¬стреча с ѕравославием

¬ашингтон отца ¬иктора ѕотапова

“ать€на ¬еселкина

— улицы ѕастухов (или ѕастырей, как переводитс€ с английского Ўеперд стрит) доносилась русска€ речь. Ёто третье поколение русских скаутов играло в волейбол напротив русского храма. ќтойд€ на рассто€ние от площадки и педагогов, Ђпоколениеї, правда, переходило местами на английский. ” храма под тентом расположилась группа помладше и за своей ровесницей повтор€ла по-церковнослав€нски Ђќтче нашї. ј € сто€ла поодаль и любовалась подсвеченной полуденным солнцем мозаикой, изразцами храма, уход€щими в небосводЕ ѕотом медленно, сквозь тронутую бабьим летом дымку солнечно-оранжевых кустов с сочными соцветь€ми, подн€лась по крутым ступенькам вверх. »оанно-ѕредтеченский собор в американской столице Ц образец московско-€рославского стил€ XVII века Ц словно резна€ статуэтка на ладони. “аких на всю православную јмерику Ц по пальцам пересчитать. ј приходских храмов, посв€щенных ”секновению честной главы св€того »оанна ѕредтечи, во всем православном мире, говор€т, всего-то 25.

††††

 ак в интеллигентном, рафинированном ¬ашингтоне по€вилась церковь, посв€щенна€ столь печальному событию?

»оанно-ѕредтеченский собор в ¬ашингтоне. »оанно-ѕредтеченский собор в ¬ашингтоне.
††††

ќснование храма св€зано с известным эпизодом в жизни –усской «арубежной ÷еркви и русской диаспоры. ¬ 1949 году с далекого острова “убабао прибыл в американскую столицу архиепископ »оанн (ћаксимович) Ц ходатайствовать за свою паству, вынужденную покинуть коммунистический  итай и против воли Ђзадержавшуюс€ї на острове в “ихом океане. »з всех стран 5 тыс€ч русских согласилось прин€ть только филиппинское правительство и на жительство определило их на пустынный остров, где ежегодно свирепствовали тайфуны. “ри года, пока русские жили в лагере среди джунглей, св€титель »оанн находилс€ со своей паствой, служил в палаточной церкви и каждый день обходил остров с молитвой. » за все это врем€ стихи€ не коснулась острова! ј в 1949-м св€титель прибыл в американскую столицу Ц просить сенаторов об изменении эмиграционной квоты. –езультатом переговоров стала поправка к законодательству, по которому 5 тыс€ч русских получили разрешение прибыть в —Ўј на посто€нное место жительства. ¬о врем€ пребывани€ в ¬ашингтоне владыка »оанн основал первый в американской столице приход –усской ѕравославной ÷еркви «а границей. —в€титель поставил два услови€: сегодн€ же на квартире отслужим всенощную и литургию празднику и посв€тим новый храм пам€тованию того дн€ Ц ”секновению главы св€того »оанна ѕредтечи. ††

††††

“ак по€вилс€ единственный в јмерике приход, основанный св€тителем »оанном Ўанхайским. ¬нутри храма, с левой стороны у солеи, Ц образ св€тител€, где среди клейм Ц изображение американского  апитоли€, в котором владыка просил за свою паству, и другие чудесные моменты жити€ св€того. ¬ 1983 году насто€тель протоиерей ¬иктор ѕотапов, с группой прихожан соверша€ паломничество на —в€тую «емлю, находилс€ в монастыре преподобного √еорги€ ’озевита в »удейской пустыне. “ам пребывает больша€ часть главы св€того »оанна  рестител€. ”знав, откуда прибыли паломники, игумен благословил передать приходу частицу мощей его небесного покровител€ Ц одну из 850 соборных св€тынь.

ѕротоиерей ¬иктор ѕотапов ѕротоиерей ¬иктор ѕотапов
††††

»оанно-ѕредтеченский собор –усской ѕравославной ÷еркви «аграницей. ‘ото: ћ. –одионов / ѕравославие.Ru »оанно-ѕредтеченский собор –усской ѕравославной ÷еркви «аграницей. ‘ото: ћ. –одионов / ѕравославие.Ru
††††

¬ »оанно-ѕредтеченском соборе отец ¬иктор служит 37 лет. ¬ «арубежной ÷еркви большинство св€щенников вынуждены совмещать светскую работу с пастырским служением, так как далеко не все приходы в состо€нии их содержать. ќтец ¬иктор согласилс€ на работу на радиостанции Ђ√олос јмерикиї после того, как убедилс€ в том, что в »оанно-ѕредтеченском приходе была нужда во втором св€щеннике. ј путь на американский континент семь€ проделала из немецкого лагер€ ћанхенхоф, где отец ¬иктор родилс€ в 1948 году. ¬прочем, свою фамилию отец, власовский офицер, вынужден был сменить. » стал ѕотаповым.

††

Ђѕапа вместе с другими власовскими бойцами был вз€т в плен, Ц рассказывает отец ¬иктор. Ц ѕосле войны он был выдан советским власт€м. Ќа следующий день после выдачи его собирались расстрел€ть. Ќочью ему приснилс€ сон. √олос ему подсказывал: “Ѕеги, беги”. » вот он бежал из пересылочного лагер€. ѕосле 30 дней скитаний по германским лесам и вес€м он добралс€ до лагер€ дл€ перемещенных лиц, где они с мамой, семь€ которой была вывезена в √ерманию на принудительные работы, познакомились и повенчались. ¬ лагерной барачной церкви их сочетал браком протоиерей ћитрофан «носко-Ѕоровский, который впоследствии стал епископом –ѕ÷«.

¬ 1951 году мы приехали в Ќью-…орк. ƒедушка в поисках работы отправилс€ в  ливленд и вскоре перевез туда всю нашу семью. ѕапа освоил строительное ремесло, каждый год строил по три-четыре дома Ц на эти деньги мы жили.  стати, и наш —в€то-—ергиевский собор в  ливленде он тоже построилї.

Ђ¬ церковь мен€ заставл€ли ходить из-под палкиї

Ђ–ос € в годы “холодной войны” и очень хотел ассимилироватьс€, Ц продолжает отец ¬иктор. Ц јмериканцы ведь не понимали разницы между русскими и советскими. ћы старались объ€снить, что русские оказались первыми жертвами безбожного коммунистического режима, но всех русских автоматически считали чуть ли не коммунистами. ћне это было очень непри€тно, и € старалс€ скорее влитьс€ в плавильный котел јмерики.

††††

¬ церковь мен€ заставл€ли ходить из-под палки, потому что надо было сопровождать бабушку в храм, который располагалс€ в неблагополучном районе.  огда мне было лет 14, € поехал с бабушкой в церковь. ¬ храме в тот день почти никого из прихожан не было. —лужил св€щенник отец ћихаил —мирнов, и тут по милости Ѕожией в одно мгновение € вдруг пон€л, что всЄ, что мен€ окружает, имеет глубочайший смысл. — того дн€ € стал углубл€тьс€ в ѕравославие. ќтец ћихаил пригласил мен€ стать алтарником, научил читать по-церковнослав€нски. ѕодростком € был заикой, а благодар€ церковному чтению мне удалось преодолеть этот недостаток.

¬ 1960-е годы € стал ездить в ƒжорданвилль. “ам была замечательна€ программа Ц “Ћетние мальчики”. ”частники жили как юные послушники: утром ходили в храм, прислуживали, кто умел Ц пел. Ќас учили «акону Ѕожию, мы общались с монахами, приехавшими сюда из известных монастырей –оссии и передававшими нам замечательные монашеские традиции.

ѕосле окончани€ школы € поступил в —в€то-“роицкую семинарию, училс€ на одном курсе с нынешним нашим ѕервоиерархом митрополитом »ларионом, а тогда Ц »горем  апралом. ѕервые мес€цы мы жили в одной келье. Ѕудущий владыка хорошо училс€, любил читать жити€ св€тых, а сказани€ о мучениках часто читал вслух, со слезами на глазахї.

Ђ— матушкой познакомилс€ в храме √роба √осподн€ї

ќтец ¬иктор и матушка ћари€ ѕотаповы. ќтец ¬иктор и матушка ћари€ ѕотаповы.
††††

Ђƒело было летом 1970 года. ¬ »ерусалим € отправилс€ с группой паломников, которую возглавил епископ Ћавр, будущий митрополит, а перед этим ездил на јфон и даже подумывал пойти по монашескому пути. ¬ »ерусалиме одна огорченна€ моей иноческой затеей паломница из Ќью-…орка сказала, что приметила дл€ мен€ отличную девушку Ц ћашу „ерткову из ѕарижа, дочь протоиере€ —ерги€ „ерткова, дес€ть лет служившего протодиаконом у владыки »оанна (ћаксимовича) в бытность его архиепископом Ѕрюссельским и «ападноевропейским. ћаша была на —в€той «емле с группой русской православной молодежи из ѕарижа.

«накомитьс€ € не хотел и только из приличи€, дабы не огорчать паломницу, познакомилс€. я не говорил по-французски, ћаша плохо знала английский, и потому €зыком общени€ у нас был русский. „ерез четыре дн€ она уехала во ‘ранцию, а € в јмерику. —тали переписыватьс€ и ровно через год, в конце августа 1971 года, обвенчались в  ливленде. Ќас венчали ее отец протоиерей —ергий „ертков и ее родной д€д€ отец ¬ладимир –одз€нко, будущий епископ ѕравославной ÷еркви в јмерике ¬асилий. ј уже 1 €нвар€ митрополит ‘иларет (¬ознесенский) рукоположил мен€ в диакона и направил в известный ѕокровский приход в Ќа€ке близ Ќью-…орка. ¬ этом приходе много лет служил широко известный автор книги “«акон Ѕожий” протоиерей —ерафим —лободской. ƒиаконское служение в Ќа€ке дало мне очень многое. ѕри приходе была организована отлична€ приходска€ школа, в которой € преподавал «акон Ѕожий и со временем, совместно с матушкой ≈леной јлексеевной —лободской и —офией —ергеевной  уломзиной стал издавать просуществовавший 20 лет детский православный журнал ““резвон”. ¬ Ќа€ке у нас с матушкой родилс€ первенец ћатфей, который прожил всего семь дней. ћы успели его покрестить и даже причастить. —воей краткой жизнью и смертью младенец ћатфей нас, молодых родителей, очень многому научил, и этот опыт пригодилс€ в будущем нашем служенииЕ

 ак-то мы отправились с архиепископом Ќиконом (–клицким) на престольный праздник в —в€то-ѕантелеимоновский храм в ’артфорде, что в штате  оннектикут. ѕо дороге мы проезжали городок —тратфорд. ¬ладыка сказал, что нужен св€щенник дл€ нового —ретенского прихода в —тратфорде. я сказал владыке, что готов вз€ть на себ€ это служение. 1 сент€бр€ 1974 года митрополит ‘иларет (¬ознесенский) рукоположил мен€ во иере€, и € был направлен в —ретенский храм св€щенником. ѕриход в —тратфорде был небольшой, жили мы на территории храма. Ёто был хороший опыт св€щеннослужени€, но финансово приход не мог мен€ полностью содержать. Ќужно было искать светскую работу, и мне удалось устроитьс€ на потр€сающую работу в Ќью-…орке Ц в издательстве “Bedford Publications”ї.

Ђ ак € помогал иммигрантамї

Ђ»здательство существовало на правительственные субсидии, издавало и распростран€ло на русском €зыке запрещенную в ———– литературу: “1984” ƒжорджа ќруэлла, произведени€ —олженицына, самиздатовские рукописи и политическую литературу, находило способы дл€ переправки ее в —оветский —оюз. ћен€ нан€ли дл€ проведени€ интервью с новыми иммигрантами. »нтервьюировал € по стандартной форме: “какие радиостанции слушаете, чем из литературы интересуетесьЕ” я помогал вновь приехавшим устраиватьс€ на месте, нанимал грузовики дл€ перевозки вещей, оказывал бытовые услуги.

«ан€тие одной из младших групп воскресной школы. «ан€тие одной из младших групп воскресной школы.
††††

¬ ходе интервью вы€сн€лось, что большую роль в жизни этих людей играет религи€. ќчень многие слушали передачи радиостанции “Ѕи-Ѕи-—и”: митрополита јнтони€ (Ѕлума), отца ¬ладимира –одз€нко (впоследствии ставшего епископом ¬асилием), епископа »оанна (Ўаховского) и отца јлександра Ўмемана; люди хотели получить Ѕиблию, философско-религиозную литературу. » тогда € вышел с предложением к начальству Ц посылать в ———– религиозные издани€. ћое предложение нашло понимание, и мне поручили приобретать книги и отправл€ть посылки. я покупал произведени€ Ѕулгакова, ‘ранка, Ѕерд€ева, —олженицына, издани€ —в€то-“роицкого монастыр€ в ƒжорданвилле и находил мор€ков, профессоров, приезжавших на экуменические встречи св€щеннослужителей, которые с удовольствием брали книги.

††

“ри года продолжались поездки на работу из штата  оннектикут в Ќью-…орк и обратно. ќни занимали у мен€ три часа. ¬ поезде € читал, усовершенствовал свой русский, общалс€ с интересными людьми. »нтересна€ была работа, ноЕ наступил очередной экономический кризис. Ќачальство решило, что €, как св€щенник, получаю жалование от ÷еркви, Ц и € осталс€ без работы. Ќо € уже не мыслил своей жизни вне –оссии и стал рассылать резюме в крупные фирмы, имеющие любые отношени€ с –оссией, предлага€ себ€ как переводчика, консультантаї.

Ђ ак мне помог св€титель »оаннї

ЂЎел 1976 год, Ц вспоминает отец ¬иктор. Ц я знал, что через несколько мес€цев потер€ю работу.  ак-то вечером сидим мы с матушкой после всенощной, и она мен€ спрашивает: ““ы не жалеешь, что стал св€щенником?” “ онечно, нет, Ц отвечаю €. Ц  огда € стою перед ѕрестолом и совершаю Ѕескровную ∆ертву, это дает такие силы, такую радость, что € готов любые трудности пережить”. ќна осталась довольна ответом. ¬ ту ночь во сне мне €вилс€ владыка »оанн Ўанхайский. Ћично € его не знал, но очень почитал. » хот€ к вещим снам € очень скептически отношусь, до сих пор помню, как в ту ночь владыка »оанн долго во сне со мной беседовал и задал мне тот же вопрос, что и матушка: “Ќе жалеешь, что стал св€щенником?”. я ему так же и ответил, что никак не жалею. ¬ладыка на это ответил, что и он не жалеет, что € стал св€щенником, и долго со мной беседовал по поводу какого-то предсто€щего ответственного служени€, св€занного с –оссией. Ќе помню, о чем конкретно владыка мне говорил, но он точно вселил в мен€ чувство уверенности в будущем. ћатушке тогда € не рассказал об увиденном сне. я находилс€ в каком-то особом умиротворенном состо€нии, и нужно было самому осмыслить пережитоеЕ

Еѕослал письмо на “√олос јмерики” и предложил свои услуги. „ерез несколько дней получил ответ: мен€ пригласили в Ќью-…орк на экзамен. я поехал, сдал экзамен, и вскоре мне позвонил Ќикита ¬алерь€нович ћоравский Ц один из тех, кого владыка »оанн спас на острове “убабао. ќн был директором советского отдела “√олоса јмерики”, “персоной номер один”, а до этого работал культурным атташе јмериканского ѕосольства в ћоскве.  огда € поступил на радиостанцию, этот замечательный человек собиралс€ в отставку. ¬ызывает он мен€ и говорит: “¬ы прин€ты”. ¬последствии мы с Ќикитой ¬алерь€новичем сблизились, он вошел в наш  омитет защиты гонимых православных христиан, стал прихожанином нашего собора. √од с небольшим назад € его напутствовал в жизнь вечнуюЕ

††††

ѕосле предложени€ “√олоса јмерики” € поехал к митрополиту ‘иларету. ќн благословил мен€ перебиратьс€ на приход в ¬ашингтоне, где 27 лет насто€телем служил почтенного возраста архимандрит-грек отец Ќиколай (ѕекаторос). ” отца Ќикола€ интересна€ биографи€. ќн родилс€ в самом конце XIX века в ќдессе в семье русских греков. Ѕыл рукоположен в св€щенники при патриархе “ихоне в 1922 году и до 1929 года сослужил св€щенномученику епископу ќнуфрию (√агалюку) в ’ерсонско-ќдесской епархии на ”краине. ¬ 1929 году отец Ќиколай эмигрировал в √рецию, где вскоре прин€л монашество. —лужил в церкви ѕресв€той “роицы в јфинах при бывшем –оссийском ѕосольстве в √реции. ¬ 1952 году переехал из √реции в —Ўј и с 1953 по 1980 годы был насто€телем нашей церкви в ¬ашингтоне.

Еѕосле того, как € был прин€т на работу на “√олос јмерики”, встал вопрос: что делать с приходом в —тратфорде? я дал слово прихожанам —ретенской церкви, что не уеду, пока не найду замену, и так в течение двух мес€цев каждые выходные € ездил из ¬ашингтона в —тратфорд служить воскресные всенощную и литургиюї.

¬ ¬ашингтон, в столицу

„етыре с половиной авточаса отдел€ют столицу страны от Ђстолицы мираї Ц Ќью-…орка, но города и их обитатели отличаютс€ неверо€тно. » хот€ »льф и ѕетров описывали ¬ашингтон как одноэтажную јмерику, оба города, как мне видитс€, Ц это всЄ-таки две разные не-јмерики.

††††

¬ окт€бре город в цвету и еще не знает признаков календарной осени. Ќе цветет разве что сакура Ц символ ежегодного Ќационального фестивал€ цветени€ вишни. Ёто приоритет весны, когда город погружаетс€ в бело-розовый цвет, а его жители и гости на несколько дней подпадают под очарование цветущей сакуры.

††††

ѕроектиру€ в конце XVIII века ¬ашингтон, французский архитектор ѕьер Ўарль Ћанфан по кругу расположил проспекты, названные в честь всех американских штатов. ѕроспекты пересекают улицы, одни из которых нос€т имена генералов, адмиралов, известных личностей, другие Ц пронумерованы или названы буквами алфавита. ћассачусетс авеню городские власти отдали дипломатам: здесь расположено большинство европейских посольств.

¬ашингтон и особенно стара€ его часть Ц ƒжорджтаун и район  апитолийского холма Ц сохранили здани€ XIX века. ¬ городе нет небоскребов: здесь законодательно действует запрет строить здани€ выше  апитоли€ и пам€тника ƒжорджу ¬ашингтону. Ўирокие проспекты, строгие, выточенные и отполированные здани€ дают ощущение простора и пространства.

“ерриториально американска€ столица находитс€ в штате ћериленд, но ‘едеральное ѕравительство административно выделило город ¬ашингтон (не путать с одноименным штатом, расположенным в пр€мо противоположной стороне Ц на “ихоокеанском побережье страны) в отдельную единицу Ц округ  олумби€, со своим бюджетом Ц гарантией городского благососто€ни€, ощутить которое могут и гости столицы —Ўј. Ќе име€ ни цента в кармане, турист может счастливо обойти большинство имеющихс€ здесь галерей и музеев Ц от естественноисторического до космического. ѕрактически от каждого из них виден  апитолий. Ќо близость его Ц пространственна€ иллюзи€, и надо запастись временем, чтобы, напитавшись музейными впечатлени€ми и неповторимой их атмосферой, прогул€тьс€ до главного законодательного собрани€ страны Ц мимо монолитных правительственных зданий, где работают конгрессмены, сенаторы и практически не поддающиес€ счету госслужащиеЕ ¬иртуально ощутить под ногами и толщей асфальта подземный тоннель, по которому сенаторы в непогоду (или просто не жела€ выходить из офиса на улицу) на поезде проезжают в  апитолийЕ ѕройти мимо самого большого в мире книгохранилища Ц Ѕиблиотеки  онгресса. ≈е директор Ц знаток и любитель –оссии ƒжеймс Ѕиллингтон в начале года принимал в стенах библиотеки —ретенский хор и представл€л английский перевод книги ЂЌесв€тые св€тыеї и ее автора. —реди многочисленных русских экспонатов библиотеки Ц письма императора јлександра II јврааму Ћинкольну и более поздние Ц замечательные цветные открытки ѕрокудина-√орского с изображением русских пейзажей.

††††

— отцом ¬иктором мы проделали путь по центру ¬ашингтона на машине. » тут же прочувствовали и вынуждены были подчинитьс€ биению общественно-политического пульса американской столицы. ѕр€мо перед нами из одного официального здани€ по направлению к другому по проезжей части дороги следовала колонна демонстрантов-инвалидов: калеки, слепые, хромые, на кол€сках, в сопровождении людей и собак, они неспешно, с достоинством двигались к законодательному собранию —Ўј. ј назавтра страну ожидал кризис власти, когда не договорившиес€ между собой демократы и республиканцы Ђотправилиї всех госслужащих в вынужденный отпуск. » бесплатные музеи вмиг закрылись, оставив в разочаровании тыс€чи посетителей столицы.

††††

ЂЎтаб-квартира “√олоса јмерики” находитс€ р€дом с главными столичными музе€ми, а окна моего кабинета выходили на  апитолий, Ц рассказывает отец ¬иктор, показыва€ на угловой кабинет на втором этаже. Ц  огда в 1977 году € поступил сюда на работу, дал себе слово, что каждый день в обеденный перерыв буду посещать музеи и ходить на выставки. Ќо это осталось лишь желанием: всЄ врем€ поглощали работа и приходские делаї.

Ђ—начала € был просто голосЕї

ќтец ¬иктор на рабочем месте на радиостанции Ђ√олос јмерикиї. ќтец ¬иктор на рабочем месте на радиостанции Ђ√олос јмерикиї.
††††

ЂЌа “√олос јмерики” мен€ вз€ли переводчиком новостей. Ѕыла на радио и религиозна€ программа, которую вел еврей ¬ладимир ћатлин, выходивший в эфир под фамилией ћартин. ќднажды на собрании ¬олод€, к его чести, сказал: “ѕочему € веду эту программу, если у нас есть св€щенник?” » тогда мне дали 20 минут перед еврейской частью, а потом мы договорились с ¬олодей, что разделим передачу. ¬озник вопрос, как мен€ представл€ть, потому что это был беспрецедентный случай, чтобы св€щенник вел программу на “√олосе јмерики”! —начала € не называл себ€. я был голос Ц и всЄ. ƒолго шли обсуждени€. ѕока шли дебаты о том, как величать мен€ в эфире, € сделал специальную программу Ц “—мысл и структура –ождественского богослужени€”. Ёто была чисто православна€ передача с песнопени€ми и чтением ≈вангели€. » вдруг из  авендиша, штат ¬ермонт, где жил јлександр »саевич —олженицын, начальнику русского отдела ¬иктору јдольфовичу ‘ранцузову звонит Ќаталь€ ƒмитриевна —олженицына и говорит, что јлександр »саевич был впечатлен этой и другими религиозными передачами и поинтересовалс€, кто их делает. Ќачальству это польстило, и здравые умы победили: чего стесн€тьс€, св€щенник Ц он же авторитет! »так, через шесть мес€цев после поступлени€ на “√олос” € стал уже открывать свою программу так: “” микрофона Ц св€щенник ¬иктор ѕотапов. Ќачинаем еженедельный выпуск программы "√олоса јмерики" "ќбзор религиозно-общественной жизни"”. ѕотом € прощалс€ со своими слушател€ми, и ¬олод€ ћатлин начинал вторую часть. ¬скоре мне дали дополнительное врем€ и выделили отдельную передачу, котора€ называлась “–елиги€ в нашей жизни”. я отделилс€ от еврейской части, и программа шла уже 45 минут и выходила в эфир с п€тью повторами в неделю. ћне также удалось организовать еженедельную трансл€цию литургии из нашего »оанно-ѕредтеченского собора с проповедью, а каждое утро, в конце политической программы, после краткой сводки новостей, читалс€ отрывок из —в€щенного ѕисани€. ¬ 1990-х годах € стал готовить два новых еженедельных выпуска программы “–елиги€ в нашей жизни” с повторамиї.

Ђ«лопыхательї ††

Ђ“√олос јмерики” глушили безбожно. Ѕыло обидно: работаешь, вкладываешь сердце, душуЕ ¬ 1984 году мен€ впервые послали в –оссию. Ѕыла у нас тогда программа, согласно которой все сотрудники, ни разу не бывшие в стране, на которую вещали, должны были поехать туда на две-три недели: познакомитьс€ с обстановкой, подышать воздухомЕ   тому времени € работал на радиостанции уже семь лет, им€ мое знали, и потому мне дали дипломатический паспорт Ц дл€ защиты. Ќакануне моей поездки в ћоскву в газете ““руд” по€вилась стать€ под названием “«лопыхатель”, в которой граждан пр€мо предупредили: со мной не встречатьс€. ††

ќтец ¬иктор и матушка ћари€ с ј.». —олженицыным, ћ.Ћ. –остроповичем и ј. √инзбургом. ќтец ¬иктор и матушка ћари€ с ј.». —олженицыным, ћ.Ћ. –остроповичем и ј. √инзбургом.
††††

я вз€л с собой приемник и, устроившись в гостинице “”краина”, первым делом решил поймать свою передачу, посмотреть, как она здесь звучит. ¬ключил приемник и услышал неверо€тный гул! ƒрузь€ мен€ успокаивали, говорили, что люди став€т антенны, выставл€ют приемники на окно, на батареи, в общем Ц приспосабливаютс€ и слушают. ѕозже, когда √орбачев объ€вил политику гласности и перестройки, к нам на радио хлынули письма со всех концов –оссии. я лично получал массу писем. Ќа некоторые отвечал в эфире, все их по сей день храню дл€ будущих исследователей российско-американских отношений второй половины ’’ века. ††

¬ нашем приходе мы создали фонд “ƒуховна€ литература дл€ –оссии” и за счет “√олоса јмерики” посылали бандероли радиослушател€м. Ёто было неверо€тно интересное врем€!

Ѕлагодар€ “√олосу” € познакомилс€ со многими замечательными людьми. “рижды бывал у јлександра »саевича —олженицына в ¬ермонте, регул€рно общалс€ по телефону с его супругой Ќатальей ƒмитриевной. ¬ третий раз € поехал к јлександру »саевичу с ¬ладимиром јлексеевичем —олоухиным Ц в 1985 году. Ёта конспиративна€ поездка была незабываемой, и она заслуживает отдельный очерк. ¬ эти годы сблизилс€ с академиком ƒмитрием —ергеевичем Ћихачевым и познакомилс€ со многими другими замечательными людьми. ѕравозащитник јлександр √инзбург шесть лет после лагер€ жил в нашем доме.

ћой приход на “√олос јмерики” совпал с назначением на должность музыкального директора Ќационального симфонического оркестра —Ўј виртуозного виолончелиста ћстислава –остроповича. ќдна из моих прихожанок, Ќадежда ≈фремова, была его личным секретарем и попросила мою матушку быть переводчиком у ћстислава Ћеопольдовича, который приглашал из ‘ранции композиторов. «а 17 лет, пока он работал в ¬ашингтоне, наши семьи очень сблизились, и ћстислав Ћеопольдович стал крестным нашей дочери —они, а мы с матушкой стали крестными родител€ми его старшего внука »вана. ¬ годы возведени€ нашего храма (1978Ц1982) —лава, как мы все ласково величали –остроповича, был страстным любителем вс€ческого строительства. ќн радовалс€ тому, что в столице —Ўј будет величественный собор в древнерусском стиле и участвовал в воздвижении нашего храма. ¬с€кий раз, когда —лава приезжал в столицу, он спешил в наш храм, чтобы оценить “прогресс в строительстве”. ќн любил подниматьс€ на леса в четверик, был в восторге от таланта нашего зодчего владыки ƒаниила (јлександрова) и нашел с ним общий €зык не только по части зодчества, но и в области музыки, литературы и юмора. —лава и его супруга √алина ѕавловна ¬ишневска€, выдающа€с€ оперна€ певица, пожертвовавша€ своей карьерой, помога€ ј.». —олженицыну, подарили нашему собору п€ть колоколов. Ќа большом колоколе выгравированы имена семи великих русских музыкантов-изгнанниковї. ††

«десь работают американские сенаторы. «десь работают американские сенаторы.
††††

ѕри республиканце –ейгане протоиерей ¬иктор ѕотапов был консультантом президента по религиозным делам в –оссии. ¬скоре после переезда отца ¬иктора в ¬ашингтон отец јлександр  иселев передал св€щеннику управление  омитетом защиты православных христиан, при котором отец ¬иктор много лет издавал ежеквартальный англо€зычный журнал Ђѕравославное обозрениеї, посв€щенный положению христиан в ¬осточной ≈вропе и ———–. » всЄ это совмещал со служением на приходе, перестройкой церкви Ц одной из самых красивых на восточном побережье —Ўј.

ѕрихожане

«а 35 лет, что отец ¬иктор насто€тельствует в »оанно-ѕредтеченском соборе, сменилось не одно поколение прихожан, в последнее врем€ приход пополн€етс€ вновь приезжающими в јмерику нашими соотечественниками. —толичное бытие накладывает свой отпечаток и на бытие церковное: многие прихожане Ц ученые, творческие люди, аспиранты и докторанты. ¬ приходе много прин€вших ѕравославие американцев Ц настолько, что каждую субботу служатс€ две всенощные: ранн€€ Ц по-английски, поздн€€ Ц по-церковнослав€нски, а по воскресень€м две литургии Ц английска€ и слав€нска€. Ѕогослужени€ совершают п€ть св€щенников и четыре диакона.

ј как рассказать о тех, кто сто€л у истоков прихода? ћы заворачиваем за угол улицы ѕастырей и направл€емс€ к самому старому в ¬ашингтоне кладбищу. »значально здесь хоронили протестантов и католиков. ¬ начале 1960-х годов »оанно-ѕредтеченский приход приобрел значительный участок дл€ захоронени€ своих прихожан, а 10 лет назад здесь построили Ц Ђсловно €ичко ‘абержеї Ц часовню, осв€щенную митрополитом Ћавром в честь »верской (ћонреальской) иконы Ѕожией ћатери. ѕрестол Ц из иерусалимского камн€. ¬нутри изображени€ св€того »оанна Ўанхайского Ц основател€ »оанно-ѕредтеченского —обора Ц и праведника »осифа (ћуньоса; убиенного хранител€ мироточивой »верской (ћонреальской) иконы Ѕожией ћатери Ц его семь€ ѕотаповых почитает особо, хран€ Ц до организации музе€ Ц личные вещи брата »осифа, незавершенные образа). ¬ родительские субботы здесь служат заупокойные литургии и панихиды, обход€т места упокоени€ православных, бывших близкими духом и делом.

ƒо столетнего возраста дожил похороненный здесь благодетель прихода Ц высокопоставленный офицер власовского движени€ ƒмитрий јлександрович Ћевицкий. »ван Ќиколаевич —ивый запомнилс€ всем не чинами, а ревностью к службе Ѕожией. » скончалс€ старый карпаторос в церкви, после Ѕожественной литургии Ц пр€мо перед панихидным столиком и большим –асп€тием. Ќа этом кладбище похоронен  онстантин ¬асильевич Ѕолдырев, видный де€тель Ќ“—. ¬ 1940-е годы Ѕолдырев был начальником лагер€ дл€ перемещенных лиц, в котором родилс€ отец ¬иктор. ††

Ѕывшего заместител€ √енерального секретар€ ќќЌ јркади€ Ўевченко приход на свои средства похоронил; дипломата отец ¬иктор крестил, венчал и отпел. ††

„асовн€ »верской (ћонреальской) иконы Ѕожией ћатери на русском участке кладбища. „асовн€ »верской (ћонреальской) иконы Ѕожией ћатери на русском участке кладбища.
††††

ћонумент с колоколом в пам€ть об убиенных и жертвах коммунизма приход собираетс€ установить р€дом с местом упокоени€ советского диссидента ћихаила ћакаренко Ц устроител€ первой неофициальной выставки авангардистов в ———–.

Ќа русском участке похоронен известный общественный монархический де€тель и журналист ёрий  онстантинович ћейер. ≈го дочь, Ќаталь€  ларксон, была начальником отца ¬иктора на радиостанции Ђ√олос јмерикиї. ¬сего же русска€ служба радиостанции насчитывала около 120 человек. «десь похоронены сотрудницы “амара —теблец и ќльга –абчевска€. » прихожанка ≈лена якобсон Ц профессор университета ƒжорджа ¬ашингтона. Ёто ее голос был первым, прозвучавшим в вещании на ———– на волнах Ђ√олоса јмерикиї. —воей щедростью среди православной общины ¬ашингтона известны √иви  оби, возглавл€вший грузинский отдел Ђ√олоса јмерикиї, и супруга его ћари€. ††

††††

«десь похоронена ≈лена ‘ортунатова- окс Ц главный редактор одного из первых Ђгл€нцевї, по€вившихс€ в ———–, Ц журнала Ђјмерикаї. Ѕольше известна€ как Ћ€л€, она долгое врем€ была регентом хора и секретарем приходского совета, пекла просфоры. —упруг ее Ћеонид  окс самосто€тельно выучил русский и церковнослав€нский, старательно читал в храме с €рко выраженной интонацией, характерной дл€ южного региона —Ўј.††

Ђƒоброй души люди Ц создатели нашего приходского благотворительного фонда, активно работающего и поныне, они показывали потр€сающий пример христианской жизни, Ц рассказывает отец ¬иктор. Ц Ќа нашем кладбище похоронены многие добрые русские люди, которые в 1950-е годы собирали свои копейки, покупали по кирпичу, чтобы построить наш прекрасный храмї.

*** ††

Ђ≈ще задолго до событий 1991 года € всегда говорил росси€нам, что придет врем€, когда мо€ программа выходить в эфир перестанет, потому что в ней не будет нужды, потому что в –оссии сами должны делать подобные передачи и делать их лучше, Ц говорит отец ¬иктор ѕотапов. Ц я прослужил на “√олосе јмерики” 30 лет и в том, что произошло в 1991 году, считаю, тоже поучаствовал. “√олос јмерики” сегодн€ тоже уже не тот: когда-то одна из известнейших в мировом информационном пространстве радиостанци€ перешла в формат интернет-вещани€. «а это врем€ вырос приход, и сейчас € уже не смог бы совмещать журналистику и насто€тельство. 36 вашингтонских лет принесли мне встречи со многими замечательными людьми, тыс€чи часов эфира и радость общени€ с моими слушател€ми в —оветском —оюзе и –оссии.  ак журналист € свою миссию выполнил и бесконечно благодарен √осподу за предоставленную мне благодатную возможность поучаствовать в религиозном возрождении моей гор€чо любимой исторической –одиныї.

“ать€на ¬еселкина
(¬ашингтон, ƒ. . Ц Ќью-…орк)
‘ото автора и из архива отца ¬иктора ѕотапова

15 но€бр€ 2013 года

—мотри также:
 омментарии читателей
2013-12-04
08:21
≈гор:
»оанн ћитрополит Ўанха€ и сан ‘ранциско основал также большой храм в сан ‘ранциско . ѕоэтому не единственный храм в вашингтоне.
2013-11-23
13:49
Anya Petrova:
ћнога€ лета пастырю доброму!
ѕознакомилась с о.¬иктором в 1988 году в ћоскве, в  оломенском монастыре. я была с отцом, ѕетровым јндреем Ёдуардовичем, и мне было 9лет)) ћне живо запечатлелс€ этот светлый добрый человек, ассоциирующийс€ дл€ мен€ и по сей день с духовным возрождением –оссии конца 80х
2013-11-20
23:12
јнтонина:
ѕоздравл€ю батюшку ¬иктора с наступающими именинами (24 но€бр€) - в ’раме муч. ¬иктора в городе  отельники ћосковской области - престольный праздник, где частица мощей св€того м. ¬иктора, подаренна€ св€щенником ¬иктором.
2013-11-17
03:21
ирина:
√осподи! ƒо чего же хорошо и радостно, что есть такие служители делу - ¬ере ѕравославной, народу и “ебе, ћилосердный! —колько трудов вложено, сил, энергии...“акие известные люди... о которых мы узнали намного позже. —лава Ѕогу за ¬—≈! Ќижайший поклон ¬—≈ћ “≈ћ, кто сто€л у истоков, кто трудилс€ и трудитс€...  репкой всем ¬еры и ћнога€ лета!
2013-11-16
23:48
татиана:
—паси, √осподи, нашего любимого всеми прихожанами, отца ¬иктора и матушку ћарию. —пасибо за вразумительную статью. я живу в Ѕетезде, штат ћэриленд, 6 лет, жаль, что в св€зи с болезнью и отдаленностью не могу часто бывать в ’раме. Ќо какое же это счастье и духовна€ помощь побыть там на Ћитургии хот€ бы несколько раз в году. ’ор у нас - Ѕожественный, все батюшки ч”дные, низкий им всем поклон.
р.Ѕ. “атиана
2013-11-16
06:48
Millia:
Ќизкий поклон вам за рассказ.
—лава Ѕќ√” что есть такие св€щенники
как отец ¬иктор читала с радостью и со слезами
€ пишу из шт јйдахо
наш любимый небольшой храм
—в€того —ерафима —аровского в г Ѕойсе
и наш св€щенник ƒэвид ћозер очень хороший батюшка
жаль что у нас нет службы по русски только ≈вангелие читают в оригинале
и некоторые молитвы поют по русски-- € 3-й год в јмерике -
служба непон€тна пока немного--грустно
но стараюсь по пам€ти соображать о чем речь.
наш батюшка также работает
по своей светской специальности
приход то маленький --понимаю теперь все
спасибо вам большое
» подай вам √ќ—ѕќƒ№ всего по сердцу.
р.Ѕ.Ћюдмила
2013-11-15
15:32
иван:
ќтцу виктору с матушкой поклон. ѕознакомилс€ с батюшкой в Ќорильске когда был дь€коном года три назад.
—паси √осподи за статью.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке: