Аскетическая симфония

    

Приближается Рождественский пост. И честно говоря, ждешь его уже с нетерпением. Почему-то сразу вспоминается: «даст вам Господь мясо, и будете есть, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным» (Чис 11: 18–20). К началу поста делается отвратительным не только мясо, но и масс-медиа, и всякое развлечение, и вообще любое невоздержание. Что было бы с нами без поста? Наверное, мы настолько бы окаменели сердцем, что никакое духовное движение не могло бы проникнуть в нас. А там недалеко и до наказания: «Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ» (Чис 11: 33). Было и такое.

Пост в наше время – что-то вроде ограды. Мы воздвигаем вокруг своих чувств высокий частокол, чтобы остаться наедине с Богом. Каждому знакомо неприятное ощущение, когда кто-то случайно прерывает твою молитву. Наверное, и поэтому тоже Господь повелел молиться наедине. Вот мы и пытаемся выпроводить из сердечной кельи нагловатых гостей, которые препятствуют встрече с Домовладыкой.

Как человек является человеком только в соединении души и тела, и без тела это уже не человек, так и пост без усилия над плотью – уже не пост

Пост двусоставен по природе, как и человек. Как мы состоим из плоти и души, также и наш пост должен сочетать упражнения и для тела, и для души. Сейчас многие с яростью вооружаются против этого, заявляя, что телесный пост не имеет никакого значения, а важен лишь «духовный» пост. Это влияние так называемой «религиозной интеллигенции». Как человек является человеком только в соединении души и тела, и без тела это уже не человек, так и пост без усилия над плотью – уже не пост. Это то же самое, как и молитва: она бывает устная, бывает умная (то есть совершаемая в уме), бывает сердечная. Понятно, что самой высокой и духовной молитвой является сердечная. Но глупо говорить: «С сегодняшнего дня я буду молиться исключительно в уме и сердце, а не вслух, поскольку устная молитва – недуховная». Вот как святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о молитве: «Никто из желающих преуспеть в молитве да не дерзает легко мыслить и судить о молитве, произносимой устами и гласом при внимании ума, как о делании малозначащем, не заслуживающем уважения. Если святые отцы говорят о бесплодии устной и гласной молитвы, не соединенной со вниманием, то из этого не должно заключать, чтоб они отвергали или уничижали и самую устную молитву. Нет! Они только требуют при ней внимания. Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной». При этом и великие святые никогда не переходили только на сердечную молитву, но молились и вслух.

Точно также нужно судить и о посте. Да, и Господь, и святые отцы порицают и обличают телесное воздержание без духовного. Что толку поститься и не есть скоромного, когда в это же время продолжаешь осуждать, злословить, завидовать, генерировать греховные помыслы? Через пророка Исаию Господь говорит: «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис 1, 14-15). И воплотившийся Господь Иисус Христос говорит то же: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф 23: 23). Но ведь после этих слов Спаситель добавляет: «сие надлежало делать, и того не оставлять». Он не отменяет простые постановления Закона, но говорит, что они должны быть одухотворены.

В нашей жизни из всего можно сделать пустую форму. Можно так читать «Отче наш» перед едой, что иной скажет: лучше и вовсе не молиться. Можно, придя на исповедь, ругаться со священником. А можно причаститься себе в суд и осуждение. Но это совсем не значит, что вообще не нужно ни молиться, ни участвовать в Таинствах. Так почему же мы заключаем, что если мы, бывает, согрешаем и постимся фарисейски, то нужно презирать или вовсе отменять телесный пост? Не этого хочет от нас Господь.

Святые всегда несли исключительные подвиги воздержания, даже находясь на таких ступенях духовной жизни, о которых мы и мечтать не смеем

Наши первые учителя в духовной жизни – святые отцы. Я думаю, уж никого духовнее мы не найдем. И что-то не видно из житий, чтобы кто-то из них «перерос» телесный пост. Есть только единичные случаи отмены поста с какой-то особой целью, и большая часть из них происходила в жизни юродивых. В основном же святые всегда несли исключительные подвиги воздержания, даже находясь на таких ступенях духовной жизни, о которых мы и мечтать не смеем. Значит, пост имеет какое-то важное значение, раз никто из угодников Божиих не дерзал его оставлять? Великие преподобные Мария Египетская, Антоний и Макарий Египетские, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и весь сонм святых никогда не небрегли о телесном посте. Святой праведный Иоанн Кронштадтский однажды тяжело заболел в Великий пост, и врачи советовали ему употреблять в пищу мясо. Однако праведник ответил, что сначала должен спросить благословения у своей матери. Он отправил ей телеграмму и получил такой ответ: «Лучше умри, но не нарушай устава Святой Церкви». Кто из нас имеет такую пламенную веру и упование на церковные установления, что рискнул бы дать такой совет своему чаду или самому им воспользоваться? Неудивительно, что Кронштадтский пастырь и пишет о посте следующее: «Говорят: не важное дело есть скоромное в пост, – не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но – из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочее? Возможно ли работать Богу и мамоне (Мф 6: 24), быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и велиару? Невозможно».

    

В чем же должна быть для нас суть поста, чтобы нам мыслить о нем, как мыслили святые, а не превращать его в фарс? Суть поста не в том, чтобы, стоя в магазине, выискивать яичный порошок или сухое молоко в батоне. Суть поста в покаянии. Когда мы садимся за ужин – вспомнить свои грехи и сказать в себе: «Вот, Господи, недостоин я по своим грехам ни самой жизни, ни даже этого малого утешения на трапезе, прости меня грешного». И от сокрушения о своих грехах съесть лишь малую толику предложенного, а перед сном помолиться со слезами и поклонами о своем окаянстве. И совершенно неважно, будет ли на таком ужине батон, в составе которого можно найти яичный порошок. Вот это пост, в котором телесное и духовное воздержание находятся в гармонии.

Покаяние – нерв Православия. Его мы должны искать и в молитве, и в посте

Покаяние – нерв Православия. Его мы должны искать и в молитве, и в посте. «Покаяние рождает молитву и в сугубом количестве рождается от дщери своей» (святитель Игнатий Брянчанинов) – это правило нужно иметь у себя в сердце, становясь на молитву и вступая в пост. Покаяние – это причина сугубых молитв и аскетических подвигов. Не от праздности преподобный Иоанн Многострадальный закопал себя по грудь в келье или преподобный Феодосий Печерский выставлял тело свое на истязание комарам и оводам. Просто их чувствительное сердце тяготилось грехами, которые обнаруживало в себе, грехи жгли их души. И от них эти и другие угодники Божии пытались очиститься через беспрекословное послушание, неусыпную молитву, сверхъестественное воздержание, терпение лишений, несение подвигов. Пока диавол претендовал хоть на малую частичку их сердца, они с ним сражались до крови, и в этой борьбе в ход шли все возможные средства.

Чем чувствительнее человек к грехам, тем усиленнее он подвизается, тем ожесточеннее его брань к духам зла, и ведет он эту брань и телесно, и духовно. Чтобы сделать сердце более чувствительным, мы и постимся. И наоборот – духовно бесчувственный человек не видит ни малейшей нужды в борьбе со своей плотью и духовных усилиях.

Тело и душа связаны неразрывно. Страдает ли тело от болезни – скорбит и душа. Мучается ли душа от неразделенной любви или уязвленной гордости – мечется и тело. И если мы всем своим естеством ищем Бога и ради Него воздерживаемся, – то это чудесная аскетическая симфония души и тела. Как только из оркестра выпадает хотя бы один инструмент, один компонент человеческой личности, мелодия тут же обессмысливается и превращается в какофонию.

    

Почитателям духовно-бестелесного поста я рекомендую составить список дел веры, реальных, а не воображаемых, которые они совершают в пост, и которых не совершают вне поста. Вряд ли это получится. А если все же получилось, то теперь попробуйте представить, помешает или поможет какому-нибудь из таких дел усиленная молитва, телесное воздержание, частое посещение храма, вечерние коленопреклонения и прочие телесные и телесно-духовные упражнения. Я думаю, что ни жертвенной любви, ни милосердию, ни смирению, ни кротости, ни терпению, ни самоотречению, словом, никакому духовному деланию, телесная аскеза не повредит. И если мы все же так настойчиво превозносим духовное в посте, то не потому ли, что нам просто не хочется совершать телесных, да и вообще никаких, трудов? Нам вообще все – лень. Если мы телесно ничего не делаем – это сразу видно. А кто увидит, что мы там духовно несем, внутри себя? Может, и ничего, просто самообманом занимаемся? Поэтому дух противоречия и толкает нас выступать против всякого, кто проповедует какое-нибудь дело. В первую очередь против апостола Иакова, сказавшего: «И вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак 2: 17).

Только сейчас грех стал таким наглым и назойливым, только сейчас стало можно, не выходя из дома, приобщиться к любым видам греха

Говорят, в современной Церкви слишком много узаконено постов, что не было такого в апостольские времена. Да, действительно, система праздников и постов складывалась столетиями, и в древней Церкви постных дней было гораздо меньше. Но ведь и соблазнов было меньше в десятки раз! Это раньше можно было вырастить дочь вне контакта с миром до замужества, как например, делал праведный Филарет Милостивый. Сейчас подобное практически невероятно. Только сейчас грех стал таким наглым и назойливым, что кидает удочки искушений изо всех щелей. Только в современном мире стало можно, не выходя из дома, приобщиться к любым видам греха. А когда умножается количество соблазна, должны умножаться и усилия к их преодолению. Поэтому нужно верить, что Церковь развивает свое мировидение, ведомая Духом Святым, а не досужими праздными умами.

Только молитвою и постом, сказал Спаситель, можно изгнать демонов из нашей жизни. Молитва – это меч, который держим в правой руке и поражаем им неприятеля, а пост – щит, которым отражаем вражеские выпады. Поэтому, братья и сестры, с великой радостью будем начинать каждый пост. А еще будем стараться смотреть на все глазами святых отцов, и чтобы стяжать это видение – как можно больше читать их трудов.

Священник Сергий Бегиян

27 ноября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Священники о Рождественском посте Священники о Рождественском посте Священники о Рождественском посте «Пост – это возможность измениться сейчас, а не потом»
Священники о Рождественском посте
Рождественский пост. Что представляет из себя это время, как достойно встретить Рождество Христово, на что в первую очередь обратить внимание в своей духовной жизни, – обо всем этом размышляют священники Русской Православной Церкви.
«Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви» «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»
Митр. Лимассольский Афанасий
«Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви» «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»
Митрополит Лимассольский Афанасий
Человек, когда постится, становится смелым, а смелость является очень важной добродетелью в духовной борьбе. Если у тебя нет смелости, ты не можешь спастись.
Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста
Игум. Нектарий (Морозов)
Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста
Игумен Нектарий (Морозов)
Время самоограничения и время молитвы, время искушений и время радости. Все эти определения относятся к посту — особому периоду в жизни каждого православного христианина. О значении наступившего Рождественского поста, о важности даже самого малого аскетического подвига и о предощущении торжества рассказывает игумен Нектарий ( Морозов ).
Комментарии
тамара 8 ноября 2015, 22:08
скоро снова РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ. ПОСТИМСЯ ПОСТОМ ПРИЯТНЫМ,БРАТИЯ И СЕСТРЫ. И ДОСТОЙНЫМ. о. Сергий,многая и долгая вам лета.
р.Б.Алла30 ноября 2014, 19:09
Спаси Господи за хорошую ,поучительную статью!У меня в начале воцерковления возникало множество соблазнов,роптания,искушений.Но с помощь Божией ,наставлениями духовного отца медленно,удалось преодолеть многое.И теперь поста жду с радостью,чтобы отойти от суеты ненужной,ограничить себя в пище,но все-таки из-за пожилого возраста беру благословение на послабление -употребление растительного масла все дни поста.Господь всегда помогает,если видит стремление твое отойти от греха.
Сергей Дорохин29 ноября 2014, 15:06
спасибо за полезную статью.по молитвам Отца Сергия ,подай Господи и мне грешному хоть немного терпения и мужества.
александр28 ноября 2014, 05:26
Укрепи Господь рабов своих
Алла28 ноября 2014, 02:59
Друзья, а вот я ни один длинный пост ни разу не выдержала - если без мяса я ещё могу прожить, то без молока - никак. Я его в кофе добавляю, а кофе для меня - как сигарета для курильщика (я не курила никогда, но предполагаю, что подобные чувства испытывают они, когда долго не курят). Ну и вообще я не умею так составлять рацион, чтобы исключить все, что нельзя есть, и чтобы эта еда не опротивела за неделю. Три дня поста перед Причастием для меня и то очень, очень тяжки.
НН27 ноября 2014, 21:04
Спаси Вас Господи, дорогой отец Сергий! Замечательная статья-проповедь. Как "от повторения молитва не портится", так и Ваше наставление перед постом всегда в помощь нам, нерадивым. Дело за малым - выполнять...Простите!
Наталия 27 ноября 2014, 18:31
Ура!!!!!! Пост!!!!!
Елена27 ноября 2014, 16:43
Духовная весна приближается!
Василий27 ноября 2014, 13:18
Жду и страшусь. Выдержу ли?
Наталья27 ноября 2014, 12:25
С радостью ждать поста? Я его жду с тоской.
Владимир27 ноября 2014, 11:17
Хорошая статья, спасибо.
27 ноября 2014, 10:12
Spasibo sa statiu ,xorochee nastavlenirre na post osvetilo misli i dalo pravilnoe napravlenie vsem batuchkam niskii poklon sa ix trudi eto- kak glotok svechego vosduxa,
Sergey Sergeev27 ноября 2014, 10:11
Во славу Божию!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×