Право на грех

Каждый христианин, который живет не безответственно, не бездумно, так или иначе старается внимать себе, обязательно рано или поздно начинает замечать определенные закономерности: что и как влияет на его духовное состояние, от чего зависит его твердость и постоянство в добродетели и, наоборот, удобопреклонность к пороку. И, конечно, он не может не анализировать: почему он снова впал в постылый уже душе грех, в котором каялся не десятки даже, а сотни, может быть, раз, от которого клятвенно и решительно обещал отстать. И Богу обещал, и духовнику, и близким, коим этот грех досаждает. И себе самому, конечно.

Видит человек, понимает задним числом, как протянулась эта злосчастная цепочка – от чего-то совершенно невинного еще, от какого-то малозначащего пустяка к причиняющему всему его естеству нестерпимую боль падению. Сначала мысль о том, что очень устал, что сил так жить, так работать больше нет, что надо наконец отдохнуть, расслабиться… Нет, не помолиться, не почитать, ведь это тоже труд, о котором даже думать не хочется. А просто поваляться, ничего не делая, посмотреть какой-нибудь препустейший сериал, ведь это так разгружает голову, снимает напряжение. Потом становится понятно, что голова не разгружается, напряжение никуда не уходит, перед глазами пляшут какие-то образы из бездн телеэфира, сознание словно растягивается в разные стороны помыслами смутными, беспорядочными, сердце чувствами обуревается весьма различными. И так тревожно, и беспокойно так… Мелькает мысль, что ошибка все это – помолиться надо было, в крайнем случае – просто лечь и уснуть. Но и другая мелькает: «поздно теперь…». И уныние, словно облако свинцовое наползает. Ноги сами ведут к холодильнику, а там от гостей осталось кое-что – коньяка бутылка почти непочатая… А потом еще большее уныние и горькое осознание, что снова надо идти на исповедь и снова каяться в том же самом, словно безумный ты какой-то. Ну а коли не безумный, то абсолютно безвольный – точно. Это с теми, у кого с зеленым и древним змием отношения давние и проблемные.

Или… Или видит человек, что товарищ его по работе что-то делает не так. И уверенно так делает, с чувством, одним словом профессионал. И так хочется высказать ему все по этому поводу… Но опыт-то подсказывает: и товарищ темпераментный, огонь просто, и ты говорить так, чтобы не обидеть, не умеешь. Лучше уж промолчать. Да нет, скажу – это его дело, обижаться или нет, он сам виноват, а я то что? И пошло, поехало, до такого договорились, что в прежние времена без дуэли бы дело не обошлось. И тут ее в общем чудом лишь избежали. Опять уныние и мысль: «Ну вот, все то же!». Это у кого с языком проблемы. А у кого их нет?

Или… Или к экзаменам надо готовиться, в компьютере книга скачанная из Интернета, до которой давно добраться не терпится. Ну хоть страничку прочесть… десяток… еще одну главу до конца дочитать… И вдруг оказывается, что и день прошел, и вечер наступил, и ночь пролетела… А учебники и конспекты, где были открыты, там открыты и остались. И непонятно, что на экзамене говорить, как отвечать, что там вообще делать. Искать, кто подскажет, выкручиваться, выпрашивать у преподавателя «троечку»? Позориться в общем…

Всегда есть начало греха, без которого и его бы самого не было. Стоит первый шаг сделать, а потом – как под горку, быстрее и быстрее. Схема в общем понятна. Непонятно другое: как получается, что мы знаем, много раз на собственном горьком опыте убеждались во всем этом и все равно – делаем первый шаг? Ведь известно же, к чему он скорее всего приведет… Получается, что мы просто сами даем себе право на… грех.

Иногда мы убеждаем себя в том, что мы стали гораздо опытнее, сильнее, мужественнее, и то, что заставляло нас падать прежде, не подействует на нас так губительно сейчас. Но сердце наше чувствует обман и мы просто «отворачиваемся», «не замечаем» его. А порой мы совершенно сознательно грешим «немного», «в меру», «приятно», и уже затем скатываемся к тому, что страшно безмерно. Порой же и самый «финальный» грех совершаем не потому, что удержаться не можем, а потому, что в конце концов просто разрешили его себе. Кому это не знакомо? Кто может сказать, что всегда подвизается против искушения до крови?

А у нас ведь и правда есть такое право – грешить! Кто у нас его отнимет? Господь создал нас свободными, и потому мы вправе делать все, что захотим, в том числе и совершать грехи. И – вот удивительно! – именно этим правом мы пользуемся чаще всего. Неверующие делают это просто, не задумываясь и никак этого не оценивая – чаще всего. А мы – с мыслью о том, что обязательно покаемся – потом. И кажется нам все происходящее, может и неправильным, но по сути безобидным: все ведь в наших руках: сейчас мы так реализовали свою свободу, а вслед за тем иначе. Только это потому так кажется, что мы забываем: пользуясь раз за разом правом грешить, мы сами отдаем права на себя тому, кто нас ненавидит, диаволу. Согрешая в ведении, волей, мы даем ему возможность вовлекать нас в грех и тогда, когда мы этого не желаем. Это не упраздняет нашей свободы до конца, но сокращает ее до какого-то минимума, когда для противостояния искушению требуется уже колоссальное усилие, к которому мы далеко не всегда оказываемся способны.

И когда через подвиг, через пролитие пота и крови, через неимоверное   страдание вновь по благодати Божией обретаешь все же в покаянии прежнюю свободу, то, конечно, задумываешься: «А нужно ли мне вообще это право – на грех? Не обойдусь ли я без него?». И поистине блажен тот, кто себя этого права лишает.

Игумен Нектарий (Морозов)

29 октября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталья 29 июля 2019, 12:08
Спасибо за пользу, Отче Нектарий , дай вам Бог
Сергий11 августа 2015, 06:38
Ну, на самом деле заострять внимание надо на том, чтоб добро делать, просто не делать зла и пенёк может) А кто не старается делать добро всякий раз как видит такую возможность, конечно же, будет всё время "соскользывать" во зло.
игорь25 февраля 2014, 11:47
А что делать, ели ты не пьешь не куришь, любишь жену и детей, работаешь шесть дней в неделю (а то и семь)от работы получаешь радость и к тому же атеист?
Alena17 августа 2013, 18:35
"Поэтому путь неофита - это путь постоянной борьбы, преодоления и падений, при этом всё знаешь, всё понимаешь и ничего не получается" (Nataliya)
Ya tak smeyalas nad etimi slovami."Vse znaesh, vse ponimaesh... Kakaya pravda... I nichego! Ne poluchaetsa!!!Ya davno tak ne smeyalas.A ved plakala v nachale stat`i. Izvinite menya, pishu na latinice.Ya daze podumala..kak Gospod` milostiv..daet posmeyatsa nad soboy..Daze legche stalo..
Batyushka Nektariy! Spasibo ot vsego serdca.Otkrivayu sait i chitayu vashi stat`i.POZALUISTA,PISHITE...Mi vas slishim!
Slava Bogu za vse
Максим21 декабря 2012, 22:29
Спасибо за статью.
Валерий19 декабря 2012, 00:02
очень хорошая статья,всё как будто обо мне сказано,храни Господи,от этих поступков,всех нас...
Нина15 ноября 2012, 21:34
Великолепная статья! Спасибо огромное за духовную помощь! Написано словно для меня лично.
Светлана15 ноября 2012, 21:25
отец Нектарий,
пишите Христа ради без устали, нам немощным надо каждый день напоминать кто мы и куда идем!
ваши слова для нас как путеводный огонь, как посох в дороге.
р.б.Иулия 2 ноября 2012, 15:29
ААА! Прямо в самое больное место, батюшка!
Сколько раз возникали эти прилоги и помыслы. И ведь я точно знаю - зло пришло по мою душу, а я как безвольная овечка за ними тащусь. И так уже стыдно перед всеми за свои сто восемьдесят раз повторяющиеся грехи, за это хождение по кругу, что я, как и год назад, все то же самое говорю на исповеди! На что, в итоге , мне мой духовник и сказал - ленишься! Да. Надо быть внимательным и научиться пересиливать все эти возникающие прилоги и помыслы.

Иисусова молитва только и помогает в такие моменты.
Помоги всем Господь!


Раба Божия Марина 1 ноября 2012, 23:18
Что касается чтения книг, то время от времени вполне можно отдохнут и за хорошими книгами, мне очень нравятся "Несвятые святые", "Искра Божия", рассказы паломников. Я не призываю никогда не есть сладкое, у нас же есть много праздников в Православном календаре, можно накрывать хороший стол по Воскресениям. Просто по жизни лучше быть в еде более умеренной, я пришла к этому после описания мытарств в книге "Душа после смерти", оказывается чревоугодие, несмотря на кажущуюся относительную безобидность, может сильно навредить душе. Я просто делюсь своими мыслями и переживаемым опытом "довоцерковленной" и "послевоцерковленной" жизни.
Раба Божия Марина 1 ноября 2012, 23:11
Я не призываю жить без отдыха, я лишь рассказываю как боролась и борюсь с искушениями. Просто из-за того что моя жизнь в Христе длится чуть больше года, я слишком хорошо помню время, когда развлекалась как могла, шоколадки, конфетки, чипсы каждый день, постоянные макдональдсы, американские комедии и отечественные телесериалы, моя жизнь пролетала моментально и впустую, потому что конечно от такого отдыха требовалось еще больше отдыха, я никогда не слышала, чтобы после торговых центров и шоппингов человек со свежими силами принимался за учебу - работу. И это все обо мне. Поэтому сейчас я просто стараюсь бороться со своими привычками. Например, телевизор я не смотрю, а смотрю специально выбранные в интернете фильмы, которые мне кажутся хорошими, душеполезными в том смысле, что они не несут дурные эмоции, например, агрессии, зла, похоть, в частности пошлые шутки, мне в этом плане очень нравятся советские фильмы. Они хотя и без церкви, но учат хорошему, доброму, например Вокзал для двоих, Начальник Чукотки, Человек с Бульвара Капуцинок.
Елена М 1 ноября 2012, 12:42
Мария:
"Да,все так...Но ведь и правда хочется отдыха."
Да, Мария, и мне кажется, что всё должно быть в меру: и отдыхать человек должен так, как ему отдыхается, главное, чтобы это было не во вред другим людям, его окружающим.
Священник Андрей Волков30 октября 2012, 22:47
Спасибо за статью. Прекрасная иллюстрация мысли прп. Иоанна Лествичника о том, что " Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения - жестоким."
Мария30 октября 2012, 22:21
Да,все так...Но ведь и правда хочется отдыха. Совсем без него? Никогда в жизни не смотреть сериалы, не есть вкусного, не читать книг ( некогда, учиться надо!)? Одними православными сайтами обойтись? Иногда мне кажется, что это не сильно полезнее, чем сериал. Тогда уже отдыхать, читая только хорошие книги ( и то недолго). Я за то, чтобы определить свою меру, главные свои грехи и с ними бороться. А не позволяя себе слабостей, абсолютно никаких, можно и надорваться.
Раба Божия Марина30 октября 2012, 20:54
Сейчас я борюсь со чревоугодием, у меня было очень сильное желание чуть что открывать холодильник и жевать что-нибудь. Только по молитве Божией и из-за финансовых сложностей мне удалось заставить себя перейти на питание в определенные часы, пропустила, голодай и жди, это действительно помогло. В магазине я также повторяю себе под руку, рыба - хорошо, а чипсы - баловство и ерунда, огурцы - полезны, а пирог - баловство, надо в праздники кушать. В общем я очень надеюсь, что продержусь, прошло пока около недели.

В статье было сказано, что люди, когда устают, воспринимают молитву как труд. У меня и такое было, я пропустила молитву день - два, а потом вдруг решила, возобновлю молитву ровно неделю спустя, то есть в пятницу последний раз хорошо помолилась, а в субботу - поленилась, значит жду следующую субботу, чтобы исправиться, и Вы знаете, в понедельник - вторник я "отдыхала", но в четверг мне очень захотелось возобновить, однако я как бы себя наказала воздержанием от молитв и в пятницу мне было действительно плохо, зато какой радостью я переполнилась в субботу утром, когда вновь открыла желанный и долгожданный молитвослов. Теперь для меня ежедневные молитвы - это отрада, я напоминаю себе, что могут быть ситуации вынужденного воздержания, потому надо молиться, словно завтра не получится.
Раба Божия Марина30 октября 2012, 20:53
Мне хочется поделиться своими мыслями:

1) Право на грех действительно существует и к сожалению у меня бывали мысли, что вот я сделаю что-нибудь не то, например, вместо службы пойду в театр, в среду съем пирожное, пропущу молитву, а потом покаюсь, и все будет хорошо. Но вот как то раз совсем недавно (я крестилась год и несколько месяцев назад), я случайно в среду по забывчивости купила эклеры, я вдруг осознала, что Бог и Матерь Божия на меня смотрят, буду ли я есть и нарушать пост, то есть они испытывали меня. Я живо почувствовала, что если съем, то как будто плюну или оскорблю их. Наваждение как рукой сняло, я отдала пирожное спящему у собора человеку, нищему.

2) Я долго боролась с телевизором и компьютерными играми, только когда по Божией воле оказалась надолго в другой стране без телевизора, эта злая привычка исчезла. А сейчас каждый раз, когда возникает зуд "расслабиться под фильм", я открываю сайт Православие.ру. Я так благодарна вам за него. Я так отдыхаю здесь душой, и в тоже время идет мое церковное воспитание, которого не хватало в моей семье из-за незнания того, как правильно "жить в церкви" (пережиток советских времен).
Максим30 октября 2012, 20:17
Спаси Господи, батюшка! Написано все правильно и жизненно. Чаще всего (известно на собственном опыте) такое расслабление и право на грех формируется от парения ума. Много раз падал и не знал от чего, потом в руки попала книга Иосифа Исихаста - там все написано, нужно контролировать мысли и молиться, тогда помысл (прилог) проще отгонять, все эти мысли о расслаблении надо отгонять сразу и бес отбегает, не успевает поставить идола. Это все работает - проверено!
Елена Т.30 октября 2012, 15:14
(По мотивам комментария Александра)
Мне кажется, что вот это неверие в собственную чистоту, Новизну после Исповеди и приводит к тем самым нерадостным православным лицам, глядя на которые другие люди сомневаются во благе Православия.
Макеенкова Юлия30 октября 2012, 14:44
Очень нравится читать статьи о. Нектария. В них всегда очень глубокий смысл, чувствуется с какой любовью и заботой автор обращается к нам, пытаясь донести до нас то, о чем учит сам Господь наш Иисус Христос.
Многая и благая лета отцу Нектарию! И БОЛЬШАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ за его труды.
Елена Т.30 октября 2012, 14:08
Александру:
"Это как удар камня - трещины пойдут, подклеить скотчем, укрепить можно, но первоначального естества можно никогда уже не вернуть - ни времени, ни сил не хватит"

Думаю, что это от маловерия. Каждое причастие нас очищает и даёт шанс начать всё с абсолютно чистого листа. Надо поверить в очищающую силу Причастия. Поверить в безмерную силу и возможность очищения, отпущения грехов уже на Исповеди. Нужно поверить на Исповеди, что Господь великой силой своей очистил нашу карму, выключить прошлое из головы. Иначе незачем и исповедоваться. Тогда точно не будет дальше сил бороться с грехами, если Вы не чувствуете всякий раз очищения, а наоборот, всё носите и носите с собой память о всех прошлых грехах и после Исповеди. Поверите в очищающую мощь Бога - будет и своя мощь против грехов.
Елена Т.30 октября 2012, 13:56
Всё очень просто.
Хочется что-то почитать - иди на православный сайт и читай проповеди, книги.
Трудно молиться, особенно неофиту, особенно по-церковнославянски, прочитай хотя бы одну молитву, хотя бы по-русски, и иди на сайт читать проповеди и книги православные.
Мне через полгода такой практики не идут ни ТВ, ни блокбастеры, ни журналы глянцевые, ни даже худ. литература (только если очень избранное). Вообще-то антенну надо отрезать раз и навсегда. Мы так сделали уже 5 лет назад, ещё задолго до обращения к Церкви я поняла, насколько ТВ жить мешает. А хорошее видео либо покупаем либо скачиваем.
Лидия30 октября 2012, 12:34
Благодарю,батюшка Нектарий,за статью!Храни вас Господь!Было очень тяжело-прочитала- слезы облегчения.
Ксения С.30 октября 2012, 11:42
Спасибо за Вашу статью... конечно здесь я увидела себя... Вечером натворишь, а утром и жить не хочется от сделанного... Начинаешь себя корить, ругать - но от этого только хуже. Так вот с чего начать путь исправления?... Это главный вопрос... и я пока не могу найти на него ответ. Храни Вас Господь.
Владимир30 октября 2012, 08:57
Без Божей Благодати я ничто,
Ищу себя среди молитв и брани.
Меня ответ волнует на вопрос - Я кто?
Сын Господа или слуга какой-то дряни?
Александр раб Божий30 октября 2012, 01:29
Игумен Нектарий (Морозов) про меня написал. Спасибо! Умница - помогай Господь. Готов читать рекомендацию "что делать?". Похоже Батюшка, извиняюсь за выражение "разбирается - в теме". Я тоже хочу разобраться не увлекаясь этими чужеродными и новомодными "самоменеджментами".
Виктор30 октября 2012, 01:14
Господи, как же трудно порой бывает не поддаться на соблазн!
Все правильно написано. Спасибо!
viktoria30 октября 2012, 00:54
Так горько становится, читая эту статью... НУ КАК через себя переступить в эти острые моменты, как их называет Екатерина? Я еще не научилась. И самое страшное: не всегда еще осознаешь, что вот она точка невозврата. Спохватываешься, когда уже поздно и ты снова упал.
Ольга30 октября 2012, 00:01
А я как раз к экзаменам готовлюсь. И книжка скачана, которую читала, все кажется, что есть еще время. И еще за мыслями тянусь в такое плохое русло, куда нельзя. Слава Богу, что мы все-таки в Церковной ограде.
Батюшка, пожалуйста, помолитесь, р.Б. Ольга. Низкий поклон Вам.
Н.Н.29 октября 2012, 20:01
Ох, слаб человек! Особенно мирянин (мирянка), да когда ещё половина семьи - не воцерковлённая.В субботу вечером надо в храм идти, а на тебя косые взгляды бросают: всю неделю по вечерам и так почти не видимся; так до того доходит, что лукавить приходится! Говоришь: в храм надо идти - а не хочется, как думаешь: идти или нет? - на что с некоторым злорадством отвечают: конечно - идти!
А бывает и наоборот, никто не пртив, но лень; и под эту марку "закосить" можно: муж дома - надо дома посидеть!
И понеслось! На раннюю литургию идти не удобно - мужа разбудишь; а на позднюю - домой поздно придёшь!
Елена.Украина29 октября 2012, 19:36
Лучше быть последним рабом у Бога,исполняя Его волю,нежели первым господином у самого себя,тем самым,самовольно работая на врага рода человеческого. Нет у нас права на грех,если хотим спастись,а не погибнуть.
Иван29 октября 2012, 17:39
Замечательная статья.Страха Божия не имеем и памяти смертной,поэтому и без конца грешим.Каждый раз думаем-не сегодня наша смерть,не завтра,вот и продолжается по кругу.Пробуди нас Господи от этой прелести!!!
Елена М29 октября 2012, 17:32
Спасибо Вам за то, что заставляете задуматься о том, о чем иногда задуматься даже мысль не приходит. Например, о том, что ведь действительно дано же нам право на грех, а зачем, почему нам это право дано, в чем заключается цель такого права? Не просто же так - во всем есть смысл. Более того, на совести даже многих святых имеются довольно тяжкие грехи, а они святые и в царствии Божиим....А нам всё-таки постоянно твердят о том, что лучше было бы отказаться от этого права дабы, в дальнейшем расчитывать на царствие Божие. Даже Иоанн Крондштадский говорит: "Господи! Имя Тебе - Любовь; не овергни меня, заблуждающегося человека", т.е. даже тот, чьи высказывания мы приводим и кто является чудотворцем святым, даже он признает то, что он также, как и мы смертные - заблуждающийся человек. Значит любой человек способен совершить грех по причине своего заблуждения, а потому ему и многое Господом прощается. По-моему, только когда человек идет на грех осознанно (в расчете потом покаяться на исповеди), только тогда необходимо лишать себя такого права и только такой грех способен затянуть человека в преисподнюю.
татьяна29 октября 2012, 15:53
Спасибо! Дай Бог, чтоб не только узнать себя в статье( а это, я думаю, если не каждый, то через одного точно!), а и силы найти, чтоб противостоять!
Екатерина29 октября 2012, 15:43
Знакомо... Да, начало греха бывает понятно и "видно"... Но: кажется, что вот на 5 минут только отвлекусь, а дальше - все опять в свое русло войдет... Иногда хватает силы воли преодолеть, но чаще - не хватает. И затем, правильно пишет, о. Нектарий, возврат стоит колоссальных услий, как будто все с нуля. Знаю по опыту, что есть очень-очень сложный момент, в который особенно трудно преодолеть нгачинающееся искушение, и потерпеть-то надо совсем немного, если перетерпишь - потом так хорошо на душе становится! И не вытерпливаешь, как правило, именно этот острый момент... Помоги всем, Господи!
Отец Нектарий, спаисибо за очередную прекрасную статью!
р.б.Сергий29 октября 2012, 15:28
Как и любой грех, так и привычка ко греху преодолевается покаянием, осознанием этой своей немощи и упованием на Бога: "невозможное человекам возможно Богу". Когда возненавидит человек грех свой или привычку к нему, то тогда благодатию Божией будет дано ему и духовное зрение пути преодоления. Нужно лишь наше волевое усилие следовать этому пути (устремление к Богу).
"И поистине блажен тот, кто себя этого права лишает" - Чем более воцерковляется христианин, чем выше путь его духовного восхождения, тем более яростнее и непрерывнее становятся нападения лукавого. Мне представляется, что осознанное лишение себя права выбора возможно лишь при осознании человеком того, что сам этот выбор предоставлен врагом рода человеческого.
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ и благодарение отцу Нектарию за доброе наставление!
Александр29 октября 2012, 14:47
Отец Нектарий совершенно верно закончил свою статью.
Совсем недавно натолкнулся на одно произведение известного монаха. К сожалению, не могу сейчас точно назвать его имя - нет с собой книги. Там очень четко и однозначно и справедливо обосновывается, что давая себе право на грех с перспективой последующего покаяния, мы совершаем огромную ошибку. Потому что осознанное совершение греха приводит к серьезьнейшим изменениям в душе и во всем человеке. Это как рана, которая даже если когда-нибудь и зарубцуется, но прежнего вида шрам уже не позволит принять. Для меня, думаю и для многих верующих, это настоящее открытие. До этого казалось, что это как осевшая на стекло грязь, протер с помощью таинства исповеди - и снова заблистало чистотой, а оказалось, что не так. Это как удар камня - трещины пойдут, подклеить скотчем, укрепить можно, но первоначального естества можно никогда уже не вернуть - ни времени, ни сил не хватит. НЕЛЬЗЯ давать себе право грех, даже на малый, не говоря о еще худшем.
Мария29 октября 2012, 14:37
Отличная статья, читать - не начитаться. Узнаю себя, узнаю свою, погрязшую в грехах душу. Каяться и не грешить! "Нет греха, побеждающего милосердие Божие."
Александр29 октября 2012, 14:15
Спасибо за статью, очень информативно и интересно.
татьяна29 октября 2012, 13:49
Спасибо Вам, батюшка, за такую статью. Вы, прям как в душу мою заглянули, все мои мысли и поступки - как под копирку. Понимаю, что нельзя грешить, но как же хочется и полакомиться, и поспать, и посплетничать, эти "мелкие-милые" грехи так сами в меня въелись, что когда пытаюсь взять себя в руки, так такой страх нападает - как же я без обжорства-то вообще прожить смогу, кажется, что и умереть без него можно... а ведь раньше и по 3-е суток могла голодать по собственной воле и ничиго не боялась.
Игумен Нектарий29 октября 2012, 13:46
Я вот только не соглашусь со словами "об этом наши батюшки нам с укором говорят и пишут". Я пишу, если и с укором, то лишь к себе его обращая... И вообще - все, что писать приходится, пишу не кому-то в назидание, а себе - в напоминание.
Наталия29 октября 2012, 13:29
Для людей не из благочестивых и невоцерковленных семей, родившихся в светских семьях, большая проблема стать христианином. Нет церковной дисциплины, нет жизни в Боге с сызмальства. Поэтому путь неофита - это путь постоянной борьбы, преодоления и падений, при этом всё знаешь, всё понимаешь и ничего не получается. Вот такие наши дела. А ещё нам наши дорогие батюшки с укором об этом говорят и пишут, слава Богу!
Николай29 октября 2012, 12:18
Без любви и благодати противостояние греху до крови - приведет к психическим искажениям и даже хуже... Все надо делать с рассуждением,молитвенно познавая себя. Во главе всего должна стоять любовь.
Александр29 октября 2012, 11:48
копирую предыдущиего Александра, разница лишь только, в том, что вместо xbox - интернет,вместо ликера и сидора может быть "слово за слово", ругань и обиды с домашними, и уныние, уныние, уныние от понимания, что со мной происходит......
знаю, как бороться с этим и .............не пользуюсь, и от этого опять уныние
Господи, помилуй
Александр29 октября 2012, 10:54
Спасибо Батюшка! И то правда.
Александр29 октября 2012, 09:59
Хорошая статья. Спасибо! Прочёл первую часть и узнал себя. Пришёл с работы усталый, ни спорта, ни почитать ничего не хочется, не то чтобы помолиться. Включил какой то сериал американский, или включил Xbox, потом "вспомнил", что бутылка ликера или сидора стоит на полке, потом полез в холодильник, а потом ещё что похуже придёт в голову... Надо как то учиться контролировать вот эти слабости, которые так сильны над нами :(
Елена О.29 октября 2012, 08:37
Отец Нектарий, храни Вас Господь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×