Достойно причаститься

Патриаршее богослужение в московском Сретенском монастыре, 8 сентября 2015 г. Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru Патриаршее богослужение в московском Сретенском монастыре, 8 сентября 2015 г. Фото: Анатолий Горяинов / Православие.Ru
    

Однажды преподобный Макарий Александрийский сподобился видения во время приобщения братии Святых Таин. Когда некоторые простирали руки для принятия Святых Даров, бесы, как бы опередив священника, клали им в руки уголья, между тем как Тело Христово возносилось обратно к алтарю. Когда же более достойные из причастников простирали руки к принятию Причастия, злые духи отступали от них и далеко убегали с великим ужасом. Преподобный Макарий также увидел, что Ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукой священника простирал свою руку и участвовал в преподании Святых Таин.

Подобные видения давались святым угодникам неоднократно. Таковым даром обладал преподобный Евфимий Великий. Он прозревал внутренние движения души другого человека – добрые и злые. Когда братия его обители причащались Святых Таин Христовых, он видел, кто с какой душой причащается. Одних, которые приступали достойно, он видел просвещающимися, с сияющими лицами, а других – так как они дерзали приступать недостойно – помрачившимися, с лицами как бы умерших.

Конечно, кто-то, читая такие повествования, скажет, что ведь мы сами не видим ничего подобного в храме. Это так. Однако наш подлинный лик открыт перед Богом и небожителями, и потому нет нам большой пользы от того, что на земле другие люди не видят нашего безобразия.

Что же значит достойно или недостойно причаститься Святых Таин? Как вообще относиться к этому? И способны ли мы хоть что-то делать в этом отношении?

Достоинство или недостоинство причастника определяется вовсе не мерой его “святости”, а мерой раскаяния в своих грехах

Самое первое, что нужно сказать: достоинство или недостоинство причастника определяется вовсе не мерой, так сказать, его святости, а мерой раскаяния в своих грехах и мерой видения себя как недостойного грешника. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9: 13), – говорил Христос. Поэтому к Чаше пусть идет тот, кто сознает себя грешником. А кто считает себя праведным, тот пусть скромно постоит в стороне.

В то же время большой ошибкой будет считать: раз я грешник, то и пойду к Святой Чаше без какого-либо исправления себя. Покаяние – не просто сожаление: «Зря я так поступил». Подлинное покаяние – это преображение души и, значит, исправление допущенных ошибок. Причастие Святых Таин не изменит нас само по себе, без нашего личного внутреннего труда над собой, без деятельного покаяния, которое должно предшествовать Причащению. В случае нерадивого отношения к Таинству, приготовления к нему как попало, участие в Причащении не принесет душе просвещения, мира и радости. Напротив, в такой душе поселятся тьма и холод, и мы добавим к уже имеющимся грехам еще один тяжкий грех – неблагоговейное и дерзкое отношение к Святыне.

У праведного Иоанна Кронштадтского есть такие слова: «После недостойного причащения Святых Таин, случается, входит в людей сатана». Как же это так? Человек приобщается в Таинстве Евхаристии Христу – и вдруг становится общником темной силы? А всё дело в том, что принятие Христа в таинстве Евхаристии связано с соответствующим отношением ко Христу и к Его Таинству. Если в душе нет благоговения, веры и покаяния, то такое причащение будет во осуждение и погибель души. Поэтому такое причащение сравнивается с предательским поцелуем Иуды.

В молитве, которую произносит священник по вынесении Чаши для причащения людей, есть такие слова: «Ни лобзания Ти дам яко Иуда». Конечно, все мы отмежевываем себя от предателя Господа. Куда приятнее сравнивать себя с благоразумным разбойником: он жил грешно, но спасся, а Иуда был учеником Господа и погиб. Но ведь всякий затаенный грех, лицемерное демонстрирование себя учеником Христовым перед другими с нераскаянной душой, с затаившимися злобой, завистью, гордым пренебрежением ближними уподобляет нас Иуде. Вот что писал преподобный Симеон Новый Богослов: «Как некогда Иуда-предатель, приняв Хлеб от Христа недостойно, съел его как часть обыкновенного хлеба, и потому сатана вошел в него тотчас и бесстыдным предателем Христа Учителя (своего) сделал, воспользовавшись им как слугой и рабом и исполнителем своей воли, так случается в неведении и с теми, которые недостойно, дерзко и самонадеянно прикасаются к Божественным Таинам».

Недостойно причащаются при неверии в Таинство, при нераскаянности грехов и при гордыне

Недостойное причащение Святых Христовых Таин точно бывает в трех случаях:

1. Неверие в Таинство, когда, например, думают, что мы причащаемся не истинным Телу и Крови Христовым, а просто освященному хлебу в воспоминание Тайной вечери;

2. Нераскаянность грехов, когда дерзают приступать к Чаше, не очистив душу покаянием и исповедью;

3. Гордыня, при которой мнят себя святыми или теряют благоговение перед Святыми Дарами.

Впрочем, преподобный Симеон Новый Богослов приводил более подробную классификацию: «Подобает нам знать, что есть пять классов людей, которым святые отцы воспрещают приступать к Святому Причастию. Первый – оглашенные, как еще не крещенные. Второй – крещенные, но возлюбившие постыдные и неправедные дела, как отступники от святой жизни, для которой крещены: блудники, убийцы, лихоимцы, хищники, обидчики, гордецы, завистники, злопамятные, которые, будучи таковыми, не чувствуют, что являются врагами Богу и находятся в бедственном положении, а потому не сокрушаются, не плачут о грехах своих и не каются. Третий – бесноватые, если они хулят и поносят это Божественное Таинство. Четвертый – те, которые пришли в чувство и раскаялись, прекратили греховные дела свои и исповедались, но несут наложенную на них епитимию, стоят вне церкви определенное время. И пятый – те, у которых не созрел еще плод покаяния, то есть которые не дошли еще до решимости посвятить Богу всю свою жизнь и жить в дальнейшем во Христе жизнью чистой и безукоризненной. Эти пять классов, очевидно, недостойны Святого Причастия. Достоин же Причастия Святых Таин, кто чист и не причастен грехам, о которых мы сказали. Но когда кто-либо из таковых достойных осквернится каким-либо осквернением, как это может случиться с человеком, тогда, конечно, и он недостойно причастится, если не отмоет покаянием того, чем осквернился».

Важно иметь страх Божий, то есть ощущать величие Святыни, по сравнению с которой мы все крайне ничтожны и нечисты

Достойное приготовление к таинству Евхаристии настолько важно, что святой апостол Павел уделил этому особое наставление: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27–30). Итак, Святое Причащение может быть не только во здравие и спасение, но и в осуждение и даже может привести к болезни и смерти, о чем говорит апостол Павел, – если человек принимает Святые Дары с нечистой душой, без должной веры и благоговения. Поэтому так важно хранить свое сердце от осквернения грехом и стараться как можно более тщательно, внимательно готовиться к Святому Причащению. А для этого важно иметь страх Божий, то есть ощущать величие Святыни, по сравнению с которой мы все крайне ничтожны и нечисты, бояться хотя бы в мыслях погрешить пред пребывающим в Святых Дарах Господом.

О достойном и недостойном причащении прекрасно рассуждал святитель Иннокентий Иркутский: «Кто достойно причащается Святых Таин, тот таинственно соединяется с Иисусом Христом – то есть кто с истинным покаянием, с чистой душой и со страхом Божиим и верою принимает Тело и Кровь Христову, тот в то же время принимает Святого Духа, Который, войдя в человека, приготовляет в нем место для принятия Самого Иисуса Христа и Бога Отца, и, следовательно, он становится храмом и обиталищем живого Бога. Но кто причащается Тела и Крови Христовой недостойно, то есть нечистой душой, с сердцем, исполненным злобы, мщения и ненависти, тот не только не получит Святого Духа, но становится подобным Иуде предателю и как бы вторично распинает Иисуса Христа».

