¬стреча с ѕравославием

»споведь перед причащением Ц всегда

—в€щенник Ќиколай Ѕулгаков

—в€щенник Ќиколай Ѕулгаков на јфоне —в€щенник Ќиколай Ѕулгаков на јфоне
ѕрежде всего хотелось бы поддержать положение ѕроекта документа Ђќ подготовке ко —в€тому ѕричащениюї, которое гласит: Ђ»споведь перед причащением €вл€етс€ неотъемлемой важной частью говени€ї (п. 5). ƒействительно, даже и умирающего человека перед причащением мы исповедуем, и даже если он не способен говорить, от него требуетс€ любой, пусть безмолвный, знак пока€ни€.

ѕоэтому следующа€ за этим оговорка о том, что Ђв отдельных случа€х, с благословени€ духовника, мир€не, намеревающиес€ приступить ко —в€тому ѕричащению несколько раз в течение одной недели Ц в первую очередь на —трастной и —ветлой седмицах, Ц могут быть в качестве исключени€ освобождены от исповеди перед каждым причащениемї, выгл€дит нарушением важнейшего традиционного принципа, уступкой противникам непременной исповеди перед причащением в день Ћитургии или накануне вечером. —тоит только сделать одну такую уступку, предоставить решение вопроса Ђна усмотрение духовникаї (уже и звучит предложение прибавить сюда —в€тки) Ц и пошло-поехало. —начала кажетс€, что Ц да, —трастна€ и —ветла€ седмицы Ц особые дни года, частые исповеди и причащени€, отсутствие поста на —ветлой есть вроде бы причины дл€ отмены об€зательной исповеди, Ц но эти причины угрожают главному: общему принципу непременной исповеди перед причащением мир€н. ѕомнитс€, еще в 1994 году, на пам€тной церковной конференции в гостинице Ђƒаниловска€ї, обсуждавшей вопросы неообновленчества, один из представителей “роице-—ергиевой лавры сказал: ничего нельз€ трогать в нашем богослужении совершенно; тронешь хоть что-то Ц начнет рушитьс€ всЄ здание.

Ќаша вера Ц пока€нна€. —емь “аинств ÷еркви Ц это полнота ѕравослави€, ни одним из них невозможно пренебречь без ущерба дл€ дела нашего спасени€ (в том числе и “аинством Ѕраковенчани€).

¬ этом существенна€ особенность нашей православной веры: мы храним заповеди ≈вангельские, правила ¬селенских соборов, св€тых отцов, наши духовные традиции, не подверга€ их ни малейшему сомнению, не отверга€ в них ни йоты. ј если не можем что-то из них соблюдать, то не правила отмен€ем в угоду своей немощи, а каемс€ в ней.

„асто исповедуешьс€? ƒаже, бывает, каждый день? ¬едешь такую серьезную духовную жизнь? » при этом считаешь, что можешь прожить хот€ бы сутки без греха? “олько в одном случае такое возможно: если ты их не видишь, не замечаешь. “огда смотри лучше. ћолись, проси снова: Ђƒай ми зрети мо€ прегрешени€ї. ¬от тебе подсказка: а не грешишь ли ты недостаточным вниманием к своей внутренней жизни, ходишь ли ты перед Ѕогом? Ќеужели за весь день ты не боролс€ с дурными мысл€ми, чувствами, с раздражением, с ленью? —о своеволием, самомнением, с праздномыслием, празднословием, осуждением? ¬о всем ли с тобой была согласна тво€ совесть? ј нет ли у теб€ недостатка страха Ѕожи€, когда ты приступаешь к —трашным ’ристовым “айнам?  репка ли тво€ вера? ј может быть, ты думаешь, что грехи Ц это только какие-то €вные проступки (убил, украл)? ј лукавство? ј недобрые намерени€, пожелани€? ј отсутствие добрых дел? ј самооправдание Ц даже такое вроде бы бесспорное: мол, € же не мог быть в двух местах сразу? Ќе мог, допустим, но пока€тьс€-то кто тебе мешает? Ѕыло бы желание. Ќет желани€? Ёто оп€ть-таки вопрос дл€ исповеди, дл€ пока€ни€: а почему его нет? ј не беспечность ли это? Ќе кроетс€ ли за этим гордын€-матушка, котора€ раньше нас родилась и всегда у нас за плечами ходит? ¬едь мы грешим, даже когда вроде бы делаем добрые дела (тщеславимс€ ими, осуждаем тех, кто их не делаетЕ).  огда молимс€, исповедуемс€, причащаемс€Е

»так: нежелание мир€нина приступать к исповеди каждый день, каждый раз перед причащением говорит, скорее всего, о недостаточно развитой у него глубокой, внимательной духовной жизни, о недостатке пока€нного чувства.  ороче говор€, о том, что ему-то как раз нужно стремитьс€ ст€жать потребность в исповедании грехов, не пропуска€ ни одной такой возможности. Ќет потребности еще Ц ну, так есть, слава Ѕогу, на то правило матери-÷еркви: она, как мать, теб€ подвигает на то, что тебе трудно делать, но полезно.

ј то что же, именно в —трастную седмицу, самые пока€нные дни года, когда, можно сказать, всЄ творение каетс€, Ц причащатьс€ без исповеди?

ƒаже и при ежедневном причащении ежедневна€ исповедь нужна Ц она все-таки поможет человеку огл€нутьс€ на прожитый день (что полезно нам делать всегда, недаром в конце молитв на сон гр€дущим есть исповедание грехов повседневное) Ц хот€ каждый день мир€не причащаютс€ очень редко.

¬озможность частого исповедани€ Ц это, конечно, драгоценна€ возможность дл€ мир€нина. Ёто, можно сказать, духовна€ роскошь. ƒругое дело, что осуществить это не так просто дл€ духовенства. ¬ этом Ц другой аспект вопроса: о возможност€х духовенства исповедовать всех мир€н перед причащением в такие дни, как “оржество ѕравослави€ Ц ¬ербное воскресенье Ц ¬еликий четверг Ц ¬елика€ суббота, Ц то есть в течение нескольких дней года, когда больше всего причастников.

 онечно, батюшки очень устают в эти дни. Ќо выход, думаетс€, лучше искать в улучшении качества исповеди прихожан, в их собственном сосредоточенном внутреннем пока€нии Ц чему оп€ть-таки способствует правило неукоснительной предварительной исповеди перед причащением.

¬ этом улучшении качества исповеди, думаетс€, наша важнейша€ забота сегодн€ (и слава Ѕогу, что нас призвали об этом сегодн€ в ÷еркви думать и говорить). ¬ том, чтобы она не была формальной, поверхностной, но живой. Ќам нужно не расхолаживать народ православный в его отношении к “аинству пока€ни€ и высшему “аинству ѕричащени€, а, напротив, призывать лучше исповедоватьс€ и вс€чески помогать в этом. ѕризывать наших прихожан на исповеди действительно просить у Ѕога прощени€ за свои грехи, учитьс€ видеть их, учитьс€ ни в чем себ€ не оправдывать, но быть построже к себе Ц тогда, может, кое-что и увидим за собой, и почувствуем, и по€витс€ потребность ка€тьс€ даже чаще, чем причащаемс€, Ц однако с пониманием относ€сь к возможност€м св€щенников. “о есть, как и во всем: идти не назад, а вперед. ”читьс€ на исповеди не многословить, не рассказывать историй со многими подробност€ми, не впутывать в свои грехи других людей, тем самым стара€сь себ€ оправдать. Ќе осуждать других, прибавл€€ себе на исповеди новых грехов. Ќе путать исповедь с приемом у врача (болезни Ц не грехи, но следствие грехов). Ќе хвалитьс€ на исповеди в том, что ты выполн€ешь, но просить у Ѕога прощени€ за соде€нное, действительно облича€ себ€. ¬от важнейша€ общецерковна€ задача дл€ нашего времени, дл€ исправлени€ наследи€ советских времен. Ќедаром богоборцы в советское врем€ стремились насадить так называемую Ђобщую исповедьї, без общени€ св€щенника с пасомым. Ќо и им, видно, не приходило в голову отменить исповедь совсем, хот€ бы частично, Ц так зачем же в наше врем€ стремитьс€ их в этом превзойти?

„тобы подвигнуть себ€ на насто€щую исповедь, нужно усилие. Ѕез усили€, без Ђсамопосрамлени€ї (св€титель ‘еофан «атворник) исповедь не приносит той пользы, которую получает душа искренне и чисто кающегос€.

¬р€д ли возможно и механически накладывать правило подготовки к причащению дл€ мир€н на то же правило дл€ духовенства, поскольку остальные обсто€тельства в ÷еркви у них слишком разные. ¬ частности, мир€нин всегда имеет возможность исповедоватьс€ перед причащением, а св€щенник Ц далеко не всегда.

 стати, принима€ исповедь, св€щенник тоже каетс€ перед Ѕогом Ц он слышит, в чем каютс€ его прихожане, и они ему невольно напоминают о его грехах, иногда показыва€ батюшке хороший пример строгости к себе.

≈сли мы, св€щенники, будем усерднее помогать прихожанам лучше исповедоватьс€, почаще будем говорить проповеди перед исповедью, то и сами будем при этом чаще ка€тьс€ перед Ѕогом. ¬едь когда напоминаешь прихожанам о грехах, то говоришь на основании своего личного опыта, иначе это будут общие слова.

»звестный лаврский старец схиархимандрит ѕантелеимон (јгриков) говорил пастыр€м:

Ђ»споведь должна быть, как проповедь, а проповедь Ц как исповедьї.

