Святой Феодор Тарсийский, архиепископ Кентерберийский

О, вера Англии, которой в древности учили верные пастыри овец Христовых, освящение нашей нации… Наши отцы слышали и из маленькой хижины, и в королевской зале зов трубы, раздававшийся из-за моря… Наши отцы хранили полученную веру, провозглашенную святыми, исповедуемую святыми, защищенную святыми своей смертью.

Т.А. Лейси (1853–1931)

Для православного христианства епископ – икона Христа, посредник между Богом и человеком. Тяжелый крест, который он несет, требует незаурядных способностей и великих жертв. С одной стороны, епископ должен любить молитву и аскетическую жизнь, содействующую развитию молитвы. С другой стороны, он должен обладать знаниями, быть образованным, иметь духовный опыт, а свою православную веру проявлять тактичной любовью пастыря. У него также должны быть организаторские и административные способности. Иными словами, он должен любить Бога всем сердцем (молитва), всей своей душой (вера, приведенная в действие) и всем своим разумом (организация), как сказано в Евангелии от Матфея (22: 37). Как епископ, он должен достигать совершенства. Этим объясняется, например, то, почему хорошие и даже святые монахи часто не становятся хорошими епископами: они обычно либо не обладают административными способностями, либо не имеют пастырского опыта. Нередки случаи, когда епископ – ученый, но не имеет организаторских способностей, не ведет духовную жизнь; или епископ – бюрократ, ставленник государства. Увы, это распространенное явление в некоторых Поместных Православных Церквях и нашего времени. Такой епископ будет управлять епархией как акционерным обществом, создавая духовный вакуум, подобный иссохшей смоковнице.

Епископы, обладающие всеми необходимыми дарами: молитвенники, хорошие пастыри и администраторы, совмещающие духовное и практическое без противоречий, – являются в большинстве своем святыми или отцами Церкви. Достаточно лишь вспомнить святителя Амвросия Медиоланского, блаженного Августина Иппонийского, святителя Григория Двоеслова или – на Востоке – святителя Афанасия Великого, а также трех великих святителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.

В церковной истории Англии Кентерберийская кафедра тоже породила трех великих иерархов и митрополитов Английской Церкви: святых Августина, апостола англов († 604), Феодора из Тарса (602–690) и Дунстана Кентерберийского (909–988). Каждый из них сыграл ключевую роль в важные моменты истории Церкви в Англии и в национальной истории.

Святой Августин (память 27 мая), скромный монах, основал Церковь среди народа англов, но прожил в Англии сравнительно мало, не успев развернуть церковную жизнь в юго-восточной части острова и преодолеть язычество среди других англов или положить конец этнической вражде далеких, изолированных кельтов.

Святой Дунстан (память 19 мая), аскет-созерцатель и одновременно государственный деятель, восстановил монашескую жизнь и ученость в Англии после набегов на нее викингов, был покровителем процветавших тогда английского искусства и архитектуры, короновал первого короля всей Англии святого Эдгара Миротворца, помирившего все кельтские народы на этих островах.

Но наш рассказ о замечательной жизни и деятельности святого Феодора (память 19 сентября), грека по национальности, который, прибыв в латинскую Церковь Англии, объединил саксов и кельтов и тем самым способствовал просвещению всей северо-западной Европы светом Христовым.

После примерно 600 года восточные и западные христиане, хотя у них и была общая вера во Христа, редко где общались друг с другом (исключением была разве что Италия). Хронисты упоминают лишь четырех греческих клириков, посещавших Англию, хотя их, должно быть, было больше: наверняка в Англии трудились греческие живописцы, украшая храмы. В Мальмсбери, как было записано в летописях, жил греческий монах Константин. В Эли был греческий епископ, близкий к королевскому дому святого Эдгара (согласно «The Liber Eliensis»). Немногим позднее, примерно в 983 году, в Англии проповедовал отшельник из Антиохии святой Симеон. Четвертым греком, жившим в Англии, наиболее выдающимся, был святой Феодор Кентерберийский, митрополит Британии.

Так кем же он был и каковы его деяния?