Потому-то ко Причащению нельзя готовиться наспех, кое-как, будто бы мы приступаем к какому-то обыкновенному делу. Задумаемся: Причащение Святых Таин воскрешает душу, доставляя ей небесные блага, а с этим сокровищем не сравнится ничто из благ мира земного. Поэтому важно как внутреннее бодрствование, охранение себя от небрежения, неблагоговения, так и внешнее приготовление себя посредством поста и исполнения положенного молитвенного правила к достойной встрече Небесного Гостя.

Неправильно, осознавая свое недостоинство, надолго откладывать участие в Святом Причащении

Вместе с тем важно помнить, что мы никогда не станем полностью достойны Святых Таин, поскольку никогда не обретем совершенной перед Богом чистоты. «Что такое человек, чтоб быть ему чистым и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот… и небеса нечисты в очах Его» (Иов 15: 14–15), – сказано в Священном Писании. Однако это не значит, что ввиду нашего недостоинства нужно надолго откладывать участие в Святом Причащении. Вспомним, что Спаситель не отвергал даже самых тяжких грешников, но, правда, при одном незаменимом условии: у всех них было искреннее покаяние, глубокое смирение и горячая вера в Него. И если мы, зная свою греховность и духовную слабость, после исповедания своих грехов на таинстве Покаяния со смирением приступим к Чаше, Господь примет нас, не отвергнет и преподаст Свои Небесные Дары.

Как наставлял преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, «мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждой надобно поспешать к нему для уврачевания души и очищения духа, однако же с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран». Напротив, воспоминание собственных добрых дел (как это известно из притчи о мытаре и фарисее) выражает собой самую страшную греховную страсть – гордыню, которая совершенно не допускает воссиять в душе благодати Божией. Тот же святой Иоанн Кассиан наставлял: «Гораздо правильнее было бы принимать их (Святые Таины) с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин».

Можно сказать совершенно точно, в каком случае принятие Святых Таин будет действительно достойным. У каждого из нас есть свои грехи, страсти, свои духовные немощи. Среди них, если постараться, можно выделить те главные, которые особенно препятствуют нашему духовному созиданию. Для их распознания нужно всматриваться внутрь себя, честно признаваясь, что изъедает нас изнутри. То могут быть как душевные слабости, так и плотские пороки. Так вот, в случае их реального преодоления посредством покаяния и духовного подвига, то есть в случае нашего глубокого, сердечного изменения, Причащение действительно станет достойным. А кто и после принятия Святых Таин остался таким же порочным, злым, мстительным и гордым, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11: 29).

Священник Валерий Духанин

28 октября 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Искушения, связанные с Причастием Искушения, связанные с Причастием
Свящ. Валерий Духанин
Искушения, связанные с Причастием Искушения, связанные с Причастием
Священник Валерий Духанин
У любого ли священника можно причащаться? Как быть, если перед Причастием одолевают нечистые помыслы? Нужно ли ожидать мгновенного преображения духовной жизни после принятия Святых Таин?
«С токсикозом к Чаше?» «С токсикозом к Чаше?»
Ксения Манякова
«С токсикозом к Чаше?» «С токсикозом к Чаше?»
Ксения Манякова
Меня долго угнетал тот факт, что не получается выдерживать ритм духовной жизни, который был задан до беременности и родов...
Епископ Пахомий о подготовке ко Святому Причащению Епископ Пахомий о подготовке ко Святому Причащению Епископ Пахомий о подготовке ко Святому Причащению Планку надо подымать выше
Епископ Пахомий о подготовке ко Святому Причащению и духовном расслаблении
Сколько сегодня людей, которые, не войдя в традицию Церкви, не особо сильно воцерковясь и не потрудясь, говорят: это плохо, то тяжело, давайте поменяем, сократим – и будет лучше. Но простите – я, например, знаю огромное количество людей, которые, напротив, хотели бы обратного.
Комментарии
Александр24 августа 2018, 21:20
Полагаю, что ключевые мысли в ниже приведенных цитатах из статьи.
1. "Вместе с тем важно помнить, что мы никогда не станем полностью достойны Святых Таин, поскольку никогда не обретем совершенной перед Богом чистоты."
2. "Спаситель не отвергал даже самых тяжких грешников, но, правда, при одном незаменимом условии: у всех них было искреннее покаяние ... после исповедания своих грехов на таинстве Покаяния со смирением приступим к Чаше, Господь примет нас, не отвергнет ..."
Вывод, т.е. все мы недостойны, но не следует заигрываться игрой слов "достойное/недостойное Причастие", просто следует готовиться в меру сил и обстоятельств и Бог по милости своей все устроит.
Марина14 февраля 2018, 22:54
Не знаю, какая именно цель статьи, но, как пишут тут многие комментаторы, причащаться расхотелось. Точнее, так страшно теперь, что даже не знаю, можно ли мне. Сергию браво за комментарий
Александр31 января 2017, 15:09
Прочитал. Всё понял. И так плохо и по-другому нехорошо. Решил, что лучше вообще не причащаться, пока всё не станет ясно и понятно!
Наталия 4 ноября 2015, 04:48
Спасибо всем.
Владимир 1 ноября 2015, 08:20
«Что такое человек, чтоб быть ему чистым и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот… и небеса нечисты в очах Его» (Иов 15: 14–15), – сказано в Священном Писании.
Это сказал Елифаз Феманитянин.По толкованию Святых отцов за этими словами стоит сатана.Этот фрагмент не просто не уместен он преступно не уместен! Легко может в уныние людей плохо знающих Писание ввести!Меня чуть не ввёл!
тамара31 октября 2015, 22:32
Господи,помоги нам достойно жить по твоим заповедям,достойно приступать к твоей Чаше,прости наши грехи и согрешения.
Лев31 октября 2015, 00:58
Достойно причаститься,это как принять лекарство по медицинским показаниям,когда ты выявил болезнь,пришел к врачу всё рассказал,готов на все процедуры,операции и главное хочешь исцелиться!И ты при этом не думаешь -Какой я молодец! А не достойно,это когда ты нежишься со своим грехом(болезнью),не очень то и хочешь исцеления,как сказал апостол Павел-Вы ещё не до крови сражались,подвизаясь против греха...Кто из нас "цеплялся зубами" только бы не согрешить!? Прижигал,я не знаю,себе руку,только бы отогнать греховные(смертельные) мысли..я уж не говорю о делах..Мы в лёгкую,не сопротивляясь совершаем грех По этому "Достойно" это не значит горделиво,а значит по "инструкции",которая гласит-Осознаёшь что отпал? Осознаёшь что заболел? Хочешь вернуть нормальное состояние?Причащайся!И кричи ВРАЧУ-Господи спаси,погибаю!Либо не собираясь исправляться,причащайся к погибели!
сергей29 октября 2015, 22:47
наталье: все просто-священник выходя с чашей говорит:"Со страхом Божиим и верою приступите", это критерий для нас. Проблема достойного причащения очень актуальна сейчас. Как говорил известный питерский духовник: "За такое равнодушное отношение к Таинству Причащения Бог будет наказывать. Если до революции многие приступали один раз в год по традиции, то сейчас очень часто, но тоже по привычке, как таблетку принимают". Я наблюдаю как на приходах батюшки подсчитывают к-во причастников, и радуются большому их числу, но допускают и постоянно опаздывающих и даже поевших и пр. Кому это принесет пользу?
Сергий29 октября 2015, 21:30
Какая это нудная умственная жвачка - "достойный я или нет?"! Ощущение недостоинства - оно как-то в молитве появляется, или когда вдруг Бог даст увидеть свой грех... Допустим: исповедал все грехи, причастился, - что, уже достоин? Но Бог есть Бог, а мы люди. Видишь страсти, борешься, это нормально. А искусственные мысли о недостоинстве/достоинстве надо выбросить из головы, они не из сердца исходят и не в сердце идут, это балласт.
Yekaterina Kartasheva29 октября 2015, 14:17
Спасибо большое! Публикуйте больше материалов на тему исповеди и причастия. Ведь сердце христианской жизни заключено именно в Таинствах Церкви, по средством которых мы соединяемся со Христом, живем и умираем С Ним и в Нем. Это самое главное в жизни - быть со Христом.
Наталия29 октября 2015, 13:48
Страшно такое читать. Мне кажется, я только раз в жизни достойно причастилась - в первый. Я каюсь на исповеди, затем приступаю к Причастию, но через какое-то время совершаю те же грехи. Снова в них каюсь и снова причащаюсь и так далее. Значит, после того первого раза я больше достойно не причащалась, а напротив, согрешала ещё тяжелее? Ужас. Я не представляю, как после исповеди можно никогда не совершать прежних грехов: осуждения, зависти, жадности. У меня не получается. Я очень переживаю, но не получается. Значит, мне жить без Причастия? Чтобы, причащаясь, ещё больше не согрешить? Это же кошмар.
Корнилий29 октября 2015, 10:17
Для чего человеку нужно как можно чаще причищаться?,А для чего больному нужно принимать лекарство-чтобы скорее выздоровить.Но Причастие это не лекарство,а великая Святыня и приступать к ней со страхом и трепетом, для этого и нужна подготовка к Причастию.А насчёт достоин, не достоин то ведь перед самым Причастием читаем молитву где есть такие слова "грешные спасти от них-же первый есть я и какое-же может здесь быть достойнство.
Ксения29 октября 2015, 09:09
Для Наталии 14:48 2015-10-28. А у нас ещё есть путь к спасению и достойному причастию. Это вечернее и утреннее правило. Если Вы поймали себя, на том что после причастия Вы возвращаетесь к прежним грехам, то нам ничто не помешает перед сном попросить у Бога прощения в покаянной молитве (в вечернем правиле). Если на работе есть интернет, то можно не в ущерб работе найти и почитать покаянный канон. Можно обратиться словами к Богу о помощи в борьбе с грехом, взывая от своих немощных сил, призвать Ангела Хранителя на помощь, и всегда помнить фразу: "Помни час смертный и во век не согрешишь". Держите в уме Иисусову молитву, и тогда не останется время для грешных мыслей. Все святые имели память смертную, все время с ними были предметы, напоминающие о смерти, особо смелые спали в гробах. И нам они оставили много молитв о борьбе с грехами. Последуем и их примеру. . Искушений после причастия бывает много, но нам надо от них воздерживаться, покаянной молитвой, хранением постов, воздержанием, не многословием и т.д. Храни Вас Бог и Ангел Хранитель.
елена28 октября 2015, 22:48
Господи. Прости меня грешную. Дай Господи доброго здравия о. Виталию с Матушкой со чадами. Иногда после искушений для исправления, посетивших по окончанию квартальных совещаний и завершению рабочего дня хочется из грязи которой достоин, прочесть утешение, чтоб искорка к покаянию пронзила сердце после прочитанного и еще и еще раз потянула (направила) к исправлению своего ничтожества.Этого по моей греховности не случилось.
Но у меня Прости Милосердный Господи по Святым молитвам О. Виталия после прочитанного о Не достоинстве принятия Святых Христовых Таинств, еще больше катится слез и еще более прикасается грань перехода в уныние. По прочтению что в этом случае я отворачиваюсь от Господа а не он оставляет меня, у меня нет выхода, приходит четкое осознание, что я одержима.

