¬стреча с ѕравославием

—лово в день пам€ти преподобного —ерафима, —аровского чудотворца

ѕреподобный —ерафим —аровский
ѕреподобный —ерафим —аровский
¬о им€ ќтца и —ына и —в€таго ƒуха!

¬озлюбленные мои, други наши, ныне ѕравославна€ ÷ерковь вспоминает день кончины дивного угодника Ѕожи€, покровител€ и молитвенника земли –усской, отца нашего —ерафима —аровского.

 раткое житие его почти всем вам известно. —ейчас же Ѕожиим благословением к нам приход€т книги о преподобном старце, изданные большим тиражом. »х читали некогда наши бабушки и дедушки, и даже, может быть, наши родители. » эти книги поддерживали в них живое горение любви к дивному угоднику Ѕожию, повеству€ о подвигах и наставлени€х преподобного —ерафима. ј теперь и мы с вами имеем такую радостную возможность Ц подробно узнать его житие и руководствоватьс€ его наставлени€ми на пути к Ѕогу.

158 лет назад отошел в мир иной великий подвижник, перейд€ от великих трудов к великой радости вечной, дерзновенно мол€сь —в€той “роице за многострадальную –усь. ќн ушел, но опыт его жизни, его советы и любовь остались с нами, и сегодн€ € хочу воспроизвести беседу старца с тем, кто, как и мы с вами теперь, искал пути спасени€. ѕреподобный —ерафим —аровский живою любовью к люд€м подобен ключу, который забил чистою струею из глубины темного леса, разлилс€ в реку и, нес€ в море неисс€кающие волны свои, поит миллионы людей.

∆ив€ на земле, старец Ѕожий учил, утешал, исцел€л тех, кто с верой, любовью, надеждой приходил к нему, подкрепл€л и вразумл€л тех, кто желал побеждать грехи. Ђ”мру, в могиле буду лежать, но вы приходите ко мне на могилку, здесь, как живому, расскажите мне все, что ваше сердце хочет сказать, и €, как живой, и из могилки услышу васї, Ц говорил старец друзь€м перед смертью.

Ќе всем люд€м, особенно бедн€кам, труженикам или больным, даже при глубокой вере в молитвенную помощь и любовь старца, удаетс€ прийти к нему, но зато все могут прочитать советы его сердца св€того, которые он оставил нам.

¬от почему в эти св€тые дни, когда ÷ерковь славословит ’риста и вспоминает кончину преподобного старца, верного слуги ’ристова, хорошо и нам вспом€нуть советы св€того —ерафима.

¬ день –ождества ’ристова 1832 года некий раб Ѕожий удостоилс€ видеть отца —ерафима в —аровской пустыни. Ђя, Ц говорил этот раб Ѕожий, Ц пришел в больничную церковь к ранней обедне еще до начала службы и увидел, что отец —ерафим сидит на правом клиросе, на полу... ѕо окончании же обедни, когда € снова подошел к нему, он приветствовал мен€ словами: Ђћолитвами ѕресв€ты€ Ѕогородицы все благо будет!ї “огда € осмелилс€ попросить его о назначении мне времени дл€ выслушани€ от него спасительных советов. —тарец на то отвечал мне так: Ђƒва дн€ праздника. ¬ремени не надо назначать. —в€той апостол »аков, брат Ѕожий, поучает нас: аще √осподь восхощет, и живы будем, сотворим сие и сиеї.

я спросил его: продолжать ли мне мою службу или жить в деревне? ќтец —ерафим отвечал: Ђ“ы еще молод, служиї. Ц ЂЌо служба мо€ нехорошаї, Ц возразил €. ЂЁто от твоей воли, Ц отвечал старец. Ц ƒобро делай; путь √осподень все равно! ¬раг везде с тобой будет.  то приобщаетс€ Ц везде спасен будет, а кто не приобщаетс€ Ц не мню. √де господин, там и слуга будет. —мир€й себ€, мир сохран€й, ни за что не злобьс€ї.

я спросил еще: благополучно ли кончитс€ мое дело? —тарец отвечал: ЂЌадобно полюбовно разделитьс€ с родными, у кого есть что разделить. Ѕыло у двух родных братьев два озера; у одного все множилось, а у другого нет. “от и захотел завладеть войною. ќдному нивы надобно двенадцать сажен, а другому более. Ќе пожелайї.

ѕосле того € спросил: учить ли детей €зыкам и прочим наукам? » он отвечал: Ђ„то же худого знать что-нибудь?ї я же, грешный, подумал, рассужда€ по-мирскому, что нужно, впрочем, ему самому быть ученым, чтобы отвечать на это, и тотчас же услышал от прозорливого старца обличение: Ђ√де мне, младенцу, отвечать на это против твоего разума? —проси кого поумнейї.

¬ечером € умол€л его продолжить спасительную беседу и предложил ему следующий вопрос: скрывание дел, предприн€тых во им€ √осподне, в случае, когда знаешь, что получишь за них скорее осме€ние, нежели похвалу, не похоже ли на отвержение ѕетра; и что делать при противоречи€х? —тарец на это отвечал мне так:

Ђ—в€той апостол ѕавел в послании к “имофею говорит: пей вино вместо воды, а вслед за ним следует: не упивайтесь вином. Ќа это надо разум. Ќе воструби; а где нужно, не премолчиї.

я спросил еще: что прикажет он мне читать? » получил ответ: Ђ≈вангелие по четыре зачала в день, каждого ≈вангелиста по зачалу, и еще жизнь »ова. ’от€ жена и говорила ему: лучше умереть; а он все терпел и спасс€. ƒа не забывай дары посылать обидевшим теб€ї.

Ќа вопросы мои: должно ли лечитьс€ в болезн€х и как вообще проводить жизнь, он отвечал: ЂЅолезнь очищает грехи. ќднако же вол€ тво€. »ди средним путем; выше сил не берись Ц упадешь, и враг посмеетс€ тебе; аще юн сый, удержись. ќднажды диавол предложил праведнику прыгнуть в €му, тот было согласилс€, но √ригорий Ѕогослов удержал его. ¬от что делай: укор€ют Ц не укор€й; гон€т Ц терпи; хул€т Ц хвали; осуждай сам себ€, так Ѕог не осудит; покор€й волю свою воле √осподней; никогда не льсти; познавай в себе добро и зло, блажен человек, который знает это; люби ближнего твоего: ближний твой Ц плоть тво€. ≈сли по плоти живешь, то и душу, и плоть погубишь; а если по-Ѕожьему, то обоих спасешь. Ёти подвиги больше, чем в  иев идти или и далее, кого Ѕог позоветї.

ѕоследние слова отца —ерафима относились к желанию моему отправитьс€ на богомолье в  иев и далее, если благословит.

¬прочем, € не открыл ему еще этого желани€, и отец —ерафим узнал о нем единственно по дару прозрени€, которое имел он по благодати Ѕожией... я попросил его помолитьс€ обо мне, он отвечал: Ђ«а всех молюсь вс€кий день. ”строй мир душевный, чтобы никогда не огорчать и ни на кого не огорчатьс€, тогда Ѕог даст слезы раска€ни€ї. » оп€ть подтвердил: Ђ”кор€ют Ц не укор€йї и т.д.

Ќа вопрос мой: как сохранить нравственность людей, мне подчиненных, и не противны ли Ѕогу законные, по-видимому, наказани€ Ц он отвечал: Ђћилост€ми, облегчением трудов, а не ранами. Ќапой, накорми, будь справедлив. √осподь терпит; Ѕог знает, может быть, и еще протерпит долго. “ы так делай: аще Ѕог прощает, и ты прощай. —охрани мир душевный, чтобы в семействе у вас ни за что не было ссоры; тогда благо будет. »саак, јвраамов сын, не злобилс€, когда у него колодцы засыпали, и отходил; а потом его же стали просить к себе, когда √осподь Ѕог благословил его стократным плодом €чмен€ї.

я спросил старца: нужно ли молитьс€ Ѕогу об избавлении от опасных случаев? —тарец отвечал: Ђ¬ ≈вангелии сказано: Ђмол€щес€ же не лишше глаголите... весть бо ќтец ваш, ихже требуете, прежде прошени€ вашего. —ице убо молитес€ вы: ќтче наш, —ущий на небесах! ƒа св€титс€ им€ “вое, да приидет ÷арствие “вое; да будет вол€ “во€ и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день. » прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавогої. “ут благодать √осподн€; а что прин€ла и облобызала —в€та€ ÷ерковь, все дл€ сердца христианина должно быть любезно. Ќе забывай праздничных дней: будь воздержен, ходи в церковь, разве немощи когда, молись за всех: много этим добра сделаешь; давай свечи, вино и елей в церковь: милостын€ много тебе блага сделаетї.

 огда € спросил о посте и браке, старец сказал: Ђ÷арство Ѕожие не брашно и питие, но правда, мир и радость о ƒусе —в€те; только не надобно ничего суетного желать, а все Ѕожие хорошо: и девство славно, и посты нужны дл€ побеждени€ врагов телесных и душевных. » брак благословен Ѕогом: и благослови их Ѕог, глагол€: раститес€ и множитес€. “олько враг смущает всеї.

Ќа вопрос мой о духе мнительности и о хульных помыслах он отвечал: ЂЌеверного ничем не уверишь. Ёто от себ€. ѕсалтирь купи: там все есть...ї

я спросил его: можно ли есть скоромное по постам, если кому постна€ пища вредна, и врачи приказывают есть скоромное? —тарец отвечал: Ђ’леб и вода никому не вредны.  ак же люди по сто лет жили? Ќе о хлебе едином жив будет человек; но о вс€ком глаголе, исход€щем из уст Ѕожиих. ј что ÷ерковь положила на семи ¬селенских —оборах, то исполн€й. √оре тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит. „то врачи говор€т про праведных, которые исцел€ли от гниющих ран одним прикосновением, и про жезл ћоисе€, которым Ѕог из камн€ извел воду?  ака€ польза человеку, аще мир весь приобр€щет, душу же свою отщетит? √осподь призывает нас: приидите ко ћне вси труждающиис€ и обремененнии, и јз упокою вы: иго бо ћое благо и брем€ ћое легко есть: да мы сами не хотимї.

¬о все врем€ всей нашей беседы отец —ерафим был чрезвычайно весел. ќн сто€л, опершись на дубовый гроб, приготовленный им дл€ самого себ€, и держал в руках зажженную восковую свечуї.

Ќо бывали у старца —ерафима и такие люди, Ђкоторые не искали себе назидани€, а хотели лишь удовлетворить свою пытливость.

“ак, одному —аровскому брату подумалось, что уже близок конец мира, что наступает великий день второго пришестви€ √осподн€. ¬от он и спрашивает о сем мнени€ отца —ерафима. —тарец же смиренно отвечал: Ђ–адость мо€! “ы много думаешь о —ерафиме убогом. ћне ли знать, когда будет конец миру сему и наступит великий день, в который √осподь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его? Ќет, сего мне знать невозможно...

√осподь сказал —воими пречистыми устами: Ђќ дни же том и часе никтоже весть, ни јнгели небеснии, токмо ќтец ћой един. якоже бо бысть во дни Ќоевы, тако будет и пришествие —ына „еловеческаго. якоже бо беху во дни прежде потопа, €дуще и пиюще, жен€щес€ и пос€гающе, до негоже дне вниде Ќое в ковчег, и не уведеша, дондеже прииде вода и вз€т вс€: тако будет и пришествие —ына „еловеческагої (ћф.24,36-39).

ѕри сем старец т€жко вздохнул и сказал: Ђћы, на земле живущие, много заблудили от пути спасительного; прогневл€ем √оспода и нехранением св€тых постов; ныне христиане разрешают на м€со и во св€тую четыредес€тницу и во вс€кий пост; среды и п€тницы не сохран€ют; а ÷ерковь имеет правило: не хран€щие св€тых постов и всего лета среды и п€тницы много грешат. Ќо не до конца прогневаетс€ √осподь, паки помилует. ” нас вера ѕравославна€, ÷ерковь, не имеюща€ никакого порокаї.

» Ђисполнение заповедей ’ристовых дл€ каждого христианина есть брем€ легкое, как сказал сам —паситель наш, только нужно всегда иметь их в пам€ти; а дл€ этого всегда нужно иметь в уме и на устах молитву »исусову, а пред очами представл€ть жизнь и страдани€ √оспода нашего »исуса ’риста,  оторый из любви к роду человеческому пострадал до смерти крестной. ¬ то же врем€ нужно очищать совесть исповеданием грехов своих и приобщением ѕречистых “аин “ела и  рови ’ристовойї.

Ђ–адость мо€, молю теб€, ст€жи мирный дух!ї Ц сказал отец —ерафим другому вопрошающему и тут же объ€снил: Ђ...это значит надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому или слепому при всех скорб€х, клеветах, поношени€х и гонени€х, которые неминуемо приход€т ко всем, желающим идти по спасительным стез€м ’ристовымї.

ј заканчивались беседы старца почти всегда словами о необходимости тщательно заботитьс€ о своем спасении, пока не прошло еще благопри€тное врем€. ѕреподобный —ерафим —аровский еще в начале прошлого века сказал: Ђ” нас вера ѕравославна€, ÷ерковь, не имеюща€ никакого порока. —их ради добродетелей –осси€ всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имуща€ веру и благочестие... Ц сих врата адова не одолеютї.

»з истории –оссии видно, что есть соответствие внешней судьбы нашей –одины с внутренним состо€нием народного духа. ѕоэтому необходимо пон€ть, что как грех привел к катастрофе, так и пока€ние способно привести к восстановлению –оссии.

—обыти€ XX века показали, что мир стоит перед лицом гибели. ƒай √осподь вам всем мужество очнутьс€, чтобы пон€ть, что заблудились люди во мраке обольщени€. ¬от тогда-то миру и понадобитс€ неугасима€ лампада Ц —в€та€ –усь, ибо без нее не выбратьс€ из тр€сины.

–осси€! Ѕудь такою, какою ты нужна ’ристу!

ƒорогие мои, великое счастье и утешение, но и трепет велик видеть сбывающимис€ обетовани€ Ѕожии. —егодн€ сбываютс€ не только обетовани€ —амого —пасител€, сбываютс€ предсказани€ св€тых угодников Ѕожиих Ц Ѕожиих людей.

–осси€ за многие согрешени€ идет путем огненного и скорбного очистительного испытани€, и это чувствует вс€ страна, вс€ ÷ерковь, каждый человек.

ќсобенно т€жки скорби тех, кому дал √осподь провидеть судьбы народа Ѕожи€. —корбел обо всем мире, о ÷еркви и ее иерархах, о каждом приход€щем к нему человеке преподобный —ерафим —аровский. ¬ молитве, на морозе, примерза€ к земле, плакали в судьбоносные моменты жизни –оссии воспитанницы преподобного Ц юродивые ’риста ради. Ќо обещали они сквозь слезы и гр€дущее за горем облегчение.

¬ свое врем€, когда взращенна€ молитвой и трудами преподобного —ерафима —аровского ƒивеевска€ обитель еще была в расцвете, ее великий покровитель однажды в незначительном на первый взгл€д разговоре на празднике –ождества ѕресв€той Ѕогородицы сказал: Ђѕридет врем€, и мои сиротки в –ождественские ворота как горох посып€тс€ї. » никто ничего не пон€л из его слов. ј в 1927 году, в день –ождества ѕресв€той Ѕогородицы, т€жела€ рука гонителей опустилась на обитель, и надолго умолкло живое слово молитвы к Ѕогу в стенах ее.

Ќо тот же преподобный —ерафим произнес тогда Ц еще при жизни своей Ц и другое пророческое слово о ƒивееве. ќбеща€ возрождение обители, он говорил: ЂЌе хлопочите и не доискивайтесь и не просите монастыр€ Ц придет врем€, без вс€ких хлопот прикажут вам быть монастырем, тогда не отказывайтесьї.

» врем€ пришло. ¬ апреле 1988 года светские власти неожиданно приказали верующим принимать монастырский “роицкий собор.

ј теперь и сам преподобный хочет исполнить свое пророчество о возвращении его в ƒивеево. ¬едь при жизни он там никогда не был, а мощами своими обещал упокоение в созданной его трудами ƒивеевской обители, возрождающейс€ в наши дни его молитвой.

ƒорогие мои, сейчас происход€т знаменательные событи€ в духовном мире. ќдно из них Ц удивительное второе обретение св€тых мощей преподобного —ерафима —аровского. –овно семьдес€т лет томившийс€ в заточении своими нетленными мощами угодник Ѕожий преподобный —ерафим возвратилс€ в ÷ерковь.

¬ 1920 году при закрытии —аровского монастыр€ рака его была вскрыта, и останки великого старца земли –усской исчезли, и след их затер€лс€. Ќо он потер€лс€ дл€ нас, но сокровен и сохранен √осподом. —в€тейший ѕатриарх јлексий II в св€зи с этим знаменательным событием сказал, обраща€сь ко всем нам, что преподобный —ерафим во дни своей земной жизни, в начале XIX века, был тем духовным огоньком, у которого отогревалась –осси€, уже более века насильственно ведома€ по пути расцерковлени€ и обмирщени€ народной жизни. ќн был общенародно прославлен в первые годы нашего века, накануне новых невиданно т€жких испытаний дл€ страны и ÷еркви.

» вот сейчас, когда мы вновь входим в скорбные годы (хот€ ÷ерковь ныне и не притесн€ема, но она не может не скорбеть вместе со своим народом обо всех его бедах), снова нам €влен и, если можно так сказать, зримо приближен к нам преподобный —ерафим.

—егодн€, вспомина€ заветы преподобного, особо хочетс€ вспомнить о его удивительном, поистине благодатном умении радоватьс€ люд€м. Ђ–адость мо€!ї Ц этими словами он встречал каждого приход€щего.

¬ наши дни, когда в любом незнакомце люди склонны подозревать врага, соперника, помеху, нам так необходимо вспомнить, что можно и должно иначе относитьс€ к ближним.

Ќи один человек не уходил неутешенным из келлии —аровского старца. Ќадеюсь, ныне он донесет и наши молитвы до ѕрестола ¬семилостивого —паса, тогда наше духовное обновление и выздоровление не замедлит. ƒай Ѕог всем нам стать причастниками Ђ—ерафимовой радостиї.

ћощи преподобного, освеща€ –усскую землю, ради поклонени€ многих людей до феврал€ будут находитьс€ в јлександро-Ќевской Ћавре, с феврал€ по август посетит преподобный ћоскву и побудет в патриаршем ≈лоховском соборе. ј ко дню пам€ти преподобного Ц 1 августа Ц его мощи обретут покой и останутс€ на посто€нное пребывание в ƒивеевской обители, основанной св€тым угодником.

» веритс€ нам, что если преподобный —ерафим при жизни своей согревал любовию приход€щих людей, то и теперь с прежней лаской согреет он изболевшие души. “олько приди к нему мысленно, обратись к нему в молитве. » услышишь сердцем своим: Ђ–адость мо€, гр€ди, гр€ди ко мне!Ђ

“рогательное до слез, прив€зывающее сердце невыразимой властью есть в дивном старце —ерафиме. Ђќн, как пудова€ свеча, Ц говорил ¬оронежский архиепископ јнтоний, Ц всегда горит пред √осподом, как прошедшею своею жизнью на земле, так и насто€щим своим дерзновением пред —в€тою “роицеюї.

» именно в те дни, когда оскудела среди людей любовь, когда стала остывать в народе вера, взошел в блистающем ореоле любви и св€тости преподобный отец —ерафим, —аровский чудотворец.

¬озрадуемс€ же, други мои, что имеем мы среди наших русских св€тых такого дивного, жившего во славу Ѕожию преподобного старца, пам€ть которого сегодн€ мы собрались молитвенно прославить. » из глубины сердец наших воззовем: Ђ”блажаем, ублажаем т€, преподобне отче —ерафиме, и чтим св€тую пам€ть твою, наставниче монахов и собеседниче јнгеловї. јминь.

15 (2) €нвар€ 1991 года

јрхимандрит »оанн  ресть€нкин. ѕроповеди. “ом II

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

»здание —в€то-”спенского ѕсково-ѕечерского монастыр€, 1994 г. —. 16-26

13 €нвар€ 2012 года