Все ли сказали святые отцы?

«Отцы все уже сказали». Эту фундаментальную мысль я слышу часто и читаю часто. Эту мысль исповедуют многие: и простецы, и архиереи. Все сказано, мол, теперь дело только за исполнением. Трудно подкопаться. И нужно ли подкапываться? Нужно. А почему? А потому, что мысль эта не работает. Мысль эта ложная.

Если действительно все (!) уже сказано, то дело только за исполнением. Почему же жизнь горбата? Не исполняем, видать, однажды сказанного или не поняли вовсе того, что сказано, а так только, щеки раздуваем. Неужели мы – умирающие от голода люди, сидящие на мешках с хлебом? А ведь это – точный образ тех, кому все сказано, но кто живет в нравственной грязи.

В том, что жизнь крива, никто ведь не сомневается. И если есть универсальные ответы, на все времена однажды данные, значит мы – злодеи. Мы знаем рецепт, но удерживаем его в тайне плюс сами им не пользуемся. Кто себя под такой молот подставит? Ни один, даже самый великий хранитель старины. Значит, не все сказали отцы, а из того, что сказали, не все мы поняли. Может, мы вообще неправильно пользуемся их наследием, если вообще – пользуемся.

Про отцов любят говорить те, кто отцов близко не читал, кто ни Григория Богослова, ни Василия Великого не изучал ночами. В лучшем случае – пользовался куцыми цитатниками, где все – сплошь отрывки, невесть кем надерганные и воедино собранные. От этой хвори нужно избавляться. Это непозволительно. Хочешь ссылаться на отцов – читай отцов. Прочти пять-шесть томов Златоуста и тогда говори: «Златоуст сказал…» Спросят тебя: «Где сказал?» – а ты ответишь вопрошающему: «Во втором слове об Анне». И все ясно. Человек знает тему. Его слушать можно. С ним спорить полезно. Иначе нельзя болтать: «отцы, отцы». Книги отцов – говорил один греческий святой недавних времен – достойны такого же почитания, как и мощи их. Лобзать нетленные тела мы умеем. Впору поучиться читать отцов не по цитатникам, а по фундаментально изданным трудам, с комментариями да со справочным материалом.

Теперь еще одно попробуем уяснить. Есть область догматическая. Там действительно многое сказано раз и – навеки. Но эти слова о Троице, о единосущии тоже нужно внимательно читать и понимать. Эти слова – толкование Символа веры. Учение отцов Церкви всегда не возникает само по себе, но мотивируется возникновением ересей. И учителя Церкви реагируют на проблему, изъясняя ее в максимально доступных терминах. Не понимать исторического контекста тех или иных церковных движений мысли – значит не понимать самих догматов и правил, возникших в жару борьбы по защите воплотившейся Истины. Опять вывод жесток: не цитировать нужно, а понимать и пользоваться. Причем пользоваться: иногда – готовой богословской формулой, вроде «единосущный», а иногда – самим методом, способом подхода к решению вопроса.

Отцы IV века научили в разговоре о Троице различать «сущность» и «личность». Палама стал говорить о различии «сущности» и «энергий» много столетий спустя. Это – догматы Православия. Умеете читать – читайте. Начали читать и ощутили, что мозг кипит, – отставьте книгу в сторону и поймите, что вы – не богослов. Определите себе меру. Это очень важная способность, говорящая о мудрости человека. Но теперь не ссылайтесь легко на «отцов», чтение текстов которых укладывает вас спать через пять минут.

И вот теперь напомним, что догматическая область – это то, о чем можно говорить: «Отцы сказали». А вот область повседневной морали, поведения, отношения к разным видам греха, к «этосу», короче, отцы не могли определить навеки. Совсем не одно и то же жить в христианской или мусульманской стране. Совсем не одно и то же – быть в храме раз в три месяца при том, что храм – через квартал, и быть в храме так же часто (редко) при том, что он – за 500 километров. Приноровиться к жизни, понять ее нюансы, отслоить второстепенное от главного – это вечные вопросы человека. И никто, живший в V веке, не может описать в деталях мой модус поведения в XXI веке, как бы свят он ни был. Я, например, не могу апеллировать к императору. Нет у меня императора. Я должен быть осторожен, высказываясь о тысячах вещей, напрочь отсутствовавших в жизни Василия Великого. Стоит ли мне искать буквальных ответов у Василия? Нет. Мне стоит искать метод, способ подхода к решению проблемы, но такое поведение требует ума и творчества. Есть ли у нас ум и способность к живому творчеству, а не эпигонству?

