Блаженны невидевшие

Слово в Неделю Антипасхи


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 8:24 мин. Размер 6.1 Mb)

Христос воскресе!

Сегодняшняя неделя Антипасхи посвящена воспоминанию тех явлений Спасителя, которые совершались после Его славного Воскресения. Господь неоднократно являлся малым и большим группам учеников, чтобы они воочию убедились: Он воскрес. Явление живого Христа после публичной казни и смерти вновь вселяло веру в тех, кто уже начал было колебаться.

Одним из таких «вновь уверовавших» был апостол Фома. И хотя он проявлял готовность умереть с Господом, когда Тот шел воскресить Лазаря (см.: Ин. 11: 16), был активным участником беседы после Тайной вечери (см.: Ин. 14: 5), однако после смерти Иисуса на кресте отказался поверить в воскресение Учителя: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20: 25). Когда же Господь в восьмой день вновь явился ученикам, Фома признал Его, сказав: «Господь мой и Бог мой» (см.: Ин. 20: 26–29).

«Не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20: 27) – это главные слова Евангелия нынешнего дня. Из сегодняшнего чтения мы узнаем о том, что вера – это не статичное состояние человека, она может изменяться, возрастать и уменьшаться (см.: 2 Фес. 1: 3), исчезать и появляться вновь. Словом «вера» может обозначаться мгновенный импульс или целое мировоззрение человека.

Нередко вера зарождается как ответ на прямой призыв Бога, обращенный к человеческому сердцу. Впервые поверить – значит горячо последовать еще неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Всевышнего. Поверить Богу все равно что доверить Ему свою жизнь, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Авраам положился на Бога, «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15: 6).

Верить в Бога постоянно – значит признавать Его истинным Творцом неба и земли, от Которого зависит жизнь человека и окружающего мира. При этом быть верующим предполагает не просто признавать существование некоей высшей реальности, но и жить в повиновении у Господа (см.: Числ. 32: 12), в преданности Ему «всем сердцем, всей душой» (Втор. 6: 5).

«Повстречать Бога» для пророка Исаии означало предстать перед судом Всевышнего, так как перед лицом Бога все грехи людей становятся явными (см.: Ис. 6: 5). Верующий человек для пророка Исаии – это тот, кто видит в настоящем житии различные катаклизмы и, даже теряя уверенность в ближайшем будущем, все равно сохраняет надежду на славный конец времен. Когда закончатся все страдания, «скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь» (Ис. 12: 1–2).

Для Иоанна Богослова, в отличие от пророка Исаии, вера – это не просто надежда на будущее избавление от боли, упокоение в селении праведников. По апостолу Иоанну, верующий человек обретает спасение здесь и сейчас, потому что он сейчас принимает Иисуса как Спасителя (см.: Ин. 1: 12). Верующий уже «не судится» (Ин. 3: 18), но «перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5: 24). Все Евангелие было написано, дабы мы «уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20: 31).

Хотя, казалось бы, однажды поверив, мы уже не должны возвращаться назад, но мы видим, что даже апостолы Христовы по временам колебались и просили Господа: «Умножь в нас веру» (Лк. 17: 5); и отец бесноватого отрока умолял: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9: 24). Сам Христос молился о Петре, чтобы не оскудела вера его и он, когда снова вернется ко Христу, утвердил бы братьев своих (см.: Лк. 22: 32).

Возвращение к вере пережили многие апостолы: Петр, Фома и Иоанн Богослов. Любимому ученику недостаточно было принять на веру обетование о тридневном воскресении Христа, он вновь поверил только когда увидел материальные свидетельства воскресения. Когда он в третий день прибежал ко гробу и увидел там одни погребальные пелены, тогда только вновь уверовал (см.: Ин. 20: 8). После вознесения Спасителя апостолы потому совершали многие знамения и чудеса (см.: Деян. 15: 12; 2 Кор. 12: 12; Евр. 2: 4), что одного слова для их проповеди о Воскресении было мало.

Нам и сейчас порой хочется увидеть особое присутствие Бога в мире, услышать отчетливый ответ на молитву. Мы и сейчас наблюдаем за проявлениями Промысла Божия в мире через рассматривание природных катаклизмов (ср.: Рим. 1: 20), пытаемся увериться в Божиих знамениях, вглядываясь в мироточивые иконы, желаем на себе ощутить действие чуда, прикладываясь к святым мощам. Но хотя мы можем приблизиться к Святой Земле, где ступала нога Спасителя, мы не можем увидеть Христа своими глазами и вложить в Его раны свои руки. Христос не является нам в телесном облике, через апостольских преемников не творятся чудеса. Как можем мы умножить веру, как нам не колебаться?

Чтобы не колебаться в вере, апостол Павел предлагает такие средства: терпеть и стоять в вере (см.: Евр. 10: 35–39), стремиться к единству веры и познания Сына Божия (см.: Еф. 4: 13).

Это единство веры и знания раскрывается для нас в Божественной литургии. Каждый раз за литургией в Символе веры мы едиными устами исповедуем знание о Сыне Божием, каждый раз в конце литургии мы поем «Видехом Свет истинный», исповедуя обретение истинной веры. Мы видим Его Кровь, истекшую из ребр в чашу святой Евхаристии, мы прикасаемся к Его Телу, вкушаем Его плоть, становясь причастниками Божеского естества. Мы слышим евангельское слово, возвращающее нас во времена апостолов. Литургия, богослужение восьмого дня, преодолевает время, она позволяет нам увидеть чудо преложения Святых Даров и прикоснуться ко Христу.

Опыт причастия за литургией оставляет в стороне слово «вера». Переживая опыт Богообщения, мы не спрашиваем себя каждую секунду: верую ли я сейчас? Когда мы плывем по волнам литургии, мы с Богом пребываем и Бог пребывает в нас. Но когда мы выходим из храма, когда состояние Богообщения прекращается – тогда нам нужна вера. Это и есть область веры Фомы – мгновение, когда человек понимает, что видения Христа уже нет, но уверенность в Нем еще здесь.

Поэтому «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29). Эти слова Христос обращает не к Фоме, а к нам. Мы не видим Бога, но жажда знаний о Нем нас к Нему притягивает. Мы Бога не слышим, но всматриваемся вокруг: не совершил ли Он того, что мы у него просили. Он – необъятен, непостижим, непознаваем, но мы, как Авраам, можем довериться тому, что Бог Своим обетованиям будет верен.

Пусть же слова Фомы: «Господь мой и Бог мой» – будут для нас опытным знанием за литургией и верой – когда сомневаемся, что Христос – воскрес. Он рядом с нами всегда.

Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Людмила23 апреля 2017, 15:48
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!!!С Великой Пасхой Христовой,дорогие и любимые братья и сестры!Мир вам!

"Не будь неверующим,но верующим".

Мы блаженны!Господь Спаситель с нами!Аминь.
р.б. Максим18 мая 2013, 11:55
Для верующего человека, не нужно каких-либо знамений и чудес. Все это нужно для неверующих людей для их обращения и покаяния. В начале своего пути в Святой Вере я тоже претерпевал много сомнений и искушений, но мне помогли писания Святых Отцов. По словам И. Брянчанинова Евангелие свидетельствует само о себе и не нуждается в подтверждении. Все люди, старающиеся соблюдать Заповеди Христовы (чтение Евангелия своей жизнью), чувствует присутствие Божие и счастливы, они знают, что Господь есть. Более того, Христос просвещает очи подвижника и Евангелие читается совсем по-другому (духом). Все чудеса, видимые скотскими очами, не являются самоцелью Святой Веры. Главное - это Его Царство, помоги нам Господи грешным не отступить от Тебя и наследовать Царство, которого мы не достойны.
Таня Сем17 мая 2013, 10:25
Очень согласна со всеми комментаторами по-поводу нашей всеобщей ленности,маловерия и неповоротливости в сторону веры! Но..Господь наш Он всемилостивый и ,как любящий отец,ждет нас пока мы сами придем к нему всем сердцем своим и ощутим тогда Его присутствие не на материальном,а на духовном уровне так,что от нашего неверия ничего не останется!!!А этот путь небыстрый,он маленькими посильными шажками ведет нас к Господу!Главное-"крепко стоять в вере" по апостолу Павлу,и каяться от всего сердца!!!Ведь Господь проверяет сердце,а не тело и мы сами только в силах по-маленьку,по чуть-чуть менять себя в лучшую сторону!!!Ведь "Курочка по зернышку клюет и сыта бывает",а если ей дать кучу зерна,так и конец близок!Вот и в нашей вере также-по тихоньку будем стремиться к Богу и не сворачивать с пути,по силам!!!Ведь и Апостолы тоже не сразу стали святыми!!!Укрепи нас всех Господи в вере нашей!
Стив14 мая 2013, 07:56
Так и я точно такой-же, ленивый, неподъёмный и неверующий, а когда прочитал эту статью, слёзы навернулись, прочитал опять слова святого апостола Павла, о том что нужно "крепко стоять в вере" и сам себе напомнил, что просто жизненно необходимо почаще давать пинка самому себе для утреннего подъёма в церковь в воскресенье и для любого Богу угодного дела и молиться, чтобы Господь, укрепил в вере, дал сил, всегда помня о том что Он всегда с нами.
Руслан13 мая 2013, 02:42
Лежу я сейчас на кровате,ночь,тихо,размышляю.
А вот если бы сейчас Христос пришёл ко мне в комнату..?
Ну да,обрадовался бы,упал ниц,просил бы прощения,а дальше?
А дальше тупик.
Всё осталось бы тоже самое,помаленьку бы убедил себя что это были галлюцинации или бесовские искушения,и всё.
Всё осталось бы прежним,уклад,жизнь,я(мы) ведь не хочу же менять себя,жизнь.
Нет,точнее хочу,но ничего не хочу прикладывать для этого,никакие усилия.
Дак может поэтому к нам и не является Господь,потому что знает,нас не исправить ничем.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×