Монахи не падают с луны

28–29 января 2014 года в московском Сретенском монастыре состоялась конференция «Монашеская традиция: от древности до наших дней», проводимая в рамках XXII Рождественских чтений. В актовом зале Сретенской семинарии собралось более 150 участников из России, Греции, Грузии, Сербии, США, Великобритании и Святой Горы Афон. Впечатлениями о работе конференции поделился Высокопреосвященный Марк, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский (РПЦЗ).

Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт) Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт)
    

На конференции больше говорилось о принципах и идеалах монашества, чем о реальной ситуации. Конечно, была попытка поднять вопросы и современного его состояния.

Из высказываний некоторых участников явствовала боль о том, что происходит в современных монастырях. Я думаю, в основном это связано с положением самой России, которое я не так хорошо знаю, поэтому не могу давать объективную оценку. Но то, что я понял из этих, можно сказать, «воплей» некоторых участников конференции, сводится к тому, что сейчас в монастыри поступают люди, которые воспитывались в современном российском обществе, а это означает, что у них отсутствует преемственность, утеряна традиция, нет корней. Мы можем наблюдать это у верующих, которые приезжают на Запад: заметно отсутствие благоприятной обстановки, в которой росло монашество и вообще христианство в прошлые века.

Одно дело, когда родители были верующие, и все окружение естественным образом формировалось по этому образцу, и совсем другое, когда человек происходит из неверующей семьи и подобного же общества. Для такого человека все новое и нет якоря, за который он мог бы держаться. Это очень заметно в мире, и это определяет нынешнее состояние монашества в России.

Один из архиереев высказался очень резко, отметив, что есть монастыри, в которых большинство монашествующих состоит из бывших заключенных и наркоманов. Конечно, не везде так, однако наличие такого элемента налицо, и это естественным образом осложняет всю монашескую жизнь. Это не означает, конечно, что такие люди не должны становиться монахами – наоборот, они могут стать даже образцовыми монахами. Мы знаем примеры разбойников, которые стали святыми. В системе многое испорчено, но это не значит, что отдельный человек не может из этого вырваться.

Также из слов присутствующих можно было сделать вывод, что сейчас много людей, которые приходят в монастыри и тут же их покидают. Т.е. люди не пускают корней, многие исковерканы наследием безбожного прошлого.

Это отрицательный момент в жизни любого монастыря, когда отсутствуют устои, когда нет хотя бы маленького братства или сестричества, дающего основу, которая позволяет пустить корни. Поэтому и остальное все тоже шатается и колеблется. Это очень опасное положение. С другой стороны, я не могу предложить никакого лечения, потому что понимаю, что это естественные последствия того периода безбожной власти, который пережила Россия. И хотя внешним образом он закончился, но внутри еще продолжается.

Насколько этот мир и общество больны, настолько и монашествующие будут больные на определенное время

На мой взгляд, один из самых серьезных вопросов, который стоит перед российскими монастырями, – как истребить это страшное наследие, которые отражается на всех жителях страны. Это как зараза, которую надо вытравить, но как это сделать – вопрос. Я понимаю, что сделать это необходимо, но пути выхода пока непонятны. Болеет все общество в целом – не только монашество, на котором, однако, это отражается наиболее сильно, наиболее заметно, поскольку монахи – продукты своего общества, которые не падают с луны, а являются выходцами из современного мира. Насколько этот мир и общество больны, настолько и монашествующие будут больные на определенное время.

Монастыри – это лечебницы, которые призваны лечить поступающих в них людей. Насколько монастыри будут в состоянии лечить – вопрос силы духа. Насколько в монастыре будет присутствовать Дух, настолько обитель будет способна лечить людей.

Одновременно предлагается лекарство и яд – и это отражается на каждом человеке

Говоря о той болезни, которая присутствует в обществе, я часто указываю на то, что по сей день в России можно наблюдать статуи кумиров прошлого – убийц и гонителей Церкви. До сих пор Красная площадь отравляется трупом, который там лежит, и это не может не влиять на людей. Понимаете, когда меня ведут по улице, которая носит имя убийцы, это влияет на меня. Я не хочу идти по такой улице. Все это – большой антидуховный груз, который висит на стране и отравляет ее изнутри. Для меня большая радость, что, гуляя по городу, дети могут видеть золотые купола, но с другой стороны они могут наблюдать совершенное противоположное: их отравляет название улицы, по которой они идут. Как это можно совмещать? Одновременно предлагается лекарство и яд – и это отражается на каждом человеке. Я иногда вынужден отправлять письма своим собратьям-архиереям по подобным адресам, но у меня не поднимается рука это сделать. Слава Богу, в Германии это истребили: нет ни одной площади или улицы с именем Гитлера. Необходима цензура, отмежевание от того безумия и страшного времени гонений. А в России наоборот: по сей день гонители прославляются. Поэтому люди, которые поступают в монастырь, больны.

На Западе люди отравлены индивидуализмом

На Западе люди тоже отравлены, но они болеют другой болезнью – индивидуализмом, обособленностью друг от друга. Им трудно жить в одной келье с другим человеком, более того, это уже почти невозможно. В первую очередь нужно очиститься от страшного наследия прошлого. Я не хочу никого поучать или упрекать – наоборот, я с болью говорю это. И по опыту Германии, где это истребилось в корне, я понимаю, что России еще предстоит это сделать. К сожалению, даже церковные деятели на этом пока не настаивают, и это меня удручает.

Другая боль, о которой я слышу уже не первый год, и которая выявилась на встрече монашествующих в рамках Рождественских Чтений, – это то, что многие уделяют большое внимание внешним делам в ущерб внутреннему деланию и молитве. Богослужение и келейная молитва не во всех монастырях занимает то место, которое им принадлежит по праву.

Для многих на первое место вышло внешнее обустройство монастырского жития

Опять-таки это происходит в силу тяжелого наследия прошлого: монахи вынуждены восстанавливать обители, церкви, то, что было разрушено. И все это пожирает огромное количество энергии и сил у тех, кто поступает в монастыри, начиная с игуменов и заканчивая трудниками. Не берусь судить (я не жил в таких монастырях), но по отдельным наблюдениям складывается впечатление, что многие и игумены и монашествующие попадают в такую колею, когда перестают осознавать важность молитвы или только мечтают о ней, не понимая, как можно соединить ежедневные заботы с истинным монашеским деланием. Это тоже в некотором роде результат болезни нынешнего общества.

И в прежние времена постоянно строили и восстанавливали, но на первом месте всегда стояла молитва

Мне кажется, что в последние двадцать лет для многих на первое место вышло внешнее обустройство монастырского жития. Могу только предположить, что это происходит от желания видеть быстрые плоды при строительстве храмов и монастырских помещений. При этом, увы, теряется способность или стремление к сосредоточенной, созерцательной духовной части монашеской жизни. И в прежние времена постоянно строили, восстанавливали монастыри и храмы, но на первом месте всегда стояла молитва.

Надо молиться, чтобы мы преодолели эту стадию развития российских монастырей и опять взялись бы всецело за исконное монашеское делание.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Дерзнуть на большее: о пути в монастырь и о монашестве Дерзнуть на большее: о пути в монастырь и о монашестве
Игум. Михаил (Семёнов)
Дерзнуть на большее: о пути в монастырь и о монашестве Дерзнуть на большее
Игумен Михаил (Семёнов) о пути в монастырь и о монашестве
Юлия Посашко
О том, как связано послушание с любовью, как возможно выстроить монастырь на пустом месте, почему старцы — не волшебники и отчего монах никогда не оправдывается.
«Монашество – это счастье. Но это и крест» «Монашество – это счастье. Но это и крест»
Иером. Петр (Бородулин)
«Монашество – это счастье. Но это и крест» «Монашество – это счастье. Но это и крест»
Иеромонах Петр (Бородулин)
Считать, что причины ухода в монастырь в каких-то внешних обстоятельствах жизни, – это заведомая ошибка. Не внешние обстоятельства приводят в монастырь. Быть человеку монахом или не быть – решает Бог, Которому открыто не только прошлое и настоящее, но и будущее человека.
Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться
Игум. Георгия (Щукина)
Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться Одни приходят в монастырь жить, а другие – спасаться
Беседа с настоятельницей Русского Горненского женского монастыря на Святой Земле игуменией Георгией (Щукиной)
Одни приходит в монастырь жить, а другие – спасаться. Те, кто идут, чтобы только в нем жить, поступают в монастырь без призвания. В этом случае и келья им не нравится, и послушание они не могут нести. Во всем они привередливы, даже трапеза – и та для них не такая. А те, кто идут в монастырь по призванию – ради Господа и ради спасения души, – они всё будут терпеть. Им всегда и везде хорошо.
Комментарии
р.Б.Л.20 декабря 2018, 05:24
Спаси Господь.
Владыко прав по -поводу преемственности. Эти же слова сказал и Патриарх Алексий в последнем фильме перед его Святой кончиной.Он и говорил о том же ,что и Владыко Марк ;отсутствие преемственности в священнослужении.Осуждать не берусь-грех,примеры есть и их не мало.А тот ,кто ездит по многим монастырям тот судит лишь по внешним ,,признакам,,.Потрудитесь несколько месяцев,а то и лет только в одном монастыре не выезжая за его приделы,тогда всё и прочувствуете.
Боже буди нам милостив грешным.
Elena Dorogina11 февраля 2014, 21:09
На мой взгляд:очень верно архиепископ Марк охарактеризовал ситуацию.
А насчёт любви в его обители: вспоминается рассказ как авву с учениками пригласили, по-моему на праздник, в другую обитель. Ученики пошли впереди. Видят больной на дороге. Бедняга попросил, что бы его забрали и отнесли в селение. Ученики сказали, что им нужно идти и прошли мимо. Проходит, несчастный к нему с просьбой. Тот спросил про учеников, услышав ответ, авва - взял бедолагу на плечи и потащил к людям. Ноша вдруг легчает, легчает - оказалось Ангел Божий. Господь и сказал страцу: ты вот всё просишь, что бы твои ученики были там же где и ты. Но посмотри на их дела и на свои.
Помоги Господи, всем нам!
Trololo 8 февраля 2014, 19:13
Alles ist richtig!Danke,Mark!
НН 4 февраля 2014, 19:37
Олег:
Читая статьи архиепископа Марка,понимаешь, какое у владыки глубокое понимание наших духовных недугов и рассудительность в их излечении.
Читая некоторые комментарии, видишь сколько у нас еще "совкового" мышления.

Олег, а в чем "совковость"-то? Не совсем соглашаемся? Уж простите, нас, грешных, мы же жили и живём в России с рождения...
А про понимание духовных недугов - прочитайте статью покойног ныне (Царствие ему небесное!) архиепископа Алексия (Фролова). Какая глубина, мудрость и ТАКТ!

1917: Апофеоз трагедии русского духа
http://www.pravoslavie.ru/smi/42717.htm
Олег 4 февраля 2014, 15:46
Читая статьи архиепископа Марка,понимаешь, какое у владыки глубокое понимание наших духовных недугов и рассудительность в их излечении.
Читая некоторые комментарии, видишь сколько у нас еще "совкового" мышления.






Николай 4 февраля 2014, 09:16

Ну, и название статьи выбрано!?

Монастырь в Германии, где живет владыка Марк, далек от идеала и совершенста.Там нет самого главного - любви. Хотя и говорят там на русском языке...Побывайте в обители и многое сами поймете. А рассуждать о монашестве умеют.
Светлана 3 февраля 2014, 22:44
Да,какой-то прямо выговор с занесением в личное дело получился...Простите,Владыка!...У меня есть знакомый иеромонах Киприан из Германии(познакомились в паломнической поездке),так вот он весь год собирает свои марки,отказывая себе во многом и все для того,чтобы приехать на месяц к нам,чтобы поклониться СВЯТЫНЯМ!!!А их у нас СИЛА-СИЛЮЩАЯ!!!Вот так напитается БЛАГОДАТЬЮ и- назад,в Германию...Итак уже насколько лет подряд.Попробуйте пройти дорогой Вашего соотечественника,Владыка.
Ольга 3 февраля 2014, 22:09
Чтоб спасти страну и граждан, нужно ввести в общеобразовательных школах Закон Божий - с первого класса.
Ну кто-то пошумит, т.к. счастья своего не знает, зато польза какая будет! Я вот подумала, кто без Бога живет, тот сирота на белом свете, а дети - особенно.
р.Божия Ирина 3 февраля 2014, 21:34
Все есть в России!
Добро пожаловать в Русские монастыри!
У меня есть видение того, что творится на западе, слава Богу греки спасают сейчас этот регион. А вот у автора статьи, нет реального видения того, что происходит в России.
Поэтому, еще раз:
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В РУССКИЕ МОНАСТЫРИ!
Перечислю те, в которых мне Господь дал побывать за эти пару месяцев и Вы поймете всю мощь Русского Православия - Киевской Руси:
Оптина (и не один раз была),Псково-Печерский монастырь,Шамордино, Клыково, Валдайский мужской монастырь, Почаевская Лавра, Данилов монастырь, Донской монастырь, Сретенский монастырь. И думаю, что это еще не все.
Нельзя судить о монашестве, не посетив обитель.
НН 3 февраля 2014, 19:56
Олег
2014-02-03;14:28
Олег, не стоит так горячиться... Прочитайте лучше интервью с отцами Георгием Бреевым и Валерианом Кречетовым... Владыка Марк тоже не с луны, он ведь из-за рубежья...
Хоть кто-то, нас, неразумных, которых миллионов этак 70, никак не меньше,научит уму-разуму: сейчас влдасть от Бога, а с 1917 по 1993 - не от Бога... Царствование Николая2 - от Бога, а отречение - не от Бога... Когда Гитлер на нашей аккупированной разорённой территории разрешил открывать храмы - это хорошо, а Сталин - плохо... (Тем людям, которые родились в 1943г, сейчас - 70 лет... Моей бабушке НИКТО и НИЧТО не мешало в Бога верить и в храм ходить, а мама, выросшая в православной семье, не считала нужным это делать). "И катайцы нынче не те!". Меня учили, что на всё воля Божия, а тут как-то через раз... Совсем я запуталась...
Лариса 3 февраля 2014, 19:18
В Германии нет улиц с именем Гитлера, но за собирание подписей об отмене занятий по гомосексуализму в школе, на учителя-инициатора этого сбора заводят уголовное дело.
Viktoriya-Nika Zemlyanskaya 3 февраля 2014, 17:24
Спаси Вас Господи, Владыка Марк! Все , что Вы написали , действительно так.Находясь в Германии, прочитала много Ваших статей в Вестнике Германской Епархии Русской Православной церкви за границей.Очень надеюсь еще и на встречу. На все воля Божия. Просим Ваших святых молитв - р.Б.Михаил и р.Б.Ника
Нина Фатеева 3 февраля 2014, 16:20
Слава Богу , что мы не отравлены , пока , индивидуализмом. Мы ( сужу по своему окружению) любим общаться и открыты друг другу ( даже ,встретив свою ''старую ''соседку , с которой когда - то жил рядом...). А на памятники и на названия улиц , лично я , не обращаю внимания - стоят...и стоят...-как история былого , и лишнее напоминание , к чему нельзя возвращаться.
Ольга 3 февраля 2014, 15:20
Да, Владыко, у нашей страны тяжелое наследие прошлого века. Но не чудо-ли, что после всего что было люди пошли в храм и даже стали восстанавливаться монастыри? Мы - русские, поэтому преодолеем и те трудности о которых Вы говорите, необходимо только терпение и вера в Бога. Почему в Германии полностью истребили яд гитлеровского прошлого, а у нас остатки "безумия" и "страшного времени гонения" можно еще встретить в виде названий улиц, памятников, непохороненного трупа на Красной площади? Потому, что Россия разгромила фашистскую Германию и это совпало со временем "безумия". Наше общество перерождается постепенно, естественно, в борьбе, теперь уже не только с воинствующем безбожием. А германский народ потерпел страшное сокрушение и, чтобы подняться и жить дальше, было необходимо признать все и отмежеваться от не менее безумного прошлого. Помолитесь о России!
Вера Рыбалова 3 февраля 2014, 15:13
Удивительно как чётко подметил Архиепископ Марк, что болезни общества и болезни монашества однокоренные, так хочется, чтобы мы услышали это и кроме этого наконец-то искоренили историческое недоразумение и убрали с наших площадей имена тех кто уничтожал народ, веру, священство! Слова Владыки доходят до сердца и трогают. Но хочу заметить, несмотря на духовное состояние нашего общества, есть у нас Светильники Божьи, которые и свет несут и монастыри строят и монахов воспитывают и молятся и народ вокруг собирают. Так что всё у нас неплохо
Андрей Савельев 3 февраля 2014, 15:01
Все так! Помоги нам Господи!
Олег 3 февраля 2014, 14:28
Понимаете, в девяностых годах двадцатого века Церковь обращалась с проповедью по большей частью к советским людям, которые, если они были лояльными и хорошими гражданами , лояльно относились и к советской власти, и знаете ли , было за что. А как относились к властям римской Империи апостолы? А не могли бы Вы Ваш антисоветизм, вполне понятный, сближать с англо-саксонской его разновидностью, а не с Германской? Всё-таки во время Второй Мировой Войны англичане и американцы были нашими союзниками. И, кстати, во время Первой Мировой тоже. А как , скажите пожалуйста, должен был чувствовать себя мой прадед, когда вдруг оказался освобождённым от присяги внезапным отречением царя? Ленин, простите, не называл себя богом и не требовал поклонения. Сталин, это несколько другая история, но он разрешил открывать церкви, когда оказался загнанным в угол. Вы скажете, может быть, что и Гитлер разрешил открывать церкви. Скажем больше на пряжках немецких солдат была фраза "С нами Бог", но не говорил ли Христос о том, что многие придут Именем Его и будут говорить. что это Он. По плодам их узнаете их.
Олег 3 февраля 2014, 14:26
Отец Марк, а как Вы относитесь к наименованию улицы имени Карла Маннергейма в Хельсинки? Независимость Финляндии отдал тоже Владимир Ленин, но всё же...А как Вы относитесь к тому, что в Германии готовили боевиков УНА УНСО, готовили структуры связанные с фашистскими структурами времён Третьего Рейха, это уже в наше время, в стране где нет улицы Гитлера? А как Вы относитесь к Хорти, Смятоне,и другим восточноевропейским диктаторам времён Второй Мировой,к нацистским шествиям в Прибалтике? А знаете, здесь в Прибалтике не очень хорошо относятся к Николаю Второму. А как Вы относитесь к независимым прибалтийским государствам? Это хорошо, что они стали независимыми или нет? Понятно, что нам русским живущим тут надо отвечать и за Петра Первого и за Николая Первого и за Николая Второго и за Сталина и за Брежнева , и за Хрущёва хотя это такая же наша земля, как и земля других народов, издавна здесь проживающих.
Александр 3 февраля 2014, 13:04
Золотые слова, Владыка! Видел, как Владыка делает земные поклоны, когда молился в Александро-Невской Лавре во время приезда на установку памятного Креста прошлым Великим Постом. Это монах, молитвенник у которого надо учиться и учиться.
3 февраля 2014, 12:38
Нравится!!!
Анатолий Пеньшин 3 февраля 2014, 10:41
Монастырь должен формироваться вокруг подвижника (как вокруг Сергия Радонежского), а не ради стен. Нет духоносных подвижников, не надо и монастырей. Ибо фикция это и обман пред людьми и Богом.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×