Святая мученица Васса и ее сыновья

21 августа / 3 сентября

В начале IV века император Максимиан обнародовал закон, который повелевал всем подданным принести жертвы богам по случаю дня рождения императора. Посланцы Максимиана были отправлены во все провинции, дабы каждый знал об указе. Известие достигло города Едессы в Македонии. В то время там находились Памфил, проконсул Эллады, и Винцентий, проконсул и викарий Македонии и Фессалии, чтобы обсудить границы юрисдикции каждого из них. Они приказали тотчас применить закон и в тот же день совершить общественное жертвоприношение Зевсу, а на следующий день, при солнечном свете, а также и в другие дни – Гермесу, Асклепию и всем прочим богам.

Многие христиане, охваченные страхом, подчинились, но твердо укорененные в вере оказали героическое сопротивление. Среди них находилась и святая Васса с сыновьями. Она происходила из сенаторского сословия и христианскую веру приняла от родителей. Ее мужем был языческий жрец Валериан, один из наиболее видных и знатных жителей города. Он первым совершил жертвоприношение и возлияние идолам. Тогда Васса отвела в сторону сыновей Феогния, Агапия и Писта и сказала им, что если их отец вверяет себя демонским силам, то им не подобает ему подражать, даже если он пустит в ход отцовскую власть. «Подумайте о моих муках во время родов и из страха перед карой устремитесь ко Христу, Который протягивает вам руки, ведь презрев все недолговечное, вы получите вечные и нетленные блага». Слова матери возымели сильное действие. Когда Валериан предложил сыновьям принести жертвы, юноши единогласно отказались. Неумолимый и жестокий, он предал их суду Памфилия и Винцентия.

На допросе юноши ответили магистратам, что они добровольно подчиняются всем законам империи в том, что касается их имущества и общественной жизни, но, однако, желают последовать благочестивому примеру матери и своих предков, исполнив повеления Христовы. «Мы готовы предать наши тела на мучения, дабы сохранить души чистыми и верными пред Богом в день Суда», – заявили они. Охваченные гневом, судьи предали пыткам самого старшего, Феогния: его плоть разрывали на глазах матери и братьев. Во время мучений святой насмехался над бессилием язычников, говоря, что благодаря им он одержит более блестящую победу. Когда окровавленная плоть обнажила его кости, мать ободрила Феогния, заверяя, что ему, облачившемуся в доспехи, дарованные Христом, нечего бояться. Укрепленный ее словами, воин Христов выказал себя несгибаемым и удостоился мученического венца.

Затем предстать перед судом повелели второму из братьев. Когда судья спросил его имя, тот ответил: «Моя мать, истинная служительница Божия, называет меня Агапием, то есть “Любящим”. И я попытаюсь показать себя достойным этого имени, оставшись верным любви Христовой». Когда святого предали бичеванию, он насмехался и над мучениями, и над пустыми обещаниями богатств и материальных выгод, которые ему давали язычники. «Я желаю пройти по следам брата. После того как я увидел его стойкость во время мучений, я ни во что не ставлю отныне мое жалкое тело, дабы показать тот вечный удел, который уготован моей душе возле Бога», – сказал он. Но еще не закончил он этой речи, как тираны приказали снять с него кожу, начиная с головы и до груди. Тогда он вскричал: «Нет ничего более сладкого, как пострадать за Христа!» – и предал душу Богу.

Пришла очередь самого младшего из братьев, Писта, который также исповедал веру, утверждая, что и он покажет себя достойным своего имени[1]. На доводы судей он ответил, что если его детское тело принадлежит им и они могут делать с ним что угодно, то его душа, зрелая и совершенная, сделалась по милости Божией несокрушимой. Его растянули от затылка до ног, дабы выломать суставы. А затем, после того как Пист обратился к Богу с последней благодарственной молитвой, он был обезглавлен. Тогда с неба раздался голос, который приветствовал приход юных мучеников.

Их мать Вассу заключили в тюрьму; язычники пришли к ней с различными яствами и пытались убедить подчиниться императорским приказам. Она ничего не ответила им и отвергла всю предложенную пищу. Через семь дней ангел принес ей пищу небесную и укрепил ее.

Викарий Винцентий отправился в главный город вверенной ему провинции и забрал Вассу с собой. Там он решил заставить святую присоединиться к его жертвоприношению, но его усилия не имели успеха. Васса заявила: «Человек нечестивый и отвратительный, ты думаешь, что можешь повернуть меня с того пути, по которому проследовали мои сыновья и который позволил им получить победные трофеи? Я хорошо вооружена против тебя: Христос дал мне оружие, против которого ты бессилен». Тогда ее опустили в чан, полный воды, с дном, утыканным остриями. Но вмешательством ангела вода вылилась, оставив святую невредимой. Благодать Божия равным образом защитила Вассу от горячей печи и ударов камнями.

После этого Васса попросила Винцентия дать ей провести два часа в храме, чтобы показать бессилие идолов. Войдя в капище, где находилось множество людей, она направилась прямо к алтарю, и по ее молитве идол Зевса упал на землю, разбившись на мелкие кусочки.

Придя в бешенство, проконсул повелел незамедлительно отвести Вассу на арену, чтобы предать зверям. Выпущенный на святую тигр простерся у ее ног, а когда стражники хотели снова запереть хищника в клетку, он вновь обрел свирепость и умертвил их. Зверь не позволял никому приблизиться и только по приказу святой покорно вернулся в клетку. Толпа требовала отпустить Вассу, но ожесточившийся магистрат, не желая признавать, что женщина победила его, приказал утопить святую в открытом море более чем в семи километрах от берега. Когда корабль приблизился к намеченному месту, палачи увидели, как святая окуталась сиянием славы. Они упали лицом на палубу, а когда вновь поднялись, Васса, обретя привычный вид, приказала им выполнить свое дело. Когда святую бросили в волны, ее приняли три существа ангельского вида, они подняли ее на свой корабль и усадили на царский трон.

Через 18 дней плавания корабль святой пристал к острову Галонес в Геллеспонте. Там она предстала перед властями, которые доложили о ней проконсулу Македонии. Винцентий тотчас написал правителю Геллеспонта Лаодикию в Кизик, настаивая, чтобы тот незамедлительно предал Вассу смерти за занятие магией. Правитель лично отправился на Галонес и повелел привести христианку. На допросе она держалась весьма твердо, и в конце концов он спросил, почему она так стремится умереть. Служительница Христова отвечала: «Я тороплюсь избавиться от смерти и унаследовать жизнь вечную». Ей, связав руки за спиной, переломали члены. Обезглавив святую, мучители даровали ей мученический венец.

Священник Софроний позаботился о ее погребении. Впоследствии в ее честь на возвышенном месте воздвигли церковь, которая отовсюду была видна морякам, считавшим святую мученицу Вассу своей покровительницей[2].



[1] Пистис по-греч. «вера».

[2] Она почиталась на этом острове вплоть до изгнания греков в 1922 г. В V–VI вв. ей также была посвящена церковь и прилегающий монастырь в Халкидоне.

3 сентября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Андрей 2 июня 2013, 18:13
Да,нам бы такую веру,может просто время ещё не пришло!Яко с нами Бог,разумейте языцы и покаряйтеся,яко с нами Бог!Слава Господу нашему,вовеки!Аминь!
наталья 3 сентября 2012, 14:53
С Богом душа в покое. Когда душа здорова, тело можно излечить.


Кто сильно болен :-|лечите душу, и тело божья милость излечит.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×