¬стреча с ѕравославием

ѕочему мы отпадаем от любви

Священник Иоанн Валентин Истрати

Ќаша здешн€€ жизнь Ц это, безусловно, подготовка к тамошней жизни, вечной. «десь мы учимс€ любить своих родителей и детей, чтобы научитьс€ любить всЄ человечество, а более всего Ц Ѕога. ¬едь жизнь Ц это школа хороших манер вечности, сокровенна€ педагогика небесных высот, это €сли человечества, в которых мы учимс€ ходить по небу и говорить с возлюбленным Ћогосом.

я тоже задавалс€ вопросом, почему Ѕог требует от нас стольких трудов при воспитании детей.  акой-то маленький комочек плоти, однако он имеет бессмертную душу, и сколько нужно приложить непрестанных трудов, чтобы увидеть ребенка большим Ц и привыкнуть к тому, что он теб€ покинет. —колько тыс€ч раз нужно накормить младенца, согреть, вз€ть его на руки, переодеть, успокоить, приласкать Ц пока он не забудет о тебе. » € ответил себе после долгих философических умозаключений, что младенцы Ц это высший дар, который даетс€ нам от Ѕога дл€ того, чтобы мы могли своими глазами увидеть природу ра€, привыкнуть к нему и захотеть его, дабы унаследовать его навсегда. ћы растим детей краткий промежуток времени, чтобы унаследовать вечное младенчество ра€.

¬озвраща€сь к любви. —в€тые удостоились славы ’ристовой и наименовани€ отцов, потому что любили всех людей, как мы любим своих детей. ѕредставьте себе, как должно было расширитьс€ (сокрушением) сердце их во вселенной, чтобы они с любовью и жалостью болели за всех людей.  аким огромным было сердце их Ц больше всего мира, ведь у него была сила расшир€тьс€ вместе с бескрайней любовью, вход€щей в него.

¬месте с любовью ко всем люд€м у них, без сомнени€, безмерно возрастало сострадание к страдающим. ¬едь любить Ц это значит болеть за кого-то сердцем, втайне и неисцелимо страдать вс€кий раз, при каждой неудаче и падении любимого. —в€тые Ц это отцы человечества, ибо они любили человечество отцовской любовью, воспитыва€ его на своих добродетел€х, выслушива€, как больно ему по причине его немощей, пролива€ слезы ночами напролет у изголовь€ человечества, мечущегос€ в лихорадке ужасающего небыти€.

—кажу и так: любовь Ц это боль при виде боли любимого существа. “олько на мгновение представим себе, как бесконечно больно Ѕогу видеть неудачи всех людей, миллионы погибающих блудных сынов, слышать безмолвный, но оглушительнее небес плач человечества, попавшего в рабство смерти по собственной воле.

≈сли сузить тему, то супружеска€ любовь, дарующа€ свет и жизнь во вселенной через рождение детей, Ц это олицетворение любви —оздател€. ќднако при всем том мало кто из семейных людей по-насто€щему счастлив и осознает эту иконическую силу своей любви Ц представл€ть собой олицетворение невидимой любви ¬ечного.

¬ большинстве своем мы отпадаем от любви, не понимаем ее или уже не впускаем ее в свое сердце. ќтпадение от любви Ц это самый печальный феномен в жизни человека. ¬месте с ним в душу при содействии лукавого входит ненависть, то есть убийство другого человека в сердце нашем, ревность как тотальный контроль и нарциссистское собственничество, безразличие как запустение души, эгоизм как разрастание опухоли Ђ€ї на окружающий мир и т. д.

 акова же причина этого недуга, этой нашей ущербности и отпадени€ каждого из нас Ц в определенной мере Ц от любви? я думаю, что это миметизм. ћиметизм Ц это свойство человека подражать тому, что он видит. ћы любим тех, кто любит нас, ненавидим ненавид€щих нас, подражаем манерам, словам, поведению окружающих. ‘ранцузы говор€т: ЂUn bon bailleur en fait bailler septї (Ђ то хорошо зевает, за тем семеро зевать начинаютї).

— самого младенчества подражание €вл€етс€ фундаментальным свойством нашего естества. ћы подражаем окружающим (Ђѕочему ты смеешьс€?ї Ц Ђѕотому что вы смеетесьї). ¬оспитание Ц это не что иное, как следование великим в истории человечества. Ќаучение Ц это подражание некоторым основным действи€м, но его нужно посто€нно стимулировать посредством творчества.

ћиметизм Ц это также и мирской фундамент законов. ћы наказываем тех, кто совершил зло, и делаем добро тем, кто делает добро. ќн также €вл€етс€ фундаментом и земной нравственности.  аждое дело получает соответствующее ему возда€ние. «акон возмезди€ и вообще все моральные, юридические или религиозные кодексы человечества €вл€ютс€ вариаци€ми на тему социального миметизма.  огда приходит —паситель и заповедует нам любить врагов наших, все миметические ходунки мира вмиг рушатс€, они ломаютс€ под грузом бесконечной любви —оздател€, пришедшего к нам. ¬сЄ, что мы когда-либо знали о мире, сокрушено, сломлено на ѕути любви “ого,  то отдал “ело —вое на преломление нас ради.

Ќо в любви миметизм разрушителен. ќн привносит с собой торговлю чувствами, котора€ неминуемо приводит к смерти. Ђя люблю, потому что ты любишь мен€ї. » если тебе скажут: Ђя люблю теб€ї, Ц то ты непременно должен ответить: Ђя тожеїЕ ќднако миметизм не учитывает того, что естество у людей падшее: если ты получаешь оскорбление, то и сам в ответ оскорбл€ешь, и любое слово может быть возвращено назад сказавшему его, словно в каком-то пинг-понге ненависти и мести. ћиметизм Ц это масло, посто€нно подливающеес€ в огонь всех ссор на свете.

ј что было бы, если бы мы научились отгон€ть от себ€ этот дух подражани€? ѕолностью нам это не удастс€, но все-таки каждому из нас под силу сделать шаг вперед в этом направлении. Ќа вс€кое плохое слово отвечать с любовью. Ќа каждую оплеуху подставл€ть другую щеку. „тобы каждый удар получал в ответ утешение. Ѕлагословление следовало за прокл€тием. ¬едь именно это и есть заповедь Ѕожи€: ЂЋюбите врагов ваших, благословл€йте проклинающих вас, благотворите ненавид€щим вас и молитесь за обижающих вас и гон€щих вас, да будете сынами ќтца вашего Ќебесногої (ћф.5: 44Ц45). » без миметизма у нас не было бы страдани€, не было бы разлук, ненависти, мести, войн, боли, смерти.

“аким же внутренним миметизмом €вл€етс€ ожидание того, что другой подтвердит свою любовь к нам. ” каждого человека имеютс€ свои ожидани€ в тех экзистенциальных рамках, в которых он подражает другим. ќднако ожидание до бесконечности этого подтверждени€ любви убивает саму любовь. „еловек должен сознавать, что он бесконечно любим Ѕогом. Ётой любви у него никто никогда не отнимет. ≈сли мы посредством молитвы приучим свои внутренние чувства к тому, чтобы они ощущали эту любовь, то мы уже никогда не будем нуждатьс€ в том, чтобы окружающие подтвердили свою любовь к нам.

ќчень многие люди страдают от неудач подобного рода, ожида€, что получат нечто совершенно иное, чем оно есть на самом деле. Ћюди ужасно страдают из-за чего-то такого, о чем другой даже не узнает никогда. Ёто абсурдна€ игра воображени€ и замыкани€ в своих собственных инсектари€х[1] ценностей, котора€ ни к чему привести не может, кроме страдани€. » кажда€ боль, котора€ следует за неисполнением наших ожиданий, в действительности оборачиваетс€ тотальной анестезией нашего духовного чувства, которым мы воспринимаем любовь Ѕожию. Ёто тот же атеизм, немного приукрашенный, но такой же разрушительный, когда мы уже не чувствуем жертвенной любви “ого,  то создал нас.

Ќаше вхождение в любовь ¬севышнего совершаетс€ через любовь к люд€м смертным и несовершенным, окружающим нас. » эта любовь никоим образом не должна ни ожидать от других подтверждени€, ни функционировать по миметическим законам слепой природы, а должна быть тем созидательным и небесным ферментом, благодар€ которому пшеница, с трудом перемолота€ в сердцах наших, превращаетс€, теплотою ƒуха —в€того, в просфору живую, замешенную руками Ѕожиими и трепетно ожидающую того, чтобы стать пречистым “елом ’ристовым, подающим жизнь и любовь миру.

Священник Иоанн Валентин Истрати
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Doxologia.ro

4 марта 2013 года

[1] Инсектарий – помещение для содержания насекомых.

—мотри также:
 омментарии читателей
2014-03-06
21:51
≈вгений:
Ѕольшое спасибо за статью. Ёти слова сейчас то, что мне нужно в жизни особенно. ƒай Ѕог теперь их помнить и следовать им.
2013-08-15
11:25
√алина:
ћир без любви Ѕожией действительно €д. » этот €д глотаю и глотаю, отравл€€сь. —паси √осподи за статью и за разъ€снение. јвторов сайта - спаси √осподи.
2013-04-05
09:04
Ќатали€:
ќтвет »горю: а как же любили, спасались и обрели св€тость тыс€чи новомучеников в лагер€х? ќнни тоже были в пустын€х, скитах? ¬округ них не было греха?
2013-03-05
16:32
јлексей:
¬от где бы ещЄ вз€ть силы следовать заповед€м?  ак заставл€ть себ€ делать то, чего не любишь?  ак полюбить того, кого терпеть не можешь?  ак было бы просто, если бы был какой-то стандартный рецепт...
2013-03-05
14:22
р.б.—ергий:
—Ћј¬ј Ѕќ√” «ј ¬—≈!
¬ данной статье много красивых и правильных слов о Ћюбви, вот только рассуждени€ автора о свойствах падшего человеческого естества никоим образом не осв€щают причины отпадени€ человека от Ѕога, который и есть Ћюбовь.
јвтор совершенно не объ€сн€ет каким трудом и как "любовь к люд€м смертным и несовершенным, окружающим нас,... перемалываетс€ в сердцах наших", и почему "превращаетс€, теплотою ƒуха —в€того, в просфору живую,...в “ело ’ристово"?!
¬ывод автора полностью игнорирует как первопричину отпадени€ человека от Ѕога, так и необходимость нашего истинного пока€ни€ дл€ —инергии человеческого произволени€ и Ѕожественной Ѕлагодати!
ѕричина нашего посто€нного отпадени€ от Ћюбви кроетс€ в том, что мы ищем своего, а не того, что угодно √осподу... √осподи, буди милость “во€ на нас, дай нам сил видеть тьму, котора€ в нас, и отвергатьс€ собственной воли и правды, дл€ исполнени€ предназначенного нам!
ЅЋј√ќ—Ћќ¬≈Ќ √–яƒџ… ¬ќ »ћя √ќ—ѕќƒЌ≈!
2013-03-05
14:14
»улиани€:
»горь, Ќаталь€, спасибо за честное мнение о себе. ƒа, оскудела в нас любовь. —ама скорее людей терплю, нежели люблю их. ј если не терплю, то приход€т скорби.
ƒумаю, нужно через понуждение по силе творить добрые дела и √осподь помилует.
Ћюбить другого как себ€ - удел св€того или несв€того св€того. Ќам же благодар€ искреннему пока€нию и сопричастию со ’ристом можно лишь наде€тьс€ на ≈го милость, как мытарю, как разбойнику на кресте.
2013-03-05
12:27
√ость:
»горю: „итайте наставлени€ ќптинских старцев - например, преп. ћакари€ ќптинского:
"ѕредложу вам и о любви слово. √осподь наш »исус ’ристос открыл нам, в чем состоит любовь Ѕожи€: Ђлюб€й ћ€ заповеди ћо€ соблюдаетї (»н. 14, 15). ѕосему ког≠да мы преступаем заповеди Ѕожии, то уже нет в нас любви Ѕожией, св€той же апостол ѕавел объ€вил свойства любви в ѕервом послании к  оринф€нам (1  ор. 13, 4-8)... ¬идите ли, кака€ высота заключаетс€ в любви! Ќо она еще сопр€жена и с глубоким смирением, которое укрепл€ет ее и делает непадательною... √осподь сказал: Ђя есмь путь и истина и жизньї (»н. 14, 6). Ётот путь Ч соблюдение заповедей √осподних. ј заповеди ≈го все любовь суть и смирение..."
2013-03-04
20:38
≈лена.”краина:
’ороша€ стать€,особенно последний абзац. » вот это:"¬едь любить Ц это значит болеть за кого-то сердцем, втайне и неисцелимо страдать вс€кий раз, при каждой неудаче и падении любимого". —паси Ѕог за труд.
2013-03-04
19:40
Ќаталь€:
»горь, € полностью согласна с вами, но, вот € отгородилась от мира, если не глухой тайгой, то, по крайней мере стала жить за городом почти уединенно, и что вы думаете, мне стало легче? Ќичуть, теперь вс€ нелюбовь переместилась на уровень помыслов, а с ними боротьс€ еще т€желей, потому что они преследуют неотв€зно, т.к в моей обстановке отвлечьс€ не на что как в городской суете и как только по€вл€етс€ какой нибудь одушевленный раздражитель, то € мгновенно выливаю на этого человека все, что мысленно разрывало мен€. Ѕесстрастие св€тых, это труд, который мне по моей немощи не понести и жить, тихо не люб€ всех и вс€ тоже не переносимо. ¬от така€ трудность.
2013-03-04
18:15
ќльга:
 ак не хватает сейчас такой трактовки любви.  ак-то все последнее врем€ сводитс€ исключительно на двусторонний товаро-обмен. Ћюди разучились любить платонически, просто вер€ в человека с первого взгл€да. я и себ€ имею в виду.
2013-03-04
18:04
»горь:
„ита€ статью,€ думал о другом. ¬от нет любви у мен€ к окружающим люд€м и где ее вз€ть и на чем она должна быть основана - € не знаю. ѕовседневна€ жизнь обычного р€дового человека, как €, вс€ пронизана пороком и грехом. ≈жедневно и ежеминутно. 365 дней в году и на прот€жении уже 42 лет. » чтобы следовать заповед€м √оспода Ѕога Ќашего »исуса ’риста, жить во ’ристе и тем самым ст€жать ÷арство Ќебесное, нужно полностью отречьс€, отгородитьс€ от мира глухой тайгой, где не ступала нога человека и не ступит. ¬ пр€мом смысле этого слова. ¬ообще не видеть людей. Ќе видеть повседневной современной обстановки, от которой у мен€ уже рвотные спазмы. » проси€вшие в Ћике —в€тых обрели св€тость в схиме и затворничестве. “о есть в жесткой самоизол€ции от внешнего мира. ј еще € знаю достоверно и точно - исповеду€сь и выйд€ за ворота храма, € оп€ть буду глотать взахлеб болотную жижу греха, буду дышать им, питатьс€ им. » по-другому - никак. » мне будет не до любви к люд€м и по-прежнему очень далеко до ÷арства Ќебесного. ѕростите, если что не так, но всегда говорю что думаю. —паси вас Ѕог.
2013-03-04
16:10
¬ладимир:
ј €вл€етс€ ли несовершенство человека в виде лжи о своей прошлой жизни и нежеланием исповедать свои смертные грехи перед Ѕогом в подготовке к таинству венчани€ достойным любви Ѕожией и любви человека с которым св€зываетс€ жизнь. ¬едь это лукавство и есть корень нелюбви неискренности и закрытости души, что и приводит к страданию недоверию и так далее. Ѕожественна€ любовь даетс€ дл€ прощени€, но нельз€ полюбить того, кто не готов открытьс€ дл€ этого прощени€ и такой человек всегда будет чужим и нелюбимым.
2013-03-04
14:18
нина:
Ћюбовь оскудевает в сердцах, когда человек грешит. Ёто и пон€тно: когда мы грешим, мы приносим другим вред. » сами за это ненавидим их. ј любим мы не тех, кто сделал нам добро, а тех, кому мы сделали добро.
2013-03-04
13:24
ƒмитрий:
¬ наше сложное врем€, дл€ решени€ демографической проблемы считаю необходимым на »споведи, чтобы св€щенники задавали молодым люд€м и девушкам- создали ли они семьи (или собираетс€ - он, она это сделать), помогали и направл€ли. —в€щенники, которые сами нав€зывают монастырь - а это решение только —јћќ√ќ человека, или говор€т - вам это не нужно.., или ничего страшного.., должны быть строго наказаны или лишены возможности служени€, пока не покаютс€ и не перемен€т политику своих взгл€дов.
2013-03-04
12:56
 сени€:
—ложный текст очень.
2013-03-04
12:43
√ость:
Ѕольшое спасибо за статью и перевод! —в€щенник »оанн ¬алентин »страти - теперь уже один из любимых авторов, нравитс€ за пр€моту и небо€знь задеть чье-то самолюбие, от которого так важно избавитьс€ пока еще есть врем€.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: