«Радуйся, градов Твери и Кашина и всея земли нашея украшение»

100 лет со дня второго прославления благоверной княгини Анны Кашинской

Крестный ход с мощами свт. Анны Кашинской 1909 г.
Крестный ход с мощами свт. Анны Кашинской 1909 г.
Благоверная княгиня Анна Кашинская (ок. 1278 или 1280 года – 1368), супруга благоверного князя Михаила Тверского и правнучка благоверного князя Василия Ростовского, являет собой один из примеров женской святости, так любимый в русской агиографии[1]. «Яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми», – поется в тропаре святой.

100 лет назад, в июне 1909 года, маленький Кашин, известный своей красивейшей природой и благочестием горожан, воздвигнувших 25 церквей, два собора и три монастыря, готовился встретить до 100 тысяч богомольцев, спешивших сюда со всей России большими и малыми крестными ходами.

«Крестные ходы не просто процессия, не прогулка с иконами и другими предметами церковного обихода; это “движущаяся церковь”… с благочестивою целью шествующая, – читаем мы в жизнеописании святой, составленном русской писательницей Татьяной Ивановной Манухиной, супругой врача-терапевта И.И. Манухина, происходившего из известной семьи кашинских купцов-благотворителей. – Собор верующих одной или нескольких церквей (иногда целой области или города) не просто шел со своими святынями – иконами, крестами, хоругвями, а сопровождал их на праздник. Не иконы Спаса, Богоматери, Николая Чудотворца, благоверного князя Михаила Тверского или преподобного Макария Калязинского перемещались в Кашин из Твери и Калязина на 12 июня, а Всемилостивый Спас, Богоматерь и любимые святые в своих иконных изображениях вместе с народом следовали на увенчание славою святой Анны. Крестный ход тем и отличается от самой торжественной, самой блистательной гражданской процессии, что в нем совершается тайнодействие веры; только оно делало невозможное возможным: тысячи, десятки тысяч богомольцев в зной или дождь, страдая от жары или промокнув до костей, шли десятки верст, шагая по грязи или в облаках пыли, с пением церковных песнопений, неся тяжеловесные хоругви, огромные кресты, большие и малые драгоценные иконы, окружая духовенство в облачении, хоругвеносцев в соответствующих торжеству кафтанах… Когда крестный ход шел на праздник столь великий, как прославление святого, он шел не с пустыми руками, а нес кроме святынь еще и дары-подарки: иконы, покровы, хоругви, лампады…

Перенесение мощей благоверной княгини Анны Кашинской 12 июня 1650 года. Из книги: Архангелов Серафим, священник. Житие и чудеса святой благоверной великой княгини Анны Кашинской. СПб, 1909
Перенесение мощей благоверной княгини Анны Кашинской 12 июня 1650 года. Из книги: Архангелов Серафим, священник. Житие и чудеса святой благоверной великой княгини Анны Кашинской. СПб, 1909
Прибывшие святыни и богомольцев встречали несколько священников с хоругвеносцами, с толпою народа, при пении церковных песнопений, шли за заставу в ближайшую слободку или деревню и потом под колокольный звон, оповещавший город о прибытии дорогих гостей, провожали крестный ход до того храма, где его святыням надлежало пребывать во время праздника. На паперти иконы осаждались настоятелем, и он вводил крестный ход в церковь. Этим заключался обряд встречи; в нем сочетались благоговение и почтительнейшее гостеприимство»[2].

Великая княгиня Анна Кашинская, в память которой и были устроены торжества 1909 года, была Ростовской княжной. В 1294 году мать Тверского князя Михаила княгиня Ксения, с именем которой связано знаменитое сказание о Тверском Отроче монастыре, узнав о добродетелях княжны Анны, отправила в Ростов сватов. Так в возрасте 15–16 лет в день архистратига Михаила 8 ноября 1294 года Анна вышла замуж. Дочь Анны Феодора (1299) скончалась во младенчестве. Вскоре родились сыновья: Дмитрий (1300[3]), Александр (1301), Константин (1306[4]), Василий (1309[5]).

Супруг Анны, прямодушный и независимый Михаил, не хотел мириться с утвердившейся на Руси при монголах политикой лести и подкупа. Став в 1304 году законным наследником Владимирского княжества, Михаил вскоре был вынужден уступить его более энергичному племяннику Юрию, упредившему его в Орде. Однако Юрий захотел прямого противостояния и в ходе сражения с тверской ратью был разбит. Попавшая в плен супруга Юрия, Кончака, неожиданно скончалась в Твери, и поползли слухи, что она была отравлена. В августе 1318 года Михаил был вызван в Орду. Его благословил епископ Варсонофий, а княгиня Анна с сыном Василием провожала князя и старшего сына до берега реки Нерли. Вероятнее всего, она понимала, что больше никогда не увидит мужа. Отправляясь в Орду, Михаил спасал от разорения Тверское княжество.

«Молю тя, господи мой, благоверный княже! Егда предстанеши нечестивому царю, яко добр воин Христов, и егда нанесут тебе злоковарныя своя муки, хотяще покорити тя своему умышлению, тогда, господи мой, никако да не убоишися от грядущих на тя зол, виже огнь или колеса, или мечи, или сечива устрашать тя», – так напутствовала Анна своего супруга[6]. Впоследствии на Святой горе – высоком холме у волжского села Едимоново – была возведена часовня, в которой находилась икона-картина «Прощание Михаила с Анною и двумя сыновьями»[7].

В Орде после тягостного полуторамесячного ожидания состоялся суд, вынесший князю смертный приговор. Закованный в деревянную колоду, лишавшую его возможности двигать головой и руками, в течение 26 дней Михаил ожидал казни. В Орде с Михаилом были игумен Марк, два иеромонаха, два белых священника и два диакона, и князь еженедельно причащался. Каждый день Михаил неукоснительно соблюдал келейное правило: отрок переворачивал ему страницы Псалтири.

22 ноября под Дербентом князю Михаилу Тверскому вырвали сердце. Его тело привезли в Москву, и лишь десять месяцев спустя княгиня Анна узнала о судьбе мужа и «плакахуся на многи дни неутешне». Со скорбью встретив останки мужа, Анна похоронила их в Спасском соборе, рядом с могилами его родителей – отца Ярослава (в постриге Афанасия) и матери Ксении (в иночестве Марии). Вскоре княгиня Анна поспешно женила Дмитрия, Александра и Константина, чтобы оградить сыновей от навязываемых браков с ордынками[8].

В 1322 году старший сын Дмитрий отправился в Орду для официального утверждения на тверском столе. Вероятнее всего, он сообщил хану об оклеветавшем его отца Юрии. Хан вызвал Юрия к себе, и Дмитрий снова поспешил в Орду, чтобы не дать Юрию возможности прибегнуть к большей клевете. Однако при личной встрече с обидчиком отца Дмитрий, прозванный «Грозные очи», в порыве гнева отомстил за князя Михаила и убил Юрия «без царева слова», то есть без одобрения хана. Разгневавшийся на Дмитрия за его самоуправство хан держал его в заключении в течение года, а потом приказал казнить[9].

Так Анне пришлось пережить еще одно горе – гибель своего первенца, так похожего удалью и порывистостью на своего убиенного отца. Однако череда ее страданий только начиналась.

Запрестольный крест в старой Успенской церкви, подаренный царем Алексеем Михайловичем. Фото С.М. Прокудина-Горского, восстановлено С.О. Прохоровым. http://ps-spb2008.narod.ru/tv_kashin1.htm
Запрестольный крест в старой Успенской церкви, подаренный царем Алексеем Михайловичем. Фото С.М. Прокудина-Горского, восстановлено С.О. Прохоровым. http://ps-spb2008.narod.ru/tv_kashin1.htm
В 1327 году в Тверь прибыл двоюродный брат хана Узбека Шевкал (Щелкан). Он держался вызывающе, притесняя тверичан и совершая грабежи, вдобавок расположился в княжеских хоромах, и княгине Анне с сыновьями пришлось искать себе иное пристанище. В народе разнеслись слухи, что целью приезда ханского посланника является избиение князя Александра Михайловича и насаждение магометанской веры. Негодование горожан нарастало. В праздник Успения мелкая ссора с татарином переросла в драку, а драка – в настоящее побоище, во время которого были избиты все татары Твери. Шевкал заперся в княжеском дворе, и горожане подожгли хоромы. «Не осталось и вестоноши», – так записано в летописи[10]. Уцелевшие пастухи, сторожившие ханских коней, поспешили с вестью в Москву и Орду.

Шесть лет спустя, в 1335 году, князь Александр решил отправить с повинною в Орду своего сына Феодора. Но хан Узбек потребовал прибытия в Орду самого Александра. Смирение Александра Михайловича удивило Узбека, и он на время простил тверского князя. Управляемое младшим братом Константином тверское княжество вернулось к Александру. Однако в 1339 году Александр был вновь вызван в Орду, и здесь и ему, и его сыну Феодору отрубили головы[11]. В житии князя Михаила Тверского приводится плач княгини Анны: «Не мои руки закрывают глаза дорогих моих людей…».

Похоронив мужа, двоих сыновей и внука, а до этого и умершую во младенчестве дочь, Анна последовала примеру других благочестивых жен и во время княжения сына Константина (между 1339 и 1346 годами) приняла монашеский постриг. Однако и в течение всей своей жизни княгиня строго соблюдала посты и устав, творила молитву, помогала странникам, нищим и сиротам, заступалась за беззащитных. В постриге София, благоверная княгиня удалилась в Девичий (Софийский) монастырь. Младший сын Василий построил для матери монастырь в своем удельном городе Кашине, и в 1364 году в ответ на мольбы сына Анна переехала в Кашин. Весь город встречал прибывшую сюда подвижницу.

В возрасте около 65 лет княгиня постриглась в схиму со своим прежним именем Анна. Инокине Анне было дано узнать время своей кончины. Отдав последние наставления сыну, с молитвой на устах княгиня возлегла на свой одр и мирно преставилась Господу в возрасте около 90 лет[12].

«Целомудрие брака, материнская любовь, безутешность вдовства, иноческие подвиги – покорная своей доле безмерно-терпеливая христианская душа», – об этих любимых народом добродетелях древнерусской благоверной княгини пишет ее жизнеописатель Т.И. Манухина.

Первая канонизация святой состоялась в 1650 году. Чудесный сон и исцеление пономаря Герасима (1611), а затем открытие гробницы и обнаружение нетленности мощей сделали возможным прославление благоверной княгини. Святой были составлена служба, для мощей изготовили серебряную раку. Был возведен и каменный Успенский собор. 12 июня 1650 года царь Алексей Михайлович прибыл в Кашин для участия в освящении Воскресенского собора, специально возведенного для раки с мощами святой. Крестным ходом в собор были перенесены мощи княгини Анны.

Однако в 1678 году святая была деканонизирована – это единственный случай в российской церковной истории. Поводом стало двуперстное благословение княгини.

Несмотря на отмену канонизации, народное почитание подвижницы не прекращалось. В XVIII веке было засвидетельствовано 40 чудес по молитвам Анны Кашинской. В 1899 году по указу консистории Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин) вручил настоятелю Воскресенского собора книгу «для записей исцелений и других благодатных действий, подаваемых княгинею Анною Кашинской». К марту 1909 года было собрано 30 записей. Чаще всего святая помогала простым крестьянам, повествовавшим затем о случившемся «в простоте сердца».

Чудо над дочерью ректора Черниговской семинарии протоиерея Иакова Галахова[13] было опубликовано в церковной газете «Колокол» 8 июля 1908 года:

«Заболела дочка в 1903 году (четырех с половиной лет) – опаснейшая болезнь живота. Семья на даче в 18 верстах от Кашина, в селе Городище, а я – смотритель Новоторжского духовного училища – в Торжке.

Кашинская депутация, представляющаяся государю императору 29 октября 1908 года, с ходатайством о восстановлении прославления благоверной великой княгини Анны. Сидят слева направо: Д.И. Манухин, В.П. Кисловской, священник И.А. Аменитский (настоятель собора), Б.В. Штюрмер, Н.А. Пономарев (предводитель Кашинского дворянства), А.И. Лядов. Стоят: П.Н. Захаров, А.П. Дорогутин (городской голова), Л.Я. Лихачев, князь А.В. Оболенский. Фото предоставлено Н. Быковской
Кашинская депутация, представляющаяся государю императору 29 октября 1908 года, с ходатайством о восстановлении прославления благоверной великой княгини Анны. Сидят слева направо: Д.И. Манухин, В.П. Кисловской, священник И.А. Аменитский (настоятель собора), Б.В. Штюрмер, Н.А. Пономарев (предводитель Кашинского дворянства), А.И. Лядов. Стоят: П.Н. Захаров, А.П. Дорогутин (городской голова), Л.Я. Лихачев, князь А.В. Оболенский. Фото предоставлено Н. Быковской
Болезнь затянулась. Калязинский доктор посоветовал свезти больную в Кашин. Здесь д-р Твердовский сделал операцию в больнице. Через неделю стало хуже. Твердовский объявил, что нужна вторая операция, но девочке не вынести ее. Оставалось везти дочку в Городище и там похоронить. Я наводил справки о гробике. Взяли лошадь, положили на дроги несколько пудов сена и повезли малютку полумертвую… Когда я был в Кашине, то проходя из больницы мимо собора, я всякий раз призывал помощь Анны. Слышала меня благоверная Анна!.. Привезли малютку в Городище – и на другой день наступило выздоровление. Через три недели я встретил на железнодорожной станции д-ра Твердовского, он, узнав о чуде, только руками развел. Теперь Саша уже в Черниговской гимназии. Я учился в Кашинском духовном училище. Жил девять лет у чужих людей. Холодно, на душе тоска – горячо молился святой благоверной Анне (нас водили в собор), и на душе делалось теплее»[14].

