¬стреча с ѕравославием

ћонастырь во им€ преподобного јнтони€ ¬еликого в пустыне —онора (штат јризона, —Ўј)

„асть 1. »стори€

Иеродиакон Никон (Горохов)

¬с€кое действие берет свое начало от мысли, помышлени€ и желани€. “ак и мое путешествие в далекую страну под названием јмерика началось с желани€, которое пробудила во мне книга, написанна€ ныне здравствующим архимандритом ≈фремом (ћораитисом) о его жизни со знаменитым афонским старцем »осифом »сихастом. ќна так и называетс€ Ц Ђћо€ жизнь со старцем »осифомї.

–анее утро. јризонска€ пустын€. ћонастырь св. јнтони€ ¬еликого. ’рама »льи пророка.
–анее утро. јризонска€ пустын€. ћонастырь св. јнтони€ ¬еликого. ’рама »льи пророка.
 нига эта Ц образец монашеской литературы нашего времени, она повествует о духовном опыте и духовной традиции афонского монашества. ќсобенно она интересна люд€м, избравшим монашеский образ жизни, но ее также со вниманием читают и многие другие православные христиане, получа€ при этом большое духовное назидание. Ѕезусловно, такие книги нужны дл€ становлени€ современного российского монашества, которое сейчас преодолевает некоторые трудности своего духовного роста.

Ќа мой взгл€д, эта книга ценна тем, что показывает подлинную духовную жизнь маленькой монашеской общины, руководимой духоносным старцем. ќна описывает традиционную греческую систему воспитани€ и правильного духовного возрастани€ Ц Ђв меру возраста ’ристоваї Ц учеников, пришедших дл€ окормлени€ к духоносному учителю. ƒуховна€ система учительства, основанна€ на безоговорочном послушании и отсечении свой воли пред старцем, безграничное доверие к нему и тщательное выполнение всех его заветов привод€т к великому преуспе€нию в духовной жизни тех послушников, которые полностью вверили себ€ его окормлению.  нига написана по воспоминани€м очевидца событий Ц старца ≈фрема (ћораитиса), одного из ближайших учеников »осифа »сихаста. —тарец ≈фрем сейчас живет в јмерике; ему 86 лет.

¬ид на монастырь св. јнтони€ ¬еликого от храма »льи пророка. јризонска€ пустын€.  онец сент€бр€ 2012 г.
¬ид на монастырь св. јнтони€ ¬еликого от храма »льи пророка. јризонска€ пустын€.  онец сент€бр€ 2012 г.
ѕути √осподни, как известно, неисповедимы. » вот дл€ приобретени€ духовной пользы и назидани€, а также дл€ того, чтобы погрузитьс€ полностью в атмосферу жизни строгой монашеской общины, построенной на заветах преподобного »осифа »сихаста, мне и пришлось предприн€ть это нелегкое путешествие в —Ўј.

Ќемного истории

“от, кто читал книгу Ђћо€ жизнь со старцем »осифомї, запомнил, наверное, как преподобный »осиф предсказал тогда еще молодому иеромонаху ≈фрему, что он по истечении времени будет руководителем многих монастырей и монашествующих. ѕредсказание сбылось, но уже после смерти старца »осифа »сихаста. »еромонаха ≈фрема в 1973 году избрали в насто€тели одного из старинных афонских монастырей Ц обители преподобного ‘илофе€. ќтец ≈фрем сразу ввел в монастыре практику и устав »осифа »сихаста. Ётот устав отличаетс€ от устава других афонских монастырей, поэтому обители, прин€вшие устав преподобного »осифа, стали называтьс€ Ђфилофеевскимиї. Ќа јфоне таких монастыр€ четыре: ‘илофей,  сиропотам,  остамонит и  аракалл. »х насельники €вл€ютс€ духовными чадами отца ≈фрема и последовател€ми преподобного »осифа »сихаста.  роме того, в материковой √реции старец окормл€ет около шести монастырей, в том числе и женских. » уже самое необычное и удивительное: старец ≈фрем построил в јмерике 18 обителей (7 мужских и 11 женских).

„удо в том, что, вопреки определенным трудност€м, эти обители возникли одновременно в јмерике и  анаде в течение нескольких лет, после переезда туда старца ≈фрема. Ёти монастыри стали свидетел€ми ѕравослави€ на јмериканском континенте, там, где, казалось бы, ничто не предвещало такого всплеска благочести€ и духовного роста.

 ак все начиналось

¬ 1979 году отцу ≈фрему потребовалась хирургическа€ операци€. “огда его духовные чада из  анады (это были греки канадского происхождени€ Ц а может быть, наоборот: канадцы греческого происхождени€) предложили сделать операцию в  анаде. —тарец согласилс€. ќпераци€ прошла успешно. Ѕольше мес€ца отец ≈фрем пробыл в јмерике. ¬стречалс€ с представител€ми греческой диаспоры, беседовал с ними, исповедовал и духовно окормл€л их. ќн убедилс€ в том, что духовна€ жизнь в греческой эмигрантской среде пришла в полный упадок, люди долгое врем€ пребывали без исповеди, коснели в т€жких грехах, приходили к причастию совершенно неготовыми, не соблюдали церковных канонов. ќни отвыкали от благочестивой православной жизни, забывали национальные греческие традиции и, увлекаемые страст€ми, привыкали к порочной жизни. ќни были словно стадо без пастыр€, не ведающее, что делать и куда идти.

‘отографи€ старца ≈фрема за богослужением в храме обители.
‘отографи€ старца ≈фрема за богослужением в храме обители.
ќтец ≈фрем должен был вернутьс€ на јфон, в свой монастырь. ј американские и канадские греки, почувствовав огромную духовную пользу от общени€ со старцем, стали писать ему трогательные письма; они звали его приехать снова, слезно прос€ не бросать их. ќтец ≈фрем сжалилс€ над ними и стал ездить в јмерику все чаще и чаще. —начала он посещал  анаду: “оронто, ¬анкувер, ћонреаль; потом его стали приглашать в —Ўј. ¬ конце концов протат —в€той √оры предупредил его, что так продолжатьс€ не может, и надо выбрать: или —в€та€ √ора, или јмерика. —тарец стал молитьс€, и ему было открыто, что его место в јмерике. ќн решил переехать в —Ўј Ц дл€ духовного окормлени€ своей паствы и возрождени€ духовной жизни в греческих общинах —еверной јмерики.

ѕервое врем€ —инод јмериканской архиепископии  онстантинопольского ѕатриархата не принимал старца ≈фрема, и он был вынужден обратитьс€ за помощью в –усскую ѕравославную ÷ерковь «арубежом, тогда еще отделенную от ћосковского ѕатриархата.  ак вспоминает сам старец ≈фрем: Ђћен€ здесь прин€ли с великой любовью и искренним пониманиемї. Ѕолее года отец ≈фрем находилс€ в лоне –ѕ÷« Ц до тех пор, пока  онстантинопольский патриарх не вз€л под свое личное покровительство знаменитого афонского старца и вопрос о его юрисдикции и полномочи€х не был решен в его пользу. ќтец ≈фрем с честью вернулс€ в лоно своей ћатери-÷еркви, и ему было дано исключительное право открывать монастыри на территории  анады и —Ўј по его личному усмотрению.

ѕервым был учрежден женский монастырь –ождества ѕресв€той Ѕогородицы в ѕенсильвании, возле города ѕиттсбурга, а затем стали по€вл€тьс€ монастыри по всей јмерике и  анаде. √лавный монастырь Ц во им€ преподобного јнтони€ ¬еликого, возникший посреди пустыни —онора в штате јризона, Ц был построен одним из первых и при непосредственном участии самого старца ≈фрема. «десь архимандрит ≈фрем пребывает почти все врем€, и эта обитель €вл€етс€ как бы Ђјльма матерї дл€ всех других, возникших в јмерике под руководством старца.

ќазис в пустыне

”бранство монастырского сада.
”бранство монастырского сада.
ј в пустыне обитель была основана вот как. ¬ штате јризона, в городе “усон, жил хороший знакомый старца ≈фрема св€щенник отец јнтоний. » вот однажды старец отправилс€ вместе с ним в јризонскую пустыню, чтобы найти подход€щее место дл€ монастыр€, который он очень хотел построить в уединенном месте. ќни искали участок земли, выставленный на продажу, Ц и сейчас здесь можно видеть щиты возле дорог с надписью ЂSaleї и телефоном владельца участка, желающего его продать. » вот едут они по пустыне, как вдруг отец јнтоний отчетливо услышал колокольный звон. Ђ—тарче, слышишь?  олокола звон€т!ї Ц воскликнул он. ј вокруг не было видно ни одного строени€. ќтец ≈фрем восприн€л этот звон как указание Ѕожие. ќни тут же отправились в ближайший городок ‘лоренс, располагавшийс€ километрах в 15 от того места, чтобы узнать, не продаетс€ ли участок земли там, где они услышали звон. ќказалось, что продаетс€. ’оз€ин, узнав, дл€ чего они хот€т купить землю, в два раза снизил ее цену. ќтец ≈фрем решил не мешка€ приехать туда с братией.

¬ 1995 году п€теро монахов-афонитов вместе со старцем ≈фремом высадились десантом в той засушливой и дикой местности и приступили к строительству храма, братских корпусов и трапезной будущего монастыр€. „то и говорить, поначалу они испытывали нужду во всем. Ќе было ни электричества, ни воды, ни стройматериалов. Ќо отца ≈фрема не пугали трудности, и он убеждал братию не отчаиватьс€ и верить Ѕогу. ќн говорил: Ђћы приехали строить храм и создавать монастырь, и Ѕог за усердие благословит наши трудыї. “ак и вышло. ¬скоре им стали жертвовать и деньги, и материалы.

ћонахи расположились в нескольких вагончиках: в одном устроили церковь, в другом трапезную, в остальных жили сами. “рудились по 15 часов в сутки. ј им еще надо было и молитву не прекращать, и правило исполн€ть. Ѕыло трудно, но √осподь давал силы и крепость, и в скором времени были построены храм во им€ преподобного јнтони€ ¬еликого и св€тител€ Ќектари€ Ёгинского, трапезна€ и корпуса дл€ братии и паломников. –ассказывают, что храм воздвигли в рекордно короткий срок Ц за четыре мес€ца, как раз к престольному празднику Ц пам€ти преподобного јнтони€ ¬еликого. ѕрактически все постройки монастыр€ были возведены руками самой братии, иногда лишь, если позвол€ли средства, приглашали наемных рабочих.

ј территорию монастыр€ и вокруг него превратили в насто€щий райский уголок Ц оазис жизни посреди выжженной солнцем пустыни: старец благословил разбить здесь сады цитрусовых и оливковые рощи.

“акое рукотворное чудо не осталось незамеченным, и в монастырь пот€нулись паломники и туристы. «а год обитель посещают около 25 тыс€ч человек. ћонастырь св€того јнтони€ считаетс€ третьим по числу посещений местом в штате јризона, после √ранд- аньона и заповедника —идонии.

Ћучше один раз увидетьЕ

ѕоездка в —Ўј Ц дело непростое, потому что надо получать визу в посольстве, проходить собеседование, собирать кучу справок, затем покупать билет и подгадывать так, чтобы поездка совпала по времени и срокам пребывани€ с отпуском, который бывает раз в году, и т.д. ћного хлопот и разных преп€тствийЕ Ќу вот все приготовлени€ позади, билет в кармане, настроение хорошее и бодрое, как у первооткрывателей, но, конечно, и немного тревожное: а как встрет€т? как все пройдет? увижу ли старца, смогу ли задать вопрос? и т.д. и т.п.

ѕерелет в столицу јризоны город ‘еникс зан€л почти сутки. јвиарейс ћосква Ц Ћондон Ц ‘еникс компании ЂЅритиш аэрвейсї прошел нормально и без особых осложнений; даже декларацию в аэропорту помогла мне заполнить офицер секьюрити. » вот € на американской земле. ”вы, никто мен€ не встречал. Ќо € увидел человека с красным шитым крестом на шапочке и догадалс€, что он, наверное, ждет кого-то, кто прилетел этим же рейсом, чтобы отвезти в монастырь преподобного јнтони€. я подошел, поздоровалс€ и спросилЕ ќказалось: точно, он встречал монахиню, прилетевшую из √реции. ¬от она вышла из пункта досмотра пассажиров, и мы поехали в пустыню. (≈сли брать такси, то проезд до монастыр€ преподобного јнтони€ ¬еликого будет стоить около 80 долларов, нужно только указать точное место, куда ехать.)

 аменные скамейки в монастырском саду.
 аменные скамейки в монастырском саду.
 ак говоритс€: ЂЋучше один раз увидеть, чем сто раз услышатьї. ј ведь и действительно, слухами о старце ≈фреме и его монастыр€х, которые он открыл в јмерике, полнитс€ современное православное сообщество и у нас, в –оссии, и за рубежом. ¬се знают, что он ученик старца »осифа »сихаста, что он придерживаетс€ традиций афонского монашества, что он открыл в јмерике 18 монастырей, в которые пошли многие американцы, что он переходил в лоно –ѕ÷« и вернулс€ обратно, что ему было откровение от Ѕожией ћатериЕ ’одит множество слухов, но ничего конкретного мы не знаем.  ак, например, подвизаютс€ в этих монашеских общинах? ¬ чем их отличи€ от наших общин, на чем став€тс€ акценты?  акие у них услови€ жизни?  аких уставов они придерживаютс€? Ёти и другие вопросы € задавал себе, собира€сь в јризону.

 ирпичный кивот над иконой вмч. ƒимитри€ —олунского в монастырском саду.
 ирпичный кивот над иконой вмч. ƒимитри€ —олунского в монастырском саду.
 онечно, перед поездкой € звонил им, писал на сайт и электронную почту о том, кто € такой и что желаю к ним приехать, в какое врем€ и на сколько дней. —лава Ѕогу, сейчас это не так трудно сделать, и, слава Ѕогу, у них в монастыре отвечает за электронную переписку выходец из –оссии, прекрасно владеющий трем€ €зыками (русским, греческим и английским), Ц монах —ерафим. — ним-то € и договорилс€ о приезде в обитель Ц главный духовный центр афонского монашества на территории —Ўј.

—кажу сразу: увиденное в реальности намного превзошло все мои ожидани€ и сложившиес€ представлени€.

Alma mater

 огда € вошел в монастырь через главные св€тые врата, то словно бы в рай вступил: всюду зелень, фонтаны, цветы, птицы, разноцветные бабочки, которые так увлечены сбором нектара с благоухающих цветов, что их даже можно погладить.

ѕоскольку мой самолет прилетел вечером, то к тому времени, когда € прибыл в обитель, все уже разошлись по кель€м и спали. Ёто одна из отличительных черт монастырей старца ≈фрема: здесь спать ложатс€ дважды в сутки (сп€т по 3Ц3,5 часа).

√остиница дл€ женщин, приезжающих в монастырь преп. јнтони€ ¬еликого.
√остиница дл€ женщин, приезжающих в монастырь преп. јнтони€ ¬еликого.
ћне указали комнату, где € должен был разместитьс€, и предупредили, что служба начнетс€ около 1 часа после полуночи в главном храме обители.  омната была скромна€, рассчитанна€ на двух человек, но € так и прожил в ней один. ƒве кровати, два стула, тумбочка, торшер и встроенный плат€ной шкаф с множеством вешалок дл€ одежды Ц вот, собственно, и все ее убранство. Ќо € был совершенно доволен: всЄ, € на месте, чего же более? я не стал осматривать монастырь, а сразу же улегс€ спать, потому что через три часа надо было вставать на службу.

јрхитектура

«дани€ монастыр€ Ц его храмы, беседки, часовни, братские корпуса, дома дл€ паломников Ц построены в разнообразных архитектурных стил€х. ƒумаю, это сделано не случайно.

√лавный храм монастыр€, осв€щенный в честь преп. јнтони€ ¬еликого и свт. Ќектари€ Ёгинского.
√лавный храм монастыр€, осв€щенный в честь преп. јнтони€ ¬еликого и свт. Ќектари€ Ёгинского.
”ниверсализм ѕравослави€ объедин€ет в себе разнообразие стилей и особенностей исповедующих его народов, само оно не исчерпываетс€ практикой какой-то одной из ѕоместных ÷ерквей. ¬ строени€х монастыр€ преподобного јнтони€ ¬еликого мы встречаем архитектурные элементы, характерные дл€ разных регионов. “ак, главный храм во им€ преподобного јнтони€ ¬еликого и св€тител€ Ќектари€ Ёгинского напоминает греческую базилику; храм во им€ св€тител€ Ќикола€ ћирликийского, чудотворца, Ц в сербском стиле, храм во им€ великомученика √еорги€ ѕобедоносца, с высокой колокольней, Ц в румынском стиле, храм (часовн€) во им€ великомученика ƒимитри€ —олунского имеет элементы русского стил€ Ц маковку и крест над нейЕ ≈сть в обители и часовн€ во им€ преподобного —ерафима —аровского, в архитектуре которой тоже заметны особенности, характерные дл€ русского северного дерев€нного зодчества. Ќо нельз€ сказать, что оба этих храма Ц русские, потому что вс€ архитектура монастыр€ Ц это нека€ эклектика, в которой лишь чуть преобладают элементы того или иного стил€.  ак таковой ни один стиль последовательно не выдержан, кажда€ постройка сочетает элементы, присущие разным стил€м. Ќо общий ансамбль от этого ничуть не проигрывает, а скорее даже выигрывает.

¬ некотором отдалении от монастыр€, на каменистой возвышенности посреди пустыни, стоит храм во им€ »лии пророка Ц средиземноморской греческой архитектуры, с чистыми белыми стенами и синим куполом. ѕосреди пустыни он смотритс€ просто великолепно Ц как остров надежды.

Xрам »льи пророка.
Xрам »льи пророка.
ѕо территории монастыр€ идут дорожки, которые аккуратно выложены каменными плитами и обрамлены бордюром из разноцветных кирпичей. ћонастырь обрамл€ет символическа€ ограда, отдел€€ прекрасный оазис, расположенный за ней, от дикой пустыни. ¬нутри ограды высажены с великой любовью, со вкусом и старанием различные виды деревьев, кустарников и цветов. »з питомников были привезены сюда и посажены сосны, лиственницы, пальмы и многие другие растени€. ћонастырский парк украшают фонтаны, выполненные в испанском стиле, несколько беседок очень просторных и удобных; посреди парка расставлены каменные скамейки, украшенные резьбой, каменные вазоны, чаши, фигурки зверушек Ц в основном оленей и косуль, колонны с византийскими крестами наверху.

»нтерьер общей кухни в гостевом корпусе.
»нтерьер общей кухни в гостевом корпусе.
††††††††††††††††††

ѕродолжение следует

Иеродиакон Никон (Горохов)

29 €нвар€ 2013 года

—мотри также:
 омментарии читателей
2013-02-01
12:41
ƒмитрий:
јнтон.
«ашЄл по ссылке которую вы выложили. —паси ’ристос за фотографии. ѕосле просмотра как-будто и ты на минутку попал туда и увидел всЄ своими глазами.
2013-01-30
23:20
Ћюдмила:
—пасибо!!! ќчень познавательно, жду продолжени€.
2013-01-30
01:01
ирина:
нет слов от счасть€ увиденного... Ќижайший поклон Ѕожьему человеку- старцу ≈‘–≈ћ”. ƒай Ѕог всем нам встречи с такими людьми. ћнога€ лета!
2013-01-29
20:23
јнтоний:
√осподи, помоги побывать там!
јвтору и очевидцу-поклон.
2013-01-29
19:30
Anton:
“олько недавно вернулс€ из монастыр€ —в. јнтони€ ¬еликого. ∆ил там целый. ќчень не хотел от туда уежать. ћесто необыкновенное, привлекает к себе не только православных со всей јмерики и  анады, но и простых туристов-американцев. —амый насто€ший оазис. ≈сли интересно, € выложил много фотографий моей поездки в это св€тое место:

http://www.facebook.com/media/set/?set=a.460175357369752.116691.401600373227251&type=1

—паси √осподи за статью! — интересом жду продолжение.
2013-01-29
12:00
јнтоний:
ѕотр€сающе! —паси √осподи за статью!

јнтоний
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: