Канон преподобного Андрея Критского

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Православие.Ru, 23 февраля 2004 г.
http://www.pravoslavie.ru/put/1599.htm

«Преизряднейший таинник покаяния», каковым именем Святая Церковь достой­но ублажает творца Великого канона преблаженного пастыря Критской Церк­ви святого Андрея, собрав в этом каноне воедино события ветхозаветной и ново­заветной истории от падения праотца Адама до Вознесения Христова, излагает их в духе глубокого сердечного сокруше­ния, с необыкновенным искусством при­лагая каждое из них к состоянию души грешной. Из священной сокровищницы Писания он извлекает сильнейшие по­буждения к покаянию и нравственному исправлению. По всей справедливости бессмертному творению Критского пас­тыря приличествует также в равной мере наименование «канон покаянный» или «умилительный». В нем предлагаются христианам многоразличные образцы жизни добродетельной для подражания и примеры жизни нечестивой для предо­стережения себя от них, равно как и спа­сительные уроки покаяния и деятельного восхождения к Богу.

Здесь собрано все с целью пробуждения души от греховного усыпления и расположения ее к самоис­пытанию, самоосуждению и раскаянию. Перед взором грешника проходят лица, деяния и события мира ветхозаветного и новозаветного, в которых с особою силой отразились значение и сила греха, а также равно достоинство жизни праведной; его вниманию предлагается вся священная история на примерах благочестия и нечес­тия ее деятелей, их обращений к Богу и нераскаянности в грехе. Помимо приме­ров из священной истории творец канона указывает на живой пример самого край­него падения и восстания в лице святой подвижницы Марии Египетской, достиг­шей высокой степени совершенства. По­каянный, или Великий, канон читается по частям на великом повечерии в понедель­ник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста и потом полностью на утрени в четверг пятой седмицы.

По своему внешнему составу Великий канон святого Андрея Критского во всем, исключая обширности, сходен с другими. Впрочем, он имеет еще и ту особенность, что заключает в себе девять песней (обык­новенно богослужебный канон не имеет второй песни) и к каждому тропарю его прилагается псаломский припев: «Поми­луй мя, Боже, помилуй мя». Сначала он имел только 210 тропарей, по времени при­знательная Церковь присоединила к ним еще 40 в честь его составителя и в память Марии Египетской. Таким образом, называясь Великим произведением по своему содержанию, высоте мыслей и си­ле выражений, канон святого Андрея назы­вается также Великим и по своей обширно­сти (все другие подобные произведения заключают в себе около 30 песнопений или немногим более).

Канон — переносн.: правило, образец. Этим именем в цер­ковном богослужении называется ряд песнопений, имею­щих весьма близкое отношение между собой и называемых ирмосами — разумеется песнопение, составленное по како­му-либо определенному размеру и напеву, с известным ко­личеством и расположением слов, и служащее образцом следующих за ним песней: сочиненные подобно ирмосам, соединяясь с ними и по своему составу всегда им подчиня­ясь, последние от своего размера и напева зовутся тропа­рями. Таким образом, канон, заключая в себе соответст­венные друг другу ирмосы и тропари, составляет как бы одну песнь из равномерных звеньев и представляет нечто целое, правильное и стройное как по внутреннему содер­жанию, так и по внешнему составу.