В 1908 году, благодаря челобитной кашинского предводителя дворянства Владимира Павловича Кисловского (вице-губернатора Ярославля) в городе был создан комитет, собравший все имевшиеся сведения о княгине Анне. Среди участников комитета был и основатель Кашинского краеведческого музея, царскосельский купец 1-й гильдии, археолог, писатель и меценат Иоасаф Яковлевич Кункин. 10 июля 1908 года после всенародного молебна в притворе собора были расставлены столы для сбора подписей к петиции. Осенью депутация была принята государем в Царском Селе.

На следующий день после доклада архиепископа Алексия, представителей кашинского земства и горожан Твери и Кашина Синод постановил восстановить почитание святой Анны.

Так 100 лет назад, в июне 1909 года, в Кашине состоялись торжества в связи с канонизацией святой Анны. Московский митрополит Владимир, архиепископ Тверской и еще 12 архиереев, 30 архимандритов, 100 священников и десятки тысяч паломников со всей России собрались в маленький Кашин, население которого в ту пору составляло лишь 8 тысяч человек. В крестном ходе участвовала и великая княгиня Елизавета Федоровна, вдова убиенного великого князя Сергея, являя тем самым преемственность в женской кротости, смирении и христианской любви.

Всенощное бдение совершалось и в Воскресенском, и в Успенском соборах, и на площади. До утра у мощей служились молебны, многие паломники всю ночь пели молитвы. Ночью великая княгиня Елизавета пришла в собор в сопровождении горничной, долго молилась у гробницы, а затем, неузнанная, беседовала с богомольцами.

«В тишине просыпающегося города раздается мелодичный колокольный перезвон, и каждый, кто хоть раз побывал в наших прекрасных, преисполненных Божией благодатью местах, утверждает, что Кашинский край – благостный край…» – эти слова десятиклассницы Алены Троицкой, победительницы районного конкурса сочинений памяти Анны Кашинской[15], удивительно точно описывают и нынешний Кашин, и утро 25 июня 1909 года, когда после торжественной литургии состоялось перенесение мощей благоверной княгини в специально изготовленную серебряную раку.

«Накануне земная Церковь оповещала о канонизации Анны, воспевала-восхваляла ее всю ночь; теперь благоверная Анна являлась народу, выходила из собора ему навстречу. Это символическое значение мог иметь обряд перенесения ее мощей, этим объясним духовный порыв, охвативший богомольцев, когда в пролете соборный дверей показалась гробница», – читаем мы записи о праздновании 25 июня 1909 года[16].

Поток богомольцев к раке святой Анны не прекращался и после завершения торжеств. В 1910 году в Петербурге был освящен храм благоверной Анны Кашинской. Летом 1909 года в Иркутске было отмечено чудесное избавление от засухи благодаря заступничеству святой княгини[17]. К молитвам святой прибегали и во время революции, и во время Первой и Второй мировых войн.

Женский Сретенский монастырь в Кашине. Вход в дом, где жила великая княгиня Елизавета Федоровна в 1909 году. Фото С.М. Прокудина-Горского, восстановлено С.О. Прохоровым. http://ps-spb2008.narod.ru/tv_kashin1.htm
Женский Сретенский монастырь в Кашине. Вход в дом, где жила великая княгиня Елизавета Федоровна в 1909 году. Фото С.М. Прокудина-Горского, восстановлено С.О. Прохоровым. http://ps-spb2008.narod.ru/tv_kashin1.htm
Жизнеописанию святой Анны Кашинской, рассказу о восстановлении ее церковного почитания, повествованию о торжествах 1909 года были посвящены несколько книг церковного историка протоиерея Серафима Архангелова[18]. В 1909–1913 годах книги выдержали несколько переизданий и явились первыми подробными публикациями об истории Кашина, его святой покровительницы и благочестивых горожанах. Несколько ранее, в 1899 году, протоиерей Серафим Архангелов издал книгу об истории Николаевского Клобукова монастыря и о его святынях.

К сожалению, в советское время в Кашине были закрыты почти все храмы. В 1930 году гробница святой была вскрыта и опечатана. В этом же году в Кашине вспыхнул религиозный бунт, было арестовано 53 человека, из которых впоследствии пять человек были расстреляны. В 1930 году был закрыт Воскресенский собор, и мощи святой переносились из храма в храм. С 1962 по конец 1980-х мощи пребывали в единственной действующей тогда в Кашине церкви – храме Петра и Павла.

Сейчас в городе остались лишь один монастырь и четыре действующих храма: Вознесенский собор, храм Петра и Павла (на реставрации)[19], храм Рождества Христова на горе, Крестознаменский храм. Во Входо-Иерусалимском храме находится краеведческий музей, в двух других, в самом центре Кашина, открылись магазины. Многие храмы постепенно разрушаются, другие – используются различными организациями. Уже в наши дни, в 1998 году, сгорел старинный деревянный храм Иоакима и Анны[20].

Вознесенский собор был возвращен Тверской епархии в 1993 году, и сюда 25 июня того же года крестным ходом и были перенесены мощи благоверной княгини Анны. А благодаря помощи предпринимателя Гусева, с апреля 1998 года началась реставрация Воскресенского собора, в мае были поставлены кресты на пять куполов, а 25 октября 1998 года был поднят крест на 70-метровую колокольню.

В 1998 году в Кашине был возобновлен традиционный крестный ход: ковчег с мощами святой Анны несут по всему городу, останавливаясь в храмах, где мощи пребывали в советское время. Это Вознесенский собор, храм Петра и Павла (подворье Никольского Клобукова монастыря), храм Рождества Христова на горе. Молебен с мощами совершался и на соборной площади, перед величественным Воскресенским собором – закрытом в 1930 году и используемом с 1975 года как дом культуры.

С 2006 года крестный ход направляется и в Никольский Клобуков монастырь – единственный из четырех бывших в городе до революции монастырей, который восстанавливается с 1994 года. При небесном заступничестве своей святой покровительницы – благоверной княгини Анны Кашинской – первая настоятельница монастыря монахиня Анна (в схиме – Стефанида (Топоркова); преставилась 20 марта 2009 года) вместе с немногими послушницами и трудницами в течение самых трудных лет возрождения обители поддерживала непрерывную молитву в полуразрушенном надвратном Никольском храме. В первые годы в субботние, воскресные и праздничные дни в монастыре служили священники из Вознесенского собора Кашина. С 2003 года в обители стали совершаться регулярные богослужения благодаря постоянно служащему здесь священнику отцу Виталию. На Рождество 2006 (2007) года богослужения возобновились в практически заново отстроенном монастырском храме во имя святителя Алексия Московского.

В феврале 2009 года в преддверии областных торжеств 100-летия второго прославления благоверной княгини Анны в Кашине прошел круглый стол на тему «Роль депутатов Городской думы в подготовке и проведении второй канонизации святой благоверной княгини Анны Кашинской в 1908–1909 годах» . Помимо представителей администрации Тверской области и города Кашина в круглом столе приняли участие священнослужители Кашинского благочиния и потомки депутатов Кашинской думы, ходатайствовавших о восстановлении канонизации святой Анны.

25 мая 2009 года в Кашине состоялась научно-практическая конференция, посвященная святой княгине. В конференции приняли участие ученые из Москвы, Петербурга, Твери, Углича. Свои художественные и научные работы представили бежецкие, калязинские, сандовские и кашинские учащиеся. Здесь можно было встретить и сочинения о родном крае, и презентации о жизни святой Анны Кашинской.

Схима святой Анны Кашинской. Фото С.М. Прокудина-Горского, восстановлено С.О. Прохоровым. http://ps-spb2008.narod.ru/tv_kashin1.htm
Схима святой Анны Кашинской. Фото С.М. Прокудина-Горского, восстановлено С.О. Прохоровым. http://ps-spb2008.narod.ru/tv_kashin1.htm
В начале июня в Александро-Невской лавре в Петербурге открылась выставка «Лики святой Руси: Михаил Тверской и Анна Кашинская»[21]. По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора 19 июня в актовом зале исторического факультета Тверского государственного университета состоялась конференция, посвященная благоверной княгине.

Вечером 24 июня 2009 года архиепископ Виктор, как всегда на день памяти святой Анны Кашинской, совершил всенощное бдение в Вознесенском соборе Кашина. В соборе служили митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, а также 30 священнослужителей. Перед елеопомазанием верующие смогли приложиться к открытым мощам святой.

К торжествам была изготовлена серебряная рака, пожертвования для которой в течение года собирали прихожане Твери, Кашина и других городов епархии. Вместе с митрополитом Германом в Кашин приехали несколько казаков из особого подразделения Донского войска. Вместе с Центральным казачьим войском, в основном сформированным в Тверской области, они следили за порядком во время проведения крестного хода.

Никольский Клобуков монастырь встречал паломниц, насельниц и игумений монастырей Тверской области (Вознесенского Оршина и Благовещенского, что в Бежецке). Служащая с 2009 года игуменией монастыря матушка Варвара вместе с настоятельницами других монастырей Тверской области пропела заупокойную литию у могилы первой настоятельницы возрожденной обители схиигумении Стефаниды (Топорковой).

Матушка Варвара с трепетом и благоговением рассказывала о чудесным образом появившихся в обители мощевиках оптинских и тверских святых и о воссоздании по старинным чертежам кельи преподобного Макария Калязинского. Ее размеры примерно 2 на 2 метра, и высота также составляет около 2 метров. Старинную фотографию кельи можно увидеть на снимках С.М. Прокудина-Горского, посетившего Кашин в 1910 году – вскоре после торжеств 1909 года.

Божественная литургия 25 июня состоялась в 2009 году не в Вознесенском храме, а под открытым небом. Утром мощи святой Анны Кашинской были перенесены из Вознесенского собора на площадь перед Воскресенским собором.

Торжественная литургия стала и завершением Волжского крестного хода, охватившего 16 муниципальных образований Тверской области. Начавшийся 30 мая 2009 года Волжский крестный ход прошел более 200 тысяч километров по волжским городам, районам Тверской области и Подмосковья. Крестным ходом были пронесены и мощи святой Анны Кашинской. К 24 июня участники хода прибыли в Кашин и вместе с другими паломниками молились на всенощном бдении и Божественной литургии. Литургия транслировалась на огромном экране, расположенном на наружной стене Воскресенского собора.

Протоиерей Серафим Александрович Архангелов. На обратной стороне фото дарственная подпись: «Многоуважаемому господину Иоасафу Яковлевичу Кункину от священника Смольного собора в Петербурге Серафима Архангелова». Из фондов Кашинского краеведческого музея. Предоставлено праправнучкой И.Я. Кункина Н. Быковской
Протоиерей Серафим Александрович Архангелов. На обратной стороне фото дарственная подпись: «Многоуважаемому господину Иоасафу Яковлевичу Кункину от священника Смольного собора в Петербурге Серафима Архангелова». Из фондов Кашинского краеведческого музея. Предоставлено праправнучкой И.Я. Кункина Н. Быковской
Десять священников исповедовали паломников Твери, Кашина, Москвы, Тверской и Московской области, общее число которых составило около 8 тысяч человек. Для причастников было вынесено три чаши со святыми дарами.

В начале литургии шел дождь, однако после возгласа «Святая – святым!» на рукав владыки Виктора сел голубь, а над Воскресенским собором закружились ласточки. С этого момента дождь прекратился, и засияло солнце.

К торжествам по случаю 100-летия со дня восстановления церковного прославления святой Анны Кашинской было приурочено и долгожданное возвращение Воскресенского кафедрального собора. Рядом с собором был возведен памятник святой покровительнице города; его автор – скульптор Андрей Николаевич Ковальчук – создал и памятник святому Михаилу Тверскому в Твери. После освящения памятника в воздух были выпущены несколько белых голубей.

Келья преподобного Макария Калязинского в Никольском Клобуковом монастыре. Фото С.М. Прокудина-Горского (1910), восстановлено С.О. Прохоровым. http://ps-spb2008.narod.ru/tv_kashin2.htm
Келья преподобного Макария Калязинского в Никольском Клобуковом монастыре. Фото С.М. Прокудина-Горского (1910), восстановлено С.О. Прохоровым. http://ps-spb2008.narod.ru/tv_kashin2.htm
Празднование было очень похоже на торжества 1909 года, когда так же «читались приветствия, адреса». На нынешнем торжестве выступали представители администрации и скульптор А.Н. Ковальчук. Архиепископ Виктор зачитал приветствие Святейшего Патриарха Кирилла, адресованное всем православным святой Руси, почитающим благоверную княгиню-инокиню Анну. Мэр Кашина вручил иконы святого Михаила Тверского благочинному Кашинского округа протоиерею Димитрию Кунченко. Звучали стихи в память святой княгини Анны и ее супруга святого князя Михаила Тверского.

Затем мощи были торжественно перенесены обратно в Вознесенский собор, где к ним в течение нескольких часов благоговейно прикладывались паломники. Ведь предстоят еще долгие труды по восстановлению внешнего благолепия и внутреннего убранства возвращенного Воскресенского собора.

В отстроенном в центре города новом доме культуры вечером состоялась презентация книг, посвященных Анне Кашинской. Новое издание книги протоиерея Серафима Архангелова с фотографиями крестного хода 1909 года «Во славу святой благоверной княгини Анны Кашинской» увидело свет благодаря трудам первой настоятельницы возрожденного Никольского Клобукова монастыря матушки Анны.

К торжествам была переиздана и книга Татьяны Ивановны Манухиной, написанная ею в эмиграции в Париже в 1954 году – «Святая благоверная Анна Кашинская» (Тверь, 2009). В этой книге есть и статья секретаря Кашинско-Калязинского землячества в Москве, краеведа Натальи Васильевны Быковской, посвященная роли исторических личностей в восстановлении церковного почитания святой. Н.В. Быковская – представительница еще одного рода городских благотворителей и участников Кашинского комитета по восстановлению церковного почитания святой Анны Кашинской в 1909 году – семьи Кункиных.

Келья преподобного Макария Калязинского, воссозданная в Алексеевском храме Никольского Клобукова монастыря. 2009 г. Фото автора
Келья преподобного Макария Калязинского, воссозданная в Алексеевском храме Никольского Клобукова монастыря. 2009 г. Фото автора
В 2008 году родственники купцов Манухиных (Алексей Владимирович Говядинов) и Кункиных (Наталья Васильевна Быковская), а также внук инициатора второй канонизации Владимира Павловича Кисловского (Владимир Сергеевич Кисловский) собрали средства для издания Кашинского генеалогического сборника (Тверь, 2008), приурочив его выпуск ко дню памяти Анны Кашинской. На торжествах 2009 года побывала и внучатая племянница профессора богословия МГУ Михаила Валерьяновича Зызыкина, происходившего из рода известных купцов-благотворителей города[22] (Татьяна Германовна Ливанова).

К юбилейным торжествам 2009 года было подготовлено красочное издание подарочного формата – «Житие святой Анны Кашинской».

Хочется надеяться, что долгожданное возвращение Воскресенского собора и юбилейные торжества в Кашине помогут возрождению исконного благочестия, которым всегда славился этот кафедральный город. Много еще предстоит потрудиться, чтобы полностью восстановить и Никольский Клобуков монастырь, и другие закрытые полуразрушенные монастырские и приходские храмы. О возобновлении прежнего духа Православия и возносили молитвы преподобной Анне все паломники 24 и 25 июня 2009 года.



[1] Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская. М.: Лодья, 2004. В книге этой используются материалы изданий: Архангелов Серафим, священник. Житие и чудеса святой благоверной княгини Анны Кашинской (СПб., 1909) и Манухина Т. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (Париж, 1954).
[2] Святая благоверная княгиня Анна Кашинская / Сост. С.Б. Шляпникова. Кашин, 2001. С. 75–76.
[3] Эту дату указывает в своей книге Т.И. Манухина. «Православная энциклопедия» указывает 1298 год. См.: http://www.pravenc.ru/text/115602.html.
[4] Дана в книге Т.И. Манухиной. «Православная энциклопедия» указывает 1307 год.
[5] Дана в книге Т.И. Манухиной. «Православная энциклопедия» указывает время между 1307 и 1318 годами.
[6] Житие и подвиги преподобныя благоверныя великия княгини инокини Анны Кашинския, новыя чудотворицы // http://www.krotov.info/acts/17/lyzlov/anna_kash.html
[7] Святая благоверная княгиня Анна Кашинская / Сост. С.Б. Шляпникова. С. 16.
[8] Там же. С. 18–19.
[9] Там же. С. 22–23.
[10] Там же. С. 26.
[11] Там же. С. 29.
[12] Там же. С. 37.
[13] Протоиерей Иаков Галахов – богослов, публицист. В советское время несколько раз был арестован, был в ссылках. Скончался около 1938 года в Казахстане.
[14] Приводится по книге: Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская. С. 226–227.
[15] Полный текст сочинения см.: http://www.kashin.info/content/view/488/29/
[16] Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская. С. 262.
[17] Там же. С. 265.
[18] Расстрелян в 1937 году.
[22] Жертвователи на Воскресенский собор в Кашине.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей 5 августа 2009, 20:28
Вопрос к автору статьи. Я родился в Кашине и до 18 лет жил в родном городе. Очень интересуюсь историей, собираю дореволюционные фотографии Кашина и его окрестностей. В моей коллекции около 300 фотографий до 1914 года. Заинтересовал снимок в начале статьи.Хотелось бы узнать источник.Заранее благодарен, Алексей.
Татьяна Петровна20 июля 2009, 21:18
Уважаемая Галина!
С трепетом прочитала Вашу статью. В ней Вы точно отметили деятельность церковного историка,протоиерея С.А.Архангелова по канонизации святой княгини Анны Кашинской. По приглашению Фонда ( Можавин В.В. , Быковская Н.В.) была в Кашине 24-25 июня с.г., посетила Клобуков монастырь, беседовала с матушкой Варварой. Книга моего деда используется при реставрации монастыря.Его книга "Описание Николаевского Клабукова монастыря" (с илл).имеется в областной библиотеке г Твери.

С уважением внучка С.А. Архангелова
Т.П. Архангелова
Дмитрий10 июля 2009, 12:39
Добрый день!
Позвольте в первых словах поблагодарить лично Галину Бесстремянную и администраторов уважаемого сайта за житийную, по сути, статью. Серезность автора к памяти преп. княгини-инокини Анны вызывает почтение. Ну и некоторые мысли тоже.
Анна Кашинская была канонизирована, как указывает автор, после "чудесного сна" и обретения мощей нетленными в 1650г. Читателю статьи предстает "Целомудрие брака, материнская любовь, безутешность вдовства, иноческие подвиги", что и явилось, представляется, причиною канонизации. И именно ей, слабой женщине, да еще и после смерти, довелось стать подлинной защитницей чистоты православия. У святой в 1678г. было "обнаружено" (спустя 28 лет после канонизации и к 310 годовщине блаженной кончины) двуперстное благословение, и этот факт пересилил все. Собственно, таковой факт был обнаружен и у всех(!) святых живших ранее открытия "истины" о перстосложении, но мудрые мужи, продвигавшие реформу в массы, их (т.е. святых) образумили. Было дано указание персты переложить, иконы исправить. Конечно, на местах случались перегибы вроде уничтожения "неправильных" икон и крестов (осьмиконечное изображение орудия спасения тоже было не в чести). Но в целом результат был, как говорят, налицо. Едет какой-нибудь сомневающийся в истине к мощам, и видит "святое" троеперстие у древнего святого, ну и сразу укрепляется. А вот в случае со княгинею Анною пошло как-то не так. Делают трудники нововерия свою тонкую работу - а после персты вновь оказываются сложенными в двоеперстие. Такое неблагоразумие преподобной вызвало справедливый гнев духовных властей. И начинается новый этап ее страданий за истину: новый осмотр (sic!) определил, что мощи "истлели и разрушились", в описании чудес "несогласия и неприличия(!)" и т.д. Ну и как вердикт: почитание святой "простановить". Однако чудеса на месте упокоения святой почему-то не прекращались, о чем весьма полно пишет уважаемая автор. И народное почитание пересилило официальную политику - святую вновь канонизировали. Вспоминается Сказавший "нет пророка в своем отечестве" и преследования Его, кои по сей день не прекращаются. То Крест Его перекладывают, то еще что... А все неудачно - жива Вера.
С уважением, Гольдштейн Дмитрий, 37 лет, верующий.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×