Молитва святого Ефрема

Ее читают и в храмах, и в домах на протяжении всего поста. И объяснена эта молитва, казалось бы, глубоко и подробно. Но суть святых вещей, суть слов, рожденных Святым Духом, такова, что от умноженных усилий по изучению и истолкованию открываются новые оттенки и грани смысла. Этот труд не несет усталости, наоборот, укрепляет труженика, радует и указывает дальнейший путь.

Обратим внимание на то, что в этой молитве речь идет о духовной борьбе, то есть о такой борьбе, где один дух противостоит другому. Дух «целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви» дай мне (просит человек словами святого Ефрема), а «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» не давай. На языке Библии «не давай» может означать «не допусти». Так и в молитве Господней «не введи во искушение» означает «не допусти впасть в искушение»

Это может показаться назойливым напоминанием, но скажем еще раз о том, что пост – это духовная борьба, а не гастрономическое явление. Один дух, то есть один духовный настрой и образ мыслей, противостоит здесь другому духу. И тот и другой дух ведут борьбу за право поселиться в духе человека, о котором сказано: «И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23).

Итак, целостный человек – это единство духа, души и тела, сохраняемое без порока. Подобная целостность у святого Ефрема называется «целомудрием» и поставлена в начало всех благих прошений. Это не только удаление от блуда во всех его разновидностях, но цельность человека, единого в делах, словах и мыслях. Молитвенная просьба, таким образом, заключается в том, чтобы дух человеческий воспринял в себя дух добродетелей и оградился от духа греховного.

Есть короткая притча Христа о закваске, которую женщина вложила в три меры муки, доколе не вскисло все. Три меры муки это и есть дух, душа и тело, которые должны соединиться под действием «закваски» Святого Духа.

А что же «иной дух»? Он стремится влезть в человека, чтобы родить свою модель поведения и мышления. Человек – существо умное, и, следовательно, грехи у него гнездятся в умной сфере, а не в телесной. Через телесную сферу грехи лишь только проявляются. Есть, к примеру, блуд, но есть и «дух блуда». Вот читаем у Осии: «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (Ос. 5: 4) И еще у того же пророка: «Дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего».

Так же можно мыслить обо всех грехах. Есть чревоугодие, а есть дух чревоугодия - обжорства и лакомства. Есть хорошо известный по нынешним временам дух стяжательства, зависти, несытости. Этот дух представляет уму деньги в качестве высшей ценности и посягает на то, чтобы всему назначить цену, даже вещам бесценным по определению. По душам целых поколений сей дух пронесся с разрушительной силой урагана, и именно духовное противостояние способно ему сопротивляться. Все остальное не действует: с ветром, как известно, шашкой не повоюешь.

Человеку, положим, ничего не надо, все для жизни у него есть. Но зашел человек в супермаркет, хлынули на него призывы рекламных акций, вид товарного изобилия, втянул человек носом сладкий воздух, пропитанный ладаном маммоны, и вот ему уже все надо, всего хочется. Что это? Это пример вторжения в сознание особого духа и пример победы этого духа над человеком.

Так что святой Ефрем отрывает нас от плоти и уводит в более тонкие сферы, где совершаются самые важные события жизни, самые катастрофические поражения и самые героические победы.

Отметим также, что в этой молитве упоминаются грехи не самые явные, не самые бросающиеся в глаза. Казалось бы, подумаешь – празднословие. Что такого особенного? Или – праздность. В этом перечне нет ни пьянства, ни обжорства, ни гнева с раздражительностью, ни парения ума на молитве. Нет многого, в чем регулярно каются православные люди. Очевидно, преподобный – человек опытный, и свою молитву он преподносит нам как плод этого подвижнического опыта.

Подвижнический опыт заключается вначале в отсекании грубых и явных грехов. «Не пью, не курю, матом не ругаюсь». На этой стадии может родиться квази-протестантское благодушие и уверенность в собственной святости. Но это – у людей глуповатых и поверхностных. Подвижнический же опыт влечет человека дальше, и там, куда он человека влечет, грех открывается взору, как тончайшие сети, разбросанные повсюду. Шагу нельзя ступить, не зацепив одну из нитей, а эта нить тянет другую, а та – третью, и… коготок увяз – всей птичке пропасть. Становятся заметны и связи между грехами и страстями, так что уже нечто казавшееся ранее маловажным теперь видится как начало пути, ведущего в пропасть.

