Православие в Эстонии

Часть 4. Вильянди и Раквере

Части 1, 2, 3.

Вильянди: угасающий приход?

Вильянди – один из старейших городов Эстонии: он основан в середине XII века; расположен на юге страны, в 161 километре от Таллина, вблизи озера с одноименным названием – Вильянди. В городе живет около 18 тысяч человек, но в Эстонии он является седьмым по численности населения.

Улица Вильянди. Улица Вильянди.
    

В Вильянди можно удобно добраться на автобусе из Таллина, Пярну и Валги. Сам город аккуратен и красив, а с развалин крепости открывается замечательный вид на городские окрестности.

Православных в Вильянди немного, храм здесь всего один – в старом городе, на улице Мяэ. Внешний облик храма не совсем обычен: он напоминает перестроенный жилой дом. Но именно в этом облике отобразилась местная история Православия, о которой стоит сказать подробней.

Впервые православный храм в Вильянди был построен в 1847 году, в центре города, на главной площади. Но в хрущевские времена – в 1960 году – церковь по указанию властей разобрали. Правда, в отличие от многих других мест в СССР, где разорение церкви означало фактическую ликвидацию общины, в Вильянди случилось по-другому: православным вместо уничтоженного храма была предоставлена для богослужений ризница лютеранской церкви. Затем настоятелю протоиерею Вячеславу Селиверстову удалось получить для общины муниципальный дом. Он был перестроен и приобрел нынешний церковный вид, хорошо известный жителям города.

Сейчас в вильяндской церкви святого Иоанна Предтечи служит протоиерей Агапит Альтсаар.

Протоиерей Агапит Альтсаар. Протоиерей Агапит Альтсаар.
    

Справка. Протоиерей Агапит Альтсаар родился в 1966 году в Таллине. Детство и юность провел в Кивиыли, где жили его родители. После школы работал водителем, служил в армии. Затем поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую успешно окончил в 1991 году. В иерейском сане с июня 1991 года; с того же времени является настоятелем церкви святого Иоанна Крестителя в Вильянди.

С отцом Агапитом мы беседовали в церковном доме, неподалеку от самой церкви. Домик, в котором живет священник с матушкой и тремя детьми, производит несколько тягостное впечатление: в нем только две небольшие комнаты и маленькая кухонька; выглядит он обветшалым, да и обстановка бедная. «Хорошо бы здесь побывать тем критикам Церкви, которые любят обвинять духовенство в излишней роскоши», – невольно подумал я.

Воцерковление моего собеседника началось еще в детстве и во многом благодаря доброму влиянию духовенства того региона, где он проживал. По словам батюшки, для жителей северо-востока Эстонии важными духовными центрами стали Пюхтица, Васкнарва и Кохтла-Ярве. К одному из священников, отцу Василию Борину из Васкнарвы, нынешний настоятель вильяндского храма ездил регулярно, подолгу жил в скиту, где служил этот благодатный батюшка, известный своим даром прозорливости и изгнания нечистых духов.

– После окончания школы я устроился работать водителем, но при этом серьезно размышлял, что же мне делать дальше, – вспоминает отец Агапит. – С одной стороны, выбор духовного пути в советское время казался чуть ли не выбором монашества, жизни со всякими ограничениями. Но работа водителя на заводе мне была не по душе. Да и мои коллеги недоумевали: «Чего это он не матерится, водку не пьет…» Неуютно было в таком коллективе. После армии я, по совету мамы, сходил к нашему батюшке в Кивиыли, а он мне и говорит: «Армию отслужил – иди в семинарию». Я тогда сразу подумал, что это голос свыше, от Бога. Да и не хотелось мне снова возвращаться в коллектив, где царили пьянство, матерщина и где я мог бы этим всем себя закабалить.

Отучившись в Ленинградской семинарии и приняв священный сан, отец Агапит получил назначение в Вильянди. Советская власть была уже на исходе, притеснения верующих прекратились, и город, как и многие другие города СССР, переживал время религиозного воодушевления и подъема.

– В Вильянди размещалась советская воинская часть – отдельная десантная бригада, – рассказывает протоиерей Агапит. – В церковь тогда ходили многие жены военнослужащих, приходили солдаты и офицеры. Здесь проходил срочную службу сын одного священника из Москвы, и он миссионерствовал среди сослуживцев, приводил в храм офицеров, солдат. Благодатное тогда было время, но затем число прихожан стало уменьшаться.

Храм святого Иоанна Крестителя в Вильянди. Храм святого Иоанна Крестителя в Вильянди.
    

– Из-за отъезда военнослужащих?

– Да, военные отсюда уехали, а из русскоязычного населения не все смогли получить вид на жительство. Русских называли оккупантами, в новостях всё время мелькала информация, что историческая родина русских – Россия, что они, мол, «понаехали сюда» (и должны вернуться). Одно время даже платили подъемные тем русским, которые уезжали. Многие уехали, но на новом месте устроиться не смогли, жалели об отъезде, а вернуться в Эстонию, на знакомые и обжитые места, уже было практически невозможно.

Батюшка с горечью говорит, что сейчас приход «ссохся», обмельчал: на воскресные Литургии приходит всего десять человек. Конечно, главная причина в том, что в городе стало меньше православных, но есть и еще одно объяснение: оставшиеся русские ассимилируются, теряя национальность, язык и веру. В Эстонии мало возможностей получить образование на русском языке (школы еще остаются, а вузов практически нет), да и перспективы у выпускников русскоязычных школ весьма туманны, ведь в стране один государственный язык – эстонский.

– В свое время у нас был в храме детский хор, – вспоминает отец Агапит. – Сейчас эти дети выросли, уже взрослые, у многих свои дети появились. Детей они крестили, причастили, и больше на службах мы их не видим (как и родителей). Дети учатся в эстонской школе, а она формирует специфическое мировоззрение, не дружественное Православию. Сейчас многие люди сориентированы только на деньги, а вера и богослужение для них особого значения не имеют.

«Наверное, и расколы в православной среде, столь заметные в Эстонии, никак не работают на благо Церкви», – подумалось мне. Хотя в Вильянди серьезных проблем подобного рода удалось всё-таки избежать. В городе не было явных проявлений раскола, но, по словам настоятеля, к нему в свое время приходили «агенты», беседовали, прощупывали обстановку. Потом, правда, поняли, что перевести приход в юрисдикцию Константинополя не удастся, и отступили. А вот в окрестностях города их миссия была более успешной: деревенские церкви сменили юрисдикционный статус (получив от государства конфискованное советской властью имущество, в том числе землю и лесные угодья). Примечательно, что во многих деревенских церквях служба не совершалась (и не совершается по сей день), а в тех храмах, где всё-таки есть реальные общины, смена юрисдикции не всегда происходила с согласия прихожан.

Интерьер церкви. Интерьер церкви.
    

– Например, верующие из Арусааре жаловались мне, что их насильно перевели под Константинополь, – говорит отец Агапит. – Им сразу не понравилось то пренебрежение служением, которое они заметили, а также явный поиск материальный выгоды со стороны раскольников (они искали, что им выгоднее продать). Или другой приход, в Пенуя. Старейшина этой волости регулярно приглашает меня служить на кладбищенский день. Прихожане из Пенуя сетовали, что константинопольцы всё ограбили, лес спилили и продали, а вот приход не подняли и даже не пытались поднять. Митрополит Стефан (руководитель Константинопольской митрополии) вроде бы даже протестовал, что я езжу туда служить. Но я служу не в их развалинах (то, что осталось от храма), а на кладбище. Кладбище – территория общественная, и люди имеют полное право меня пригласить.

По словам батюшки, одна из серьезных проблем небольшого прихода в Вильянди – финансовая. Денег не хватает даже на элементарный ремонт храма; если бы не помощь от митрополита Корнилия, то ситуация могла бы сложиться катастрофическая. Ведь своих земельных угодий или лесов, которые можно продавать и получать прибыль, у вильяндского храма нет. Сложно рассчитывать и на рост числа прихожан, поскольку население города сокращается, да и массовых обращений в Православие не происходит. Словом, ситуация складывается непростая, но вся надежда на Бога – раз в городе стоит храм, значит он кому-то нужен.

Конечно, не совсем справедливо говорить, что община святого Иоанна Предтечи угасает, но в то же время здесь, как в зеркале, отражаются проблемы небольшого православного прихода в эстонской глубинке, которые, увы, очень сложно преодолеть.

Раквере: город священномученика Сергия

В Эстонии очень мало мест, где можно помолиться у мощей святых. Сложно сказать, с чем это связано: то ли с общей слабостью Православия (и религии в целом) в стране, то ли из-за лютеранского влияния (как известно, протестанты мощи святых не почитают). Город Раквере, что в 100 километрах к востоку от Таллина, – явное исключение из этого печального правила. Здесь, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, пребывают мощи одного из эстонских святых – священномученика Сергия (Флоринского).

Улицы Раквере. Улицы Раквере.
    

Святой Сергий – из числа новомучеников. Он был убит коммунистами из Эстляндской трудовой коммуны в 1918 году. Мощи святого были обретены спустя 85 лет – в июле 2003-го. Как раз в нынешнем году праздновалось десятилетие столь радостного и неординарного для православной Эстонии события.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Раквере. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Раквере.
Храм, в котором покоятся мощи, – один из самых древних в Эстонии, хотя, конечно, для этой страны слово «древность» применительно к Православию звучит несколько условно: массовое строительство православных церквей в земле эстов началось только в XIX веке. В Раквере православная церковь появилась в первой половине XIX века – в 1839 году. Вначале церковь располагалась в двухэтажном доме, но в конце столетия была полностью перестроена и к 1900 году приобрела современный вид. Храм выдержал испытания всех лихолетий XX века; он был закрыт только на три недели в конце 1918 – начале 1919 года, когда власть на короткий срок перешла в руки Эстляндской трудовой коммуны.

Церковь, украшающая город, находится примерно в 20 минутах ходьбы от автовокзала, на Таллиннской улице. Храм, как правило, открыт и в будние дни, даже если нет богослужений.

В Церкви служит один священник – протоиерей Александр Лебедев.

Справка. Протоиерей Александр Лебедев родился в 1969 году в Локса (Эстония). Окончил Санкт-Петербургский морской технический университет (Кораблестроительный институт). В 1995 году рукоположен во диакона, в 1996-м – во иерея (обе хиротонии совершал нынешний митрополит Корнилий, тогда – епископ). Служил в Нарве и Кивиыли; с 1999 года – настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Раквере. Проживает в Таллине.

Протоиерей Александр Лебедев. Протоиерей Александр Лебедев.
– Я получал сугубо светскую профессию, но уже к концу учебы у меня сформировалось твердое желание стать священником, – говорит отец Александр. – Через год после возвращения из России в Эстонию я стал диаконом.

С отцом Александром мы говорили и о священномученике Сергии, и о том, как изменилась жизнь прихода после обретения его мощей. Изменения связаны в основном с внешним обликом храма, но, по словам батюшки, очень символично то, что они начали происходить после столь знаменательного для прихода и всего города события.

– Например, мы столько всего отремонтировали, что раньше даже и мечтать об этом не могли, – рассказывает отец Александр. – Установили систему отопления, которая позволяет поддерживать температуру и влажность, обеспечивающие сохранность здания. Раньше приходилось служить зимой в валенках и пальто, что, конечно, было нелегко. Сейчас же зимой температура внутри храма обычно не опускается ниже 15 градусов. Нам также удалось сделать косметический ремонт внутри храма и в церковном доме.

– Всё это благодаря целевым пожертвованиям?

– Да. Нередко и через митрополита Корнилия помощь получали: к нему приходят благотворители, а он их и в Раквере направлял. Приход в Раквере небольшой, обычно на воскресных Литургиях бывает 25–30 человек, так что приходских средств хватает только на текущую жизнь.

Большинство нынешних прихожан – из числа местных русскоязычных жителей (их в Раквере немного – чуть больше тысячи человек). Молодежи в приходе практически нет, в хоре поют матушка и еще две пожилые женщины, читает тоже матушка. Сложность церковной жизни провинциального города заметна и здесь, хотя, конечно, в Раквере она отчасти сглаживается благодаря притоку паломников и вниманию благотворителей.

– Даже в организации богослужебной жизни кое-что улучшилось, – говорит отец Александр. – Например, раньше мне приходилось бывать в Раквере урывками: я служил вечером всенощное бдение, возвращался домой в Таллин, а утром приезжал служить Литургию. Сейчас же в церковном доме есть служебная квартира для священника, в ней можно останавливаться по мере надобности.

Раквере. Раквере.
    

В то же время нельзя не отметить, что всё имущество – храм и церковный дом – приходу не принадлежит. Поскольку прихожане отказались менять юрисдикцию и переходить под Константинополь, церковное имущество осталось в собственности государства. Приход лишь является арендатором, хотя храм в свое время был построен без всякого участия эстонского государства (впрочем, в то время такого государства не существовало – была лишь бескрайняя Российская империя). К сожалению, пока нет возможности получить имущество в собственность, даже невзирая на благожелательное отношение местной власти.

Мэр радеет за город, и ему, конечно, важно, чтобы храм был открыт, чтобы больше людей сюда приезжало (то есть с точки зрения светской – увеличивалось число туристов), – объясняет отец Александр. – Он постоянно приводит к нам в храм разные экскурсии; даже сам водит экскурсии по храму (если меня нет на месте) и рассказывает про священномученика Сергия. Мы проводим и совместные конференции, устраиваем выставки. Для нас это хорошая возможность рассказать о Православии, причем мы стараемся подчеркнуть, что Православие – это не только русская религия.

– Значит, вы не чуждаетесь миссионерской работы?

– Такая работа ведется. Например, я регулярно бывал в школах города. Если раньше дети смотрели на священника с некоторым удивлением, то сейчас отношение другое: меня уже знают. Мы также проводим совместные конференции с другими конфессиями, на которых я стараюсь говорить о различных аспектах Православия, например об иконопочитании, мученичестве, или же рассказываю о наших традициях празднования Рождества Христова.

Раквере. Рака с мощами свмч. Сергия. Раквере. Рака с мощами свмч. Сергия.
    

Конечно, главная святыня храма – это мощи священномученика Сергия. Но есть в нем и другие святыни, о которых знают местные жители. Например, очень почитается икона Божией Матери «Утоли моя печали». Особая история связана с иконой святого Наума Охридского. Она была написана македонцем из Канады, который, побывав в Раквере, очень впечатлился церковью Рождества Пресвятой Богородицы и решил преподнести ей такой дар. Но самое главное чудо в том, что, несмотря на все сложности нашего времени и отток православного населения из Раквере, здесь регулярно совершается святая Божественная Литургия и все православные могут приходить в этот замечательный храм, благословляемый небесной молитвой одного их мучеников XX века.

(Продолжение следует.)

Сергей Мудров

22 ноября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Православие в Эстонии Православие в Эстонии
Ч. 3. Валга: пограничье и зона раскола
Православие в Эстонии Православие в Эстонии
Часть 3. Валга: пограничье и зона раскола
Сергей Мудров
Когда настоятель церкви в Валге решил перейти в Константинопольский Патриархат, почти все члены прихода выступили против смены юрисдикции. Но храм XIX века у них отняли: сыграли свою роль антимосковские настроения властей.
Православие в Эстонии Православие в Эстонии
Часть 2. Юго-восток
Православие в Эстонии Православие в Эстонии
Часть 2. Юго-восток
Сергей Мудров
Путь отца Иакова к Православию был непростым. Он родился в обычной эстонской семье, был крещён в лютеранстве, получил образование агронома, работал в садоводческом сельхозпредприятии в Вильянди.
Православие в Эстонии Православие в Эстонии
Ч. 1. На востоке страны
Православие в Эстонии Православие в Эстонии
Часть 1. На востоке страны
Сергей Мудров
Как течет приходская жизнь в Эстонии? Какие отношения складываются у православного духовенства с властями и местным населением? И есть ли перспективы у Православия в этой небольшой прибалтийской стране?
Уроки эстонского благочестия Уроки эстонского благочестия
Записки паломника
Уроки эстонского благочестия Уроки эстонского благочестия
Записки паломника
Петр Давыдов
«Перед нами стоит та же задача, что и перед нашими предками: показать не только русским, но и эстонцам, что Православие – не моноэтническая резервация, а вселенская вера», – говорит настоятель православного храма в Раквере протоиерей Александр Лебедев.
Игуменья всея Руси Игуменья всея Руси
Интервью с настоятельницей Пюхтицкого женского монастыря игуменией Варварой
Владыка Алексий, нынешний Патриарх, не только помогал нам по хозяйству, но был для нас духовным руководителем. Он очень проникся к Пюхтицам. Это для него была родная обитель. Можно сказать, что монастырь он сам поднял. Мы только за послушание бегали туда-сюда, туда-сюда. Не знаю, как дожила, что скоро мне восемьдесят лет будет…
Митр. Корнилий (Якобс): «Православие в Эстонии началось с Ярослава Мудрого» Митр. Корнилий (Якобс): «Православие в Эстонии началось с Ярослава Мудрого» Митр. Корнилий (Якобс): «Православие в Эстонии началось с Ярослава Мудрого» «Православие в Эстонии началось с Ярослава Мудрого»
Беседа с митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием (Якобсом)
Хоть я и был три с половиной года в заключении, но это было в хрущевское время. Это были не Соловки, не Колыма.
Комментарии
Игорь 2 ноября 2022, 21:44
Волею судеб оказался обитать вблизи Вильянди. Дочка попросила прикупить правосланый крестик и освятить его. Долго искал храм колеся по узеньким улочкам. Наконец то на одном из косогоров городка обнаружил оный. Увиденное привело мены в некое смятение. Храмом назвать даже с сильной натяжкой покажется кощунством. Конечно понимая отношение местных, не побоюсь этого слова националистов, сообразил, что находясь в таком окружении такое ухоженное строение в виде кладбищенской часовенки уже можно считать чудом. Спасибо православному люду, что вовсе не дали на поругание. Конечно мое благое желание не осуществилось по причине амбарного замка на калитке.
Елена15 февраля 2018, 17:28
Бог в помощь! Здравствуйте! В Вильяндской церкви святого Иоанна Предтечи служит протоиерей Агапит Альтсаар. Пожалуйста,Христа ради, помогите с ним связаться.С благодарностью.Елена.
Светлана23 ноября 2013, 11:19
Мне кажется, что правительство России в первую очередь должно
способствовать желающим уехать, предоставлять какие-то пре-
ференции. Ведь это так очевидно.
Павел Астахов23 ноября 2013, 09:12
Прибалтов нет - есть три совершенно разные страны. Литва - тут всем всерано кто ты - у кого есть деньги тот и пан. Если ты с деньгами то ты будь хоть трижды русским и четырежды евреем тебе все друзья. Если денег нет то иногда поглумиться любят, особенно зная свои проблемы. Приходы - где как, впрочем русских всегда было немного от того избытка в приходах нет. Их просто не пооткрывали. Латвия - неграждане, фашизм, и кое какая русская оппозиция под спудом. Там русские ещё имеют шанс на то чтобы стать сильнее. И РПЦ тут может сиграть ключевую роль - если захочет. А Эстония - сугубо секулярная страна. Даже у лютеран полупустые храмы. Впрочем - таже Финляндия. есть исключения - но они только подтверждение правил. Эстонии Бог - вообще любой Бог, в общем то не нужен. Русские там раздроблены, и чуствуют себя более европейцами чем русскими. Формально митрополия - а фактически любая даже самая маленькая епархия где нибудь в повольжье даст фору. И храм этот Вильянди, не смотря на всё упорство священника движется к закрытию.
Алла22 ноября 2013, 23:29
Я живу в Эстонии, в городе Палдиски. Вот именно " если бы была возможность", у некоторых её нет. Ну все уедем, а наши храмы, а наш монастырь Пюхтицкий, а наши родные, умершие здесь? Как мы всё это бросим?
Stanislav22 ноября 2013, 23:07
Я был в этом храме лет 6-7 назад. Очень уютный и какой-то домашний, родной. Приложились к мощам Св. Сергия. Сам городок тоже такой маленький, сонный но очень милый. Эстония - очень милая страна, если бы не некоторые её коренные жители. Дай Бог сил батюшке и его приходу!
Виктор Савельев22 ноября 2013, 17:57
Хорошая статья!
Donington9322 ноября 2013, 10:59
Конечно, легко сказать, но трудно сделать, но я бы (если бы была возможность) уехал из неправославной страны, где к русским настроены враждебно. Прибалты русофобией конкретно болеют.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×