Православная Европа. Статья 9.
Православие в городе Туринской Плащаницы

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Капелла реликвий в церкви Божией Матери «Помощница»
Капелла реликвий в церкви Божией Матери «Помощница»

Тысячи паломников устремляются в эти светлые весенние дни на северо-запад Италии – в город, где находится знаменитая Плащаница, чудесно отобразившая лик усопшего Христа. Турин наводнен не только католиками. В столицу итальянской провинции Пьемонт едет немало православных, ведь доступ к святыне открыт впервые за десять лет, причем меньше, чем на 50 дней, – с 10 апреля до 23 мая. После праздника Пятидесятницы Плащаницу снова скроют от глаз людских в специальной раке, благоговейно разместив в левой части собора святого Иоанна Предтечи, что в центре Турина, на улице 20-го сентября (Via XX Settembre).

Турину выпала честь хранить знаменитую Плащаницу. Хотя есть в нем и другие святыни. Так, в церкви Божией Матери «Помощница» (всего в 15–20 минутах ходьбы от кафедрального собора) в подземной Капелле реликвий хранятся частицы мощей святых из самых разных уголков планеты. Мне говорили, что это самое большое в мире собрание мощей святых. Возможно, так оно и есть. Но, что важнее всего, даже такой «традиционно» католический регион не лишен присутствия истинной веры. В Турине находятся четыре православные церкви трех юрисдикций: Константинопольского (один приход), Московского (один приход) и Румынского (два прихода) Патриархатов. Есть в городе община старообрядцев (белокриницкого согласия), а также румыны-старостильники, пребывающие, увы, за рамками евхаристического общения с другими Православными Церквями.

Православная церковь святителя Максима Туринского
Православная церковь святителя Максима Туринского

Церковь Московского Патриархата, освященную во имя святителя Максима, епископа Туринского (V в.), можно найти без особого труда. Она находится в нескольких сотнях метров от конечной остановки трамвая маршрута № 3 (15 минут езды от кафедрального собора) и представляет собой отдельно стоящий храм, живописно расположившийся на фоне маленького холма. Этот храм (католический), принадлежащий небольшой монашеской общине, был передан православным в бесплатное пользование девять лет назад. Правда, с важным условием: приход платит за все коммунальные услуги и производит небольшой текущий ремонт. Таким образом, католики избавили себя от лишних расходов, а православные получили помещение для совершения богослужений. Конечно, не на постоянной основе, ведь католики при желании могут расторгнуть договор аренды, и тогда православным снова придется искать место для служб.

– Нам и так пришлось немало поблуждать по городу в первые годы после основания общины, – рассказал мне иеромонах Амвросий (Кассинаско), настоятель прихода святителя Максима. – Мы проводили службы в неиспользуемых католических церквях, часовнях, даже в квартире. Очень хорошо, что в 2001 году нам предоставили храм на улице Сан Мартино: он вполне подходит для православных богослужений и прекрасно выглядит.

Загрузить увеличенное изображение. 400 x 726 px. Размер файла 126105 b.
 Игумен Амвросий (Кассинаско)
Игумен Амвросий (Кассинаско)
Справка. Община во имя святителя Максима была основана в Турине в 1993 году стараниями иеромонаха Димитрия (Фантини) (в настоящее время – игумен, настоятель церкви святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Викентия Сарагосского в Милане). Игумен  Амвросий (Кассинаско) настоятелем прихода назначен в июне 2001 года.

– Я родился в Турине в 1967 году в номинально католической семье, – рассказывает отец Амвросий. – С конца 1960-х годов в итальянском обществе ярко обозначились тенденции «свободомыслия»: родители отказывались от формирования мировоззрения своих детей, предоставляя им максимальную свободу выбора. В итоге я остался без духовного пристанища. Начались поиски: я интересовался восточными религиями, приходил к старокатоликам. Но поворотным моментом стало для меня знакомство с православными церквями в Турине. Тогда в нашем городе было две общины. Одна – румынская, вторая – неканоническая, руководимая священником-итальянцем, покинувшим Московский Патриархат.

– Кроме того, большое влияние на меня оказало прочтение биографии иеромонаха Серафима (Роуза), – продолжает отец Амвросий. – При переходе в Православие (на праздник Пятидесятницы в 1995 году) я сразу попросил о пострижении в монашество. После рукоположения в иеродиакона (в феврале 1996 года) и в иеромонаха (в августе 1997 года) я служил в Милане и Турине. Служение на два прихода продолжалось до июня 2001 года, когда, решением владыки Иннокентия (Васильева) я был окончательно переведен в Турин.

С тех пор батюшка окормляет общину Московского Патриархата в столице Пьемонта. Приход во имя святителя Максима имеет ярко выраженную национальную окраску: более 80 % его прихожан – молдаване. Удивляться этому не стоит: жители Молдавии активно эмигрируют в Италию, так как общность молдавского и итальянского языков помогает им легко преодолевать лингвистические барьеры. Среди других национальностей в приходе представлены русские, украинцы, сербы, македонцы, грузины. Есть и православные итальянцы (около 20 человек). Естественно, языки богослужений выбраны настоятелем с учетом национального расклада: в церкви служат на молдавском (отец Амвросий называет его румынским), церковнославянском и итальянском.

– С учетом национального состава нашего прихода румынский, пожалуй, доминирует, – говорит батюшка. – Хотя в ситуациях, когда на службе славян около половины (такое тоже бывает), приоритет отдается церковнославянскому. Вот с проповедью сложнее. Я, конечно, могу проповедовать на родном языке и, с некоторым усилием, на румынском. На русском, увы, скажу разве что несколько предложений.

Интерьер церкви святителя Максима Туринского
Интерьер церкви святителя Максима Туринского
Справка. В настоящее время службы в приходе святителя Максима совершаются в субботу вечером (обычно всенощное бдение) и в воскресенье утром (литургия). Кроме того, литургии бывают в дни двунадесятых и великих праздников. Количество прихожан на воскресных богослужениях колеблется от 100 до 200 человек.

– Мне очень непросто служить одному, – признается отец Амвросий. – В рабочие дни у нас порой даже хора нет. Иногда приходится служить практически в пустой церкви. А по воскресеньям – сложности с проведением исповеди. Если бы я мог разорваться между исповедью и алтарем! Увы, но это невозможно. В то же время призывы приходить для исповеди в другие дни пока остаются гласом вопиющего в пустыне.

Впрочем, о содержании воскресных исповедей настоятель тоже отзывается критически.

– Скажу откровенно: я немного устал слушать исповеди вроде такой: «Батюшка, у меня множество всевозможных грехов». Приходится говорить: «Хорошо, я наложу все возможные епитимии, но назови мне хотя бы несколько конкретных». А в ответ – молчание или что-то невнятное. Если выслушать одну-две такие исповеди, это еще ничего, но когда таких исповедей сотня, становится не по себе.

– Конечно, мне очень нужна помощь, хотя бы при совершении таинства покаяния, – признается настоятель. – У нас в Турине есть один священник из Молдавии, но он работает на стройке и не может регулярно служить. Формально протоиерей Георгий находится в подчинении митрополита Кишиневского Владимира, хотя и имеет разрешение архиепископа Корсунского Иннокентия служить в нашем приходе.

– К счастью, у нас нет языковых или календарных конфликтов, – подчеркивает отец Амвросий. – Правда, одна-две болгарские семьи просили о том, чтобы праздничные службы совершались по новому стилю, но мы предложили им выбрать новостильный приход. Ведь за исключением нашей общины, а также старообрядческой и старостильной румынской (неканонической), все остальные общины в Турине придерживаются григорианского календаря.

– А как у вас складываются отношения с религиозным большинством – римо-католиками? – интересуюсь я.

– Мне не в первый раз задают такой вопрос, – улыбается батюшка. – Почему-то многие считают, что для нас это проблема номер один. На самом деле это не так. Некоторые трения и конфликты есть на юге Италии. На севере, к счастью, все более-менее спокойно. И проблема взаимоотношений с католиками вовсе не выходит для нас на первый план.

– Что же для вас более важно?

– Думаю, наши проблемы не новы. Как говорил Екклесиаст, «нет ничего нового под солнцем». Я пытаюсь убедить людей, считающих себя православными, ходить на службы хотя бы по воскресеньям. Призываю исповедоваться чаще, чем раз в год. Стараюсь убедить православных, чтобы они побывали на вечернем богослужении хотя бы раз в жизни. Наконец, пытаюсь объяснить, что воскресенье следует посвящать Богу, а не каким-то текущим и якобы очень срочным делам.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 176750 b.
 Турин
Турин

– Еще одна наша проблема – это соблюдение постов. Наши женщины-прихожанки нередко работают в семьях: убирают, ухаживают за стариками. Конечно, они вынуждены есть то, что им дают. Мне приходится объяснять: в том, что вы попробовали кусочек мяса в процессе готовки, не самая большая ваша проблема. Надо избегать формализма и скорбеть не о вынужденно съеденном в пост ломте сыра, а о том, что отсутствует должная молитва и отказ от различных мирских развлечений.

Конечно, заботы отца Амвросия как пастыря и настоятеля вполне понятны. И они выходят для него на первый план. Но мне все-таки сложно исключить из числа приоритетных вопрос о взаимоотношениях с католиками. Ведь православные, по сути, пока что гости в храме на улице Сан Мартино. И вряд ли они смогут рассчитывать на вечное гостеприимство. Времена меняются, и никто не знает, куда подует завтра ветер перемен.

– Да, конечно, этот храм принадлежит монашескому ордену, но монахини его не используют, – подтверждает настоятель. – Не потому, что не желают использовать, а потому, что не хотят тратить деньги на мелкий ремонт. Пока таким ремонтом занимаемся мы. Но я не исключаю, что в ситуации, когда храму потребуется капитальный ремонт (затраты на который могут превысить десятки тысяч евро), монахини попытаются либо изменить условия нашего контракта, либо найти другого арендатора. Не исключено, что они могут продать храм или даже подарить – чтобы не нести непосильное бремя затрат.

– А может ли собственником храма стать Московский Патриархат?

– Теоретически – да. Но практически это означает, что мы будем вынуждены платить огромные налоги как частные владельцы здания религиозного назначения. Освобождение от налогов возможно только в случае официального признания Московского Патриархата со стороны итальянского государства.

Как поясняет батюшка, из всех православных юрисдикций в Италии официальный статус пока получила только Греческая Архиепископия Константинопольского Патриархата. Москва обратилась с аналогичной просьбой в 2006 году. Не исключено, что ждать придется не меньше 10–15 лет. «Итальянская бюрократия – одна из худших в мире», – с сожалением констатирует отец Амвросий.

Лик на Туринской плащанице
Лик на Туринской плащанице

– Думаю, мы вполне можем стремиться к открытию второго прихода Московского Патриархата в Турине, – убежден отец Амвросий. – Почему бы и нет? Ведь не всем удобно добираться в наш район. А кому-то, возможно, не нравится отношение настоятеля. В Турине много православных иммигрантов. Не знаю точных цифр для города, но в провинции Пьемонт живет около 18 тысяч молдаван! Плюс восточные славяне: русские, белорусы, украинцы.

– Меня лично радует то, что я один из немногих православных священников в Италии, не связанный мирской работой, – говорит отец Амвросий. – Благодаря этому я могу быть священником не только в выходные дни, а всю неделю. Люди об этом знают и часто ко мне обращаются. У меня на квартире телефон порой звонит как у телефонного оператора. При этом ко мне обращаются с самыми разными просьбами: психологическими, семейными и юридическими проблемами, с просьбами помочь в поиске работы. Иногда я внутренне радуюсь тому, что не только получил богословское образование, но и изучал некоторое время юриспруденцию. Все-таки кое-что пригодилось.

Впрочем, батюшка помогает людям не одним лишь словом. Есть и материальная поддержка. Гуманитарная помощь (обычно продуктами питания) предназначена, как правило, для тех, кто, приехав на чужбину, остался практически без средств к существованию. Но вот с масштабной катехизацией и паломническими поездками в приходе дела похуже: у настоятеля для этого не остается ни времени, ни сил.

– Иногда я организую богословские беседы с прихожанами, но это бывает нечасто, – говорит отец Амвросий. – С паломничествами еще сложнее. В Италии непросто все организовать. Раньше мы ездили, но после паломничества в Бари я настолько выбился из сил, что около месяца не мог прийти в себя. Остается только надеяться, что кто-то в приходе сможет взять на себя организационную часть.

– А вообще мне очень грустно, что даже здесь, вдали от родины, многие православные люди не стремятся к воцерковлению. За последние несколько лет я крестил около 500 детей. Но в воскресенье на литургии малышей всего 10–15 человек. Невольно задаешься вопросом: а где остальные? – сокрушается батюшка.

Грустно, но факт: в городе знаменитой Плащаницы проблемы в православных общинах очень похожи на трудности, что встречаются в других городах и странах, лишенных столь знаменательных святынь. Наверное, у тех, кто живет в Турине постоянно, возникает чувство «привыкания» к находящейся рядом святыне, мистически повествующей о Спасителе. Хотя гораздо хуже другое: житейское равнодушие к великой святыне православной службы, к таинству евхаристии, которое, увы, многими пропускается и пренебрегается. В самом деле: где все те люди, которые хотя бы однажды заходили в церковь к отцу Амвросию? И что мешает им прийти вновь?

Туринская Плащаница передает нам лик усопшего Христа. В православной церкви нас встречает лик Христа воскресшего и торжествующего. Мы говорим не только о смерти, но и о воскресении. Очень хочется надеяться, что те сотни православных из Пьемонта, что приходят в эти дни помолиться у Плащаницы или просто «прикоснуться к чуду», найдут свою дорогу в православный храм. Чтобы прикоснуться к чудесному из чудес – святой Божественной литургии.

Сергей Мудров

26 апреля 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Игорь 7 июля 2010, 12:03
"В Турине много православных иммигрантов. Не знаю точных цифр для города, но в провинции Пьемонт живет около 18 тысяч молдаван! Плюс восточные славяне: русские, белорусы, украинцы".

Ага, опять это русский=православный. В Германии более трех миллионов выходцев из бывшего СССР. Вычтем из этой цифры еврейских эмигрантов (около 800 тысяч), а также казахских мужей-жен русских немцев. Можно ли автоматически считать оставшихся православными? Увы и ах. Среди них есть и активные прихожане (меньшинство), те кто при всяком уджобном и неудобном случае гордо величают себя православными и не знают при этом, где находится ближайший православный храм, а также те, кому вопросы Веры попросту безразличны. Есть и еще одна германская специфика: часть переселенцев-немцев, те, кто считает себя именно немцами, а не русскими, становятся прихожанами лютеранской или католической церкви.
Наталья Орлинкова 4 мая 2010, 20:10



Дорогой Сергей, большое спасибо за чудесный репортаж о
православном приходе в Турине, за рассказ о замечательном
батюшке-отце Амвросии. Да подаст Господь ему силы в его
духовном делании.
Ждём от Вас новых глубоких и интересных работ.


Наталья Орлинкова
Ницца
Русский Свято-Николаевский Собор
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×