Святой Феодор происходил из города Тарса, родины апостола Павла (теперь это юг современной Турции, приблизительно в 100 милях от северо-восточного побережья Кипра). Он родился, вероятно, в 602 году, и ему не было и 30 лет, когда он должен был узнать о захвате Антиохии арабами. Его родной город пал прежде 661 года и попал под власть халифов из династии Омейядов. Известно, что святой Феодор обучался в Афинах, был сведущ в светских и богословских науках, разбирался в математике и астрономии и, конечно, знал латынь. Мы не знаем, когда точно он переехал в Рим. Тысячи греков в то время селились в Италии, особенно в Риме, скрываясь от мусульманских захватчиков и гонений со стороны еретиков-монофилитов, поддерживаемых императором Ираклием из политических соображений.

Кафедра Кентербери пустовала, и папа Виталиан подыскивал для нее подходящего кандидата. Папа считал, что туда, в Британию, необходимо направить ученого монаха, способного примирить ее народы, имевшие различный подход к христианству. Сначала его выбор пал на Адриана, монаха из византийской Африки, аббата монастыря возле грекоязычного Неаполя. Но Адриан отказался. Тогда папа подумал об иеромонахе Андрее, но здоровье того было слабым. Тут он обратил внимание на пожилого греческого монаха Феодора, который принял его предложение. Папа попросил Адриана поехать вместе с Феодором в Британию. Возможно, святой Феодор сам попросил, чтобы Адриан поехал вместе с ним. Есть такое предположение, что Адриан знал два языка и принадлежал двум культурам, поэтому легко мог стать советником Феодора и помочь ему понять, следовало ли ему вводить какие-либо греческие обычаи или же такие неосторожные действия могут смутить новообращенных англов. Этот пожилой монах-грек из Киликии был посвящен в иподиакона, подождал четыре месяца, пока его волосы отрастут для пострижения римской тонзуры[1], и после рукоположения его во диакона и во священника папа совершил над ним хиротонию во епископа. Это произошло в воскресенье 26 марта 668 года, на следующий день после праздника Благовещения. И оба – Феодор и Адриан – уже на следующий день отправились в Англию вместе с еще одним монахом – англичанином, по имени Бенедикт Бископ, которому предстояло основать монастырь в Уирмуте в далекой Нортумбрии и совершить три паломничества в Рим. Несомненно, Бенедикт Бископ научил их староанглийскому языку и рассказал о положении дел в Церкви на Английской земле. По пути они проезжали мимо Марселя, Ари и Парижа. В Париже они встретились со святителем Агильбертом, бывшим епископом Дорчестера-на-Темзе в Англии († 685; память 11 октября; позднее стал епископом Парижским). Святой Феодор, конечно, получил большую пользу от этой встречи, узнав много нового о христианстве в Англии. Путешественники добрались до Кентербери через год с лишним после своего отъезда – 27 мая 669 года. Новому архиепископу было уже 67 лет. Кентерберийская кафедра оставалась вакантной уже как минимум пять лет. Во всей Англии тогда было, как можно предположить, только четыре епископа.

За 21 год святителю Феодору предстояло радикально изменить казавшуюся безнадежной ситуацию в Английской Церкви. Одним из первых действий святителя Феодора (около 671 года) было назначение англичанина Бенедикта Бископа аббатом монастыря святого Петра в Кентербери. Престарелый святитель Феодор в сопровождении Адриана объездил на лошади все английские королевства и епархии, преуспел в установлении хороших отношений с местными правителями, упрочении своей церковной власти, изучении проблем Церкви на местах, учительстве, чем добился всеобщего признания. Не англ, не сакс, не кельт, не рожденный подданным какого-либо из английских королей, святитель Феодор сумел снискать уважение и покорность англичан. Молодые люди стремились в Кентербери, чтобы здесь учиться. Святитель Феодор свел знакомство с некоторыми из епископов, бывших у него в подчинении, например с Вилфридом Йоркским, учившимся в Галлии, и с Чедом Личфилдским, обученным в кельтской традиции, который был настолько смиренным, что всегда передвигался пешком, пока Феодор не настоял на том, чтобы он ездил на лошади. Святитель Феодор действовал.

В 669 году он совершил свою первую епископскую хиротонию – над Путтой, монахом необычайно высокой духовной жизни, ставшим епископом Рочестера, кафедра которого долгое время пустовала после смерти епископа Дамиана. Монах не менее святой жизни, по имени Бизи, стал епископом восточных англов с кафедрой в городе Данвич. Через четыре года Бизи заболел, и святитель Феодор рукоположил вместо него двух епископов: Экки в Данвиче – над южным народом англов (Саффолк) и Бедвина в Элмхеме – над северным народом англов (Норфолк). В 670 году святитель Феодор рукоположил Элевферия, племянника Агильберта Парижского, в епископа Дорчестера-на-Темзе. После смерти святителя Чеда (672) святитель Феодор поставил Винфрида, диакона святителя Чеда, епископом мерсийцев с кафедрой в Личфилде. К 673 году архиепископ Феодор чувствовал себя уже хорошо знакомым с ситуацией в Англии, как церковной, так и светской, чтобы созвать первый общеанглийский Церковный Собор в Хертфорде.

Таким образом, всего лишь через четыре года после своего прибытия в Англию он сумел организовать эту историческую, хотя и весьма скромную по своему масштабу, встречу. Историческую потому, что это было первое за всю историю Англии общенациональное собрание подобного рода, на котором присутствовали епископы из отдельных английских королевств, зачастую не общавшихся или даже враждовавших между собой. Этим Собором святитель Феодор, возможно сам не сознавая этого, фактически положил начало национальному объединению. 24 сентября 673 года архипастырь, собрав епископов Англии и их свиты, просил их совещаться в полном согласии друг с другом «ради сохранения единства в Церкви». Кроме самого архиепископа, на Соборе присутствовали епископы Бизи, Путта, Элевферий, Винфрид и делегаты епископа Вилфрида. Десять выработанных Собором постановлений, благодаря преподобному Беде, дошли до нашего времени. Одно из них касалось совместного празднования Пасхи. Этот вопрос был поводом к разногласию на Соборе в Уитби, проходившем за десять лет до того. Второе постановление касалось монашеского послушания, третье – браков и разводов, а все остальные – дисциплины внутри епископата. Важно то, что святитель Феодор благословил проводить Соборы каждый год 1 августа в месте, под названием Clovesho, – его местонахождение сейчас невозможно установить. Первый же Собор, возможно, проходил недалеко от Лондона, в Хертфорде; правда, другие исследователи предполагают, что он состоялся в Бриксуорде графства Норгемптоншир, где до сих пор стоит частично сохранившаяся прекрасная церковь-базилика VII века.

Нет сомнений в том, что архипастырь желал вселить в собравшихся епископов Англии дух общности, единения и согласия. Все решения этого Собора были записаны помощником-нотариусом святителя Феодора, по имени Дидил, и заканчивались такими словами: «Да хранит нас благодать Божия. Я, живущий в единстве Его Церкви – в полной безопасности [подпись]». Нам также ясно, что святитель Феодор знал и о существовании некой напряженности внутри Английской Церкви, и о том, что епархии, из которых приехали епископы, принадлежали мелким королевствам и кланам. Святитель знал и о героическом, но трудном характере епископа Вилфрида (который не приехал на Собор, но послал на него своих представителей), и о том, что епископ западных саксов Вини, который тоже не явился на Собор, виновен в симонии; знал простоту и смирение епископа Чеда, повторно рукоположенного им из опасения неканоничности его первого рукоположения (он умер в 672 году). Святитель знал, каков епископ Винфрид, мягкий Путта, благочестивый Бизи; знал, каков Элевферий, которого он, возможно, в первый раз встретил в Париже у епископа Агильберта. Столь различных характерами людей мог объединить только святитель Феодор, обеспечив тем самым единство и на общенациональном уровне. Бывший до него святитель Августин был сугубо римским и недостаточно опытным для того, чтобы привести к единству представителей таких разных народов и взглядов. Но главное, святой Августин, в отличие от святого Феодора, был не таких широких взглядов, чтобы достичь союза с кельтскими епископами и преодолеть их расовую враждебность[2]. А Феодор, будучи греком, был благочестив, стар, опытен в жизненных делах, гибок в вопросах традиций, но необычайно крепок в Православии. Тот факт, что святой Феодор, будучи 66 лет от роду, согласился изменить форму своей тонзуры ради благосостояния отдельной Церкви, подтверждает это.

Святитель Феодор принимал всех – от скромного аскета Чеда до амбициозного Вилфрида – с чувством высоты епископского сана и власти, которой наделяются архиереи.

После собора в Хертфорде и установления традиции ежегодного созыва Соборов в неизвестном нам месте (Clovesho), святитель Феодор продолжил рукополагать новых епископов, создав, таким образом, первую настоящую систему епархий в Англии. Мы уже говорили о назначениях на вакантные кафедры Рочестера и Восточной Англии, о том, что он рукоположил Элевферия в Дорчестере и заново рукоположил Чеда в Личфилде епископом мерсийцев, а также учредил две новые епархии в Восточной Англии и рукоположил Винфрида после смерти Чеда. В свое время он назначил еще одного епископа мерсийцев – аббата Саксвулфа. В 676 году, после смерти Вини, святитель Феодор посвятил Хедду в епископа Винчестера.

Когда мерсийцы разорили королевство Кент, церковь Рочестера была разграблена, а епископу Путте пришлось бежать. Он был назначен на новообразованную кафедру Херефорда; после него епископом стал Куикельм, а позднее – Гебмунд. После смерти Элевферия во епископа Дорчестера-на-Темзе был рукоположен Этла. И, наконец, восточные саксы после длительного перерыва получили епископа, кафедра которого находилась в Лондоне[3]. Им стал святой Эркенвальд, кафедра которого была в Сити. Это был великий святой, вошедший в историю как «светоч Лондона».

В конце 670-х годов, когда король Эгберт изгнал епископа Вилфрида из его обширной епархии, архиепископ Феодор воспользовался этим для того, чтобы учредить новые епархии, меньшие по размеру. Боза стал епископом Йорка[4], а Эта – сначала епископом Хексема, а потом Линдисфарна. Оба они были монахами. Эдхед стал епископом Линдси (Линкольна). Все три этих епископа были посвящены в Йорке. Позднее святитель Феодор рукоположил еще двух епископов: Тунберта для епархии Хексем (Эта перешел на Линдисфарн) и Трумвина для епархии Аберкорн. А на Пасху 685 года святитель Феодор вместе с еще шестью епископами совершил хиротонию во епископа над любимейшим святым Англии – святителем Кутбертом, «чудотворцем всей Британии». Святитель Кутберт сначала стал епископом Хексема, а вскоре – епископом Линдисфарна. Епископ Эта вернулся в Хексем, а святого Кутберта перевели в Линдисфарн. Когда епископ Эта умер в 686 году, другой великий святой, Иоанн Беверлийский, стал епископом в Хексемской епархии.

Святитель Кутберт
Святитель Кутберт
На Соборе в Хертфорде присутствовали всего пять епископов, включая и Феодора, епископ Вини (грешивший симонией) и епископ Вилфрид не были. К концу 670-х годов в Англии было уже двенадцать епископов, многих из которых мы увидим в святцах. Кроме святых Кутберта († 687; память 20 марта), Эркенвальда († 693; память 30 апреля) и Иоанна († 721; память 7 мая), епископы Эта (память 26 октября; его мощи, вероятно, находятся в церкви в Хексеме), Боза († ок. 705; память 9 марта) и Трумвин († ок. 704; память 10 февраля) тоже занесены в календарь. Прославлен в лике святых и главный помощник и соратник святого Феодора аббат Адриан Кентерберийский († ок. 710; память 9 января). Это поистине необыкновенно. Все эти епископы воспитывались, проходили приуготовление и обучение в уже упомянутой нами монастырской семинарии во имя святого Петра в Кентербери. Архиепископ поощрял создание других, новых центров духовного образования. Очевидно, святитель Феодор вдохновил святого Бенедикта из Уирмута, который привез в Англию много икон и книг из Италии. Святой Бенедикт, житие которого написал святой Беда Достопочтенный, почитался по всей Англии. Он умер в 689 году на 61-ом году жизни, день его памяти – 12 января. Святитель Феодор помогал святой игуменье Хильде в Уитби; ее двойной монастырь подготовил пять епископов, из которых трое являются святыми: это Иоанн, Боза и Вилфрид[5]. Святую Хильду называют «игуменьей английского народа». Она отошла ко Господу в 680 году, день ее памяти – 17 ноября.

Архипастырские усилия святителя Феодора приносили плоды и после его упокоения. Из студентов-монахов Кентербери, которых было множество, некоторые в VIII веке стали епископами, как, например, святитель Альдгельм. Ученики Феодора все еще говорили на греческом в VIII веке, как, например, епископ Товия Рочестерский. Даже монахи из Ирландии приезжали учиться в Кентербери. Преподобный Беда Достопочтенный обязан своим образованием тому просвещению на севере, которое велось с благословения и одобрения заботливого святителя Феодора. То же самое можно сказать об ученом архиепископе Кентерберийском святом Татвине (731–735) и о тех святых, которые возглавляли миссии в Европу для христианизации местных народов: к таким святым относятся Бонифаций и Виллиброрд. И все епископы, хиротонисанные святым Феодором, были монахами, что тоже немаловажно. Эта традиция продолжалась в Англии до 1066 года, в то время как в Европе бывали случаи как до XI века, так и позже (хотя уже не так часто), когда епископами становились женатые[6].

Архиепископ всей Англии был и миротворцем. Он помирил королей Эгфрида и Этельреда после битвы у реки Трент в 679 году, убедив их оставить месть, которая гибельна для всего севера, – еще один пример того, как много трудился святитель, чтобы укрепить национальное единство. К концу жизни, в 686 году, святитель Феодор сам примирился со святителем Вилфридом в Лондоне. Оба они впоследствии были канонизированы, признаны Церковью Божиими угодниками (память святителя Вилфрида празднуется 12 октября).

Святой Феодор продолжал соборную деятельность. Он созывал не только Собор в Хертфорде и ежегодные Соборы в Clovesho; известно и о местных соборах отдельных епархий, например в Бурфорде в 679 году и в Твайфорде, у реки Альн, на севере, в 684 году. Однако самым замечательным оказался Собор в Хэтфилде 17 сентября 679 года. Собор был созван для осуждения ереси монофилитства, с которой святитель Феодор был хорошо знаком. По словам святого Беды, «епископы острова Британии собрались для утверждения истинной православной веры». Отцы этого Собора подтвердили веру первых пяти Вселенских Соборов (VI Вселенский Собор еще не созывался), а также то, что Бог есть «единосущная Троица, и единство в Троице, то есть один Бог существует в трех единосущных друг другу Лицах равной славы и равной чести»[7]. Так что тогдашний папа Римский Агафон мог быть уверен в том, что вера в далекой Британской Церкви оставалась в согласии с единой святой Православной, Кафолической, Церковью.

Помимо учительской, миротворческой, организаторской деятельности святителя Феодора, учредителя епархий и вдохновителя монашеской жизни и призвания, не менее важна и еще одна сторона его трудов, о которой мы не можем не упомянуть. Это его пастырские труды, дошедшие до нас в виде собрания постановлений, известного как «Пенитенциарий святителя Феодора». Труд этот не написан непосредственно самим святым, а создан через несколько лет после его преставления; он содержит решения предстоятеля касательно наказаний (епитимий). Это своего рода пастырский указатель, как предстоятелю следует себя вести в разных ситуациях: когда применять строгое наказание (акривия), а когда сделать снисхождение (икономия[8]). В сборнике постановлений мы видим решения опытного монаха, знавшего различные практики – греческие и латинские. Влияние этих постановлений пережило норманнское завоевание Англии и было особенно значимым в следующих после земной жизни святителя Феодора столетиях, когда организовывались английские христианские миссии в языческую Западную Европу, особенно в Германию. Практика частной исповеди, распространившаяся по всей Западной Европе, в общем-то, восходит к святителю Феодору.

Отметим особый милосердный подход святителя к вопросам брака. Собор в Хертфорде, десять постановлений которого во многом повторили каноны IV Вселенского (Халкидонского) и других Соборов, постановил, в соответствии с Евангелием, что «ни один муж не может оставить свою жену, кроме как по причине ее прелюбодеяния». Но в «Пенитенциарии» святителю Феодору пришлось пойти на то, чтобы признать некоторые обстоятельства, при которых возможны развод и повторный брак[9]. Эти обстоятельства таковы: взятие супруга в плен, принуждение к длительным физическим работам в качестве уголовного наказания и внезапное оставление одним из супругов другого навсегда. Понятно, что святитель Феодор, в характерной для его времени православной манере, ни коим образом не желал, чтобы была невозможной моральная жизнь тех, чья судьба была искалечена вследствие не их личных ошибок.

Еще одним новшеством было то, что святитель Феодор подготовил не просто список епитимий за грехи, но и давал советы, как в таких ситуациях можно спастись. Он видел грех как болезнь души и знал, что им заражены мы все. Святитель Феодор был очень далек от формализма средних веков. На него повлияли не только греческие, но и кельтские практики. А источник у греков и кельтов был один – отцы-пустынники. Для кельтских и ирландских отцов монашества, как и для самого святителя Феодора, духовник – это врачеватель души, а епитимии – лекарства. Согласно архиепископу Эгберту Йоркскому, «так пошло со времени святителя Феодора, что не только клирики в монастырях, но и миряне со своими женами и семьями приходят к своим духовникам, очищают себя от грехов слезами, жизнью в общине, постами, всенощными, молитвами и милостыней в течение всех двенадцати дней до Рождества, а очистившись таким образом, получают святое причастие на праздник Рождества». Как много мы потеряли!

В «Пенитенциарии» с его мудрыми решениями мы видим духовника, беспокоившегося, прежде всего, о спасении своих чад, совмещавшего строгость православного учения с любящим, пастырским снисхождением к слабым. И хотя святитель Феодор не писал эти постановления собственной рукой (у него, с его постоянными пастырскими и организационными поездками, проповедями, никогда не было времени что-либо писать), ученые все равно слышат в «Пенитенциарии» голос святителя Феодора – отсюда и его название.

Процитируем еще один «Пенитенциарий», на этот раз Кумиана, относящийся к тому же периоду, в котором мы тоже слышим голос святителя Феодора: «На что нужно тщательно смотреть при назначении любой епитимии: период времени, в который человек остается в своем грехе; чему он обучен; какой страсти он подвержен; с каким мужеством (бесстрашием) он стоит; как сильно он сейчас плачет». В этих словах легко можно узнать настоящего пастыря, духовника и духовного отца, истинного и для сегодняшнего времени, хотя мы уже далеки от VII века. Разве это не голос мудрого, престарелого монаха и архипастыря, видевшего многочисленные народы, обычаи и климаты?

Святитель Дунстан Кентерберийский, витраж
Святитель Дунстан Кентерберийский, витраж
Святой «архиепископ всех Британских островов и града Кентербери» почил о Бозе в возрасте 87 или 88 лет 19 сентября 690 года. Святой Беда называл его «блаженной памяти архиепископ Феодор». Современники почитали его как святого. Имя святителя Феодора окружено именами других святых, в основном тех, кого он сам рукоположил во епископы; они все встречались на Соборах, возглавляемых святителем Феодором: игумены, игуменьи и все монахи, вдохновляемые им. Не удивительно, что святой Беда оглядывался на «время Феодора», называя его «золотым веком», в который Английская Церковь процветала более, чем во все другие времена, повиновалась архипастырю в своем единстве. Святитель Феодор поистине основатель единой Английской Церкви, а объединение всей страны окончательно произошло при святом короле Эдгаре и святителе Дунстане в X веке. Святитель Феодор помирил враждовавшие до него королевства, на которые тогда была разделена Англия. Он соединил римские и кельтские традиции, применяя римскую ученость и организацию вместе с кельтскими пастырством и духовностью. Он высоко ценил святость и смирение святого Чеда, но он также знал, как использовать организаторские способности святого Вилфрида. Именно святитель Феодор совершил хиротонию во епископа над святителем Кутбертом – замечательный пример соединения англо-саксонской и кельтской традиции в святом. Святитель Феодор преподавал латынь и греческий на высоком уровне как англо-саксам, так и ирландцам. Он поддерживал святого Бенедикта Бископа, носившего римо-британское имя, собравшего большое число рукописей и икон и создавшего, возможно, крупнейшую по тем временам библиотеку в Западной Европе за пределами Рима – в монастыре Уирмут-Ярроу в Англии. Поистине, за святителем Феодором стоит великое северное возрождение, замечательнейшим символом которого являются Линдисфарнские Евангелия, украшенные англо-саксами в традиционном ирландском стиле, с именами четырех евангелистов, написанными на греческом языке, но латинскими буквами.

По Промыслу Божию, святитель Феодор взял на себя ответственность помочь святому Вилфриду обратить в веру южных саксов; он, по сути, сделал святого Вилфрида апостолом Сассекса, он же (хотя и не прямо) вдохновил этого святого на миссионерскую работу во Фризии, что привело к образованию английских миссий в языческой Европе в VIII столетии. Святитель Феодор учреждал мелкие епархии (предполагают, что греческое слово «диоцез» было введено в Английской Церкви святителем Феодором), регулярные собрания епископов на Соборах, внес в Английскую Церковь атмосферу полноты и единства английских епископов под властью митрополита.

В случае со святым Вилфридом, святитель Феодор отказался претворять в жизнь решения папы Римского относительно самого Вилфрида и структуры епархий на английском севере, ибо архипастырь считал, что местный митрополит знает свою ситуацию лучше, чем папа в далеком Риме. Есть ли хотя бы один другой подобный святой за всю долгую историю Британских островов, вклад которого был бы столь великим? И деятельным святитель Феодор оставался до глубокой старости. Святой Феодор из Тарса был объединителем, миротворцем, администратором, учителем, пастырем, настоящим монахом, мудрым человеком, совмещавшим строгость истинной веры с милосердием человеколюбивого мужа. Святитель Феодор Кентерберийский явился словно ангел для Английской Церкви.

Святитель Феодор, архипастырь английского народа, родился на родине апостола язычников, а его имя означает «дар Божий». Он отправился в Англию в 668 году, на следующий день после праздника Благовещения. Его нетленные мощи были обретены в XI веке. Он дал Церкви все, в чем она всегда больше всего нуждается: единство, организацию, ученость, стойкое исповедание веры, настоящее пастырство и, самое главное, молитву. Подтверждением всему этому являются дела его жизни и нетление его святых мощей, обретенных в 1091 году. Время святителя Феодора называли «золотым веком». Он, приехав в Англию, обнаружил народ разделенным, а после себя оставил его единым. Святитель Феодор был действительно даром Божиим, вторым Павлом, провозвестником Евангелия Христова язычникам. Несколько лет назад была опубликована православная служба святителю Феодору на английском языке.

Святой архиепископ Феодор, моли Бога о нас!


Протоиерей Андрей Филлипс
Перевел с английского Дмитрий Лапа

2 октября 2009 г.

[1] Мы видим, что особенности ритуалов имели в то время большое значение. Вопрос о различиях римской и кельтской тонзур был предметом спора на церковном Соборе в Уитби. То, что святой Феодор поменял греческую «тонзуру апостола Павла» на римскую, говорит о его восприимчивости и приспособляемости в культуре. В 1049 году Петр Дамиан писал монахам латинского монастыря Константинополя: «Хотя вы находитесь в чужой стране, но в сердце Святой Церкви… Там, где есть единое правило веры и святая жизнь, слабые различия в форме и обычаях, а также разные языки не имеют значения».
[2] Начиная с XIX века, протестантские авторы с поверхностным знанием истории показывают святого Августина Кентерберийского как лишенную веры папскую «марионетку». Но это факт, что апостол англов, преодолев свою природную робость, застенчивость и узко римское образование, принес веру Христову в Англию. Если бы святитель Августин жил дольше, то, вне сомнений, он бы распространил миссию далеко на север и запад.
Эти протестантские писатели также любят показывать святителя Августина «анти-кельтом», выдумав идею того, что «Кельтская Церковь» была не чем иным, как прото-протестантской Церковью, что является абсурдом с исторической точки зрения. По некоторым причинам, сегодня статус «кельтская церковь» был усвоен новым философским движением «Нью эйдж», сделавшим из этого термина свою марку, – это также исторически некорректно. Святитель Августин – сильно недооцененный святой, без которого святитель Феодор вряд ли смог бы достичь того, чего он достиг.
[3] Согласно православной традиции, святые апостолы Петр и Павел проповедовали Евангелие в Лондоне (вот почему две главные церкви английской столицы посвящены им: Павлу – собор на востоке, а Петру – на западе). Лондон имеет трех святых епископов. Первый из них – святой Меллитий († 624), второй – святой Эркенвальд († 693), а третий – святой Дунстан, бывший краткое время епископом Лондона (959–960). Святой Эркенвальд считается покровителем города. До сих пор девизом лондонского Сити, места, где когда-то стоял собор святителя Эркенвальда, а сейчас стоит собор святого Павла, являются слова: «Domine, dirige nos» («Господи, веди нас»). О, если бы такой была ежедневная молитва всех тех, кто живет и работает в столице нашего народа…
[4] Епископы Йорка получили титул архиепископов только в 735 году.
[5] Святой Вилфрид, в молодые лета имевший властный характер, в старости смягчился. Мы должны помнить, что многие святые начинают грешниками. Святые становятся святыми не вследствие своих грехов, а вследствие своего покаяния в соделанных грехах. Такие дела святого Вилфрида, как организация Церкви на севере, просвещение в вере Сассекса, миссия к далеким язычникам фризам, являют его покаяние в заблуждениях молодости.
[6] Папа Адриан II (867–872) был женат до того, как стал папой.
[7] «История Церкви и народа англов» (IV, 17). Некоторые читатели сильно смущаются словами «и Святой Дух невыразимо исходит от Отца и от Сына». Эти слова встречаются в «Исповедании веры» Собора в Хэтфилде. Православный ученый Адам Зеникав из Чернигова исследовал первоначальные рукописи святого Беды и нашел, что слова «и от Сына невыразимо» в рукопись были добавлены. Об этом он пишет в своем труде «Исхождение Святого Духа только от Отца», написанном в 1682 году («Русское издание». 1902. 6). Современный православный профессор отец Иоанн Романитис в своей работе выражает мысль, что появление «филиокве» в других ранних западных рукописях следует понимать как так называемое «православное филиокве», о котором говорил святой Максим Исповедник, объяснявший, что речь идет не о внутреннем исхождении Святого Духа от Сына, а о временном предназначении. То «филиокве», которое мы знаем сейчас, является гораздо более поздним нововведением средневековья. Что касается Англии VII века, то из только что процитированного «Исповедания веры» совершенно ясно, что это «Единый Бог, существующий в трех единосущных друг другу Лицах равной славы и чести». Это не богословие о «филиокве». См. отличную статью архимандрита Амвросия (Погодина) («Православный путь». 1989. С. 111–183).
[8] Акривия – принцип решения церковных вопросов с позиций строгой определенности, точного смысла. Икономия – принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства. – Прим. пер.
[9] Таким сильным является отпечаток пуританства на современную Церковь Англии, что последняя имеет либеральное отношение почти ко всему, но не к разводам. С другой стороны, архиепископ Кентербери VII века хотя и был строгим в делах веры, но был также милостив по отношению к разводам и повторным бракам в отдельных случаях.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена13 октября 2009, 12:46

Дивен Бог во святых своих!
Благодарю за статью!
Святитель отче Феодоре и все святые, молите
Бога о нас!
Антоний 2 октября 2009, 16:51
Святых целый календарь, притом самый большой в интернете: http://days.pravoslavie.ru/
Иван 2 октября 2009, 14:03
Уважаемые,
а других святых, кроме английских, нет, что ли?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×