Первое, что названо святым Ефремом, это «праздность», вернее «дух праздности». Для подвижника праздность – это сон на посту. Подвижник должен непрестанно чередовать полезные труды – молитву, труд, чтение, чтобы всегда быть подобным котлу, стоящему на огне. На горячий котел, по слову Пимена Великого, мухи не садятся. И тогда оку духовного труженика открывается, что «дух праздности» есть один из господствующих духов современности. Не трудиться и не учиться хочет «усредненный» современный человек, но отдыхать (от чего?), накапливать впечатления, расслабляться. На сленге это называется «отрываться», «зажигать», «балдеть». Не будь этой самой идеи праздности и стремления к ней, как к подлинному счастью, грех не маршировал бы так победно по улицам городов «цивилизованного» мира.

Но наш мир есть не только мир «расслабляющийся». Он же есть и мир унывающий. Само веселье нынешнее зачастую свидетельствует о глубоком надрыве в душе человека. Это не народные гулянья после сбора урожая. Это попытка забыться или раствориться в шуме. Депрессии, нежелание жить, потемки сознания, от которых спасаются наркотиками и алкоголем, то есть еще большими потемками, это же болезни века. Действительно: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует…»

Уныние есть язва лютая, быть может, лютейшая. Серафим Саровский говорил об этой страсти как о самой тяжелой. Куда бы ни бежал, принесешь ее с собою. Чем больше будешь стремиться к веселью и легкости, тем на более тяжкие приступы уныния себя обречешь. Оно не уйдет, вспугнутое твоим смехом. Оно терпеливо постоит за спиной, подождет, а когда устанешь смеяться, снова возьмет за горло. Воистину, мы вступили в эпоху, когда молитва святого Ефрема стала нужна всем без исключения.

Любоначалие же, это, просто говоря, желание начальствовать, властвовать, управлять. На каждой руке по пять пальцев и все – указательные. Пушкин не зря назвал эту страсть «змеей сокрытой». Есть ведь многие, кому командовать некем. Но дайте им в подчинение на один только день пару человек – и вы удивитесь рвению и административному восторгу! А домашний деспотизм не отсюда ли растет, когда маленький человечек тиранит домочадцев, реализуя свои наполеоновские комплексы? На работе он – паинька и почти ангел, а дома – лев, выбежавший из клетки. Говорят, хочешь узнать человека – дай ему власть. А я бы сказал, что не надо так испытывать человека. Это опасный эксперимент. Пусть лучше молится человек молитвой Ефрема Сирина. Она его на сто процентов касается.

И еще одна грань становится заметна. Простые профессии нынче не в чести. Деток двигают в юристы, в менеджеры, в банковскую сферу. То есть туда, где «рулят процессом», а не гвозди забивают. Скоро десять банкиров выстроятся в очередь к одному электрику, потому что банкиров будет больше, чем электриков или столяров. А корень все там же – в любоначалии, в страсти к белым рубашкам, кожаным портфелям, служебному транспорту и высоким мыслям о личной значимости. Отче Ефреме, моли Бога о нас!

Все три духа, упомянутые выше, и поведенческие модели, этими духами созданные, открыто бросаются в глаза. Можно ожидать, что и четвертый дух не стоит особняком, но встроен в систему. Так оно и есть! Дух празднословия завершает перечень, и он же, как смог, накрывший большие города, плотным облаком покрывает нашу жизнь.

Празднословие – это свобода слова помноженная на рабство мысли или на ее отсутствие. В нынешнем мире нам разрешено говорить все или почти все. Но велено говорить громко и всем сразу, так, чтобы никто никого не слушал, но все просто выговаривались. Это в эпоху цензуры слова были и оружием, и драгоценностью. В эпоху болтовни самые важные и емкие речи рискуют утонуть в тоннах макулатуры, рискуют затеряться в толпе слов, сказанных без надобности, праздно.

