Святыни и святые Гластонбери

Гластонберийская икона Божией Матери
Гластонберийская икона Божией Матери
Гластонбери, расположенному в графстве Сомерсет на юго-западе Англии, уже примерно 4000 лет. Первыми жителями его были земледельцы, заселившие современный Сомерсет еще в V тысячелетии до Рождества Христова.

Первоначально Гластонбери был островом и назывался Авалон. Он был со всех сторон окружен озерами и частично болотами. Первые жители Гластонбери строили довольно примитивные деревянные постройки и изготовляли простые изделия. В 1890 году археологами под землей в окрестностях Гластонбери было найдено десять древних хижин. Римское господство в Англии, начавшееся в I веке по Р.Х., слабо заметно в этом городе. Англо-саксы называли Гластонбери «Глэстенбург», так как верили, что первыми населяли это место глэстинги – древняя народность неизвестного происхождения.

Хотя в наше время в Гластонбери проходят ежегодные рок-фестивали, собирающие тысячи фанатов, регулярно совершаются магические ритуалы оккультно-мистического движения нью-эйдж и язычники неплохо приживаются в этом городе, все же не стоит забывать и о том, что вот уже почти 2000 лет Гластонбери считается одним из наиболее святых мест в Англии. Его даже прозвали «английской Святой Землей».

Гластонберийская икона Божией Матери

Город Гластонбери стал процветать после того, как в нем около 703 года благоверным королем Иной Уэссекским было основано аббатство, посвященное Господу Иисусу Христу и Пресвятой Деве Марии. И это было уже не первое аббатство на Гластонберийской земле. С древнейших времен это место было местом особого почитания Божией Матери. Еще задолго до короля Ины здесь, по преданию, стояла церковь во имя Пресвятой Богородицы, хранившая древнюю чудотворную икону Пречистой Девы. Эту икону называли «Богородица Гластонберийская».

Гластонберийский образ, согласно многочисленным преданиям, был написан еще в I веке. Он пребывал в аббатстве вплоть до времени позднего средневековья. Сама же церковь, хранившая эту дивную и уникальную святыню, была выстроена из прутьев и соломы. Многочисленные паломники стекались в Гластонбери со всех уголков Британии и из других стран Европы. Англосаксонские и норманнские короли были большими благотворителями аббатства, и население города все возрастало. И короли, и знатные люди, и ученые, и торговцы, и землевладельцы, и крестьяне, и пастухи, и ремесленники, и воины – все приходили в Гластонбери просить помощи и заступничества у Пресвятой Богородицы и в дни мира, и в годины войн и бедствий. И Она всегда помогала, а иногда и являлась людям в видениях. Позднее в обители Гластонбери появилось скульптурное изображение Богоматери, именовавшееся «Богородица Гластонберийская». Оно тоже находилось в церкви во имя Божией Матери, сооруженной из прутьев.

В 1184 году в монастыре Гластонбери случился сильный пожар, в котором полностью сгорели главная монастырская церковь и церковь Богородицы, однако статуя Богородицы чудом выжила. Реконструкция монастыря началась сразу же, при короле Генрихе II, а закончилась уже после его смерти – в 1191 году. Гластонберийскую статую Божией Матери поместили в выстроенный новый предел Богородицы.

Особое почитание святыни Гластонбери продолжалось до XVI века, когда этот поистине удивительный монастырь был полностью разрушен во время Реформации. В 1539 году по указу Генриха VIII монастырь был распущен, а невинного аббата Ричарда Уайтинга повесили и четвертовали. Вместе с аббатом были казнены несколько монахов. Любимая и почитавшаяся всеми статуя Богородицы «Гластонберийская» тогда бесследно исчезла.

От первоначального монастыря Гластонбери сейчас остались почти одни руины, частично сохранились лишь некоторые монастырские постройки, например кухня аббатов (XIV в.). Но и после осквернения и уничтожения святынь гластонберийской земли впечатляющие руины этой обители (а огромная церковь аббатства была не менее 550 футов в длину), возвышающиеся над живописными заливными лугами Сомерсета, никогда не переставали напоминать о том, что это место избранно Богом и Пресвятой Богородицей. И в начале XX века это святое место снова начали почитать и возрождать.

В 1939 году, через 400 лет после варварского уничтожения аббатства «реформаторами», началось строительство католической церкви во имя Пресвятой Богородицы в Гластонбери, а в 1955 году была построена и помещена в эту церковь новая долгожданная статуя Любимицы и Покровительницы Англии, а особенно Гластонбери – Богородицы «Гластонберийской». А около 30 лет назад несколькими иконописцами, в числе которых был отец Марк из Русской Зарубежной Церкви, была написана православная икона Богородицы «Гластонберийская». Совершилось чудо, Богоматерь явила Свою милость, и прежнее Ее почитание на этой земле ныне возрождается. В Гластонбери появилось православное присутствие, сюда совершаются ежегодные паломничества православных, католиков и англикан, проводятся богослужения, в том числе и православные. Здесь служатся молебны, совершаются крестные ходы с гластонберийской святыней – образом Гластонберийской Госпожи. О Гластонбери ныне снова знают и говорят как о великой святыне, «английской Святой Земле», почитают наравне со святым островом Линдисфарн – «английским Афоном», Уолсинхемом – «английским Назаретом» и другими святыми местами Англии.

Земля святых

Праведный Иосиф Аримафейский
Праведный Иосиф Аримафейский
На протяжении столетий Гластонбери был славен многочисленными угодниками Божиими.

По преданию, праведный Иосиф Аримафейский в I веке сделал центром своей проповеди в Англии именно Гластонбери.

Праведный Иосиф был богатым и знатным членом синедриона из города Аримафеи (Рамафы). Он был тайным учеником Спасителя. О нем упоминают все четыре евангелиста. Хотя он и был членом синедриона, но не участвовал в «совете и деле» иудеев, вынесших смертный приговор Господу. После распятия и смерти Спасителя он дерзнул пойти к Пилату и просить у него тело Господа, которое и предал погребению при участии праведного Никодима, тоже тайного ученика Христа. Они сняли с Креста тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) в саду Гефсиманском, в пещере, вырубленной в скале. Тут же были Богоматерь и святые жены-мироносицы. Привалив тяжелый камень к двери гроба, они удалились. Святой Иосиф, по преданию, был одним из просветителей Англии и скончался мирно возле Гластонбери.

Как говорит предание, появившееся в начале II тысячелетия, святой Иосиф вместе со святыми Марфой, Марией и Лазарем отправились миссионерами в Галлию, после чего другие остались на континенте, а Иосиф отправился проповедовать слово Божие в Британию. Он построил церковь в Гластонбери, посвященную Божией Матери. Возможно, это была самая первая церковь Божией Матери в мире. Это была та самая церковь, сгоревшая в пожаре 1184 года, о которой мы уже упоминали. Другие святыни, связанные со святым Иосифом, бережно хранили православные, а затем католические монахи Гластонбери. Протестанты уничтожили икону Божией Матери «Гластонберийская» (хотя, возможно, она исчезла и раньше), написанную, согласно легенде, самим Иосифом по повелению ангела, дабы показать великую преданность Богородице (это, возможно, была первая икона Божией Матери в Англии!).

По преданию, о котором повествует современный христианский публицист Владимир Мосс, «когда святой Иосиф начал проповедовать в Гластонбери благую весть Иисуса Христа, местные жители противостояли ему: кричали и забрасывали его камнями. Но он не устрашился и продолжал проповедь. Однажды, когда на холме Виариал Хилл святой Иосиф говорил в праздник Рождества Христова о том, как Царь царей родился в хлеву и лежал в яслях, толпа стала требовать знамения. Тогда он услышал голос, говоривший ему, чтобы он воткнул свой посох в землю. Святой сделал так, и за несколько минут посох выпустил ветки, почки и расцвел. Видя такое знамение, народ уверовал. Это растение прижилось. Ботаники относят его к терновнику либо к одному из видов боярышника. Терновник Гластонбери не приживается путем посадки отростков, но его можно привить на родственное растение. Он не плодоносит, но зацветает в мае и в день Рождества Христова по юлианскому календарю. В 1582 году календарь в Англии был смещен на 11 дней в соответствии с календарем папы Григория XIII, введенным в Западной Европе. В день Рождества собралась толпа посмотреть, прореагирует ли растение на изменение даты Рождества. Однако дерево отказалось следовать календарю папы и зацвело на 11 дней позже. Так продолжается и по сей день.

Протестанты уничтожили гластонберийский терновник, но побеги его сохранились, и терновник существует по сей день. Начиная с 1929 года вошло в обычай подносить эти цветы правящему монарху».

Кстати, именно гластонберийский терновник держит в руке Богоматерь на Гластонберийском образе.

Память праведного Иосифа Аримафейского в неделю жен-мироносиц.

По другим преданиям, Гластонбери неоднократно посещал покровитель Уэльса святитель Давид (память 1/14 марта), который, возможно, основал здесь обитель, но сведений о ней почти не сохранилось. По некоторым преданиям, в Гластонбери какое-то время подвизались покровители Ирландии святитель Патрик († 493?, память 17/30 марта) и преподобная Бригитта Кильдарская († ок. 525, память 1/14 февраля). Британский миссионер и историк святой Гильдас Мудрый († 570), находясь в Бретани, писал, что обитель в Гластонбери в его время уже была известна как прославленный монашеский центр.

С Гластонбери также связана память и об иных святых. Это благоверный король Уэссекса Ина, правивший с 688 по 726 год. Он основал (а скорее, возродил) аббатство в Гластонбери, а в 726 году отрекся от престола и закончил свои дни монахом в Риме. Он почитается вместе со своей супругой святой Этельбургой 8/21 сентября. 23 октября/5 ноября совершается память святой Эльфледы Гластонберийской (874–936), принцессы из Англии, уехавшей в Гластонбери и долгое время подвизавшейся в полном уединении и затворе. Ее весьма почитал святитель Дунстан Кентерберийский († 988, память 19 мая/1 июня). Святитель Дунстан сам вел отшельническую жизнь в Гластонбери, став его аббатом в 940 году. Именно с Гластонбери началось духовное возрождение Англии и восстановление в ней монашества в X веке. Часть мощей святого Дунстана долгое время хранилась в этой обители, которую он очень любил и оберегал. Благодаря этому великому архипастырю Гластонбери стал одним из мощнейших и влиятельнейших монастырей страны и долгое время находился под покровительством короны.

30 октября/12 ноября совершается память святителя Кентерберийского Этельнода († 1038), который подвизался в Гластонбери, до того как в 1020 году его избрали 32-м архиепископом Кентерберийским.

В Гластонбери в молодости подвизались и святители Ательм и Бритвальд Кентерберийские, а последний, возможно, был здесь настоятелем.

Святитель Бритвальд
Святитель Бритвальд
Другой святой с именем Бритвальд – епископ Рамсберийский († 1045, память 22 января/4 февраля) – тоже тесно связан с Гластонбери. Он был монахом в Гластонбери, в сан епископа Рамсберийского был возведен в 1005 году. Впоследствии он перенес свою кафедру в Олд-Сарум. Святитель Бритвальд был великим благотворителем монастырей Мальмсбери и Гластонбери, где был похоронен. Ему являлись видения, он имел дар пророчества.

5/18 февраля совершается память мучеников Гластонберийских: Индракта, сестры его Доминики (Друзы) и с ними прочих мучеников, родом из Ирландии, замученных вблизи Гластонбери после возвращения их из паломничества в Рим. Их мощи долгое время пребывали в Гластонбери.

В этом прославленном монастыре обучался и подвизался апостол Швеции святой Зигфрид.

24 августа/6 сентября совершается память святителя Патрика Старшего, епископа в Ирландии, мощи которого были впоследствии перенесены в Гластонбери. В Гластонбери также подвизался святой отшельник Неот († после 880, память 31 июля/13 августа), который впоследствии перешел в Корнуолл вести уединенную жизнь в местечке, носящем сейчас название Сент-Неот. Мощи святого Неота хранились в деревне графства Кембриджшир, тоже названной в честь святого Сент-Неотс. Святого Неота также почитают в Молверне.

Знаменита история о том, что благоверный король Уэссекса Альфред Великий перед решающей битвой с датчанами ходил в Гластонбери брать благословение у святого подвижника Неота, который молился за короля и свою страну и предсказал Альфреду победу над язычниками.

Пресвятая Богородица, просиявшая во граде Гластонбери Своей дивной иконой и чудесами, спаси нас, грешных!

Все святые угодники Гластонберийские, молите Бога о нас!

Дмитрий Лапа

29 сентября 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Russell M. Liddiatt26 октября 2009, 19:41
Sorry the English translation here is that of a school child of 5 to 6 years old.Unfortunatly in many places it does not make any sense at all!!
Glastonbury now, isseen to the average visitor to have more importanance as a place associated with the Arthurian legend. It was said that both King Arthur and his wife were buried here in the mythical Vale of Avalon," other writers and poets place Avalon near Chepstow in Monmouthshire." Certainly if you ignore the New Age shops that are everywhere in the town, selling Crystals and other silly ideas and forget the Festival with its modern pop music and followers - the Tor and ruins do give a mystical feeling; especially in the evening. As a holy place in England, it is just as important as Lindisfarne (Holy Island,A.D. 635) and Walsingham ( the Shrine of our Lady, 1061).
Дмитрий10 октября 2009, 10:25
Уважаемый Родион,
Гластонберийский терновник находится в городе Гластонбери. Он сейчас представляет собой небольшое деревце - около 4 м в высоту. Насколько мне известно, от него отрезали несколько черенков (3 или 4) и посадили в другом месте. Они сейчас тоже существуют.
Наталья 6 октября 2009, 13:14
Мне было очень приятно узнать о православных святынях Англии, хотелось бы почаще читать подобные статьи. Раба Божья Наталья
р.Б. Родион. 5 октября 2009, 10:50
Спаси Господи за очередную интересную статью. А где сохранилось сейчась чудесное растение - терновник и что оно представляет - деревцо или куст. Можно ли указать точнее где его увидеть?
Sergej29 сентября 2009, 22:32
Spasibo,dovolno taki chasto bivaju v U.K.Ka cherez internet uznat mestonahozjdenie pravoslavnih hramov,prihodov.S uvazjeniem r.B. Sergii
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×