Литургия и ангелы

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 510 x 700 px. Размер файла 163365 b.

Мы живем в густом и плотном мире, жителей которого чаще чувствуешь, чем видишь. Их много, и они везде. Они мыслят и действуют, понуждая действовать нас и внушая нам мысли. Хорошо, что мы этого не видим, но только чувствуем, и плохо, если никогда не чувствуем. Видеть это зрелище можно немногим и лишь иногда.

Вот слуга Елисея увидел вражеское войско вокруг еврейского города, «и кони, и колесницы». И сказал слуга человеку Божию: «Увы! Господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, говоря: Господи! Открой ему глаза, чтобы он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4 Цар. 6: 15–17).

Не имея близ себя Елисея и не будучи ему слугой, мы можем понять смысл сказанного через то главное, что у нас есть – через литургию. Она вся, ее внутренний строй, ее молитвенные тексты говорят нашей душе, что «тех, которые с нами, больше, чем тех, которые с ними».

Когда священник совершает малый вход, он молится Богу: «Сотвори со входом нашим входу святых Твоих ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость». Иными словами, священник просит Бога ввести в наше молитвенное стояние ангельские хоры. Просит, чтобы они, привычно занятые славословием Бога, делали это сейчас с нами вместе, здесь, подкрепляя церковное собрание своим присутствием. Бывает ли так, или это лишь благопожелание и поэтическая мечта? Бывает так, и даже пренепременно.

А вслед за малым входом, когда поются дневные тропари, священник читает молитву, в которой именует Бога «трисвятым гласом от серафимов воспеваемым, и от херувимов славословимым, и от всякой небесной силы покланяемым». Просит Его, невзирая на множество песен, приносимых Ему от бесплотных, принять и от наших уст Трисвятую песню и простить нам всякое прегрешение, вольное и невольное. Вслед за этими словами вскоре поется и сама Ангельская песнь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Она не выдумана, но снесена с небес на землю и поется всюду, где сохранилась связь с Апостольской Церковью и духом ее молитвы.

Когда после Апостола поют «Аллилуия», предваряя радостью чтение Евангелия, то почему бы не петь «Аллилуия» и ангелам, уже пришедшим, уже посланным к нам на службу после принесенных просьб об этом? В Апокалипсисе Иоанна, где так часто изображается небесное богослужение, «Аллилуия» поют много, часто, торжественно (См.: Откр. 19).

А вот уже чтение Евангелия ангелы слушают внимательно и молча. Это люди в это время могут думать о чем-то своем, бродить по храму, шептаться и ставить свечи. Чистые духи слышат земной голос своего Небесного Владыки и стоят со страхом и трепетом.

Вскоре после этого раздастся Херувимская песнь. У молящегося человека появляется возможность уподобиться высшим чинам небесной иерархии. Для этого нужно «всякое житейское отложить попечение», нужно перестать думать о себе и просить о своем, но направить взор ума на Победителя смерти – Иисуса, входящего в близкое общение с теми, кто Его любит.

Уже того, что сказано, довольно, чтобы согласиться с мыслью: литургия есть не только земная служба и не столько земная, сколько небесная, стирающая природную разницу между человеком и ангелом и подчеркивающая их молитвенное единство.

Но главное в службе – это благодарение, евхаристия. И в ней тоже слышен ангельский голос. Священник тайно читает молитву, в которой благодарит Бога за все, но главное – за два великих дела – творение мира и искупление мира. Благодарит также за то, что Бог не гнушается нашей службой, хотя Он насыщен хвалой предстоящих Ему архангелов, ангелов, херувимов и серафимов. Этих слов стоящие в храме не слышат. Слышат они лишь завершение молитвы: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе, глаголюще». Образ четырех животных из Апокалипсиса возникает в уме при этих словах. Эти четыре животных подобны «льву, тельцу, человеку и орлу летящему». «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4: 8).

Эти слова люди не просто слышат – они повторяют их вслед за поющим хором. Здесь встречаются оба Завета, Ветхий и Новый, поскольку впервые эти слова услышал Исаия. (См.: Ис. 6). Эти слова связывают оба Завета, поскольку они относятся ко Христу, ведь «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Ин. 12: 41).

«С сими блаженными силами, – молится далее священник, – Владыко Человеколюбче, и мы вопием и глаголем: Свят еси и Пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый».

Церковь восходит на высоту высших созерцаний и славословий. Церковь хвалит Нераздельную и Вечную Троицу. Человек, как ангел, готов в это время закрыть глаза, и если бы имел крылья, то закрыл бы ими лицо свое.

Она, литургия, есть поистине небо на земле. И уходя из храма, «видевши свет истинный, приявши Духа Небесного», человек уже не тот, каким он был час назад. Из храма нельзя уйти таким же, каким ты в него входил. Ты уходишь всегда другим, и дай Бог, чтоб лучшим, а не худшим.

Мы не одиноки – вот истинная правда. Мы лишь ощущаем себя одинокими и брошенными по мере сердечной черствости и пренебрежения к главному. Эта беда требует преодоления.

Если мы перестанем молиться, ангелы никогда не перестанут. Если мы зеваем на службе и пропускаем ее мимо ушей, чистые духи не пропускают ни одного слова и слога, но дышат молитвой и благодарением. Наши храмы для них – вожделенные места паломничеств, где славится имя Божие и слышен Его голос. Ощутить эту небесную жизнь, эту иную реальность человеку столь же возможно, сколь и необходимо. Будущий мир не есть мир телесных наслаждений, но мир молитвы и радости в Духе Святом. Приготовление к вечной и блаженной жизни есть, поэтому, уподобление ангелам через привитие к сердцу способности к небесным ощущениям. Это отрыв сердца от земли ради неба, по сказанному: «Горе имеем сердца!» До чего красив этот краткий клич!

Что же делать после всего сказанного? Ждать с нетерпением ближайшего воскресного дня или уже сегодня бежать туда, где слышан возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа!» Бежать туда, где возносится Бескровная Жертва о грехах наших и всего мира, о всех и за вся. Бежать туда, где вместе с людьми «Свят, свят, свят» поют жители иного мира.

И, без сомнения, в каждом храме участников молитвы, как минимум, вдвое больше, чем это видно глазу. Ведь рядом с каждым видимым земному взору молитвенником стоит незримо ангел-хранитель, радующийся о своем подопечном и вместе с ним хвалящий общего Владыку ангелов и человеков.

Протоиерей Андрей Ткачев

24 июня 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Сергей Рымарев31 июля 2017, 15:54
Как всегда доступно и проникновенно! Спаси Господи О. Андрея!
Пелагея21 июля 2011, 13:19
Спаси Господи
р Б Вячеслав 8 июля 2011, 16:24
Спаси Господи !!!
Ирина 7 июля 2011, 22:21
Спаси, Господи !
раб Божий Рустик Пономарь 4 июля 2011, 16:16
Нет слов,хотя скажу своими духовными очами.У нас на литургии поётся практически всё на русском языке меня-возмущает мне иной раз плакать хочется что мы сами себя отдаляем от истины,той истины которой Бог нас ведёт к спасению своей души.Всю свою жалкую ничтожную жизнь!И если кто-то думает что Бог невидет-то глубоко ошибается.Да соглашусь с такими теплыми, глубокими,cветлыми,духовно просвещенными очами Божьими!Спс Вам за такие тёплые слова!С глубоким уважением самый недостойный раб Божий Рустик.Простите меня Отче!
Любовь 4 июля 2011, 15:24
Спаси, Господи,отца Андрея! Действительно,со службы из Храма выходить не хочется! А когда выйдешь,всё такое блеклое и суетное.Дай нам Боже почаще испытывать такое торжественно-одухотворённое состояние находясь на службе.
Спасибо!
Лилия 3 июля 2011, 23:36
Лилия: Всегда интересно Вас слушать и читать Ваши статьи и книги, но, к сожалению, нет теперь Вашей передачи вечером в самое удобное время... Спаси Господи
Наташа30 июня 2011, 21:27
"Если мы зеваем на службе и пропускаем ее мимо ушей, чистые духи не пропускают ни одного слова и слога, но дышат молитвой и благодарением." Господи, как стыдно, а ведь так оно и есть.
Ксения29 июня 2011, 10:13
Огромная благодарность за светлые слова. Дай Вам Бог, отец Андрей, Вдохновения на долгие годы!
Спаси,Господи.
р.Б.Елена28 июня 2011, 10:21
Спасибо! Как это умилительно,когда представишь, и придает силы.
Александр27 июня 2011, 23:00
Хорошо вы пишите, батюшка, каждый раз после подобно-прочитанного опять хочется жить по-Божьему и не грешить, но только мне мне стоит закрыть страницу данного сайта или выйти из храма я опять берусь за свое.......и уже нету такого греха который я бы не совершил или бы не вожделел в сердце своем, а если и найдется хоть один такой то только по милости Божьей я его не совершил.........., как мне жить, как стать на путь Божий...? ( простите но я не могу из моральных причин и из уважения к присудствующим сдесь описать всю БЕЗДНУ своих грехов...!!! )как отучить сердце от греха, когда оно срослось с ним плотью, как я могу побороть свою плоть, когда я сам ею являюсь....?
Грех вошел в меня везде и повсюду......, при одном только воспоминании о его "сладости" я сразу робею и падаи предавшись этому греху....,,а после этого моего главного греха я впадаю в остальные грехи......это снежный ком.........
ВЕРУЮ Я ВЕРУЮ, НО ПОМОГИТЕ МОЕМУ НЕВЕРИЮ.
С уважением Александр.
Владимир27 июня 2011, 21:04
Спасибо. Можно только сказать последователям "Йоги", медитирующим, в какой нищете усилиями мысли, тренингами, пытаетесь плотью управлять Духом. Безумие. Когда действует в нас Христос, то уже тело - Дух. Евхаристия - истинное благодарение Богу, и истинно живет и действует в тебе Христос - открыто, и, тогда Тело и Дух едины......., и нет урона Тела и Духа, но , плоть становится Духом, (не отдельно Дух от плоти, что тоже возможно…..), но и плоть одно с Духом, а не духи, и как апостол Павел говорит: « то уже не я живу, а живет и действует во мне Христос", но ненасилием от тренингов мыслями над плотью. И это все, как и говорит ап. Павел:" всего лишь тусклое стекло".
р.Б.Нина27 июня 2011, 14:57
Спаси Господи! После таких слов становится легче и понятнее как жить.
Надежда26 июня 2011, 15:31
Хорошая статья. Спаси Господи!

