был в самом худом положении и Ђпо де€тельностиї, котора€ обозначаетс€ руками и ногами, и Ђпо созерцаниюї, которое обозначаетс€ покрытым лицом, Ч итак, хот€ он находитс€ в таком бедственном положении, но услышит: разв€жите его добрые и служащие спасению ангелы или св€щенники и дайте ему прощение грехов, пусть он идет и приступит к деланию добраї.

„его да сподобит нас милосердный √осподь!

Антон Поспелов

10 апрел€ 2009 года

Литература

  • Библия. М.: Российское Библейское общество. 2004.
  • Триодь постная. В 2-х ч. М.: Издание Московской Патриархии. 1992.
  • Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1898. Т. 1, ч. 2. Репринт.
  • Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1902. Т. 8, ч. 1. Репринт.
  • Амфилохий Иконийский, святитель. Слово на воскрешение Лазаря// http://www.portal-slovo.ru/theology/37620.php
  • Василий Великий, святитель. О скорби и слезах Иисуса Христа перед воскрешением Лазаря. Цит. по: Барсов М. Толкование // Сб. ст. по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, с библиографическим указателем. СПб.: Синодальная типография. 1893. Т. 2. С. 300. Репринт.
  • Ефрем Сирин, преподобный. О воскрешении Лазаря. Цит. по: Барсов М. Толкование. С. 292-295.
  • Андрей Критский, преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря // Христианское чтение. 1826. XXII.
  • Игнатий Брянчанинов, святитель. Проповеди // Собр. соч. в 7-ми т. М.: Благовест, 2001. Т. 4.
  • Игнатий Брянчанинов, святитель. Отечник // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 6.
  • Древний патерик, изложенный по главам. М.: Изд-во Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. 1891. Репринт.
  • Евфимий Зигабен, монах. Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям византийским XII века. Киев, 1887. Т. 2. Репринт.
  • Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Иоанна // Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Четвероевангелие. М.: Сретенский монастырь, 2000. Т. 2.


 


[1] Вот как описывает воскрешение четверодневного Лазаря один из великих каппадокийцев, святитель Амфилохий Иконийский: ЂТолько это чудо они не могли оклеветать. Они оклеветали исцеление слепорожденного, говоря: 'Это он. Это не он. Похож на него' (Ин. 9: 9). Они оклеветали воскрешение дочери Иаира, говоря, что она находилась в глубоком сне и не была предана совершенной смерти. Они оклеветали воскрешение единородного сына вдовы, говоря, что он только принял на себя вид смерти и не был поглощен властью смерти. Они оклеветали чудо с засохшей смоковницей, говоря, что она засохла от скудости почвы, а не по слову Господа. Они оклеветали превращение воды в вино, говоря, что это была шутка над теми, кто уже опьянел на пиру и ничего не чувствовал. Только воскресение Лазаря они не могли оклеветать. Они знали Лазаря. Он был известный муж. Они пришли на погребение, они видели запечатанный гроб, они, согласно обычаю, на поминальном обеде утешали Марфу и Марию, сестер Лазаря. Они знали, что уже ровно как четыре дня он положен в гроб, и что четверодневный мертвец весь подвергся разложению: тело истлело, составы с костьми окоченели, жилы ослабли, внутренности распались, чрево истекло. Зная это, они смутились, когда увидели воскресшего Лазаря целым, здравым, совершенным, только что созданным, сияющего возвращенной жизнью. Они едва не лишились чувств, поскольку не находили слов для объяснения и не знали, как им оклеветать воскресение Лазаря, поскольку Господь учинил этої (Амфилохий Иконийский, святитель. Слово на воскрешение Лазаря).

[2] Отчего так? Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей ЂБеседе о чудесах и знаменияхї пишет ЂСущественный деятель — слово. Не нужны там знамения, где приемлется слово, по причине понятого достоинства, принадлежащего слову. Знамения — снисхождение к немощи человеческой. Иначе действует слово, и иначе знамения. Слово действует непосредственно на ум и сердце; знамения действуют на ум и сердце посредством телесных чувств. Последствия подействовавшего слова сильнее, определеннее, нежели последствия от действия знамений. Когда действуют вместе и слово и знамения, тогда действие знамения остается как бы непримеченным, по причине обильного действия от словаї. (Игнатий Брянчанинов, святитель. Собр. соч. М., 2001. Т. 4: Проповеди. С. 377-378).

