¬стреча с ѕравославием

ќ снах и видени€х

«агрузить увеличенное изображение. 400 x 543 px. –азмер файла 64749 b.
—тарец: „то такое, брат »оанн, что с тобой? — некоторых пор все врем€ вижу теб€ подавленным. “ы раньше не был таким. „то случилось, почему ты стал озабоченным и погруженным в свои думы? » почему не приходишь рассказать мне, что за мысли и непри€тности так гнетут твою душу, что довели теб€ до подобной удрученности?

Ѕрат: ¬ижу, преподобный отец насто€тель, что вы по моему виду пон€ли мое душевное состо€ние. » поскольку вы, кажетс€, сегодн€ менее зан€ты, то прошу благословить мне остатьс€ у вашего преподоби€ и открыть вам мысли, смущающие и терзающие мен€.

—тарец: ’орошо, брат »оанн, но решилс€ ли ты и готов ли сейчас исповедатьс€?

Ѕрат: ƒа, преподобный отче! » прошу, простите мен€: € должен был сделать это уже давно, но мен€ сильно одолевала леность, и € не дерзал прийти, раскрыть свою совесть и попросить у вас разъ€снений по поводу того, что мен€ волнует.

—тарец: Ќо какие мысли терзают теб€, брат »оанн, и какие недоумени€ у теб€ в душе?

Ѕрат: ¬от, преподобный отче, какие мысли терзают мен€. — некоторых пор € все врем€ слышу о том, что в миру по€вились люди, сподобившиес€ от √оспода небесных видений, и что некоторые получили дар пророчества и предсказывают то, что случитс€ в будущем. » даже слышу, что некоторые сподобились видеть ангелов света, Ѕожию ћатерь и —амого —пасител€ нашего »исуса ’риста. я слышал, что многие люди пошли за ними и почитают их как пророков, посланных Ѕогом в мир дл€ того, чтобы проповедовать пока€ние. » когда € слышу об этом, то сильно скорблю, потому что вот уже столько лет, с самого детства, € тружусь на послушании в монастыре и нисколько не преуспел в духовном, ибо √осподь ни разу не сподобил мен€ ни одного видени€. ¬ этом причина моей скорби, преподобный отче, что € не сподобилс€ получить такого утешени€. ќчень прошу вас, объ€сните мне это и дайте совет, как избежать этих мыслей, ибо они очень волнуют мен€.

—тарец: «най, брат »оанн, что, по учению св€тых и божественных отцов, имеетс€ семь главных путей, по которым входит в ум и сердце человека губительное дл€ души обольщение бесовскими видени€ми и мечтани€ми.

Ѕрат: ѕрошу вас, отче преподобный, скажите и мне, каковы эти пути.

—тарец: Ѕрат »оанн, первое и самое известное ухищрение, с помощью которого диавол производит в уме и сердце человека обольщение бесовскими видени€ми и мечтани€ми, это великий и гибельный грех гордыни, по достойному всецелого довери€ свидетельству св€того и божественного отца »оанна Ћествичника, который говорит: Ђ огда бес высокомери€ укрепитс€ в своих служител€х, он начинает €вл€тьс€ им во сне или видени€х в образе светлого ангела или св€тых, которым дано откровение тайн, чтобы они, ока€нные, лишили нас умаї[1].

¬торое ухищрение, с помощью которого диавол производит обольщение своими видени€ми и мечтани€ми, это тщеславие, которое есть перва€ отрасль и ветвь прокл€того дерева гордости[2]. Ёто подтверждает и божественный отец »саак —ирин в совете, который он дал св€тому —имеону ƒивногорцу, говор€: Ђѕреподобие твое, как пам€тующий об этой слабой стороне видений, стой на страже призраков бесовских помыслов. »бо это обычно бывает с монахами ума тонкого и любител€ми суетной славыї[3].

“ретий путь, по которому вкрадываетс€ в душу человека обольщение ложными видени€ми и снами, это ум слабый и неискушенный. Ёту истину выражает тот же св€той и божественный отец »оанн Ћествичник, говор€ так: ЂЅесы тщеслави€ испытывают слабых умом (неискушенных)ї[4].

„етверта€ причина Ц это рвение безумное и безрассудное, загоревшись которым некоторые слабые умом начинают предаватьс€ суровому и длительному посту и другим т€жким подвигам с целью получить от Ѕога дар чудотворений, удостоитьс€ €влени€ ангелов, небесных видений и откровений или стать похожим на кого-нибудь из св€тых. ќ подобном безумном рвении писал божественный отец »саак —ирин, говор€ так: Ђ“€жкою болезнью страдает тот, в ком есть злое рвениеї[5]. ј в другом месте тот же св€той »саак —ирин, говор€ о подвизающемс€ со злым рвением и злой целью, пишет так: Ђ то дерзает молить Ѕога, жела€, чтобы его руками совершались чудеса и силы, тот искушаетс€ в уме своем бесом-насмешникомї[6].

Ѕезумное рвение, подобное этому, было у того монаха, о котором повествуетс€ в Ђѕатерикеї, что он молил Ѕога сподобить его стать похожим на патриарха »саака, и который по причине этого безрассудного прошени€ был поруган диаволом самым жалким образом[7].

ѕ€та€ причина попадани€ в западню видений и бесовских мечтаний Ц это непослушание и строптивость, как показано в Ђѕатерикеї в случае с братом јвраамием и учеником аввы »раклита[8].

Ўеста€ причина, довод€ща€ человека до падени€ в пропасть мечтаний и бесовских видений и в другие обольщени€, губительные дл€ души, это прокл€тое самочиние и неисповедание помыслов духовным отцам[9].

—едьма€ и последн€€ из причин, по которым человек скатываетс€ в губительную дл€ души опасность диавольских видений, это незнание себ€ и незнание Ѕожественных ѕисаний. »бо человек, не знающий ни себ€, ни Ѕожественных ѕисаний, тотчас вдаетс€ в самомнение и потому легко впадает в прелесть. ј тот, кто достиг основательного знани€ себ€ и глубины своей ничтожности, тому трудно счесть себ€ достойным иметь небесные видени€. ѕотому и св€той »саак —ирин так говорит о том, кто познал себ€: Ђ”достоившийс€ видеть себ€ лучше удостоившегос€ видеть ангеловї[10].

» вправду, велика€ и сильна€ помощь человеку Ц знание своей немощи, ибо оно не даст человеку попасть в западню бесовских мечтаний и в другие великие грехи. “от же св€той »саак —ирин называет знание себ€ основанием вс€кой добродетели: ЂЅлажен человек, сознающий свою немощностьї. » продолжает: Ђ»бо это знание делаетс€ дл€ него основанием всей благостиї[11]. ≈ще и божественный отец ѕетр ƒамаскин говорит о знании себ€: ЂЌет ничего лучше, чем знать свою немощь и неведение, и ничего хуже, чем не знать этогої[12].

¬от, брат »оанн, таковы семь главных путей, по которым диавол всевает в ум и сердце человека прелесть снов и видений, губительную дл€ души. “ы хорошо поступил, искренне открыв свое сердце пред Ѕогом и моим недостоинством и решив прийти и исповедать эти помыслы, пагубные дл€ души. Ётим, брат мой, ты смог с помощью Ѕожией извлечь из логова ума твоего мысленного зми€, угнездившегос€ там, и из глубины сердца братства твоего Ц того, кто непрестанно плодилс€ в тебе и отравл€л душу твою смертоносным €дом своего коварства и прелести.

«най и помни, брат »оанн, что душа наша подобна кораблю, плывущему по м€тущимс€ волнам мира сего, а ум, который есть око души, Ѕогом назначен быть кормчим этого корабл€. » знай еще, что кораблю нашему предсто€т многие и великие опасности. Ёти опасности устремл€ютс€ с волнующегос€ житейского мор€ Ц ветры встречные и очень сильные, то есть брани со стороны плоти нашей, они обрушиваютс€ извне и проникают в нас через открытые двери п€ти наших чувств. ¬здымаютс€ €ростные волны из глубины нашей души, то есть наши злые и разнообразные помыслы, исход€щие из сердца, как сказал √осподь: Ђ»з сердца исход€т злые помыслы: убийства, прелюбоде€ни€, кражи, лжесвидетельства, хулыї (ср.: ћф. 15: 19). ѕодстерегают нас мысленные хищники, то есть бесы коварнейшие. ћы садимс€ на мели, которые суть слепота нашего неведени€, и попадаем в глубокие водовороты, они внезапно возникают на пути, угрожа€ нам кораблекрушением. » все это Ц духовна€ неподготовленность душ наших. ј когда кормчий корабл€, то есть ум, дремлет, тогда вода поднимаетс€ в корабле и может погрузить нас в бездну, и это есть неисповедание грехов наших.

