«Господи, пошли в это знойное время дождь!»

Чудесная история обращения старообрядца Василия Коноплева

  

Василий Коноплёв колебался. Всегда такой уверенный и рассудительный, настоящий столп верных, он сейчас пребывал в сомнениях. Хорошо, что эти сомнения очень скоро разрешатся. Совсем скоро – завтрашним утром. Если разрешатся не так, как ожидалось, значит, всё, чем он жил до сих пор, – неправильно. И нужно всё перечеркивать и начинать жизнь сначала. Только сильный может признать свои ошибки. Не виляя, честно, без самооправданий. Сможет ли он? Найдет ли силы?

Но не будем забегать вперед.

В выселке Ильинском, в медвежьем глухом углу огромной Пермской губернии, в версте от Белой горы, толковали не о земном – рассуждали о небесном. В распахнутое окно просторной избы заглядывал теплый солнечный луч, гулял по чистым половицам, покрытым домоткаными половиками, перебегал с темных ликов древних икон в красном углу на старинные книги – Псалтирь, Часослов, Минея.

В избе на больших, основательных лавках устроилось много народу: степенные мужики с окладистыми бородами разного возраста внимательно слушали чтеца. В руках – кожаные четки-лестовки, по келейному правилу каждый из них аж по десять лестовок за день обычно исполнял, иные – и больше, по усердию. Да с поклонами – земными и поясными. По лестовке и за неисправленные души молились – по три поклона земных за каждую.

Наконец чтение на рассуд поучительного повествования из рукописного сборника старых лет закончилось, и мужики дружно, не перебивая, принялись обсуждать услышанное и поочередно наставлять друг друга в духовной жизни. Прерогатива в наставлениях принадлежала, однако, начетчику – главе старообрядцев беспоповского толка Василию Коноплёву.

Василий был человеком незаурядным. На десятом году он выучился грамоте, молился с беспоповцами, со стариками и простолюдинами. Когда стал приходить в возраст, полюбил читать Божественное Писание. Всё свободное время отдавал чтению книг, покупал их или просил у других для прочтения.

И постепенно стала разгораться в нем ревность подвига. Ночами часто вставал на молитву перед иконами Господа Вседержителя и Пречистой Богородицы и молился усердно, горячо, со слезами. Просил Господа: «Господи, открой мои очи, дай разуметь путь спасения! Скажи мне путь, каким мне идти, научи творить волю Твою!» И в такой заботе он пребывал долгое время. Потому и не женился – чтобы не было препятствий к рассмотрению истинного пути.

Этим жарким, грозящим засухой летом 1893 года Василию Коноплёву исполнилось только 35 лет. В темных прядях его волос, как и в аккуратной бороде, не видно было ни одного седого волоска. Правильные черты лица, выразительные большие темные глаза, внимательный умный взгляд притягивали к себе внимание. Когда же Василий начинал говорить, речь его была так толкова и рассудительна, что всем становилось понятно: Сам Господь даровал ему дар убеждения, дар вести за собой.

И потому, несмотря на молодость, старообрядцы Осинского уезда, чьи многочисленные скиты и кельи раскинулись рядом с Белой горой, видели в нем главу и наставника. Если б попов здесь признавали – Коноплёв бы точно попом стал. Но не признавали.

После чтения на рассуд старообрядцы не расходились. Всех ожидала общинная, соборная трапеза – щедрая, достаточная. Хозяйства у старообрядцев были справные – как говорится, тугие. Если трудиться с душой да вино не пить – Господь всё посылает. Славились пчеловодством. У самого Василия пасека изрядная и знатный мед…

Спор о вере. Художник: Д.Е. Жуков (1841–1903). 1867 г. Спор о вере. Художник: Д.Е. Жуков (1841–1903). 1867 г.
    

Сели за стол. Достали каждый свою «соборную» чашку, полотенце. После трапезы чашку в полотенце каждый завернет и с собой унесет. Василию нравился строгий, давно заведенный ритм, нравились чин и порядок. Душа любила. Во всём порядок должен быть – это хорошо и Господу приятно. У Него ведь тоже – стройные чины ангелов и архангелов… И все стройно поют, а не вразнобой…

Как-то Василий съездил на богомолье в Черемшанский монастырь Саратовской губернии – лавру раскольников, и ему там так понравилось, что давняя мечта стать иноком опять всколыхнула душу. На всенощном бдении множество чинных монахов, впереди седые схимники; сотни возженных свечей и горящих лампад перед богатым иконостасом, чтецы читают неспешно, внятно и благоговейно, все крестятся и поклоны кладут один в один – порядок и благолепие… Остаться пока не решился. Вернулся домой.