[3] Вот что пишет прп. Андрей Критский в своей ЂБеседе на Четвертодневного Лазаряї: ЂХристос предвидел, что больной непременно умрет. И потому, желая отклонить сомнения от людей подозрительных, отсрочивает на некоторое время путь свой, ожидая, пока он испустит дыхание, и погребен будетї. То же пишут блаженный Феофилакт и Евфимий Зигабен, чьи толкования на Евангелие от Иоанна вторичны по отношению к трудам свт. Иоанна Златоуста, прпп. Ефрема Сирина и Андрея Критского.

[4] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1902. Т. 8, ч. 1. Беседа LXIII. С. 413.

[5] Амфилохий Иконийский, святитель. Слово на воскрешение Лазаря.

[6] Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 4.

[7] ЂИ более всего славно было то, что он беспрепятственно шествовал, хотя ноги и лицо его были со всех сторон обвиты погребальными пеленамиї (Амфилохий Иконийский, святитель. Слово на воскрешение Лазаря).

[8] Иоанн Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 5.

[9] Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 8.

[10] Иоанн Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 3.

[11] Канон на утрене Лазаревой субботы. Творение господина Феофана. Песнь 1.

[12] Иоанн Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 5.

[13] Там же.

[14] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIV. С. 423.

[15] Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 1.

[16] Там же. Песнь 3.

[17] Иоанн Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 3.

[18] Там же. Песнь 5.

[19] Там же. Песнь 8.

[20] Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 3.

[21] Иоанн Златоуст, святитель. Против аномеев слово девятое // Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский. Творения. СПб.: Изд. СПбДА, 1898. Т. 1, ч. 2.

[22] ЂДля того и спрашивает: ‘где вы положили его’ (Ин. 11: 34)? — чтобы те, которые сказали: ‘пойди и посмотри’, и которые привели Его, не могли сказать, что Он воскресил другого; чтобы и голос, и руки свидетельствовали: — голос, говоривший: — ‘пойди и посмотри’, — руки, отвалившие камень и разрешившие повязки; также — зрение и слух, — слух, так как слышал голос, — зрение, так как видело исшедшего (из гроба); равно и обоняние, так как оно чувствовало смрад, — ‘уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе’ї. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIV. С. 424.

[23] ЂГде вы положили его? Вас, говорит, спрашиваю, которых хочу иметь свидетелями. Сами идите, и покажите гроб. Где вы положили его? Не от незнания вопрошает. Иначе как Он, будучи в дальнем расстоянии от места, могбы сказать: ‘Лазарь умер’?ї (Андрей Критский, преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря. Христианское чтение. 1826. XXII. С. 5).

[24] Ефрем Сирин, преподобный. О воскресении Лазаря. Цит. по: Барсов. М. Толкование // Сб. ст. по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, с библиографическим указателем. СПб.: Синодальная типография. Т. 2. С. 293.

[25] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIV. С. 431.

[26] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Против аномеев слово девятое.

[27] Святитель Иоанн Златоуст: Ђ‘Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня’ (Ин. 11: 41). Что это? По виду своему разве это молитва, разве это прошение?Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня: Я же, говорит, и знал, что Ты всегда услышишь Меня (ст. 42). Если же Ты, Господи, знаешь, что Отец всегда слушает Тебя, то для чего приступаешь к Нему с тем, что знаешь? Я знаю, — говорит Он, — что Отец всегда слушает Меня, но для народа, здесь стоящего, сказал, чтобы поверили, что Ты послал Меня’ (ст. 42). Молился ли Он о покойнике? Просил ли, чтобы воскрес Лазарь? Сказал ли: ‘Отче, повели, чтобы смерть повиновалась?’ Сказал ли: ‘Отче, повели аду, чтобы он не заключал врат, но скоро возвратил мертвеца?’Но для народа, — говорит Он, —здесь стоящего, сказал, чтобы поверили, что Ты послал Меня’. Таким образом это действие было не для чуда, но для поучения присутствовавшихї (см.: Иоанн Златоуст, святитель. Против аномеев слово девятое).

Ту же мысль развивает преподобный Андрей Критский в своей ЂБеседе на Четверодневного Лазаряї: ЂБлагодарит Отца, не потому, чтобы что-нибудь получил от Него. Ибо не просил. Хвалу Тебе воздаю, — говорит, —что Ты услышал Меня’. Но совсем не просил, не умолял. Посему излишними кажутся слова:что Ты услышал Меня’. Впрочем, так Он говорит для иудеев, показывая, что Он пришел с неба, и что Он есть Сын Божий и Бог, и что все творит по намерению Отца, как имеющий с Ним одну волю и природу. И поелику был человек, то и говорит по-человечески, дабы не показалось несущественным вочеловечениеї. (Андрей Критский, преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря. С. 5.)

[28] Андрей Критский, преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря. С. 5.

[29] Иоанн Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 8.

[30] Тропарь праздника.

[31] Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 7.

[32] Там же.

[33] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Против аномеев слово девятое.

[34] Ефрем Сирин, преподобный. О воскресении Лазаря. Цит. по : Барсов. М. Толкование. С. 293.

[35] См.: Евфимий Зигабен, монах. Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям византийским XII века. Киев, 1887. Т. 2.

[36] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIV. С. 424.

[37] ЂНеужели не знал место Владыка каждого места? Знал Он место, но сделал так, чтобы все были вынуждены вновь последовать за Иисусом, чтобы, увидев воочию воскресение, стать неложными вестникамиї (см.: Амфилохий Иконийский, святитель. Слово на воскрешение Лазаря).

[38] ЂТот, Кто разрешил душу от уз смерти, разрушил врата ада, сокрушил врата медные и двери железные, Тот, освободив душу от уз смерти, неужели не мог освободить мертвого и от погребальных пелен? Конечно, мог; но Он повелевает иудеям развязать пелены, которыми они обвили Лазаря при погребении, чтобы они признали эти пелены, и на основании того, что сами сделали, убедились, что это тот самый Лазарь, которого они приготовляли к погребению, и что здесь — Христос, пришедшей в мир по благоволению Отца, имея власть над жизнию и смертиюї (см.: Иоанн Златоуст, святитель. Против аномеев слово девятое).

То же говорит в своей ЂБеседеї преподобный Андрей Критский: ЂЧтобы не могли ничего сказать коварные иудеи, самих их заставляет развязать Лазаря, как бы так говоря: собственными руками вы развяжите его, и будьте свидетелями чудаї.

А обобщает Евфимий Зигабен: ЂНо для чего Иисус Христос не воскресил Лазаря, когда лежал камень при гробе? Для того, чтобы самыми важными свидетелями чуда были те, которые отняли камень и первыми почувствовали сильный запах трупа. Поэтому-то Иисус Христос не воскресил Лазаря заочно, но пришел в сопровождении многих на гроб, воскресил его, обвитого погребальными пеленами и платком, и повелел развязать, чтобы истина этого несказанного чуда была засвидетельствована чрез все это, и чтобы опять не возникло какое-либо сомнение, как относительно исцеления слепорожденногої (Евфимий Зигабен, монах. Толкование Евангелия от Иоанна).

[39] Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 3.

[40] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIV. С. 433-434.

[41] См.: Евфимий Зигабен, монах. Толкование Евангелия от Иоанна.

Толкование Евфимия восходит к толкованию Златоуста: ЂЧто такое замышляют они сделать? Хотят уже возмутить народ, как будто бы им угрожает опасность по подозрению в похищении верховной власти. Как скоро, говорят, римляне узнают об Нем, как о предводителе народа, они заподозрят нас, возьмут и разрушат наш город. Почему же, скажи мне? Разве Он учил измене? Не заповедал ли Он давать дань кесарю? Не хотели ли вы сделать Его царем, и Он — скрылся? Не скромную ли и простую проводил Он жизнь, не имея ни дома, ни чего-либо подобного? Очевидно, они говорили так не из опасения, но из зависти. И однако же это случилось, хотя и против их ожидания: (римляне) взяли и народ и город, взяли потому, что они умертвили Егої (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIV. С. 434).

[42] Там же.

[43] Андрей Критский, преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря. С. 5.

[44] Как тут не вспомнить ещё об одном святом Лазаре — короле сербов, у которого также был выбор между земным и Небесным Царством! Лазарь выбрал Царство Небесное и погиб со всем своим войском в великой и славной Косовской битве, сохранив себя и сербский народ для Горнего Иерусалима.

[45] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIII. С. 412.

[46] Цит. по: Игнатий Брянчанинов, святитель. Отечник // Собр. соч. в 7-ми т. М.: Благовест, 2001. Т. 6. № 195. С. 33.

[47] Андрей Критский, преподобный. Канон на повечерии пятка седмицы ваий. Песнь 7.

[48] Андрей Критский, преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря. С. 5.

[49] Василий Великий, святитель. О скорби и слезах Иисуса Христа пред воскрешением Лазаря. Цит. по: Барсов. М. Толкование. С. 293.

О малодушии, которое должно быть чуждо христианам, святитель Иоанн Златоуст пишет подробнее: ЂТы рвешь на себе волосы, раздираешь одежду, громко рыдаешь, составляешь вокруг себя позорище, являешься в образе неистовых женщин, — и не думаешь, что оскорбляешь Бога? Как велико твое безумие! Не станут ли смеяться над этим язычники? Не подумают ли, что все у нас — басни? Так, они скажут: воскресения нет, и учение христиан — это смех, обман и выдумка. Женщины у них рыдают так, как бы после настоящей жизни ничего уже не было; они не внимают словам, начертанным в их книгах, а этим сами показывают, что все то вымысел. Если бы они веровали, что умерший не умер, но преставился к лучшей жизни, то не оплакивали бы его, как уже несуществующего, не терзались бы так и не произносили бы этих слов, исполненных неверия: уж не видеть мне тебя больше! Уж не будешь ты опять со мною! Все у них басня. Если они так не веруют высшему из благ, то тем менее всему другому, что у них считается священнымї. (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXIII. С. 418).

И далее: ЂПечалься лучше о грехах: это — хорошая печаль, это — величайшее любомудриеї (Там же. С. 421).

[50] Андрей Критский, преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря. С. 5.

[51] Иоанн Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы.

[52] Древний патерик, изложенный по главам. М.: Изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1891. Гл. 8: О том, что ничего не должно делать напоказ. С. 133.

[53] Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от св. Иоанна. Беседа LXV. С. 437.

[54] Иоанн Дамаскин, преподобный. Канон на утрене Лазаревой субботы. Песнь 3.

[55] Там же. Песнь 5.

[56] Там же.

[57] Там же. Песнь 7.

[58] Андрей Критский, преподобный. Беседа на Четвертодневного Лазаря. С. 5.

[59] Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Иоанна. Т. 2. Гл. 11. С. 197.

     омментарии читателей
    2014-04-12
    21:47
    Ќиколай “каченко:
    —паси √осподи!ћне тоже хочетс€ пон€ть "...дл€ четырЄх кротких и светлых добродетелей..." -о ком идЄт речь? —пасибо.
    2014-04-12
    15:17
    √алина √лаватских:
    —егодн€ Ћазарева —уббота! „итайте.
    2014-04-12
    11:08
    —ергей ‘Єдоров:
    —пасибо!
    2014-04-11
    14:13
    римма:
    —в€той праведный Ћазарь, моли Ѕога о мне грешной. ¬о »м€ ќтца и —ына и —в€того ƒуха! јминь!
    2014-04-07
    16:21
    раб Ѕожий јлександр.:
    —пасибо большое.
    —Ћј¬ј “≈Ѕ≈ √ќ—ѕќƒ»!!!
    2014-03-24
    11:56
    »нна ћеньшикова:
    —пасибо!
    2013-07-18
    15:31
    ≈вгений:
    Ѕольшое —пасибо!
    Ѕлагодар€ ¬ашим толковани€м стало пон€тно много нового.
    2013-05-01
    09:34
    Ќадежда:
    Ќевозможно передать важность этой статьи дл€ мен€: считаю себ€ православной христианкой, но не могла пон€ть, почувствовать божественную природу ’риста. — прочтением поверила. Ѕольшое спасибо!
    2013-04-27
    19:27
    —ергий:
    —паси √осподи јнтон,за толкование!г.„ита
    2013-04-27
    18:41
    р.б.јлександр:
    —пасибо јнтон, храни √осподи!!!
    2013-04-27
    15:05
    ƒионисий:
    спаси √ќ—ѕќƒ» большое спасибо за статью и советы
    2013-04-27
    00:02
    Millie toll:
    Ќизкий поклон јнтону.
    ¬аш труд на все времена .
    —лава тебе √осподи! что есть тот прекрасный сайт и посланные √осподом нам на просвещение
    воины ’ристовы.
    € была совершенно темна€ читала Eвангелие но почти ничего не оставалось
    в голове тк все почти было непон€тно сейчас же с вашей статьей проповедью
    становлюсь разумнее и така€ радость сердце охватывает что € ѕравославна€ ’ристианка ,
    € не то что как раньше была крещенна€ -значит ѕравославна€ .
    а понимаю теперь событи€ описанные ≈вангелистами , когда —ын Ѕожий был послан нам во спасение- чита€ великую книгу жизни ≈¬јЌ√≈Ћ»≈.
    за это вам благодарность на многа€ и блага€ лета.
    “ак и хочетс€ помолитьс€
    Ћазар€ воздвиг еси Ѕќжественным ’ристе глаголом и мене премногими прегрешени€ми умерша восстави,молюс€
    р Ѕ Ћюдмила
    2013-04-26
    21:31
    ћари€:
    —пасибо, јнтон!
    Ќе эмоциональное, а духовное толкование. —истематично, €сно и глубоко.
    2012-04-09
    16:00
    ёрий:
    —паси √осподи!
    2012-04-09
    00:37
    —ергей јлександрович ќбухов:
    ќтлична€ работа! ќчень взволновала!
    2012-04-08
    21:36
    «о€:
    ќчень познавательно, сжато и доходчиво. ¬есьма полезно. Ќаписано в 2009 году, а сейчас 2012. јктуально вне зависимости от времени.
    јнтону: ¬сегда бы нам иметь такое тщание о вс€ком деле.
    —паси ’ристос.
    2011-04-17
    18:51
    Ќадежда –оманова:
    —пасибо за глубокую и взволнованную, от сердца и ума идущую проповедь! ƒумаю, что еще вернусь к ней, надеюсь, эта работа будет хранитс€ в свободном доступе.
    2011-04-17
    12:08
    ¬ладимир:
    ”дивительно и то (ѕќ“ќћ” » Ќ≈”ƒ»¬»“≈Ћ№Ќќ), насколько вифанское чудо совпадает в детал€х с откровением апостола ѕавла о последнем дне мира: Ђ√оворю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимс€ вдруг, во мгновение ока («ј ƒќЋ» —≈ ”Ќƒ), при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимс€ї (1  ор. 15: 52).
    2011-04-16
    12:33
    Ќадежда:
    —Ћј¬ј “≈Ѕ≈ Ѕќ∆≈!
    —ѕј—» √ќ—ѕќƒ»!
    2011-04-16
    08:27
    р. Ѕ. јлексий:
    ќт всей души благодарю. ƒа дарует √осподь в изобилии просвещение р.Ѕ. јнтонию на написание других душеспасительных статей. — нетерпением ожидаю продолжени€.
    2011-04-15
    22:45
    »ра:
    "...дл€ четырех кротких и светлых добродетелей..."
    —кажите, пожалуйста, про какие добродетели идет речь?
    —пасибо.
    2010-03-27
    18:03
    Ѕабинцева јнна:
    —пасибо вам огромное за ваш добрый труд! я очень рада, что у нас есть такой сайт и на нЄм всЄ доступно и пон€тно. ¬едь не всегда получаетс€ попросить объ€снить нам что-то у св€шенника, да и литературы столько не накупишьс€. —пасибо ¬ам за всЄ!! —паси √осподи!
    2010-03-27
    10:17
    јлександр:
    ќгромна€ благодарность вам, јнтон, за проделанную работу, и помощи вам Ѕожией в ¬аших дальнейших трудах! —паси вас √осподь!
    2010-03-27
    08:27
    —ергей:
    —паси вас Ѕог!
    — уважением, р.Ѕ.—ергий.
    “юмень.
    2010-03-26
    15:07
    “ать€на:
    ќт всей души и сердца большое спасибо. ¬сем люд€м, которые создали этот сайт, пишут такие доступные познавательно- воспитывающие статьи мой низкий земной поклон.
    2010-03-26
    11:56
    “ать€на:
    —пасибо!
    2009-12-17
    02:01
    јнатолий:
    —пасибо!јнатолий.
    2009-04-14
    01:51
    “ать€на:
    ќгромное спасибо! ѕохоже € из одних пелен состою, а услышать команду - ЂЋазарь выйди вон!ї, решимости да и той, некогда живой сущности, способной услышать, не хватает. ѕом€ните в молитвах р.Ѕ. “ать€ну.
    2009-04-13
    21:26
    —ергей:
    ƒа, на ¬оскресной проповеди так подробно растолковать - времени не хватит.
    2009-04-13
    17:03
    ¬иктор:
    —пасибо большое. ќчень доступно все изложено. ѕишите еще...
    2009-04-13
    16:11
     сени€:
    —пасибо за замечательную, так необходимую как разъ€снительна€ дл€ простых мир€н, работу! —паси теб€ √осподи!
    2009-04-13
    10:07
    р.б. —ергий:
    —паси √осподи!
    2009-04-12
    21:08
    —ветлана:
    —пасибо за статью! ѕростому мир€нину или мир€нке, на мой взгл€д, нужны определенные усили€, чтобы прочитать и систематизировать по этому вопросу столько св€тоотеческой литературы, а тут все так последовательно изложено, только читай. ќсобенное спасибо за јнтони€ ¬еликого:
    Ђ...внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Ѕожиих, потому что это Ч душевредної [46].

    2009-04-12
    04:22
    Viola:
    —ердечна€ благодарность јнтону ѕоспелову за прекрасную работу, полезную и необходимую всем. ќт всей души благодарю! ќчень тронута, 11.04 u menia bil den rojdenija.
    2009-04-12
    00:14
    –.Ѕ.јЌƒ–≈…:
    —ѕј—» Ѕќ√! ќ“ –џЋ»—№ «ј »—Ў»≈ √Ћј«ј
    2009-04-11
    13:26
    ≈лена:
    —пасибо.
    2009-04-11
    12:53
    ѕротоиерей јндрей Ўабанов:
    јбсолютно согласен. ѕоступлю как рекомендовал авторитетный св€щенник, всем посоветую поступить так же.
    2009-04-10
    15:35
    прот. —ергий ѕравдолюбов:
    —ердечна€ благодарность јнтону ѕоспелову за прекрасную работу, полезную и необходимую всем - и простым мир€нам, и батюшкам любого возраста. ƒл€ подготовки к проповеди очень и очень полезно прочесть. ’орошо подобраны иллюстрации, продуманы рубрики, на месте научный аппарат. ќт всей души благодарю. Ќи в коем случае не выбрасывайте со своей страницы после какого-то времени, но храните в своем золотом фонде, как не стареющую публикацию, и возобновл€йте возможность ее прочтени€ каждый год.
    ѕротоиерей —ергий ѕравдолюбов, магистр богослови€.
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: