Гордость, тщеславие и самолюбие

Из наследия Оптинских старцев

В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.
«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

Преподобный Амвросий наставлял:

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Брейгель. Гордость
Брейгель. Гордость
Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и должно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

Преподобный говорил:

«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

Старец советовал:

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Ольга Рожнёва

21 марта 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Бог там, где смирение Бог там, где смирение
Из наставлений старца Арсения (Папачока)
Гордость – безобразная и нечистая страсть! Бог и слышать не хочет о гордом человеке! Он оставляет его, и тот превращается в великую мерзость; отнимает у него чувство прекрасного, оставляет его блуждать в хаосе по всяческой грязи закоулков мира. Нет у него уже образа, нет подобия, ни здравого рассудка. Правду говорят святые отцы: «Где случилось падение, там прежде поработала гордость».
Искушения, находящие на гордых Искушения, находящие на гордых
Архимандрит Клеопа (Илие)
Искушений, которым попускает Бог, брат Иоанн, найти на гордых, намного больше, и они намного тяжелее, чем искушения, находящие на смиренных. Потому мы должны непрестанно молить Благого Бога, да удостоит Он и нас дара смирения, чтобы нам до последнего дыхания идти путем смиренномудрых.
Что такое гордость и из чего она рождается Что такое гордость и из чего она рождается
Архимандрит Клеопа (Илие)
Гордость имеет обыкновение зарождаться в уме человека главным образом на следующих основаниях: самолюбии, тщеславии, самомнении, незнании себя, неразумном и неумеренном посте, обособленности жизни, то есть самочинии, когда человек живет своим умом и не просит совета у других.
Ч. 12. Гордыня<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 12. Гордыня
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 12. Гордыня<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 12. Гордыня
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена.
Ч. 11. Тщеславие<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 11. Тщеславие
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 11. Тщеславие<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 11. Тщеславие
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Начинается тщеславие с мелочей: кому-то похвастались добрым делом, где-то с радостью приняли похвалу и лесть. А там уже недалеко до того, чтобы страсть поселилась в нашей душе. Чтобы этого не произошло, будем гасить тщеславие в самом начале, относиться к своей персоне критично и почаще произносить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».
О смирении и гордости О смирении и гордости
Преподобный Ефрем Сирин
Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи — смирение. Оружие лукавого — гордость, ею умертвил он отца нашего Адама; ею умерщвляет и всех чад его. А оружие Господа нашего — смирение, это оружие уготовил Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества.
Как отличать тщеславие от гордости, уныние от грусти и скорби? Как отличать тщеславие от гордости, уныние от грусти и скорби? Как отличать тщеславие от гордости, уныние от грусти и скорби? Как отличать тщеславие от гордости, уныние от грусти и скорби?
священник Афанасий Гумеров
Как отличать тщеславие от гордости, уныние от грусти и скорби?
Комментарии
Алена17 июня 2017, 12:20
Спасибо за статью! Очень понравилась! Я извиняюсь,поставила 2 балла,нечайно ,думала это переход на вторую страницу!
ли21 января 2017, 22:21
Короче, ясно, что избавиться от этих грехов нет никакой возможности(
Ирина17 июля 2016, 00:50
Не совсем согласна. Если себя не любить и все время принижать для смирения,так и это депресуха начнется. Заниженная самооценка не хорошее дело. Я согласна с Алексеем. Какое может быть у человека развитие, если он смирением будет себя принижать. Нужно себя любить как личность,но не возвышать слишком на другими людьми, вот это плохо.
Алексей14 февраля 2016, 15:41
Спасибо!
Но и в этой статье я не нашел ответа, что должно побуждать человека развиваться, расти, делать открытия, рекорды, писать книги, картины и т.п.?
Вы говорите о смирении, но это можно принять как некий тормоз в развитии.
И еще, о страсти, много разьслышал, что она губительна, но, какая картина без страсти? Ну ничего же так не получится.
Вопрос может показаться наивным, но, поверьте, многих он тяготит.
Ольга П.18 февраля 2015, 12:44
Спасибо за статью!
Наконец-то я поняла разницу между тщеславием и гордыней ))
Глядя на себя обнаружила, что практически все мои эмоциональные реакции в основе своей или то или другое содержат. Ндаа. Действительно, чтобы избавиться от этих черт характера надо такую работу над собой вести!
Надо признать, меня тоже (как и персонажа из притчи) смиряет мысль, что гордыня может проявиться у любого, поэтому не надо ставить сверхзадач, а идти и идти по дорожке...
Галина23 ноября 2014, 08:36
Ольга, большое спасибо Вам за статью. Я начинаю понимать, что такое гордость и решила себе записать на флэшку и распечатать и несколько раз более внимательно изучить данный материал. Ещё раз большое Вам спасибо.
Алексей30 июня 2014, 17:28
Исповедую и каюсь!!!Все это во мне есть.Слава Богу за помощь увидеть все это и понять.
Алексей.
Ольга15 апреля 2013, 19:41
Анатолий Николаевич, спаси вас Господи за замечательную цитату: "Гордость слепа, сама себя не видит. Крепко настаивает она на своем мнении, трудно подчиняется другим, замечаний не терпит, любит делать замечания другим; слова выбрасывает не осмысленно". Вы себя не узнаёте, нет? О смирении же Святые Отцы вот что говорят : "От него происходят кротость, приветливость, удобоумиление, милосердие, тихость, благопокорность". Буду ей руководствоваться
Алексей 9 апреля 2013, 20:22
Елене М.
На Ноя Вы, простите, не тянете. А вот по Вашему неуважению к Святым Отцам, к Апостолам и даже к Вашим собеседникам больше походите на сына Ноя, его звали Хам.
Елена М 4 апреля 2013, 20:04
Уважаемая Любовь! Благодарю Вас за столь красочный пример. В своих комментариях люди писали мне, что гордость - одна покрывает сразу несколько других грехов и что человек не в состоянии излечить гордеца, только Бог способен на это. Если уж это, и в самом деле, такой великий грех, то Ваше сравнение с каким-то крючком просто несопостовимо с моим грехом и Вам бы следовало мою "небрежность в одежде" сравнить с чем-то более сопостовимым, например сравнить мой внешний вид с Ноем, после того как он принял горячительное и попал на глаза сыновьям, а чего, почему бы и нет? Вот так вот, мол, я дико извиняюсь , но Вы .... Ну, чтобы разрядить обстановку, я напомню Вам слова из песни Высоцкого В.С.: "...что жизнь сама таких накажет строго, тут я согласен, скажи, Серёга! Коль жизнь осудит, так чего возиться-то?"А вообще-то, сейчас пост и копаться следует в собственном белье, как мне казалось, тем более "Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него." Увы....
Любовь 3 апреля 2013, 20:33
Елене М.
Оказывались в ситуации - заметили непорядок в одежде человека и не можете решить, говорить ли ему об этом, или мимо пройти, что, мол, ставить в неловкое положение? Хотела пройти мимо, но не есть ли это равнодушие?
Лена, если Вы на протяжении всех комментариев упорно и воинственно отстаиваете свой статус "негордой", даже пытаетесь аргументировать свои возражения на святоотеческий духовный опыт, как думаете - одержимы Вы гордостью или нет? Для Вас же не существует авторитетов, спаси Господи! Получается, либо на равных со старцами и профессорами богословия, а то и вторая после Самого Господа Бога, да проститься упоминание всуе. Вам чего истинно хочется: узнать свой диагноз и начать лечение, или доказать, что абсолютно здоровы и подлежите выписке? Знаете, тут бы не опоздать. Надеялась всего лишь обратить Ваше внимание на незастегнутый крючок в одежде, не помышляла ни укорить, ни посмеяться, не огорчить, не осудить. Многие через боль начинают свой путь к выходу из комы, это дается большими усилиями. Но хочется жить с Богом, поэтому можно все стерпеть. Удачи Вам. Спаси и помилуй нас, грешных.
Елена 3 апреля 2013, 04:14
Спасибо большое за статью! В конце декабря была у старца Серафима в Святогорской Лавре. На личном опыте убедилась в его прозорливости. Считала себя не гордой, так как нечем гордиться. Когда я попыталась рассказать о моих проблемах, он прервал меня сказав:"Гордость! с таким грехом судить других!". Он открыл мне мои испеводанные и не исповеданные грехи, в конце добавив, что нет таких грехов, которые не прощаются.
С уважением Елена
Ирина П.29 марта 2013, 03:12
Просто поразительно! Елена, простите, но Вы такой яркий пример фарисейства!!! Милости и Помощи Божьей Вам, Елена...
Больше сказать нечего. Господи, прости нас грешных!!!
Елена М28 марта 2013, 17:01
Если уж обращаться к Посланиям Павла, то я могу Вам привести и такие цитаты:1"25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков,26 посмотрите братия,кто вы призванные:не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильных. 31 чтобы было как написано:"хвалящийся хвались Господом"" Гл.3:18 никто не обольщай самого себя, если кто из нас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым 19 ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом, как написано "уловляет мудрых в лукавстве их" 21 итак никто не хвастайтесь человеками (!) ибо всё ваше Гл.4:3 для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе (?!) 4 ибо хотя я ничего не знаю за собой (?!), но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь 15 ибо хотя у вас тысячи (!) наставников во Христе, но не много отцов, я (?!)родил вас во Христе Иисусе благовествованием 16 по сему умоляю вас: подражайте мне (?!) как я Христу" Ну и как Вам такие цитаты?
Елена М28 марта 2013, 16:39
Ольга:""Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни" (1Кор.14:20)." - это Послание Св.Апостола Павла к Коринфянам, я как раз только недавно его прочитала.Фактически это обращение его к его ученикам, которые должны были быть его последователями и нести христианство другим народам.Сам Павел называет себя Апостолом язычников (т.е. не евреев, а нас с Вами)Конечно, можно многое чего цитировать из Павла, что именно вам хочется сказать.Но в контексте речь идет о конкретном: Павел просит своих учеников говорить с язычниками на их языке, чтобы те понимали их, слово ничего не будет значить для тех, кто не понимает языка учеников и говорит на своем языке. Действительно, если его ученики этого сами не понимают, то они дети умом."на злое будьте младенцы"- действительно, какой лучший способ защиты можно найти, если тебе угрожают?Притвориться ничего не понимающим младенцем, т.е. "по уму(быть) совершеннолетни".В тоже время далее, он советует своим ученикам не упорствовать в тех случаях, когда им не удается человека убедить принять христианскую веру и уверовать во Христа - так что эта цитата ко мне ни коем боком не относится, хотя ее, действительно, используют и "в хвост, и в гриву" прости меня, Господи!
Елена М28 марта 2013, 12:40
Ольга:"Для того, чтобы что-то простилось, нужно в этом каяться и просить прощения."
Уважаемая Ольга! Просить прощение и каятся нужно в том, в чем ты провинился. По этому поводу появилась прекрасная статья Ольги Рожневой, то же из наследия Оптинских старцев "Помыслы неверия, сомнения и хулы" , прочитайте обязательно со вниманием. И всех Вам благ!Благодарю Вас за Вашу обо мне заботу.

Ольга27 марта 2013, 09:37
Елене М.
"Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни" (1Кор.14:20).

"Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем"(Мф. 12,31-32).

Для того, чтобы что-то простилось, нужно в этом каяться и просить прощения.
Елена М26 марта 2013, 23:03
Глава 3,10 "Дети божьи и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды не есть от Бога, равно и не любящий брата своего" 12 "Не так как Каин, который был от лукавого и убил брата своего.А за что убил его?За то, что дела его были злы, а дела брата его были праведны" 18 "Дети мои!Станем любить не словом или языком, но делом и истиною." 19 "И вот, по чему узнаем, что мы от истины и успокаиваем перед Ним сердца наши; 20 Ибо, если сердце (наше) осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все. 21 Возлюбленные! Если сердце ваше не осуждает вас, то мы имеем дерзновение к Богу 22 И чего не попросим, получим от Него,потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним" Глава 4, 1 Возлюбленные!не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире."18 "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение;боящийся несовершенен в любви"
Это от Иоанна Богослова, надеюсь этот "комментарий" неумным не назовут....?
Елена М26 марта 2013, 22:32
болящий:
"Спаси нас Господи! Все мы горды и тщеславны, одни это видят и признают, другие ещё не увидели - Бог в помощь" Между тем, ничего из Вами процитированного и написанного во мне нет. Напротив, каждый день мой начинается с молитвы: Пусть будет всё по воле Твоей Господи,к каждой своей просьбе к Богу, я добавляю, чтобы сбылось мое желание только бы в том случае, если оно соответствует воле Божией, чтобы потом мне же от него плохо не было.И, слава Богу, неприятности обходят меня стороной.
Елена М26 марта 2013, 19:42
Я ей сказала: Анечка! Как жалко, что ты еще такая маленькая и ничего не понимаешь. Была бы ты побольше, я бы тебе сказала: Анютка, я забыла на кресле ложку, принеси мне ее пожалуйста! Моя моя маленькая дочь посмотрела на меня изучаюшим взглядом и поползла в комнату. Насколько же было велико мое изумление, когда в ее руках я увидела ту самую ложку, а когда она подползла ко мне и ее мне протянула, я просто потеряла дар речи. Вот так иногда мы недооцениваем наших младенцев. Пытаемся показать себя искусными врачами (как Иисус) и при первых признаках легкого насморка, прописываем антибиотики, а он почему-то ими лечил тяжелых больных в первую очередь....
Елена М26 марта 2013, 19:33
Уважаемый Алексей! Именно потому, что я человек не гордый, меня не обидело то, что Вы назвали мои комментарии пространными и неумными и я Вам всё-таки отвечу. По-видимому, не зря Господь вложил в уста моих обидчиков такое слово :"младенец", ведь даже в Писании говорится о том, что устами младенцев глаголит истина и, когда ученики Иисуса хотели прогнать младенцев, то Он им запретил это делать, как хотите это сделать Вы, прогоняя меня с сайта своими комментариями, предлагая замолчать, обосновывая свое желание и теми и иными доводами.В отличии от Вас, я как раз-таки прислушиваюсь ко всем и не только к младенцам, но и к братьям нашим меньшим, и, должна Вам сказать, что даже у них можно очень многому научиться.Был в моей молодости такой случай: варила я на кухне борщ, а моя маленькая дочь ползала по полу, то в кухню, то в комнату, она тогда еще не умела ходить, ей было не более 7 месяцев.И вот, что-то она задержалась в комнате и я забеспокоилась: чем это она там занялась? И как держала в руках столовую ложку, так вместе с ней и пошла в комнату.Всё было в порядке, но я решила ей вытереть носик и положила ложку на кресло. Потом вернулась в кухню.Она тоже туда приползла и я к ней обратилась со следующей фразой: см. в следующем комментарии
Елена М26 марта 2013, 16:36
Не для печати. Уважаемые редакторы! Я смотрю вы решили не печать мой последний комментарий к данной статье? А жаль, ведь комментарий Алексея, в котором он фактически обвиняет меня в слове на Духа Святого - вы напечатали....
болящий26 марта 2013, 12:18
Спаси нас Господи! Все мы горды и тщеславны, одни это видят и признают, другие ещё не увидели - Бог в помощь. Нам всем нужно чаще читать святых отцов: отцами и пастырями хорошо описаны недуги гордыни и тщеславия, а так же дана сама характеристика поведения человека ими одержимого (что он думает, как говорит, его поведение).
Кто болен сими недугами тангалашки - вот ссылка
http://www.zavet.ru/novo/duh/007.htm
ЧТО ТАКОЕ ГОРДЫНЯ о. Александр Ельчанинов. Написано очень просто и доступно для понимания.
Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она - «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она - вражда к Богу, начало всякого греха, она - во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).
...«Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само-вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию - созерцание самого себя.
Елена М26 марта 2013, 06:26
Да простит меня Господь Бог за дерзость мою задать вопрос читателям интернета и этой статьи. Уважаемые читатели! Вы также, как и Алексей, считаете, что если "Святые Отцы (а Оптинские старцы давали советы в русле святоотеческой традиции) говорили не от себя, а по внушению Духа Святого.", то "Если кто скажет слово на Сына Человеческого простится ему," - т.е. на Того, кто рожден от Духа Свята - простится, а если сказать на старца, рожденного от человеческих отца и матери, то это означает, всё равно, что сказать на Духа Свята? Даже тогда, когда сами Святые Отцы говорят: "Господи!Имя Тебе Любовь - не отвергни меня, Заблуждающегося человека...."
Алексей25 марта 2013, 16:46
Елене М.
Уважаемая кроткая, приветливая и уступчивая Елена М.
Я читал упоминаемую притчу у Святых Отцов, и там именно такое толкование, какое даёт Анатолий Николаевич. Он дал его не от себя, а вот вы выдумываете и сочиняете. И ещё дерзко грехи апостолов перечисляете. Своих, видимо, не видите.

Святые Отцы (а Оптинские старцы давали советы в русле святоотеческой традиции) говорили не от себя, а по внушению Духа Святого.

А вообще гордых исправляют не люди, а Сам Господь. Помоги вам Господи!

Не трудитесь отвечать, мне достаточно ваших пространных и неумных комментариев.
Елена М25 марта 2013, 12:21
Анатолий Николаевич:"Вы глубоко заблуждаетесь: гордость -свойство грешного человека. Если вы заявляете, что вы не гордая, это равнозначно тому, что вы называете себя святой" - то есть Вы хотите сказать, что на земле вообще не существует не гордых людей (ведь все мы грешники).У меня на этот счет другое мнение. Хорошо это или плохо, но точно так же, как иногда человек рождается с физических изъяном, или , напротив божественно красивым внешне, так же и бывает, что человек рождается с изъяном, которого не видно воочию, но у него, например, может отсутствовать совесть, но зато присутствовать тщеславие и гордыня, а может быть и наоборот.Вы посылаете меня читать Святых Отцов и обращаться к священникам. Одно другому не мешает, я и читаю, по мере сил и возможностей, и на сайте предостаточно священников, которые отвечают на все вопросы своими статьями."Если кто скажет слово на Сына Человеческого простится ему, если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, не в будущем"- говорит Иисус, чем подтверждает слова: не сотвори себе кумира (т.е. есть Писание, есть Пресвятая Троица, а дальше думай, а не принимай толкования за догмы).
Елена М25 марта 2013, 11:55
Уважаемый Анатолий Николаевич!Если бы Вы просто выразили свое мнение по данному вопросу и, тем самым, ограничились, если бы не давали мне своих оценок: кем я, по Вашему суду, являюсь(младенцем), если бы Вы не настаивали на том, что именно я не понимаю притчей (а не Вы сами, например, кто же из нас более уверенный в своей непогрешимости?), то Ваш комментарий можно было бы, действительно, принять за помощь и разъяснение,но,увы,Вы опять не удержались от того, чтобы дать мне свою оценку, т.е. осудить меня. Вы приводите мне в пример,какими качествами должен обладать,человек не гордый. А Вы знаете какая я в общении с людьми?А если в непосредственных отношениях с людьми я именно такая, как перечисленные Вами добродетели?С людьми кроткая, приветливая и т.д.Да, я и уступчивая (в делах и общении, но не в убеждениях).Я не демонстрирую свою гордыню, это Вам кажется, что Вы спасаете великую грешницу, в вот собственного бревна в глазу не замечаете, похоже.Если бы целью написания моих комментариев была гордыня и жажда славы,то я бы не только подписалась своим именем и отчеством, но и фамилию бы неприменно указала.Согласитесь хотя бы с тем, что человеку самому лучше известна цель, которую он ставит перед собой, чем другим.
Анатолий Николаевич24 марта 2013, 18:22
Елене М.
Вы опять же как духовный младенец не поняли притчу о старце и иноке, уверявшем, что он не гордый. По вашему мнению, старец, будучи сам грешным, не поверил в искренность инока.
Вы глубоко заблуждаетесь: гордость -свойство грешного человека. Если вы заявляете, что вы не гордая, это равнозначно тому, что вы называете себя святой, потому что только поднявшись на вершину духовной добродетели, возможно победить свою гордость и стяжать смирение.

"Гордость слепа, сама себя не видит. Крепко настаивает она на своем мнении, трудно подчиняется другим, замечаний не терпит, любит делать замечания другим; слова выбрасывает не осмысленно". Вы себя не узнаёте, нет? О смирении же Святые Отцы вот что говорят : "От него происходят кротость, приветливость, удобоумиление, милосердие, тихость, благопокорность".

Портал подготовил для читателей подборку советов преподобных старцев Оптинских в сонме святых просиявших. Вы же эти советы отвергаете, доказываете, что они неправильны, настаиваете на своём, когда вам объясняют, что вы не правы и по своему духовному младенчеству просто не понимаете святоотеческого учения. Вы оправдываете это поисками истины, но так истину не ищут, так просто демонстрируют свою гордыню. Вам уже дали совет начать читать Святых Отцов и, если вы что-то не поймёте, обращаться за разъяснением к священникам. Вот и последуйте этому совету.

И не переживайте, что ввели нас в грех осуждения, вас не осуждают, а помогают. Бог в помощь!
Елена М24 марта 2013, 16:14
Уважаемый Анатолий Николаевич! Я никогда и ни где не говорила о себе того, что Вы мне приписываете - это всего лишь Ваши домыслы, а думать о человеке плохо - уже грех (думаю Вам это хорошо известно, как знатоку Православия), так что не следовало бы меня сравнивать с фарисеями. Основной грех фарисея в том, что его внешнее не соответствует его внутреннему, у меня же всё что внутри, то и наружи. А в поисках истины никогда не остановят меня и не закроют мне рот, даже если Вы будете обвинять меня в нескромности. Позиция промолчать напоминает мне того человека, которому дали одну мину и он закопал ее в землю , опасаясь наказания.И, святые отцы (и даже апостолы) знали точно то, в чем они каялись. Апостол Петр предавал Иисуса (так как же ж не каяться в содеянном?), Апостол Павел участвовал в уничтожении первых христиан (это тоже известно).Возможно за старцами подобные грехи и не водились, но ведь кроме грехов явных, бывают грехи неявные (мысленные), а кто знает: о чем, в свое время, эти старцы не мечтали...Может быть, поэтому для них и искреннее признание инока кажется сомнительным.
Елена М24 марта 2013, 14:46
Благодарю всех откликнувшихся на мой комментарий! Опять я ввела вас в грех судить (!) меня, простите Бога ради! А за советы спасибо.Одно Святое Писание (не говоря уже о том количестве толкователей его) очень многогранно и включает в себя столько всего, что можно ввязаться в спор и конца ему не будет, так как у каждой стороны найдется добрая корзина цитат, подтверждающих именно его точку зрения.Поэтому я постараюсь ограничиться только несколькими фразами, которые мне пришли на ум.:Не слишком ли это судить (!) о человеке, которого вы абсолютно не знаете, всего лишь по его нескольким комментариям? Или , может быть, мои комментарии отвращают людей от Святой Троицы и тем самым наносят вред Православию в целом? Так почему же вы так дружно беретесь за осуждение (!) меня? Или, может быть, я для этого самого самая подходящая мишень? Или самая большая грешница из всех посетителей данного сайта? Постарайтесь и вы, многоуважаемые судьи (!) заглянуть в собственную душу, как предлагаете сделать это мне. И Бог вам в помощь.
Алексей24 марта 2013, 13:59
Елене М.
"Иногда мне кажется, что люди пытаются мне доказать, что в обязанности "овец" входит обязанность любить "волков" их пожирающих..."
Вы вообще-то верующий человек? Читали Евангелие? Не попадались ли вам там слова:
“Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного” (Матф.5:43-45).
Это не означает, что вы должны позволить грабить вас и убивать. Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на битву с Мамаем и послал с князем на защиту родной земли двух иноков монастыря.
Это означает, что вы должны разделять грех и грешника.
Вообще в Евангелии грешников назыывают потерявшимися овцами или козлищами. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей...и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Матф.25:31—33).
И, кстати, почему вы так уверены, что вы сами относитесь к овцам, а не к козлищам? Вы уже заранее знаете, каким будет о вас суд Божий?
Перечитайте в этой статье главу "Одна гордость может заменить все прочие страсти", она как будто специально написана для вас.
Анатолий Николаевич23 марта 2013, 23:21
Елене М.
Согласно святоотеческому учению, чем выше духовно человек, тем больше грехов он видит в себе. Так в грязной и тёмной комнате не видно мусора, а чем чище и светлее комната, тем лучше видно пыль. И наконец на ярком солнечном свете видны мельчайшие частицы пыли. Поэтому святые восклицали о себе: "Аз бо един лукавое пред Тобою сотворих, превозшед и препобедив вся от века грешники, несравненно прегрешивый и непрощенно..." Или: "Все спасутся, один я окаянный погибну!"

А люди неверующие, маловерующие или фарисеи обычно говорят о себе именно то, что вы повторяете так непосредственно и наивно и так непоколебимо уверенно в своей правоте: " Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь!"

Анатолий Николаевич23 марта 2013, 23:20
Елене М.
Старец спросил ученика: "Ты гордый?" Ученик ответил: "Нет, старче, гордиться мне особенно нечем, и я не гордый". Старец сказал: "То, что ты отрицаешь наличие гордости в себе, как раз доказывает твою гордость".
Судя по всему, вы именно себя относите к людям, лишённым тщеславия и "достаточно разумным, чтобы понять, что гордиться им особенно нечем".

Но ваши пространные комментарии и возражения как раз свидетельствуют об обратном. Все наставления Оптинских старцев - в духе учения Святых Отцов. Если же вы не можете их принять или понять, то... что же делать? Младенцам духовным твёрдая духовная пища кажется неудобоваримой.

Может такому младенцу следует быть скромнее и спрашивать о непонятном у священника? Или начать читать святотеческую литературу, а не спешить вываливать на окружающих свои младенческие понятия и представления?

Гераймович Виталий23 марта 2013, 01:30
Ольга, простите за комментарий! Иногда в ваших рассказах прочтешь одну мысль, и уже получишь хорошее доброе семя в сердце, могущее прорости в добродетель. А вот в подобные сборки похожи на сборники "великих мыслей великих людей". Ищешь в них семя, а находишь отрывочное описание орудий земледелия и борьбы с тем, что единственно и растет в сердце. Искоренять страсти и ничего не культивировать, недостаточно.
Елена М23 марта 2013, 00:57
Спасибо Вам, Сергий, за то , что откликнулись на мой вопрос и выразили свое мнение. Только вот не все рождаются с такими качествами, через которые Вы считаете необходимо пройти, поверьте мне, есть и такие люди, которые никогда не были тщеславны и достаточно разумны для того, чтобы понять, что им гордиться-то особо нечем, но почему они обязаны научиться считать себя хуже других? Нет, я могу понять тех, кто действительно натворил в своей жизни столько всяких гадостей и осознал, что натворил их, а потому и считает себя хуже многих (но не всех). Так какая же это высшая ступень, если это просто объективная реальность? Неужели убийца, осознавший сколь тяжкий грех он сотворил, достиг более высшей ступени, чем тот, кто никого не убивал? Иногда мне кажется, что люди пытаются мне доказать, что в обязанности "овец" входит обязанность любить "волков" их пожирающих...
Николай22 марта 2013, 12:42
Спасибо за статью!
Сергий22 марта 2013, 09:20
Спаси Господи!
Елена М. Моё мнение по поводу Вашего комментария следующее:
Покажите мне хоть одного человека, который бы не любил себя(или назовите)???
Тот кто этого достиг, он прошел через многое: и через гордость, и через самолюбие и тщеславие..., так вот это одна из высших ступеней, научиться считать себя хуже других, и чтобы научиться искренне любить ближнего, нужно преодолеть нелегкий путь.С уважением, Сергий.
Леван22 марта 2013, 00:43
Спасибо Вам, Ольга, за Ваш богоугодный труд.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!
Татьяна21 марта 2013, 21:06
Благодарю Вас, Ольга: в самый раз, и не в бровь, а в глаз!Очень своевременная подборка мудрейших мыслей и советов. Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Елена М21 марта 2013, 17:58
Спасибо Вам, Ольга, за подборку и разъяснение. А вот как Вы, интересно, ответили бы на такой вопрос: Господь, говорит: возлюби ближнего своего как самого себя. Но как можно возлюбить ближнего, если себя совершенно не любишь? Ведь , не имея самомнения, т.е. положительной о себе оценки, невозможно себя полюбить. А как не познав, что такое любовь, можно научиться любить других?С уважением, Елена М
Анастасия21 марта 2013, 12:12
Благодарю за статью
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×