¬стреча с ѕравославием

“аинство причащени€.
„асть 3.  ак готовитьс€ к причастию

»споведь. ‘ото: ј.ѕоспелов / ѕравославие.Ru
»споведь. ‘ото: ј.ѕоспелов / ѕравославие.Ru
—в€тые тайны Ц тело и кровь ’ристовы Ц величайша€ св€тын€, дар Ѕога нам грешным и недостойным. Ќедаром они так и называютс€ Ц св€тые дары.

Ќикто на земле не может считать себ€ достойным быть причастником св€тых тайн. √отов€сь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. ƒушу мы готовим молитвой, пока€нием и примирением с ближним, а тело Ц постом и воздержанием. ѕодготовка эта называетс€ говением.

ћолитвенное правило

√отов€щиес€ к причастию читают три канона: 1) пока€нный ко √осподу »исусу ’ристу; 2) молебный ко ѕресв€той Ѕогородице; 3) канон ангелу-хранителю. “акже читаетс€ ѕоследование ко св€тому причащению, в которое вход€т канон к причастию и молитвы.

–екомендуетс€ прочесть все каноны в удобное врем€ в течение дн€ накануне причащени€, а молитвы к причастию Ц в день причащени€ утром, перед литургией.

¬се эти каноны и молитвы содержатс€ в  аноннике и обычном православном молитвослове.

Ќакануне причащени€ необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинаетс€ с вечера.

ѕост

ѕеред причастием приписываетс€ говение, пощение, пост Ц телесное воздержание. ¬о врем€ поста должна быть исключена пища животного происхождени€: м€сные, молочные продукты, а также €йца. ѕри строгом посте исключаетс€ и рыба. Ќо постные продукты также необходимо употребл€ть в умеренном количестве.

—упруги во врем€ говени€ должны воздерживатьс€ от телесной близости (5-е правило св€тител€ “имофе€ јлександрийского). ∆енщины, наход€щиес€ в очищении (в период мес€чных), не могут причащатьс€ (7-е правило св€тител€ “имофе€ јлександрийского).

ѕоститьс€, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, хран€ свою душу от мирских развлечений.

ѕродолжительность евхаристического поста обычно оговариваетс€ с духовником или приходским св€щенником. Ёто зависит от телесного здоровь€, духовного состо€ни€ причащающегос€, а также от того, насколько часто он приступает к св€тым тайнам.

ќбща€ практика поститьс€ перед причастием Ц не менее трех дней.

“ем, кто причащаютс€ часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1Ц2 дней.

“акже духовник может ослабить пост дл€ людей бол€щих, беременных и корм€щих женщин, а также учитыва€ другие обсто€тельства жизни.

√отов€щиес€ к причастию после полуночи уже не ед€т, так как наступает день причащени€. ѕричащатьс€ нужно натощак. Ќи в коем случае нельз€ курить. Ќекоторые ошибочно считают, что с утра нельз€ чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Ёто совершенно неправильно. ¬ Ђ”чительном известииї каждому св€щеннику предписана перед литургией чистка зубов.

ѕока€ние

—амым важным моментом в подготовке к таинству причащени€ €вл€етс€ очищение своей души от грехов, которое совершаетс€ в таинстве исповеди. ¬ душу не очищенную от греха, не примиренную с Ѕогом не войдет ’ристос.

ћожно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащени€. » если человек регул€рно исповедуетс€, то он может приступить к причастию без исповеди. ¬ этом случае обычно ссылаютс€ на практику некоторых ѕоместных ÷ерквей (например Ёлладской).

Ќо наш российский народ более 70 лет находилс€ в атеистическом пленении. » –усска€ ÷ерковь только-только понемногу начинает оправл€тьс€ от той духовной катастрофы, котора€ постигла нашу страну. ” нас очень мало православных храмов и св€щеннослужителей. ¬ ћоскве на 10 миллионов жителей всего около одной тыс€чи св€щенников. Ћюди невоцерковлены, оторваны от традиций. ќбщинно-приходска€ жизнь практически отсутствует. ∆изнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. ѕоэтому мы держимс€ практики исповеди перед каждым причащением.

 стати, о первых веках христианства. ¬ажнейший исторический пам€тник раннехристианской письменности Ђ”чение 12 апостоловї или по-гречески Ђƒидахеї, говорит: Ђ¬ день √осподень (то есть в день воскресный. Ц о. ѕ.√.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешени€ ваша, дабы чиста была жертва ваша. ¬с€кий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примир€тс€, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение √оспода: на вс€ком месте и во вс€кое врем€ надлежит приносить ћне жертву чистую, ибо я ÷арь великий, говорит √осподь, и им€ ћое чудно в народахї (ƒидахе, 14). » еще: Ђ¬ церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. “акой путь жизни!ї (ƒидахе, 4).

Ђ”чение 12 апостоловї €вл€етс€ авторитетным источником конца I Ц начала II века и дает нам €ркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма дл€ нас ценно.

¬ажность пока€ни€, очищени€ от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимс€ на этой теме.

ƒл€ многих перва€ исповедь и причастие стала началом их воцерковлени€, становлени€ как православных христиан.

√отов€сь к встрече дорогого гост€, мы стараемс€ получше убрать в своем доме, навести пор€док. “ем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовитьс€ прин€ть в дом своей души Ђ÷ар€ царствующих и √оспода √осподствующихї. „ем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он каетс€, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Ѕогом. Ќедаром люди св€тые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской.   преподобному авве ƒорофею пришел один знатный горожанин городка √азы, и авва спросил его: Ђ»менитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себ€ в своем городе?ї ќн ответил: Ђ—читаю себ€ за великого и первого в городеї. “огда преподобный снова спросил его: Ђ≈сли ты пойдешь в  есарию, за кого будешь считать себ€ там?ї „еловек тот ответил: Ђ«а последнего из тамошних вельможї. Ђ≈сли же ты отправишьс€ в јнтиохию, за кого ты будешь там себ€ считать?ї Ц Ђ“ам, Ц ответил он, Ц буду считать себ€ за одного из простолюдиновї. Ц Ђ≈сли же пойдешь в  онстантинополь и приблизишьс€ к царю, там за кого ты будешь считать себ€?ї » он ответил: Ђѕочти за нищегої. “огда авва сказал ему: Ђ¬от так и св€тые, чем более приближаютс€ к Ѕогу, тем более вид€т себ€ грешнымиї[1].

  сожалению, приходитс€ видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройд€ которую, они будут допущены к причастию. √отов€сь причащатьс€, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом дл€ прин€ти€ ’риста.

ѕока€ние св€тые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. ѕодобно тому, как воды крещени€ омывают нашу душу от грехов, слезы пока€ни€, плачь и сокрушение о прегрешени€х, очищают наше духовное естество.

ƒл€ чего мы каемс€, если √осподь и так знает все наши грехи? Ѕог ждет от нас раска€ни€, признани€ их. ¬ таинстве исповеди мы просим у Ќего прощени€. ѕон€ть это можно на таком примере. –ебенок залез в шкаф и съел все конфеты. ќтец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощени€.

—амо слово Ђисповедьї означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. —в€щенник в молитве перед исповедью читает: Ђ—и€ рабы “во€, словом разрешитес€ благоволиї. —ам человек разрешаетс€ от своих грехов посредством слова и получает от Ѕога прощение. ѕоэтому исповедь должна быть частной, а не общей. я имею в виду практику, когда св€щенник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегос€ епитрахилью. Ђќбща€ исповедьї была почти повсеместным €влением в советское врем€, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дн€м, а также постами, они были переполнены мол€щимис€. ѕоисповедовать всех желающих было просто нереально. ѕроводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. —ейчас, слава Ѕогу, храмов, где проводитс€ подобна€ исповедь осталось очень мало.

„тобы хорошо подготовитьс€ к очищению души, нужно перед таинством пока€ни€ поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. ¬ этом нам помогают книги: Ђ¬ помощь кающимс€ї св€тител€ »гнати€ (Ѕр€нчанинова), Ђќпыт построени€ исповедиї архимандрита »оанна ( ресть€нкина) и другие.

»споведь нельз€ воспринимать, как только духовную моечную, душевую. ћожно возитьс€ в земле и гр€зи не бо€тьс€, все равно потом все отмоетс€ в душе. » можно идти грешить дальше. ≈сли человек подходит к исповеди с такими мысл€ми, он исповедуетс€ не во спасение, а в суд и осуждение. » формально Ђпоисповедавшисьї, разрешение грехов от Ѕога он не получит. Ќе так все просто. √рех, страсть наносит душе большой вред, и даже принес€ пока€ние, человек несет последстви€ своего греха. “ак у больного, переболевшего оспой, остаютс€ на теле шрамы.

Ќедостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усили€ к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращатьс€ более к нему. “ак врач удал€ет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива.  онечно, не просто сразу оставить грех, но кающийс€ не должен лицемерить: Ђѕокаюсь Ц и дальше буду грешитьї. „еловек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправлени€, более не возвращатьс€ ко греху. „еловек должен просить у Ѕога помощи дл€ борьбы с грехами и страст€ми.

“е, кто редко исповедуютс€ и причащаютс€, перестают видеть свои грехи. ќни удал€ютс€ от Ѕога. » наоборот, приближа€сь к Ќему, как »сточнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. ѕодобно тому, как €ркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещени€.

√осподь не ждет от нас земных даров и приношений, но: Ђжертва Ѕогу Ц дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Ѕог не уничижитї (ѕс. 50: 19). » готов€сь соединитьс€ со ’ристом в таинстве причащени€, мы приносим ≈му эту жертву.

ѕримирение

Ђ»так, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против теб€, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твойї (ћф. 5: 23Ц24), Ц говорит нам слово Ѕожие.

—мертно согрешает тот, кто дерзает причащатьс€, име€ в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

ќ том, в какое ужасное греховное состо€ние могут впасть люди, приступающие к причащению в состо€нии гнева и непримирени€, рассказывает  иево-ѕечерский патерик. ЂЅыли два брата по духу Ц диакон ≈вагрий и св€щенник “ит. » имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ќенавид€щий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 ѕетр. 5: 8), возбудил между ними вражду. » такую ненависть вложил он в них, что они уклон€лись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. ћного раз брати€ молили их примиритьс€ между собой, но они и слышать не хотели.  огда “ит шел с кадилом, ≈вагрий отбегал от фимиама; когда же ≈вагрий не отбегал, “ит проходил мимо него, не покадив. » так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к св€тым тайнам: “ит, не прос€ прощени€, а ≈вагрий, гнева€сь, Ц до того вооружил их враг. ќднажды “ит сильно разболелс€ и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “ѕрости мен€, ради Ѕога, брат мой, что € напрасно гневалс€ на теб€”. ≈вагрий же отвечал жестокими словами и прокл€ти€ми. —тарцы, вид€, что “ит умирает, насильно привели ≈вагри€, чтобы помирить его с братом. ”видев его, больной приподн€лс€ немного, пал ниц к его ногам и сказал: “ѕрости и благослови мен€, отец мой!” ќн же, немилостивый и лютый, отказалс€ простить в присутствии всех, говор€: “Ќикогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. » вдруг ≈вагрий вырвалс€ из рук старцев и упал. ≈го хотели подн€ть, но увидели, что он уже мертв. » не могли ему ни руки выт€нуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Ѕольной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. » ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. —о многим плачем погребли ≈вагри€. –от и глаза у него так и оставались открытыми, а руки раст€нутыми. “огда старцы спросили “ита: “„то все это значит?” » он рассказал: “¬идел € ангелов, отступавших от мен€ и плачущих о моей душе, и бесов, радующихс€ моему гневу. » тогда начал € молить брата, чтобы он простил мен€.  огда же вы привели его ко мне, € увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда ≈вагрий не простил мен€, он ударил его и тот упал мертвый. ћне же ангел подал руку и подн€л мен€”. ”слышав это, убо€лись брати€ Ѕога, сказавшего: “ѕрощайте, и прощены будете” (Ћк. 6: 37)ї[2].

