Святая Радегунда и перенесение части Животворящего Креста Господня во Францию

19 ноября (2 декабря по нынешнему гражданскому календарю) 568 г. из Константинополя в Пуатье[1], небольшой город в Западной Франции, был принесен бесценный дар – частица Животворящего Креста Господня. Эта великая святыня была подарена монастырю Божией Матери[2] города Пуатье по просьбе его основательницы – святой королевы Радегунды.

Перенесение частицы Креста Господня из Константинополя в Пуатье. Фреска Г. и Я. Добрыниных в православном монастыре прп. Антония Великого (Дром, Франция) Перенесение частицы Креста Господня из Константинополя в Пуатье. Фреска Г. и Я. Добрыниных в православном монастыре прп. Антония Великого (Дром, Франция)
Святая Радегунда[3] родилась в 519 г. и была дочерью короля Тюрингии[4], племянницей крестителя франков короля Хлодвига[5]. В результате междоусобных войн в раннем детстве она лишилась родителей и оказалась вместе со своим младшим братом в плену у Хлотаря, сына Хлодвига. Находясь при королевской резиденции в городке Ати, она получила прекрасное образование. По-видимому здесь же она познакомилась с христианским учением и приняла святое крещение. Уже с самого юного возраста она начала проводить подвижническую жизнь, посвящая себя молитве, служению больным и убогим. Ее королевские покои стали прибежищем для нищих, деньги, которые она получала, раздавались ею нуждающимся, а сама она была в своем доме скорее служанкой, чем госпожой.

Наслышанный о ее удивительных добродетелях и красоте король Хлотарь в 538 г., после смерти своей третьей жены, решил жениться на Радегунде. Однако Радегунда предпочитала уединение и звание невесты Христовой и потому попыталась скрыться. Но вскоре она была найдена и поневоле согласилась на супружеский союз с суровым королем франков. Бракосочетание в Суассоне совершил святой епископ Медард.

Многочисленная свита, блеск и суета двора не помешали святой Радегунде продолжать благочестивую жизнь: она все так же посвящала значительное время молитве, благотворила нищим и монастырям; в городе Ати, где она была воспитана, по ее указанию была построена больница для бедных. Она вела аскетическую жизнь, лишая себя удовольствий мира сего: строго соблюдала посты, отсылала подаренные ей драгоценности и наряды в храмы и монастыри для украшения святыни, а великим постом тайно носила власяницу. Святая проводила много времени среди нищих и больных, которым сама омывала раны. Нередко ей приходилось умирять суровый нрав своего супруга, которому придворные жаловались, что он женился не на королеве, а на монахине и служанке. Святой Радегунде удавалось вымаливать у Хлотаря прощение для осужденных и получать от него пожертвования для нуждающихся.

Так она прожила пять или шесть лет, восхваляемая и почитаемая всеми добрыми жителями королевства. Однако жизнь при дворе не могла не тяготить ее, и когда по приказу Хлотаря был убит ее горячо любимый брат, для нее оказалось слишком тяжело жить с его убийцей. Святая Радегунда упросила Хлотаря отпустить ее в монастырь. Обратившись к святителю Медарду, епископу Нуайона, она умоляла его облечь ее в монашеские одежды. Видя сомнения и нерешительность епископа, она сказала ему, что если он, убоявшись больше людей, чем Бога, замедлит с ее постригом, то будет держать ответ за ее душу перед Верховным Пастырем. После этих слов святой Медард совершил постриг, посвятив ее в диакониссы, и королева-монахиня отправилась поклониться мощам святого Мартина Турского, особенно почитаемого жителями королевства. Чтобы подражать нищете Христовой, святая Радегунда постепенно раздала все имущество и драгоценности, которые имела при себе, делая щедрые пожертвования храмам и обителям.

Пуатье. Часовня на месте келлии св. Радегунды Пуатье. Часовня на месте келлии св. Радегунды
Известно, что Хлотарь пытался вернуть супругу обратно, но, вразумляемый Богом и письмом святой Радегунды, согласился окончательно отпустить ее и позволил ей основать женский монастырь Божией Матери в городе Пуатье. Здесь вокруг нее собрались юные девицы, желающие служить Господу, и был построен храм в честь Пресвятой Девы. После монашеского пострига святая королева с еще большим усердием продолжала свои подвиги. Служа нищим и больным, она не гнушалась даже прокаженными, собственными руками умывала их, перевязывала гноящиеся раны, кормила и поила их. Пища, принесенная святой Радегундой, или предметы, ею благословленные, часто имели чудодейственную силу и приносили людям исцеления от болезней. По свидетельству жизнеописателя святой Венанция Фортуната[6], после монашеского пострига Радегунда, обильно угощавшая приходивших к ней, дала обет питаться лишь овощами и травами и не пить вина, а во время Великого поста вкушала хлеб только по воскресным дням. Спала она не более часа и то на пепле, покрытом власяницей.

Когда была закончена постройка монастырских зданий, святая Радегунда вместе с окружавшими ее молодыми подвижницами пожелала затвориться в монастыре и назначила игуменьей святую Агнию, отказавшись по смирению от начальствования в основанной ею обители. Наравне с остальными сестрами она выполняла все монастырские послушания, не гнушаясь самыми грязными и тяжелыми. Святая Радегунда хранила удивительную сердечную чистоту и искреннюю нежную любовь к жившим с ней сестрам. Ради этой любви она вместе с игуменьей Агнией предприняла путешествие в Арль, где получила копию монашеского устава архиепископа этого города святого Кесария Арелатского, составленного им для его сестры святой Кесарии и ее женской общины. Этот устав использовался в женских монастырях Франции около двух столетий, пока не был заменен уставом святого Венедикта Нурсийского.

Пуатье. Церковь св. Радегунды Пуатье. Церковь св. Радегунды
В 568 г. святая Радегунда пожелала иметь в своей обители частицу Животворящего Креста Господня. Сначала она обратилась к тогдашнему правителю области Пуату сыну Хлотаря Сигеберту I с просьбой разрешить испросить у византийского императора это бесценное сокровище ради спасения всей Франции и процветания его королевства. Получив разрешение короля, она избрала посольство, которое отправила к византийскому императору Юстину II Младшему. Святыня была с благоволением передана благочестивой супруге покойного Хлотаря императором и императрицей, которые украсили ее золотом и драгоценными камнями, а также послали в дар святой Радегунде частицы мощей многих святых и богато украшенное Евангелие.

С великой радостью и торжеством встречала святая Радегунда ковчег с Животворящим Древом, впервые принесенным на французскую землю. После того, как святой Евфроний, епископ города Тура, с честью поместил святыню в монастырской церкви, сама обитель была переименована в монастырь Святого Креста. В память об этом событии Венанций Фортунат сочинил гимн Vexilla Regis[7], который до сих пор используется Католической Церковью за богослужениями, связанными с воспоминанием Страстей Христовых.

До конца своей жизни святая Радегунда продолжала творить множество добрых дел, в том числе, старалась остановить или предотвратить ссоры и междоусобия между четырьмя сыновьями Хлотаря, которые после смерти отца разделили между собой королевство. Оставаясь по чести королевой и имея большое влияние на сильных мира сего, она с помощью писем и близких ей влиятельных людей заботилась о сохранении мира и справедливости в государстве.

По преданию, незадолго до кончины святая Радегунда сподобилась видеть Самого Спасителя, Который возвестил ей о скором отшествии из земной жизни и об ожидающем ее блаженстве. В память об этом видении на камне, на котором стоял Христос, остался след Его стопы.

Пуатье. Гробница св. Радегунды Пуатье. Гробница св. Радегунды
Почила святая Радегунда 13 августа 587 г. в возрасте 68 лет в своем монастыре[8] и была погребена в храме Божией Матери, построенном вне стен для погребения монахинь. Этот храм вскоре стал называться именем святой Радегунды. Именно в нем и хранится по сей день гробница святой. Большая часть ее мощей была уничтожена гугенотами во время религиозных войн в 1562 г. Уцелевшие мощи были помещены в древней гробнице.

Как при жизни, так и после кончины святой Радегунды по ее ходатайству совершалось много чудес и исцелений. Очень скоро она стала почитаться святой, к ее мощам начались паломничества. Многочисленные чудеса совершались также от святого Креста. Свидетелем одного из них, имевшего место еще при жизни святой Радегунды, был святитель Григорий[9], архиепископ города Тура, который впоследствии совершал погребение святой Радегунды. Однажды во время посещения монастыря Святого Креста он увидел, что из лампады, горящей перед ковчегом с Крестом, часто капает масло. Святитель подумал, что она с трещиной, тем более, что под ней стояло блюдо, в которое собиралось текущее масло. Он удивленно спросил настоятельницу, почему нельзя было повесить целую лампаду, из которой бы масло не капало? Та объяснила, что это происходит не из-за лампады, а из-за силы Креста, находящегося в ковчеге. Тогда святой Григорий взглянул на лампаду и увидел, что масло бурлит в ней и переливается через края, как в котле над сильным огнем. Явление это все более усиливалось, так что из сосуда, вмещавшего не более литра, в течение часа истекло еще около литра масла. Это чудо святитель Григорий описал в 5-й главе книги «Слава мучеников».

После революции 1789 г. ковчег святой Радегунды, в котором хранилась частица Креста Господня, исчез. Однако монахиням удалось сохранить само Животворящее Древо. Оно было помещено в более скромный ковчег и хранится до настоящего времени в аббатстве Святого Креста, которое было перенесено в местечко Сен-Бенуа в 7 км к югу от Пуатье. Ковчег доступен для поклонения верующих каждое первое воскресенье месяца.

Вера Массалитина
Фото: Максим Массалитин

2 декабря 2006 г.

[1] Пуатье больше всего известен нам благодаря свт. Иларию Пиктавийскому, «Афанасию Запада», а также знаменитой битве 732 г., положившей конец арабскому продвижению в Западную Европу.

[2] Впоследствии этот монастырь был переименован в монастырь Святого Креста, о чем будет сказано ниже.

[3] Radegundis – с древневерхненемецкого языка: Rat (совет) и Kampf (борьба).

[4] Тюрингия – одна из земель центральной Германии.

[5] Хлодвиг (около 466-511) крестился сам и крестил франков в 496 г.

[6] Венанций Фортунат – итальянский поэт, собеседник и друг святой Радегунды, составитель ее жития. После ее кончины был епископом города Пуатье.

[7] Название дано по словам первой строки гимна: «Vexilla Regis prodeunt», что в переводе с латинского «Знамена Царя выступают вперед».

[8] К этому времени в монастыре спасалось до 200 сестер, многие из которых происходили из знатных семей и даже королевского дома.

[9] Святитель Григорий Турский (540-594) – один из знаменитейших святых Западной Церкви, составитель богатейшего на тот момент на Западе агиографического труда, автор «Истории франков». Вот как пишет о святом Григории о. Серафим (Роуз): «Хотя сегодня он известен более своей «Историей франков», для православных христиан он более важен благодаря восьми «Книгам о чудесах», которые обыкновенно называют его менее важными работами. В этом писателе Галлии VI века дышит дух православного Востока... Находясь под сугубым влиянием святителя Мартина, его собственного предшественника на епископской кафедре в Туре, благодаря которому он получил телесные исцеления, он посвятил четыре из восьми книг этого труда «Чудесам (или, скорее, добродетелям) святителя Мартина». Но он также занимался и всеми другими святыми: одну книгу написал о «Славе блаженных мучеников», другую о «Страстях и чудесах святого Иулиана-мученика», еще одна его книга – «Житие отцов», а заключительная – «Слава исповедников». Собранные вместе, книги эти, посвященные, главным образом, святым Галлии, образуют самый большой агиографический материал о православных святых какой-либо страны в древности» (Святитель Григорий Турский, иеромонах Серафим (Роуз) (составитель). Vita Patrum. Житие отцов. – М.: Издательский дом «Русский Паломник», 2005. – С. 26).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Лекция 12. Святость (ВИДЕО) Лекция 12. Святость (ВИДЕО)
Протоиерей Андрей Ткачев
Лекция 12. Святость (ВИДЕО) Лекция 12. Святость
Православные просветительские курсы
Протоиерей Андрей Ткачев
26 декабря 2016 г. Сретенская духовная семинария.
Геновефа Геновефа
Прот. Андрей Ткачев
Геновефа Геновефа
Протоиерей Андрей Ткачев
Святой Симеон Столпник говорил тем, кто приходил к нему с Запада: «Поклонитесь от меня святой Геновефе и попросите у нее молитв для меня». А почему мы не просим ее молитв, бывая в ее городе – в Париже? Почему не знаем святых – православных святых – древней Европы?
Житие преподобного Вандрегизила Фонтенельского Житие преподобного Вандрегизила Фонтенельского
Видя упорство подвижника в духовной брани, Господь послал ему в утешение вестника. Когда однажды ночью святой по обыкновению спал на циновке в своей хижине, ангел перенес дух его в монастырь Боббио, что в стране лангобардов, называемой еще Италией, и Вандрегизил увидел и окрестности обители, и ее строения.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×