»так, брат мой, если бы ты не поторопилс€ прийти сюда, пред лице Ѕога и моего недостоинства, чтобы на исповеди выплеснуть из души твоей €довитую воду грехов, то, думаю, еще немного, и погрузилс€ бы в бездну адову душевный корабль братства твоего. Ѕрат »оанн, вот что € хочу сказать тебе: знай и верь со всем тщанием, что помыслы, которые мучили братство твое и которые ты исповедал мне сейчас, произросли в уме и в сердце братства твоего из прокл€того корн€ великого греха гордыни.

Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

2 декабр€ 2010 года

[1] Иоанн, игумен Синайский, преподобный. Лествица. Сергиев Посад, 1908. Слово 23, І 19. С. 152.
[2] Агапий (Ланд), иеромонах. Грешников спасение. М., 2002. Ч. 1, гл. 7, 8. С. 41, 48.
[3] Исаак Сирин, святой. Слова подвижнические. М., 2006. Слово 55. С. 422.
[4] Иоанн, игумен Синайский, преподобный. Лествица. Слово 3, І 27. С. 19.
[5] Исаак Сирин, святой.Слова подвижнические. Слово 89. С. 644.
[6] Там же. Слово 36. С. 244.
[7] См. на рум. яз.: Патерик. Гл. 7, 10. (Некоторые книги, цитируемые старцем Клеопой, не переведены на русский язык или имеются в другой редакции. – Примеч. пер.)
[8] Палладий, епископ Еленопольский.Лавсаик. М., 2009. Гл. 89. Об Авраамии. С. 215–216; Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд. М., 1899 (репринт: М., 1991). Гл. 14, І 29. С. 266–267.
[9] См.: Иоанн, игумен Синайский, преподобный. Лествица. Слово 4, І 46, 48, 53. С. 40, 41.
[10] Исаак Сирин, святой.Слова подвижнические. Слово 41. С. 277.
[11] Там же. Слово 61. С. 507.
[12] Петр Дамаскин, преподобный. Творения. М., 2001. О том, что не должно отчаиваться. С. 141; ср.: Никодим Святогорец, преподобный.Невидимая брань. М., 2002. Ч. 1, гл. 2. С. 21.
     омментарии читателей
    2014-08-18
    21:17
    ћихаил:
    »скал информацию, что же такое прелесть дь€вольска€, слава Ѕогу теперь все так €сно.
    —паси вас √осподь.
    2013-01-24
    14:29
    православный:
    ƒл€ мен€, гордеца, поучительно.  ак раз гордыней и страдаю...
    2013-01-24
    00:28
    ћари€:
    надо познать себ€, это верно сказано, ибо мы гордимс€ не зна€ себ€, а сами как свинь€ лежим в калу. Ѕез √осподнего благословени€ мы и миг не проживем, не то, чтобы судьбы вершить.
    2013-01-23
    20:26
    ќльга:
    —пасибо за статью.я,во сне,видела ћатерь Ѕожию,но во сне € знала,что это —в€та€.Ћишь когда € пришла в церковь и увидела –асп€тие € пон€ла  то мне снилс€ и »исуса ’риста всего си€ющего,но во сне € тоже не знала  то это.” кого-то спрашивала.» мне голос ответил."- ак ты не понимаешь,что это »исус, ќн есть свет и поэтому си€ет".» потом Ѕатюшка на проповеди рассказывал об ѕреображении √осподнем,все тоже,что € видела во сне.“ак что же этого надо страшитс€?Ќе думаю.» гордитс€ € такими снами не вздумаю...ѕо моему это возлагает на человека ответственность,а не гордость.—лава Ѕогу за все.
    2012-10-19
    00:23
    Ћена:
    хорошо что можно прочтать такую вот статью .большое спасибо!
    2011-03-16
    13:35
    »оанн:
    —паси вас √осподи.
    2010-12-24
    23:44
    ¬иктор:
    ѕро зми€ мысленного,-это сильно сказанно. —паси, √осподи!
    2010-12-14
    14:35
    ќльга:
    —пасибо огромнейшее!
    ƒавно и безуспешно объ€сн€ю одной знакомой, что "лечение руками", "особое видение" и "великие благодати", которыми "одарены" некоторые особы, этого от лукавого, а не благодать Ѕожь€.
    2010-12-08
    15:26
    “ать€на:
    —паси, √осподи!
    2010-12-05
    19:28
    людмила:
    —пасибо
    2010-12-05
    11:08
    Ќаталь€:
    Ѕольшое спасибо !
    2010-12-03
    18:41
    —ергей:
    —пасибо!
    2010-12-02
    19:24
    ¬ладимир:
    1. ак и јпостол ѕавел говорит: Ђне вынуждайте мен€ снисходить до виденийї, ибо все признаки апостольского служени€ открылись в нем исцелени€ми, истинными исцелени€ми, и сам он на глубине мор€ провел три дн€ и три ночи, и восхищен был до третьего неба и т. д. » на самом деле когда относитьс€ ко всему, как само собою разумеющеес€, потом все в один миг вспомнитс€, ибо опыт во всем, и одна из целей различать мир грез , обольщающий полет души, широту и долготу, пол€ и луга, и, истинный Ѕожий —вет Ц попросту есть начальна€ школа обучени€, и легко распознаетс€, еще и собственным состо€нием души. Ќо когда ты в их власти, что угодно покажут и, не спрашива€, и не только покажут. Ёто борьба жизни и смерти. Ќо все это про€вление истинной Ћюбви Ѕожией, когда две стороны медали. ¬ообще, ведомые —в€тым ƒухом от отроческих лет, навыком научены к отличению добра и зла, хот€ до времени, не понима€, откуда зло, мир у них в розовом свете, хот€ и бьет со всех сторон, но все мимо, хот€ и больно. » эта школа до »стинного Ѕогопознани€, ведуща€ к самопознанию.
    2010-12-02
    19:24
    ¬ладимир:
    2.≈сли человеку, дать сразу все, попросту не вместить. ƒостаточно одного —траха Ѕожи€, чтобы с течением времени не потер€ть разума, не говор€ о других событи€х жизни и смерти. ѕотому видени€ и сновидени€ назвал бы их начальной школой обучени€, которые впоследствии дадут плод перехода от младенчества к отрочеству, но кому это нужно. ѕотому, кто про€вл€ет интерес к видени€м, сновидени€м, и желает их, то, как говорит апостол ѕавел, что и в этом случае применимо: Ђ но вас вновь нужно питать молоком, а не твердою пищейї. ”годно будет Ѕогу, не мерою даст Ѕог ƒуха, но сможешь ли вместить, и понести в своих немощах плоти. ≈ще, до рождени€ выбираем путь. Ќо как говорит —оломон: Ђ кто выбрал —трах Ѕожийї, а без Ќего и не пытайс€ разумом объ€ть необъ€тное плотью, можно навредить духу. ¬о всем полнота, дабы была равномерность. Ќо сказано —ловом Ѕожиим: Ђприступите, и —траху Ѕожиему научуї, который и есть начало мудрости, и это только возраст юности, самопознание - зрелости, о возрасте старца не готов сказать, думаю, до Ђконцаї жизни.  ак и сказано —ловом Ѕожиим: Ђ в гроб войдешь зрелым зерномї. ѕотому видени€ми не постигаетс€ мир, а интерес к ним ведет к обольщению, низводит ум твой на уровень младенца. ЂЅлагодать √оспода нашего »исуса ’риста со всеми вами. јминьї
    2010-12-02
    18:54
    –оман:
    спасибо огромное
    2010-12-02
    13:54
    ћарина:
    —пасибо!!!
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    ƒругие статьи авторов

    јрхимандрит  леопа (»лие)

    «инаида ѕейкова