Вообще в Осинском уезде, безопасно далеком от приходских церквей Пермской епархии и пастырского попечительства, прижилось множество раскольничьих начетчиков самых разных согласий: поморского, часовенного, беловодского, австрийского – кто во что горазд. И каждое согласие считало свои учения самыми верными, самыми истинными.

Василий был ярым раскольником и своими речами приводил в сомнение даже православных

Василий был ярым раскольником и своими речами приводил в сомнение даже православных. Он знал твердо, что многое в Православной Церкви несогласно с книгами, которые были до патриарха Никона. Называл православных еретиками, что нагло извращали святое учение Христа и апостолов, но вот доказать это у него никак не получалось. А он искал истину. С детства такой был.

Поехал в Москву, всё обошел: Хлудовскую библиотеку, Синодальную библиотеку, Николаевский монастырь… Съездил в Сергиеву Лавру. С настоятелем Николаевского единоверческого, то бишь православного, монастыря отцом Павлом поговорил себе на горе. А тот – бывший старообрядец. В Православие перешел. Да такой умный старец! С великой любовью принял. Забыв свою старость, подолгу с Василием беседовал. И через его слова о полноте даров Православной Церкви, что имеет преемство от святых апостолов, обуяла Василия буря сомнений в своей правоте. Сон потерял. Пришел, можно сказать, в отчаяние. Как правду узнать?!

А в Сергиевой обители увидел книгу, писанную рукой преподобного Кирилла Белозерского. Оказалось: в чем они, старообрядцы, Православную Церковь обвиняют – неправильно. И древнейшие книги то подтверждают… Привел Господь Василия видеть своими глазами слова, о которых они, старообрядцы, спорили и называли их нововведением и ересью: имя Иисус, символ веры без прилога «Истиннаго», аллилуйя трижды, в четвертый «слава Тебе, Боже» и прочее.

А когда ехал домой – узнал, что на Белой горе православные служат молебны о ниспослании благовременных дождей. И как не отслужат – дождь идет. Что за притча? Грешников же Бог не слушает…

И Василий решил для себя: как Фома неверующий, он уверует только тогда, когда увидит всё ясно сам, собственными глазами или когда несомненно докажут, какая Церковь имеет полноту благодатных даров. Братии пока о своих сомнениях не рассказывал – сам сначала должен всё понять.

“Завтра на Белую гору идем. Там мы силу молитв православного архиерея спытаем”

Пока думал да вспоминал – соборная трапеза закончилась. Встали чинно, помолились. Василий сказал веско:

– Завтра на Белую гору идем. Едет к нам преосвященный Петр с духовенством. Освящать место и закладывать храм свой собираются. Так мы – силу молитв православного архиерея спытаем.

Вид с Белой горы (Пермский край) Вид с Белой горы (Пермский край)
    

Степан, старец седой, уважаемый, возразил:

– Тут и пытать нечего. Они всегда перед дождем свой молебен послужат – конечно, дождь и идет. А сейчас засуха стоит – и никакого дождя не предвидится. Не получится у них народ обмануть!

Сын его, Федор, тоже седой уже, поддакнул:

– Не выйдет на этот раз! Пауков множество сети плетут в лесу. Кукушка кукует долго-долго. А еще – прислушайтесь!

Прислушались. С недоумением глянули на Федора. Он пояснил застенчиво:

– Разве не слышите? Отсюда слышно, как лягушки у Ирени поют… Значит, дождя не будет!

Степан сына осадил:

– Погодь со своими пауками да лягушками!

Отцы сдержанно усмехнулись в бороды. Степан добавил со знанием дела:

– В окно гляньте!

Посмотрели в окно.

– Закат какой чистый! К ведру… И никаких лягушек!

Заулыбались в предвкушении поражения и позора еретиков. Василий спросил:

– А что, если по молитвам преосвященного Петра при молебне Бог даст благодатный для плодородия дождь?