Исповедаюсь и Причащаюсь Святых даров 1 раз в месяц, после чего в точности совершаю те же грехи и нет этому конца. Кроме надежды на Вашу Святую молитву О. Виталий и промысла Господа Бога Моего!Спасения не нахожу. Недостойная раба Божия Елена. Здравия и многая Благая лета Вам и Вашим близким" Грешница Елена. Простите меня грешную.
Н.А.28 октября 2015, 22:06
Уважаемая Наталия (14:48), простите, а где же взять силы на борьбу с грехами, если не причащаться? Никто не достоин, точнее - все недостойны. "Добродетель не груша, её сразу не съешь" (прп. Серафим Саровский). Инерция греха ещё долго живет, и грех повторяется, в силу удобопреклоненности человека к нему. Искренне почитаем себя за ничто и всё время просим милости у Бога. Но лучше эти вопросы обсудить с духовником, в том числе, как часто Вам причащаться и как готовиться.

И здесь мы неизбежно выходим на вопрос о качестве нашей исповеди. Но это отдельная большая тема...
Олег Кириленко28 октября 2015, 17:36
«Что такое человек, чтоб быть ему чистым и чтобы рожденному женщиною быть праведным? Вот… и небеса нечисты в очах Его» (Иов 15: 14–15), – сказано в Священном Писании.
Это сказал Елифаз Феманитянин.По толкованию Святых отцов за этими словами стоит сатана.
Поэтому при всем уважении к автору статьи и к статье, приведенный фрагмент не совсем уместен. Хотя человек конечно же не по достоинству причащается Святых Тайн.
nina28 октября 2015, 16:16
Отче, как же я благодарна Вам за такое подробное пояснение. Много раз сомневалась, что недостойна причащаться и не шла к Чаше. Потом прочитала, что все мы недостойны и стала причащаться. Но иногда не чувствовала облегчения от грехов и смущалась этим. Оказывается, не было достойного покаяния, не менялась душа после исповеди. Спасибо большое. А по поводу частого причащения - душа сама подскажет идти или бегом бежать...
Наталия28 октября 2015, 14:48
Страшно такое читать. Мне кажется, я только раз в жизни достойно причастилась - в первый. Я каюсь на исповеди, затем приступаю к Причастию, но через какое-то время совершаю те же грехи. Снова в них каюсь и снова причащаюсь и так далее. Значит, после того первого раза я больше достойно не причащалась, а напротив, согрешала ещё тяжелее? Ужас. Я не представляю, как после исповеди можно никогда не совершать прежних грехов: осуждения, зависти, жадности. У меня не получается. Я очень переживаю, но не получается. Значит, мне жить без Причастия? Чтобы, причащаясь, ещё больше не согрешить? Это же кошмар.
алексей28 октября 2015, 11:53
Мне лично кажется, что появивщееся ныне настаивание на частом Причастии в нащей церкви не совсем правильно. Редко стало слышно слово, например, о покаянии людей и всего народа. И об исправлении - гораздо меньше говорим. А что так? Как мало Христа в нашей русский жизни, хотя и храмов больше. А ведь смысл усиленного стройки многих храмов, частого Причастия = это усиленная жизнь со Христе. Мы сегодня часто слышим - нужны храмы "в щаговой доступности", надо послабить молитвенное правило, количетсво дней поста, непременную Исповедь перед каждым Причастием. Ну и знаменитый афоризм: "Тот, кто уверен, что достоин Причастия - вот он-то и недостоин". Я думаю, нам важно помнить, что смысл Причастия - Единение со Христом. И оно не может быть без ежедневной жизни со Христом. То есть и поститься и молиться, и на службах быть - это признак того, что человек со Христом. Да, пост/молитва, беременным и больным послаблены. Но если беременная/больной хорошо себя чувствует? Почему бы хотя эту неделю перед Причастием не поговеть? В храм походить ... Наше достоинство - во Христе. Без молитвы/поста этого достоинства просто не достигнуть...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×