Такие состояния ангельского соприсутствия ощущаются в храмах тогда, когда нет посторонних, то есть, все люди - паства Господня, со страхом Божьим предстоящая на молитве. Никто не ходит по храму, не разговаривает, а действительно молится вместе с Ангелами. Как жаждет душа таких боголепных служб!
Надежда26 июня 2011, 15:30
Хорошая статья. Спаси Господи!

Такие состояния ангельского соприсутствия ощущаются в храмах тогда, когда нет посторонних, то есть, все люди - паства Господня, со страхом Божьим предстоящая на молитве. Никто не ходит по храму, не разговаривает, а действительно молится вместе с Ангелами. Как жаждет душа таких боголепных служб!
Светлана25 июня 2011, 23:01
Пусть не покажеться странным. Но выходя со службы, хорошей службы, такое впечатление, как после хорошего театрального спектакля. Конечно эти два действия ставить в один ряд нельзя. Сразу прошу прощения. Но правда выходиш другим. Пусть немного но уже не тем. Дай Вам Бог здоровья о. Андрей.
Елена25 июня 2011, 21:18
Батюшка! Благодарю Господа за то, что Он открывает через Вас!Кланяюсь земно за просвещение.
Татьяна25 июня 2011, 10:35
Спаси Господи!
Леван24 июня 2011, 23:52
Спаси Господи за вдохновенную статью!

Очень воодушевляюще написано!
р.Б. Наталья24 июня 2011, 21:41
Отец Андрей,так умно и душевно написано, что душу согревает. А в храме у меня не всегда хорошо получается молиться. Душой я чувствую, а слух мой не все слова разбирает. Мелодия звучит, а я только и твержу про себя: Господи помилуй! На службе мне не трудно стоять, мне понятие слов плохо даётся, толи медведь мне на ухо наступил, а может тружусь недостаточно. Прости меня, Господи. Спасибо отцу Андрею.
Сергей24 июня 2011, 21:16
Спасибо вам, отец Андрей, за столь прекрасную статью!!!
Наталья24 июня 2011, 19:09
Как просто и поэтично разъяснена служба, которую - так мне казалось! - я хорошо знала. Дай, Господи, силы отцу Андрею, чтобы вразумлял нас, неразумных, и дальше.
Ольга24 июня 2011, 18:30
Спаси Господи!
Виктор24 июня 2011, 16:47

Все бы конечно ничего, да только очень часто священник молится так тихо, что можно подумать, что в храме нет никого.
р.Б.Фотиния24 июня 2011, 14:17
Утешительно для сердца. Спаси Господи отца Андрея.
Ангелина24 июня 2011, 14:01
Нашла батюшку, который так художественно, возвышенно и проникновенно пишет! Спаси Господи!
Леонид24 июня 2011, 13:19
Здравствуйте. Замечательные слова. Порой не хватает таких повествований о службе, о молитвах.
Спаси Господи о.Андрея.
Анна24 июня 2011, 11:19
Нет слов, чтобы выразить тот священный трепет души,вызванный Вашей статьей. Спаси Вас, Господи, отче Андрее. Да приумножит Господь Ваши таланты.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×