√отов€сь к причащению св€тых тайн нужно (если только есть така€ возможность) попросить прощени€ у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. ≈сли не представл€етс€ возможным сделать это лично, нужно примиритьс€ с ближними хот€ бы в своем сердце.  онечно, это бывает не просто Ц все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюби€). Ќо как мы можем просить у Ѕога прощени€ своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Ќезадолго до причащени€ верующих на Ѕожественной литургии поетс€ молитва √осподн€ Ц Ђќтче нашї.  ак напоминание нам, что Ѕог только тогда Ђоставит (простит) нам долги (грехи) нашиї, когда и мы оставим Ђдолжником нашимї.

(ѕродолжение следует.)

Священник Павел Гумеров

5 августа 2009 года

[1] Дорофей, авва. Поучения, послания, вопросы, ответы. М., 1991. С. 48–49.
[2] Киево-Печерский патерик. М., 1911. С. 55.
 омментарии читателей
2009-09-22
18:42
јлексей:
Ќо всЄ же в "”чительном известии" не совсем так: акцент как раз на том, чтобы не проглотить воды - т.е. рекомендуетс€ "исчистить зубы и измыть уста" именно с вечера (и акцент на этом), чтобы от воды ничего в гордань не впало; либо утром измыть уста, "но ничтоже от воды поглотити":

ƒќЅ–≈ ”Ѕќ ¬—я  —ќ“¬ќ–»“ ѕ–»„ј—“»“»—я ’ќ“яў»…, јў≈ «”Ѕџ — ¬≈„≈–ј »—„»—“»“, » ”—“ј —¬ќя »«ћџ≈“, я ќ ƒј Ќ≈ „“ќ ¬ќ”“–»≈ ќ“ ¬ќƒџ ¬ √ќ–“јЌ№ [≈√ƒј »«ћџ¬ј≈“ ”—“ј] ¬ѕјƒ≈“, » «јѕя“ Ѕ”ƒ≈“ —Ћ”∆»“», »Ћ» ѕ–»„ј—“»“»—я  “ќ. јў≈ ∆≈ » ¬ќ”“–»≈ —ќ’–јЌЌќ ”—“ј »«ћџ≈“, ¬ќ ≈∆≈ Ќ»„“ќ∆≈ ќ“ ¬ќƒџ ѕќ√Ћќ“»“», Ѕ≈« ”—”ћЌ≈Ќ»я ƒј —Ћ”∆»“.
2009-08-30
19:09
јнна:
¬ спешных "трудах" (комментарий от 2009-08-29) "потер€ла" постскриптум: "седовласый пастырь" - это гипотетически, ориентиру€сь на визуальное оформление статьи. Ќесоответствие в "звании" не смущает - опубликованные работы св€щенника ѕавла достойны подлинного уважени€.
2009-08-29
16:57
јнна:
Ѕатюшка вдумчиво, обоснованно и €рко - так, что читать интересно и
поучительно отнюдь не только неофитам - изложил установленные правила
подготовки мир€н к “аинству св€того ѕричащени€. ѕозвольте высказатьс€ в
адрес €влени€ "непри€ти€" православной традиции подготовки к
причастию, базиру€сь на трех соответствующих комментари€х (это не к
конкретному человеку, а потому дл€ удобства пишу "ты").

≈сли ты "просто зашел" и "там нужно остатьс€" - ничего не выйдет, даже
если это "зашел" будет оснащено соответствующим документом об
образовании, со всеми "вытекающими". ƒл€ теб€ это будет нескончаемо
долго, муторно до противного, порой мучительно. ј если ты
по-насто€щему почувствовал, что без √оспода ни в ком и ни в чем нет
ровно никакого смысла, если ты пришел Ђпо любвиї - ты об€зательно будешь
полноценно согрет теплом насто€щего –одительского ƒома. Ёто не значит,
что в храме (если св€щенник - то и в благочинии) будут обласкивать -
скорее, наоборот. Ќо √осподь об€зательно сделает теб€ живым, "теплым",
сильным - —воим. “еб€ огорчит, но не очень испугает то, что мир воюет
с тобой "крещендо" и уже совсем "не по-детски". ќн и сейчас с тобой
воюет - использует теб€, но теплохладный - ты его устраиваешь. ≈сли
устоишь в »стине, со временем мир направит против теб€ такие
потенциалы, о существовании которых ты и не подозревал. —ообразишь:
ты вырос, стал сильнее. яв€т себ€ ситуации, в которых земные средства
безсильны. “во€ любовь к Ѕогу приобретет оттенки благодарности, а
бо€знь ≈го обидеть добавит формулировку: саможаление - смерть. ¬от
тогда где-то глубоко в твоем чистом взоре "прогл€нет" Via Dolorosa, и
тебе диким покажетс€ обращение к седовласому пастырю в форме
"приходило в голову - не приходило в голову". “ебе самому не придет в
голову "проталкивать" чужеземные безумные идеи о причащении без
исповеди. “ы будешь горько сознавать, что въевшийс€ в гены твоего
народа холодный ужас красного террора, почти столетие тотального
беззакони€, низведшего наши души до посто€нной готовности слукавить и
"укусить", дабы защититьс€, насажденный разгулом безбожи€ культ "жизни
дл€ себ€" - это достаточное основание дл€ того, чтобы не допустить
теб€ до —в€той „аши без исповеди. ѕлюсуем привнесенную демократией и
ставшую привычной душевную "все€дность" и многодозволенность.
ѕравославна€ –усь по-прежнему мудро, со страхом Ѕожиим относитс€ к
“аинству ≈вхаристии, дабы не переполнить чашу ¬ышнего долготерпени€
недостойным причащением огромной массы людей. » у теб€ достанет разума
и совести не выискивать конкретного "параграфа в законодательстве" по
этому поводу. “ебе будет достаточно осознани€ своей ответственности в
св€зи со св€тоотеческим предупреждением: грехи издают зловоние. ¬едь
никто никогда еще не пыталс€ пересмотреть этические нормы,
заставл€ющие тратить силы, врем€ и средства на устранение означенного
€влени€ в смысле физическом. Ќаоборот - на наши собственные
обон€тельные рецепторы работает цела€ мирова€ индустри€. ј
приуготовить себ€ надлежащим образом к самому главному в жизни -
причащению —в€тых ’ристовых “аин - сегодн€ пытаютс€ сравнивать с
епитимией. ¬ообще-то человек перестает воспринимать соблюдение правил
личной гигиены как наказание где-то к школьному возрасту. «ачем
низводить бурсу до уровн€ детского сада? » не будем фантазировать -
Ђшаблоновї в церкви нет, в статье батюшки это конкретно и обсто€тельно
отражено, и на практике дифференцированный подход реально
осуществл€етс€. » никто не отстранит, если чего-то "недочитали". Ќо
жаль, если человек всем этим злоупотребл€ет, ведь он изначально
располагает гигантским духовным потенциалом, который рискует быть
обращенным против самого человека и других людей. Ќу попробуйте
недооценить выработанный специалистами свод правил "любой"
безопасности: от дорожного движени€ до €дерного производства - мол,
"формальный подход". ј потому "кто говорит, что на войне не страшно,
тот ничего не знает о войне". ј что касаетс€ "вычитывани€" - это
только поначалу, когда уже за одно послушание человек бывает
вознагражден утешением и новыми силами. ќчень скоро правило
запоминаетс€ практически наизусть, и это уже не чтение (право,
говорить неудобно общеизвестное, извините) - но мысль, позже Ц чувство,
ориентированное на давно уложенное пам€тью в сердце слово молитвы.
¬едь это совсем не долго и очень действенно. ¬
этом и заключаетс€ означенный в руководствах "неформальный подход". Ќе
прочитать - прожить надо. Ёто самое ценное врем€ в твоей жизни, ты это
потом поймешь.

≈сли ты действительно возлюбил Ѕога, ты сумеешь "выжить" и среди
засиль€ "ветийства суемудренного", где в чести умение снабжать
непри€зненный тон дерзкими выпадами и подхваливани€ми одновременно. —о
временем начнешь видеть вс€кую неправду с первой подачи, и уже никто
не закинет на твою возделанною почву заморскую "пустышку" типа "зачем
православные традиции", сравнива€ наш многовековой (разумеем -
проверенный!) духовный опыт с "€зыческим пленом". ј пока - как это в
том фильме: "Ќет, реб€та, вы не русские." Ќет, дорогие Ђправославные христианеї...
2009-08-23
21:03
 онстантин:
ѕравильно ¬ы пишете, но это скорее всего дл€ людей уже воцерковленных, которым в общем-то это и так известно.
ј каково начинающим (неофитам)? Ќа первом этапе они "зашли" в храм к богу, а на втором, им там нужно "остатьс€". ј если не прочитать одного из канонов или съесть что-то не то? ”же к причастию приступать нельз€?
 ниги Ђ¬ помощь кающимс€ї, Ђќпыт построени€ исповедиї безусловно хороши, но создаетс€ такое впечатление, что достаточно выполнить лишь определенные правила (законы) - попоститьс€, примиритьс€, прочесть каноны (специально не написал помолитьс€), исповедатьс€, причаститьс€. ’от€ тут же пишетс€ , что не должно быть формального подхода.
Ќо ведь набор правил - это же и есть формальный подход.
 ак в таком случае спастись?

ѕрости господи.
р.б.  онстантин
2009-08-06
17:22
јндрей Ўишков, ћƒји—:
ќтче, потому и воспринимаетс€ “аинство »споведи нередко как формальность, что оно об€зательно прив€зываетс€ к ѕричащению. 70 лет атеистического режима не €вл€ютс€ обоснованием строгой прив€зки исповеди к причастию. ѕросто частота причащени€ христианина должна соотноситьс€ с подготовкой, а у нас дл€ всех требовани€ к подготовке одинаковые: и дл€ тех, кто раз в год причащаетс€, и дл€ тех, кто раз в неделю - это же неправильно. ѕочему нельз€ не придумывать один шаблон, а подходить к разным случа€м по-разному.
’орошо, что пишутс€ статьи про ≈вхаристию, потому что именно это нужно церковному народу сейчас - воцерковление. Ќо плохо, когда используютс€ шаблоны прошлых веков, когда сама жизнь была друга€.
¬ам никогда не приходила в голову мысль, что практика говени€ очень похожа на епитимью? ј если это так, то откуда она вз€лась, за что давалась и все ли под нее подпадают в насто€щее врем€.
—паси √осподи вас за ваши труды.
2009-08-05
23:24
ѕравославный христианин:
≈сли духовенство –ѕ÷ будет продолжать проповедовать ѕравославные традиции, а не »исуса ’риста расп€того и воскресшего думаю мы ещЄ долго будем выбиратьс€ из €зыческого плена.
2009-08-05
14:26
јнна:
Ѕольшое спасибо за такую полезную статью!!!
≈сли честно, € и сама всегда думала, что перед ѕричастием нельз€ зубы чистить, чтоб не проглотить и капельки воды...
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: