¬стреча с ѕравославием

ћонахи не падают с луны

јрхиепископ ћарк (јрндт)

28Ц29 €нвар€ 2014 года в московском —ретенском монастыре состо€лась конференци€ Ђћонашеска€ традици€: от древности до наших днейї, проводима€ в рамках XXII –ождественских чтений. ¬ актовом зале —ретенской семинарии собралось более 150 участников из –оссии, √реции, √рузии, —ербии, —Ўј, ¬еликобритании и —в€той √оры јфон. ¬печатлени€ми о работе конференции поделилс€ ¬ысокопреосв€щенный ћарк, архиепископ Ѕерлинско-√ерманский и ¬еликобританский (–ѕ÷«).

јрхиепископ Ѕерлинско-√ерманский и ¬еликобританский ћарк (јрндт) јрхиепископ Ѕерлинско-√ерманский и ¬еликобританский ћарк (јрндт)
††††

Ќа конференции больше говорилось о принципах и идеалах монашества, чем о реальной ситуации.  онечно, была попытка подн€ть вопросы и современного его состо€ни€.

»з высказываний некоторых участников €вствовала боль о том, что происходит в современных монастыр€х. я думаю, в основном это св€зано с положением самой –оссии, которое € не так хорошо знаю, поэтому не могу давать объективную оценку. Ќо то, что € пон€л из этих, можно сказать, Ђвоплейї некоторых участников конференции, сводитс€ к тому, что сейчас в монастыри поступают люди, которые воспитывались в современном российском обществе, а это означает, что у них отсутствует преемственность, утер€на традици€, нет корней. ћы можем наблюдать это у верующих, которые приезжают на «апад: заметно отсутствие благопри€тной обстановки, в которой росло монашество и вообще христианство в прошлые века.

ќдно дело, когда родители были верующие, и все окружение естественным образом формировалось по этому образцу, и совсем другое, когда человек происходит из неверующей семьи и подобного же общества. ƒл€ такого человека все новое и нет €кор€, за который он мог бы держатьс€. Ёто очень заметно в мире, и это определ€ет нынешнее состо€ние монашества в –оссии.

ќдин из архиереев высказалс€ очень резко, отметив, что есть монастыри, в которых большинство монашествующих состоит из бывших заключенных и наркоманов.  онечно, не везде так, однако наличие такого элемента налицо, и это естественным образом осложн€ет всю монашескую жизнь. Ёто не означает, конечно, что такие люди не должны становитьс€ монахами Ц наоборот, они могут стать даже образцовыми монахами. ћы знаем примеры разбойников, которые стали св€тыми. ¬ системе многое испорчено, но это не значит, что отдельный человек не может из этого вырватьс€.

“акже из слов присутствующих можно было сделать вывод, что сейчас много людей, которые приход€т в монастыри и тут же их покидают. “.е. люди не пускают корней, многие исковерканы наследием безбожного прошлого.

Ёто отрицательный момент в жизни любого монастыр€, когда отсутствуют устои, когда нет хот€ бы маленького братства или сестричества, дающего основу, котора€ позвол€ет пустить корни. ѕоэтому и остальное все тоже шатаетс€ и колеблетс€. Ёто очень опасное положение. — другой стороны, € не могу предложить никакого лечени€, потому что понимаю, что это естественные последстви€ того периода безбожной власти, который пережила –осси€. » хот€ внешним образом он закончилс€, но внутри еще продолжаетс€.

Ќасколько этот мир и общество больны, настолько и монашествующие будут больные на определенное врем€

Ќа мой взгл€д, один из самых серьезных вопросов, который стоит перед российскими монастыр€ми, Ц как истребить это страшное наследие, которые отражаетс€ на всех жител€х страны. Ёто как зараза, которую надо вытравить, но как это сделать Ц вопрос. я понимаю, что сделать это необходимо, но пути выхода пока непон€тны. Ѕолеет все общество в целом Ц не только монашество, на котором, однако, это отражаетс€ наиболее сильно, наиболее заметно, поскольку монахи Ц продукты своего общества, которые не падают с луны, а €вл€ютс€ выходцами из современного мира. Ќасколько этот мир и общество больны, настолько и монашествующие будут больные на определенное врем€.

ћонастыри Ц это лечебницы, которые призваны лечить поступающих в них людей. Ќасколько монастыри будут в состо€нии лечить Ц вопрос силы духа. Ќасколько в монастыре будет присутствовать ƒух, настолько обитель будет способна лечить людей.

ќдновременно предлагаетс€ лекарство и €д Ц и это отражаетс€ на каждом человеке

√овор€ о той болезни, котора€ присутствует в обществе, € часто указываю на то, что по сей день в –оссии можно наблюдать статуи кумиров прошлого Ц убийц и гонителей ÷еркви. ƒо сих пор  расна€ площадь отравл€етс€ трупом, который там лежит, и это не может не вли€ть на людей. ѕонимаете, когда мен€ ведут по улице, котора€ носит им€ убийцы, это вли€ет на мен€. я не хочу идти по такой улице. ¬се это Ц большой антидуховный груз, который висит на стране и отравл€ет ее изнутри. ƒл€ мен€ больша€ радость, что, гул€€ по городу, дети могут видеть золотые купола, но с другой стороны они могут наблюдать совершенное противоположное: их отравл€ет название улицы, по которой они идут.  ак это можно совмещать? ќдновременно предлагаетс€ лекарство и €д Ц и это отражаетс€ на каждом человеке. я иногда вынужден отправл€ть письма своим собрать€м-архиере€м по подобным адресам, но у мен€ не поднимаетс€ рука это сделать. —лава Ѕогу, в √ермании это истребили: нет ни одной площади или улицы с именем √итлера. Ќеобходима цензура, отмежевание от того безуми€ и страшного времени гонений. ј в –оссии наоборот: по сей день гонители прославл€ютс€. ѕоэтому люди, которые поступают в монастырь, больны.

Ќа «ападе люди отравлены индивидуализмом

Ќа «ападе люди тоже отравлены, но они болеют другой болезнью Ц индивидуализмом, обособленностью друг от друга. »м трудно жить в одной келье с другим человеком, более того, это уже почти невозможно. ¬ первую очередь нужно очиститьс€ от страшного наследи€ прошлого. я не хочу никого поучать или упрекать Ц наоборот, € с болью говорю это. » по опыту √ермании, где это истребилось в корне, € понимаю, что –оссии еще предстоит это сделать.   сожалению, даже церковные де€тели на этом пока не настаивают, и это мен€ удручает.

ƒруга€ боль, о которой € слышу уже не первый год, и котора€ вы€вилась на встрече монашествующих в рамках –ождественских „тений, Ц это то, что многие удел€ют большое внимание внешним делам в ущерб внутреннему деланию и молитве. Ѕогослужение и келейна€ молитва не во всех монастыр€х занимает то место, которое им принадлежит по праву.

ƒл€ многих на первое место вышло внешнее обустройство монастырского жити€

ќп€ть-таки это происходит в силу т€желого наследи€ прошлого: монахи вынуждены восстанавливать обители, церкви, то, что было разрушено. » все это пожирает огромное количество энергии и сил у тех, кто поступает в монастыри, начина€ с игуменов и заканчива€ трудниками. Ќе берусь судить (€ не жил в таких монастыр€х), но по отдельным наблюдени€м складываетс€ впечатление, что многие и игумены и монашествующие попадают в такую колею, когда перестают осознавать важность молитвы или только мечтают о ней, не понима€, как можно соединить ежедневные заботы с истинным монашеским деланием. Ёто тоже в некотором роде результат болезни нынешнего общества.

» в прежние времена посто€нно строили и восстанавливали, но на первом месте всегда сто€ла молитва

ћне кажетс€, что в последние двадцать лет дл€ многих на первое место вышло внешнее обустройство монастырского жити€. ћогу только предположить, что это происходит от желани€ видеть быстрые плоды при строительстве храмов и монастырских помещений. ѕри этом, увы, тер€етс€ способность или стремление к сосредоточенной, созерцательной духовной части монашеской жизни. » в прежние времена посто€нно строили, восстанавливали монастыри и храмы, но на первом месте всегда сто€ла молитва.

Ќадо молитьс€, чтобы мы преодолели эту стадию развити€ российских монастырей и оп€ть вз€лись бы всецело за исконное монашеское делание.

архиепископом ћарком (јрндтом)
беседовала  ристина ѕол€кова

3 феврал€ 2014 года

—мотри также:
 омментарии читателей
2014-02-11
21:09
Elena Dorogina:
Ќа мой взгл€д:очень верно архиепископ ћарк охарактеризовал ситуацию.
ј насчЄт любви в его обители: вспоминаетс€ рассказ как авву с учениками пригласили, по-моему на праздник, в другую обитель. ”ченики пошли впереди. ¬ид€т больной на дороге. Ѕедн€га попросил, что бы его забрали и отнесли в селение. ”ченики сказали, что им нужно идти и прошли мимо. ѕроходит, несчастный к нему с просьбой. “от спросил про учеников, услышав ответ, авва - вз€л бедолагу на плечи и потащил к люд€м. Ќоша вдруг легчает, легчает - оказалось јнгел Ѕожий. √осподь и сказал страцу: ты вот всЄ просишь, что бы твои ученики были там же где и ты. Ќо посмотри на их дела и на свои.
ѕомоги √осподи, всем нам!
2014-02-08
19:13
Trololo:
Alles ist richtig!Danke,Mark!
2014-02-04
19:37
ЌЌ:
ќлег:
„ита€ статьи архиепископа ћарка,понимаешь, какое у владыки глубокое понимание наших духовных недугов и рассудительность в их излечении.
„ита€ некоторые комментарии, видишь сколько у нас еще "совкового" мышлени€.

ќлег, а в чем "совковость"-то? Ќе совсем соглашаемс€? ”ж простите, нас, грешных, мы же жили и живЄм в –оссии с рождени€...
ј про понимание духовных недугов - прочитайте статью покойног ныне (÷арствие ему небесное!) архиепископа јлекси€ (‘ролова).  ака€ глубина, мудрость и “ј “!

1917: јпофеоз трагедии русского духа
http://www.pravoslavie.ru/smi/42717.htm
2014-02-04
15:46
ќлег:
„ита€ статьи архиепископа ћарка,понимаешь, какое у владыки глубокое понимание наших духовных недугов и рассудительность в их излечении.
„ита€ некоторые комментарии, видишь сколько у нас еще "совкового" мышлени€.






2014-02-04
09:16
Ќиколай:

Ќу, и название статьи выбрано!?

ћонастырь в √ермании, где живет владыка ћарк, далек от идеала и совершенста.“ам нет самого главного - любви. ’от€ и говор€т там на русском €зыке...ѕобывайте в обители и многое сами поймете. ј рассуждать о монашестве умеют.
2014-02-03
22:44
—ветлана:
ƒа,какой-то пр€мо выговор с занесением в личное дело получилс€...ѕростите,¬ладыка!...” мен€ есть знакомый иеромонах  иприан из √ермании(познакомились в паломнической поездке),так вот он весь год собирает свои марки,отказыва€ себе во многом и все дл€ того,чтобы приехать на мес€ц к нам,чтобы поклонитьс€ —¬я“џЌяћ!!!ј их у нас —»Ћј-—»Ћёўјя!!!¬от так напитаетс€ ЅЋј√ќƒј“№ё и- назад,в √ерманию...»так уже насколько лет подр€д.ѕопробуйте пройти дорогой ¬ашего соотечественника,¬ладыка.
2014-02-03
22:09
ќльга:
„тоб спасти страну и граждан, нужно ввести в общеобразовательных школах «акон Ѕожий - с первого класса.
Ќу кто-то пошумит, т.к. счасть€ своего не знает, зато польза кака€ будет! я вот подумала, кто без Ѕога живет, тот сирота на белом свете, а дети - особенно.
2014-02-03
21:34
р.Ѕожи€ »рина:
¬се есть в –оссии!
ƒобро пожаловать в –усские монастыри!
” мен€ есть видение того, что творитс€ на западе, слава Ѕогу греки спасают сейчас этот регион. ј вот у автора статьи, нет реального видени€ того, что происходит в –оссии.
ѕоэтому, еще раз:
ƒќЅ–ќ ѕќ∆јЋќ¬ј“№ ¬ –”—— »≈ ћќЌј—“џ–»!
ѕеречислю те, в которых мне √осподь дал побывать за эти пару мес€цев и ¬ы поймете всю мощь –усского ѕравослави€ -  иевской –уси:
ќптина (и не один раз была),ѕсково-ѕечерский монастырь,Ўамордино,  лыково, ¬алдайский мужской монастырь, ѕочаевска€ Ћавра, ƒанилов монастырь, ƒонской монастырь, —ретенский монастырь. » думаю, что это еще не все.
Ќельз€ судить о монашестве, не посетив обитель.
2014-02-03
19:56
ЌЌ:
ќлег
2014-02-03;14:28
ќлег, не стоит так гор€читьс€... ѕрочитайте лучше интервью с отцами √еоргием Ѕреевым и ¬алерианом  речетовым... ¬ладыка ћарк тоже не с луны, он ведь из-за рубежь€...
’оть кто-то, нас, неразумных, которых миллионов этак 70, никак не меньше,научит уму-разуму: сейчас влдасть от Ѕога, а с 1917 по 1993 - не от Ѕога... ÷арствование Ќикола€2 - от Ѕога, а отречение - не от Ѕога...  огда √итлер на нашей аккупированной разорЄнной территории разрешил открывать храмы - это хорошо, а —талин - плохо... (“ем люд€м, которые родились в 1943г, сейчас - 70 лет... ћоей бабушке Ќ» “ќ и Ќ»„“ќ не мешало в Ѕога верить и в храм ходить, а мама, выросша€ в православной семье, не считала нужным это делать). "» катайцы нынче не те!". ћен€ учили, что на всЄ вол€ Ѕожи€, а тут как-то через раз... —овсем € запуталась...
2014-02-03
19:18
Ћариса:
¬ √ермании нет улиц с именем √итлера, но за собирание подписей об отмене зан€тий по гомосексуализму в школе, на учител€-инициатора этого сбора завод€т уголовное дело.
2014-02-03
17:24
Viktoriya-Nika Zemlyanskaya:
—паси ¬ас √осподи, ¬ладыка ћарк! ¬се , что ¬ы написали , действительно так.Ќаход€сь в √ермании, прочитала много ¬аших статей в ¬естнике √ерманской ≈пархии –усской ѕравославной церкви за границей.ќчень надеюсь еще и на встречу. Ќа все вол€ Ѕожи€. ѕросим ¬аших св€тых молитв - р.Ѕ.ћихаил и р.Ѕ.Ќика
2014-02-03
16:20
Ќина ‘атеева:
—лава Ѕогу , что мы не отравлены , пока , индивидуализмом. ћы ( сужу по своему окружению) любим общатьс€ и открыты друг другу ( даже ,встретив свою ''старую ''соседку , с которой когда - то жил р€дом...). ј на пам€тники и на названи€ улиц , лично € , не обращаю внимани€ - сто€т...и сто€т...-как истори€ былого , и лишнее напоминание , к чему нельз€ возвращатьс€.
2014-02-03
15:20
ќльга:
ƒа, ¬ладыко, у нашей страны т€желое наследие прошлого века. Ќо не чудо-ли, что после всего что было люди пошли в храм и даже стали восстанавливатьс€ монастыри? ћы - русские, поэтому преодолеем и те трудности о которых ¬ы говорите, необходимо только терпение и вера в Ѕога. ѕочему в √ермании полностью истребили €д гитлеровского прошлого, а у нас остатки "безуми€" и "страшного времени гонени€" можно еще встретить в виде названий улиц, пам€тников, непохороненного трупа на  расной площади? ѕотому, что –осси€ разгромила фашистскую √ерманию и это совпало со временем "безуми€". Ќаше общество перерождаетс€ постепенно, естественно, в борьбе, теперь уже не только с воинствующем безбожием. ј германский народ потерпел страшное сокрушение и, чтобы подн€тьс€ и жить дальше, было необходимо признать все и отмежеватьс€ от не менее безумного прошлого. ѕомолитесь о –оссии!
2014-02-03
15:13
¬ера –ыбалова:
”дивительно как чЄтко подметил јрхиепископ ћарк, что болезни общества и болезни монашества однокоренные, так хочетс€, чтобы мы услышали это и кроме этого наконец-то искоренили историческое недоразумение и убрали с наших площадей имена тех кто уничтожал народ, веру, св€щенство! —лова ¬ладыки доход€т до сердца и трогают. Ќо хочу заметить, несмотр€ на духовное состо€ние нашего общества, есть у нас —ветильники Ѕожьи, которые и свет несут и монастыри стро€т и монахов воспитывают и мол€тс€ и народ вокруг собирают. “ак что всЄ у нас неплохо
2014-02-03
15:01
јндрей —авельев:
¬се так! ѕомоги нам √осподи!
2014-02-03
14:28
ќлег:
ѕонимаете, в дев€ностых годах двадцатого века ÷ерковь обращалась с проповедью по большей частью к советским люд€м, которые, если они были ло€льными и хорошими гражданами , ло€льно относились и к советской власти, и знаете ли , было за что. ј как относились к власт€м римской »мперии апостолы? ј не могли бы ¬ы ¬аш антисоветизм, вполне пон€тный, сближать с англо-саксонской его разновидностью, а не с √ерманской? ¬сЄ-таки во врем€ ¬торой ћировой ¬ойны англичане и американцы были нашими союзниками. », кстати, во врем€ ѕервой ћировой тоже. ј как , скажите пожалуйста, должен был чувствовать себ€ мой прадед, когда вдруг оказалс€ освобождЄнным от прис€ги внезапным отречением цар€? Ћенин, простите, не называл себ€ богом и не требовал поклонени€. —талин, это несколько друга€ истори€, но он разрешил открывать церкви, когда оказалс€ загнанным в угол. ¬ы скажете, может быть, что и √итлер разрешил открывать церкви. —кажем больше на пр€жках немецких солдат была фраза "— нами Ѕог", но не говорил ли ’ристос о том, что многие придут »менем ≈го и будут говорить. что это ќн. ѕо плодам их узнаете их.
2014-02-03
14:26
ќлег:
ќтец ћарк, а как ¬ы относитесь к наименованию улицы имени  арла ћаннергейма в ’ельсинки? Ќезависимость ‘инл€ндии отдал тоже ¬ладимир Ћенин, но всЄ же...ј как ¬ы относитесь к тому, что в √ермании готовили боевиков ”Ќј ”Ќ—ќ, готовили структуры св€занные с фашистскими структурами времЄн “ретьего –ейха, это уже в наше врем€, в стране где нет улицы √итлера? ј как ¬ы относитесь к ’орти, —м€тоне,и другим восточноевропейским диктаторам времЄн ¬торой ћировой,к нацистским шестви€м в ѕрибалтике? ј знаете, здесь в ѕрибалтике не очень хорошо относ€тс€ к Ќиколаю ¬торому. ј как ¬ы относитесь к независимым прибалтийским государствам? Ёто хорошо, что они стали независимыми или нет? ѕон€тно, что нам русским живущим тут надо отвечать и за ѕетра ѕервого и за Ќикола€ ѕервого и за Ќикола€ ¬торого и за —талина и за Ѕрежнева , и за ’рущЄва хот€ это така€ же наша земл€, как и земл€ других народов, издавна здесь проживающих.
2014-02-03
13:04
јлександр:
«олотые слова, ¬ладыка! ¬идел, как ¬ладыка делает земные поклоны, когда молилс€ в јлександро-Ќевской Ћавре во врем€ приезда на установку пам€тного  реста прошлым ¬еликим ѕостом. Ёто монах, молитвенник у которого надо учитьс€ и учитьс€.
2014-02-03
12:38
---Ќравитс€!!!
2014-02-03
10:41
јнатолий ѕеньшин:
ћонастырь должен формироватьс€ вокруг подвижника (как вокруг —ерги€ –адонежского), а не ради стен. Ќет духоносных подвижников, не надо и монастырей. »бо фикци€ это и обман пред людьми и Ѕогом.
¬аш комментарий

«десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

¬аш комментарий:
¬аше им€:
¬аш e-mail:
(опубликован не будет)
¬ведите число,
напечатанное
на картинке:


ƒругие статьи авторов

јрхиепископ ћарк (јрндт)

 ристина ѕол€кова