Плачущие

Языческая культура построила возвышенный идеал мудреца. Это живое воплощение гармонии, человек, идущий «царским путем» умеренности. Он способен радоваться простым удовольствиям, не расплачиваясь за них страданием и тревогами. Он любит жизнь, но расстается с нею без страха и сожаления. Его душевное состояние – безразличие, бесстрастие и безмятежность. Мудрецу доступна подлинная свобода, и потому только он с полным правом может сказать о себе: «Мир ловил меня, но не поймал».

На этом фоне странным диссонансом звучат евангельские заповеди блаженства, возвышающие в качестве идеала «нищих», «алчущих», «жаждущих» и «плачущих».

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Чтобы в полной мере уяснить эти слова Христа, нужно представить себе страдающего или скорбящего человека и задаться вопросом: кто способен ему позавидовать?

Большинство из нас могут лишь пожалеть убитого горем влюбленного, который потерял подругу сердца или был безжалостно отвергнут ею. Но существуют те, кому несчастный представляется заслуживающим восхищения, а не жалости. Таков поэт, утративший вдохновение, и художник, который уже давно ничего не писал. «Блажен сей плачущий, – думает поэт, – вот бы мне такую трагедию! Вот бы мне столь неистовую страсть! О, как бы вдохновенно я работал тогда! Глупый влюбленный! Твое страдание – ядерный реактор, неисчерпаемый источник творческой энергии. А ты вместо того, чтобы радоваться, малодушно помышляешь о смерти. Посмотри на великого Данте: смерть забрала у него Беатриче и тем оказала услугу не только ему, но и всему человечеству. Бессмертная “Божественная комедия” – вот дитя Алигьери и его почившей возлюбленной. Не всякий сын или дочь может столь громко прославить имена своих родителей!» «Утри свои слезы, не расточай зря столь драгоценного дара, – вторит поэту художник. – Приступи скорее к делу. Там, где ничего нельзя сделать для той, которую ты любишь, всегда остается возможность сделать что-то ради нее. Возьми холст в руки твои, напиши на нем ее имя, как это сделал когда-то великий Нико Пиросмани, и сотвори портрет твоей “Маргариты”. Я, познавший когда-то вдохновение и радость творчества, говорю тебе: великим утешением обернется для тебя твоя скорбь – настолько великим, что я желал бы претерпеть второе ради первого».

В подобном ключе мыслит священник, входя в дом к людям, оплакивающим своего умершего близкого. «Почему вы пребываете в праздности? – говорит он им. – Разве вы не знаете, что слезы, как кровь и семя, имеют свое особое предназначение? Их нельзя проливать напрасно. Кровь дается нам для жизни, семя – для зачатия, а слезы – для молитвы. Именно в ней более всего нуждается сейчас ваш усопший; именно молитва есть единственная реальная помощь, которую вы можете ему оказать в настоящее время. Ах, если бы вы понимали, какое это трудное дело – молитва! Бывает молитва святая, сильная. Есть крик, который слышит Бог; есть просьба, которую Он исполняет. Но чаще под видом молитвы человек просто говорит сам с собою, отправляет конверт без адреса, обращается к пустоте. Это происходит потому, что он недостаточно искренен в вере; слаб желанием; прохладен в любви к тем, за кого он просит. В евангельской притче Господь Сам призывает нас докучать Ему, ибо “силою берется Царство Небесное”. “Просите, и дано будет вам, – говорит Спаситель, – ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят”. Но часто не хватает веры, а с ней и терпения; недостает любви и потому силы просить, искать и стучать. Как священник, то есть человек, поставленный Церковью для молитвы, я знаю это лучше многих. И потому мне досадно смотреть, как чистейшей пробы искренность и любовь к вашему близкому столь бездарно растрачивается, проливаясь из ваших глаз. Скорбь, боль утраты перестанет разрушать вас и отдаваться тупою болью в груди, как только сила, данная свыше для молитвы, найдет применение согласно своей природе. Молитесь же! И вы познаете Божие утешение, о котором благополучный может лишь мечтать».

«Блаженны плачущие». Когда христианин повторяет эти слова, он, по сути, сознается в том, что завидует чужому горю. Как это возможно? Понятно и естественно завидовать чужому счастью. Но завидовать горю? Ответ можно найти в краткой реплике архимандрита Иоанна (Крестьянкина). О времени, проведенном в лагерях, он вспоминал как о самых счастливых годах жизни: «Потому что там Бог был рядом! – говорил он. – Почему-то не помню ничего плохого. Только помню: небо отверсто и ангелы поют в небесах! Сейчас такой молитвы у меня нет».

В Евангелии от Луки заповеди блаженств дополнены их отрицательным выражением: «Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их». Какая мысль стоит за этими словами? Некоторые психологи говорят, что у младенца имеется всего два по-настоящему серьезных повода обратиться к матери. Это ситуации, когда он голоден и когда он испачкал пеленки. Потому матери не стоит злоупотреблять памперсами. Ведь обеспечиваемый ими комфорт устраняет один из двух поводов к общению. А общение, как известно, важнейший фактор развития личности.

Подобным же образом беда и радость являются двумя по-настоящему вескими поводами обратиться к Господу. Когда-то среди моряков ходила поговорка: кто в море не ходил, тот Богу не молился. Сегодня она почти утратила свою актуальность. Современный уровень развития техники позволяет пассажиру океанского суперлайнера не опасаться за свою жизнь даже во время сильного шторма. Голод, а равно и болезни, эпидемии которых опустошали средневековые города, в основном побеждены. Вот этот комфорт, защищенность и относительное благополучие уничтожает один из двух основных поводов к общению со Творцом. В результате человек не развивается в полную меру, мельчает; рыцари заменяются торговцами, учителя – шоуменами, художники – карикатуристами. Литература каждого нового поколения содержит подобную ностальгическую нотку: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы!» Но цивилизация развивается неумолимо. А потому тот, кто не желает стать аморфным «сыном века сего», вдвое, втрое чаще использует другой повод к общению со своим Творцом. Такой человек непрестанно благодарит Вседержителя и «всякому благу Промысленника и Подателя», припоминая все хорошее, что получил от Него.

Сергей Мазаев

15 апреля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Последняя заповедь блаженства Последняя заповедь блаженства
Сергей Мазаев
В последнее время в общественных настроениях все чаще проявляется негативное отношение к Церкви. Все чаще в публичной дискуссии применяются цитаты из произведений немецкого философа Фридриха Ницше, одного из самых последовательных и бескомпромисных критиков христианства. Но не стоит сразу записывать наших оппонентов в богопротивники. Не всегда нас ненавидят за то, что мы христиане. Иногда это случается потому, что мы недостаточно христиане.
Год со старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным).
9 июля
Год со старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным).
9 июля

«Блажени нищии духом» — то есть счастливы предельно бедные духом… Что это такое — быть бедным духом? Это значит «иметь смиренное понятие о своих духовных качествах, уничижать себя, считать себя грешником». Это значит иметь в себе качества, противоположные гордости, тщеславию, самолюбию.
Толкование Евангелия на каждый день года.
15 января 2008 г.
Толкование Евангелия на каждый день года.
15 января 2008 г.

Протоиерей Александр Шаргунов
В Евангелии от Матфея заповеди блаженства представлены как «искусство жить». В Евангелии от Луки они – как неумолимое требование.
Комментарии
Алексей Филатов12 июня 2013, 16:54
Еще раз перечитал статью, спасибо большое!
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся»

Спаси и сохрани Вас Господи!
Владимир Горячев 5 мая 2013, 17:37
У вас на картинке - статуя ангеля из сериала "Доктор Кто". Вообще-то, это злой монстр, убивающий людей, со статьёй не очень-то кореллирует.
Раиса28 апреля 2013, 17:52
Вчитываюсь в слова о.И.Крестьянкина:"Потому что там Бог был рядом"... Есть моменты, когда все отчступает на задний план, жизнь останавливает свой бег, и ты остаешься наедине с Богом. Никто не сможет помочь, только Господь, на Него уповаю, Ему вверяю попечение о жизни моей, о жизни моих родных и близких. Но есть ведь и еще одни слезы, когда со стыдом и ужасом начинаешь видеть свои грехи... Вот тут и начинаются слезы и воздыхания, и причитания - да как же так жизнь моя протекала? Как такое могло происходить со мною? Господи прости и помилуй, не ведала как жила, не подозревала в чем суть грехов. Прости. Господи! Прости. На Твое милосердие уповаю. Как рвется сердце в такие минуты откровения Божиего о наших грехах, о том, как невзначай, но жестоко обижены были родные нашим эгоизмом, неумением терпеть, прощать, сострадать. И снова слезы и рыдания - прости, Господи, прости!.
Лиза17 апреля 2013, 22:57
"... И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого". Зачем просить скорбей, они и так нас найдут, если Господь будет рядом. Это могут только очень мужественные люди. А вот благодарить надо почаще, но в том то и дело, что пока не потеряешь, не заплачешь и не возблагодаришь, что вернулось потерянное
человек17 апреля 2013, 00:06

Я думаю, что автор неверно толкует слова «блаженны плачущие».

Блаженны те плачущие, которые оплакивают свои грехи, то есть блаженны те, которые имеют ПОКАЯНИЕ. Вот те, которые имеют ПОКАЯНИЕ и утешатся.

Святитель Игнатий Брянчанинов: « Должно держать себя в состоянии ровности, тишины, спокойствия, нищеты духа, удаляясь тщательно от всех состояний, производимых разгорячением крови и нерв. Не ударяй себя ни в грудь, ни в голову для исторжения слез: такие слезы – от потрясения нервов, кровяные, не просвещающие ума, не смягчающие сердца. Ожидай с покорностью слез от Бога. Какой-то святый, невидимый перст, какой-то тончайший помысл смирения коснется сердца – и придет слеза тихая, слеза чистая, изменит душу, не изменит лица; от нее не покраснеют глаза – кроткое спокойствие пролиется в выражение лица... »
Владимир16 апреля 2013, 13:14
Спасибо за очень глубокую и в то же время краткую поразительную статью. Вы многое мне разъяснили.
Ричи16 апреля 2013, 09:52
Лёше: Отними это всё у него, и он увидит, кем он, на самом деле, всё это время был. Примеров в истории - масса.
Ирина Филатова16 апреля 2013, 07:03
Спасибо, Сергей!
Всегда читаю ваши статьи. Этот призыв:"Потому матери не стоит злоупореблять памперсами"! Очень точно! Потому что с малого все начинается. Исчезает культура общения родителей с детьми... Катастрофа... Родителям некогда, дети просто не знают - о чем говорить с родителями!? Читала письма О.Павла Флоренского к детям, с Соловков - вот образец родительской любви! Дорогие современницы и соврменники, давайте будем стараться ради наших детей, и своих и чужих, тех, кто вдруг оказывается рядом, через понуждение, будем нарушать наш "драгоценный" комфорт.
Храни Вас Господи!
Лёша Поляков15 апреля 2013, 23:57
А меня скорби наоборот озлобляют , вгоняют в уныние и зовут роптать . Лишения могут привести к благодарности , но по мне это путь назад . Отними у человека кров , еду , одежду , отдых , тепло или прохладу , воздух и ? Кто не станет животным ?
Наталья15 апреля 2013, 22:29
Только не у всех в наше время полно мебели и есть машины, и не всех даже есть свои дома...В наше время у людей тоже есть скорби...Но без этого нельзя. Это необходимый фактор для претворения ветхого человека в нового и толчок для развития творческих способностей или...Как уж кто выберет...
Спасибо автору за статьи,которые заставляют думать и не оставляют равнодушными читателей.
Татьяна15 апреля 2013, 15:43
Мне кажется, что сейчас, как никогда, нам нужна теплая молитва к Богу, потому что времена особенно лукавы и нужно постоянно помнить, как "опасно ходите..." Чем больше комфорта, тем больше поводов опасаться его последствий. И никогда нельзя забывать о соблазнах, связанных именно с такой жизнью. Безблагодатной. Бессмысленной. Безнадежной в своем стремлении ничем не жертвовать для ближнего своего, в упор его не видя.
Дария15 апреля 2013, 13:55
Благодарим тя, Господи, за то что нет войны, нет голода, нет концлагерей, открыты храмы! В наших домах полно мебели, техники, одежды, мы ездим на машинах. Научи нас радоваться всему этому и благодарить тебя, пока не пришлось Тебе все это у нас отнять для нашего прозрения!!!
ирина15 апреля 2013, 13:05
Спасибо, Сергей, всегда с удовольствием читаю ваши статьи, умные и душеполезные. Храни вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×