Мы приближаемся к творческому выводу.

Отцы очень многое сказали. Все (!) сказать они не могли и не имели права! Все, что они сказали, нужно изучить, а применять – только приноравливаясь к условиям.

Нужно расслоить, разъединить в сознании область догматики и область религиозного этоса. В первой области отцы – учители. Во второй – указатели образа мышления, и не больше.

Учить отцов по тощим и кем-то подобранным цитатникам можно только в пещерные времена, то есть – не сегодня. Хочешь на отцов ссылаться – читай отцов. Читай прилежно, с маркером в руках, с записной книжкой для занесения цитат, с обдумыванием. Не умеешь вот так, творчески читать – учись. Не способен учиться – прошу тебя: перестань на отцов ссылаться, поскольку ты «подшиваешь» их святые имена к своему дешевому бреду чаще, чем тебе кажется.

Это вообще наша историческая задача – учиться! Умственные же лентяи и пустосвяты – самые опасные наши внутренние враги. Книги отцов стоят на множестве полок, исполняя горькое пророчество о том, что Православие будет однажды помещено в книжки и водворено на полки. Так потянитесь же, лентяи и бездари, к своим книжным полкам и вместо просмотра футбола и сериалов прочтите на ночь хоть десять страниц из Златоуста или Василия. Тогда и пафос уменьшится, и серьезность подхода к жизни увеличится. Тогда фраза «Отцы сказали» либо перестанет вылетать из празднословных уст, либо обретет благородную значимость.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Иван13 января 2014, 23:32
"«Отцы все уже сказали». Эту фундаментальную мысль я слышу часто и читаю часто. Эту мысль исповедуют многие: и простецы, и архиереи. Все сказано, мол, теперь дело только за исполнением. Трудно подкопаться. И нужно ли подкапываться? Нужно. А почему? А потому, что мысль эта не работает. Мысль эта ложная." Серафим Саровский как-то сказал:- "Когда я говорил от себя то бывали ошибки". А Силуан Афонский еще будучи не в преклонном возрасте одному известному отцу задал вопрос и не получив на него ответ, сам ответил:- "Святые Говорят то, что дает им Дух Святый".
В этом и все наше отличие от Святых отцов, что они жили Духа Святаго в живую, а мы лиш рассуждаем о Нем.
Сергей 5 ноября 2013, 18:17
Лариса:
Спасибо. Изучать всю жизнь и не хватит времени. Жалею только о том, что много лет не было доступа к этому знанию у меня лично. Такой пласт полезных знаний отняли у нас большевики и на такое долгое время.

Лариса, не валите на большевиков то, чего Вы сами не хотели видеть. Я жил в Советское время и у меня ни кто "пласт полезных знаний" не отнимал. Разве при большевиках были закрыты церкви? Или в них не пускали, ограждая высокими заборами? Да нет, любой мог спокойно ходить и молиться. Так что, Лариса, не надо лгать, ибо это то же грех, и получается "пласт полезных знаний" не на пользу Вам пошел, но во вред.
Игорь17 октября 2013, 16:34
Знания надмевают-любовь назидает
Константин Л., Луганск14 июля 2013, 14:53
Спасибо,батюшка! Как всегда - не в бровь, а в глаз!!!
Димитрий 5 января 2013, 06:06
Некоторые комментарии лучше самой статьи. Но это не умаляет ее ценности. Спасибо отец Андрей!
Лариса19 октября 2012, 19:53
Спасибо. Изучать всю жизнь и не хватит времени. Жалею только о том, что много лет не было доступа к этому знанию у меня лично. Такой пласт полезных знаний отняли у нас большевики и на такое долгое время.
Анатолий 1 сентября 2012, 18:05
Извлечения будут небесполезно многим читающим, не имеющим почему-либо возможности прочитывать объемистые книги. Извлечения изложенные в кратких выдержках, легче удерживаются в памяти читателей и глубже напечетлевается в их сердцах.

Святитель Феофан Затворник

Виктор Жирнов дорифор13 августа 2012, 15:15
Вы правы отей Андрей.Фраза "отцы все сказали" означает конец творчеству. Кроме этого они означают, что на свете не было гениальных творцов или то, что они не угодны Богу. Опасная идея,действительно прятная духовным ленивцам.
Мастер Петр28 июля 2012, 06:44
Дорогие вы мои

Читайте Евангелие!
Там Сам Христос и Его Апостолы. Это Источник.
Это Оригинал, Отвес по которому все должны равняться.

Иначе, ссылаясь каждый на своих отцов, поругаются и предадут друг друга анафемы.

Евангелие не протестансткое, проавославное или католическое,
Евангелие есть Евангелие Господа Иисуса Христа для всех народов.

Благослови всех вас Христос Иисус!

Мастер Петр
Николай21 июля 2012, 12:27
проще говоря, автор утверждает следующее: Отцы сказали когда-то, а принимать решение об использовании их учения в жизни, на практике - прерогатива человека, а не Святых Отцов)))))))))очень интересно: кому Они тогда писали? Себе самим что-ли?
Р.Б. Анна21 июля 2012, 05:03
Спаси Бог! Все! Вооружаюсь маркером и достаю тома Патрологии Миня..! Или хотя бы Добротолюбие... Если бы не Евангелие и такие вот толстые книги, я не попала бы в христианскую Церковь! Эти творения полны такой неземной красоты, что и сравнить невозможно со светской (даже хорошей) литературой. Всем Бог в помощь!
Василий19 июля 2012, 16:09
Очень интересная статья. Спасибо!
Василий Правдолюбов17 июля 2012, 00:47
Отец Андрей, Вы заявили: "Все, что они(св.отцы) сказали, нужно изучить, а применять – только приноравливаясь к условиям." - такое произвольное "приноравливание к условиям", может исказить смысл высказанного святыми отцами до противоположного.
Для христианина необходимо знание не только догматического богословия но и нравственного (аскетического). Наша церковь воинствующая и мы все воины Христовы, поэтому должны знать правила ведения духовной войны, которая не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных.
О чтении святых отцов св.Игнатий Брянчанинов предостерегает, чтобы мы читали только то, что соответствует нашему уровню духовной подготовки, а не читали те книги св. отцов, которые написаны к духовно подготовленным читателям, достигшим духовной степени созерцания.
Не надо прочитывать всех св. отцов, так как на это жизни не хватит, а тех кто жил не так давно: св. Феофана затворника, св.Игнатия Брянчанинова, преп. Паисия Величковского, преп.Никодима Святогорца, Оптинских старцев, св. прав. Иоанна Кронштадтского. И главное, чему мы должны научиться - это искреннему покаянию, исправлению и внимательной умно-сердечной молитве.
Александр Бутов16 июля 2012, 21:46
Анна: "Терпение скорбей... разве не важнее это?"

Терпение терпению - рознь. Вам лично удается терпеть с радостью? Благодушно? Без малейшего ропота? Всегда ли? Сразу же (при наступлении скорби)? Как долго?

Т.е важно не само терпение, не сами святые отцы, а то, каково Ваше отношение к тому, что ими написано, когда Вы читаете. Радостно ли Вам от этого чтения? И точно так же обстоит дело и с любовью к ближним - каковы Ваши личные, индивидуально сформировавшиеся у Вас особенности (даже, может, Вами и не осознаваемые) Вашего отношения к ближним, таково и Ваше терпение и его проявления. Проявления как вовне изливающиеся или неизливающиеся, так и внутри Вас Вами (пере)носимые скорби от этого терпения. Понимаете?
Анна16 июля 2012, 15:19
Что?? Без чтения Святых Отцов не спастись??
А как же любовь к ближнему? Терпение скорбей... разве не важнее это, нежели превращать свой мозг в энциклопедию?
Простите. Думаю, статья адресована больше "учителям Церкви".

Спаси Вас Господь, отец Андрей.
Александр Бутов16 июля 2012, 13:41
Лидия: "Можно и с маркером читать, но ничего не понять, пока душа не будет готова принять".

Продолжу отчасти Вашу мысль: а когда душа будет готова принять, то... маркер просто лучше отложить в сторону - иначе эта душа, облагодатствованная сей готовностью, дарованной ей Свыше, всё от радости исчеркает, и в следующий раз ей самой же весьма тяжко будет внимать полюбившемуся ей тексту, ею исчерканному. :)

Короче говоря, с маркером (да даже с простым карандашом) надо быть очччень аккуратным и ограничивать свои "душевно-маркерные" порывы при чтении святых отцов - все-таки, как никак, святые отцы!
Александр Бутов16 июля 2012, 13:25
Валентин: "снимать лоск самовлюбленности с греко-католиков и националистов" "о ... необходимости разбираться в протестантских вывертах и прочих ересях и сектах" и пр.

Это обоюдоострый меч, уважаемый Валентин!
Жаль, что Вы не сделали эту НАИВАЖНЕЙШУЮ маленькую оговорку.
Согласитесь: снимая лоск, можно самомУ заразиться.
Станислав16 июля 2012, 01:27
Наверно в том и заключается Величайшая Мудрость Господа.Содной стороны безграмотной сторушке все ясно в Писании ,не греши и все тут.А с другой стороны прфессора и богословы веками до хрипоты и смертоубийства спорят.Это сколько мне простому работяге нужно времени,что-бы 5-6 томов Златоуста осилить,с маркером,да блокнотом.Года 3 наверное,что-бы все понять.И то если поймется.Нет,я уж лучше почитаю статьи и коментарии таких умнейших людей,как А.Мень,А.Ткачев и т.д.Мне кажется больше толку будет. Возможно я ошибаюсь.С уважением Станислав.
Лидия15 июля 2012, 14:34
В 1982 году я была на экскурсии в Пскове и фотографировалась на фоне Псковом- печерского монастыря. Красивая фотография. И все. В прошлом году посмотрела фильм об этом монастыре. Стало интересно. Узнала об Иоанне Крестьянкине. А недавно прочитала книгу отца Тихона " Несвятые святые". Очень жалела, что тогда мое знакомство ограничилось только снимком. Но всему свое время. Вот так и с книгами святых отцов. Можно и с маркером читать, но ничего не понять, пока душа не будет готова принять
прот. Александр Григорьев14 июля 2012, 22:11
Дорогой отец Андрей, все, что касается догматического учения изложены кратко в Катехизисе, а подробно у Святых Отцов, Одно Вы забыли, что есть аскетическое учение святых отцов, которое ясно и отчетливо изложено в простой и доступной всем книге преп. Никодима Святогорца "Невидимая брань", а также у св. Феофана затворника и Игнатия Брянчанинова. Оно совершенно не зависит от обстоятельств окружающей нас жизни. Внутренне человек нисколько не изменился и так же может смотреть на женщину с желанием и прелюбодействовать в сердце своем,если раньше завидовал карете ближнего, то сейчас мерседесу и т. д.
И все страсти и возбуждающии их бесы остались прежними и нисколько не надо сообразовываться с веком сим прелюбодейным и грешным или подстраиваться под него.
Законы внутренней борьбы со страстями остались прежними и их также можно изучить, как и догматическое богословие. Преп Никодим так и пишет, что мы раньше не умели говорить, читать и писать, а потом выучились, так же можно выучится борьбе со страстями, которая называется умным деланием или трудом в разуме. прот.Александр
Игорь14 июля 2012, 13:58
Спаси Господи.Храни Вас Бог, о. Андрей.
Вениамин14 июля 2012, 10:48
Мне кажется, эта статья - очередной крепкий удар мечом на пути борьбы с некомпетентностью, когда человек уверенно говорит о том, что мало знает (а бывает и полу-знание, когда что-то прочитал в газете, в интернете или у современных авторов, любящих сенсации, или ученого, который рассматривает только одну из сторон данной проблемы, и услышал по телевизору и решил, что этого достаточно, чтобы разбираться в вопросе). К сожалению, так часто это встречается. Спасибо о. Андрею! Думаю, что он лишь продолжил Козьму Пруткова - "Рассуждай только о том, о чем понятия твои тебе это дозволяют. Так: не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты сказать об этом что-нибудь, что не было бы безосновательно и глупо?" А насчет интонации, думаю, автор говорит без гнева, но уверенно, все это им выстрадано (да и не только им, каждым, кто часто сталкивается с самоуверенным, нахватавшимся по верхам, невежеством, лично я о. Андрея в этом вполне понимаю).
р.Б. Андрей13 июля 2012, 12:58
Огромное спасибо за отрезвляющую проповедь, к сожалению(и к счастью одновременно) узнал себя, часто безответственно и самоуверенно разбрасывался фразами "отцы учат... отцы писали...".
Как же полезно порой прочитать, казалось бы "простые" вещи, но они очень полезны, очень эффективно отрезвляют духовно.

Огромное спасибо.
Упаси Господи.
Татьяна13 июля 2012, 12:32
Спасибо, отец Андрей!
Сергей Ларин13 июля 2012, 00:39
о.Андрей не прав: отцы действительно сказали все, просто кому-то не нравиться то,что сказали в V веке.И по 19прав. 6Всел.соб.по отцам надо не только догматику,но и нравственность толковать и прочее.
Елена М12 июля 2012, 22:17
С интересом прочитала чужие комментарии, оставить свой долго не решалась. А что как в статье своей протеиерей имел ввиду меня? Я ведь читаю тогда и то, что меня действительно цепляет, а свое мнение всякий имеет и им всегда хочется поделиться с другими.Присоединяюсь к вопросу Виталия Андреевича.
Вера Алексеевна12 июля 2012, 17:25
Отец Андрей, спаси вас Бог! Мощная, отрезвляюшая проповедь.

Все под руками - и православные библиотеки и православные книжные магазины, и православный интернет, и батюшки в Церквях доступны для собеседования и вразумления - а многие из нас пытаются к первоисточнику приблизиться? Разъяснения попросить у батюшек? Только цитаты и мысли ВЕЛИКИХ из работ (статей) современных авторов выдергиваем, как редиску из грядки, и потом на эти цитаты ссылаемся. Пытаемся умствовать в силу своей лености, слабости,маловерия, и гордости...

Может для начала и нужно цитаты выписывать, а потом к первоисточнику переходить? Лишь бы не ограничиться только цитатами.

Мне ваша проповедь абсолютна понятна, спасибо вам.
Сергий Крым12 июля 2012, 13:48
Судя по ответам на нашем минифоруме можно подвести такой итог:
- отец Андрей, это ж ваше свтое право и обязанность наставлять нас на путь истинный если кто духовно "зарывается" или наоборот ниже плинтуса ползает. Так обличайте нас горе-комментаторов в наших духовных заблуждениях! Мы с радостью примем это горькое лекарство врачевания наших немощей!
- Примеры заблуждений приводите пояснее и конкретнее, чтоб лекарство доходило к адресату: примет нелегкую процедуру и здрав будет. А то статья у вас получилась довольно сумбурная.
Ведь многие миряне (это я не о себе грешном) живут и стараются жить Евангельской жизнью, как заповедал то Иисус Христос. Да вот беда для всех: "Яко несть человек, иже не согрешиn". Так и мы можем заблуждаться, а может кто и духом летать... Так отделяйте плевела от зёрен! Пробуждайте к покаянию...
Спаси Господи!


Анна11 июля 2012, 22:04
Как интересно порой читать не только статью, но и комментарии к ней...Я думаю, "нападают" на автора те, кому эта статья адресована. Спасибо, отец Андрей, за очередное мудрое и светлое творение.)))
Геннадий11 июля 2012, 20:58
Отец Андрей! Давайте посмотрим, что произойдет с добросовестным православным христианином, если он примет Ваш совет буквально: "Хочешь ссылаться на отцов – читай отцов. Прочти пять-шесть томов...и тогда говори".
Итак, идеальный прихожанин прочитывает 5-6 томов Святого и после с доброй совестью начинает ссылаться на это имя, но только на него одного, пока не прочтет 5-6 томов другого. Допустим прочитал всех. Но усвоенный принцип, а также стремление к целостности своей личности не позволяют ему теперь ссылаться на любую публичную фигуру прежде, чем он прочитает и изучить все (ну почти все) труды этого авторитета в определенной области познания. И что бедолаге делать: поговорить о физике нельзя, сели не проштудировал все от Архимеда до хотя бы Эйнштейна; поговорить о математике нельзя, если не проштудировал от Пифагора до Перельмана; поговорить об еде и то нельзя, если не изучил все рецептуры народов мира и т.д. Что же язык отрезать?
Опять таки "прочитал" - не значит "понял". А слепые?
Наверное в принципе, и не читая Святых, можно правильно верить, просто приняв, что Иисус Христос - Бог, принесший себя в жертву ради нашего спасения, а что именно говорили Святые Отцы: кто может вместить, да вместит.
О. Андрей священник 10 лет, выпускник МДА11 июля 2012, 20:26
Действительно впервые встречаю у о. Андрея такой "поток сознания". Очень удивлен и несогласен почти ни с чем. Ясно только что статья у автора накипела. Видно какой то невежда сильно досадил нашему автору... Так и представляешь какой разнос дал бы ему о. Андрей при личной встрече.
Возразить автору хочу только напоминанием о существовании такого "дилетантского" жанра как Патерик, в коем, по ходу мысли батюшки, "невесть кто" надергал разных высказываний и случаев. Полезность Патериков никто надеюсь не будет оспаривать. И ведь там как раз не догматы, а "этос".
Встречал подобный богословский снобизм на кафедре древних языков в МДА, и не считаю его оправданным. Хотя конечно надо читать отцов, и лучше не в отрывках, и почаще и т.п. А мудро спорить можно и с невеждой, только "истинная мудрость во-первых мирна..."
р.Божий Василий11 июля 2012, 15:43
Батюшка Андрей, благослови ..
Так вот слащаво, как выше, я не умею буковки складывать...
В который то раз прошу тебя о.Андрей сказать ежедневно ли ты открываешь двери твоего приходского Храма Божия в 5 утра или раньше.... Сразу после войны в глухой деревушке украинской старенький батюшка прошедший лагеря всегда открывал ХРАМ БОЖИЙ с 5 а то и с 4 утра... За это Его грозились отправить ещё на Колыму...

р.Божий Василий..
Очень жду. Как скажешь отец Андрей...
Владимир11 июля 2012, 13:39
Как всегда по делу и в точку, но иногда ссылаясь на Отцов, мы говорим и о личном духовном опыте, ибо кто прах будет слушать, когда и сами в немощах , когда Слово Божие не вмещается, ибо верхняя одежда не снята, да и не принимает Он свидетельств от человеков. Иконы у нас тоже рукотворные, иначе мир был бы в безумии, и говорили, мы Павловы и т.д. Нерукотворный образ у нас един, ибо второе Его пришествие в Славе и Силе, а мы, Его ранами исцеляемся. По книгам самому научиться невозможно, сон будет обеспечен. И о главном, - Житие по Божьему Слову свершается и поныне до последней запятой, вопрос только один, сможешь ли вместить, и, понести, ибо и чрево пухнет от переедания, а свершается, значит, не все сказали. Крещен водою, значит, еще не просвещен, и, не доведет ли Бог Свое дело до конца. Ибо одно дело крещен водою, и, другое дело Святым Духом Огнем. Тогда и Дух Божий проницает и глубины Божии, но услаждающую боль не примешь из уст, ее надо пережить, и, каждый раз видеть не только жизнь, но и смерть, потому и умираем каждый день, в немощах силу приобретаем, но Богом хвалимся. Но кто выбирает Страх Божий? Имеем верное слово, и, кто любит мудрость, того любит Бог, а когда любит, всегда рядом, и, Слово Его внутрь пребывает, потому какую пищу видим, тою и питаемся, и избыток, и дерево по плоду узнаем. Значит не все сказано, когда будет все сказано, Славу Его увидим, и, о слезах забудем.
Александр11 июля 2012, 11:53
Виталию: По поводу "адекватного восприятия", не согласен, а вот в остальном...., и хотелось бы не согласиться, но к сожалению, есть в ваших словах большая - если не вся - горькая правда. Последние слова просто в "десятку".
Сергей Новосад11 июля 2012, 10:40
Надеюсь автор статьи так и делает. Кстати часто при переводе на русский допускаются грубейшие ошибки, и духовный смысл, заложенный отцами не доходит до читателя. Еще чтобы вообще читать и думать о духовном нужно иметь дар рассуждения. Статья сама по себе бессмысленная, много не стыкующихся кусков, возможно автор хотел уложиться в количество отведенных знаков. Хотелось сказать, Отцы прежде всего открывая Создателя понятным (своим современным)языком, учили о восхождение на Небо, были конечно описаны с духовным рассуждением и ситуации нашей жизни. Меняются внешние житейские формы, Но Бог и человек (как сущность) не меняется, поэтому достаточно для духовной жизни книг наших святых отцов. Как св. отца пишут, прожить или пережить многое можно только в Предании, или в жить в Боге, так как Бог открывается каждому определенной мерой. В общем как автор пишет про отцов, я бы дал совет, прежде нужно порассуждать, нужно ли писать очередную ненужную статью? Хотя кто я такой?
Максим11 июля 2012, 06:23
Аминь, аминь.
Правильно.
Я вообще давно не писал комментариев. Не могу определиться надо это делать или нет. С одной стороны
- похвалишь автора и отымешь у него толику награды ценнейшей, - поругаешь - осудишь, промолчать - тоже скорее всего себе на погибель... А не читать - вредно, чувствую иногда пользу.
Кто бы рассудил?
Простите меня.
Николай (один из миллионов тезок)10 июля 2012, 21:05
Спаси Христос, отец Андрей! Очень мудрая статья.
Анастасия10 июля 2012, 19:50
Не понимаю почему такая проблема читать отцов или не читать и почему с таким превосходством люди заявляют "я читаю отцов".Если мне по работе нужно прочитать какую-нибудь сложную статью или разъяснение буду читать как миленькая.(увольняться-то ведь не захочется, дурой перед начальсвом выглядеть - тем более)Я отцов читаю, просто потому что я христианка.Это моя обязанность.А ещё после этого чтения на душе становится легче.Только мне почему-то кажется что пафос с которым к этому принято относиться -лишнее.
Olga W10 июля 2012, 19:22
Совершенно согласна. Мне кажется, что каждый внимательный и благоговейный православный, исполненный духа любви к Богу и ближнему может сам(а) написать книгу, которая была бы более полезна для начинающих в духовной жизни, чем сборники высказываний древних святых. Вообще-то, это не моя мысль, прочитала в житии прп. Силуана Афонского.
Виталий Андреевич10 июля 2012, 15:00
Уважаемый отец Андрей,
к кому конкретно обращено Ваше гневное послание?
Евгений Соколов10 июля 2012, 14:50
Ценная статья. Спасибо!
Сергий10 июля 2012, 14:04
Перед прочтением святых отцов новоначальным полезно будет прочесть:
Макарий оптинский, "Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву".

Творение Старца Макария может быть адресовано и всем христианам — как совет не искать в себе высоких духовных дарований и таких же состояний, а смиренно шествовать путем исполнения Христовых заповедей, положившись во всем на Божью волю. Приводя свидетельства великих отцов-подвижников, Старец убеждает: несвоевременное стремление к "высокой","созерцательной" жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью.
Для меня, как для новоначального, эта книга пришлась очень вовремя, ибо я уже находился (сейчас стараюсь избавится) на краю этой "высокой и созерцательной" жизни.
Спаси Господи и просвети.
Олег10 июля 2012, 13:57
Мудрость Божия,если ее попытаться воспринять во Христе,находилась и находится в конфликте с мудростью мира сего, времена,как я думаю, большого значения не имеют.
Марина10 июля 2012, 12:58
Ну,наконец-то!
р.Б. Андрей10 июля 2012, 12:46
ЧАСТЬ 2
О статье.
на уровне души я полностью согласен с Протоиереем Андреем, надеюсь, что моя душа не ошибается и я понял его мысль,но только на уровне его мысли я ему друг)) а не как она подана
на уровне физического тела, статья грубовата, хочется добавить любви, впечатление, как будто бы статья написана в порыве и слова особо не подбирались. Не скажу, что это НЕ ПРАВИЛЬНО, не мне судить, люди разные, кто то через "кнут" понимает, кто то через "пряник" слово ласковое.
Почему вообще начал писать коммент? боюсь за тех, кто делает первые робкие шаги к Богу, к телу Его на земле -Церкви, к служителям Бога и Церкви - к Вам, не оттолкнуть бы их, идущих через Вас и Церковь к Богу.
Да, есть в писании выражения ехидны, лицемеры и т.д. но сколько их там, из общего объема слов любви, тепла, заботы? 1%? 2%? возможно и этот душевный порыв материализуя в текст, в слова, не стоило перебарщивать с упреками!?
не все поймут просто мысль статьи, если сразу встанут в позу для драки, а статья на это подталкивает.
Вернушись к своей притче, скажу, скорей всего я в чем то не прав. Как проверить? да просто, перепрочесть свой коммент или свою статью через недельку, ну или две. И тогда мы расскаемся за свои слова и это хорошо, потому что если этого не произошло, значит мы не "выросли" душой и не искали Царства Небесного.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.
р.Б. Андрей10 июля 2012, 12:45
ЧАСТЬ 1
Сначал притча из личного опыта войны во вьетнаме ))
Серые будни, на работе завал, за короткое время необходимо было собрать визы нескольких людей. Я метался от человека к человеку собирая подписи, внутреннее напряжение было на грани взрыва. Подходя к очередной коллеге, вяло и расслабленно перебирающей бумаги на столе и в таком же темпе начинающей подписывать принесенные ей документы, я замечаю у ней на столе расслабляющую картинку-рамку. Это, как бы сказать, картинка наполненная маслом и в ней песчинки, переворачиваешь и писчинки начинают струются по различным "конструкциям". Расслабляет? Да -ответила она, и переворачивает картинку, секунд на 5 мы зависаем на этом зрелище. И приходит осознание, что мы видим разные вещи. Успокаивает? Да - ответила она.Мы смотрели на одно и тоже и видели абсолютно противоположные вещи. Для неё падающие писчинки, это расслабление и углубление состояния покоя, для меня, это драгоценные секунды, которые я трачу, тупо глядя на эти писчинки и время уходит, и от чего внутри всё росло напряжение и закипало готовясь к взрыву, но лишь до того момента пока не пришло осознание, что мы видим разные вещи. Сразу внутренний взрыв свернулся, сжался и бесследно исчез. Было даже забавно, что миг назад был готов взорваться))
Валентин10 июля 2012, 12:41
Отталкиваясь от мыслей батюшки Андрея, невольно размышляешь и о следующем: многие из нас учили и знали диф и интегральное исчисление, сопромат и вышку, и даже теорию графов. Однако в жизни и работе, почти всем, это не требуется. А вот с духовным образованием - ситуация совершенно другая. Для того чтобы и самому крепко стоять в вере Православной и в миру ее защищать и разъяснять, не достаточно прочесть Евангелия. А необходимо постоянно самообразовываться и знать и историю Вселенской Православной Церкви, и историю Византии и католицизма, и уметь правильно оппонировать и мусульманам и противникам патриаршиства на Руси, а также снимать лоск самовлюбленности с греко-католиков и националистов. Не говоря уже о настоятельнейшей необходимости разбираться в протестантских вывертах и прочих ересях и сектах - и древних совсем современных.
Виталий10 июля 2012, 12:40
Подняться до уровня Отцов церкви в жизни и богословии сейчас вряд ли возможно а, следовательно, и до адекватного восприятия ими написанного.
После краха советской идеологии в православном обществе было некоторое стремление к изучению творений Отцов, а сейчас, по-моему, к ним обращаются все меньше и меньше. Нарастает тенденция движения в сторону богатства, роскоши и власти-на всех уровнях от мирянина, до ...[поставьте сами].
И хоть ночью и днем ты будешь читать святых отцов (а без этого не спастись) и пытаться, по мере своих сил и рвения, воплощать в своих делах, словах и мыслях их учение-без денег, связей, положения в обществе в большинстве приходов ты будешь никому неинтересен и даже вреден, если твоя жизнь не соответствует сложившимся приходским нравам и обычаям.
р.Б.Фотиния10 июля 2012, 12:23
Спасибо,о.Андрей за урок и очередную подсказку.Храни Вас Господь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×