Заулыбались шире:

– Да что ты, Василий Евфимович… Не бывать такому, чтобы Бог отступников слушал!

С тем и разошлись.

Ночью Василий спал плохо. Вставал много раз. Молился. Момент истины приближался.

Да, по всем приметам – не бывать сегодня дождю!

Проснувшись рано утром, сотворил «начал» – помолился. Вышел на двор. Огляделся. Он по своим пчелкам-труженицам мог погоду узнавать лучше, чем кто бы то ни было. Пчелы с раннего утра за взятком отправились – к хорошему дню. Возвращаются нескоро – далеко в поле летают. Да, по всем приметам – не бывать сегодня дождю!

И тогда Василий, твердо уверившись, что естественным образом дождя быть не может, дал в молитве зарок: «Господи, покажи мне чудо, разреши мои сомнения и недоумения! Если Церковь Российская за перемену в обрядах не лишилась благодатных даров, если через сих пастырей действует благодать Святого Духа – то во время их молебна пошли, Господи, дождь обильный на землю! Если это сбудется – обращусь в Православную Российскую Церковь!»

Белогорский монастырь Белогорский монастырь
    

Отцы собрались вовремя. Молча, степенным шагом, с молитвой двинули на гору. Утренняя тишина нарушалась только пением птиц. Федор не утерпел, нарушил общее молчание:

– Зря ты, батя, вчера про пауков и лягушек с недоверием… Они – твари Божии. Я и с утра осмотрелся как следует: ласточки в небе высоко летают, кузнечики громко стрекочут! Полнолуние настало к тому ж… Небо ночью ясное было, звездное – ни облачка! Никакого дождя не будет!

Насупленный Степан только хмыкнул сурово – сын отскочил, за лестовку схватился, пошел дальше с молитвой, молча. Хоть и самому под пятьдесят – а перед отцом смиряется. Чтит. Так у них заведено искони.   

Покрытая зеленью лесов Белая гора, как могучий великан, возвышалась над окрестными далями. У подножия росли огромные мачтовые пихты и ели. Изредка нежной зеленью встречали липы и клены. Дороги почти не было, и поднимались тропой, минуя болотца, чистые ручьи и множество родников. Поляны полыхали красными пионами, которые по-местному назывались «Марьин корень». Его змеи не любят, и потому на Белой горе не было, слава Богу, ни одной гадюки.

Иной раз гора стояла в облаках, а порой облака плыли ниже ее вершины. Но сегодня небо было безоблачным.   

Чем выше поднимались на гору – тем прекрасней вид открывался. Панорама необъятного горизонта поражала величием своим, неизмеримым воздушным пространством. Заря освещала такую даль – дух захватывало: синие горы, желтые поля, изумрудные долины с нескончаемой палитрой оттенков зелени. Постепенно с высоты показались гребни далеких гор, которые днем, залитые лучами солнечного света, становились уже невидимыми простому глазу.

С темени горы открывался вид на все стороны света, и душу охватывал неизъяснимый восторг – хотелось молиться, плакать и петь хвалу Богу: «Дивна дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси!»

На большой чистой поляне собралась масса богомольцев с причтами из окрестных сел и деревень. В руках – иконы. Множество духовенства: с владыкой Петром приехали священники, диаконы, псаломщики – человек семьдесят.

Василий чувствовал в душе полное смятение. Чего он хотел? Чтобы не было дождя – и посрамились отступники? Или чтобы Господь сотворил чудо в ответ на их молитву? Сильно билось сердце, перехватывало дыхание…

– Благословен Бог наш!

Молебен начался. Безоблачное небо и яркое солнце не оставляли надежды на благополучный исход молитвы.

– Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли, и сущих в мори далече, уготовляяй горы крепостию Своею, препоясан силою, смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит?

Ни ветерка, ни облачка. Листья не колышутся. Василий опустил голову.

– Миром Господу помолимся!

– О еже благорастворенные воздухи и дожди благовременные к плодоношению милостивно послати земли и людем Своим, Господу помолимся!

– О еже во гневе Своем не погубити людей Своих, и скотов, но повелети облакам свыше одождити и к плодоношению оросити землю, Господу помолимся!

Легкое движение воздуха коснулось лица Василия. Он поднял голову: листья деревьев трепетали от ветра.

– Воздуха растворение повелением Твоим изменяяй, Господи, вольный дождь с теплотою солнечною даруй земли, да приносит людем Твоим плоды изобильныя, и насытити все живущее Твоим благоволением, молитвами Богородицы и всех святых Твоих.

В воздухе что-то неуловимо изменилось. Богомольцы подняли головы: по темнеющему небу стремительно бежали огромные тучи.

– Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко Благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно Богородице, чтуших Тя.

Блеснула молния. Громыхнул дальний отзвук грома. Василий встал на колени. По телу шла дрожь. За ним стали опускаться на колени другие богомольцы.

– Даждь дождь земле жаждущей, Спасе!

Василий почувствовал, как на лоб упала большая капля воды.

– Мир всем. От Матфея святаго Евангелия чтение.

Крупные редкие капли дождя закапали на жаждущую влаги землю.

К концу молебна проливной дождь лил потоком. Василий плакал, не стыдясь своих слез: никто не смог бы отличить их от дождевых капель.

Архимандрит Варлаам (Коноплев), строитель и первый настоятель Белогорского монастыря Архимандрит Варлаам (Коноплев), строитель и первый настоятель Белогорского монастыря
    

Из свидетельств очевидцев:

После проливного дождя, изменившего весь ход лета и предотвратившего грозившую засуху, начетчик старообрядцев Василий Коноплёв, живший в версте от Белой горы, принес из дома хлеб и соты и публично при присутствовавших здесь старообрядцах поднес их в дар православному архиерею – епископу Пермскому и Соликамскому преосвященному владыке Петру (Лосеву). Владыка принял дар и приветливо сказал Василию: «Такой разумный муж надолго старообрядцем не останется, но скоро из тьмы выйдет на свет и будет с нами сыном Православной Церкви».

Из дневника преподобномученика настоятеля Белогорского монастыря архимандрита Варлаама (в миру Василия Евфимовича Коноплёва):

«Присоединение мое к Православной Церкви состоялось 17 октября 1893 года в кафедральном соборе перед Литургией и совершено было самим преосвященным через таинство миропомазания… 6 ноября владыка Петр облек меня в рясофор, и я поселился на Белой горе. Постепенно стали собираться ко мне все желающие монашеского жития, и к 1 февраля 1894 года собралось двенадцать человек. В этот день я принял постриг в монашество с именем Варлаам в крестовой церкви у владыки. На следующий день епископ Петр рукоположил меня во иеродиакона. 22 февраля было освящение престола на Белой горе в малом храме во имя святителя Николая. Освящал сам владыка, и по освящении престола за Литургией рукоположил меня во иеромонаха».

Из записей инока-паломника несколько лет спустя:   

«Уставная служба в храмах монастыря отличалась торжественностью и глубокой умилительностью. Схимники с детскими незлобивыми лицами имели в храме свои формы, молодые иноки стояли на хорах, а частью внизу. После вечернего правила в храме свечи гасились, и вся иноческая рать, человек в пятьсот, едва шелестя мантиями, двигалась по направлению к раке с частицами мощей. Затем раздавалось мощное пение молитвы “Достойно есть” афонским распевом. При звуках молитвенного ублажения Божией Матери хотелось плакать. Какие-то светлые чувства широкой волной втеснялись в душу и думалось: “Как, вероятно, в эти минуты трепещет сатана и ненавидит поющих монахов”».

Из исторической справки:

В августе 1918 обитель захватили большевики. В главном алтаре собора разворотили и осквернили престол, в келье архимандрита Варлаама устроили отхожее место. Многие монахи после зверских пыток были убиты. 12 августа красноармейцы арестовали настоятеля монастыря архимандрита Варлаама, по дороге в уездный город Осу расстреляли и бросили тело в реку Каму.   

Основанный отцом Варлаамом Белогорский Никольский монастырь, Пермский край. Фото: Петр Захаров Основанный отцом Варлаамом Белогорский Никольский монастырь, Пермский край. Фото: Петр Захаров
    

Ольга Рожнёва

25 августа 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Уральский Афон: Белогорские новомученики и их святая обитель Уральский Афон: Белогорские новомученики и их святая обитель Уральский Афон: Белогорские новомученики и их святая обитель Уральский Афон: Белогорские новомученики и их святая обитель
97 лет назад на Урале от рук богоборцев погибли настоятель Белогорского монастыря архимандрит Варлаам (Коноплёв) и несколько десятков насельников этой обители. 25 августа Церковь совершает их память.
Незаслуженно забытый миссионер Незаслуженно забытый миссионер
Краткое жизнеописание архимандрита Павла (Леднева) Прусского
Незаслуженно забытый миссионер Архимандрит Павел (Леднев) Прусский — незаслуженно забытый миссионер
Краткое жизнеописание архимандрита Павла (Леднева) Прусского
Диакон Борис Зыкунов
Без преувеличения можно сказать, что он стал одним из самых известных миссионеров Российской Церкви. Маршрут передвижения миссионера характеризует его последовательность и трудоспособность: Перелазы — Петербург — Вильна — Петербург — Динабург — Новоалександровск — Каролишки — Вилькомир — Яново — Рымки — Ковна — Вильна — Динабург — Рубелишки — Данышевка — Режица — Псков — Петербург — Москва — Рубелишки — Новоалександровск — Вильна — Ковна — Страшуны — Свенцяны — Апидомы — Данышевка — Витебск — Динабург — Рубенишки — Василево — Динабург — Режица — Динабург — Вильна — Климуцы (Буковина) — Варшава — Черновцы — Сучава — Драгомирна — Климуцы — Черновцы — Львов — Варшава — Вильна — Псков — Петербург — Москва.
Скажите, есть ли отповедь работе Ф.Е. Мельникова "Блуждающее богословие" со стороны нашей Церкви? Скажите, есть ли отповедь работе Ф.Е. Мельникова "Блуждающее богословие" со стороны нашей Церкви?
священник Афанасий Гумеров
1.Прочел книгу старообрядческого начетчика и писателя Ф.Е.Мельникова "Блуждающее богословие". Очень аргументированная и цельная книга. Иной раз кажется, что возразить просто нечего. 2. Слышал, что в МДА в качестве полемики предлагают именно эту работу, но так никто не решился. Это правда? Скажите, есть ли отповедь данной работе Мельникова со стороны нашей Церкви?
Комментарии
Вадим24 августа 2017, 13:32
Святый преподобномученик Варлааме моли Бога о болящем рабе его Михаиле
римма25 августа 2016, 16:23
Святый Отче Варлаам, помолись обо мне грешной и недостойной, даруй мне радость, любовь и благополучие.
Н.А. 6 января 2016, 12:22
Ссылка на книгу прп. Кирилла Белозерского не работает. И – о какой книге идёт речь? В контексте рассказа это очень важно.
Димитрий 1 сентября 2015, 15:03
Добрый день,на мой взгляд затронут очень сложный и тяжелый вопрос,главное чтобы "рана" раскола в нашей Церкви постепенно зарубцевалась.В конце прошлого века Русской Православной Церковью было признана равноспасительность двух обрядов, двуперстие и троеперстие признаны равноспасительными.
Почти 700 лет Русь жила по старообрядным правилам, которые более строгие, это касается всех аспектов верующего человека.
На мой взгляд Единоверческие приходы помогают преодолеть последствия раскола, и непонимание старообрядной богослужебной традиции.
Огромное спасибо Святейшему Патриарху Кириллу и Владыке Иллариону Митрополиту Волоколамскому за поддержку единоверческих приходов.
С уважением,
Димитрий.
Геннадий28 августа 2015, 23:32
Для Василия Н.: Религиозный словарь: "Святитель Одно из общеупотребительных наименований священнослужителей высшей (третьей) степени священства в православной церковной иерархии." А в нашей Церкви святейшего патриарха Никона "шпыняют", к сожалению, в угоду "старообрядцам" - ка бы те не обиделись (ну это мое личное мнение, могу и ошибаться). А, если есть желание узнать о святители поближе - посетите Ново-Иерусалимский монастырь. Не пожалеете.
Н.А.26 августа 2015, 23:02
Оптимальная форма возвращения старообрядцев в лоно Святой Соборной Апостольской Церкви - единоверие. Но, к сожалению, данный церковный институт не развит. Единоверческих монастырей нет вообще (все были порушены большевиками, и если потом восстанавливались, то исключительно как новообрядные). Единоверческих храмов по стране единицы, и те в не лучшем материальном положении. Богослужебная литература для них не издается, берут ее, очевидно, у старообрядцев.
Кстати, у последних есть чему поучиться нам. Чистоте жизни, например. Страху Божию.
А знаменный распев так и вовсе остается твердой пищей для нас. Воспринимаем в основном легкоусвояемое итальянско-польское партесное пение. Но где в нем молитвенность? Сами клирошане говорят, пение не помогает им молиться, а скорее, мешает. "Пассы" регентов на клиросах - атрибут музыкальный, но не богослужебный. (О разнице между богослужебным и музыкальным звуком - в книге В. Смирнова "Партесное пение - путь в прелесть". Не для конфронтации, но для информации).
Спаси нас всех Господь!
Мария26 августа 2015, 21:21
Спаси Господи,Ольга за прекрасное повествование!
Наталья26 августа 2015, 18:00
не убить веры истинной православной! верующие верующим на смену приходят во Славу Имени Господа нашего Иисуса Христа!
спасибо за полезный для души рассказ
Василий Н.26 августа 2015, 11:37
Геннадий писал:

...патриарх Никон - один из величайших святителей...

Вообще-то Никон не является святым. И отношение к нему, в том числе и в церкви, очень неоднозначное.
Angel Denis25 августа 2015, 21:33
Spaasi Gospodi Oljga ZA VAsh rasskaz tak trogateljno Bozjej pomochi VAm v Vashix trudax da skoljko velikix ljudej postrad ala .Sv.Otche Varlaame molite Boga o nas
Павел25 августа 2015, 16:14
Жажда Истины, иссушающая душу человека, свободная Совесть, приводящая в действие волю, вот та стихия в которой человек исполняет божественное своё предназначение: "познание Истину и она сделает вас свободными".
Я вернулся к Вере Отцов из баптистского раскола, рассматривая их пацифизм, непротивления злу, безпомянное отношение к усопшим, иконо- и обрядоборчество в свете сравнительного богословия и Промысла Божиего в истории...
Святый Варлааме , моли Бога о всех нас, напаче о воврате заблудших овец Божиих, имена их Сам Веси...
Александр О.25 августа 2015, 14:46
Спаси Господи, Ольга! Как всегда ваше повествование трогательно и проникновенно. Монастырь прекрасен. Все во Славу Божью!
Святой Преподобномученник Варлааме, моли Бога о нас.
Геннадий25 августа 2015, 14:22
Замечательная публикация. Спаси Вас Господь, Ольга! Сам из т.н. "старообрядцев" - белокриницких поповцев. Даже после перехода в Православную Церковь испытывал сомнение в правильности своего поступка. Стал глубоко интересоваться: историей раскола, личностью святейшего патриарха Никона, и самой историей Белокриницкого согласия. В итоге сделал вывод, что: настоящие старообрядцы - это чада Русской Православной Церкови, патриарх Никон - один из величайших святителей, священство Белокриницкого согласия не имеет апостольской преемственности и по свое сути - просто ряженые,со всеми вытекающими из этого последствиями. Можно только пожалеть всех, кто причисляет себя к "старообрядцам" и просит Господа о их вразумлении и спасении. Священномучениче Варлааме, моли Бога о них!
Елена25 августа 2015, 13:41
Спасибо! Очень проникновенное, поучительное повествование, прекрасные иллюстрации. Проблема актуальная и сейчас.
Дорогая Ольга, спаси Вас Господи! Пишите во славу Божию и во спасение многих!
Святый преподобномучениче Варлааме, преподобномученики Белогорские, молите Бога о нас!
Марина25 августа 2015, 12:07
Спасибо, Ольга. как всегда за прекрасный рассказ.Как нужны нам такие рассказы о вере нашей,о благодати Господней, о новомучениках и исповедниках российских, благодаря подвигам которых наша вера устояла. Спаси Господи!
Вячеслав25 августа 2015, 11:11
У моего младшего сына Елисея сегодня день рождения. Святый отче Варлааме со всеми святыми мучениками Белогорскими, молите Бога о нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×