Культура слова связана с культурой молчания. Кому не о чем молча думать, тому и говорить не о чем. Говорить «просто так» нельзя. Это все равно, что есть, не чувствуя голода, и этим разрушать здоровье. Слово – это семя. Оно оплодотворяет, если оно живо. И совсем не зря существует такое понятие, как «словоблудие», потому что говорение ни о чем есть разновидность духовного излития семени на землю (ср.: Быт. 38: 9). Чуть далее об этом говорится, что это было «зло пред очами Господа». Празднословие – враг молитвы, враг тишины, враг серьезных мыслей. Его одного хватит, чтобы оказаться в аду, поскольку «за всякое слово праздное дадут ответ люди в день судный».

Мы, сами того заранее не желая, увидели, что в четырех страстях, названных святым Ефремом, пред нами предстали не просто четыре греховных духа. Предстал перед нами некий один дух, впитавший в себя все другие. и дух этот – дух мира сего. Это дух мира праздного, тоскливого, болтливого, высокомерного и, как ни странно, уверенного в себе. В этом противоречивом и больном мире мы живем, дух этого мира смешивается с воздухом, которым мы дышим, и травит нас постоянно. Так как же нам не бежать со всех ног в храмы Божии? Как же нам оставаться в бездействии?

Слава Богу, введшему нас «во пречестные дни сии».

Приступим в святые дни поста к Богу с верой и дерзновением. Будем часто приносить Владыке жизни нашей прошения об исцелении нашего сокровенного внутреннего человека. Молитвы собственные сочинять не будем. По большей части, все нужное уже сказано. Нужно лишь потрудиться понять и усвоить смысл церковных молитвословий. Как в орехе, нужно разгрызать твердую скорлупу привычных слов, чтобы добраться до ядра духовного смысла и ощутить его вкус.

