Антоний и сапожник

Преподобный Антоний беседует с людьми. Фрагмент иконы XVI в. Преподобный Антоний беседует с людьми. Фрагмент иконы XVI в. Приобретение правильных мыслей сопровождается низвержением с постаментов мыслей ложных. Подобное низвержение равноценно сокрушению идолов.

Нося в себе ложную мысль, некую ложную жизненную установку, человек рискует прожить всю жизнь идолопоклонником. Или, по крайней мере, не достичь того, на что потенциально способен.

Вот Антоний, этот житель пустыни, к которому, в ответ на его просьбу, даже являлся Моисей, чтобы объяснить темные места в Писании; этот человек, «объятый Богом и посвященный в тайны», слышит голос. И голос говорит ему, что он, Антоний, не вошел еще в меру некоего сапожника, живущего в Александрии. Антоний покидает пустыню и, водимый Богом, приходит в подлинный муравейник к одному из муравьев, имеющему в сердце правильные мысли.

Александрия – одно из детищ Александра Македонского, этого первого подлинного глобалиста, мечтавшего о всемирной империи. В Александрийский порт приходят сотни кораблей. Сюда приплывают и по суше приезжают люди, чтобы купить и продать товары. Сюда приходят, чтобы послушать известных проповедников или философов. Здесь можно найти во множестве тех, кто прожигает жизнь в удовольствиях и тратит то, что получил в наследство или заработал. Здесь иностранцы прячутся от наказания за преступления, совершенные на родине. Здесь можно встретить все, увидеть все и узнать все. Монаху сюда приходить не стоит, разве что в каком-то особом случае.

И вот Антоний стучится в дверь, к которой привел его Бог. Стучится и слышит позволение войти.

Старец просит хозяина открыть секрет: «Чем ты угождаешь Богу? В чем твое делание, то есть тот тайный сердечный труд, который никому, кроме Бога, не виден?»

Сапожник в страхе и недоумении. У него нет подвига. Монах его с кем-то перепутал. Он просто работает. Садится у окна, временами смотрит на улицу и работает. Вот и все.

«Я ничего не перепутал, – говорит Антоний, – молю тебя, открой мне твое делание».

Тогда сапожник в простоте сердца рассказывает о том, что наполняет его душу.

Работая, он смотрит то и дело на улицу, по которой проходят толпы самых разных людей. Это люди обоих полов и всех возрастов, одетые роскошно и едва прикрытые лохмотьями, местные и приезжие, праздно гуляющие и спешащие по делам. Их очень много, и все они кажутся сапожнику хорошими. Сапожник видит их лучшими, чем он сам. Их, думает он, любит Господь. Склоняясь к работе, он то и дело говорит себе, что все эти люди спасутся, ибо они хороши и любит их Бог. «Видно, я один погибну за грехи мои», – думает он и, творя молитву, продолжает трудиться.

После этих слов Антоний в землю кланяется хозяину и идет обратно. Он услышал то, ради чего приходил. Воистину не зря он приходил. Уходят из Александрийской гавани корабли, груженные разнообразным товаром. Уходит из города и монах, уносящий в сердце подлинное сокровище – мысль, рожденную от Духа Святого, мысль, ведущую к спасению. «Все лучше меня. Все спасутся, один я достоин гибели за грехи мои».

«Все погибнут. Я спасусь», – говорит гордая ложь.

«Все спасутся. Я погибну», – говорит совесть, просвещенная Духом.

Таков урок истории, и если рассказывать истории, то лишь ради смысла, из них извлекаемого.

Но у меня есть вопрос.

Или два вопроса.

Или сто вопросов.

В любом случае, это очень непонятное учение, хотя душа моя чувствует, что она прикоснулась к правде. Прикоснулась к парадоксальной правде Божией и тут же отпрянула, испугавшись прикосновения.

Во-первых, как это «я погибну»? Пусть «спасутся все», я согласен. Но я? Почему погибну? И как не отчаяться при этом?

И потом, разве не выбирают себе люди религию по признаку истинности? Разве не гордятся люди своим выбором и не доказывают всем и постоянно свою религиозную правоту? «Я прав, а вы заблуждаетесь», – вот первый ход той шахматной партии, которая зовется религиозным спором.

И ищем мы религию, ищем мучительно, и выбираем, именно чтобы спастись, а не погибнуть. Так что же это такое, я вас спрашиваю? Можно ли стоять в истине и быть готовым умереть за нее, считая при этом всех людей чуть ли не ангелами, а себя одного на целом свете достойным погибели?

Оказывается, что только так и можно стоять в истине. Может быть, компьютерный мозг этого и не поймет, но человеческая душа обязана постигать подобные благодатные парадоксы.

Я не знаю других душ, знаю только, что они таинственны и бездонны. И еще знаю, что любит их Господь.

Из всех душ в мире я знаю только свою одну, и то – отчасти. Но и того, что я знаю о себе, мне достаточно, чтобы сказать: «Я – дитя погибели».

Как раб, выставленный на продажу и купленный новым хозяином, я принадлежу катастрофе грехопадения. Никакие мои усилия не дают мне свободы. Пробовал я уже не раз. Вывод жуток: я клеймен и закован.

Христос пришел выкупить меня. Он велел расклепать мои кандалы, а в уплату позволил пробить гвоздями Свои раскинутые по краям Креста руки.

Разве я способен рассуждать о чужих грехах и думать о том, кто кого грешнее, если следы, натертые кандалами, все еще на моих руках, а Сам Господь предначертан пред глазами, как бы у нас распятый (см.: Гал. 3: 1)?

Это и есть признак принадлежности к истине – нежелание думать о чужих грехах, отказ от того, чтобы взвешивать, сравнивать и оценивать чужие грехи. Я погибаю – меня исцеляет Бог; я попал в рабство – за меня заплачен выкуп.

Вера – это погружение в свою боль и оплакивание себя, как мертвеца. И если прольются об этом мертвеце слезы, то очищенные слезой глаза способны видеть мир по сказанному: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит 1: 15).

И не осуждать может душа только тогда, когда носит пред собою свою собственную немощь и видит ежеминутно, что хвалиться ей нечем.

А раз не судит душа других, то сама судима не будет. Вот что значит: на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5: 24).

Только как не отчаяться при таком образе мыслей? Как не ослабеть, и не тосковать, и не убивать себя печалью?

Что ж, скажем и об этом.

Это гордость наша пищит, и скулит, и изворачивается, и умирать не хочет. Это она рождает тоску убийственную и печаль беспросветную.

Но Тот же Дух, Который открывает нам внутреннюю нашу порчу, Тот же, говорю, Дух шепчет и утешение, ибо Он – Утешитель.

Тем избранным сосудам, которые способны вместить Его слово, Дух говорит краткие слова и дает большую силу. Так Силуан Афонский посреди великой борьбы, страданий и испытаний услышал: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Слова эти и сила, им сопутствующая, нужны всем, кто ощущает себя погружающимся по временам в ад отчаяния и безнадежности.

Так опыт подвижников и пустынников оказывается востребован и полезен; да что «полезен» – спасителен для многих живущих в миру.

Сам опыт этот пустынники способны получать от мирян, как Антоний – от сапожника, потому что не на лица зрит Бог, а на сердце. И там, в сердце, в страшной его глубине, которую хочет наполнить Собою Дух, блекнет все, что составляет отличия людей в земной жизни.

Причастный Богу человек не гордится ничем.

Причастный Богу человек никого не хочет осуждать, чтобы не похищать власть у Единого.

Этот человек смиренно молится и благодарно помнит о Христовых страстях и Воскресении.

«В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Фил. 2: 5), – говорит Писание.

А что чувствовал Иисус, идя на искупительную смерть? Можем ли мы приблизиться к образу Его мыслей?

Оказывается, можем и должны.

Эти слова означают, что мы должны однажды дорасти до желания распяться за ближнего, лишь бы он был спасен! И только это есть подлинная святость и последование стопам Иисусовым. Если же нет этого и не предвидится, то чем гордиться? Нечем, но ведь гордимся, и еще как!

Не значит ли это также, что мы должны дорасти и до молитвы Моисея, просившего однажды изгладить его из Книги жизни, только бы Бог не погубил народ?

В любом случае, слова, процитированные выше, ведут нас в сторону жертвы. Не той, что требуют себе и ради себя, а той, что приносят за других. И один из отцов пустыни сказал, имея Дух Христов, что с радостью, если бы мог, поменялся бы кожей с любым прокаженным.

Так вот оно – Православие, на тех запредельных высотах, на которых дышать тяжело!

Нести крест и не ждать похвалы; терпеть и жалеть других, не ожидая к себе снисхождения. Разве не так поступал Начальник веры – Христос?

Нужно, по крайней мере, знать об этих сияющих высотах подвига, чтобы не осуждать никого и собой не гордиться. Ведь особенно в напоминании о необходимости смирения нуждаются те, кто отсек (вроде бы) от себя грубые страсти и начал молиться регулярно и стал что-то святое узнавать и (вроде бы) понимать. Такие люди особенно способны (по причине любования собою) превратить христианство в чудовищную пародию, в насмешку над святостью и в издевательство над ближним.

Именно таким людям свойственно думать, что все погибнут, а они – спасутся.

Тогда как в действительности все может совершиться с точностью до наоборот.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Вадим22 января 2019, 11:07
Очень хорошая статья. Ещё не понимаю, но кажется, нашёл ответ на этот жгущий вопрос. То, что нужно думать о себе, как о погибшем, эта мысль часто встречается, но именно, как не отчаяться при этом - мощный импульс для рассуждения в этом направлении статья дала.
Удивило авторство, несколько статей отца Андрея мне нравятся, но в основном меня шокирует его резкость. Впрочем, последние строки были довольно мрачными.

Вообще, мне кажется, ответ на поставленный вопрос "как не отчаяться?", несколько проще. Эта мысль, что какие все чудесные, а я грешник - всё, рождается просьба "Помилуй, Господи!". А не отчаяться - уравновесить постоянно развивающим представлением о Беспредельной Милости Божией.
Николай Орленко16 июля 2015, 13:27
Уничижение себя - изощрённая форма гордыни! "По вере вашей дано будет вам!" - говорил Христос. Во что верите - то и получите! Верите, что погибнете - так и будет, ибо по вере вашей и дано будет! Верить надо в спасение во что бы то ни стало, не даром же говорят: Надежда умирает последней! Нельзя унижать дух свой, во плоти пребывающий, ибо гордыня это, изощрённая гордыня.
Галина14 апреля 2015, 23:54
Спасибо, о. Андрей! Как никогда вовремя прочла Вашу статью! И, как всегда, она глоток свежего воздуха, когда дышать совсем не можешь.ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!! Сил Вам и крепости!!!
Андрей Савельев 5 февраля 2015, 09:58
По прочтении сего текста, в конце увидел автора. Кто бы мог сомневаться.... так отчаянно и вдохновенно сильно, пишет как дышит - отец Андрей Ткачев!
Елена Ковалёва31 января 2014, 11:55
Читать всем!
Дмитрий 2 августа 2012, 17:52
Всегда читаю все ваши статьи О.Андрей,очень нравиться ваш взгляд на Православие и людей .
Никак не начну постигать Св.Писание,ограничиваясь ежедневным прочтением за веч.молитвами.
Но собрался точно это делать в бл.время (смущают высказывания о том что знание веры не прибавляет а проверять как то не очень...)
Спаси Вас Господь.
Вадим12 июля 2012, 04:00
Спасибо за статью и поучительные примеры. Вы немного увлекаетесь темой "осуждение себя". Суть личного псевдоосуждения - личное преимущество перед другими грешниками в глазах Бога. Создание иллюзии. Призыв вечно "осуждать себя" это тот тип гордыни, который тоже способен "превратить христианство в чудовищную пародию", в медитацию на заданную тему...

Установка "я не спасусь" ... не Православна. Унылая, странная граматическая форма... считает ли человек, что Исповедь может иметь хоть какое-то значение в его жизни? Умеет ли человек каяться? Умеет ли прощать? Умеет ли радоваться?

"Так вот оно – Православие, на тех запредельных высотах, на которых дышать тяжело!"
Православие есть и ниже, уверяю Вас...
Иерей Игорь Евстратов 6 июня 2012, 15:56
Иерей Игорь Евстратов.
Относительно мыслей "все спасутся, а я погибну" советую почитать статью на другом официальном православном сайте "Беседа насельницы одного из подмосковных монастырей монахини Филареты с игуменом Петром (Мещериновым)"
http://www.pravmir.ru/tainstvo-poslushaniya-v-chem-opasnost/
Позволю себе выдержки:
К сожалению, в нашей церковной среде утвердилось и получило самое массовое распространение расширительное применение этой мысли (Святителя Игнатия (Брянчанинова)). Оно сводится к следующему: я – ничтожество, жалкий грешник, все во мне – зло и грех, мне приготовлены вечные муки, страшный суд, ад, погибель; правда, есть шанс всего этого избежать. Этот шанс заключается как раз в том, чтобы всегда ощущать себя ничтожнейшим, грешным, уродливым, недостойнейшим существом, ни на что, кроме греха, не годным (это называется «смирением»), и каяться, каяться, и только каяться всю жизнь. Целью духовной жизни при этом становится исключительно убеждение себя в крайней своей грешности, и тотальное самоугрызение, ибо всего прочего мы абсолютно недостойны.
.......
Главное – чтобы в центре всей нашей духовной жизни, на первом, главном месте был Господь Иисус Христос, а не “я” со своею будто “супергреховностью”. Ни в коем случае нельзя рассматривать жизнь и человека исключительно с позиции греха, считая это «смирением».
...........
Станислав 9 декабря 2011, 14:16
Спаси Вас Господи о.Андрей.Кое с чем можно чуть чуть не согласиться,кое с чем чуть,чуть поспорить,но 99 процентов,как бальзам на рану,как живительная вода.Огромное спасибо за ваши труды!
ЕЛЕНА 1 декабря 2011, 23:01
БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА СТАТЬЮ, ПОТРЯСЕНА И ПЛАЧУ. ЕЛЕНА
Дмитрий21 ноября 2011, 17:11
Дорогой о Господе Валентин.

Истинно слово ап. Павла, что "святые судить будут мир". И несомненно, что я буду не среди судей, а среди подсудимых. Если Вам придется судить меня, не судите строго.

Напоследок - из воспоминаний прот. Владимира Волгина (лежащих где-то на этом сайте) о схииг. Савве (Остапенко):

"Схиигумен Савва, о котором я уже вспоминал, после первой исповеди сказал: «Даю тебе первое послушание. Оно может показаться простым, на первый взгляд, но это делание всей жизни». И он дал мне ключ к стяжанию любви, а я передаю его вам: не судите людей. «Не суди людей, — сказал он. — Не осуждай». Через пень-колоду я старался исполнять эту заповедь, и с уверенностью говорю: она мне помогла. Даже ленивое ее исполнение помогло мне стяжать ту меру несовершенной любви, которой я обладаю. Но все-таки любви".
Евгений20 ноября 2011, 16:23
"Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что имже судом судите, судят вам (Матф. 7, 6); то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает." (прп. Иоанн Синайский, 10:9)БРАВО!!!Этой цитаты,как мне кажется,достаточно,чтобы прекратить лукаво мудрствовать некоторым из нас,кто пытается умом(который,как известно,кичится)постигнуть то,что постигается Святым Духом,который,просветив Святых Отцов,дал им мудрость Божественную написать все это в своих книгах,чтобы мы,убогие,могли эту Мудрость постигать.тот же,кто дерзает помыслить,что и его ум просвещен Духом Святым,скорей всего,к сожалению,прельщен.Смиритесь,друзья мои.Ум наш лукав...

Илья Смирнов20 ноября 2011, 02:45
Отличная статья!
Владимир19 ноября 2011, 18:41
"Держать свой ум во Аде", тождественно Страху Божию. Страх Божий и есть только начало мудрости. Но апостол Павел говорит о тех, кто познал Страх Божий, могут и назидать. И даже познав Страх Божий, говорит назидать, но никак не учительствовать, а это значит когда спрашивают, о чем спрашивают, и, готов ли услышать, а не слышишь, тогда скажем словами Давида:" блажен муж не стоящий на пути грешника; не может человек дать выкуп Богу за брата своего". Потому и проповедь обращена к готовым услышать. И не может нарушиться Писание, к кому обращено Слово Божие. И о Писании, ибо Оно, и есть житие по Божьему слову до последней запятой, которую нельзя переставить. "А кто говорит, что он все знает без жития по Божьему слову, то он ничего не знает". В том то и смирение, как ап. Павел говорит: " мы говорим о том , что видим и слышим". Потому и говорим о прокаженности ума своих страстей, но у каждого свои страсти, говорят словами Писания, урезая слово Божие, т.е повреждая смысл, в угоду своих страстей, кому и рабы. Где же смирение? «Блаженны невидящие , но верующие, но они ожидают в надежде с терпением..» (ап Павел) Но когда скажем мудрости - ты сестра моя, тогда и немощи окружающих будут не в полноту наших немощей. «Есть верное слово, к которому мы обращаемся, и хорошо делаем» (ап. Петр) И для начала, сегодня, пусть хоть это слово , скроет наши страсти.

Людмила18 ноября 2011, 22:17
Осуждать можно сам порок(блуд,прелюбодеяние,алкоголизм),а не носителей его.Ибо это как вирус,кто даст гарантию,что не заразится.Но если честно,я не знаю как можно терпимо относится к алкашу,избивающему жену и детей или к педофилу,они настолько мерзки,что их трудно и за людей считать.Прости меня,Господи.А сокрушение о грехах собственных тоже дается не сразу.Одно вычитывание правил и акафистов вряд ли поможет.Смирение нам,детям века сего, дается особенно трудно.На все надо время,может быть и всю жизнь.Все в руке Господней.Спаси всех,Господи!
Валентин18 ноября 2011, 19:18
Дорогому Дмитрию(ч.2):
Возможно, более точным выражением вместо "осуждать" было бы "вразумлять", и конечно совершенно недопустимо думать "ты, такой-сякой, а я цаца", однако и вразумление (и "извержение от себя") без осуждения это как-то "не от мира сего" без соучастия и любви (как в известной песне А.В. Дудника: "И не волнуюсь я нисколько, а без волнений нет любви")
Затворники на Афоне и пустынники - это идеал православного, но в миру правоохранительным органам приходится и вразумлять, и осуждать, и сроки давать серьезные для народа куда более лихого, чем блудники.
Да и нам, стоящим в начале Великого пути с названием "Православие", надо по мере сил наших и "вразумлять"(иногда и достаточно жестко), и не проходить мимо разных проявлений бесовщины в нашей жизни.
Валентин18 ноября 2011, 19:17
Дорогому Дмитрию(ч.1):
в Библии можно много чего "вычитать" (там есть все) и, к великому сожалению, сектанты всех мастей опираются на Библию. И конечно же только коллективный разум всей Православной Церкви и ее св. мужей, водимых Духом Святым, дает правильное учение и толкование.
Вот Вам, Дмитрий, хотя бы эта выдержка из посланий Апостала Павла:
"...Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?.."
или "Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных".
Вот и получается, что увязать нам с Вами, грешным, вышесказанное и "то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает" задача не совсем тривиальная. :)
Alexan18 ноября 2011, 17:20
Отец Андрей! Вы воистину кладезь премудрости духовной и читать Ваши статьи, словно воды живой испить! Спаси, Господи, Вас!
Евгений18 ноября 2011, 16:22
Р.Б.РОДИОНУ!!!Вас цитирую,уважаемый Родион.Глубина смирения есть вместе и высота преуспеяния. Нисходя в бездну смирения, восходим на небо. Все верно,но как только почуствовал себя в пруспеянии--так и упал.По ИОАННУ ЛЕСТВИЧНИКУ-ГДЕ БЫЛО ПАДЕНИЕ-ТАМ ВОСПОСЛЕДОВАЛА ГОРДОСТЬ.Потому и предлагает нам о.Андрей словами Силуана Афонского--Держи ум свой во аде и не отчаивайся.Ко всему хочу обратить Ваше внимание,что слова эти великий подвижник услышал посреди великой борьбы, страданий и испытаний.Нетрудно догадаться,какого рода была эта борьба,страдания,испытания...Конечно,борьба со страстями.Попробуйте представить,какой исполинской силы,была эта борьба,если она увенчалась полной победой над страстями(читай-духами злобы).А вы говорите--глубина смирения,высота преуспеяния.Это все теория,красивые слова(ибо уверен,человек,на деле достигший смирения,не стал бы поучать(даже,из казалось-бы,благих намерений)уважаемого ПАСТЫРЯ).Или Вы эту борьбу,со стрстями и похотями,прошли Чудесным образом(при прямом вмешательстве Божием),либо,вы ее не начинали,а являясь горячим НЕОФИТОМ,носимы сейчас Благодатию,которая,неизбежно отступит от вас(по духовным законам).И тогда,уверяю вас,вам понадобятся эти ВЕЛИКИЕ СЛОВА-ДЕРЖИ УМ СВОЙ ВО АДЕ И НЕ ОТЧАИВАЙСЯ.Они послужат Вам великим утешением.Дай Бог вам сил и терпения.Ангела-Хранителявам,дорогой Родион!!! P.S.Простите за учительный тон.
Тамара18 ноября 2011, 10:42
Я постоянно думаю, что я спасусь, а мои ближние - нет. И уже и не знаю можно ли поменять образ мыслей, если лицемерие глубоко.
р.Б. Родион18 ноября 2011, 00:50
Благослови Господи!

Благоговейньiй о. Андрей Вьi кажется переступили границу между фикцией и реалностью, как она сохранена в Житиях. В Патерике мьi читаем:

199. Однажды блаженный Антоний молился в келлии своей, - и был к нему глас: Антоний! ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии...Старец сказал кожевнику: поведай мне дела твои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню. Кожевник отвечал: не знаю за собою, чтоб я сделал когда-либо и что-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели моей, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города, от большого до малого, войдут в царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моем, прежде нежели лягу спать.
Глубина смирения есть вместе и высота преуспеяния. Нисходя в бездну смирения, восходим на небо. Покушающийся взойти на небо без посредства смирения низвергается в бездну самомнения и погибели.

Т.е. кожевник спасался в простодушном смирении. Утром и вечером он смирялся, а в сотальное время кропотал за работой. Откуда Вам надоумилось, что он пребьiвал все время во аде, как советует новое учение преп Силуана? И что за подвиг держать ум во аде - стремиться в место Богооставленности?

Простите, но учение о "пребивании во аде" для Православия новое и странное.
Владимир17 ноября 2011, 23:42
Там где просто ангелов сто, но глубина статьи поражает, в продолжение о малом, хотя и недостоин прикасаться .
Правда истины в прахе дана, прикоснувшись, печет она, огнем жжет пламя огня.
Вещий Олег принял смерть от «коня» своего (доброго старого друга – страсти), и в каждой страсти таится змей. Было бы легко умереть для них прежде, но пришло ли в твой дом, сегодня, - спасение, ибо «в день спасения Я услышал тебя; сегодня и в твой дом пришло спасение», а если и пришло, готов ли вновь и вновь умирать для них прежде, даже держа свой ум во Аде, и Его проводник - только опыт, но по слову нашел не радуйся, потерял не тужи, а радость совершенна только в Боге. И тем более хвалящиеся лицами, а не Богом, действительно - пародия, издевающаяся над ближними. Слышу звон, но если и знаю где Он, то не знаю, кто Он», таковые, уже считают себя спасенными. Но Его благодать, даже если ты сегодня - отражение всего мира, не говорит ли Слово Божие: «вы - Боги, и не может нарушиться Писание». Но и «Оно не разрешается само собою» (ап. Петр). Мудрость Его велика, познать ее, в скорби будет душа, а мы все прокаженные, если не телом, то душою, а душа – ум.
«Так вот оно – Православие, на тех запредельных высотах, на которых дышать тяжело!»




Дмитрий17 ноября 2011, 12:53
Дорогой о Христе Валентин! (продолжение)

и напоследок несколько цитат:

— Осуждение есть, когда ты, видя или зная грехи, или порок брата твоего, говоришь от сердца: "Он, по-моему мнению, достоин или муки, или казни, или болезни." Тогда ты становишься якобы судия ближняго, и хощешь воссесть на престол единаго Судии — Христа; потому за гордое безумие твое ты и применяешься ко антихристу.
(ПРП. ЛЕВ ОПТИНСКИЙ)

Авва Моисей: «Умереть для ближнего значит: ощущать грехи свои и не помышлять ни о ком другом, хорош ли он или худ. — Не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем. Не презирай того, кто поступает худо. Не входи в общество с человеком, вредящим своему ближнему, и не радуйся с тем, который делает зло другому. Не укоряй никого, но говори: Бог знает каждого. Не соглашайся с клеветником, не забавляйся его злоречием; но и не питай ненависти к тому, кто поносит ближнего своего. Вот что значит не осуждать, по Писанию: не судите, да не судими будете».

Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что имже судом судите, судят вам (Матф. 7, 6); то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает. (прп. Иоанн Синайский, 10:9)
Дмитрий17 ноября 2011, 12:04
Дорогой о Христе Валентин.

Я не согласен с Вашей точкой зрения. И вот почему -
1. Христос, сшедший с небес, говорит о Себе - "И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир" (Ин. 8, 47). И где же и кого Он судит в Евангелиях - прокаженных? мытарей? блудниц? бесноватых? Даже фарисеев он не судит, но сожалеет о них и гневается на их ожесточение!
2. При том Христос - действительно грозный Судья мира, Бог, Иже грядет судити живых и мертвых, дана Ему вся власть на небеси и на земли, Он - один Судья, праведный и справедливый. Вы же, Валентин, так же, как и я - "только малое и скороисчезающее зловоние и худший всей твари" (преп. Петр Дамаскин), потому что, - увы! - будучи сами под судом и страхом вечного наказания, мы имеем безумие искать недостатки в других, и при этом не видим разницы между собой и апостолами и даже Господом.

Конечно, вы все это понимаете, и, я думаю, неаккуратно используете термин "суд" и "судить". Мы должны на зло гневаться, гнушаться им, противиться ему, но - судить грешников? Нам такой власти не дано! Христианин имеет прямую и ясную заповедь "не судите", повторенную неоднократно! И не сказано нигде - "прежде чем судить, успокойтесь" или чего-то подобного. Запрещено безоговорочно!
Елена Гурьева17 ноября 2011, 11:28
Спасибо, Отец Андрей!
Фёдор17 ноября 2011, 10:23
"ИТАК, ДЕРЖИ УМ СВОЙ ВО АДЕ, И НЕ ОТЧАИВАЙСЯ!"
Так, кажется, заканчивается эта история?
Александр17 ноября 2011, 09:58
СПАСИБО!
Прямо в точку.
Ирина17 ноября 2011, 07:18
Потрясена!
Спаси Вас, Господи!
Евгений17 ноября 2011, 06:27
Превосходная статья о сути Православия!Самая сердцевина!Спаси Вас Господь, отец Андрей!
петр17 ноября 2011, 00:37
Какая тонкая грань между осуждением и укорением?!
Богач16 ноября 2011, 23:10
Спаси вас Бог! Это сильнейшая проповедь на моей памяти.
Ирина16 ноября 2011, 21:15
Третий с конца абзац про меня. Надо распечатать, повесить перед глазами и чуть что - читать. Спасибо, о.Андрей.
Александр16 ноября 2011, 20:30
Действительно без самоотречения наша любовь не совершенна. В Совершенном Боге - Совершенная Любовь, Беcконечность. Его Любовь к нам, как постоянно переполняющаяся чаша, заставляющая в трепете биться человеческое сердце. Уподобиться бы нам Ему в этой жизни “хоть с горчичное зерно”.
Алесандр16 ноября 2011, 20:10
Действительно без самоотречения любовь не совершенна. Одни из качеств Совершенного Бога - Совершенная Любовь, и Беcконечность. Его Любовь к нам, как переполненная чаша, заставляющая биться человеческое сердце. Уподобиться бы нам Ему в этой жизни “хоть с горчичное зерно”.
Евгений16 ноября 2011, 18:44
Как же спастись? Как найти "золотую середину" в отношении к вере и настроить правильный образ мыслей? Читаю Ваши статьи от.Андрей и понимаю, что в спасении нет единой формулы для всех верующих...у сапожника своя формула, а у пустынника своя, и только делиться составляющими из этих формул они могут между собой. Спаси Господи, хорошая статья!
Евгений16 ноября 2011, 17:28
Вот именно,что отсек грубые страсти(вроде бы).А как будет подходящее искушение--можешь и не устоять.Тем более,по слову Лествичника-где было падение-тампредварила гордость.И так-по кругу.Но и здесь утешает нас Дух-Утешитель словами статьи о.Андрея.*Держи ум свой во аде и не отчаивайся*.Спаси вас Господь,дорогой отец Андрей!!! Статья бьет в точку,в сердцевину.Нам бы следовать вашим советам и дольше не забывать их.Помогай нам,Господи!!!
Марина16 ноября 2011, 16:22
Спасибо.
Татьяна16 ноября 2011, 15:57
Спаси Вас Господи, отец Андрей, за Выши поучительные статьи.
Не перестаю удивляться, что Господь незримо всегда подает ответы на волнующие вопросы. Много размышляю о грехах гордыни и осуждения. Вы правильно заметили, что когда отсекаются грубые страсти и стараешься жить по-христиански, берегись гордыни и осуждения, особенно духовной. Как святые отцы говорят, что надо осудить и возненавидеть грех, а за людей молиться. Как-то встретила двух спившихся мужчин, первая мысль негативная, а потом подумала, что они дети Божии, Господь их любит и очень о них скорбит. Я заплакала...
наталья16 ноября 2011, 15:01
Тяжко
Валентин16 ноября 2011, 13:30
Дорогой б. Андрей,
да, все правильно, в точку, согласен,
почти согласен...
Гордыня - это точно от бесов.
Однако же осуждение того или иного явления и носителей этого явления - это же оборотная сторона занимания своей позиции и мировосприятия.
И в Евангелиях же и апостолы и Христос разве не осуждают, когда надо ? Да - с сожалением, да - с пониманием, да - с любовью, но иначе как "отделить зерна от плевел" и как "отряхнуть прах со своих ног" ?
Ведь если "ты, педофил, дашь ответ Господу, а я тебя не осуждаю", то тогда мир еще больше ускориться по дороге в ад.
Конечно, надо обязательно помолиться и успокоиться перед тем как осуждать, чтобы осуждение было с умом, а не на нервах.
Но даже и с умом, но все равно же должна быть определена твоя позиция, пока ты жив и дышишь !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×