Наставления духовным чадам. О разных путях ко спасению и о сущности монашеской жизни

Из книги архиепископа Феофана (Быстрова) «Сия вера отеческая», изданной Сретенским монастырем в 2006 г. в серии «Духовное наследие русского зарубежья».

""Дорогой брат о Христе!

Благодарю Вас за добрые чувства ко мне. Настроение, которое Вы в настоящее время переживаете, в свое время и я пережил, когда учился в академии. Что же скажу Вам об этом? Если обратимся к житиям святых, то увидим, что они шли к одной цели самыми разнообразными путями. Одни спасались в миру, другие в пустыне. Одни были чужды всякого образования, другие были прекрасно образованы. Поэтому не будем смущаться тем, что живем в миру и не чуждаемся образования. Но будем только стараться о том, чтобы везде и при всяких условиях жить по воле Божией.

«Говорят, слышал я, — говорит прп. Никита Стифат, — будто невозможно навыкнуть добродетели без ухода вдаль и убежания в пустыню, и удивлялся, как вздумалось им неопределимое определять местом. Ибо если навык в добродетели есть восстановление сил души в первобытное благородство и сочетание воедино главнейших добродетелей для свойственного ей по естеству действования, а это не совне привходит в нас, как нечто вводное, а прирождено нам от сотворения, и через это входим мы в Царствие Небесное, которое внутрь нас есть, по слову Господа, Ї то пустынь излишня, когда мы и без нее входим в Царствие через покаяние и всякое хранение заповедей, что возможно на всяком месте владычества Божия, как поет божественный Давид: “благослови, душе моя, Господа на всяком месте владычества Его” (Пс. 102, 22)» (Первая сотница, п. 72; Добротолюбие, т. V). Поэтому возможно быть монахом и в миру, по словам того же прп. Никиты Стифата.

 «Быть монахом не то есть, чтоб быть вне людей и мира, но то, чтоб, отрекшись от себя, быть вне пожеланий плоти и уйти в пустыню страстей (то есть в бесстрастие). Если великому оному (авве Арсению) и сказано: «бегай людей, и спасешься», то сказано в этом именно смысле. Ибо видим, что он и после того, как убежал из мира, водворялся среди людей, проходил по населенным местам и живал с учениками. Но при этом старательно соблюдая внутреннее бегство при чувственном общении, никакому вреду не подвергался он от сопребывания с людьми. Это же и другий некто из великих (прп. Макарий) воззвал, выходя из собрания: «бегайте, братие», – и указал на уста, когда спросили его, от чего бегать» (Первая сотница, п. 76; Добротолюбие. Т. V).

«Во всяком образе жизни преблаженна жизнь, во всех делах и деяниях ведомая для Бога и по Богу», — говорит прп. Симеон Новый Богослов (Главы, п. 100; Добротолюбие. Т. V).

Таким образом, с принципиальной точки зрения, по учению святых отцов, не нужно смущаться, если по условиям своей жизни мы вынуждены спасаться, даже в монашеском чине, в миру. Но как практически осуществить это, напишу особо.

Искренно преданный Вам

арх. Феофан.

14 августа 1927
София

 

Купить эту книгу можно
 

 

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×