Таких орешков в золотых скорлупках у нас еще немало.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
р.Б.Лариса 9 февраля 2019, 02:12
Спаси Господь Вас,отец Андрей.Отче Ефреме,моли Бога о нас.
Фаина 8 февраля 2017, 16:03
Святой Ефрем Сирин! Помоги нашим душам! Помоги нам своим ходатайством пред Господом. Мы немощны, помоги своей молитвою нам! Аминь!
Наталия11 февраля 2016, 09:55
Спаси Вас Господи,о.Андрей! Ваши проповеди,Ваши статьи , Ваши книги помогают понять многое.Низкий поклон .здоровья Вам и Вашей семье.
Наталья10 февраля 2016, 10:20
Отче Ефреме, моли Бога о нас! Моли Бога о детках моих Татьяне, Феодоре и Аполлинарии, Наталии, Ксении, Александре, матушке Ольге, муже Сергии. Моли Бога о р.б. Андрее, болящем, Татьяне, Ларисе , Василии, Сергии.
римма 9 февраля 2016, 10:27
Святой Ефрем Сирин, помолись обо мне грешной и недостойной, о даровании здравия душевного и телесного мне и моим родным, даруй радость и любовь моим детям и внучке, веди их путем праведным.
Павел10 февраля 2015, 09:50
Спаси Бог.Напишите еще.
римма 9 февраля 2015, 17:15
Святой Ефрем Сирин, моли Бога о нас грешных.
Nadezjda10 февраля 2014, 22:16
Spasi Gospodi! Veka Vam i zdorovjya! Prepodobnij Efrem Sirin, moli Boga o nas!
TATYANA TANCHUK10 февраля 2014, 20:35
Spasibo za duxovnuy statiu o.Andreya TOLKO v USA ponyala kakaya u has religiyA ,blagodaru BOGA CHTO RUSSKAY.
Михаил10 февраля 2014, 19:52
Дай БОГ вам, быть услышанным. А нам(всем) - бодрствовать и бдеть.
римма10 февраля 2014, 15:32
Преподобный Святой Отче Ефрем, помолись Господу Богу о моем исцелении от болезней, дай мне силы много работать на благо семьи! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!
Раиса25 декабря 2013, 05:13
Спасибо вам о.Андрей за такую исповедь,ведь на самом деле мы столько грехов набрались(полна чаша),что лопатой не выгребешь. И неправда то .что люди говорят,что *что я не грешен, я никому ничего плохого не делал?* А ведь если капнуть вглубь-мы все грешники,мы не замечаем всего,что творим и воспитаны без церкви многие и веры в БОГА. Но время пришло и видно скоро и исполнится ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ИИСУСА ХРИСТА.Уже явно повторяется гонение храмов,церквей и православных людей,что мы непрвильно живем и злобны ,осуждаем других(себя не видя),гневимся,раздражаемся(ссылаясь на такую жизнь) ,обиды не прощаем себе не помогаем в трудную минуту друг другу(все озабочены только своей семьей) - прямая дорога в АД,а ведь это и есть,что мы не живем по заповедям и не ЛЮБИМ ГОСПОДА нашего ИИСУСА ХРИСТА,который нам сказал ,*смирение и послушание и жить по заповедям и тогда унаследуете Царствия Божьего. Молитесь и кайтесь и причащайтесь,пока не пришло Второе Пришествия,чтоб быть готовым*. ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ,СЫНЕ БОЖИЙ,ПОМИЛУЙ НАС ГРЕШНЫХ,НЕ ГНЕВИСЬ НА РОССИЮ МАТУШКУ ,ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА СПАСИ НАС!!!! МЫ будем жить достойно и поняли,что без церкви и православия,ВЕРЫ И ЛЮБВИ К ТЕБЕ ГОСПОДИ,НАМ НЕ ВЫЖИТЬ,,,
Anna Shapran 7 декабря 2013, 03:14
Низкий поклон.
Сергий27 апреля 2013, 03:17
Замечательная проповедь, О. Андрей, помогай вам Господь. Как-то не задумывался ранее о глубине этой молитвы, спасибо!
Николай12 февраля 2013, 01:11
Помолитесь за наш приход Св.Иоанна Ш-С-Франциского в Америке.
Константин10 февраля 2013, 20:46
Cлов много сказано, хотелось бы видеть ДЕЛА.
Ольга10 февраля 2013, 14:26
СПАСИБО!
Виталий, Донбасс, Украина 9 февраля 2013, 22:08
Без комментариев. Спаси Вас Господи!
владимир 9 февраля 2013, 19:39
прочитал не все.но.....замечательно
Александр 2 февраля 2013, 10:11
Воскресение день и просветимся торжеством и друг друга обымем... Спаси вас Господи!!!
елена22 декабря 2012, 11:43
Спаси Вас Господи!!!
Протоиерей Павел28 февраля 2012, 17:19
Очень благодарен отцу Андрею за все его глубокие, живительные слова!
Наталья12 февраля 2012, 02:50
Спасибо,отец Андрей! Очень хорошее и современное толкование древней молитвы святого Ефрема.
Надежда11 февраля 2012, 04:56
Спасибо за статью ! Храни Вас Господи !
Алла11 февраля 2012, 00:51
Спаси Вас Господи, батюшка, как все верно.
Нина10 февраля 2012, 23:58
СпасиБо!
Нина10 февраля 2012, 19:38
Вот, кстати, про Вартимея (сына Тимея) - он Возгласил Иисуса "Сыном Давидовым" - Тем Самым, Которого ожидали все, Спасителем. И Господь Вартимею сказал:"Что хощеши, да ти сотворю?" Как служка ему сказал. А в русском переводе читаем:"Чего ты хочешь от Меня?" Несколько свысока звучит...Вот и слова...Слова - это сосуды. Мы порой умудряемся в слово "нет" заложить дух слова "да". А Господь дух росы послал огню в Вавилонскую печь, где были три отрока с Даниилом...Празднословие - это пустые слова, которые не улавливают, не ловят доброго духа.
Андрей10 февраля 2012, 17:38
Спасибо, отец Андрей. Как всегда берет за душу. Не перестаю удивляться Вашей работоспособности). Ангела хранителя!
Мария10 февраля 2012, 16:50
Батюшка,спасибо Вам за статью.Храни Вас,Господи!
Анна10 февраля 2012, 16:05
Спаси Господи о. Андрей
Юрий10 февраля 2012, 13:23
Спасибо отец Андрей!!!! За простые,добрые слова!! Прямо в душу! Спаси Господи наши души!!!!Святой Ефрем,моли Господа о нашем спасении!!!!!!
р.б. Николай10 февраля 2012, 10:12
Когда слепой Вартимей услышал,что идет Спаситель-он ВОЗГЛАСИЛ
,не взирая на запрещения шедших со Христом !
Также и мы Возгласим своими покаянными чувствами и Словами со Святым Ефремом Сириянином.
Всем желаю Мира Душевного и Сердечного Покаянного чувства,прииде Пост,мати Целомудрия.
Галина 9 февраля 2012, 22:21
Преподобне Ефреме Сирин, моли Бога о мне грешной.
Александр 6 декабря 2011, 18:49
Так просто, ёмко и понятно изложено. Заставляет задуматься. Дай Бог мне силы измениться.
Спасибо отец Андрей.
Станислав18 апреля 2011, 21:25
Спосибо о.Андрей. Но хочется все таки верить,что Господь желает нас видеть не обезличенными,одиннаковыми,а каждого со своей изюменкой.Ведь и к Богу,каждый из нас приходит поразному,порой через огромные беды,страдания и душевные муки.А в молитве хочется добавить,что-то свое сокровенное,личное.А то ведь лаконичность и краткость может привести к тому, что простой человек скажет:"зачем молиться Господь и так знает что мне надо".Извените,с уважением Станислав.

Мария 6 апреля 2011, 23:29
Золотые слова! Слезы в глазах после прочтения Вашей статьи. Как всегда, огромное спасибо, спаси Вас БОГ!
Шушаника 5 апреля 2011, 20:21
Спасибо, о. Андрей! Статья полезная, разоблачающая наши пороки и вручающая нам молитву как щит. Статье вторит гениальное стихотворение Пушкина. Спасибо, Георгий, что напомнили его.
Спаси, Господи, нас грешных!
Ольга 2 апреля 2011, 17:13
Спасибо за статью.Спаси Господи!Это наше спасение.Слава Богу за всё!
Александр 1 апреля 2011, 21:59
Нам воспитанным в советское-безбожное время и теперь старающихся приобщиться к Провославию нашим корням очень трудно (кто наелся "мира" тому легче).

Молитва Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.

Земной поклон

Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Земной поклон

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков
Аминь.

Земной поклон


Боже, очисти мя, грешную (грешного).
12 раз с поясными поклонами


И ещё раз всю молитву полностью
с одним земным поклоном в конце
Людмила 1 апреля 2011, 18:05
Спасибо за статью, о.Андрей. Так было плохо от того, что не исправляется прошлое, что все посеянное проросло и дало плоды от, которых не увернешься - пожинать приходится...
"Так как остваться в бездействии? Как не бежать в храм со всех ног..."
Спасибо еще раз, так и сделаю.
Konstantin30 марта 2011, 21:27
OTLICNAJA STATJA, OTREZVLIAJIUSCIAJA!!! SPASI GOSPODI VAS, OTCE, NA MNOGAJA LETA!!!
константин30 марта 2011, 21:12
Замечательно раскрыто понятие целомудрия , и во истину все нужное уже сказано в молитвословиях , только надо понять их смысл.Благодарны Вам ,отец Андрей , за доступное и понятное повествование .Дай Бог вам здравия душевного и телесного
Димитрий30 марта 2011, 20:20
Спсаи Господи, Батюшка, за проникновенное разъяснение сей необходимой нам молитвы.
Наталья30 марта 2011, 15:52
Большое спасибо за статью
Елена30 марта 2011, 15:09
Спасибо Вам большое о. Андрей! Спаси Господи! После всего сказанного появляется желание горячо помолиться и пойти в Храм. Господи, вразуми и спаси нас грешных!
Сергей30 марта 2011, 15:09
Эта молитва открыла мне духовное величие и силу Святого Ефрема Сирина.Это путеводитель к Богу.

Любовь30 марта 2011, 14:20
Спасибо! Читала и плакала.Как всё правильно сказано!Если бы слёзы моглы вылечить душу и очистиь её от страстей,то плакать надо было бы всё время.
Святый Отче Ефреме- моли Бога о нас!
Спаси,Вас Господи о.Андрей!Низкий поклон и благодарность за Ваши слова и труды!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×