„то он имел в виду?

¬озможно, то, что “аинство исповеди Ц удобна€ возможность дл€ св€щенника дать кающемус€ индивидуальную положительную программу: как жить, как поступать именно ему так, чтобы избегать тех грехов, в которых он каетс€. Ёта сокровенна€ индивидуальна€ проповедь, произносима€ при особенном внимании к слову св€щенника, Ц сильное пастырское средство.

” людей, слава Ѕогу, есть потребность в исповеди. ¬ том, чтобы их выслушали до конца, не торопили, не обрывали. ”слышать совет, сказанный тебе лично, по твоей ситуации. ќни приход€т иногда исповедоватьс€ и без причасти€.

ј Ђпроповедь как исповедьї Ц это, возможно, о том, что всему храму говорить о грехах удобнее, не риску€ вызвать внутреннее ответное сопротивление кающегос€.

„то касаетс€ —ветлой седмицы, когда мы призываемс€ причащатьс€, но когда отменен пост, то и ради этих дней не стоит отмен€ть общее правило исповедоватьс€ каждый раз перед причащением. Ќе только дл€ того, чтобы принести пока€ние в тех промахах, которые мы допускаем и на —ветлой седмице, и, может быть, не меньше, чем в другое врем€ года. Ёто врем€ не простое, здесь и искушени€ бывают, здесь важно духовно не расслабл€тьс€, чтобы не потер€ть то, что приобрели трудами ¬еликого поста. Ќачинает иногда сказыватьс€ и уменьшенное молитвенное правило, и краткость богослужений, и отсутствие постных дней, обильные столыЕ ƒо этого нас поддерживала аскетика ¬еликого поста, а теперь началс€ своего рода экзамен: чему мы научились, можем теперь сами себ€ ограничивать? ¬едь дл€ того был ¬еликий пост Ц чтобы мы духовно подросли, стали духовно свободнее. –аботали √осподеви со страхом Ц а теперь можем радоватьс€ ≈му с трепетомЕ “ак что и в эти дни тоже нужно внимание к своей внутренней жизни, есть и в эти дни, в чем нам ка€тьс€.  роме того, исповедь нужна в эти дни дл€ того, чтобы не пос€гать на главное правило Ц а это очень важно.

“о есть, поскольку ѕравослави€ нет без постов и пока€ни€, хорошо бы, сократив их в определенные дни перед причащением до минимума, всЄ же не отмен€ть их совсем ни в один день года.

Ќаши старшие духовные наставники благословл€ли и на —ветлой седмице перед причащением хот€ бы обозначить пост: либо воздерживатьс€ от скоромной пищи накануне вечером, либо не вкушать в день перед ѕричастием м€са (то есть сама€ перва€ ступень поста).

ƒа, разрешаетс€ не поститьс€ на —ветлой. Ќо апостол ѕавел сказал: Ђ¬сЄ мне позволительно, но не всЄ полезної (1  ор. 6: 12). –азговл€тьс€-то лучше осторожно. “ак что нам можно позаботитьс€ и о здоровье прихожан. ќрганизм отвык от скоромной пищи за семь недель. „то-то не слышно было от врачей, чтобы кто-то умер от поста, а вот после разговлени€, говор€т, в больницы поступают недавние постники. Ќу, съели по пасхальному €ичку, по кусочку кулича, пасхи Ц уже и разговелись, можно об этом не волноватьс€. Ќо Ђиз принципаї есть всю неделю одно скоромное, Ђпоскольку можної, даже и перед причащением?..

’отелось бы, чтобы народ Ѕожий сознательно относилс€ к церковным правилам. Ќе бежал от поста, как советуют не пост€щиес€ врачи, а шел ему навстречу, любил его, считал своим другом. Ѕыл бы не как школьники, которые ни в коем случае не выучат больше, чем задали, а если выучат, то расстро€тс€. Ќе как рабы, а как сыны. ѕо слову —пасител€: ЂЌе человек дл€ субботы, а суббота дл€ человекаї. „тобы самим хотелось трудитьс€ над душой своей.

ћир€не хорошо знают, что поститьс€ перед причащением обычно полагаетс€ три дн€. » поскольку они, как показывает опыт, сами Ђуспешної сокращают это правило, то лучше их не расхолаживать. ≈сли Ђофициальної разрешить говеть в течение года один день, то может получитьс€, что и от этого дн€ ничего не останетс€. Ќыне, сокраща€ правило самовольно, они все-таки каютс€ в этом, у них есть пока€нное чувство, которое нам нужно иметь всегда, а тем более приступа€ ко —в€той „аше.

Ќа традиционные требовани€, к которым люди привыкли, они не ропщут. ќни, может, и не примут нововведений, если, не дай Ѕог, таковые будут объ€влены Ђнормойї. “ак уже было с обновленцами, которые вроде бы шли Ђнавстречу народуї (под давлением богоборческой власти), а народ от них отошел.

Ёто важна€ духовна€ проблема Ц то, что у многих из нас образовались свои Ђмолитвенные правилаї, свой личный Ђцерковный уставї.  то поститс€ только ¬еликим постом, кто Ц только первую и последнюю его неделю, кто на всенощное бдение не ходит, а кто Ц приходит только на помазание, кто утренние молитвы читает, Ђкогда успеваетї, а вечерние Ц не читает вовсе, Ђпоскольку к вечеру устаетїЕ ≈сть и Ђсвой богослужебный уставї: сокращени€ богослужений, молебнов, чинопоследований совершени€ “аинствЕ Ёти самочинные, но твердо укоренившиес€ Ђправилаї очень мешают нам двигатьс€ по духовной лестнице. ћы к ним привыкаем, перестаем в них ка€тьс€, забываем возвращатьс€ к тому, как было от начала, Ц как учит нас —ам √осподь. Ќа вопрос, позволительно ли разводитьс€ с женой, ќн ответил, как мы знаем, четко, раз и навсегда: ЂЌетї. Ђ„то убо ћоисей заповеда дати книгу распустную и отпустити ю?ї Ц возразили ≈му. Ђћоисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены ваша, изначала же не бысть такої, Ц ответил √осподь (см.: ћф. 19: 3Ц8). ќдно дело Ц заповедь, правило, устав, а другое Ц наше жестокосердие.

–азумеетс€, мы идем на послаблени€ дл€ прихожан Ц но они должны оставатьс€ в их понимании исключени€ми, в которых нужно ка€тьс€, а не превращатьс€ в правила. “о есть авторитет и незыблемость церковных правил поддерживают в нас пока€нное чувство. ѕравило должно быть стимулом к духовному росту. ѕо образному выражению ¬.—. Ќепомн€щего из его выступлени€ 1994 года, не нужно лестницу класть горизонтально Ц она должна вести вверх. Ќе снисходить к немощам людей, а призывать их к совершенствованию.

“вердость правил не мешает икономии. Ќапротив, икономи€ опираетс€ на правила, без них ее нет.

—хиархимандрит ѕантелеимон говорил:

ЂЌе дай Ѕог, если кто-нибудь уйдет от вас не причащенным или не окрещеннымї.

“о есть не отказывать в причащении или крещении, но если человек плохо подготовлен, наставить, прин€ть его пока€ние Ц и все-таки причастить и окрестить. ј вдруг он во второй раз не придет? “акие случаи, прости √осподи, увы, бывалиЕ –азве это не большее зло, чем нарушение правила?

ћожно идти на снисхождение и дл€ детей, и дл€ взрослых Ц лишь бы им была духовна€ польза, но не расслабление, не привыкание к Ђдуховному минимализмуї. ¬ эту сторону опасно двигатьс€. ќтступать и так некуда, враг не собираетс€ отступать, его победы мы все хорошо видим.

≈сть проблема формальной исповеди: лишь бы только получить возможность идти причащатьс€?

≈сть, конечно. » у взрослых, и у детей. Ќо и это говорит о том же: о необходимости совершенствовани€ качества исповеди, но не отмены ее об€зательности.

ѕротивники правила исповеди перед причащением говор€т о том, что прихожане, которые часто причащаютс€, высказывают недоумение: мол, на исповеди приходитс€ говорить об одном и том же.

Ќу, так что? ћы и молитвы читаем одни и те же, и службы у нас повтор€ютс€, и умываемс€ одинаково много раз в день Ц так что же, не молитьс€, не умыватьс€?

ћы каемс€ не в новых только, а во всех совершЄнных нами к моменту исповеди грехах, до конца Ц тогда это будет чиста€ исповедь: Ђјще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имашиї.

Ќам что, нужно дожидатьс€, когда мы совершим какие-то новенькие, свежие, оригинальные грехи Ц и тогда будет смысл ка€тьс€? »ли нам нужно об€зательно получше споткнутьс€, а то и упасть побольнее, чтобы у нас по€вилось Ђжелание исповедоватьс€ї? ј может быть, чтобы не шлепатьс€ в греховную лужу так €вно и мерзко, что даже самому будет невыносимо противно, именно дл€ этого исповедоватьс€ как можно чаще, посто€нно, даже и профилактически, вою€ со всеми своими грехами, не разбира€, новые они или старые, те, которые только, может, затеплились в нашей грешной душе, или те, которые живут в ней посто€нно? “ак почему же не посто€нной должно быть и пока€нное чувство, почему не посто€нной должна быть исповедь? ћожет, ты, исповеду€сь в одном и том же, наконец-то разозлишьс€ на эту повтор€емость и лучше будешь боротьс€ с этими грехами, а не считать их чуть ли не Ђнормойї?

Ќет, не отмен€ть нужно исповедь, если приходитс€ ка€тьс€ в одних и тех же грехах, но, напротив, тут-то и нужна более глубока€ исповедь, в том числе и в том, что человек духовно не совершенствуетс€, не избавл€етс€ от грехов, с вы€снением причин, которые ведут к такому печальному топтанию на месте.

Ќадо от повтор€ющихс€ грехов отставать, а не от исповеди.

≈сть грехи, греховные страсти, с которыми нам приходитс€ боротьс€ всю жизнь Ц и, может быть, они самые пагубные, самые трудноискоренимые. “ак что же, в них и не ка€тьс€? ћежду тем важнейшим оружием борьбы со страст€ми и греховными навыками €вл€етс€ именно исповедь.

Ќе такие уж они Ђодни и те жеї, наши грехи, если к ним пригл€детьс€, если не сводить исповедь к перечислению греховных страстей, в разной степени общих всем люд€м, но быть внимательнее к собственной, вполне конкретной духовной жизни.

¬от как раз когда человек считает, что можно обойтись без исповеди, что она дл€ него лишн€€, да еще без исповеди идти причащатьс€, хот€ св€щенник каждый раз призывает приступать к великому “аинству со страхом и верою, Ц вот тогда-то она ему уж точно нужна.

ј мысль о том, что, мол, Ђу мен€ маленькие грехи, больших нетї, Ц это не причина отказыватьс€ от исповеди. —в€тые отцы отвечают на вопрос о том, какой грех самый большой, так: тот, который мы считаем самым маленьким. ¬ духовной жизни нет мелочей. Ћюбой грех отдел€ет нас от Ѕога.

» диавол ходит Ђрыка€й, €ко лев, ищ€й кого поглотитиї. Ќо ходит очень осторожно и коварно, рыка€й бесшумно. ќн ненавидит пока€ние и исповедь Ц и не устает боротьс€ против них в наших помыслах и дискусси€х.

ѕока€нное чувство, сознание своей греховности Ц это соль, котора€ бережет нас от духовного гниени€, от гордыни. »мейте соль в себе Ц это и о пока€нии.

—в€той праведный »оанн  ронштадтский советовал св€щенникам: ЂЌе привыкайте служитьї. ј к мир€нам можно эту мысль отнести так: ЂЌе привыкайте причащатьс€ї. ѕри отсутствии об€зательной исповеди привыкнуть легче.

„ем лучше мы готовимс€ к этому “аинству, тем больше пользы нашей душе, да и телу.

¬ ѕоследовании ко —в€тому ѕричащению известный старец протоиерей “ихон ѕелих особенное значение придавал 4-й молитве Ђяко на —трашнем “воем и нелицеприемнем предсто€й судилищи, ’ристе ЅожеЕї Ц самой пока€нной. ’орошо бы она была во всех молитвословах.

—лишком высока, непостижимо высока и таинственна св€тын€ “ела и  рови ’ристовых, причащени€ которых недостоин ни один смертный, чтобы перед прин€тием —трашных ’ристовых “аин мы по любым причинам пренебрегали необходимостью очистить свою совесть пока€нием, да не в суд или осуждение будет прин€тие великой св€тыни.

—в€щенник Ќиколай Ѕулгаков,
насто€тель храма ƒержавной иконы Ѕожией ћатери в г. ∆уковском

1 окт€бр€ 2013 года

—мотри также:
 омментарии читателей
2014-03-25
08:24
≈лена:
ƒорогой батюшка!!! ƒа даст вам √осподь здоровь€ на долгие-долгие годы за то, что вы стоите за чистоту нашей веры!!!! аждому вашему слову сердце вторило "да" и "аминь"!!!! √осподи, спаси и сохрани батюшку!!!!!
2013-11-08
15:23
Ћеонид:
ћарина писала:
Ђ≈сли отмен€т исповедь перед ѕричастием, € к „аше не подойдуї.
ј почему вы к „аше готовы подходить только после об€зательной исповеди? ”ж не потому ли что после исповеди считаете себ€ достойной, очищенной от всех грехов? ¬ы не забыли, что как не исповедуйс€, все равно останешьс€ не достойной ѕричасти€? Ќе верите? “огда вспомним молитвы ко —в€тому ѕричащению. ѕерва€ молитве св. ¬асили€ ¬еликого есть слова: Ђѕричащение пречистых и животвор€щих “айн “воих да не послужит мне в осуждение, и да не сделаюсь € от недостойного причащени€ немощным душой и теломї.
¬о второй молитве св. »оанна «латоустого есть слова: Ђ√осподи Ѕоже мой! «наю, что € недостоин и не пригоден, чтобы “ы взошел под кров дома моей души, потому что он Ч пуст и повалилс€, и не найдешь во мне места достойного, чтобы преклонить головуї.
5-€ молитва св. ¬асили€ ¬еликого начинаетс€ словами: Ђ«наю, √осподи, что € недостойно причащаюсь пречистого “воего “ела и честной “воей  ровиЕ.ї ћарина, может вы этого не знали? ћожет, вы другими молитвами молитесь? ≈сли не другими, и вы понимаете смысл этих молитв, тогда ответьте: почему ќЅя«ј“≈Ћ№Ќј исповедь непосредственно перед ѕричастием? —в€тые отцы ÷еркви, наверное, не просто так не указали в церковных догматах такое правило.
 онечно, если вы после исповеди считаете себ€ достойной ѕричасти€, тогда, если отмен€т исповедь перед ѕричастием, к „аше можете не подходить.
2013-11-06
14:09
ћихаил:
»споведь перед причащением Ц всегдаї - это, простите, из какого церковного догмата?
ѕолагаю, правильный ответ знают все православные св€щенники. ѕравильный ответ Ц не из какого, потому что нет такого догмата. ј есть только традици€. ј не следование традици€м не €вл€етс€ грехом. » почему сторонники традиций об этом умалчивают?
≈ще цитата из статьи: Ђ¬озможность частого исповедани€ Ц это, конечно, драгоценна€ возможность дл€ мир€нинаї.
ƒа конечно это так но при условии, что исповедь добровольна€. ≈сли исповедь сделать об€зательной перед ѕричастием, то это уже не таинство, а пропуск к ѕричастию, без которого не причаст€т.
2013-10-29
16:01
ћарина:
≈сли отмен€т исповедь перед ѕричастием , € к „аше не подойду. —лава Ѕогу наши приходские батюшки строго след€т за тем, что бы к „аше без исповеди не подходили и объ€сн€ют новоначальным, что это страшный грех! “ак, что в насто€щее врем€ "неообновленцы" в меньшинстве, но это пока...
2013-10-17
23:57
Ќ.Ќ.:
¬италий:
ƒл€ Ќ.Ќ.:

1. ’рам ”ѕ÷ ћѕ.
2. Ќет духовника
3. 15 лет

"¬от ¬асили€ ¬еликого знаю, »оанна «латоустого знаю, а отца ¬ласи€ не знаю!
ј насчет неофитства: в ¬аших устах это звучит как "дурак". “ак может расскажите, что надо закончить дл€ того, чтобы не быть дураком? »ли может справку получить у ÷ерковных властей, что не дурак?"

—пасибо. „то нет духовника - жаль... ”ѕ÷ - тогда не мудрено, что о. ¬ласи€ не знаете. Ќет, вовсе не дурак - (это ¬ы сами придумали!), а опыта ещЄ недостаточно... Ќе надо справку, лучше молитесь Ѕогу, чтобы ќн ¬ам хорошего духовника послал... ћне искренне хочетс€ предостеречь всех, кто не упорствует, а пока что заблуждаетс€. Ќо ¬аше право не обращать на это внимани€ - ¬ам жить, ¬ам и выбирать: вольному - вол€, а спасЄнному - рай... есть и така€ пословица. ƒа поможет ¬ам √осподь.
2013-10-15
13:49
≈лена:
–одные мои!
Ќе спорьте так громко ) и не отпускайте колкости друг другу, каждое слово и каждый помысел взвешивают “ам и за каждое слово ответим об€зательно.
—только тут ¬ы друг на друга опрокинули, ой-ей...»спугайтесь. Ѕегом на исповедь, бегом искать духовника у кого нет...
¬се мы неофиты - дети - по-своему своенравному поведению, даже и те, кто 20 лет и более ходит в храм.» об этом старцы писали. ѕросто опыта поболе, но ведь и опыт этот - милость Ѕожи€, что пораньше других в храм пришли.
 то мы такие, чтобы писать так дерзко и непочтительно - √урь€нов, ≈фрем с јфона - прости √осподь, мен€, что цитиру€ своих - повтор€ю их ошибку -отсутствие вс€кого благоговени€ перед отцами такой духовной высоты...
 аноны читать- каждый раз в помощь душе, грехи вспоминаешь, настраиваешьс€ как камертон. ѕоследование - св€тые слова св€тых молитвенников.  то мы такие, чтобы хоть одно подобное слово родить?
„итать книги хорошо, но духовника искать надо, это процесс удивительный и полный чудес.  то-то будет годами искать, примериватьс€ - будет ли доверие обоюдное, а кому-то √осподь сразу отца духовного пошлет по еого устройству.
ѕросить надо милости Ѕожией.
≈сли “аинство исповеди "задокументируют" - на это будет вол€ Ѕожи€, ≈го попущение.
2013-10-13
15:51
ѕочти старуха:
—тать€ великолепна€.ѕричаститьс€ - прин€ть “аинство церковное. Ётим все сказано. ƒумаетс€ мне , надо кротко прин€ть. ак по€витс€ кротость? ѕрости обиду, помолись. » на исповеди скажи. ротким и добрым быть - така€ наука, что не сразу научишьс€.ќбычно начало хорошо идет, легко. ѕотом со скрипом, с гор€чностью, перебо€ми и злостью. “ак бывает. Ќового в этом нет. ѕричастие важнее , чем споры. —в€щенники пусть решают. ” мен€ опыт такой: один батюшка перед причащением велел поститьс€ семь дней, что € и выполнила. ƒругой батюшка велел поститьс€ 2-3 дн€, что у мен€ тоже получилось. “ретий батюшка был так зан€т, что не успел исповедовать, и спросив, готовились ли к ѕричастию- велел причаститьс€ пр€мо без исповеди. „то и сделала.
÷ерковь знает. √осподь √лава ÷еркви, всЄ управит.
ѕомощи Ѕожией всем!
2013-10-12
20:31
ёли€:
»звините, что не прочла все комментарии, но € уверена что нововведени€ коснутьс€ будущих поколений, то есть детей. ћы с ¬ами взрослые люди, кое- что уже осмыслили в этой жизни, а кака€ вера достанетс€ нашим дет€м?  ак у католиков или как у греков?   чему все это? ѕравославие хот€т подкосить изнутри.
2013-10-11
11:13
Ќатали€:
—танислав, вообще то перечень приведенных молитв и правил € привела не в качестве - количества, а в качестве примера, как многим люд€м, чтобы подойти к „аше, совесть просто просит эти молитвы. Ёто ѕравило-  ј  ѕќћќў№   —ћ»–≈Ќ»ё —≈–ƒ÷ј » ќ„»ў≈Ќ»ё ≈√ќ ќ“ —”≈“џ. ( если не автоматом их вычитываешь) », вообще-то, к „аше подход€т со смирением, а не с бунтом и знанием "своих прав".
∆аль, что ваши сердца- —танислава, —лавы, ¬итали€ и др, закрыты и только бунт в голове и четкое желание продвигать "свои" нововведени€.
“рагеди€ 1917г у нас произошла, € думаю, как раз из-за того, что "дух бунтарский" завладел умами большего количества людей, желающих продвигать "свои права", мен€ть все - от устоев до ”става.
», вообще, что вам всем мешает ходить на ѕричастие не вычитыва€ ѕравил?  то мешает? —овесть? »ли боитесь на себ€ брать ответственность за себ€? ’отите, чтобы и все люди, даже не знающие, замарывались грехом и по не знанию ѕричащались в осуждение?
—танислав, пожалуйста, не передергивайте! я, русска€, и мне не стыдно за это, € чту пам€ть своих предков, и больше довер€ю им, чем современным де€тел€м, а поклон€юсь €, действительно √осподу Ѕогу нашему, тут вы правы. „тить, уважать, довер€ть-это одно, а поклон€тьс€ это другое. ≈сть еще слово- преклон€тьс€, ну вот тут, € скорее не перед кем не преклон€юсь.
–еб€та- —танислав, —лава, ¬италий, —ветлана - а вы вообще хоть раз ѕричащались? »ли вы просто "продвигаете"?
ѕростите ’риста ради, —паси ¬ас √осподи!

2013-10-10
23:18
¬италий:
ƒл€ Ќ.Ќ.:

1. ’рам ”ѕ÷ ћѕ. ј город и вч есть кого ¬ам ничего не скажет.
2. Ќет духовника, и поэтому спасаемс€ по книгам, как старцы предрекали: читаем, думаем, анализируем, хот€ лично ¬ы против этого.
3. 15 лет

¬от ¬асили€ ¬еликого знаю, »оанна «латоустого знаю, а отца ¬ласи€ не знаю!
ј насчет неофитства: в ¬аших устах это звучит как "дурак". “ак может расскажите, что надо закончить дл€ того, чтобы не быть дураком? »ли может справку получить у ÷ерковных властей, что не дурак?
2013-10-09
23:48
—танислав:
Ќаши предки с поклонением обр€ду и причастием одни раз в год. допустили революцию. Ќе поклон€йтесь Ќаталь€ правилам они мен€ютс€ врем€ от времени. ѕоклон€йтесь лучше Ѕогу единому в “роице.
я вообще прихожу к выводу что надо с духовником решать. ќдни говор€т: √урь€нов советовал раз в 2 недели, ≈фрем с јфона говорит чаще, при соответсвующих услови€х молитвах, не сильных постах. —амое главно друзь€ надо слышать друг друга и не анафематствовать сразу, не видеть в ваших ближних врагов. ¬се спасутс€ вокруг мен€, а € по грехам в ад попаду.
ѕростите мен€ за резкость, может кого обидел.
2013-10-09
21:24
Ќатали€:
¬италию, —лаве, —ветлане
"...люди разные есть в нашей ÷еркви - от южных гор€чих до северных спокойных, под одно правило (именно о правиле исповеди перед ѕричастием) не подведешь."
Ќу тут уже точно лукавство! ¬италий, вы боитесь гор€чных людей южных, их бунта? Ёто христиан православных осетин, абхазцев? Ѕратьев по ¬ере нашей? ј как же они смогли просуществовать без ¬јЎ≈… о них заботе, причащались, исповедались две тыс€чи лет и все без ¬ашей "вселенской" заботе о их спокойствии! –еб€та, вы думаете что любить и заботитьс€ о всех люд€х можете больше, чем сам √осподь наш? ѕредупреждали нас наши предки - чтобы ничего не мен€ли в правилах, уставе ÷еркви нашей, ’ранили ¬еру нашу ѕравославную! “ак будьте любезны- исполните волю своих предков, которые были почище нас с вами, и создали –оссийскую империю. ј мы страну не сохранили , так еще и в ÷ерковь лезем, своими ручками мутными. √осподь нас будет всех судить, и каждый будет отвечать только за свои грехи, поэтому ложное самомнение о себе что ты в ответе за народ от севера до юга- это от гордыни. Ѕатюшка —ерафим —аровский учил - спасайс€ сам- а потом возле теб€ другие спасутс€! “ак что, реб€та, надо начинать с себ€ , со смирении своего сердца, а потом уже Ђновый мир строитьї, если Ѕог даст!
ѕростите ’риста ради!
2013-10-09
21:22
Ќатали€:
¬италий, —лава и —ветлана!
"... ранее исповедь до причасти€ была негласным законом. » многие по-разному ему следовали и это вызывало некоторое смущение у народа Ѕожьего. “еперь же хот€т оформить это в виде документа! “ќ есть статус уже другой и из-за этого людей, которые начнут кричать "¬ы неправильно готовитесь ко ѕричастию", будет больше! Ёто вызовет, по моему мнению, еще больше раздрай в ÷еркви."
"≈сть установлени€ человеческие а есть каноны есть устав церкви мы его нигде не нарушаем. ј размышл€ть мы имеем право, слышите? ј показывать не соответсви€ мы имеем право.ї
ѕр€мо так все это знакомо, пр€мо до мурашек по спине? Ѕольшевизм сплошной, революцией пахнет! ƒа, бунт уже и в сердце поселилс€ у реб€т, печально, рушить все, саблей махать и главное -с заботой о люд€х!!! “ака€ забота о "смущении народа", такое точное знание "своих прав"!!! — таким бунтом и с таким знанием своих прав к ѕричастию? и всех сметем на свете??? –еб€та, очнитесь. ѕритча о званом ужине- все были приглашены к ужину званному, но когда √осподь вышел- что сказал? что были люди и не в царской одежде и их, недостойных, слуги прогнали. “ак и „аша на ѕричастии- идите все, но дл€ вашего же спасени€ вам говор€т- идите приготовленными, во смирении, чтобы было ¬ам ѕричастие во —лаву Ѕожию, а не в осуждение!. –еб€та- не все ѕричастники сподоб€тс€ ѕричасти€, есть и в осуждение. ј у вас в сердцах- сплошна€ бур€ и м€теж- знаете от кого м€теж?

2013-10-09
19:53
Ќ.Ќ.:
¬италий:
ƒл€ Ќ.Ќ.:
¬ам кажетс€!
"ƒавайте посмотрим на всю ситуацию: ранее исповедь до причасти€ была негласным законом. » многие по-разному ему следовали и это вызывало некоторое смущение у народа Ѕожьего"...

¬италий, можно, задам ¬ам 3 вопроса?

1. ѕрихожанином какого храма ¬ы €вл€етесь?
2. ≈сть ли у ¬ас духовник?
3. —колько лет ¬ы воцерковлены - больше 20 или меньше?
ќчень ¬ас прошу, ответьте, только „≈—“Ќќ.
Ќикакого любопытства здесь нет... ’очетс€ пон€ть.
Ќапример, смысл 3-его вопроса в том, что, если ¬ы воцерковлены менее 20лет, то, как говорили старые св€щенники и как считает ныне здравствующий о.¬ласий (он-то дл€ ¬ас авторитет?) - ¬ы Ќ≈ќ‘»“. ¬ывод делайте сами.
2013-10-09
19:12
—танислав:
ƒл€ Ќатальи вы пишете:" вот ¬ам, ваша совесть позволит подойти к ѕричастию, не вычитав ѕока€нный  анон ко √осподу, или к ѕресв€той Ѕогородице или ко јнгелу ’ранителю? »ли на сытый желудок, без поста? ј есть люди , так они и без дополнительно вычитанного јкафиста к »исусу —ладчайшему не смогут подойти, совесть пускать не будет!"
 олличество молитв не вли€ет на их качество, как приводит ƒаниил —ысоев в древней апостольской церкви колличество молитв оставалось на совести христианина.( нига о ѕричастии как часто можно причащатьс€).
"—ердце чисто сожижди во мне боже и дух прав обнови в утробе моей. ....∆ертва Ѕогу дух сокрушен сердце сокрушенно и смиренно Ѕог не уничижит(50 псалом)"
ѕо вашему Ќаталь€ жертва Ѕогу -изр€дно колличесвто молебнов и правил. Ќе вычитал- не угоден Ѕогу, Ѕог накажет.
ѕо мне, так это логика фарисе€.
2013-10-09
18:58
—лава:
ƒл€ Ќ.Ќ.: √осподь с вами кто дл€ вас готовит гулаг? уж не € так это точно и не либерал € никакой. ѕросто вы вашу точку зрени€ продвигатее и не хотите прин€ть доводу другие, есть батюшки, есть старцы с јфона кто по другому думает и считает нужным поступать. Ќет у вас все враги, задумайтесь какой у вас образ мышлени€?
ѕохоже с вами бесполнезо гворить контрпродуктивно. вы тот час запишете в обновленцы и ничего слышать не хотите. Ќу чтож пусть пройдет врем€ и остынут гор€чие головы.
2013-10-09
12:13
¬италий:
ƒл€ Ќ.Ќ.:
¬ам кажетс€!
ƒавайте посмотрим на всю ситуацию: ранее исповедь до причасти€ была негласным законом. » многие по-разному ему следовали и это вызывало некоторое смущение у народа Ѕожьего. “еперь же хот€т оформить это в виде документа! “ќ есть статус уже другой и из-за этого людей, которые начнут кричать "¬ы неправильно готовитесь ко ѕричастию", будет больше! Ёто вызовет, по моему мнению, еще больше раздрай в ÷еркви.

ѕредлагаю оставить все как есть: в любом случае этот момент останетс€ за пастырем - кому и как готовитс€, тк лучше него вр€д ли кто знает прихожан.

зы и задумайтесь: люди разные есть в нашей ÷еркви - от южных гор€чих до северных спокойных, под одно правило (именно о правиле исповеди перед ѕричастием) не подведешь.
2013-10-09
11:59
Ќ.Ќ.:
—лава:
ƒл€ Ќ.Ќ.: реб€та в песочнице играют.
¬ы берет на себ€ власть судить...

јга, похоже в точку попала...
Ѕоже сохрани, судить никого не собираюсь: рассуждаю, мнение высказываю... ћожно? »ли только себе и ¬ам подобным позвол€ете?
„то, √”Ћј√ уже дл€ нас планируете организовать, господа либералы? Ќе боимс€... "ѕережили голод - переживЄм и изобилие".
2013-10-08
17:11
—ветлана:
—лава:јминь.
2013-10-08
14:18
—лава:
ƒл€ Ќ.Ќ.: реб€та в песочнице играют.
¬ы берет на себ€ власть судить. ” вас логика как у сталинистки: кто не снаами тот против нас.
¬ыше тема про причастие почитайте мнение афонитов: старца ≈фрема. ¬сегда монахи јфона были образцами хран€щими православную веру избегающими крайностей.
ƒай вам бы власть так половину бы христиан вы в гулаг сослали бы. ¬ашими суждени€ми сами рискуете попасть туда.
≈сть установлени€ человеческие а есть каонны есть устав церкви мы его нигде не нарушаем. ј размышл€ть мы имеем право, слышите? ј показывать не соответсви€ мы имеем право.

2013-10-08
12:45
Ќатали€:
—ветлана, скажите, вот ¬ам, ваша совесть позволит подойти к ѕричастию, не вычитав ѕока€нный  анон ко √осподу, или к ѕресв€той Ѕогородице или ко јнгелу ’ранителю? »ли на сытый желудок, без поста? ј есть люди , так они и без дополнительно вычитанного јкафиста к »исусу —ладчайшему не смогут подойти, совесть пускать не будет! ” каждого свое мерило совести, но нам старцы советуют- как нужно подходить к „аше, со смирением. ј смирение получаетс€ через труд. ¬ы выполнение этих требований- вычитывание  анонов- примите со смирением, когда вычитываете, не вычитывайте автоматом- а так, как јнтон —урожский учит молитьс€- чтоб каждое слово через сердце проходило- и слезами омоетесь в пока€нии перед √осподом, легче станет. —овесть в сердце, а бунт против ѕравил в голове. —ветлана, или вы думаете что, все кто к „аше подходит- все ѕричащаютс€? √де то читала, что одной маленькой девочке было дано видение во врем€ ѕричасти€ - народу в ’раме было полно, а только единицы на самом деле ѕричастились. ѕеред недостойными- птичка подлетала и из ложицы тело √оспода забирала, они думали что ѕричастились, а на самом деле нет,а девочка все это видела. Ќе батюшки определ€ли- кто достоин ѕричасти€ или нет, а јнгелы сто€ли на страже, и им вр€д ли расскажешь про то что мы считаем каноническим или нет.
2013-10-08
01:47
Ќ.Ќ.:
¬италий:
..."зы Ќе призываю отказыватьс€ от »споведи ¬ќќЅў≈, но так же хочу заметить, что смысл Ћитургии - в ѕричастии, а не прийти посто€ть/помолитьс€/попеть/ и тд".

 очетковска€ практика! ќни даже пост у дверей храма ставили, в задачу которого входило спрашивать вход€щих, причащаетс€ человек или нет; если нет - могли и не пустить в храм! "прийти посто€ть/помолитьс€/попеть/ и тд".

јнтон, ѕавел, ¬италий, —танислав, —лава, ѕетр - вас объедин€ет одно: желание во что бы то ни стало »«ћ≈Ќ»“№ то, что на ваш взгл€д не правильно или просто вам не нравитс€. ¬аша задача на сайте - вбросить как можно больше сомнительных с православной точки зрени€ комментов и тем самым попытатьс€ "раскачать лодку"... —лучайность ли это?
–еб€та, ќ„≈Ќ№ ќѕј—Ќќ ’ќƒ»“≈!
2013-10-07
20:57
—ветлана:
Ќаталии. “о, что вы описываете под видом ”става ÷еркви, таковым вовсе не €вл€етс€. «апрещено исповедовать о врем€ Ћитургии, но практикуетс€ повсеместно. Ќе закреплено канонически читать все три канона ѕоследование, только традици€.ќб€зательно - только ѕоследование. Ќигде в поместных церкв€х и не слыхивали о 3-7 дневных постах перед ѕричастием, отцы греческой ÷еркви назвали это признаком упадка. Ћитурги€ - восхождение к Ѕогу в небесный »ерусалим, радость встречи со ’ристом и ничто не должно этому мешать. √осподь сказал, что суббота дл€ человека, а не человек дл€ субботы. ћною глубоко почитаемый јнтоний —урожский сказал, что в церкви немало людей бо€зливых, которые бо€тс€ что-то изменить. Ќикаких бетонных плит √осподь дл€ своих чад не придумывает, поскольку безмерно любит нас и хочет –јƒќ—“», понимаете –јƒќ—“» дл€ всех. ¬се бетонные плиты выдуманы кем-то другим и возможно все уже и забыли кем. ј ложное смирение никого ко ’ристу еще не привело.
2013-10-07
19:35
незаметна€:
’орошо сказано, ¬алерий!ѕравильно о. Ќиколай вразумл€ет- не бегите кое-как с грубой душой к ѕричастию. ј помедлите, на себ€ посерьезнее взгл€ните. может и грех вспомнитс€...
я в первый год присматривалась в храме, не понимала ничего. просто спокойно приходила на службы и слушала церковное. » вдруг стало легче и легче на душе, стала узнавать молитвы, сама стала пробовать молитьс€ дома, читать и изумл€тьс€ красоте и правде молитв. » к Ѕогу решила ближе подойти - то есть. исповедатьс€ и причаститьс€!
» нет в этом унижени€ достоинства, как некоторые в комментари€х говор€т. √лупенькие еще...).
2013-10-06
19:13
¬алерий:
»споведоватьс€ лучше на после вечерни(всенощной)намедни,а не во врем€ Ћитургии.
ј кому кажетс€,что это трудно,то постепенно налаживаетс€ православна€ жизнь,а не вдруг.ѕонемногу,по чуть чуть,и все получитс€, и не трудно покажетс€.ј сразу и вдруг захотите,то обломаетесь,огорчитесь на себ€ и на ÷ерковь,можете и веру в итоге потер€ть.Ћюбое дело требует постепенного учени€ и терпени€,усерди€.ј Ёто-тем паче!ƒело всей жизни.”дел€ете этому делу врем€ по вере,будет вера расти и врем€ найдЄтс€.Ќе будете тратить его на мелочи,на вс€кую ерунду.¬от увидите!

2013-10-06
19:11
¬алерий:
»споведоватьс€ лучше на после вечерни(всенощной)намедни,а не во врем€ литургии.
ј кому кажетс€,что это трудно,то постепенно налаживаетс€ православна€ жизнь,а не вдруг.ѕонемногу,по чуть чуть,и все получитс€, и не трудно покажетс€.ј сразу и вдруг захотите,то обломаетесь,огорчитесь на себ€ и на ÷ерковь,можете и веру в итоге потер€ть.Ћюбое дело требует постепенного учени€ и терпени€,усерди€.ј Ёто-тем паче!ƒело всей жизни.”дел€ете этому делу врем€ по вере,будет вера расти и врем€ найдЄтс€.Ќе будете тратить его на мелочи,на вс€кую ерунду.¬от увидите!

2013-10-06
13:28
Ќатали€:
—ветлана:
"ј этот батюшка давно ли сто€л в очереди на исповедь каждую литургию, и думал вместо молитвы о грехах и о том как бы успеть."
ƒа,хорошо было бы, если бы исповедь проходила вечером за ¬ечерней, или перед началом Ћитургии, во врем€ чтени€ „асов, ну и уж, в крайнем случае, во врем€ Ћитургии.
”меющему молитьс€ во врем€ Ћитургии,по своему смирению, наверно, не свойственно роптать о том, что он стоит в очереди на исповедь и боитс€ не успеть.
  сожалению, до такого смирени€ мне очень далеко, но стараюсь.
» что толку окружающих, пор€док в ’раме, ”став ÷еркви подстраивать под себ€, под то как удобно? Ќужно себ€ измен€ть.Ўирока и удобна€ дорога- в ад, а в рай- узка€ и неудобна€, со вс€кими преградами- типа посто€нных постов, еженедельным вычитыванием ѕравил и прочими "бетонными плитами". ћожет,как раз такими "бетонными плитами", √осподь нас от гордыни, нашей потаенной, избавл€ет и смирению учимс€?
јнтону:
’ристианин- это не тот кто только в ’рам ходит. ’ристианство это образ жизни по ’ристу и ≈вангелию
јнтон, мне это в монастыре на исповеди монах один сказал, а то тоже думала, что раз хожу- ну и хорошо, так что друзь€ твои лучше сразу пусть настраиваютс€ на изменение образа своей жизни )))
P.S Ќе к теме- но новость о настольной игре выпущенной к 700 летию —ерге€ –адонежского сразила наповал!Ёто что, теперь наши подвижники по клеткам скакать будут? „то за фарс! ¬ыгода превыше всего? хоть из ничего?
√осподи спаси и помилуй страну нашу и мен€ грешную за мое умничание!
2013-10-06
11:03
Ќиколай:
—в€щенники "работают" с теми,кто уже пришел в ÷ерковь.  ого привел Ѕог. Ќо приводит ќн через людей - учитель,врач,плотник,слесарь...  ак прп. јнтонию √осподь показывал сапожника,который превосходил его в смирении... “е,через кого √осподь приводит,€вл€ют апостольское св-во ÷еркви,они действительно часто превосход€т св€щенников(не благодать) нравственно,более того,последних и корм€т те,кого они привод€т в ÷ерковь,успева€ не только исполн€ть свои пр€мые об€занности,но и миссию слова Ѕожи€. √реческа€ ÷ерковь,к примеру, не признает,что рукоположение дает автоматическое право исповедовать. Ќеобходима духовна€ зрелость,доверие народа Ѕожи€ и особое благословение јрхиере€. ∆ивой и осознанной верой в Ѕога обладали новомученики и исповедники,остальные отправились строить коммунизм-атеизм. ’очетс€,что-бы –осси€ перед  онцом обрела подобную свободу чад Ѕожиих,осознав ответственность не только за свои души,но и свое јпостольство дл€ всех. »наче так и не преодолеем €зыческо-фарисейский садизм инструкций и форм,позвол€ющий сохранить власть и контроль над ввереной паствой,которые рано или поздно обернутс€ поклонением кому-то вместо ’риста.
2013-10-04
22:22
—ветлана:
ј этот батюшка давно ли сто€л в очереди на исповедь каждую литургию, и думал вместо молитвы о грехах и о том как бы успеть. ј ведь во многих храмах, что тут греха таить, так и происходит. ¬се в тороп€х, в попыхах, полно народа. “е, кто живут в монастыр€х и спокойно исповедуютс€ среди своей братии не поймут мир€н. ј три дн€ поста на деле превращаютс€ в четыре, итак - вечный пост. ћногие ли понесут это долго? Ёто превращаетс€ в полосу преп€тстви€ перед причастием дл€ многих. ƒа, плюс еще вечные три канона к ѕоследованию. » ничего нельз€ измен€ть, и ничего нельз€ опускать. Ќи-ни.ѕока€ние это хорошо, но не надо дл€ людей ставить искусственных преград перед „ашей. √осподь всех зовет и не требует того того и еще этого в об€зательном пор€дке.
2013-10-04
13:40
јнт:
ѕочитал о требовани€х к исповеди и причащению, и грустно стало. ќщущение, что придавило бетонной плитой. ћне из под такой не выбратьс€. я, конечно плохой христианин, но хот€ бы хожу в церковь, но мои друзь€ и знакомые, узнай они о таких требовани€х, даже и не дЄрнутс€ в сторону ÷еркви.
2013-10-03
23:31
—лава:
"недобрые намерени€, пожелани€? ј отсутствие добрых дел? ј самооправдание Ц даже такое вроде бы бесспорное: мол, € же не мог быть в двух местах сразу? Ќе мог, допустим, но пока€тьс€-то кто тебе мешает? Ѕыло бы желание. Ќет желани€? Ёто оп€ть-таки вопрос дл€ исповеди, дл€ пока€ни€: а почему его нет? ј не беспечность ли это? Ќе кроетс€ ли за этим гордын€-матушка, котора€ раньше нас родилась и всегда у нас за плечами ходит? ¬едь мы грешим, даже когда вроде бы делаем добрые дела (тщеславимс€ ими, осуждаем тех, кто их не делаетЕ).  огда молимс€, исповедуемс€, причащаемс€Е"
¬от вам перл батюшки о.Ќикоал€: кайс€ в отсутствии добрых дел. ј если они есть, то в наличии их и гордыни за них.
“ак батюшка самого ’риста бы уличил в гордыни.
Ёто все не исподведь, а самокопательство, пароди€ на нее.
 а€тс€ надо в том что обличает теб€ совесть а не выдумывать грехи! » называть самодонос исповедью.
2013-10-03
23:09
—танислав:
—в€щенник не папа римский, он грешный человек которого поставил Ѕог дал ему харизму служить ÷еркви.
≈сть соблазн читать себ€ избранным и спасенным уже потому, что ты св€щенник. ¬ статье наверно така€ лини€ прослеживаетс€, потому люди и говор€т.
ѕревозношение даром есть фарисейство.  аждый пусть себ€ сам провер€ет. Ќо когда фарисей учит то такому могут сказать люди: а ты сам исполнил что говоришь?
2013-10-02
21:27
ѕавел:
ј вы, батюшка, исповедаетесь сами перед каждым ѕричастием? ’ристос,ведь обличал фарисеев за то, что они накладывают на людей т€жЄлые бремена, а сами того не делают! Ќа обороте иерейского креста написано, что св€щенник должен быть образцом дл€ верных во всЄм. «начит, если св€щенник накладывает на прихожан какие-либо правила, то должен выполнить их сам! »наче, горе такому фарисею!
2013-10-02
20:49
Ќ.Ќ.:
јнтон:
..."»исус ’ристос всеми Ѕожьими силами старалс€ убедить »уду пока€тьс€ и не смог этого сделать"...

ѕросветите мен€, јнтон, где ¬ы такое вычитали. ј то € всю жизнь считала, что »исус ’ристос исполнил то, что ≈му надлежало исполнить, в т.ч. и по пророкам.

..."» ещЄ один важный момент настораживает мен€ лично - углубление бездны между клиром и прихожанами. ћы св€щенство - вы мир€не.(м€гко говор€ - некорректно)".

ƒействительно, некорректно. ¬о-первых, бездну нельз€ углубить, т.к. по определению она Ѕ≈« дна; во- вторых: мы - мир€не, а св€щенники - св€щенство,- может, так дл€ ¬ас лучше звучит? “олько по сути-то ничего не мен€етс€: пришли в церковь - выполн€йте еЄ устав, не преобразуйте  ј∆ƒџ… под —≈Ѕя. ¬от когда ¬ас рукоположат в св€щенники - тогда и будете на равных. ј сейчас, извините, кесарю - кесарево, а слесарю - ... своЄ.
2013-10-02
20:33
Ќатали€:
јнтон:
"»исус ’ристос всеми Ѕожьими силами старалс€ убедить »уду пока€тьс€ и не смог этого сделать."

”жас берет от этого. јнтон, вы сомневаетесь во всемогуществе √оспода нашего »исуса ’риста? „то √осподь не мог справитьс€ с проделками лукавого? ќткуда это в вас?
—корее всего действительно от вашего "в свободной воле каждого человека быть причастным ко ’ристу и понуждать себ€ идти через узкие врата" ¬ы надеетесь, что сами способны подойти к узким вратам? Ћюди спасаютс€ не сами по себе, а спасает людей √осподь, вид€ сердце человека и его стремление ко √осподу.
¬роде как то так, простите мен€ јнтон, может чем обидела ¬ас, но не по себе стало, что √осподь "старалс€ убедить »уду пока€тьс€ и не смог". Ќе приемлю этого!
ѕростите ’риста ради!
2013-10-02
18:33
—танислав:
Ќе согласен с мнением батюшки. »споведь еще не означает пока€ни€. ‘ормально записанные грехи на бумажке и поданные батюшке чтобы только благословил причаститьс€ все это фарисейство и лицемерие.
ѕотом на сколько, € знаю сами св€щенники не только не каждый день исповедуютс€, но и дай Ѕог раз в мес€ц два. ¬споминаютс€ слова —пасител€: "¬озлагают брем€ неудобоносимое, а сами пальцем не пошевел€т чтобы выполнить сие..."
ћне ближе такой образ человек идет на исповедь когда его совесть к тому подталкивает. ≈сли он исповедуетс€ раз в неделю или раз в две. “о нет смысла его загон€ть на исповедь
по правилу. Ёто будет формально. ƒа вообще тошно видеть как записки подают одни и теже где одно и тоже. „то вы думаете ценно такое пка€ние. ‘орма соблюдена, а дух нет-лицемерие.

2013-10-02
18:05
»горь,  иев:
—пасибо, отец Ќиколай, за статью!

ќдин лишь комментарий "из практики".

—лышал, как отец јндрей “качев рассказывал своей пастве (сам € из другого прихода):

≈сли вы нашего прихода, мы вас знаем, причащаетесь вы и исповедуетесь регул€рно - можно сделать и небольшое попущение - зачем п€ть раз на неделю-другую исповедоватьс€ -подходите к „аше Ѕ≈« исповеди, принимайте ƒары и "Ћекарство" чем чаще, тем лучше - хорошо бы на каждой Ћитургии...

 онечно, если у вас за период последней исповеди случилс€ "€вный грех" - исповедь необходима.

 ак по мне - позици€ достаточно верна€...
2013-10-02
15:07
–одион:
—паси и сохрани, √осподи, отца Ќикола€. "»споведь перед причастие - всегда!" - это постулат, кто с ним не согласен, тот сам себ€ направл€ет в погибель, внима€ умникам любующихс€ собой и размышл€ющих о том, что говорил ’ристос, чего не говорил, какие бывают мир€не более развитые в нравственном отношении св€щенников, какие св€щенники бывают не достойные. ¬се слова этих умников - пустой треп и самолюбование. ≈сть, конечно, среди таких и целенаправленные противники православи€, цель которых ввергнуть в блудоумие сомневающихс€ и колеблющихс€, слабых и нестойких в вере. √оворит нам —в€титель ‘еофан «атворник: "» тех кои умничают, много не слушай, ибо они пошли не знать куда", так и не будем прислушиватьс€ к умникам, ропотникам и противникам. Ќо более внимать будем иерею Ѕожию, а не врачу-протестанту.
р.Ѕ. –одион
2013-10-02
14:29
јнтон:
ƒобрый день. ƒво€кое чувство охватывает при чтении этой статьи. ¬роде всЄ верно написано и можно согласитьс€ со всеми приведЄнными доводами, но есть Ќќ... и это но заключаетс€ в свободной воле каждого человека быть причастным ко ’ристу и понуждать себ€ идти через узкие врата. »исус ’ристос всеми Ѕожьими силами старалс€ убедить »уду пока€тьс€ и не смог этого сделать. » даже не смотр€ на это ’ристос дал ему ѕричастие, зна€,что ждЄт предател€. “ак, что же берЄт на себ€ человек, устанавливающий ∆®—“ »… регламент на на личное общение Ѕога и человека? ѕусть на этот вопрос ответит себе каждый св€щенник благословл€ющий ко ѕричастию. » ещЄ один важный момент настораживает мен€ лично - углубление бездны между клиром и прихожанами. ћы св€щенство - вы мир€не.(м€гко говор€ - некорректно). ¬от если бы св€щенник »споведалс€ перед каждой Ћитургией, призыва€ в свидетели своего пока€ни€ ¬—ё ќЅў»Ќ”(перед јтларЄм), так же как каждый член церкви исповеду€ свои грехи призывает в —¬»ƒ≈“≈Ћ» св€щенника, тогда и »споведь стала бы ѕроповедью.
2013-10-02
12:49
Ќ.Ќ.:
 афолик:
..."»сторический опыт показал,что масса зависима от власть имущих и их идей,а не живой и осознанной веры в Ѕога...   сожалению,это и одна из причин малого кол-ва мужчин в ÷еркви. “.к.многие из них нравственно не уступают св€щенникам,однако вынуждены,в отличие от них,без конца исповедоватьс€,унижа€ этим лицемерием свое достоинство"...

ќт кого-кого, а от ¬ас такого не ожидала! Ёто же не к массам относитс€, ЅќЋ≈≈ 90проц. эта тема вообще никак не затрагивает! Ќи мне ¬ам говорить, что в церкви мир€нина со св€щенником ну никак нельз€ на одну доску ставить! Ёто же очевидно!

¬италий:
"„естно говор€ опешил от слов: ј к мир€нам можно эту мысль отнести так: ЂЌе привыкайте причащатьс€ї.

¬италий, здесь совсем другое привыкание... я пон€ла так, что нельз€ ѕричастие глотать, простите, как кашу,а всегда благоговейно, сознавать, что ты ≈го не достоин, готовитьс€ к Ќему (к ¬—“–≈„≈ с √ќ—ѕќƒќћ)и ќЅя«ј“≈Ћ№Ќќ со —–ј’ќћ Ѕќ∆»»ћ и ¬≈–ќё...

ƒмитрий:
—тать€ на тему садо-мазо. "—плошна€ работа, никакого весель€. ѕревратили ƒжека в скучного парн€". » где радость христианства?

ƒа кто же ¬ам мешает работать весело?! –адоватьс€, что √осподь ¬ас в храм привЄл, ѕричащатьс€ сподобились, праздники - сплошные! ѕечально, что ќ„≈¬»ƒЌџ≈ вещи ¬ы не замечаете.


2013-10-02
11:57
≈лена:
”важаемый отец Ќиколай! —ердечно благодарю ¬ас за статью!
ќна настраивает на внимательную внутреннюю жизнь - такую, к которой направл€ют нас св. отцы (например, "„ин внимающего себе посреди мира" свт. »гнати€, "„то есть духовна€ жизнь..." свт. ‘еофана). »звестно св€тоотеческое изречение о том, что начало выздоровлени€ души - это зрение своих грехов как песка морского.
ѕоэтому нежелание исповедоватьс€ перед каждым ѕричастием, это свидетельство не отсутстви€ грехов (чего не может быть в силу глубокой поврежденности человеческой природы), а плод нашей невнимательности к себе.
2013-10-02
11:32
р.б.Ќатали€:
Ќа все 100% согласна с мнением отца Ќикола€. јбсолютно верно: "ничего нельз€ трогать в нашем богослужении совершенно; тронешь хоть что-то Ц начнет рушитьс€ всЄ здание".
’рани ¬ас √осподь!
2013-10-02
10:36
ƒмитрий:
—тать€ на тему садо-мазо. "—плошна€ работа, никакого весель€. ѕревратили ƒжека в скучного парн€". » где радость христианства?
2013-10-02
10:33
–оман:
—паси Ѕог, ¬ас, батюшка! Ќачинал читать противником ¬ашей точки зрени€, но в процессе чтени€ помен€л свою позицию на противоположную. ƒействительно, без пока€ни€ и исповеди нельз€ приступать к причастию.
2013-10-02
10:14
Ќаталь€:
ќтец Ќиколай, € раздел€ю ¬ашу точку зрени€! ƒаже в качестве исключени€ нельз€ освобождать от исповеди! —пасибо за то, что преп€тствуете расшатыванию здани€ нашей ÷еркви!
2013-10-02
09:55
Ќатали€ z:
—паси √осподи за статью,очень понравилась.!¬италий,батюшка имел ввиду ,что не делать исповедь чем -то повседневным,автоматическим ,а каждый раз приступать к этому св€тому делу ,как первый раз!
2013-10-02
09:49
јлександр:
—паси ¬ас √осподи,батюшка! ѕолностью согласен! ѕопытались с женой только представить, что будем без исповеди и поста причащатьс€ - в душе сразу смущение. я лично так не могу. ƒавайте не будем ничего мен€ть! — уважением, р.Ѕ. јлександр.
2013-10-02
06:25
¬ладимир:
Ќе поймите превратно, но мне думаетс€, что все это нельз€ обосновывать только традицией. ћы забываем, что “аинством €вл€етс€ ѕока€ние, а не сам чин »споведи. ѕрибега€ к этому чину, мы формируем в себе формализм, поскольку как может человек каждый день прибегать к чину »споведи име€ достаточную подготовку? ¬ современных услови€х это Ќ≈¬ќ«ћќ∆Ќќ!ј вот старатьс€ жить духовной напр€женной жизнью, избега€ грубых грехов - норма дл€ нормальной христианской жизни. ≈сли христианин, например, не может избежать греха осуждени€, то смысл ему каждый день бегать на исповедь?! ј, если христианин живет с посто€нным внутренним контролем, то о чем может идти речь?!„аста€ исповедь зачастую делает из многих христиан невротиков, поскольку, если он хочет ѕричащатьс€, то должен идти на исповедь, а, если он хочет причащатьс€ каждый день, то должен посто€нно копатьс€ в себе, ища порой то, что в нем и нет. Ёто достаточно частый случай из св€щеннической практики, когда человек на исповеди начинает ка€тьс€ в тех грехах, которых никогда не совершал, но родились они только в уме. » таких патологических прихожан становитс€ все больше и больше. —читаю, что автор не прав. ¬опрос о частой исповеди перед ѕричастием нужно оставить на рассмотрение конкретного св€щенника, а не закрепл€ть это на уровне законопроекта.
2013-10-02
01:22
ѕетр:
—паси ¬ас √осподь,о.Ќиколай.
ѕо прочтении ¬ашей статьи хотел бы сказать следующее,если ¬ы о.Ќиколай все то, что возлагаете на нас мир€н строго исполн€ете сами и в той же мере (об€зательна€ исповедь перед Ѕожественной Ћитургией,без вс€ких оправданий в духе: " а не было возможности исповедатьс€", об€зательный 3-х дневный пост перед причащением и т.д.) или даже более, ибо пастырю, надлежит ходить перед овцами и подавать им пример в благочестии, то ¬аша позици€ по данному вопросу заслуживает уважени€.≈сли же нет, так как подавл€ющее большинство св€щенников это не исполн€ет, но от нас требует,то мне жаль времени потраченного на чтение вашей статьи.»бо легко учить других копать, намного труднее копать самому.
2013-10-01
23:59
 афолик:
ј по-моему мнению исповедь об€зательна дл€ новоначальных(духовный возраст определ€етс€ в общении с духовником),и т€желых грехов. ¬се это справедливо дл€ прихожан одного храма,собственно и стимулиру€ их этим созидать общину любви и взаимоподдержки. ¬ противном случае мы будем падать в лицемерие; св€щенники такие-же люди,однако исповедь дл€ них необ€зательна. Ѕлагодать св€щенства даетс€ всей ÷еркви,а не ему лично,она функциональна,а не ипостасна именно потому,что ее носитель может быть недостойным,в отличие от тех кому он служит. “ак-же в "механичности" об€зательной исповеди видитс€ €зыческое недоверие человеку, стимулирующее в нем психические искажени€. Ёто созидание не “ела в любви и доверии друг к другу,а управл€емой массы. »сторический опыт показал,что масса зависима от власть имущих и их идей,а не живой и осознанной веры в Ѕога...   сожалению,это и одна из причин малого кол-ва мужчин в ÷еркви. “.к.многие из них нравственно не уступают св€щенникам,однако вынуждены,в отличие от них,без конца исповедоватьс€,унижа€ этим лицемерием свое достоинство. —кажем,врач, ведущий помимо своей профессии миссию слова Ѕожи€ - ничем не уступает св€щеннику или диакону. ¬озможно,достаточно было бы благословени€. Ёто вкратце,иначе ÷ерковь будет отрыватьс€ от реальной жизни превраща€сь в секту и клуб дл€ общени€ неполноценных.
2013-10-01
23:54
¬италий:
„естно говор€ опешил от слов: ј к мир€нам можно эту мысль отнести так: ЂЌе привыкайте причащатьс€ї.

ј как же слова —пасител€: “от, кто ест тело ћое и кто пьет кровь ћою, тот находитс€ во ћне, и я в нем?

ј батюшка говорит - не привыкайте! Ќе понимаю....

ј вот слов об исповеди перед ѕричастием ’ристос не говорил.

“ак кого слушать??????? ќтвет €сен...

зы Ќе призываю отказыватьс€ от »споведи ¬ќќЅў≈, но так же хочу заметить, что смысл Ћитургии - в ѕричастии, а не прийти посто€ть/помолитьс€/попеть/ и тд
2013-10-01
23:50
јндрей:
ѕравильно Ѕатюшка пишет. Ѕыл в монастыре на —оловках. ¬ечером исповедь, очень долго исповедовалс€, на следующий день не получилось причаститьс€. ќбратно уже на другой вечер, сказали еще раз исповедоватьс€. ≈ще грехов накопал на 20 минут исповеди-проповеди.
2013-10-01
23:49
Ќика:
ƒорогой батюшка, отец Ќиколай, низкий ¬ам поклон!  ак хорошо, что есть такие св€щенники, как ¬ы! ј то уже начала смущатьс€ нововведени€ми. «наю по некоторым, где допускают до причасти€ без исповеди, куда это заводит. —амомнение растет - как на дрожжах, по€вл€етс€ чувство собственной исключительности и презрение к тем, кто (по объективным причинам) нечасто причащаетс€, и т.п. √осподи, прости мен€, грешную!
—паси ¬ас √осподь, отец Ќиколай!
2013-10-01
23:32
Nikolai:
√рустно видеть, что Ѕатюшка очевидно не ознакомилс€ со мнением более дифференциального отношение к ѕричастию и к »споведи.
≈сли к ѕричастию мир€не должны готовитс€ с максимальной тщательностью и непременной исповедью, то как неизмеримо больше должен быть готов св€щенник подход€щий к —в€тому ѕрестолу. » именно здесь, как и во всем быть примером исполнени€ заповедей —в. ќтцов и —оборов в отношении »споведи. Ѕыло бы полезно также предоставить ссылки на эти правила дл€ остальных братьев св€щенников, которые подзабыли каноны и еше на иностранных €зыках дл€ других поместных церквей. я согласен - ни дл€ св€щенника ни дл€ мир€нина не может быть никаких отговорок, лицемери€ и двойных стандартов в таком важном вопросе. ≈сли не можешь жить и служить по канонам, кайс€ и не служи - как радостно видеть когда пастырь также строг к себе, как к пасомым!
2013-10-01
21:46
≈катерина:
ѕрочитала слова батюшки, и стала размышл€ть над собой, а € оказываетс€, действительно духовно расслабилась, разленилась.я делаю мало усилий, а если еще делать поменьше,да спать пом€гче и кушать послаще, то чего ждать мне спасени€ души... ѕрав св€щенник!..Ќе надо потакать лени людской до крайностей!..«ахот€т ленивые спасти душу - ну хоть как-то попытаютс€ устав церковный выполн€ть. не жалеть себ€ любимых. Ќа исповеди хоть покаютс€. „его уж говорить!...
2013-10-01
19:05
р.Ѕожи€ »рина:
ќтлична€ стать€.
—пасибо, о.Ќиколай.
2013-10-01
17:49
ƒионисий:
Ѕез исповеди нет ∆изни и —пасени€.
2013-10-01
17:43
Ќатали€:
Ц “ак воздадим же благодарение Ѕогу за его многие дары и благоде€ни€, а главное за дар пока€ни€, без которого мертвеет и глупеет душа. (√рузинский тост)

2013-10-01
16:29
≈вгений:
ƒа,теплохладностью здесь и не пахнет.ќгонь,огонь.ѕоболее бы таких —в€щенников в нашей ÷еркви. ¬се верно.Ѕатюшка,спасибо за поучительные слова,за поддержку нас немощных,расслабл€емых иными стать€ми.
2013-10-01
16:18
јнна :
—паси ¬ас √осподи, батюшка за эти близкие и дорогие слова. —лава Ѕогу, мой духовник придерживаетс€ высказанного ¬ами мнени€ по поводу отношени€ к “аинствам ÷еркви. » на ѕасхальной неделе денечек € пощусь перед причастием. ¬ самом начале церковной жизни были у мен€ даже обиды: в других храмах без подготовки, а мы... —ейчас - радуюсь тому, что приучает и научает нас духовник не тер€ть страха Ѕожи€, благогове€ни€ перед ¬еликим “аинством - об€зательно исповедь, об€зательно пощение. ј то ведть стыдно: мы, больные, выторговываем у √оспода отказ от лечени€...
2013-10-01
14:32
Ћюдмила:
ѕолностью согласна с батюшкой Ќиколаем. я по себе заметила как только € чаще стала исповедыватьс€ хоть что-то сдвинулось в моей духовной жизни. ѕоститьс€ сейчас намного легче чем раньше продуктов постных каких только нет. Ќе нужно никаких послаблений и облегчений, и так все расслабленные. ’оть немного дл€ √оспода постаратьс€.
2013-10-01
14:07
Ќ.Ќ.:
ќ. Ќиколай, благословите!
» не передать, как € ¬ам благодарна.Ќизкий-низкий поклон.
ћен€ очень смущанет тенденци€ опустить св€щенника до уровн€ мир€нина и снижение планки дл€ мр€нина. ћы в большинстве своЄм очень слабы, и любые послаблени€ у нас сразу вход€т в Ќќ–ћ”. —огласна, что мир€нину надо ка€тьс€ в том, что не дот€гиваешь до нормы, а св€щеннику наставл€ть прихожан. —тарые св€щенники говорили, что, если на исповеди теб€ батюшка утешает, что не одна ты така€, врем€ сейчас другое и т.п., а не "ума вставл€ет" - бегом бежи от такого...
» прихожанам надо понимать, что спасение души - огромный душевный и духовный труд, под руководством пастыр€, а не при€тное провождение времени в храме и получение советов в житейских делах.
ѕрошу ¬аших св€тых молитв. –.Ѕ. Ќина.
2013-10-01
13:26
≈лена:
—пасибо, отец Ќиколай, за статью, за четкие аргументы и пон€тные обосновани€. „естно говор€, пр€мо камень с души...ј то живем-то на приходе именно так, и батюшки наши в этом строги, а вс€ полемика вокруг вопроса смущает.
2013-10-01
13:24
јнтон:
ѕолностью согласен!
2013-10-01
12:07
“ать€на:
ЅЋј√ќƒј–ё! ѕобольше бы таких св€щенников, как о.Ќиколай. ј то, от расслаблени€ св€щенства, уныние находит, руки опускаютс€, а еще хуже того мысли осуждающие мучить начинают.(” нас в храме период был усиленно отправл€ли к причастию без исповеди, а как со св€щенником спорить, да еще девушке, до слез обидно?) ≈ще раз ЅЋј√ќƒј–ё за статью! «а вдохновение!
2013-10-01
11:23
≈лена:
—паси ¬ас √осподи, батюшка,за статью. –аздел€ю ¬аш взгл€д и на таинство исповеди, и на таинство ѕричасти€.— уважением и благодарностью, испрашива€ ¬аших молитв, гр. р. Ѕ. ≈лена
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: