¬стреча с ѕравославием

¬ход √осподень в »ерусалим

—обытие праздника

¬ход √осподень в »ерусалим €вл€етс€ одним из главных событий последних дней земной жизни √оспода »исуса ’риста; оно описано четырьм€ евангелистами (см.: ћф. 21: 1Ц11; ћк. 11. 1Ц11; Ћк. 19: 28Ц40; »н. 12: 12Ц19). “оржественное прибытие —пасител€ в —в€той град накануне праздника ѕасхи предшествовало ≈го —траст€м и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Ѕыт. 49: 10Ц11; ѕс. 8: 2Ц3; «ах. 9: 9).

¬ход √осподень в »ерусалим
¬ход √осподень в »ерусалим
¬оспоминанию этого событи€ и посв€щен один из основных церковных праздников, который в ѕравославной ÷еркви включен в число двунадес€тых. ќн празднуетс€ в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой —трастную седмицу, то есть включаетс€ в разр€д переход€щих.

ѕоскольку в символике и событи€ ¬хода √осподн€ в »ерусалим, и его литургического формул€ра важное место занимают пальмовые ветви Ц вайи, этот праздник называют Ќеделей ваий. —в€титель јмвросий ћедиоланский толкует данное именование следующим образом: Ђ»менно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, ум€гчающий раны и врачующий болезни, означаютс€ дела милосерди€; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означаетс€ то, что после скорбей насто€щей жизни мы преселимс€ в свет небесного отечестваї[1]. ¬ слав€нской традиции известно обозначение праздника еще и как Ќедели цветоносной, или цветной. Ќа –уси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно замен€ют ветв€ми вербы, отчего Ќедел€ ваий носит также название ¬ербного воскресень€.

«а п€ть дней до иудейского праздника ѕасхи √осподь подошел к селени€м ¬иффаги€ и ¬ифани€ у ≈леонской горы вместе со —воими учениками и поручил двум из них привести ≈му молодого осла, на которого никто никогда не садилс€.  огда они исполнили повеление, ’ристос сел верхом на осла и стал спускатьс€ с горы к »ерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал √оспода, постила€ свои одежды и срезанные с деревьев ветви на ≈го пути, радостно восклица€: Ђќсанна —ыну ƒавидову! Ѕлагословен √р€дущий во им€ √осподне! ќсанна в вышних!ї (ћф. 21: 9; ћк. 11: 9; Ћк. 19: 38; »н. 12: 13).

¬ непосредственном описании ¬хода √осподн€ в »ерусалим наиболее близки между собой рассказы синоптиков Ц ћатфе€, ћарка и Ћуки. ќни удел€ют пристальное внимание отсутствующей у »оанна истории с обретением осла дл€ поездки, котора€ имеет много общего с повествованием о подготовке тайной вечери (см.: ћф. 26: 17Ц19; ћк. 14: 13Ц16; Ћк. 22: 8Ц13). ќбсто€тельства нахождени€ этого животного станов€тс€ исполнением пророчества Ѕыт. 49: 10Ц11, а благополучна€ реализаци€ поручени€ учениками предстает как результат божественного всеведени€ »исуса ’риста.

—ама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества «ахарии (см.: «ах. 9: 9). ” ћатфе€ оно описано как реализованное вплоть до мельчайших подробностей, поскольку говоритс€ не об одном, а о двух животных Ц ослице и осленке. ѕри этом из текста можно даже пон€ть, что √осподь воссел на них одновременно (см.: ћф. 21: 2Ц3, 5, 7). ƒл€ разрешени€ данного противоречи€ предлагаетс€ несколько вариантов: либо текст стиха был испорчен и √осподь сел только на осленка; либо слова Ђповерх ихї относ€тс€ только к постеленным одеждам, поскольку другие синоптики однозначно говор€т о поездке на молодом осле. ¬озможно, второе животное было необходимо, чтобы молодой необъезженный осел шел через толпу спокойно.

≈вангелисты особо подчеркивают, что на осла до ’риста никто никогда не садилс€, и это, безусловно, указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесени€ его в жертву Ѕогу.

¬еро€тнее всего, прибытие верхом на осле было событийной реминисценцией помазани€ —оломона на царство (см.: 3 ÷ар. 1: 32Ц40). »ными словами, ¬ход √осподень понималс€ как вход истинного ÷ар€ »зраил€ в »ерусалим, что подтверждаетс€ и тем, что встречающие клали ≈му под ноги свою одежду (см.: ћф. 21: 8; ћк. 11: 8; Ћк. 19: 36; ср.: 4 ÷ар. 9: 13).

ќднако чрезвычайно символично следующее. ѕо традиции, все без исключени€ паломники входили в »ерусалим пешими Ц в знак смирени€ и почитани€ —в€того города и храма. ≈вангелисты же говор€т лишь о том, что ’ристос приблизилс€ к »ерусалиму, сид€ на осле, и не уточн€ют, как именно Ц верхом или пешим Ц ќн вступил в город.

¬оскрешение Ћазар€. Ќовгород, XV в.
¬оскрешение Ћазар€. Ќовгород, XV в.
Ѕольшое значение имеют указани€ на использование встречающими ’риста людьми ветвей, которые не упоминаютс€ только в рассказе евангелиста Ћуки. ћатфей и ћарк говор€т о том, что народ устилал перед ’ристом путь срезанными с деревьев ветв€ми, или побегами, или листь€ми финиковой пальмы (см.: ћк. 11: 8; ћф. 21: 8). ѕри этом до конца не€сно, как именно использовались эти ветви людьми: возлагали ли их на пути или держали в руках.

≈сли все же предположить второе, то рассказ о встрече ’риста предстает описанием насто€щей религиозной процессии и отсылает к ритуальным пальмовым ветв€м, которые фигурировали на осеннем празднике  ущей. ƒанное мнение приобретает еще большую доказательность, если не забывать, что ¬ходу √осподню в »ерусалим предшествовало воскрешение Ћазар€, которое в свою очередь предвозвещало ¬оскресение ’ристово и всеобщее воскресение мертвых. Ќо ведь данные событи€ выступают еще и в качестве тем праздника трубного звука, который проходил перед праздником  ущей.

 роме того, дл€ последнего праздновани€ были характерны ликование и радостные восклицани€ (см.: »с. 12: 6; 42: 1Ц2; 44: 23; »ер. 31: 7; «ах. 9: 9), также указывавшие на будущее воскресение мертвых (см.: »с. 26: 19). ќчевидно, этим и объ€сн€ютс€ возгласы Ђќсанна!ї(буквально Ц Ђ—паси же!ї), которые с молением о помощи обращены к Ѕогу.

Ќе исключа€ совершенно возможности употреблени€ словаЂосаннаїв качестве аккламации (если присвоить ему междометно-эмоциональную роль), можно воспринимать его и как просьбу о ÷аре Ц особенно в позиции обращени€ (ср. в св€зи с этим аналогичный по содержанию ѕс. 117, стихи 25Ц26 которого звучали во врем€ ¬хода √осподн€ в »ерусалим). » здесь особо надо указать на следующий факт: все евангелисты, кроме ћарка, отмечают недовольство иудейских учителей обсто€тельствами рассматриваемого событи€, и в первую очередь тем, что »исус ’ристос не запретил встречать ≈го словами Ђќсанна —ыну ƒавидову! Ѕлагословен √р€дущий во им€ √осподне! ќсанна в вышних!ї, однозначно понимавшимис€ как мессианское приветствие.

ѕраздник в православном богослужении

ѕоскольку совершенно очевидна неразрывна€ св€зь между ¬ходом √осподним в »ерусалим, чудом воскрешени€ праведного Ћазар€ и —траст€ми √оспода, соответствующее празднование в православной литургической традиции €вл€етс€, с одной стороны, началом —трастной седмицы, с другой Ц наступает после Ћазаревой субботы.

¬ древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветв€ми, которое возглавл€л епископ, шествовавший, веро€тно, верхом на осле Ц как в свое врем€ »исус.

Ќечто подобное сохранило и соборное богослужение  онстантинопол€ IXЦXII столетий. »так, Ѕожественна€ литурги€ начиналась не в —в€той —офии, где была утрен€, а в храме, посв€щенном 40 мученикам —евастийским, куда патриарх отправл€лс€ верхом на жеребце.

¬ послеиконоборческих византийских монастырских уставах Ц —тудийском и »ерусалимском Ц богослужение ¬хода √осподн€ в »ерусалим в целом прин€ло свой современный вид.

–ассматриваемый праздник включен в цикл ѕостной триоди. ќдной из его отличительных особенностей €вл€етс€ отсутствие предпразднства и отдани€. ’от€ их функционально-литургическими заменами можно считать шестую седмицу ¬еликого поста (особенно Ћазареву субботу) и вечерню вечером в сам день праздника соответственно.

»так, согласно ”ставу, общий формул€р праздновани€ ¬хода √осподн€ в »ерусалим таков. ѕредписываетс€ всенощное бдение, состо€щее из великой вечерни, великого чтени€, утрени и 1-го часа. Ѕдение предвар€етс€ малой вечерней и трапезой. »схождение из монастыр€, символизирующее известное шествие, совершаетс€ после часов. Ќа литургии положены праздничные антифоны.

ќтдельно надо указать на следующий факт: при строгом запрете на вкушение рыбы ¬еликим постом на праздник ¬хода √осподн€ в »ерусалим она дозвол€етс€.

¬ русской богослужебной практике ’VIЦXVII веков на прот€жении длительного времени (вплоть до начала XVIII столети€) значительную роль играл чин шестви€ на осл€ти в Ќеделю ваий. ќно представл€ло собой усложнение предписанного ”ставом праздничного крестного хода, во врем€ которого патриарх или архиерей с крестом и ≈вангелием в руках ехал по городу верхом на осле или (обычно) на нар€женной лошади.

ќтдельного упоминани€ достойны молитвы на благословение и осв€щение ваий. ¬сего по рукопис€м известно четыре текста: Ђ—обезначальне —лове непостижимаго “воего ќтцаї, Ђ√осподи Ѕоже наш, иже кивотомї, Ђ¬ладыко √осподи Ѕоже наш ¬седержителюї, Ђ√осподи ’ристе Ѕоже наш, сед€й на херувимехї[2]. ќднако только последн€€ молитва содержитс€ в прин€тых ныне в ѕравославной ÷еркви богослужебных книгах. Ќепосредственное ее чтение предвар€етс€ тем, что предсто€тель кадит ветви. ¬ русской практике прин€то также после молитвы окропл€ть ветви св€той водой.

—в€тоотеческа€ экзегеза праздника

—ледует отметить неизменное и единодушное истолкование ¬хода √осподн€ в »ерусалим как важного событи€ евангельской истории, описывающего торжественное прибытие ÷ар€-’риста в тот город, где ≈му предсто€ло прин€ть добровольные —трасти и  рестную смерть (св€титель јмвросий ћедиоланский).

ѕомимо этого, несомненно соотношение данного событи€ и с –ождеством ’ристовым: положение —пасител€ в €сли и участие осла; свидетельство младенцев и ликование детей (преподобный ≈фрем —ирин).

ќтцы ÷еркви, подчеркива€ необычайную торжественность ¬хода √осподн€ в »ерусалим, отмечают его св€зь с чудом воскрешени€ Ћазар€ из мертвых и с ¬оскресением »исуса ’риста[3]. ќни сосредотачиваютс€ на сверхъестественно €вленном царском достоинстве —пасител€: —ам —в€той ƒух устами детей и народа засвидетельствовал ’риста. ¬ступив в —в€той город с величайшим смирением —ына Ѕожи€, ќн, между тем, оказываетс€ равночестным ќтцу (св€тители »оанн «латоуст, √ригорий ѕалама и др.).

ѕраздник в дохалкидонской и западной традици€х

јнализ места праздника ¬хода √осподн€ в »ерусалим в богослужении нехалкидонитов позвол€ет сказать, что, например, в арм€нской практике, котора€ во многом восходит к древней иерусалимской традиции, рассматриваемое празднество носит название¬оскресенье цветов, или Ѕлагословенное воскресенье.  райне интересен здесь диалог, происход€щий между двум€ св€щенниками, один из которых находитс€ внутри храма, а другой Ц снаружи, заимствованный из канона ¬еликого вторника и парафразирующий евангельскую притчу о дес€ти мудрых девах.

¬ коптском богослужении, так же как и в эфиопском, главные особенности праздника составл€ют процесси€ с пальмовыми ветв€ми, в пам€ть о событии совершаема€ перед литургией, а также чин поминовени€ усопших после литургии.

Ќа латинском «ападе предпасхальное воскресенье долгое врем€ не св€зывалось с ¬ходом √осподним в »ерусалим. » только с конца VII Ц начала VIII веков в богослужебных книгах римского обр€да по€вл€етс€ заглавие ЂDie dominica in palmasї (¬оскресный день пальм), а к X столетию окончательно утверждаетс€ традици€ совершать в этот день торжественную процессию в пам€ть о прибытии »исуса в —в€той град[4].

Ќадо заметить, что нынешнее чинопоследование рассматриваемое празднование обрело только во второй половине XX века Ц вследствие реформ, начатых II ¬атиканским —обором. —овременные римско-католические книги, развива€ две темы Ц воспоминани€ ¬хода √осподн€ в »ерусалим и —трастей ’ристовых[5], Ц предлагают на выбор три варианта праздновани€: процесси€ с последующим совершением мессы; месса, предвар€ема€ торжественным входом в храм, без совершени€ процессии; месса без торжественного входа.

¬ амвросианском обр€де одной из главных составл€ющих анализируемого праздника был первоначально обр€д передачи —имвола веры, позже перенесенный на день раньше.

¬ √аллии в IX столетии символико-аллегорические шестви€ с пальмовыми ветв€ми имели уже характер традиции, хот€ начало праздновани€ относитс€ к самому концу VII века.

÷ентральном моментом в испано-мосарабской практике, где ¬ход √осподень в »ерусалим именуетс€ Dominica palmarum (¬оскресенье пальм), достаточно долго были предкрещальные чины, поэтому праздник называлс€ еще и ћалой ѕасхой. Ќапоминанием о них в современном богослужении служит молитва-увещевание ЂCatholicam fidemї (Ђ атолическую веруї).

»конографи€ праздника

Ќеоднозначно трактуема€ фабульность ¬хода √осподн€ в »ерусалим находит свое отражение в иконографии. »зображени€ этого событи€ Ц на саркофагах Ц известны с IV века. ¬стречаютс€ два варианта: —паситель чаще всего изображен восседающим на осле; реже Ц р€дом с ослицей, на которой едет ’ристос, идет жеребенок (см.: ћф. 21: 1Ц9).

«а ’ристом обычно наход€тс€ апостолы, впереди Ц дети. ќни возлагают под ноги осла одежды и взбираютс€ на деревь€, срыва€ ветви. ∆ители »ерусалима, выход€щие из ворот города, встречают —пасител€ с ветв€ми в руках, среди них часто присутствуют женщины Ц оп€ть-таки с детьми на руках. «а стенами »ерусалима, в центре города, изображаетс€ купольное здание, иногда увенчанное крестом.

Ќар€ду с композици€ми, в которых апостолы следуют за ’ристом, встречаютс€ сцены, где представлены два апостола Ц ѕетр и »оанн, по сторонам от ”чител€.

¬ палеологовскую эпоху по€вилась нова€ иконографи€: —паситель сидит на осле, обернувшись назад, к апостолам. Ётот извод, отличающийс€, как, впрочем, и другие, малочисленностью сюжетных деталей и изобразительной сдержанностью, получил широкое распространение в русском искусстве XV столети€.

–ассмотренные образы и их диахронна€ динамика €вл€ютс€ Ђпримерами незаур€дного иконографического творчества создававших их православных художников, опровергающими при ближайшем рассмотрении усто€вшийс€ в литературе тезис о вековой неизменности иконографии ¬хода √осподн€ в »ерусалимї[6].

Георгий Битбунов

28 марта 2010 года

[1] См.: Вход Господень во Иерусалим, с приложением избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. М., 1903. С. 27.

[2] Желтов М., диакон, Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Вход Господень в Иерусалим // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 47–48.

[3] Там же. С. 41.

[4] Там же. С. 49.

[5] Кунцлер М. Литургия Церкви. Кн. 3. М., 2001. С. 153.

[6] Липатова С.Н. Вход Господень в Иерусалим: иконография праздника // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1290.htm

 омментарии читателей
2010-03-28
11:55
¬ладимир:
—лава —пасителю нашему »исусу ’ристу! оторый даровал нам ∆изнь вечную.„то может быть прекрасней и светлее сего?
2010-03-27
21:59
ƒимитрий:
∆елаю, всем верующим люд€м, ощутить ¬еликую силу праздничного ¬хода √осподн€ в св€той град »ерусалим, наход€сь у ¬еликих ворот на —в€той «емле!!!
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: